При составлении бизнес-плана сперва стоит рассказать об уже существующей компании или о процессе ее создания. Если же у вас родилась собственная необычная бизнес-идея, придется составить бизнес-план самостоятельно. Составить бизнес-план самостоятельно, без помощи квалифицированных специалистов очень сложно.
Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания
Анализ привычек и истинных мотивов покупки, прописанный в бизнес-плане, позволит определить каналы привлечения и сформировать правильное предложение, на которое отреагирует клиент. Совет Если вы понимаете, что ваш товар могут купить люди, непохожие друг на друга, разделите их на разные сегменты по социальным и демографическим признакам. Например, студентки 18-24 лет, домохозяйки 30-35 лет и так далее. По каждому сегменту создайте список привычек этих людей, магазинов, которые они посещают, их увлечений и проблем, которые их беспокоят в жизни. С помощью этой информации вы сможете легко представить, какая именно характеристика вашего продукта важна для каждого сегмента покупателей. Затем в рекламе сделайте акцент на характеристиках товара или услуги, которые соответствуют требованиям клиентов. Организационный план Для полноценного функционирования компании в бизнес-плане нужно расписать: из каких отделов и специалистов состоит компания; каковы задачи отделов и специалистов; что сотрудники будут делать каждый день; как они это будут делать; и другие операции.
Например, если у компании есть склад, нужно подробно описать: как будут храниться ваши товары; как и через какие программы и сервисы вы будете вести учет остатков; как будет организован процесс маркировки; и т. Маркетинговый план После того, как вы провели анализ отрасли, ваших конкурентов и рынка, можно переходить к разработке своего маркетингового плана.
Это нужно сделать, чтобы продемонстрировать, что вы соответствуете интересам и ценностям инвестора. Также укажите общие задачи, направление движения, способы достижения целей, корпоративные ценности и видение. Опишите основные продукты, структуру ассортимента если позиций много, разделите их на категории и поместите подробности в приложениях к бизнес-плану. Также в обзор компании внесите экономические показатели на текущий момент. Они должны быть указаны в общем виде: прибыль, расходы, рентабельность, ликвидность. Для новой компании дайте краткую справку — каких показателей вы хотите добиться в ближайшие пять лет. Остальные данные отчет о движении денежных средств или финансовых результатах, бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках перенесите в приложения.
Анализ бизнес-среды В этой главе описываются тенденции: растет рынок или падает, какой сегмент рынка вы хотите занять, какой потенциал у него есть. Проанализируйте конкурентов, причем обязательно давайте реальную картину, потому что информацию проверят. Опишите потребительское поведение: в каком объеме, ассортименте, каким образом люди покупают такие продукты, для чего они это делают, как используют. Общее описание продукта Каким образом он применяется, сравнительные характеристики и достоинства. Здесь можно показать технологический и жизненный цикл продукта. Например, в продаже одежды жизненный цикл будет таким: путь от производства до потребления занимает 1 месяц и это хороший показатель, чтобы инвесторы увидели, что происходит с вашим продуктом. Если вы предоставляете бухгалтерские или коучинговые услуги, можно написать: первая часть продукта — это одна платная консультация, мы двигаемся по воронке. Вторая часть — двухмесячный коучинг, который мы ведем платно с нашими клиентами. Общая информация о рынке и характеристика потенциальных направлений сбыта.
Укажите общую стоимость рынка а аналитики посмотрят, как вы ее посчитали. В бизнес-плане можно написать: «Мы думаем, что рынок такой-то» — это тоже допустимо, но сильно увеличивает риски инвестора. Или можно указать: «Мы заказали исследовательской компании анализ рынка, она предоставила информацию о его емкости, деньгах, которые на нем есть». Или: «Мы смогли оценить рынок самостоятельно, используя открытые источники». Вторая часть этого пункта — описание характеристики потенциальных направлений сбыта. Инвесторы должны понимать, какие каналы продвижения вы будете использовать и каким образом станете взаимодействовать со своими потребителями. Организационный план Он покажет, кто будет реализовывать проект.
В документе просчитывают все расходы и возможные доходы, делают анализ рынка, а также сильных и слабых сторон будущего бизнеса. В итоге получается изложенный на бумаге план открытия и работы бизнеса. С ним будет проще понять, какие шаги нужно сделать, чтобы начать продавать, и как действовать в первые месяцы работы.
Зачем нужен бизнес-план Бизнес-план помогает разбить большую задачу создания бизнеса на конкретные пункты, чтобы лучше понимать следующий шаг. В бизнес-плане продумывают стратегию развития, прорабатывают уязвимые места. Без него предприниматель рискует потратить слишком много денег на открытие, работать в минус или быстро израсходовать все запасы денег. Как навести порядок в финансах. Бизнес-толк с участием успешных предпринимателей Есть два вида бизнес-планов: для внутреннего и для внешнего использования. Внутренний бизнес-план. Такой документ будет полезен любому бизнесу. Его составляет собственник бизнеса для себя и ближайших помощников. Он должен быть максимально удобным и полезным для руководителя. Если организуете бизнес с партнером, создание общего бизнес-плана поможет понять, одинаковые ли у вас ожидания от будущего бизнеса.
Во внутренний план добавляют всю важную информацию без приукрашиваний. Обычно документ занимает 30—50 страниц. Внешний бизнес-план. Такой бизнес-план нужен, чтобы привлечь финансирование: взять кредит в банке или получить деньги от инвестора или государства. Инвестор охотнее даст деньги, если увидит, что вы тщательно проанализировали рынок, экономику бизнеса и показали, как на вашей идее можно заработать. Обычно перед тем, как показать бизнес-план банку или инвестору, документ сокращают до 5—10 страниц и оставляют ключевые положения. Без плана инвестор, скорее всего, не захочет помогать бизнесу, а банк даст только потребительский кредит. Обычно инвесторам некогда читать несколько страниц текста с цифрами и расчетами. Поэтому для них бизнес готовит питч-дек — презентацию, в которой собраны ключевые цифры и идеи из бизнес-плана. Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана.
В тексте мы будем говорить только о внутреннем бизнес-плане. Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих».
Общество обрабатывает обезличенные данные пользователей сайта включая файлы «cookie» , собираемые с помощью сервисов Интернет-статистики, которые служат для сбора информации о действиях пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
Общество обрабатывает обезличенные данные о пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера пользователя включено сохранение файлов cookie и использование технологии JavaScript. На сайтах обрабатываются следующие типы файлов cookie: 9. Технические обязательные файлы cookie, например, применяемые при регистрации либо входе в систему, или для оставления отзыва либо комментария.
Данные файлы cookie используются в целях обеспечения корректной работы сайтов и полноценного использования его функционала пользователем, не могут быть отключены в системах. Вместе с тем, пользователь может настроить браузер, чтобы он блокировал такие файлы сookie или уведомлял пользователя об их использовании — но в таком случае некоторые разделы сайта могут не работать. Функциональные файлы cookie, например, определяющие имя пользователя.
Данные файлы cookie используются для обеспечения работы некоторых дополнительных функций сайтов, например, для хранения предпочтений пользователя, в том числе имени пользователя или выбора языка, и для предотвращения повторных прохождений опросов пользователями. Подобные функции улучшают условия работы пользователей с сайтом. Файлы cookie предпочтений, например, для настройки контента.
Данные файлы cookie собирают информацию о выборе пользователя на сайте и его предпочтениях и позволяют Обществу «запомнить» информацию о выбранном пользователем городе и других местных настройках для того, чтобы соответствующим образом настраивать сайт. Аналитические файлы cookie, например Яндекс.
Эти ошибки в бизнес-плане могут убить бизнес, но их можно избежать
Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес—планом, о конфиденциальности, приводимой в нем информации. В меморандуме может содержаться запрет на копирование, на передачу проекта третьим лицам и требование о возврате проекта автору. Бизнес—план всегда должен быть кратким и ёмким. Правда, иногда, чтобы раскрыть суть проблемы, его делают довольно глубоким по содержанию. Рекомендуемый же объем: 30 — 70 страниц, не более. А все дополнительные материалы желательно вынести в приложения к бизнес—плану. Важно предоставлять дозированную информацию. Вот главные моменты, которые вам необходимо будет предусмотреть: Аннотация до 1 страницы — письменное обращение для высшего руководств. Резюме 1-3 страницы — основная информация, для ознакомления с бизнес—планом. Бизнес—план 45-60 — для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами. Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некий «стандартный» план, приемлемый во всех случаях.
Существует, если так можно выразиться, только общий принцип, структура составления бизнес—плана. Далее изложим содержание бизнес—плана более подробно. Резюме Ваш бизнес всегда должен начинаться с выводов, вы напишите их в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самыми первыми пунктом вашего бизнес—плана. Резюме — это результат уже написанного бизнес—плана. Эта единственная часть, которую читают большинство потенциальных инвесторов. Цель бизнес-плана. Потребность в финансах, для каких целей они необходимы. Краткое описание бизнеса и его целевого клиента.
Общество обрабатывает обезличенные данные о пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера пользователя включено сохранение файлов cookie и использование технологии JavaScript. На сайтах обрабатываются следующие типы файлов cookie: 9. Технические обязательные файлы cookie, например, применяемые при регистрации либо входе в систему, или для оставления отзыва либо комментария. Данные файлы cookie используются в целях обеспечения корректной работы сайтов и полноценного использования его функционала пользователем, не могут быть отключены в системах. Вместе с тем, пользователь может настроить браузер, чтобы он блокировал такие файлы сookie или уведомлял пользователя об их использовании — но в таком случае некоторые разделы сайта могут не работать. Функциональные файлы cookie, например, определяющие имя пользователя. Данные файлы cookie используются для обеспечения работы некоторых дополнительных функций сайтов, например, для хранения предпочтений пользователя, в том числе имени пользователя или выбора языка, и для предотвращения повторных прохождений опросов пользователями. Подобные функции улучшают условия работы пользователей с сайтом. Файлы cookie предпочтений, например, для настройки контента. Данные файлы cookie собирают информацию о выборе пользователя на сайте и его предпочтениях и позволяют Обществу «запомнить» информацию о выбранном пользователем городе и других местных настройках для того, чтобы соответствующим образом настраивать сайт. Аналитические файлы cookie, например Яндекс. Метрика, Google Analytics.
В ходе бизнес-планирования нужно подготовить всю важную информацию и преподнести ее максимально емко и кратко, что поможет легче воспринять суть изложенного и все важные моменты. Вот несколько рекомендаций, придерживаясь которых удастся составить хороший бизнес-план. Рекомендации Используйте максимально конкретные формулировки, цифры, факты. План должен получиться без воды и двусмысленностей. Составляйте документ по стандартной структуре. Избегайте утверждений в стиле «у продукта нет аналогов», «конкуренты отсутствуют», если у вас не уникальная разработка, которая действительно не имеет аналогов. Приводите максимально точные расчеты. Не завышайте и не занижайте значения показателей, чтобы получить нужные результаты и сделать план привлекательнее. Если цены склонны сильно колебаться, используйте в расчетах плана максимальные их значения. Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону. Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику. Используйте только достоверные источники, соответствующие рассматриваемой теме. Старайтесь сделать бизнес-план емким, грамотным, но максимально коротким. Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений. Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц.
Как выбрать ассортимент? Сколько времени уйдет, чтобы выйти в плюс? Ответить на них, составить полную картину и все рассчитать поможет бизнес-план. Как питерская сеть FaceRoom вмиг потеряла треть клиентов, но смогла их вернуть Бизнес-план — документ, в котором предприниматель подробно описывает будущий проект: какие товары будет продавать или услуги оказывать. В документе просчитывают все расходы и возможные доходы, делают анализ рынка, а также сильных и слабых сторон будущего бизнеса. В итоге получается изложенный на бумаге план открытия и работы бизнеса. С ним будет проще понять, какие шаги нужно сделать, чтобы начать продавать, и как действовать в первые месяцы работы. Зачем нужен бизнес-план Бизнес-план помогает разбить большую задачу создания бизнеса на конкретные пункты, чтобы лучше понимать следующий шаг. В бизнес-плане продумывают стратегию развития, прорабатывают уязвимые места. Без него предприниматель рискует потратить слишком много денег на открытие, работать в минус или быстро израсходовать все запасы денег. Как навести порядок в финансах. Бизнес-толк с участием успешных предпринимателей Есть два вида бизнес-планов: для внутреннего и для внешнего использования. Внутренний бизнес-план. Такой документ будет полезен любому бизнесу. Его составляет собственник бизнеса для себя и ближайших помощников. Он должен быть максимально удобным и полезным для руководителя. Если организуете бизнес с партнером, создание общего бизнес-плана поможет понять, одинаковые ли у вас ожидания от будущего бизнеса. Во внутренний план добавляют всю важную информацию без приукрашиваний. Обычно документ занимает 30—50 страниц. Внешний бизнес-план. Такой бизнес-план нужен, чтобы привлечь финансирование: взять кредит в банке или получить деньги от инвестора или государства. Инвестор охотнее даст деньги, если увидит, что вы тщательно проанализировали рынок, экономику бизнеса и показали, как на вашей идее можно заработать. Обычно перед тем, как показать бизнес-план банку или инвестору, документ сокращают до 5—10 страниц и оставляют ключевые положения. Без плана инвестор, скорее всего, не захочет помогать бизнесу, а банк даст только потребительский кредит. Обычно инвесторам некогда читать несколько страниц текста с цифрами и расчетами.
Как составить бизнес-план с нуля: полное руководство с примерами
Составляем бизнес-план самостоятельно. При составлении бизнес-плана сперва стоит рассказать об уже существующей компании или о процессе ее создания. Чтобы составить Бизнес-план необходимо определить содержание и структуру, чтобы все было включено и понятно. Поэтому при составлении бизнес-плана важно уделить ему внимание.
Как составить бизнес-план, который поможет прийти к успеху
На основании этих данных нужно написать в документе вывод о наиболее подходящих рекламных приемах, которые будут использованы. Этот пункт бизнес-плана необходим в том случае, если планируется производственный бизнес. В таком случае в разделе нужно указать все подробности выпуска продукции с нуля до финиша от заказа сырья до отгрузки товара в точки реализации. Тут освещаются все важные моменты: технологии, необходимость в оборудовании, ноу-хау. Учет каждой детали поможет избежать проблем при реализации плана. Если вы не собираетесь производить продукцию, а делать оптовые закупки с дальнейшей реализацией, укажите в документе поставщиков, способ доставки, место для складирования товара. Анализ рисков. Если главная цель документа — это поиск инвесторов, этот раздел бизнес-плана написать просто необходимо.
Любому человеку, который располагает крупной суммой, достаточной для финансирования проекта, важно вложить их в надежную фирму. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений вы должны написать все возможные риски для предприятия. В их числе могут быть: падение уровня спроса; ухудшение экономического положения в стране; срыв сроков поставки сырья или отправки продукции клиентам; чрезвычайные обстоятельства война, пожар, извержение вулкана. Проблемы нужно не только перечислить в документе, но и написать пути решения в той или иной ситуации. Это не только подчеркнет ваш уровень ответственности, но и вселит уверенность в собственных силах. В случае возникновения экстренных обстоятельств вы не будете паниковать, а воспользуетесь готовой инструкцией из бизнес-плана. В завершении бизнес-плана подводятся итоги.
Они включают данные о вложенной сумме, график роста прибыли и сроки окупаемости проекта.
Дата и место составления бизнес-плана оно может отличаться от места фактической деятельности. Резюме Краткая сводка по всему бизнес-плану.
Из резюме проверяющий поймёт, чем будет заниматься бизнес и как зарабатывать. По сути, здесь будут все выводы из плана. Поэтому резюме нужно писать в последнюю очередь, когда заполните остальные разделы.
В резюме нужно рассказать, как вы будете рекламировать и продавать свой товар или услугу. Сколько денег на развитие понадобится и где вы планируете их найти. Здесь же нужно указать сроки окупаемости и планы по прибыльности.
Пример выжимки из резюме бизнес-плана будущего фастфуда Важно! В бизнес-плане не нужно писать цифры из головы и пытаться обмануть инвесторов — они это поймут и могут отказаться от финансирования. Евгения Макдан Рекомендую чётко и понятно составлять резюме проекта с ключевыми показателями.
Дело в том, что по резюме потенциальные кредиторы и инвесторы решают, помогать проекту или нет. И чем ярче и понятнее резюмирующая часть, тем проект им интереснее. Вот что должно входить в резюме: Наименование проекта.
ФИО инициатора проекта и его контакты. Организационно-правовая форма проекта. Суть проекта: цель, задачи, миссия, пути её достижения, бизнес-идея, тип проекта.
Основные результаты проекта: натуральные количество выпускаемой продукции и стоимостные выручка, прибыль. Условия финансирования процентная ставка, на сколько лет, календарный график погашения, гарантии и т. Анализ отрасли и компании На этом этапе нужно проанализировать рынок, на котором вы собираетесь торговать.
Нужно узнать свою целевую аудиторию и её потребности. Без анализа высок риск потерять все деньги. Например, открыть точку в непроходном месте или поставить цены во много раз выше, чем у местных конкурентов.
Чтобы проанализировать рынок, нужно изучить конкурентов, их цены и условия работы. Ещё нужно лучше узнать ЦА составить портрет клиентов : кто эти люди, чем они занимаются, сколько им лет и почему они покупают ваш товар или услугу.
Поставщики обманули со сроками и качеством товара, а реклама в соцсетях не привела клиентов. Валентина потеряла деньги и больше не хочет заниматься бизнесом. Все дело в том, что она забыла про важные вещи: обзор ситуации на рынке, исследование аудитории, финансовые расчеты, маркетинг. Грамотный бизнес-план помог бы ей оценить ситуацию и сохранить деньги. Каким бывает бизнес-план Для себя, чтобы спланировать работу Такой документ — основа для всех остальных видов. Его ключевая задача — оценить потенциал идеи и продумать шаги для развития компании. Совет: мы рекомендуем составлять продуманный документ с подробным описанием всех разделов, даже если вы не планируете идти с ним в банк или к инвестору. Без этого вы не увидите реальной картины, не сможете оценить потенциал своей идеи.
На этапе планирования одинаково важны все составляющие будущего бизнеса, поэтому уделите внимание и анализу рынка, и маркетингу, и финансовой части. Для потенциального партнера, инвестора или банка, чтобы получить деньги на развитие Ни банк, ни инвесторы не будут рисковать деньгами ради красивой идеи. У вас попросят доказательства: цифры и прогнозы окупаемости. Для банка важна стабильность вашего бизнеса, поэтому уделите внимание блоку с оценкой рисков. Покажите, что предусмотрели кризисные ситуации и пути их решения. Тогда банк будет уверен, что вы заплатите по кредиту.
В принципе, все расчеты можно сделать и в «Экселе», но уйдет больше времени и сил Вначале я выставляю временные рамки реализации проекта, параметры отображения данных, ставку дисконтирования, перечень и основные параметры налогов Затем перехожу в раздел «Инвестиционный план» и вношу статьи инвестиционных затрат, их размер, период осуществления и амортизационные периоды Далее в разделе «Операционный план» вношу информацию по выручке от оказания услуг, данные о персонале и размере фонда оплаты труда, затратах на ведение деятельности. В разделе «Финансирование» отражаю параметры получаемого банковского кредита — сумму, период получения и пользования кредитом, процентную ставку, отсрочку по выплате тела долга Теперь можно перепроверить внесенные данные и вывести отчеты с результатами. Для этого внимательно изучите стандарты, по которым нужно оформить документ. Потом поочередно расписывайте каждый раздел плана и переносите в него соответствующую информацию из финансовой модели. Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа. Готовый пример бизнес-плана.
Бизнес с нуля: как открыть и с чего начать свое дело
При составлении бизнес-плана сперва стоит рассказать об уже существующей компании или о процессе ее создания. Самостоятельно составить бизнес-план непросто, но это реальная задача при серьезном подходе. Методика разработки бизнес-планаРекомендации по разработке бизнес-плана. Используйте чек-лист, чтобы повысить свои шансы на получение финансирования. Поэтому самостоятельное составление больше подходит, когда бизнес-план делается для себя, а не ради получения финансирования.
Бизнес с нуля: как открыть и с чего начать свое дело
Ответьте на такие вопросы, как «На что есть спрос? Сбор данных об организации. Ваша компания — какая она? Какое у нее управление, какой нужен капитал для развития, что нужно для развития? Ответьте на эти вопросы и запишите развернутый ответ. Финансовая модель. Определитесь с тем, как вы будете проводить расчеты — например, для этого могут использоваться Excel, онлайн-сервисы для расчета и прочее. Если не хотите заниматься этим самостоятельно, то закажите сбор аналитики у специальной организации. Составление бизнес-плана. Выберите тип бизнес-плана и начните его реализовывать. Когда весь необходимый пакет для бизнеса будет собран, можно переходить к составлению бизнес-плана.
Это довольно долгая и, на первый взгляд, сложная задача, но подождите паниковать. В следующем разделе мы разберем все тонкости написания бизнес-плана. Шаг 2: Реализация Итак, перед нами открыт Word — для начала от нас потребуется составление титульного листа, резюме, целей и задач, анализа отрасли и прочего. На выходе у нас получится готовый бизнес-план, который можно будет использовать. Титульный лист Титульный лист — это обложка бизнес-плана, о которой не стоит забывать. Она включает в себя такие данные, как: название проекта;.
Чем конкуренты отличаются от вашего предложения, какие у них сильные и слабые стороны, как вы сможете их обойти и чем способны удивить.
Анализ рынка. Здесь описывается портрет клиента. Кто он, сколько зарабатывает, какие у него привычки и потребности и почему ему нужен именно ваш продукт. Описание команды. Люди с каким опытом будут руководить компанией. Что они знают о сфере и почему на них можно положиться. Операционный план. Как компания будет функционировать, какие операции будут выполняться каждый день.
Какие стоят долгосрочные операционные перспективы. Маркетинговый план. Здесь описывается стратегия продажи продукта и методы ее достижения. Финансовый план. Описание текущих и последующих расходов компании с составлением различных прогнозов. Дополнительная информация, которая не подходит ни к одному из предыдущих пунктов, но поможет убедить инвестора. Как составить бизнес-план Есть несколько правил, которые стоит соблюдать при составлении бизнес-плана. Они помогут привлечь внимание инвестора и построить устойчивую компанию, которая будет приносить прибыль.
План должен быть коротким и информативным. Ни один инвестор не станет читать план на сто страниц. Если у проекта сложная структура, требуется крупное финансирование и план необходимо снабдить сопроводительной документацией, ее стоит включить в приложение, к которому можно обратиться по желанию инвестора. План должен быть понятным. Нужно осознавать, к какому инвестору вы идете. Люди, которые вкладывают деньги в исследования, не всегда разбираются в научной терминологии. Также и инвесторы, которые помогают молодежным стартапам, могут не понимать сленг и интересы нового поколения. План должен быть написан простым языком, который наглядно объясняет что, как и почему.
Элементы плана стоит тестировать. Прежде чем идти к инвестору, проверьте свою идею на практике. Опросите потенциальную аудиторию и узнайте ее мнение о продукте, протестируйте различные элементы бизнеса, попросите экспертов проверить ваши данные и гипотезы. Чем лучше проработан план на начальном этапе, тем выше его жизнеспособность. Нужно определить цели и задачи. Предположим, что у вас есть идея создать свой магазин украшений. Определитесь, какой будет ваша цель на ближайшие 3-5 лет. Один магазин в торговом центре, сеть магазинов, онлайн-магазин или выход на рынок СНГ.
Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете. Нужно также изучить конкурентов. Для этого можно зайти на страницы их социальных сетей и сайтов, прочитать отзывы и вопросы клиентов: чего они хотят, на что жалуются и чего им не хватает.
После анализа рынка изучите спрос. Для этого можно использовать: Яндекс Вордстат — сервис, который позволяет оценивать интерес пользователей к определенным темам, сезонность бизнеса и географию поисковых запросов; Google Trends — сервис от поисковой системы Google. Он помогает спрогнозировать тренды и запросы среди пользователей Google. Можно также оценить сезонность, сравнить два запроса друг с другом; Компас от Тинькофф Бизнеса — сервис оценивает конкуренцию в вашей отрасли в выбранном районе города. Компас анализирует обезличенные данные о транзакциях в 16 крупнейших городах России и определяет, как часто клиенты расплачиваются за похожие товары.
Если спрос на продукт есть, можно переходить к изучению целевой аудитории своего продукта. Для этого можно составить примерный портрет клиента. Вот что может в него входить: социально-демографические характеристики: пол, возраст, профессия, образование, география; хобби, интересы и потребности; платежеспособность способы получения информации: соцсети, СМИ и рассылки. Маркетинговый план. Здесь надо продумать будущую маркетинговую стратегию продвижения: обозначить основные каналы и методы, которые бизнес будет использовать, посчитать бюджет на продвижение.
Распространять рекламу можно в онлайне или офлайне. Какому способу отдать предпочтение — зависит от бизнеса. Например, кофейня может разместить несколько билбордов в своем районе. А компании, которая делает футболки на заказ или продвигает сайты, реклама в офлайне не подойдет. В онлайне можно размещать рекламу в соцсетях, мессенджерах, сервисах объявлений, онлайн-картах, онлайн-СМИ и делать электронные рассылки.
Гайд: как делать рекламу в интернете В офлайне размещать объявления можно в газетах, на телевидении, радио, билбордах, растяжках, штендерах и листовках. Маркетинг — это не только реклама, а любое продвижение. Расходы на них тоже нужно заложить в маркетинговый бюджет. В офлайне потратить меньше получится только при раздаче листовок. В онлайне запустить рекламу можно на любой бюджет.
Инвестор охотнее даст деньги, если увидит, что вы тщательно проанализировали рынок, экономику бизнеса и показали, как на вашей идее можно заработать. Обычно перед тем, как показать бизнес-план банку или инвестору, документ сокращают до 5—10 страниц и оставляют ключевые положения. Без плана инвестор, скорее всего, не захочет помогать бизнесу, а банк даст только потребительский кредит. Обычно инвесторам некогда читать несколько страниц текста с цифрами и расчетами. Поэтому для них бизнес готовит питч-дек — презентацию, в которой собраны ключевые цифры и идеи из бизнес-плана. Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана. В тексте мы будем говорить только о внутреннем бизнес-плане. Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих». Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги.
Структура бизнес-планов может быть разной. Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов: Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом. Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла. Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса. Расскажем о каждом пункте подробнее. Титульный лист.
Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает. На титульном листе нужно указать: полное название бизнеса; страну и город, где бизнес будет работать; контактные данные; организационную структуру. Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель. Анализ рынка и целевая аудитория. В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень.
Как правильно составить бизнес-план
– Основные ошибки при составлении бизнес-плана предпринимателем самостоятельно – технические. А вот составить убедительный бизнес-план для постороннего инвестора самостоятельно не получится, если вы не являетесь профессиональным разработчиком. Какие существуют виды бизнес-планирования, пошаговая инструкция по самостоятельному написанию успешного бизнес-плана — Банк Точка. Чтобы получить финансирование, предприниматель составляет бизнес‑план и презентует его перед инвесторами.
Бизнес-план: как разработать самостоятельно
Написание бизнес-плана. Чем детальнее проработан бизнес-план, тем проще будет начинать бизнес. Однако не стоит брать за основу образцы других бизнес-планов. Вам при составлении бизнес‑плана придётся провести гораздо большую работу и написать более подробный документ. Рассуждая о важности составления бизнес-плана, предприниматели не редко придерживаются точки зрения о его ненужности, поскольку на деле все оказывается не так как в расчетах на бумаге, и это пустая трата времени. Составляем бизнес-план самостоятельно. Что такое бизнес-план и когда он нужен Составление бизнес-плана самостоятельно Ошибки при составлении бизнес-плана.
Как составить бизнес-план, который работает
Начинающим предпринимателям бизнес-план нужен, чтобы оценить свои возможности, понять, окупит ли проект вложенные в него силы и деньги. Какой бы гениальной ни была идея стартапа, без детальных расчетов, проработки ниши и планирования всегда есть риск прогореть. Предпринимателям, которые хотят масштабироваться, бизнес-план нужен для привлечения дополнительного финансирования. Для привлечения инвестиций есть несколько вариантов: 1. Государственные гранты и субсидии.
Существуют программы, по которым можно получить деньги от государства на развитие собственного дела. Например, за поддержкой могут обратиться фермеры, производители различного оборудования.
Неважно, готовите ли вы его для новой компании или проекта, или составляете обзор работающего бизнеса, обязательно укажите миссию. Это нужно сделать, чтобы продемонстрировать, что вы соответствуете интересам и ценностям инвестора. Также укажите общие задачи, направление движения, способы достижения целей, корпоративные ценности и видение.
Опишите основные продукты, структуру ассортимента если позиций много, разделите их на категории и поместите подробности в приложениях к бизнес-плану. Также в обзор компании внесите экономические показатели на текущий момент. Они должны быть указаны в общем виде: прибыль, расходы, рентабельность, ликвидность. Для новой компании дайте краткую справку — каких показателей вы хотите добиться в ближайшие пять лет. Остальные данные отчет о движении денежных средств или финансовых результатах, бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках перенесите в приложения.
Анализ бизнес-среды В этой главе описываются тенденции: растет рынок или падает, какой сегмент рынка вы хотите занять, какой потенциал у него есть. Проанализируйте конкурентов, причем обязательно давайте реальную картину, потому что информацию проверят. Опишите потребительское поведение: в каком объеме, ассортименте, каким образом люди покупают такие продукты, для чего они это делают, как используют. Общее описание продукта Каким образом он применяется, сравнительные характеристики и достоинства. Здесь можно показать технологический и жизненный цикл продукта.
Например, в продаже одежды жизненный цикл будет таким: путь от производства до потребления занимает 1 месяц и это хороший показатель, чтобы инвесторы увидели, что происходит с вашим продуктом. Если вы предоставляете бухгалтерские или коучинговые услуги, можно написать: первая часть продукта — это одна платная консультация, мы двигаемся по воронке. Вторая часть — двухмесячный коучинг, который мы ведем платно с нашими клиентами. Общая информация о рынке и характеристика потенциальных направлений сбыта. Укажите общую стоимость рынка а аналитики посмотрят, как вы ее посчитали.
В бизнес-плане можно написать: «Мы думаем, что рынок такой-то» — это тоже допустимо, но сильно увеличивает риски инвестора. Или можно указать: «Мы заказали исследовательской компании анализ рынка, она предоставила информацию о его емкости, деньгах, которые на нем есть». Или: «Мы смогли оценить рынок самостоятельно, используя открытые источники». Вторая часть этого пункта — описание характеристики потенциальных направлений сбыта. Инвесторы должны понимать, какие каналы продвижения вы будете использовать и каким образом станете взаимодействовать со своими потребителями.
Как определить преимущества нового проекта Перед тем, как написать бизнес-план для малого бизнеса, стоит уделить время на анализ конкурентов и выяснить, какие предложения привлекают к ним. Это удобное расположение, низкие цены или выгодные условия обслуживания. Небольшой фирме важно найти то решение, которое позволит выгодно выглядеть на фоне конкурентов. Без этого выйти на расчетный уровень прибыли будет тяжело.
Предпринимателю придется столкнуться со следующими сложностями: Торговые помещения в посещаемых местах стоят дорого. Придется жертвовать площадью или вкладывать значительные средства с момента открытия магазина. Высокие цены требуют значительных вложений в рекламную кампанию. Небольшой фирме такие расходы могут оказаться не по плечу.
Поэтому стоит стремиться к уникальному позиционированию товаров, внедрению дополнительных услуг, максимальной проработке целевой аудитории. Все это делается на этапе создания бизнес-плана. На момент открытия не должно оставаться вопросов, как и кому продавать.
В общем, бизнес-план помогает реально оценивать свои силы: Рассчитать, окупятся ли вложения в проект и какой будет потенциальная прибыль. Понять свои конкурентные преимущества, сильные и слабые места. Решить, какие направления нужно развивать первыми и сколько это будет стоить. Просчитать риски и возможные пути выхода из сложных ситуаций. Бизнес-план поможет вовремя скорректировать свои действия. Просчитав все, вы можете понять, что вам не хватает собственных денег и нужно привлекать инвестиции или взять кредит. Или, например, выбрать другое помещение.
Вот из каких частей может состоять бизнес-план: сведения о проекте как, где, зачем и т. В плане нужно прописать заранее свои задачи и цели.
Бизнес-план: как разработать самостоятельно
Научиться составлять бизнес-план несложно, если вы используете шаблон бизнес-плана или программное обеспечение для составления бизнес-плана. Грамотно составленный бизнес-план способен как просто стать основой для организации бизнеса, так и помочь привлечь средства на развитие проекта, если окажется привлекательным для инвестора или кредитора. Бизнес-план нужно составлять по конкретному скелету — нельзя оформлять собранные сведения как попало. Поэтом при составлении бизнес-плана все существующие риски должны быть тщательно проанализированы. Данные примеры составленных бизнес-планов помогут вам понять, какие шаги нужно сделать для получения государственной поддержки на открытие сельскохозяйственного бизнеса, какие расходы министерство сельского хозяйства готово финансировать за свой счёт. Сделать бизнес-план можно самостоятельно, но для этого нужны обширные знания в разных областях предпринимательства.