В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. В целом во время эвакуации умерло 120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда).
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Об этом должен знать каждый! Эти исторические события нельзя перечеркнуть и забыть! Все события начиная с древней Руси должны передаваться из поколения в пок. Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады.
Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России
Обеспечить людей жильём — это было в те дни самым главным. Не помню, как наша семья переживала то время. Осенью 1942 года мы с мамой и старшим братом уехали к бабушке. Она жила на Украине, на оккупированной территории, но мама повезла нас туда, потому что хотела оставить у родного человека. Мы добирались не одну неделю. Вскоре мама умерла — не смогла оправиться после истощения. В 1944 году погиб от взрыва снаряда мой брат. Не вернулся с войны отец. Бабушка и дядя уговаривали его съехать. Но он отказывался.
Кто-то посоветовал пожаловаться домоуправу. И нам помогли: домоуправ написал в прокуратуру заявление. Было проведено расследование. Оказалось, что комнату заняли незаконно, и через десять дней по предписанию прокуратуры друг нашей семьи вынужден был съехать. Городские власти передавали разрушенные дома предприятиям. Они должны были восстанавливать их за свой счет, после город принимал эти здания в эксплуатацию. Сложно было купить самые простые предметы: инструменты для ремонта, качественную одежду, обувь, посуду. В 1944-1945 годах в мастерских Ленинграда делали обувь на деревянной подошве — не имелось возможности использовать другие материалы, фабрики работали на нужды тыла. Поэтому вернулись к технологии XIX века.
Сложно было с продовольствием. Именно поэтому оказались так востребованы садовые участки. Их в послевоенное время начали массово распределять через предприятия. Собственный огород, где можно было выращивать овощи, помогал выжить. Но, чтобы его получить, нужно было обязательно иметь работу. Ленинград не стал исключением. Но и сегодня мы не знаем точно, сколько человек было эвакуировано из осажденного города, сколько вернулось? В разных источниках называется разное число эвакуированных — оно колеблется от одного миллиона двухсот тысяч до полутора миллионов. Точно такая же картина с реэвакуацией… — Несмотря на, казалось бы, строгий учет, точную информацию мы вряд ли узнаем — слишком много было непредвиденных ситуаций.
Она не только смогла организовать эвакуацию, но и успевала заниматься образованием детей. И она узнает, что внизу есть рояль. Приобрести его не сложно, а вот доставить наверх — да. Три или четыре попытки они предприняли. И это был первый музыкальный инструмент, который оказался в этом посёлке», — отметил куратор выставки, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев. В основу выставки легли документы, фотографии, справки и личные воспоминания Ханны Гершенок. Записи сохранила её внучка. Специалисты три года изучали историю детского дома номер 51.
В музее подчеркивают, это только начало большого исследовательского проекта. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Нам очень интересно установить процесс и выявить некую системность. Потому что мы слышим часто, что эвакуация была очень хаотичной, неорганизованной.
Часть оборудования вывозилась в русле «помощи освобожденным районам». Работников оборонных предприятий не отпускали в реэвакуацию до середины 1946 года или дольше, потом большинство выехало «правдами и неправдами». Вводились законодательные ограничения на въезд в некоторые города и области. И ограничения на перемещение отдельных категорий эвакуированных.
Хотя уже осенью 1943 года в некоторые из освобожденных областей например, Смоленскую и Орловскую был установлен свободный въезд, но в ряде городов был введен запрет на реэвакуацию: это касалось в первую очередь Москвы и Ленинграда, а также, в связи с большим разрушением жилого фонда, Киева и Харькова. К тому же была и партийная дисциплина. Таким образом, с максимальным количеством запретов сталкивался столичный житель, коммунист, высококвалифицированный специалист, работник предприятия оборонного значения. Многие годами не могли вернуться в родные места. Вот, например, сведения о составе рабочей силы Кировского завода, эвакуированного в Челябинск. Данные на лето 1945 года: из 40 тысяч рабочих — 6 тысяч ленинградцев, 4,5 тысячи харьковчан, 2 тысячи сталинградцев, 11 тысяч демобилизованных из армии, 4 тысячи выпускников ремесленных училищ. Если бы эвакуированные вернулись домой, завод бы просто встал.
В анонимном письме от 21 мая 1945 года, адресованном в партком Кировского завода, были следующие строчки: «Жить в таких собачьих условиях, которые вы нам создали, дальше невозможно. Мы раздеты, разуты, квартирные условия ни к черту. Начальство четыре года воровало и набило себе карманы… Вы, как партийные люди, тоже смирились с начальниками. Мы спрашиваем: скоро ли в Ленинград? Занятые собственной реорганизацией министерства фактически бросили предприятия на произвол судьбы, не решали вопросы финансирования конверсии оборонные предприятия переводили на производство патефонов, электрочайников, кроватей и тому подобной продукции. Этот приводило к хронической невыплате зарплаты, постоянным изменениям плановых заданий и их номенклатуры и, в конечном счете, снижению уровня жизни людей. Завод в годы войны получал дополнительные бескарточные фонды продовольствия, в цехах было организовано второе горячее питание.
Но 1946 год был неурожайным, а в четвертом квартале правительство сняло дополнительные продовольственные фонды. Настроения ожидания охватили и Кировский завод в Челябинске. Протестные практики традиционно выражались в написании жалоб и коллективных петиций, адресованных высшим руководителям страны. Некоторые эвакуированные рабочие сознательно нарушали трудовую дисциплину, рассчитывая, что за это их уволят с заводов и таким способом они получат возможность уехать домой. Были случаи невозвращения работников из командировок. По архивным документам прослеживается рост дезертирства и случаев самовольных уходов рабочих и служащих с предприятий и учреждений после мая 1945 года. Например, за 7 месяцев с июля 1946-го по январь 1947-го Кировским заводом было предано суду за дезертирство и прогулы 4046 человек.
В феврале 1947 года с целью устрашения на заводе были проведены 3 показательных судебных процесса о дезертирах. Если на 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось около 560 тысяч жителей, то к июлю население возросло до 725 тысяч, а к началу сентября 1944 года оно составило 920 тысяч человек. За 1945 год только из Челябинской области был реэвакуирован 21 ленинградский детдом в количестве 1700 воспитанников и 500 человек обслуживающего персонала.
Проект «Книга Памяти блокадного Ленинграда», запущенный в преддверии 75-летия Победы «Фондом поддержки национальных проектов», поддержанный поручением Президента Пр-433 от 04. На сегодняшний день сверка показала, что из собранных за два года в регионах более 472 тысяч записей из архивных документов, 445 тысяч записей — это новая информация, которой ранее не было ни в одном открытом источнике. Поиск и уточнение новых данных в регионах, принимавших эвакуированных ленинградцев, продолжаются и в 2022 году. Но уже сегодня у многих семей блокадников появилась новая возможность уточнить судьбу своих родственников, которые считались пропавшими без вести, узнать, был ли человек эвакуирован и куда именно, пережил ли эвакуацию и в каком регионе следует искать дополнительные сведения о его судьбе. Для этого достаточно ввести в строке поиска на главной странице имя своего родственника, — все документы и данные уже обработаны и загружены.
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
"Возвращенный из смертной бездны". Как начали восстанавливать Ленинград после блокады | После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде. |
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее · Город 812 | Путь до расположенного в тылу хлебного города Красноярска превратился для эвакуированных людей из блокадного Ленинграда в испытание, которое не всем оказалось под силу. |
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады - Новости | А почему ольга Бегольц из блокадного Ленинграда не уехала, хотя могла бы в Москву эвакуироваться? |
Начало блокады
- Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
- Непредвиденная блокада
- Блокада Ленинграда. Эвакуация | Подвиг железнодорожника | ржд тв
- В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
- Другие новости по теме
- Непредвиденная блокада
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников - Кубанские новости | Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. |
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев — Новости Санкт-Петербурга › | В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край – до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. |
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
Первый эшелон с изможденными ленинградцами прибыл 26 января в Вологду. В течение 1942 г. Ленинград покинули свыше 800 тыс. В 1943 г. Однако Ленинград оставался прифронтовым городом и въезд в него был разрешен только с решения специальной «тройки», созданной в марте 1943 г. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. Эвакуация из Ленинграда в годы Великой Отечественной войны сплотила и объединила миллионы людей для общей Победы.
Так, грузовики должны были держать стометровую дистанцию друг за другом для того, чтобы минимизировать риск ухода под лед сразу нескольких автомобилей. Ориентироваться в "ледяной пустыне" озера помогали установленные через каждые двести метров дорожные знаки, а в ночных условиях - маячные фонари. К слову, Осиновецкий маяк, расположенный на юго-западе Ладожского озера, играл ключевую роль в период работы ледовой трассы - именно по его свету 22 ноября 1941 года водители первой автоколонны в истории Дороги жизни определили пункт назначения. Тогда это побережье Ладоги контролировали советские войска и тогда же его оперативно оборудовали для приема грузов: организовали подходные фарватеры и установили причалы. На Дороге жизни соорудили пункты обогрева и оказания первой помощи, посты технической поддержки, а позже на протяжении 30 километров через равные промежутки появились регулировщицы, в задачи которых входило обозначать для водителей правильный путь. Дорога жизни осталась в исторической памяти народа как грандиозный подвиг, позволивший сохранить бесчисленные жизни осажденных ленинградцев и отстоять северную столицу. Воюя с природой Важно понимать: Ладожское озеро к 1941 году оставалось малоисследованным - особенно его ледовый режим. Да и в целом славилось оно не только своими размерами, но и непредсказуемым характером, тяжелейшими погодными условиями и неравномерным замерзанием. Несмотря на это, советское военное руководство понимало, что Ладога - это единственный доступный способ бороться с бесчеловечной тактикой нацистских захватчиков, для которых голод и измор превратились в полноценных союзников по истреблению жителей Ленинграда.
Это было так необыкновенно, так прекрасно, что казалось сном. Но это была правда" — так запомнил эти эмоции ленинградцев писатель Николай Тихонов. За месяцы блокады Ленинград изменился почти до неузнаваемости, его жизнь была полностью переустроена под задачи обороны, ключевую роль в которой играли сами жители. Внутри блокадного кольца Границы Ленинграда осенью 1941 года приобрели невероятно жесткие очертания, причем не на карте, а на земле. На юге враг оказался где-то в 5 км от Кировского завода. Из пригородов были заняты Пушкин, Павловск тогда Слуцк , Гатчина. Немцы занимали всю линию по Финскому заливу, где не занятым оказался только маленький Ораниенбаумский плацдарм. С севера от Финского залива и до Ладожского озера занимали позиции финские войска", — рассказал специалист научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев. Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни С самого начала войны пришлось решать множество вопросов, связанных с эвакуацией населения, спасением культурных ценностей, снабжением, коммунальным хозяйством. Но главной задачей была оборона, и на это были мобилизованы все силы города. С первых чисел сентября 1941 года по постановлению Военного совета Ленинградского фронта силами горожан началось строительство оборонительной полосы на территории города. Строились блиндажи, окопы, укрытия, противотанковые препятствия. На них работали сотрудники милиции. Они проверяли документы у всех проходивших или проезжавших. Такой режим безопасности сохранялся до конца вражеской осады. Только в феврале 1944 года были допущены послабления: начали убирать баррикады — их было около ста. Оставили только шесть из них. Самые крупные находились на проспекте Стачек, на Ивановской, на проспекте Обуховской Обороны — это были укрепления внешнего периметра, где все еще сохранялась опасность атаки со стороны вражеских войск", — рассказал один из ведущих исследователей истории блокады Ленинграда, начальник научного отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Никита Ломагин. Как курсанты-кировцы изменили план Гитлера по захвату Ленинграда Из работников предприятий и учреждений города — мужчин от 18 до 45 лет — с августа 1941 года формировались батальоны народного ополчения. На добровольных началах в состав батальонов могли войти женщины. Военсовет поручил также организовать группы подростков для разведки, связи, снабжения личного состава батальонов боепитанием, продовольствием, водой и прочим. Это в большинстве своем неподготовленные люди, увидевшие оружие первый раз в жизни. Это студенты, профессора. И они, выполняя свой гражданский и человеческий долг, на часы, на дни сдерживали немецкое наступление, но, к сожалению, в итоге кольцо все-таки замкнулось", — отметил историк Борис Ковалев, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории СПбИИ РАН. Внимание, воздух! Наземные рубежи обороны не могли защитить город от артиллерийских ударов, и в этом отношении ключевым вопросом было — кто занимает стратегические высоты. С Пулковских высот, как и с Вороньей горы, Ленинград был виден как на ладони. Оттуда было удобно корректировать огонь.
В фондах музея хранится редчайшая коллекция источников, благодаря которым мы можем больше узнать о роли военной медицины на «Дороге жизни». Подготовка к эвакуации Эвакуация населения из Ленинграда в период блокады была беспрецедентным актом величайшей гуманности. Одну из важнейших ролей и в этом, и в спасении Ленинграда, сыграла «Дорога жизни» и ее медицинское обеспечение. С первых месяцев блокады Ленинграда остро встал вопрос об эвакуации населения. Прежде всего это связано с ухудшением продовольственного обеспечения, и как следствие развитием алиментарной дистрофии и высокая смертность. Военный совет Ленинградского фронта принимает постановление об эвакуации населения. Посадка на трамвай эвакуируемых из Кировского района жителей. Из коллекции Военно-медицинского музея Посадка на трамвай эвакуируемых из Кировского района жителей. Из коллекции Военно-медицинского музея На Ленинградскую эвакуационную комиссию была возложена задача по эвакуации не менее 2400 человек в день. А в городе в тот момент насчитывалось около 2 миллионов человек, треть из которых была нетрудоспособна дети, пожилые, больные. Перед медико-санитарной частью, отвечавшей за эвакуацию, стояли следующие задачи: оказание медицинской помощи гражданам, заболевшим в пути следования, на эвакопунктах, развернутых в Борисовой Гриве, Кобоне и Лаврове оказание медицинской помощи раненым в результате налетов вражеской авиации на пирсы Морье и Кобона транспортировка заболевших в стационары эвакопунктов, развернутых в Жихареве проведение комплекса противоэпидемических мероприятий на пути эвакуации, в местах дислокации эвакопунктов контроль за организацией питания эвакуируемых сопровождение эшелонов с вывозимым в тыл страны населением Для выполнения этих задач медико-санитарная часть Ладожской трассы располагала собственной системой больниц, медицинских пунктов и изоляторов. Этапы эвакуации Организация медицинского обеспечения эвакуации населения строилась с учетом принципа этапности. Начальными этапами были эвакопункты Финляндского и Московского вокзалов, выполнявшие функции своеобразных фильтров по выявлению граждан, которым эвакуация по состоянию здоровья была временно противопоказана. Здесь же выявлялись и инфекционные больные.
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
27 января 2024 исполняется 80 лет. День снятия блокады с Ленинграда: какого числа, как это было. Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Организаторы ранней эвакуации из Ленинграда ошиблись с выбором ее направления, но поступить иначе не имели права. Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне. "8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем.
Проблемы эвакуации жителей
Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни Следите за развитием событий в трансляции: « Непокорённые: День освобождения блокадного Ленинграда — все новости » Отец Валерии Нехорошковой в первые дни войны ушёл на фронт, а мать работала на мясокомбинате. Женщина вспоминает, что город бомбили и днём, и ночью. В 1943 году мать решила уехать с дочерьми трёх и шести лет в эвакуацию, желая спасти своих девочек от голода и военных действий. Эвакуация шла по Дороге жизни. Лёд ещё не встал как следует, и поэтому несколько машин с детьми утонули. Семья Валерии Александровны смогла выбраться из блокады и товарным вагоном была отправлена на Южный Урал.
Продовольствия в Ленинграде катастрофически не хватало.
Немцы бомбили склады и транспорт с провизией, чтобы обессиленные ленинградцы сдали город без боя. Об ужасах того времени известно немало. Излишне говорить о трупах на улицах, о суточных 125 граммах хлеба, о том, что людям приходилось есть всё, что попадалось под руку: они варили столярный клей, кожаные ремни… Но когда слышишь об этом из уст самих блокадников, по коже начинают ползти мурашки. Он пережил первую блокадную зиму, которая была самой тяжёлой и страшной. Да и мама никогда не рассказывала. Вспоминая блокаду, она сразу начинала плакать.
Но я много разговаривал об этом со своей старшей сестрой. Когда началась блокада, ей было 12 лет», — начинает Аркадий Борисович. Его отец служил хирургом в военном госпитале. Потом папу отправили воевать с японцами, правда дотуда он не доехал. В районе Омска их остановили, развернули госпиталь, и там отец служил ещё год после войны», — рассказывает блокадник. А Аркадий Борисович вместе с мамой, старшей сестрой, дедушкой и бабушкой жили в городе Колпино.
Раньше он относился к Ленинградской области, сейчас — это район Питера. В войну он выплавлял броню для катеров, бронепоездов, артиллерийских башен и так далее. Завод сразу начали бомбить немецкие самолёты. Он превратился в руины. Нам очень быстро пришлось переехать в Ленинград к маминой сестре. Она жила вместе с дочерью и братом в коммунальной квартире на улице Смольной, — продолжает блокадник.
По его словам, воздушная тревога в городе раздавалась в день 5-6 раз. Во время каждого вражеского налёта жители спускались в бомбоубежища. Мы прятались под кроватью, считали это место безопасным. А если накрыться матрасом, то и вовсе было ничего не страшно», — вспоминает Аркадий Борисович. Его дедушка умер в начале января 1942 года, позже скончался дядя: он ушёл за хлебом, который выдавали по талонам, и не вернулся.
Минимальный паек Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады. Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября-25 декабря 1941 года.
Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов — до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров — до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус. Длительность блокады Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны длилась 872 дня 8 сентября 1941 - 27 января 1944. Но первый прорыв блокады был осуществлен в 1943 году. После снятия блокады Ленинград еще полгода находился в осаде. Немецкие и финские военные оставались в Выборге и Петрозаводске. После наступательной операции советских войск в июле-августе 1944 удалось отбросить фашистов от Ленинграда.
Жертвы На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших во время блокады Ленинграда, однако, эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков. Реальное количество погибших может доходить до полутора миллиона человек. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Дорогие ленинградцы! Память о пережитой вами трагедии никогда не сотрется в наших сердцах!
Участники реконструкции - сотрудники Октябрьской железной дороги и актеры, исполнившие роли ленинградцев - воссоздал... Праздник на вокзалах Москвы Накануне Нового года столичные вокзалы и станции преобразились, украшенные атрибутикой и символами предстоящего праздника.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. |
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov | Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. |
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Переживший блокаду Ленинграда Юрий Георгиевич Смолич поделился воспоминаниями о тех событиях. Кандидат исторических наук Ирина Карпенко много лет исследует историю блокады Ленинграда и ту её часть, которая касалась возвращения горожан домой из эвакуации. Как только была прорвана блокада в 1943 году, вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек». Длинная история сложного переселения: в Перми открылась выставка, посвященная эвакуации из блокадного Ленинграда. Об этом должен знать каждый! Эти исторические события нельзя перечеркнуть и забыть! Все события начиная с древней Руси должны передаваться из поколения в пок.