Без Александра Бородянского не было бы таких всеми любимых фильмов, как «Курьер», «Афоня», «Город Зеро», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Американская дочь», «Олигарх», «Ворошиловский стрелок» и многих других. В 2000 году Александр Бородянский совместно с Борисом Гиллером поставил фильм "Чек", в котором главные роли исполнили Николай Фоменко, Николай Расторгуев и Алексей Макаров.
Иностранцы смогут находиться в РФ до 90 суток в течение года
- Содержание
- «Я всю жизнь делал кино для зрителей»
- Александр Бородянский (Aleksandr Borodyansky) - Фильмы и сериалы
- Александр Бородянский: фильмография, фото, биография
- В центре внимания
Media Expert
Накануне юбилея кинодраматург дал мастер-класс на кинофестивале «Арткино» и пообщался с «Культурой». Я, например, всегда пишу по контрактам, и мне просто некуда деться... В принципе, я не люблю писать. Люблю придумывать истории. Два года назад проводил сетевой мастер-класс и рассказал участникам о своем отношении к современной драматургии — трем актам, пяти поворотам, «аркам» и прочей дребедени. Одна девушка поинтересовалась: «А вы не боитесь, что вас уволят за это? Кончено, если это кому-то помогает, я не имею ничего против, но никогда ничего подобного в жизни не делал и в мое время никто про акты не знал, но мы как-то писали сценарии. Бунюэль говорил, что главное в кино — сценарий. Эстетика и философия могут быть разными, но прежде всего картина должна быть увлекательной.
Значит, зрителю должна быть интересна каждая сцена и что будет дальше. Я как-то задумался, почему мои фильмы собирали много зрителей, и понял: просто я такой же, как большинство, наши предпочтения совпадают. Мой вгиковский мастер сказал, что суперсценаристом я не стану, буду середнячком, и привел в пример «Подвиг разведчика». Я подумал: ну и нормально! Правда, выдающийся киновед Илья Вайсфельд тоже драматургом не был. В нашей дружной мастерской учились более способные ребята, но никто из них не стал сценаристом. Знаете почему? Поняв, что Вайсфельд писать сценарии не научит, я стал учиться сам — смотрел кино, читал сценарии раннего Феллини, Бунюэля, знаменитых в ту пору поляков, благо я знаю язык, так как учил украинский.
Думал: почему мне интересно? Потому, что есть необычные характеры и истории. Знаете, например, сколько должно быть сцен в сценарии? А я подсчитал: у Куросавы в «Красной бороде» — 104, а у известного французского режиссера — 56… Понимаете? Правил в нашем деле нет ни для кого: творчество — не математика. Закон один: интересный герой и интересная история. Когда пишу, я становлюсь своими персонажами, кроме женщин. Поэтому у меня нет ни одного сценария с главным героем женщиной, хоть и влюблялся, и люблю кино про любовь.
После «Афони» Зархи меня пригласил написать про любовь и не верил, что не сумею. Когда мы с Шахназаровым задумывали «Цареубийцу», бывали в психиатрических лечебницах, и один врач сказал мне, что все писатели характеризуются раздвоением личности; с точки зрения психиатрии это шизофрения. Я никогда себя не оцениваю, просто понимаю, нравится мне написанное или нет. Проработав три года редактором в творческом объединении Георгия Данелии — ради московской прописки, — понял, насколько сложнее оценивать коллег. Не делать из сценария то, что хочешь ты, а помочь автору увидеть самое интересное для него. Но сегодня почти все редактора переделывают сценарии под себя. Я написал более жесткий, грубый текст. Он сказал: «Твоего «Афоню» можно назвать «Горюй!
Данелия впервые работал по чужому сценарию и говорил: «Мы делаем сказку! Зависимость от чужого мнения — не мой случай; я, например, никогда не читаю рецензий, потому что первая, написанная известным критиком Кладо, не оставила от фильма камня на камне. Оказалось, сценарий «Афони» был настолько плохим, что даже Данелия ничего не мог с ним поделать! Если бы я встретил вас на улице и вы меня отругали, я бы ничуть не расстроился.
В 22:15 — криминальная драма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» о пенсионере Афонине, который сам восстанавливает справедливость, не добившись её от правоохранителей. В 0:00 — военный фильм Николая Лебедева «Звезда», над сценарием которого трудились сам режиссёр, Евгений Григорьев и Александр Бородянский. Картина рассказывает о событиях лета 1944 года. Молодых разведчиков с позывным «Звезда» отправляют в тыл врага, где до этого пропала другая группа. Им предстоит выяснить, есть ли у врага резервы и танки. Золотая коллекция» 02. Москва, Ленинградский пр-т, 37 А, корп. Адрес электронной почты для обращений — dtr digitalrussia.
Это другая архитектура, не такая, как в Лондоне, Париже, Стокгольме, даже современная архитектура Москвы имеет свой национальный колорит. И Москва, с моей точки зрения, не испорчена, хотя, может, есть такие «ценители», которые скажут, что испоганили Москву, но это не так. Тогда надо было сохранять и деревянные домишки двухэтажные. Они по всей Москве стояли. Я помню в 1962 году, когда строили Новый Арбат, на той стороне, где Поварская улица, Никитские, еще стояли эти старые деревянные дома, а с другой стороны все уже снесли и строили новые высокие стеклянные коробки. Я как раз проездом в Москве был. Конечно, мне тогда нравилось все современное. Казалось, прямо красота неимоверная! Мы с родителями ездили в отпуск через Москву. Меня водили на Красную площадь, к Мавзолею, но я это плохо помню. А когда уже учился в техникуме, ездил в Воркуту на каникулы из Киева. Поезд доходил до Москвы утром, а в Воркуту уходил поздно вечером, поэтому мне надо было как-то убить время. Обычно я шел в кино, а как-то пошел ночью гулять по Москве. Там, возле памятника Маяковскому, Евгений Евтушенко читал стихи, а вокруг него массовка. Я встал возле него, и меня сняли в этом фильме крупным планом. Показывали его в Малом директорском зале, в котором я потом бывал тысячу раз. Там все фильмы сдавали директорам студии. Потом работал на «Мосфильме», был главным редактором творческого объединения комедийных и музыкальных фильмов, а в 90-е годы даже стал заместителем генерального директора Карена Шахназарова. Я до сих пор числюсь в штате «Мосфильма» советником генерального директора, правда, вот уже 18 лет в отпуске без сохранения содержания. Зарплату не получаю, но не хочу перестать быть мосфильмовцем.
Деньги нашлись неожиданно быстро 25 мая 2021, 16:53 1 комментарий Петербургская киностудия начала гасить долг перед столичным сценаристом Бородянским, хотя экс-руководство киностудии считает его работу творческой неудачей. Единый реестр сведений о фактах деятельности юрлиц 21 мая зарегистрировал уведомление известного отечественного киносценариста Александра Бородянского о намерении обратится в Арбитраж Санкт-Петербурга и Ленобласти с заявлением о признании банкротом киностудии «Ленфильм». Как рассказал сам 77-летний автор таких советских киношлягеров, как «Афоня», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и «Дежавю», уведомить петербургскую киностудию о грядущем банкротном иске его подтолкнула ситуация с недополученными двумя миллионами за работу над литературным сценарием с рабочим названием «Декабрь 1917». При этом сценарист сообщил, что уже 24 мая он получил от «Ленфильма» первый транш, размер которого не стал называть. Поэтому кинодеятель не считает, что конфликт на самом деле выльется в тяжбу о несостоятельности киностудии. Ленту ждали к 100-летнему юбилею службы госбезопасности, и она должна была рассказывать о самом первом петроградском месяце работы ВЧК. Для подготовки картины Бородянскому был обеспечен доступ в архивы российской спецслужбы.
Рассылка новостей
- Сценаристу "Афони" Александру Бородянскому исполнилось 80 лет
- Фильмы по сценариям Александра Бородянского в эфире телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»
- Александр Бородянский: «Михалков категорически отказался убивать гаишника» — Мир новостей
- Содержание
- Шпионские страсти » Культура и Кино России
Была ли у Афони воркутинская прописка?
Сценарии к этим картинам написал Александр Бородянский. 3 февраля, в день рождения кинодраматурга Александра Бородянского, фильмы по его сценариям на телеканале «Мосфильм. тоже жид Родился Александр Эммануилович Бородянский в 1944 в Воркуте (Коми АССР). Чек (Tchek) с Александр БОРОДЯНСКИЙ, Борис ГИЛЛЕР [игровой, 150 mn].
В СССР всё было хорошо, но с одним была проблема... (Александр Бородянский)
Александр Эммануилович Бородянский - фильмография, информация, премии | КиноHавигатор | Дети: Бородянский Денис Александрович (1970 г. рожд.), Бородянская Мария Александровна (1977 г. рожд.). |
Фильмы по сценариям Александра Бородянского в эфире телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» | Александр Митта, Юлий Дунский и Валерий Фрид, Юрий Клепиков и Динара Асанова, Карен Шахназаров и Александр Бородянский – у каждого из этих творческих союзов была своя история, свои взлеты и падения и своя манера работать. |
Была ли у Афони воркутинская прописка? - «Регион». Журнал о Республике Коми | Александр Эммануилович Бородянский создал несколько десятков сценариев. |
"Тайны кино": Валерий Фрид и Юлий Дунский, Юрий Клепиков, Александр Бородянский | лучший фильм в фильмографии Александр Бородянский Чек2000, боевик, криминал, приключения, семейный. |
«Я всю жизнь делал кино для зрителей»
Сценарий Александра Бородянского основан на реальной истории с арестом в Канаде Пола Уильяма Хэмпела, – «Человека, похожего на русского шпиона», который в конце прошлого года был выслан канадскими властями в Россию. Не меньшей популярностью пользовались фильмы "Дамы приглашают кавалеров", "Инспектор ГАИ", "Мы из джаза" – эта музыкальная комедия положила начало многолетнему сотрудничеству Александра Бородянского с режиссером Кареном Шахназаровым. Александр Эммануилович Бородянский. (1944-02-03) 3 февраля 1944 (80 лет). Фильмография[править / править код]. Трейлеры, новости, интересные факты из мира кино, живое обсуждение и онлайн кинотеатр. Причем фильм так долго шел к зрителям, что на этом пути режиссера Мати Пылдре сменил Пеэтер Симм, а Бородянский успел забыть детали собственного сценария и теперь с интересом слушал рассказ о своем неузнаваемо изменившемся дитяти.
Media Expert
Однако вскоре он сменил род деятельности Афони, поскольку решил, что история сантехника, общающегося со множеством людей, получится динамичней. Произведение начинающего кинодраматурга получило приз на конкурсе сценариев о рабочем классе, а фильм «Афоня», снятый режиссёром Георгием Данелией, стал дебютом Бородянского в кино. Картина «Дамы приглашают кавалеров» должна была стать первой полнометражной работой Карена Шахназарова. Начинающий режиссёр обратился с предложением о сотрудничестве к более опытному кинематографисту — Александру Бородянскому. Они вместе написали сценарий об одинокой провинциалке, отправившейся на курорт, чтобы найти жениха. Однако в Госкино его не одобрили, сославшись на пессимизм и «неправдоподобность» истории: ведь невозможно, чтобы советская девушка до тридцати лет ни разу не побывала на море! В 1980 году мелодраму «Дамы приглашают кавалеров» снял режиссёр-дебютант Иван Киасашвили. Чтобы фильм состоялся, авторы внесли правки в сценарий, в том числе изменили финал, подарив героям шанс устроить личную жизнь. Александр Бородянский — давний поклонник джазовой музыки.
Фильм «Мы из джаза» 1983 стал первым проектом, в котором он сотрудничал с Шахназаровым как с режиссёром. Сценарий они написали вместе, предварительно изучив историю появления первых джазовых коллективов в Советском Союзе.
РГ: Со стороны виднее... А история о том, что Отса вербовали в стукачи, реальна? Бородянский: Зачем так грубо - в стукачи?
Но - да, он был завербован. Тогда многие, кого вербовали, соглашались. Когда меня вербовал офицер - симпатичный пожилой майор, то просил рассказывать о жизни подразделения, какие в нем настроения. Я стучать отказался, и ничего за это мне не было. Но психологически мне понятно состояние Отса, у которого жена за линией фронта, а он полюбил другую женщину.
РГ: У него была кличка Модерато. Это почти остроумно. На грани садизма. Бородянский: А они остроумные люди. И любое остроумие - садизм.
Я много писал про разведку и встречался с сотрудниками - среди них есть умнейшие, образованнейшие люди. РГ: Ты любил джаз, когда он был идеологической диверсией. Бородянский: Почему тайком? Никто этого не боялся. Наоборот, слушать джаз было родом фронды.
Я слушал "Голос Америки". Глушилки очень злили. Но в жизнь входила другая музыка. Даже песня "Мишка, Мишка, где твоя улыбка? Многие песни своего детства я потом вставлял в фильмы - например, "Раз пчела в теплый день весной...
А это к нам приезжал моноджаз Никитского, и я эту песню тоже отнес к джазу. Потом я, конечно, понял разницу между свинговыми формами и, скажем, Дэйвом Брубеком. Но границы были размыты. Один известный сценарист вообще не принимает фильм "Мы из джаза": "Какой это джаз?! Это эстрадная музыка!
РГ: А что такое джаз? Бородянский: Для него - импровиз. А для меня - популярная тогда "Тиха вода"... Я люблю такие песни. Все говорят, что я пошлятину люблю.
Охотно признаюсь: люблю пошлятину. Хотя для меня это не пошлятина. РГ: Тогда что такое пошлятина? Бородянский: Например, когда много фильмов, которые тужатся выдать себя за серьезные. Человек, не умеющий острить, но острящий, - пошляк.
РГ: Скажи, а где ты остановился в своем развитии? Ты хард-рок принимаешь? Бородянский: Нет. Я остановился на джазе.
Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
При аресте у него обнаружили поддельное свидетельство о рождении, канадский паспорт, более семи тысяч долларов в разной валюте, коротковолновое радио, три мобильных телефона. Канадские спецслужбы утверждали, что этот человек является «русским шпионом-нелегалом» - сотрудником Службы внешней разведки России, одного из подразделений бывшего КГБ. На суде Пол Хэмпел признал, что он не является канадским гражданином, а является гражданином России, родился 21 октября 1961 года, и готов к депортации.
11 лучших фильмов, снятых по сценариям Александра Бородянского
Шпионские страсти » Культура и Кино России | 3 февраля, в день рождения кинодраматурга Александра Бородянского, фильмы по его сценариям на телеканале «Мосфильм. |
Фильмы и сериалы по сценарию Александр Бородянский | лучший фильм в фильмографии Александр Бородянский Чек2000, боевик, криминал, приключения, семейный. |
«Я всю жизнь делал кино для зрителей» | Перу А. Бородянского принадлежат сценарии к фильмам «Дамы приглашают кавалеров», «Смотри в оба», «Инспектор ГАИ», «Человек с аккордеоном», «Начни сначала», «Шура и Просвирняк», «Маленький гигант большого секса». |
Автор «Афони» и «Мы из джаза» готов банкротить «Ленфильм». Деньги нашлись неожиданно быстро | Бородянский Александр – сценарист, создавший первое свое произведение для кинематографа в 1974 году. |
Сцена с Высоцким и актёр-антисоветчик: Как снимали польскую комедию "Дежа вю"
Кеосаяном 1988 — «Город Зеро» — автор сценария совместно с К. Махульским 1990 — «Гамлет из Сузака, или Мамайя кэро» — автор сценария совместно с Э. Адабашьяном, С. Аларконом при уч. Шахназаровым 1992 — «Маленький гигант большого секса» — автор сценария совместно с Н.
Я вспомнил смешную историю про моего консультанта на одном фильме, который рассказывал байки о том, как он был шпионом. Я ему предложил сделать комедию про шпионов — и написал сценарий "Троян". Очень смешной, кстати. Но фильм не сняли, потому что французский режиссер Жерар Кравчик , который должен был снимать, выпустил провальный фильм "Красный Октябрь". Ему лет 10 после этого не давали вообще ни одного кино снимать. Так этот проект и заглох. Кстати, гонорар за этот сценарий я получил полностью. Я никогда трагедии не устраивал, если сценарий не поставили. Ну и что? Жизнь есть жизнь. Мнение критиков, пусть они не обижаются, мне абсолютно безразлично. Для меня главное — зрители. Потому что когда вышел фильм "Афоня", в значимой либеральной "Литературной газете" на него вышла разгромная рецензия от знаменитого критика. Он буквально смешал сценарий не буду говорить с чем. Я расстроился, что мои родители и друзья прочтут это и будут переживать. Ходил расстроенный день или два, а потом подумал: "А если бы на улице кто-то мне это сказал, я бы расстроился? С тех пор рецензий не читал. Чем они отличаются от ваших современников? Перед поступлением мы знали кино очень хорошо, читали много сценариев, изучали в том числе иностранный кинематограф, были подготовлены. А в последние годы часто приходят люди, которые никакое кино не видели, не знают русскую литературу. Вот я начинаю учить первый курс, мы со студентами пошагово делаем экранизацию короткого метра — в первом семестре по Шукшину, Чехову и Бунину. А никто из них этого даже не читал. Некоторые даже не знают, что есть такой писатель Шукшин, многие не знают Бунина. Они идут учиться на сценариста, не прочитав до этого ни одного сценария. Когда перед экзаменами я провожу консультации и говорю: "Поднимите руку, кто не читал ни одного сценария". Поднимается лес рук. Я говорю: "А как же вы собираетесь сценарии писать? Вы же даже не знаете, что такое сценарий. Может, когда узнаете, вам неохота станет писать". Поступали все, кто пробовал писать хотя бы рассказы. Но есть и такие, кто, оказывается, ничего не писал ранее. Первое, что они написали, — это работы для вступительного конкурса.
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
В Одессе киллер, выдающий себя за энтомолога, попал в цепкие лапы советской общественности, вырваться из которой было уже невозможно. В результате покушения бандитов он терял память и, уже считая себя настоящим энтомологом, оказывался в комических ситуациях, в ходе которых то и дело "вспоминал" о задании и пытался убить Ничипорука. Николай Караченцов. Позже Махульский признается: тот факт, что снимать картину пришлось "на переломе эпох", буквально спас фильм. Дело в том, что в "свободной Польше" никто не стал бы финансировать такое кино. А вот при "советском режиме" получить деньги на картину, которая высмеивала бы этот самый режим, оказалось гораздо проще. Идея снять картину возникла у него ещё в 1985 году, когда съёмки фильма могли не состояться. Перестройка и гласность только-только начинали разворачиваться. Зато спустя четыре года "время нас обгоняло". Когда фильм вышел на экраны, Польша уже сделала свой выбор в пользу Запада. До "Дежа вю" из-под его пера вышли сценарии к таким шедеврам советского кино, как "Афоня", "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Человек с аккордеоном", "Курьер". Интересный факт: непосредственно перед созданием текста для "Дежа вю" сценарист работал над ещё одним запомнившимся фильмом — "Город Зеро", в котором главную роль играл Леонид Филатов. Там герой тоже попадал в ситуацию, из которой не мог выбраться, и всё время был вынужден возвращаться в одно и то же место — гостиничный номер. К тому же на съёмках фильма у него начались проблемы с сердцем, что не добавляло оптимизма. Эмоции актёра удивительным образом не совпадали с эмоциями советского зрителя. Он любил Ежи Штура и помнил его по другому фильму Юлиуша Махульского — "Новые амазонки", где тот сыграл одного из двух выживших мужчин, которые попадают в мир, где есть только женщины. Правда, позже в интервью Штур говорил, будто ему очень понравился сценарий и он, как и любой другой актёр, хотел сыграть мафиози.
Навигация по записям
- Рассылка новостей
- Александр Бородянский — Мувилиб
- Александр Бородянский напишет сценарий фильма "Мозг Ленина"
- Шпионские страсти
- Александр Бородянский фильмография. Фильмы с участием Александр Бородянский
- 11 лучших фильмов, снятых по сценариям Александра Бородянского
Александр Бородянский.
(Среди известных фильмов Александра Бородянского, в том числе созданных в соавторстве с другими сценаристами, — «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Дежа вю» и многие другие. Александр Митта, Юлий Дунский и Валерий Фрид, Юрий Клепиков и Динара Асанова, Карен Шахназаров и Александр Бородянский – у каждого из этих творческих союзов была своя история, свои взлеты и падения и своя манера работать. О планах снять фильм рассказал уроженец Нью-Йорка, доктор философии, бизнесмен и писатель Сэнди Кролик. Александр Бородянский: Российский сценарист и кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Сценарии к этим картинам написал Александр Бородянский.
Сценарист Бородянский хочет обанкротить «Ленфильм» из-за крупного долга
Они мне: «Да ты что ж, гад такой! Прописку получил и сразу уходить! Ну не сразу, год еще отработал. Мне долго прописку не давали, и когда отказали первый раз, я решил уехать назад в Воркуту и бросить кино. У меня сценарии не брали после «Афони» 1975 четыре года. И получалось все очень бесперспективно — жилья у меня в Москве нет, есть только барак в Подмосковье. А наше Экспериментальное творческое объединение было очень дружное: Георгий Николаевич Данелия был художественным руководителем, я — главный редактор и Олег Николаевич Мужчинкин — директор нашего объединения. Данелия выпивал, я выпивал и Мужчинкин выпивал, мы с Данелией не были членами партии, а Мужчинкин был. И когда я собрался назад в Воркуту, уже написал заявление, Мужчинкин спросил: «Ты чего пишешь?!!
Вот был человек! Он был комиссар милиции и писатель. Сизов сразу написал письмо в горисполком с ходатайством о моей прописке, но письму нужны были «ноги». И у меня сразу нашлось много защитников — Эльдар Рязанов, Евгений Леонов, Нонна Мордюкова, еще кто-то… Помню, в «Волгу» мы все не влезли, поехали на «рафике». В приемную меня даже не пустили. Они зашли туда, а я стоял за дверью. Потом оказалось, что мою прописку даже не обсуждали, поболтали о том о сем, о чем-то поспорили. Мордюкова выходит и кричит мне через всю приемную: «Ну накрывай поляну!
Как же! Нелюбимые все, где пробки. Место в Москве, куда я хотел бы попасть, но никак не получается… Нет, у меня мечты даже нет, я вообще в жизни никогда ничего не хотел. Все получалось само собой. Я, повторюсь, и в Москве жить не хотел. Воркутинскую квартиру я поменял на подмосковную только потому, что понимал: раз я окончил ВГИК, мне надо жить в столице. И тут вдруг объявление в газете подвернулось: «Меняю жилье в Подмосковье на квартиру в Воркуте». Я мечтал когда-то сходить в Мавзолей посмотреть на Ленина.
И сходил — по делу, когда писал сценарий «Мозг Ленина». Мне очень понравилось. Мне не нравится в Москве… Пробки категорически не нравятся. Не нравится, что там, где надо, машину не поставишь. У той же поликлиники. Даже платно! И по большому счету мне не нравится выделенная полоса для общественного транспорта и такси, хоть я и понимаю, что это необходимость. Где широкие улицы — на здоровье, но есть улицы, где всего две полосы, и одна из них занята общественным транспортом.
Получается одна полоса для всего остального транспорта. Вот, например, на Минской улице машины стоят почти 40 минут, чтобы от «Мосфильма» доехать до Кутузовского проспекта. Это неправильно.
Вносить изменения Бородянский не стал, а Пичугин не стал подписывать акт приёмки сценария. В свою очередь сценарист в разговоре с журналистом сообщил, что его работа очень понравилась людям из Федеральной службы безопасности, а уведомление о банкротстве он просто вынужден был подать, так как не может получить деньги от «Ленфильма» уже четвертый год. И режиссёр ко мне приезжал Андрей Голубев с «Беларусьфильма».
Пресс-служба ФСБ прочитала сценарий, сказала, что такого хорошего еще ни разу не читали. А потом говорят о творческой неудаче, о том, что и не собирались фильм ставить. А зачем же мне тогда аванс заплатили? По его словам, представители киностудии предлагали ему ввести в «Декабрь 1917» такого героя, как офицер царской армии, решивший стать сотрудником ВЧК.
Так я стал режиссером фильма "Сны". Потом вернулся Шахназаров и присоединился к съемкам. Сильно ли отличается работа над сценариями тогда и сейчас? А до этого произведения проходили редактуру. Когда я в молодости был на "Мосфильме" главным редактором творческого объединения комедийных музыкальных фильмов, меня поразило, что при обсуждении сценариев все редакторы в первую очередь предъявляют автору идеологические претензии. Потому что если бы они пропускали антисоветские с точки зрения руководства сценарии, их бы с работы сняли. Но и по художественным претензиям они были абсолютными профессионалами — редакторы как правило заканчивали ВГИК. Был киноведческий факультет, который готовил редакторов и кинокритиков. Сейчас же редактура абсолютно безграмотна. В СССР, конечно, тоже были плохие фильмы, но кинематография была очень мощна как отрасль — и очень уважаема в мире. Тогда многие фильмы были высоко оценены на фестивалях. Например, первый же фильм Василия Шукшина "Живет такой парень" получил приз на фестивале в Лозанне. Теперь, как мне говорят, в сценариях в первую очередь смотрят на наличие трех актов, пяти поворотов, арки… Вы слышали про это? Вот если этого нет, то редакторы говорят: "Это не сценарий. В советское время такой ерунды не было. Но когда я пишу сценарий, мне, слава богу, такой ерунды никто не предъявляет. А если предъявят, я скажу: "До свидания". Эти требованиям я своих студентов всю жизнь учу. Если вам интересно писать! Вообще, я — нормальный человек, соответствую большинству людей без каких-то заскоков. А значит, я знаю, что это будет интересно и тем людям, которые будут это кино смотреть. Вот вы "Афоню" видели? Потому что он необычный человек, нестандартный. И неслучайно фильм посмотрело 62 миллиона человек в Советском Союзе, в 1975 году он был рекордсменом проката. Можно ли научить любого человека писать хорошие сценарии? Или это все-таки зависит от таланта? Но у человека, все-таки, должны быть какие-то способности. Знаменитый американский писатель, лауреат Нобелевской премии Уильям Фолкнер говорил, что творчество драматурга состоит из трех компонентов: фантазия человек должен обладать даром, способностями , жизненное наблюдение за интересным и воровство у других писателей не в прямом смысле воровать, а вдохновляться великими. Кто, допустим, первым идеи предлагает, как это все работает? Сидим, придумываем. Я был главным редактором творческого объединения на "Мосфильме" и собирался увольняться. Он был знаком с Георгием Данелией и даже дал ему рассказ почитать.
Мы, говорят, пост поставим у ваших ворот. Я спрашиваю: зачем? Чтобы никто не украл снаряд. Я говорю — его уже забрали, пока вы собирались. Сколько лет вы уже житель Подмосковья? Юбилей буду отмечать. Или все-таки строили этот дом как дачу? Здесь лет десять ничего не строили, хотели даже землю продавать, а когда начали строить, ну, и мы начали строить. А когда построили дом, оказалось, что за ним следить надо, бросать надолго нельзя, особенно зимой. Бывает, свет отключат, бывают с котлом проблемы. Сначала вокруг домов почти не было. А в тех, которые были, никто не жил. И я боялся: мало ли что, обворуют. Так что я не то чтобы решил: уеду-ка я из Москвы. Так не было. Я поселился и стал жить не думая. В принципе, я люблю Москву как столицу нашей родины, но там куда-то поехать — пробки, времени очень много тратишь на пустое, а так как у меня к тому времени уже и возраст был приличный, то я ограничил дела в Москве, чтобы их меньше было, и стал здесь жить. У меня же и квартира в Москве осталась. Но первое время было стопроцентное ощущение, что дом только здесь. А туда я вроде как приезжал в гости. Так что, можно сказать, у меня два дома, но это главный дом. Потому что им много приходится заниматься, душу вкладывать. Я достраивал его, сам проводил отопление, многое своими руками сделал. В кабинете Александра Эммануиловича большой письменный стол, заваленный студенческими сценариями. На книжных шкафах призы: «Ника» — за «День полнолуния», приз за фильм «Тени Фаберже», который Бородянский снял как режиссер, за вклад в комедию от фестиваля «Улыбнись, Россия», фарфоровые «Рабочий и колхозница» — за вклад в жизнь и деятельность «Мосфильма» — единственный приз, которым Бородянский гордится. Фото: Денис Трудников — А вы умеете? Вы его описали явно не понаслышке. То есть вы — на все руки мастер? У меня два газовых котла и еще электрический резервный есть.