Братья Якоб и Вильгельм Гримм собирали немецкий фольклор, бережно обрабатывали народные сказки, сохраняя их мудрость и обаяние.
Истории сказок Братьев Гримм
Сборник сказок братьев Гримм прочно вошёл в литературное чтение народов мира. Сказки братьев Гримм — сборник множества произведений, которые коллекционировали лингвисты Якоб и Вильгельм. Произведения братьев Гримм стали частью культурного наследия Германии и завоевали популярность во всем мире, стали классикой.
Кровожадные творцы: почему сказки братьев Гримм в оригинале нельзя читать детям
В их числе был и Якоб, спустя немного времени и все остальные члены покинули Ганновер. Конечно, главную скрипку в их тандеме играл брат Якоб — он работал, не распыляясь ни на что другое. Даже попытки вмешаться в политические дела ничем не закончились, поскольку политика стала мешать науке. У Вильгельма тоже дела шли хорошо, хотя с перерывами на болезни.
Но членами Берлинской академии наук братья стали одновременно. И уже дальше жили в Берлине до самой смерти. Оба брата настолько любили свое занятие, что буквально умерли за него.
Смертельная болезнь была спровоцирована фурункулом на спине. Он и раньше не отличался крепким здоровьем, но никто в тот раз не ожидал такого печального исхода. С каждым днем Вильгельму становилось хуже.
Операция не помогла. У мужчины поднялась температура. Его страдания прекратились от паралича легких через две недели.
Жизнь Вильгельма оборвалась, когда он работал над словарем и закончив букву Д, он спокойно оставил этот мир. До конца жизни он работал над словарем. Якоб не желал прекращать свои труды ни на минуту.
Ему стало плохо за письменным столом. Умер Якоб от инсульта 20 сентября 1863 года. Последнее слово, которое он записал, было слово «Frucht» плод.
Сказочников, знаменитых на весь мир, похоронили на кладбище Святого Матфея в Берлине. Братья были не только талантливыми, но и быстро влюблялись во все новое, о чем узнавали в университете. Именно так было со сказками: они познакомились с филологами, которые серьезно занимались сбором мифов, историй, легенд и внезапно заинтересовались новым делом.
Оказывается, исследовать историю слов, басен, притч, — не менее интересное дело, чем копаться в юридических тонкостях! Ведь братья Гримм всегда интересовала литература. Хотя они закончили юридический факультет, манила их немецкая поэзия, им её открыл профессор Савиньи.
Якобу и Вильгельму нравилось часами просиживать за изучением старых фолиантов. Поэтому вся дальнейшая их деятельность была связана с немецкой словесностью, филологическими проблемами, проведением исследовательских работ. А сказки — лишь часть от того огромного объема работ, который проделали братья Гримм в области литературы и лингвистики.
В 1812 году в творчестве Якоба и Вильгельма случился первый успех — они издали сборник «Детские и семейные сказки», в который вошло 100 произведений. В нее вошло немало сказок, услышанных не только самими братьями Гримм, но и их друзьями. Как и раньше, писатели оставляли за собой право давать сказкам собственную языковую редакцию.
Вторая их книга вышла свет в 1815 году. Правда, потом книги подвергались переизданиям. А всё дело в том, что некоторые сказки из этих книг были расценены неподходящими для детей.
Например, был удален фрагмент, где Рапунцель невинно интересуется у крестной, почему платье так обтянуло ее округлившийся живот. Здесь речь шла о ее беременности, наступившей после тайных встреч с принцем. Появление этих двух, казалось бы, «несерьезных» книг сделало революцию во всей тогдашней немецкой филологии.
Текст был написан таким простым, доступным самому широкому кругу читателей языком, что на молодых авторов обратили внимание филологи всей Европы. Этому событию придавало веса еще и то, что братья одновременно занимались научными исследованиями в филологии, что, в конце концов, вылилось в фундаментальные работы. Двухтомник «Сказок» собрал свыше 230 сказок и легенд.
Его читала вся Европа. Вот только всего несколько сказок, которые известны во всем мире: «Белоснежка и семь гномов»; «Бременские музыканты»; «Золотой гусь»; «Король Дроздобород»; «Горшочек каши»; «Храбрый портняжка»; «Волк и семеро козлят». Дальше вышла книга «Немецкие пересказы».
Но научно исследовательскую работу братья не прекращали, ни на секунду. Они дополняли друг друга. Только Вильгельм был слабее здоровьем.
Сказками и легендами они увлеклись вместе, и вскоре Якоб все-таки отдал приоритет юриспруденции. Впрочем, осуществил это как-то странно: синтезировал, сделал своеобразный «микс» из филологии, истории, юриспруденции, философии, что в конце их жизни и дало начало германистике — науке о немецком языке и литературе.
Там просто описывается, как дети играли в скотобойню и один ребенок погиб, причем описывается это довольно натуралистично. И конечно, Арним не хотел такое читать детям, я его понимаю.
Другой аспект — социальные противоречия. Народная сказка их обязательно фиксирует и передает, но Гриммы, во-первых, не хотели сильно политизировать сказки, а во-вторых, видимо, им была важна в сказках вневременная составляющая. В общем, этот момент они старались всячески сгладить. Тут они ближе к протестантской просветительской традиции, потому что к теологии Лютера восходит представление о том, что семья, причем семья в широком смысле слова, то есть люди, живущие под одной крышей, в том числе слуги, — это отдельный маленький мир.
Отец должен просвещать семью, читать поучительные тексты и обсуждать их всем домом. Видно, что именно в этом ключе братья и перерабатывали свои сказки. В более поздних версиях они активнее расставляли христианские акценты даже в изначально языческих сюжетах. Это видно и на лексическом уровне — отрицательные персонажи награждаются эпитетами типа «безбожный» или «неверный».
Вообще, когда мы говорим о «Детских и домашних сказках», то сразу представляем себе что-то народное, и действительно часть информантов Гриммов были крестьянами, но основную аудиторию их книг, безусловно, составляли городские бюргерские семьи. На них Гриммы и ориентировались, они перерабатывали тексты на основе их ценностей — буржуазной протестантской этики. И у его истоков стоят сами братья Гримм? Более того, это происходило на разных уровнях.
С одной стороны, чтобы сказки можно было читать детям, вносились правки в сюжет. Например, в первой версии сказки «Рапунцель» перед тем, как родить близнецов, девушка неоднократно встречалась с принцем, а в последней они, ну, просто появились. С другой стороны, чрезвычайно важной была идея национального духа, которая появляется тогда в романтизме. Якоб в самых первых письмах, посвященных работе над сказками, спорил с Арнимом и говорил, что не хотел бы уходить от народного текста, хотел бы сохранить близость к немецкому духу и немецкой культуре.
При этом в понятие «народного духа» вошли традиции очень разных времен. Например, в эпоху барокко, когда был чрезвычайно популярен жанр проповеди, стало модным вставлять в них пословицы и поговорки. И эту барочную жанровую характеристику перенимают Гриммы — видно, как из редакции в редакцию сказки обрастают пословицами. Гриммы вплетали их во время работы над текстом, потому что пословицы и поговорки понимались как сокровища национального духа.
Или другой пример, который я тоже очень люблю. Мы все помним, почему Белоснежка была такой красавицей: кожа у нее была белая, как снег, щечки румяные, как кровь, и волосы черные, как рама окна, в которое смотрела ее мать. Однако ничего этого изначально в тексте сказки не было, а образ восходит к Вольфраму фон Эшенбаху. В «Парцифале» есть такая сцена: герой романа смотрит на снег, на который упали красные капли крови, и грустит, потому что вспоминает свою возлюбленную Кондвирамур, вспоминает, как прекрасна и бела ее кожа и что она румяна, как эти капли крови на белом снегу.
Этот образ Вильгельм Гримм позаимствовал из «Парцифаля», и таким образом он попал в «Белоснежку». Братья были медиевистами и прекрасно знали огромное количество текстов: и немецкую средневековую литературу, и литературу эпохи барокко, — они выбирали все самое лучшее и вплетали в ткань своих сказок. Так происходила их работа над текстом. Арним и Брентано старались в «Волшебном роге мальчика» давать песни из разных частей страны вперемешку, чтобы подчеркнуть культурное единство политически раздробленной страны.
Думали ли об этом Гриммы? В то же время здесь было несколько проблем. Во-первых, немецкие диалекты. Как известно, они довольно сильно отличаются друг от друга.
Те же самые нижненемецкие сказки без перевода современному читателю непонятны. Сначала братья собирались сохранять диалектную форму, но к концу диалектная запись осталась только у примерно двадцати сказок. К слову, считается, что именно эти сказки наименее переработанные.
Молодой подмастерье подумал: «Ну, этого столика хватит мне на всю жизнь! Если вздумается ему, то он и вовсе не зайдет в гостиницу, а где-нибудь в поле, в лесу, на лугу вытащит столик из-за спины, поставит его перед собою и скажет: «Столик, накройся! Наконец, пришло ему в голову, что следует ему вернуться к отцу, что гнев у старика уже прошел и что он охотно примет его снова в дом с такой диковинкой, как этот столик.
Случилось при этом, что на обратном пути зашел он однажды вечером в гостиницу, которая была переполнена постояльцами: они его поприветствовали и пригласили сесть за их стол и разделить с ними трапезу. Те посмеялись и подумали, что он с ними шутит, а столяр поставил свой деревянный столик среди комнаты и сказал: «Столик, накройся! И более-то всего удивлялись тому, что не успевало блюдо опорожниться, как на его место само собою являлось новое. Тем временем хозяин гостиницы стоял в одном из углов комнаты и присматривался к этой диковинке; он и сам не знал, что ему сказать, однако же надумал: «Такого повара недурно было бы мне завести у себя, в моем хозяйстве». Столяр и его гости веселились и потешались до поздней ночи, пока наконец не улеглись спать; и молодой подмастерье улегся также, поставив свой диковинный столик около стенки. А хозяин все никак не мог успокоиться: ему пришло в голову, что в кладовой у него был столик точь-в-точь такой же, как этот.
И вот он тихонько вытащил свой столик и подменил им столик столяра. На другое утро столяр заплатил за свой ночлег, взял столик, вовсе не думая о том, что он подменен другим, и пошел своей дорогой. В полдень пришел он к отцу, который принял его с великой радостью. Портной осмотрел его со всех сторон и сказал: «Ну, эта штука не важная — это просто старый и дрянной столишка». Вот вы и пригласите-ка всех родных и друзей к себе, пусть полакомятся и потешатся, мой столик их всех накормит». Когда все гости были в сборе, он поставил свой столик посреди комнаты и сказал: «Столик, накройся!
Тут увидел бедняга-подмастерье, что столик у него подменен, и устыдился того, что он в глазах всех явился лжецом. Родные все его осмеяли и должны были разойтись по домам, не пивши и не евши. Отец опять вытащил свое тряпье и стал портняжить; а сын определился к мастеру в подмастерья. Второй сын портного пришел к мельнику и поступил к нему в ученье. Когда миновали годы ученья, хозяин-мельник сказал ему: «Так как ты вел себя хорошо, то я тебе подарю осла особой породы, такого, что ни возок возить не может, ни кулей таскать». Чуть, бывало, занадобятся деньги, стоит ему только сказать ослу: «Бриклебрит», — и сыплется золото дождем, и ему уж приходилось только подбирать его с земли.
Куда бы он не приходил, ему подавай только все самое лучшее и чем дороже, тем лучше, потому что кошелек у него был постоянно полнешенек золота. Побродив некоторое время по белу свету, он подумал: «Надо бы теперь отца разыскать; ведь если я к нему теперь приду со своим ослом, он и гнев позабудет, и меня примет ласково». Случилось, что на пути попал он в ту самую гостиницу, в которой был подменен столик у его брата. Сын портного вел осла под уздцы, и когда хозяин хотел у него осла взять и привязать, наш молодец сказал ему: «Не трудитесь, я своего ослика всегда сам ставлю в стойло, сам и привязываю, потому я должен знать, где он стоит». Хозяину это показалось странно, и он подумал: «Ну, коли сам за ослом ухаживает, значит, не больно много от него наживешься». Но когда приезжий сунул руку в карман да вытащил из него два червонца, да приказал ему закупить всего хорошего, хозяин и рот разинул, побежал и разыскал ему лучшее, что можно было добыть.
После обеда гость спросил, сколько ему следует заплатить, и хозяин не пожалел мела на запись — подвел счет так, что ему приходилось получить с гостя еще пару золотых.
Литература этих писателей была настолько популярна, что вскоре их даже узнавали по всему миру. За все время братья Гримм выпустили 7 сборников, включающих 210 произведений, дополненных разнообразными иллюстрациями. На данный момент их самыми популярными сказками является «Белоснежка» и «Бременские музыканты». Здесь раскрывается глубокий смысл человеческих отношений и жизни в целом. Победа добра и любви — это основа хорошей детской сказки. Относительно главных героев используются только понятные черты и описание, позволяющее сформировать мнение о персонажах, найти хороших и плохих.
Братья Гримм
Охотник стрелять не стал, пошел дальше и подходит к озеру, и видит — выплыла из его глубины наверх рыба. Только он прицелился, а рыба как заговорит: — Не бей меня, я тебе за это сослужу службу! Он дал ей нырнуть в воду, пошел дальше и повстречал лису. Она шла, прихрамывая.
Он выстрелил в нее, но не попал, и крикнула лиса: — Ты лучше ко мне подойди да вытащи мне из ноги занозу. Охотник так и сделал, а потом собрался лису убить и содрать с нее шкуру. А лиса говорит: — Оставь меня в живых, я тебе за это службу сослужу!
Отпустил юноша лису, она убежала, а когда стало смеркаться, он воротился домой. На другой день надо было ему прятаться, но что он ни придумывал, как ни ломал себе голову, а придумать не мог, куда бы ему спрятаться. Пошел он в лес к ворону и говорит: — Я оставил тебя в живых, так скажи мне, куда б это мне запрятаться, чтоб не увидела меня королевна.
Опустил ворон голову, долго-долго раздумывал, наконец прокаркал: — Я надумал! Он принес из своего гнезда яйцо, разбил его на две части и сунул в него юношу. Потом ворон слепил яйцо и уселся на него.
Подошла королевна к первому окошку, не могла его найти, не нашла она его и в следующем окне. Она стала уже побаиваться, но в одиннадцатое окно она все-таки его увидела. Велела тогда королевна убить ворона, принести яйцо и разбить его, — и пришлось юноше из него вылезти.
Книга была оценена по достоинству и ещё при жизни братьев Гримм этот сборник, постоянно дополняемый авторами, выдержал порядка 6 изданий и был переведен почти на все европейские языки. Этот сборник сказок был их первой попыткой на пути ученого собирания и ученой обработки памятников древней немецкой литературы и народности; в нём они сумели не только успешно воспроизвести сказки в их первозданной простоте, но и выразить саму душу немецкого народа. Братья Гримм родились в семье чиновника в городе Ханау Hanau. С раннего возраста братья были связаны тесными узами дружбы, которая длилась всю жизнь. Отец братьев умер в 1796 году, оставив семью в стесненном материальном положении и только благодаря помощи тётки со стороны матери братья Гримм смогли закончить учёбу, к которой у них рано проявились отличные способности. Закончив Кассельский лицей, братья поступили в Марбургский университет, желая изучать юридические науки, последовав примеру отца. В Марбурге Фр. Через Савиньи братья познакомились с К. Брентано, который в то время вместе с Л. Со временем братья Гримм стали посвящать все больше свободного времени изучению немецкой и иностранной литературы и, впоследствии, посвятили этому всю жизнь.
Созовите-ка всех родственников, я их сразу обогащу». Когда они все были в сборе, мельник, сын портного, попросил их очистить место, разостлал свою подстилку и привел осла в комнату. Тогда у бедняги лицо повытянулось: он увидал, что его обманули, и стал просить извинения у своих родных, которым пришлось вернуться домой такими же бедняками, как прежде. Что же было делать? Пришлось старику-портному опять взяться за иголку, а нашему молодцу — поступить в услужение к соседнему мельнику.
Третий сын был в ученье у токаря, и так как это ремесло хитрое, то и пришлось ему учиться дольше всех братьев. Однако же братья известили его письмом, как плохо им пришлось от того хозяина гостиницы, который накануне их возвращения домой сумел оттягать их диковинки. Когда третий брат окончил ученье у токаря и должен был с ним расстаться, токарь подарил ему за хорошее поведение мешок и сказал: «В этом мешке лежит дубинка». Она будет только напрасно тяготить меня». Путем-дорогою молодой токарь пришел под вечер в ту гостиницу, в которой его братья были обмануты плутом-хозяином.
Он положил перед собою свою котомку на стол и стал рассказывать, что он видел диковинного на свете во время своих странствований. Хозяин тотчас и уши насторожил. Когда пришло время спать ложиться, гость растянулся на лавке и подложил свой мешок под голову. Хозяин же, когда решил, что гость его заснул глубоким сном, подошел к нему, ухватился за мешок и стал полегоньку тащить из-под головы гостя, чтобы заменить его другим мешком. А токарь давно уже только этого и поджидал, и в то самое время, когда хозяин собирался дернуть мешок посильнее, он воскликнул: «Дубинка, из мешка!
Хозяин стал кричать и молить о пощаде; но чем громче он кричал, тем сильнее выбивала дубинка в такт этому крику дробь по его спине, пока, наконец, он не упал в совершенном изнеможении. Тогда токарь сказал ему: «Если ты не вернешь мне столик-сам-накройся и осла, что золото сыплет, я велю дубинке еще раз поплясать на твоей спине». Молодец сказал на это: «Ну, я тебя помилую, хоть и не следовало бы, но берегись у меня! На другое утро токарь отправился к отцу со всеми тремя диковинками. Портной очень обрадовался, свидевшись с ним, и его также спросил, чему он выучился на чужбине.
Ведь ты дубинку-то можешь из каждого дерева себе вырубить! Такой не вырубишь! Вот, видите ли, с этой дубинкой я сумел вернуть и диковинный столик, и диковинного осла, которые вороватым хозяином отняты были у моих братьев. Прикажите-ка их обоих позвать да пригласите всех родных: я их напою и накормлю досыта да еще набью им золотом полнешеньки карманы». Старый портной не очень этому поверил, однако же созвал всех родных.
Тогда токарь разостлал в комнате покрывало, ввел диковинного осла и сказал брату: «Ну-ка, братец, поговори с ним по-своему». Мельник сказал: «Бриклебрит», — и в то же мгновение дождем посыпались на покрывало червонцы и сыпались до тех пор, пока все не понабрали себе столько, сколько могли снести. Затем токарь вынес столик и сказал: «Братец, поговори ты с ним по-своему».
Дальше по пути слуга встретил еврея с «козлиной бородкой», который восхищённо слушал пение какой-то птицы. Еврей пожаловался, что птица не может быть его собственностью, и слуга предложил помочь. Он выстрелил в птицу и предложил еврею подобрать трофей, который упал в терновник. Когда еврей залез в колючие кусты, слуга захотел над ним подшутить — заиграл на чудесной скрипке. Еврей пустился в пляс, разодрал на себе одежду, поцарапался. Чтобы слуга перестал играть, еврей предложил ему кошель с золотыми монетами. Они договорились.
Однако еврей пошёл к судье с жалобой на ограбление. Судья не поверил словам слуги, что еврей сам дал ему свой кошель, и приговорил его к смертной казни через повешенье. Но последним желанием слуги было сыграть на своей чудесной скрипке, и судья не смог воспротивиться этой просьбе. Как только осуждённый повёл смычком по струнам, то весь суд, и зеваки, и даже собаки — все бросились плясать и прыгали до тех пор, пока судья не помиловал парня, а еврей, кроме того, признался, что является вором. Таким образом, вместо парня был повешен бесчестный еврей. На самом деле в этой сказке отражена неприязнь средневековой Европы к людям, занимающихся ростовщичеством несмотря на свою важную роль в развитии экономики, этот род деятельности был запрещён христианам Церковью. В данном случае еврей — собирательный фольклорный образ, поскольку ростовщиками в основном были выходцы из этого народа. По мнению простых европейцев-христиан, деньги ростовщиков были нажиты неправедным путём, фактически — украдены. Это позволило в русских переводах без потери смысла заменить слово «еврей» могущее ассоциироваться с евреями как народом на более нейтральное «вор».
Политика и изгнание
- Политика и изгнание
- Поделиться
- Братья Грим - слушать все песни
- Как появились известные «Сказки братьев Гримм»
- Братья Гримм • биография и творчество
Братья Гримм: слушать сказки онлайн
Подарочное издание большого формата дополнено классическими гравюрами Ф. Грот-Иоганна и Р. Уникальный переплет со шнурком, закрашенный обрез, плотная тонированная бумага. Раскрыть описание.
Их перу принадлежат такие произведения, как «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка», «Золушка». Братья Гримм также являются создателями первого словаря немецкого языка. Их первый сборник фольклора вышел в 1812 году, он назывался «Детские и семейные сказки».
В 1830 году Якоб Гримм был приглашен в Геттинген профессором немецкой литературы и старшим библиотекарем при местном университете. Вильгельм поступил туда же младшим библиотекарем и в 1831 году был возведен в экстраординарные, а в 1835 году в ординарные профессора. В том же 1835 году Якоб Гримм опубликовал исследование «Германская мифология», которое и сейчас считается классическим трудом по сравнительной мифологии. Но пребывание братьев в Геттингене было недолгим: в 1837 году они были уволены, подписав протест университетской профессуры против ущемления конституции курфюрстом Ганноверским. Им пришлось временно поселиться в Касселе, но надолго они там не задержались. Там они были избраны в члены Берлинской Академии Наук и в качестве академиков получили право на преподавание в Берлинском университете. Последние годы жизни они посвятили главным образом чтению лекций и научным исследованиям, предприняв в 1852 году невероятный по своему объему и сложности труд по составлению словаря немецкого языка. После смерти Вильгельма в Касселе 16 декабря 1859 г. Во всём мире братьев Гримм скорее почитают, чем знают если не считать их популярности как собирателей сказок. Между тем деятельность их была огромной и разносторонней: она охватывала многие и, на первый взгляд, кажущиеся чуждыми друг другу области — скандинавскую мифологию и историю права, собирание произведений немецкого фольклора и составление исторического труда по немецкому языку и многое другое.
В 1826 году в журнале «Детский собеседник», издаваемом Н. Гречем, был напечатан цикл под общим редакторским названием «Детские сказки», куда вошли его переводы сказок Ш. Перро и шести сказок братьев Гримм…» Переводил Василий Жуковский, по его собственному выражению, «не рабски, но как будто сам рассказывая чужое своей дочери». Во французской версии волк Красную Шапочку съел. Илюстрация из книги «Детские и домашние сказки. Малое издание». Берлин, 1825 А что же Александр Пушкин? А вот что: «Период августа-сентября 1831 года вошел в историю русской литературы как время творческого состязания Жуковского и Пушкина, обратившихся к созданию, по выражению Н. Гоголя, «русских народных сказок» Именно тогда, когда Пушкин работает над «Сказкой о царе Салтане... На мотивную близость произведения Пушкина тексту братьев Гримм обращали внимание уже с середины XIX века…» Пушкин скорее всего читал переводы, но сказки братьев знал, и знал, судя по всему, хорошо.
Настоящие сказки братьев Гримм. Полное собрание
Аудиосказки братьев Гримм слушать онлайн Братья Гримм Якоб и Вильгельм - немецкие сказочники, исследовавшие народную культуру. Наиболее известны как авторы "Сказок братьев Гримм", по мотивам которых написали свои сказки Александр Пушкин и некоторые другие авторы. Здесь представлены самые популярные аудиокниги братьев Гримм. Братья, являясь лингвистами, начали составлять немецкий словарь, но успели закончить только первые 5 букв.
Начав работу над словарем в 1852 году, он был закончен только в 1961 и с тех пор регулярно переиздавался. Все аудиосказки братьев Гримм подряд без остановки: Один небогатый человек пожертвовал всё, чтобы спасти трёх зверей.
Пройдет немало лет, ни Дортхен станет женой Вильгельма. В их доме жила экономка — Мария Мюллер. У пожилой женщины была феноменальная память, и знала она тысячи сказок. Мария рассказала братьям историю о прекрасной Спящей красавице и смелой Красной Шапочке. Но, вспоминая эти сказки, сразу на ум приходит Шарль Перро. Как оказалось, истинного автора сказки найти крайне сложно. По сути, это народные европейские сказки.
Каждый составитель, в том числе и Гримм, на свой лад интерпретировал эти рассказы. Вот, например, сказка о Золушке. В варианте Перро чудеса для девочки совершает ее крестная-фея. А у братьев Гримм — это дерево орешника на могилке ее матери. Позже по мотивам этой истории будет снято кино «Три орешка для Золушки». В 1812 году в жизни Якоба и Вильгельма Гримм случился первый успех — они издали сборник «Детские и семейные сказки», в который вошло 100 произведений. Писатели сразу же начали готовить материал для второй книги. В нее вошло немало сказок, услышанных и не самими братьями Гримм, а их друзьями. Как и прежде, писатели оставляли за собой право давать сказкам собственную языковую редакцию.
Их вторая книга увидела свет в 1815 году. Правда, книги подвергались переизданиям. Дело в том, что некоторые сказки были расценены неподходящими для детей. К примеру, был удален фрагмент, где Рапунцель невинно интересуется у крестной, почему платье так обтянуло ее округлившийся живот. Речь шла о ее беременности, наступившей после тайных встреч с принцем. Первым переводчиком сказок братьев Гримм для русского читателя стал Василий Андреевич Жуковский. В родном городе Ханау благодарные жители установили неразлучным братьям бронзовый памятник. Якоб сидит в кресле, в его руке — перо, а рядом с ним стоит Вильгельм.
Братья ГРИММ Синяя борода Жил когда-то человек, у которого были прекрасные дома и в городе и в деревне, золотая и серебряная посуда, кресла, украшенные шитьем, и золоченые кареты. Но, к несчастью, у этого человека была синяя борода, и она придавала ему такой уродливый и страшный вид, что не было ни женщины, ни девушки, которая не убегала бы, завидев его. Братья Гримм Заяц и еж Эта быль на небылицу похожа, ребятушки, а все же в ней есть и правда; вот почему мой дедушка, от которого я ее слышал, имел обыкновение к рассказу своему добавлять: «Правда в ней все же должна быть, дитятко, потому что иначе зачем было бы ее и рассказывать? Братья ГРИММ Дружба кошки и мышки Кошка познакомилась с мышкой и столько пела ей про свою великую любовь и дружбу, что мышка наконец согласилась поселиться с нею в одном доме и завести общее хозяйство. Того гляди, кончишь тем, что в мышеловку угодишь». Братья Гримм В большом лесу охотился однажды король и так рьяно гнал по следу за каким-то зверем, что никто из его людей не мог за ним поспеть и все от него отстали. Братья Гримм У одного крестьянина был сын, ростом с мизинчик. Он нисколько не рос и за много лет ни на волосок не вырос.
При этом первый сборник был посвящен супруге Арнима: в посвящении говорится, что он издан, «чтобы ты могла читать из него своим детям». Надо сказать, что после критики Арнима братья начали адаптировать содержание сказок. В первую очередь перерабатывалась вся тематика телесного низа, какие-то сцены в более поздних сборниках были целиком выпущены. Так, сказка «Как дети играли в скотобойню» была записана Вильгельмом от его матери. Она вошла в первое издание сказок, но потом была исключена из основного собрания. Там просто описывается, как дети играли в скотобойню и один ребенок погиб, причем описывается это довольно натуралистично. И конечно, Арним не хотел такое читать детям, я его понимаю. Другой аспект — социальные противоречия. Народная сказка их обязательно фиксирует и передает, но Гриммы, во-первых, не хотели сильно политизировать сказки, а во-вторых, видимо, им была важна в сказках вневременная составляющая. В общем, этот момент они старались всячески сгладить. Тут они ближе к протестантской просветительской традиции, потому что к теологии Лютера восходит представление о том, что семья, причем семья в широком смысле слова, то есть люди, живущие под одной крышей, в том числе слуги, — это отдельный маленький мир. Отец должен просвещать семью, читать поучительные тексты и обсуждать их всем домом. Видно, что именно в этом ключе братья и перерабатывали свои сказки. В более поздних версиях они активнее расставляли христианские акценты даже в изначально языческих сюжетах. Это видно и на лексическом уровне — отрицательные персонажи награждаются эпитетами типа «безбожный» или «неверный». Вообще, когда мы говорим о «Детских и домашних сказках», то сразу представляем себе что-то народное, и действительно часть информантов Гриммов были крестьянами, но основную аудиторию их книг, безусловно, составляли городские бюргерские семьи. На них Гриммы и ориентировались, они перерабатывали тексты на основе их ценностей — буржуазной протестантской этики. И у его истоков стоят сами братья Гримм? Более того, это происходило на разных уровнях. С одной стороны, чтобы сказки можно было читать детям, вносились правки в сюжет. Например, в первой версии сказки «Рапунцель» перед тем, как родить близнецов, девушка неоднократно встречалась с принцем, а в последней они, ну, просто появились. С другой стороны, чрезвычайно важной была идея национального духа, которая появляется тогда в романтизме. Якоб в самых первых письмах, посвященных работе над сказками, спорил с Арнимом и говорил, что не хотел бы уходить от народного текста, хотел бы сохранить близость к немецкому духу и немецкой культуре. При этом в понятие «народного духа» вошли традиции очень разных времен. Например, в эпоху барокко, когда был чрезвычайно популярен жанр проповеди, стало модным вставлять в них пословицы и поговорки. И эту барочную жанровую характеристику перенимают Гриммы — видно, как из редакции в редакцию сказки обрастают пословицами. Гриммы вплетали их во время работы над текстом, потому что пословицы и поговорки понимались как сокровища национального духа. Или другой пример, который я тоже очень люблю. Мы все помним, почему Белоснежка была такой красавицей: кожа у нее была белая, как снег, щечки румяные, как кровь, и волосы черные, как рама окна, в которое смотрела ее мать. Однако ничего этого изначально в тексте сказки не было, а образ восходит к Вольфраму фон Эшенбаху. В «Парцифале» есть такая сцена: герой романа смотрит на снег, на который упали красные капли крови, и грустит, потому что вспоминает свою возлюбленную Кондвирамур, вспоминает, как прекрасна и бела ее кожа и что она румяна, как эти капли крови на белом снегу. Этот образ Вильгельм Гримм позаимствовал из «Парцифаля», и таким образом он попал в «Белоснежку». Братья были медиевистами и прекрасно знали огромное количество текстов: и немецкую средневековую литературу, и литературу эпохи барокко, — они выбирали все самое лучшее и вплетали в ткань своих сказок. Так происходила их работа над текстом. Арним и Брентано старались в «Волшебном роге мальчика» давать песни из разных частей страны вперемешку, чтобы подчеркнуть культурное единство политически раздробленной страны. Думали ли об этом Гриммы? В то же время здесь было несколько проблем.
Найдены пропавшие после войны книги братьев Гримм
Предлагаемый рейтинг поможет выбрать самые интересные сказки братьев Гримм. Братья Вильгельм и Якоб Гримм родились в городе Ханау. Для того, чтобы лучше понять значение произведений братьев Гримм в современном контексте, сперва необходимо обратиться к их биографии.
Братья Гримм — Сказки
Спустя несколько месяцев братья Гримм вновь встретились, чтобы наконец исполнить свою мечту — заняться исследованиями древнегерманской литературы. До наших дней дошли великолепные произведения братьев Гримм, не утратившие и сегодня свою популярность. Братья Гримм. Произведение (прочее); [является неактивной частью «Сказки про маленьких»]. В произведение входит.
Братья Гримм — Сказки
По сюжетам произведений братьев Гримм сняты десятки фильмом и мультфильмов, поставлено немало спектаклей. Произведения братьев Гримм можно читать и слушать на ЛитРес в режиме онлайн или скачать в форматах fb2, txt, epub, pdf. получить доступ к.
«Братья Гримм»
Он стремится доказать, что на самом деле истории писателей — чистая фикция, поданная ими как фольклор. Классические сказочные сюжеты в них переплетаются с жуткими реалиями: детоубийством, каннибализмом и даже инцестом. Именно эти мрачные моменты становятся объектом исследования Марии Татар, которая использует свои познания в психоанализе, фольклоре, литературоведении и истории для их анализа. Анализируя язык произведений, исследователи приходят к некоторым выводам: братья стремились представить сказки как немецкие хотя многие из них были вдохновлены французскими сюжетами , добивались идеального сочетания архаичных и разговорных слов с целью создать особый язык для нового жанра, а также продвигали представления о допустимых ролях для мальчиков и девочек.
Были родом из Ханау ландграфство Гессен-Кассель и с раннего детства решили вместе заниматься исследованием древнегерманского фольклора. Братья собрали великое множество сказок и легенд, которые были интересными и увлекательными.
Из уст в уста сказочные истории передавались из поколения в поколение, становясь поистине народными. Свое творчество братья Гримм систематизировали, что позволило в 1812 году опубликовать первый сборник «Детские и семейные сказки», включавший в себя около ста произведений.
Гримму удавалось совмещать с официальной службой. С 1814 по 1829 годы Вильгельм Гримм занимал должность Секретаря Гессенской ландграфской библиотеки в городе Касселе. Затем перебрался в Гёттинген, где в 1831—1835 годы служил библиотекарем Гёттингенского университета, а в 1835 году стал его «экстраординарным» профессором. Здесь же преподавал и брат Якоб.
Братья состояли в содружестве «Геттингенская семерка» — под этим названием в истории известна группа профессоров университета, которые в 1837 году участвовали в протестных мероприятиях. Король Ганновера нарушил Конституцию и пытался отменить её действие. Профессура была против, за что семь человек были уволены со всех должностей и изгнаны из страны. Среди них были и двое братьев Гримм. Гримм становится действительным членом Прусской академии наук. После этого в течение 18 лет, до конца жизни Вильгельм Гримм занимал кафедру в Берлинском университете.
Совместно с братом в 1844 году начал составление полного «Немецкого словаря». Объединение нескольких десятков диалектов в единый язык, понятный для всех, было грандиозной задачей. По задумке учёных, в словаре должно было быть более 350 тысяч слов, к каждому из которых даны подробные комментарии: этимология, правописание, примеры употребления, грамматические и стилистические примечания. Словарь не был закончен. Братья Гримм дошли только до букв «D» и «F». Братья, почти всю жизнь неразлучные и объединённые общим делом, ушли из жизни с разницей в четыре года.
Разработанная ими система словаря позволила филологам Гёттингенского университета и Академии наук Берлина продолжить эту работу, причём закончили её лишь в 1960—1961 годах. Исследовательские книги братьев Гримм по истории и грамматике немецкого языка — в условиях существования множества диалектов языка — помогли лингвистике языкознанию оформиться в отдельную полноценную научную дисциплину.
Таким образом, сегодня уже невозможно представить детство без таких произведений, как «Белоснежка и семь гномов», «Золушка», «Рапунцель», «Мальчик-с-пальчик» и многих других. Они дают красочную, запоминающуюся и яркую основу для воспитательного и образовательного процесса, благодаря им дети учатся различать добро и зло, учатся верить в чудо. Именно поэтому главной целевой аудиторией выставки, посвященной братьям Гримм, являются дети. С целью создания площадки для их обучения и развития на базе музея используются как традиционные форматы, так и интерактивные и игровые способы общения. После торжественного открытия выставки ребят ожидало театрализованное представление со знаменитыми героями сказок братьев Гримм. На пути их ждали сказочные конкурсы, загадки, задания, и, конечно, призы. Литературный музей активно развивается, реализуя партнерские проекты, в числе которых и международные, что отметила директор Светлана Деркачева. Через детские проекты мы создаем площадку для общения, творческого развития, воспитания любви к книге и чтению.
Все это требует совершенствования и внедрения педагогических методов в практику музейной работы». В ближайших планах Литературного музея — разработка абонемента «Сказка выходного дня», использование театрализаций и игр, организация увлекательных мастер-классов совместно с детскими образовательными учреждениями и общественными организациями, а также поиск новых способов вовлечения юных читателей в музейную деятельность. Кроме всего прочего, выставка призвана обратить внимание жителей на собственное наследие, ведь необходимо помнить и о прекрасных воронежских сказочниках, знать и рассказывать детям сказки бабушки Куприянихи, Афанасьева и Корольковой, ценить литературные традиции и устное народное творчество родной земли.
Братья Грим
Для того, чтобы лучше понять значение произведений братьев Гримм в современном контексте, сперва необходимо обратиться к их биографии. Сказки Братьев Гримм – покупайте на OZON по выгодным ценам! Купить книги авторa Братья Гримм в интернет-магазине «Читай-город» с бесплатной доставкой по России. Для братьев Гримм было особенно важно сохранить неизменной основу сказки, восходящую к глубокой древности. Здесь мы собрали все сказки Братьев Гримм (206 сказок). Представляем вашему вниманию подборку аудиосказок братьев Гримм.