Сцена из оперы М. П. Мусоргского “Хованщина” (постановка Л. Баратова).
Офицер «Могучей кучки». История известных произведений Модеста Мусоргского
Его первым шагом на посту генерального директора станет постановка оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского, пишет Forbes. Поэтому на сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь". отметил Сергей Сидоров. И сюжет «Хованщины» создан в соответствии с концепцией романовской истории, особенно финал оперы. Сцена из оперы «Хованщина» Государственного академического Мариинского театра. Мало того, что я небольшой знаток оперного искусства – так даже моя мама, пересмотревшая 50 лет назад массу опер с Лемешевым/Козловским, насчет «Хованщины» меня проинформировать не смогла.
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
«Народная музыкальная драма», как определил «Хованщину» сам автор, долго искала путь на сцену. В любом случае тема «Хованщины» Мусоргского, оперы, проникнутой болью за русский народ, не теряет остроты, а в нынешние темные времена тем более. М.П. Мусоргский Опера «Хованщина» Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? Римский-Корсаков оркестровал и завершил, дописал по сути оперу «Хованщина», которая не существовала в виде завершенного целого. Четыре лепестка ваджры в пространстве — опера «Хованщина» — картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» — картина Репина «Царевна Софья во время стрелецкого восстания» — портрет Мусоргского кисти Репина. Впервые оперу "Хованщина" в Мариинском театре поставил Фёдор Шаляпин в 1911 году, где он также исполнил партию Досифея.
«Хованщина»
Выступление пройдёт при участии хора Мариинского театра», — рассказали в пресс-службе. Днём в Псковской филармонии состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти».
Обычно они стоят в рядах, поют по нотам, а здесь нужно было выучить текст наизусть, перевоплощаться актерски. Участие Молодёжного симфонического оркестра тоже было нововведением. Девушка отмечает, что ей повезло принимать участие в «Хованщине», поскольку студенты впервые исполняли оперу на сцене театра, ещё и в сопровождении оркестра. Это работа непосредственно с дирижёром и оркестром, поскольку петь с оркестром и под аккомпанемент фортепиано — это абсолютно разные вещи, - делится впечатлениями Софья.
Некая "парность" контрастно противопоставляемых друг другу персонажей, в принципе не новая для оперной классики Дон-Жуан — Лепорелло, Кармен — Микаэла и т. Проникновенно-трогательный хор "Батя, Батя, выйди к нам" — одна из лучших, наиболее волнующих страниц оперы. Еще смиреннее звучит тихая молитва стрельцов "Господи, не дай врагам в обиду", которую они а cappella поют под занавес. Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ — Марфа. Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те — иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего — хранительница семейных устоев. Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы. Начало XX века, когда умами многих вьщающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочло как оперу-мистерию, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции. В петербурской 1911 и московской 1912 постановках Ф. Шаляпина, прошедших с колоссальным успехом, на первый план выдвинулись раскольничья линия, раскольничьи хоры. После октября 1917 го- да подобная трактовка, конечно, сделалась неприемлемой, даже одиозной. Сегодня Хованщина ставится, хоть и не часто, но регулярно в том числе и на зарубежных подмостках.
Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Первые постановки При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки: в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. Кононова [2] , 9 февраля 1886 года , дирижировал Э. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года.
Премьера оперы "Хованщина"
Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Премьера постановки «Хованщина» — весьма значимое событие в веренице мероприятий, посвященных юбилею великого русского баса. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»». В любом случае тема «Хованщины» Мусоргского, оперы, проникнутой болью за русский народ, не теряет остроты, а в нынешние темные времена тем более. Его первым шагом на посту генерального директора станет постановка оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского, пишет Forbes.
Опера Мусоргского «Хованщина»
Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым. Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее.
Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники.
Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время». Действие второе Опера «Хованщина». Краткое содержание II д. Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах.
Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям.
Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев. Кратко третье действие Опера «Хованщина». Краткое содержание III д. Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька».
Автор портала Teatro. Сергей Скороходов — импульсивный Андрей Хованский, с пронзительным тембром и хорошо поставленным голосом. Евгению Акимову, помимо убедительного вокала, удалось продемонстрировать сложную психологию Князя Голыцина». Маэстро вновь оказался неотразим в русском репертуаре. Ему удалось заставить оркестр Ла Скала звучать по-русски и предложить интенсивное, энергичное исполнение, с ярко выраженным лиризмом и неослабевающим напряжением» — Codalario.
В XX веке появилась еще одна редакция «Хованщины» - версия Шостаковича, которая создает мрачное, поглощающее чувство экзистенциального ужаса. В Театре Станиславского «Хованщину» представляют в редакции Шостаковича с музыкой финальной сцены, написанной композитором Владимиром Кобекиным.
Музыкальным руководителем постановки и возобновления является артистический директор театра Александр Лазарев, а режиссер-постановщик и сценограф — Александр Титель и Владимир Арефьев соответственно. Станислав Лыков является главным хормейстером. Купить билеты на оперу «Хованщина» в Театре Станиславского онлайн можно у нас на сайте - это быстро, легко и просто. Приглашаем вас погрузиться в мир этого серьезного исторического произведения и насладиться вершинами русской оперной музыки.
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М | Премьера постановки «Хованщина» — весьма значимое событие в веренице мероприятий, посвященных юбилею великого русского баса. |
«Хованщина» | Римский-Корсаков оркестровал и завершил, дописал по сути оперу «Хованщина», которая не существовала в виде завершенного целого. |
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
И на видном месте у Кремля их имена на камне высекают, чтобы все знали! И боялись! Царевна Софья интригует против молодого царя Петра. Стрельцы за старый порядок, петровцы - за новый. Зреет бунт, кровавый и беспощадный. А тут еще и раскольники с их старой верой, с исступленным упорством и христианской решимостью. Страх одолевает всех - от правителей и военных начальников до немецких девушек Гелена Гаскарова и протестантских пасторов Ярослав Петряник. Нервная лихорадка трясет князя Голицына Олег Видеман , который предчувствует свою опалу. Лишь раскольники на первый взгляд спокойны, но и они полны сомнений, как Марфа Екатерина Сергеева.
Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники.
Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Цитируется по: 100 опер. Стасова на смерть Модеста Мусоргского: Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта.
Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру! Но на него наложила чугунную, неумолимую руку та самая горькая судьба, которая тяготеет над всеми, почти без исключения, самыми большими талантами нашего отечества: почти никто из них не живет долго, сколько бы мог и должен бы жить, почти никто из них не совершает всего, к чему, по-видимому, был призван и для чего родился. Почти все скошены на полдороге.
Подьячий пугается, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым. Шакловитый забирает бумагу и исчезает. Пришлые люди, идущие в столицу, чтобы заработать своими ремёслами, — народ неграмотный. Они просят подьячего прочитать надписи на появившемся за ночь столбе и приходят в ужас, узнав имена жестоко казнённых бояр. Стрельцы со своими семьями приветствуют князя Ивана Хованского, своего предводителя. Князь во всеуслышание сообщает о намерении извести на Руси боярскую крамолу, пресечь изменнические козни вокруг молодых государей.
В сопровождении стрельцов, под славящее пение народа, Хованский идёт в обход по Москве. Сын Хованского Андрей преследует Эмму, девушку из Немецкой слободы. Эмма обвиняет Андрея в убийстве её родителей и в изгнании жениха. Марфа, прежняя возлюбленная Андрея, защищает девушку. Андрей угрожает Марфе расправой, но получает отпор. Вернувшийся Иван Хованский застаёт сына с Эммой. Молодая немка приглянулась и отцу, и он велит стрельцам взять девушку и отвести к нему в терем. Андрей в ярости выхватывает нож, но появившийся Досифей, глава раскольников, останавливает разгоревшуюся ссору. Он просит Марфу, ставшую раскольницей, проводить Эмму в слободу и обращается к Хованскому и стрелецкому войску с призывом: «Братья, други, время за веру стать православную!
Хованский призывает стрельцов сторожить Москву. Досифей и раскольники поют песнь отречения от мира и молят Господа укрепить их силы. Вторая картина Дом князя Василия Голицына, обставленный в европейском духе. Голицын — дипломат и посол в государственных делах, фаворит царевны Софьи, читает любовное письмо от неё. Он не верит в преданность Софьи, его мучает тревога, одолевает страх перед будущим. По просьбе Голицына приходит Марфа. Она гадает ему на воде и предсказывает опалу и ссылку. Князь в смятении.
Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением. Мусоргским была специально создана особая тетрадь, названная им «Хованщиной». В тетради композитор хранил выписанные данные из прочитанных книг, касающиеся интересующих его событий и исторических личностей. Изначально было девять основных источников, но затем композитор настолько расширил свои познания в этой области, что перестал делать записи, держа все в голове. Материалы для либретто оперы «Хованщина» выписки из летописей. Вложен читательский билет М. Он принимал живое, деятельное участие в работе. Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам.
Батя, батя, выйди к нам
В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина” | В отличие от оперы «Алеко», показанной рязанцам ранее, «Хованщину» без подготовки воспринять под силу не каждому. |
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина» | Поэтому на сцену Большого театра вернутся "Хованщина" и "Князь Игорь". |
По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М | Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. |
Батя, батя, выйди к нам
По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М (Мари Козлова) / Проза.ру | Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. |
Билеты на оперу «Хованщина» | Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. |
Хованщина: стрельцы против Софьи | «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. |
Этот день в истории. 21 февраля | Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. |