Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки. Чаще всего кутья — это рассыпчатая пшеничная, перловая или рисовая каша, подслащенная медом, фруктами, сухофруктами. – Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится.
Как правильно организовать поминки по усопшему?
Вот почему родственники устраивают поминки на 9 дней, правила которых подразумевают объединение вокруг общего горя и совместные мольбы. Как организовать поминки После смерти по душе человека проводят несколько обрядов поминания — на третий день после похорон , девятый и сороковой, затем годину и далее ежегодно в дату кончины. Как посчитать 9 дней для поминок известно практически каждому верующему. Отсчет ведется с даты смерти, каждые новые сутки — новый день. Рассчитывают по порядку, не делая исключений для церковных праздников и библейских дат. По «мирским» государственным законам расчет также ведется строго с даты наступления смерти, в какое бы время суток она не произошла. По православным правилам, если человек умер после обеда, поминки устраивают через 8 дней.
Если не удается похоронить умершего на третий день, как положено, поминки отмечают все равно на девятые сутки, даже если тело не было предано земле. На поминальную трапезу приходят без приглашения, однако принято предупреждать о приходе, чтобы организаторы могли подсчитать число участников и приготовить пищу. Оставшуюся от поминального обеда еду раздают малоимущим, нищим, нуждающимся.
Если человек уронил на себя кутью Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются. Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминальную кутью, всю, сколько приготовили на все помины!
Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!
По одной из версий, обрядовая каша пришла на Русь из Греции. Согласно другой, кутья появилась еще в язычестве, а священнослужители из Византии просто дали ей название. Какой бы ни была ее история, она по-прежнему присутствует на столах христиан в особые дни. Кутью варят не только для поминок, ее также делают в Рождественский сочельник и на Крещение. Что символизирует кутья Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому.
Поэтому ее варят в особые церковные праздники, а также она присутствует на столе во время поминок. Зерна в поминальной кутье символизируют воскрешение.
В случае погребения родственники умершего после получения гербового свидетельства о смерти должны обратиться в администрацию кладбища, выбрать место для захоронения и заказать копку могилы.
В случае кремации необходимо обратиться в крематорий и заключить договор на оказание услуг кремации. Сюда необходимо предоставить свидетельство о смерти и паспорт заказчика. На основании кавитации об оплате услуг крематория, можно будет выбрать дату и время проведения этого мероприятия.
Заказ катафалка и грузчиков Следующим шагом станет заказ ритуального транспорта и выбор грузчиков, которые доставят гроб из морга к месту прощания, отпевания и захоронения. Здесь также есть нюансы, на которые стоит обратить внимание. Искать транспорт для транспортировки гроба по объявлениям нежелательно, поскольку это может обернуться дополнительными проблемами - водитель, не имеющий опыта оказания подобных услуг, может не знать всех маршрутов и нюансов перевозки такого ответственного груза.
Кроме того, машина может находиться в неисправном техническом состоянии, она может быть попросту грязной — это может привести к срыву похорон, поэтому лучше обратиться за помощью в ритуальную службу и заказать катафальный транспорт и услуги профессиональных грузчиков. Для проведения похорон требуются специалисты с опытом и соответствующей квалификацией. Обычные грузчики не владеют всеми тонкостями процесса, не имеют необходимой подготовки и не способны организовать процесс должным образом.
Религиозные обряды и поминки По христианской традиции умершего принято отпевать в день похорон перед захоронением в землю или кремацией. Обычно этот обряд проводится в церкви, куда доставляют тело покойного, но по желанию родных оно может быть проведено в прощальном зале, крематории или на кладбище. Отпевание — это церковный обряд, который проводится священником для того, чтобы проводить душу усопшего в мир вечности.
В ходе этого Чина церковь молит о прощении грехов умершего и просит Бога о его упокоении в Небесном Царстве. Для организации этого религиозного обряда, следует обратиться в любой храм, внести пожертвования — в разных храмах это может быть разная сумма, и записаться на церемонию на нужный день и время. После проведения захоронения или кремации обычно устраивают поминки, при организации которых тоже нужно соблюдать определенные устоявшиеся правила.
Раньше поминальную трапезу проводили дома, но сегодня от этой традиции отходят, собираясь в кафе или ресторане. Можно обратиться за помощью в ритуальное агентство, и похоронный агент поможет подобрать проверенное заведение и организовать это мероприятие. Если родные умершего приняли решение проводить поминки самостоятельно, следует помнить, что на поминальном столе обязательно должна быть кутья коливо , блины и кисель.
Все о погребении в Православии
Видимо, ввиду широчайшей распространенности подобного рода обычаев, единственный народ, поклонявшийся Истинному Богу, иудейский, традиции поминок не имел: после похорон следовал лишь траур, но не поминальная трапеза, которая уподобила бы иудея несмысленному язычнику. А вот христианство языческую поминальную трапезу переосмыслило, зная, что, по слову Апостола, «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» Рим. Для христианина эта трапеза — милостыня о душе почившего близкого. Творимая как бы от имени покойного, она доставляет душе утешение, привлекает к ней Божию милость, ибо Господь видит любовь к усопшему его близких, их молитву о нем. При этом необходимо помнить, что поминальная трапеза, сделанная формально, без молитвы, без любви к почившему, пользы ему не принесет. А если она сопровождается еще следованием каким-либо суевериям — причинит скорбь душе, отшедшей от мира, к тому же для близких людей, подменяющих молитву о усопшем набором суеверий, тоже не полезна. Поминальная трапеза В какие дни поминают усопших У православных принято делать это в дни, когда душа, недавно оставившая тело, переживает особенно важные моменты ее новой жизни.
О них известно, например, из особого откровения, которое получил чрез Ангела св. Макарий Александрийский. Подобные же сведения содержит известный рассказ о житии прп. Феодоры Цареградской. Это дни по кончине: третий; обычно если не препятствуют какие-либо обстоятельства в этот день проводится погребение тела, душа же, по слову святых отцов, возносится на поклонение Христу, тогда как ранее пребывала на земле — преимущественно в дорогих ей местах; на третий же день, по слову св. Макария Александрийского, «Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых — Бог всех — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих»; девятый; до этого времени 6 дней душе показываются обители Рая, блаженство святых, после чего она снова видит Бога, вновь поклоняется Ему; сороковой; от 9 до 40 дня душа видит мучения грешных во аде; св.
Макарий пишет, что «по этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них.
Поминальное блюдо — не исключение. Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует. Обязательна ли кутья на поминках? Мнение эксперта Читайте также: На каком языке была написана Библия. Почему ведутся споры? Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. История происхождения блюда История происхождения этого специфического ритуального блюда идет еще с дохристианских времен.
Греческое слово, к которому восходит привычное название «кутья» кутия означает вареные зерна пшеницы. Во времена древних греков своеобразная каша из таких зерен тоже не была обыденной ежедневной пищей. Уже тогда это блюдо было особенным для языческих культов, практиковавшихся в то время. Сакральный смысл его расшифровывался так. Главным в этом блюде было зерно. Сухие зерна пшеницы лишь выглядят «мертвыми», но стоит их посадить в землю, и дремлющая в них жизнь «воскреснет», проснется и даст росток. При этом сама оболочка зерна распадается в прах, как и тело умершего человека. Поэтому кутья символизировала жизнь и смерть как неотъемлемые части вечного цикла бытия. Сладкий вкус блюда подчеркивал это понимание, служил добрым пожеланием. Поэтому изначально кутью готовили не только для похорон, но и для свадеб и на празднование рождения детей.
Похороны в поздней античности уже не обходились без этого сакрального кушанья, его относили к обязательным поминальным дарам. Исследования историков подтверждают, что и на Руси до ее крещения князем Владимиром было принято готовить подобное блюдо. Похожие главы из других книг Молитва об усопших Молитва об усопших Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского 1896 , иеромонах знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г. Молитва об усопших. Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского 1896 , иеромонах знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г , переоблачавший мощи, Глава 9.
Не у всех сегодня есть скот, поэтому чаще такой продукт отдают птицам. Есть ли кутью, если у меня аллергия на некоторые ингредиенты? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Аллергикам не рекомендуется употреблять продукты, которые содержат запрещенные компоненты. Поминальное блюдо — не исключение. Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует. Обязательна ли кутья на поминках? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. По сколько конфет раздают на поминках В некоторых районах бытует поверье, что конфет в поминальном кулечке, как и цветов, приносимых на кладбище, должно быть непременно четное число. В других местах, даже при не относящемся к поминкам угощении, дают четное число конфеток. На самом деле неважно, сколько штук их подается. Раздают поминальные конфеты вовсе не для укрепления суеверных обрядов и не для обид за неправильное их исполнение. Этот помин нужен, чтобы люди, съедая сладости, помянули почившего и пожелали ему сладкой райской жизни в вечности. Угощение из конфет, печенья, пирожков и др. Читайте также: Изучаем чинопоследование часов Что символизирует кутья Наши предки связывали природные явления, растения, животных со своими представлениями о мироустройстве, о земной жизни и жизни после смерти на небесах. Зерно для них было чудом. Ведь маленькое зернышко пшеницы, которое хранилось всю зиму в амбаре, попадая в землю, давало всходы и кормило людей до следующего урожая. В общем, зерно символизировало жизнь, которая возрождалась в каждом новом поколении. Поэтому люди молились о новом богатом урожае, просили своих небесных покровителей послать дождь в засуху и хорошую погоду во время страды. Собирая урожай, подбирали всё до последнего колоска. Люди свято верили в то, что ушедшие на небеса так же возрождаются к жизни, как и растения пшеница, ячмень весной. Сладости символизировали сладкую и беззаботную райскую жизнь, которая ждёт усопших на небе. Организация похорон с погребением и кремацией Ложки и кружки Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины. По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения.
Алкоголь на поминках Православная церковь категорически не приветствует спиртное на поминальных столах, тем не менее водка или вино на поминальных обедах присутствуют. Это связано со многими причинами. Алкоголь в небольших количествах помогает близким снять нервное напряжение, накопившееся за время трагических событий и организационных похоронных хлопот. Родственники также считают своим долгом поднести по стопке людям, которые выполняли тяжелые обязанности несли гроб, мыли или переносили покойного, рыли могилу и т. Обрядовое угощение вином в память об умершем — отголоски языческой тризны. Если на поминальном столе присутствует алкоголь, важно, чтобы его количество было умеренным. Обычно гостям подают небольшие стаканчики и наливают в них не более трех раз при смене блюд. Каждый, кто хочет сказать добрые слова об ушедшем в мир иной, может предложить помянуть покойного. Выпивая «за упокой», люди за столом стаканчиками не чокаются. Посуда и столовые приборы Посуда на поминапольной трапезе не должна быть вычурной, разноцветной и богатой. В сервировке необходима разумная скромность: однотонные тарелки, прозрачное стекло бокалов и ваз, аккуратные салфетки. Распространенное суеверие относительно того, что нельзя на поминках есть вилкой, прочно укоренилось в народе. Православная церковь не запрещает вилки и ножи на поминальных трапезах. Обычай пользоваться только ложкой зародился еще в допетровские времена, когда вилок попросту не было. Староверы называли введенную Петром в обиход вилку «чертовым хвостом» и не принимали этот предмет. Позднее острые столовые приборы на поминальных столах не использовались из опасения, что после выпивки наследники имущества умершего могут повздорить между собой и поранить друг друга в пылу ссоры. Чтобы провести поминальный обед достойно, не потратить лишних средств, сил и времени, целесообразно обратиться к сотрудникам ритуальной службы.
Кутья из риса с изюмом "Поминальная"
Процессу приготовления кутьи уделяли внимание — старались сделать блюдо наиболее вкусным, ведь кутья предназначалась не для живых людей, которые присутствовали на поминках, а для умершего. поминальная кутья. Что согласно священной сути символизирует кутья на поминках. Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. После воду выливают, мед добавляют в кутью на сороковой день. Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Как готовят кутью, рецепты Для приготовления поминальной кутьи надо запастись следующими продуктами: зерном, сладостями, сухофруктами, ядрышками орехов. Кутья на поминки используется в похоронной церемонии еще с древних языческих времен.
Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках
Покойника одевают в смертную одежду: у русских, как говорит В. Поздеев, обязательно в новую одежду, что говорит о «будущей жизни» умершего, а у мари одежда должна быть хоть раз надета при жизни и выстирана. В противном случае одетый покойник как бы остается неодетым, новая одежда «не доходит» до него. Такое объяснение я нашел у моих респондентов. В гроб с умершим марийцы по сей день с левой стороны кладут сменную одежду и мешочек с гостинцами: «В котомке... Церемония похорон Во все века в нашей деревне существовало оплакивание покойника с причитаниями в силу раннего обрусения марийского населения, хотя имеют место единичные случаи похорон с гармошкой и песнями. Кузнецов объясняет плач как предосудительное действие, так как «покойник в избе, душа его витает около трупа, она утратила способность понимать надлежащим образом то, что совершается дома: ей все представляется наоборот. Потому рыдания родных кажутся вроде обидного смеха. Нужно петь веселые песни, которые при жизни любил покойный». Перед выносом гроба родственники прощаются. Берут в руки свечку, молятся перед образами и, обращаясь к покойнику, произносят примерно следующее: « Имя , прости меня, если сказал что не так, прости за все, а тебя Бог простит».
Целуют после этого покойного в щеку или лоб и ставят свечку в специальную дощечку у изголовья, а вокруг гроба, как у русских, не ходят. Существовал обычай передавать через гроб детей умершего. Дети при этом говорили следующее: «Отец, оставь свое счастье нам, не уноси с собой». Умершим приписывается божественная сила, они якобы держат в своих руках счастье детей и вообще человека. Выносят покойника ногами вперед, а перед воротами отрубают петуху голову и бросают под ноги, стараясь выпнуть машущего крыльями обезглавленного петуха за ворота, чтобы не было нового горя. Если жертва сумеет остаться во дворе — быть в доме еще горю. Данные объяснения несколько расходятся с объяснениями И. Смирнова, а именно: «Отправившемуся в другую жизнь человеку грозит, по верованиям черемис, опасность умереть, уничтожиться. Для предотвращения этой опасности перед выносом покойника из дома колют курицу, кровью которой он должен откупиться от смерти». Если учесть тот факт, как рассказывают старожилы, что человек может умереть до 7 раз, переходя из одного мира в другой, то более логичным будет второе объяснение, а первое больше похоже на примету.
Он, по их верованиям, нуждается в воздухе для дыхания, еще и поэтому открывают гроб, просят взглянуть его в последний раз на «свет белый». Хоронят наших деревенских во все века на Сердежском кладбище в семи километрах от Мари-Ушема. Кладбище находится на высоком месте, раньше оно было загорожено забором. На фоне тополей и берез видны различные надгробные сооружения: плиты, деревянные и железные кресты, памятники разных видов. Кладбище очень светлое, ухоженное. Поминки После погребения все возвращаются в дом, чтобы помянуть умершего. Поминальными днями у марийцев являлись и являются 3-й, 7-й и 40-ой дни и годовая. Поминки нужны для того, чтобы накормить душу умершего. В народе верят, что материальное благополучие души на том свете во многом зависит от живых: если они поминают умершего в положенные дни, то их души на том свете ни в чем не нуждаются и всегда сыты. Но почему именно эти дни являются у марийцев поминальными?
В 3-й день, как и у русских, поминают в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы, 40-й день — время окончания мытарства и решение Всевышнего о поселении в рай или ад, а вот в 7-й день поминают только марийцы, считая, что душа в течение этого времени обозревает 7 миров и способна возродиться до 7 раз. В 7-й день поминать приходят немногие: близкие родственники и копальщики. На поминки идут со своим угощением, несут вино и выпечку. Раньше в этот день поминали шире, присылали покойнику блинов на могилу. Сороковой день отмечается более торжественно. Накануне приглашают умершего и покойных родителей в баню, для чего едут на кладбище. Обращаются с такой просьбой: «Вот и настал твой 40-й праздник, приходи на него. Все родители приходите. Помойтесь в бане с нами». С утра накрывают столы, большей частью горячей пищей и выпечкой.
Когда люди приходят, начинают все вместе поминать: делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей. Присутствие ряженого, играющего роль покойного, обязательно. Эту свечку ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение». Лукоянова, 1932 г. Рядом с блюдом ставят череповой горшок для вина. Сначала подают человеку, который играет роль покойного, потом всем остальным. Угощать начинают родные, затем это делает каждый. Из рюмки вино раньше лишь немного отпивали и чуть-чуть наливали в горшок. Представляющий покойного сидит за крайним столом. Когда все приглашенные угостят, смотрят, догорела ли «круглая» свеча.
Её оставлять нельзя; если горит очень долго, два конца могут соединить вместе или сложить вчетверо. Люди, верящие в приметы, старались раньше эту свечку забрать себе, так как считали, что она обладает чудодейственной силой: можно зубы лечить, спасать от напастей скот и детей и пр. Когда свеча догорит, идут провожать покойника. Собирают сумку с едой и вином, стол с блюдом и горшком выносят во двор и опрокидывают, прогоняя все плохое. У нас в деревне покойника провожают до дороги, ведущей к тракту. Здесь останавливаются, вино «покойник» выливает, а пустую бутылку обязательно разбивает. После этого он идет один, отсчитывая 40 шагов, делает 3 поклона и возвращается обратно спиной вперед. Никто не поет, лишь слышны плачевные причитания. Таким образом, сороковым днем заканчивается обязанность родных правильно снабжать покойника пищей. Во многом это описание поминок напоминает отголоски язычества, ибо сам процесс поминок вытекает из религиозных представлений об «ином мире».
Приложение 1. Словарь Баравинная верёвка — трехслойная веревка, свитая из кудели. Вожжи — ремни, веревки для управления лошадью в упряжи. Кисель — студенистое жидкое кушанье. Киндерке — блины, уложенные стопкой, сверху прикрытые творожными оладьями тугара. Кутья — каша, обычно рисовая с медом, изюмом, которую едят на поминках. Коло-сорта — свеча длиной в 1 метр, закрученная в виде спирали. Ладан — ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении. Новина — суровая небеленая холстина. Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традициии.
Осырок — участок земли, отведенный для ведения личного подсобного хозяйства. Отпевание — церковный обряд, проводимый над покойником при похоронах. Подловка — помещение между потолком и крышей дома. Полати — нары для сна, устраиваемые под потолком между печью и стеной. Порен — тонкая, очень прочная нитка, используемая для вышивания узоров на подоле марийского платья. Сугуне — благословление. Апокрифы — произведения на библейскую тему, признаваемые недостоверными и отвергаемые церковью. Поминки — обрядовый обед в память умершего. Приложение 2. Шабдарова Анна Егоровна, 1932 года рождения: «У нас, если человек умрет, его обмывают в бане.
Гроб готовят дома, а покойника держат 1 или 2 ночи. На похоронах всегда играют на гармошке, песни поют, но мало. Когда в могилу опускают, играют тяжелую музыку. Готовят гостинец, куда кладут 41 орех. Орехи надо детям или родне, которые встречают на том свете. В гроб кладут рубаху, трусы, носки, перчатки шерстяные, иголку, нитки.
Поскольку считалось, что умерший сохраняет обычные человеческие потребности, в том числе и потребность в пище, древние славяне варили пшеничную кашу для усопшего и оставляли ее на могиле. Коливо также ведет свою историю с античных времен: первые упоминания о нем найдены в манускриптах времен Византийской империи и датируются V-VI веками н. В настоящее время поминальная кутья освящается в церкви Символизм и традиции поминальной кутьи Как и любое другое традиционное блюдо, кутья несет в себе определенное значение — прежде всего, благодаря входящим в нее ингредиентам. Зерно — в пропаренном или вареном виде — означало воскрешение из мертвых. После того, как оно попадет в землю и прорастет, из него появляется новая жизнь. Само же зерно истлевает. Примерно так происходит и телом усопшего. Мед и изюм у наших предков считались не только символами здоровья и достатка. Они символизировали сласть блаженства вечной жизни в Царствии Небесном. Таким образом, два несложных ингредиента кутьи означали бессмертие, воскресение и блаженство вечной жизни. Мы упомянули также о здоровье и достатке. Почему так? Дело в том, что готовилась как кутья поминальная, так и рождественская кутья. Последнюю подавали на стол трижды — на Коляды, Рождество и Крещение. Соответственно, готовилась бедная постная кутья, затем богатая щедрая и голодная водяная. Чем гуще получалась каша, тем богаче и дружнее должна была жить семья в следующем году.
Не для себя и даже не для самых близких. Их устраивали для нищих, чтобы помолились люди, которые нуждаются в пище и которые находятся близко к Богу. Их молитвы многого стоят. Если же человек за своего близкого выпил-поел, то он его не помянул. И тем, что гостей неверующих на трапезу пригласил, не помянул. Это все равно, что для младенца крестным брать неверующего человека, который крестнику не даст христианского воспитания. А помянуть человек может лишь искренне молитвой помолился. Вот и надо стремиться собирать на поминовение верующих людей, церковных и тех, кто может молиться. Необходимо собирать молитвенников, а не знакомых и случайных людей. Поминовение — это ведь повод вспомнить о смерти и о своем духовном состоянии. Если духовных плодов поминки не приносят, то абсолютно никакого смысла они не имеют. Во-первых, скажу об алкоголе. Алкоголь совсем неуместен на поминках. Вот если бы рюмочки помогали бы усопшему, то пьяницы были бы самые святые люди. Но мы знаем, что пьяницы Царства Божьего не наследуют. Поэтому выпивать на похоронах не только не нужно, а даже вредно для душ усопших. И надо приложить все усилия, чтобы свести к минимуму наличие спиртного на столе, хоть это уже и стало негативной «традицией». Откровенно нелепыми могут показаться поминающим слова «Похороны должны проходить без водки! Это неправда! Даже на свадьбах молодоженам не давали алкоголя перед брачной ночью. А уж поминки и подавно всегда были на особом попечении Церкви. И Церковь всегда учила, что усопших алкоголем не поминают, и никогда это не поощряла. Только в советское безбожное время, когда люди молиться перестали, стали прибегать к помощи алкоголя. Ну, как еще было душу успокоить?.. По-другому ведь не умели, и, к сожалению, до сих пор не научились. И мы, следуя этой «моде», продолжаем и поддерживаем традицию безбожников. Если душа усопшего была светлая и пошла в места святые, то душа «горюющего» таким образом из-за пьянства пойдет в свое время в ад, и поэтому будет со светлой душой разлучена. А если душа усопшего уже в темном месте определена, то надо помнить, что в этом месте нет единства: там каждый поодиночке мучается, там все разлучены. Мы это знаем из церковного учения. Иногда после смерти близкого возникает такая ситуация, при которой человек не может иначе справиться со своей тоской, кроме как залить ее алкоголем или спрятаться от одиночества с помощью наркотиков.
Он благословлял стол и, помянув усопшего, уходил. В настоящее время обед благословляется кем-нибудь из родственников или читалкой. За столом для покойного отводится место в святом углу. Здесь кладут ложку, хлеб, ставят стакан с водой, иногда тарелочку с кутьей. Иногда ложку покойному кладут под скатерть. Кутью на поминках могут называть кануном. Эти названия бытуют параллельно, но кутью кануном называют только на поминках. Это первое блюдо и обязательное. Особо подчеркивается необходимость горячего: борща или лапши, «чтобы пар пошел». Начинают обед родственники. По традиции во время поминального обеда не пользуются вилками и ножами. Оговаривается запрет употреблять спиртное за поминальным столом, но соблюдается он редко. В некоторых станицах на следующий день после похорон близкие родственники несут «завтрак» на кладбище. Среди продуктов обязательна кутья, остальное - по желанию поминающих. Эти продукты едят и раздают на кладбище или на обратном пути. Домой их не несут. Поминальная обрядность на Кубани Поминки по покойнику Выделение особых поминальных дней связано с представлениями о посмертных странствиях души и ее определении. Ей показывают Рай и плохэ показывают. Потом опять ее отпускают, душу, говорят она дома. Потом на дэвятый дэнь, а после дэвятого дня она проходэ всэ мытарства. Водят ей по палатах, яки мытарства, задают вопросы - она отвечает... Соответственно поминки устраивают на третий похороны , девятый и сороковой день после смерти. В некоторых станицах как поминальный выделяют еще и двадцатый день. Действия, совершаемые в эти дни, направлены на то, чтобы облегчить душе прохождение мытарств и помочь, если это возможно, обрести лучшую долю на «том свете». В эти дни заказывают службу в храме, приглашают читать Псалтырь. Большой обед устраивают на третий и сороковой день. На девятый и двадцатый за поминальным столом собираются близкие. Для соседей и раздачи помина в церкви пекли пирожки, пышки, булочки. Нередко они имели свои названия: кныши, бурсачки. В иных станицах на 40 дней пекут лесенки из дрожжевого теста: сдобного или постного. У такой лесенки обязательно три «проножки» - перекладины. Её ломают, подают на блюде, и едят в первую очередь с медом. Поминовение совершается также в полгода, год. Иногда упоминают и три года. Родительские субботы Помимо обычных дней поминовения на Кубани, выделяются несколько поминальных дней из православного календаря Пять дней Вселенского поминовения усопших : - Мясопустная родительская суббота — за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»; - Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого Поста; - Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы; - Дмитриевская родительская суббота — суббота ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Дмитрия Солунского. Особо, ряду дней поминовения, выделяется отмечание Радоницы Радуницы во вторник, на 9-й день после Пасхи. Воинские поминовения Многих убитых воинов-казаков не могли похоронить и помянуть, как положено, поэтому естественно для них существовали особые общие поминки. Эти поминки носили особый смысл, смерть казака в бою почетна и в этом значении может сравниться с другими видами святых смертей при родах, во время грозы и др. Отвечая на вопрос о том, кто были его родители по происхождению, собеседник на Кубани может сказать так: «И атец и дет на конях воивали, на конях и погибли — чистыи казаки были». Воинский акцент просматривается в существовании особого рода поминальных мероприятий, таких как войсковые общинные панихиды по погибшим и умершим от ран воинам. Наиболее известный календарный срок проведения такой панихиды — день Покрова Пресвятой Богородицы. Так же широко на Кубани отмечают поминовения, приведем краткую историю наиболее известных из них. Широко известны поминовения, связанные с историческими датами: Кавказской войны, Великой Отечественной войны и др. Это Тиховские , Липкинские , Кущевские поминовения. В 1811-м году отряд полковника Тиховского преградил путь на станицу Ивановскую закубанским горцам, в неравном бою и сам полковник, и полторы сотни его казаков погибли, не пропустив черкесов. На месте их могилы еще в 19-м веке был поставлен памятник, чудом сохранившийся до наших дней. Теперь здесь каждой весной на высоком берегу Кубани местные и жители, и казаки отмечают очередную годовщину. В советское время поминовения были запрещены, но многие старики тайком продолжали собираться здесь в Красноармейском районе Краснодарского края. На поминовении служится молебен, принимают присягу на верность Кубани молодые казаки, выступают творческие народные коллективы. Под Новороссийском в августе каждого года проходят Липкинские поминовения, также связанные с кавказской войной. В 1863-м году небольшой казачий полк был окружен черкесами и, отказавшись сдаться, казаки сгорели в огне. Здесь также находится дореволюционный памятник. История возникновения Липкинских поминовений такова. В ее составе находился и Георгиевский пост, расположенный на берегу реки Неберджай у липовой рощи. С мая 1862 года гарнизон поста состоял из казаков 3 роты 6 Черноморского пешего батальона. Начальником поста был сотник Ефим Миронович Горбатко. Гарнизон имел одну пушку, казаки были вооружены огнестрельным и холодным оружием. Ночью с 3 на 4 сентября к посту вышло скопище горцев, состоящее примерно 3 тыс. Они имели целью нападение на станицу Верхне-Баканскую. Несмотря, на темную ночь, сырую и ветреную погоду, горцы были обнаружены заблаговременно, и казаки встретили их дружными ружейными залпами. Из-за дождя и ветра сигнал о нападении для соседних постов не был услышан. Первая и вторая атаки горцев были успешно отбиты. Во время третьей атаки горцам удалось повалить часть забора и проникнуть внутрь поста, началась рукопашная схватка. Оставшиеся в живых казаки укрылись в казарме-полуземлянке и продолжали бой через ее окна. Через некоторое время горцы подожгли казарму, но казаки отстреливались до последнего. Внезапность нападения горцами была упущена, и они отступили в горы, забрав с собой около 200 трупов убитых. Казачий резерв прибыл на пост на следующий день и обнаружил погибший гарнизон, 18 казаков были найдены в казарме сгоревшими в уголь. Сгоревшие казаки были похоронены у поста на берегу речки Неберджай, остальные - в братской могиле на кладбище станицы Неберджаевской. Несколько лет назад на деньги эмигрантов был поставлен памятник, но даже в советские времена в этот день здесь всегда были живые цветы. Кроме общеизвестных поминовений в кубанских станицах каждый год поминают земляков, погибших во время голода 32-33-х годов и в репрессиях тех лет. На окраине каждой станицы поставлен крест, на котором указано количество умерших от голода и расстрелянных земляков. Переродился в казачье поминовение и советский праздник - день рождения Кубанской гвардии. В 42-м году, после взятия Ростова, немцы вторглись в пределы Краснодарского края и здесь, под станицей Кущевской, были наголо разбиты их передовые части. Это была последняя в мировую историю успешная сабельная атака, после которой кубанский казачий корпус стал гвардейским. В наши дни в июле месяце в Кущевской собираются казаки и даже устраиваются конные соревнования. Казалось бы, поводом для поминовения служат события давно прошедшего времени, однако появились и поминовения, связанные с делами наших дней. Уже десять лет в первую субботу апреля поминают память казаков, погибших в Приднестровье в 92-м году. Но наиболее необычно выглядят так называемые Доманинские поминовения, которые проводятся уже четвертый год. Сотник Сергей Доманин, бывший старший лейтенант морской пехоты, вернувшись из армии, создал тимашевскую казачью дружину по охране общественного порядка, которая была признана лучшей в кубанском войске в 95-м году. Помимо помощи милиции, казаки-доманинцы занимались убийствами, похищениями людей, вымогательствами. Наиболее значительным преступным эпизодом в деятельности банды было похищение и убийство депутата Государственной Думы Юрия Полякова. Члены доманинской преступной группировки получили большие сроки заключения, а сам Доманин во время его задержания отстреливался до последнего патрона и, будучи раненным, подорвал себя гранатой. Доманин никогда не скрывал, что его главной целью было создание на юге России независимой казачьей республики, где все не казаки окажутся без права голоса. Теперь на месте его гибели в Крымском районе стоит большой металлический крест. Каждую третью субботу здесь собираются казаки. После молебна за упокой души дается оружейный салют, и выступают с речами те, кто знал Доманина лично. Подчеркивается, что покойный был не бандитом, а народным героем Кубани. Считается также, что каждый казак, имеющий нелады с законом, должен посетить место гибели Доманина, якобы это принесет удачу и помогает спастись в трудной ситуации. В станице Даховской под Майкопом проходят поминовения расстрелянных здесь казаков. Трагедия произошла в 1920 году. Тогда карательный отряд расстрелял в станице на берегу реки Белой около ста человек.
Похоронно-поминальные обряды на Кубани
Кутья и дальше использовалась во время похорон, на 9-й, 40-й день смерти, а также через год после печального события. Использование кутьи на похоронах подчеркивает важность сохранения связи с умершими и уходящими поколениями. Кутья на поминках продолжает оставаться главным блюдом. Кутья является главным блюдом на поминальном столе и должна быть освящена в церкви после похорон или заупокойной службы. Рецепт Кутья поминальная, cостав: рис, изюм без косточек, мёд, сахар (по желанию), соль;, Рецепты вторых блюд, Каши, Кутья, Рисовая каша, Каша рисовая на воде, Пошаговый, С фото, Пост, Блюда из риса, время приготовления 35 мин., затраты времени 15 мин., на 4 порций. Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Как готовят кутью, рецепты Для приготовления поминальной кутьи надо запастись следующими продуктами: зерном, сладостями, сухофруктами, ядрышками орехов.
Похоронно-поминальные обряды на Кубани
Если на поминах вам случайно положили лишнюю ложку, то следующие похороны будут у вас. Чтобы этого не случилось, возьмите лишнюю ложку и выбросьте ее в окно, при этом нужно сказать: Не дай, Боже, тоже хлебать Такую еду в моем дому. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Полотенце, которым после кладбища вытирали руки, прежде чем сесть на помины, нужно сжечь в тот же день. Иначе в этом доме поселится беда. Приметы на поминках Голый стол на помины не дают, иначе быть беде. Если стол и отдают кому-нибудь, то только со скатертью.
После помин ее необходимо постирать или сжечь. Чтобы не навели порчу на поминах Ни для кого не секрет, что от порчи, сделанной на поминах, очень сложно избавиться. Знахарь, который берется лечить порченого человека, нередко перетягивает эту порчу на себя и серьезно заболевает. Для того чтобы не стать легкой добычей тех, кто желает навести на вас порчу, никогда не пейте на поминах спиртного. Помните, когда человек пьет хмельное, то он сознательно грешит, и на это время Ангел-хранитель отходит от него.
Воспоминания о добродетелях покойного, совершенных им добрых делах, поступках, просьбы Господу приносят несомненную пользу. Есть у девятого дня и другая сторона — православная церковь запрещает живым излишне сильно оплакивать почившего, лить слезы и страдать. Они мешают душам в загробном мире упокоиться и вводят живых в грех уныния. Для Бога все люди живы и их ждет неминуемая встреча в новой вечной жизни после Второго Пришествия.
После этого она отправляется ад — пока на «ознакомление», чтобы познала муки и жизнь без Бога. Но позже, на сороковой день, если грехи остались нераскаянными или неотмоленными, она может отправиться туда уже на вечные муки в ожидании Страшного Суда. В адском путешествии душа должна выдержать уготованные ей испытания. Чем больше грешил человек при жизни — тем больше и сложнее будут его мытарства по Преисподней. Заслужить прощение Всевышнего и попасть в Царствие Небесное, искупив грехи, возможно только пройдя все испытания. Что происходит с душой после смерти: первые три дня она пребывает на земле, находится у тела, привыкая к новому положению и постепенно отрешаясь от всего земного; к третьему дню Ангел Хранитель забирает ее на небеса — показать прелести райских кущ; последующие шесть дней усопший пребывает в раю; в девять посмертных дней определяются ангелы, которые будут защищать умершего на Божьем суде — каждый будет просить за него и представлять добрые поступки в качестве аргументов; к девятому дню покойный предстает перед Богом, после беседы с ним отправляется на испытания в ад, чтобы решить окончательную участь — будет ли душа вечно томиться в аду до самого Страшного Суда, или же сумеет заслужить отпущение согрешений и удостоится Царства Божьего; на сороковой день посмертный путь умершего заканчивается попаданием в рай либо ад, все это время родственники должны молиться, чтобы помочь покойному избежать ада и добиться лучшей участи.
Первые два дня она находится на земле.
На третий день, когда осуществляются похороны, душа возносится на мытарства частный суд и для первого поклонения Богу. После мытарств душе шесть дней показывают праведные обители и красоты рая, после чего на девятый день после смерти она возносится на второе поклонение Богу. В последующие 30 дней ангелы показывают душе ад, а на сороковой день после смерти душа третий раз поклоняется Богу, который назначает ей обитель до последнего суда. Наибольшее значение имеют поминки в день похорон, которые обозначают не только мытарства души, но и погребение тела, а также поминки на сороковой день, когда, как считается, происходит окончательное прощание души с земным миром. На сороковой день в некоторых локальных традициях на поминках даже проходила ритуальная инсценировка проводов души умершего, когда кого-то из жителей села, похожего на умершего, переодевали в его одежду, сытно кормили и поили за поминальным столом, а потом с почестями провожали до кладбища или хотя бы за пределы села. Есть ли канон блюд и что в него входит? Не только в удаленных друг от друга регионах России могли быть серьезные различия, но даже и в соседних деревнях поминальный ритуал мог иметь свои отличительные особенности.
С другой стороны, хотя про устойчивый канон традиционных русских поминок говорить нельзя, можно обозначить основные принципы поминальной трапезы, которые находят свое выражение почти во всех локальных традициях. Я бы выделил три ключевые составляющие. Во-первых, это идея совместной трапезы между живыми и умершими или умершим , которая подразумевает задабривание покойника с помощью угощения. Во-вторых, символика специальных поминальных блюд блины, кутья, кисель. В-третьих, идея «перераспределения доли», подразумевающая, что каждый участник трапезы должен получить свою порцию ритуального блюда. Скажем, почему, например, обязательна кутья? Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом.
Но, как легко догадаться, когда-то у русских крестьян не было ни риса, ни винограда, из которого можно было бы сделать изюм. Поэтому изначально кутью готовили изо ржи или пшеницы с медом.
Они мешают душам в загробном мире упокоиться и вводят живых в грех уныния. Для Бога все люди живы и их ждет неминуемая встреча в новой вечной жизни после Второго Пришествия. После этого она отправляется ад — пока на «ознакомление», чтобы познала муки и жизнь без Бога. Но позже, на сороковой день, если грехи остались нераскаянными или неотмоленными, она может отправиться туда уже на вечные муки в ожидании Страшного Суда.
В адском путешествии душа должна выдержать уготованные ей испытания. Чем больше грешил человек при жизни — тем больше и сложнее будут его мытарства по Преисподней. Заслужить прощение Всевышнего и попасть в Царствие Небесное, искупив грехи, возможно только пройдя все испытания. Что происходит с душой после смерти: первые три дня она пребывает на земле, находится у тела, привыкая к новому положению и постепенно отрешаясь от всего земного; к третьему дню Ангел Хранитель забирает ее на небеса — показать прелести райских кущ; последующие шесть дней усопший пребывает в раю; в девять посмертных дней определяются ангелы, которые будут защищать умершего на Божьем суде — каждый будет просить за него и представлять добрые поступки в качестве аргументов; к девятому дню покойный предстает перед Богом, после беседы с ним отправляется на испытания в ад, чтобы решить окончательную участь — будет ли душа вечно томиться в аду до самого Страшного Суда, или же сумеет заслужить отпущение согрешений и удостоится Царства Божьего; на сороковой день посмертный путь умершего заканчивается попаданием в рай либо ад, все это время родственники должны молиться, чтобы помочь покойному избежать ада и добиться лучшей участи. С момента кончины до сорокового дня родные, особенно близкие — дети, родители — должны читать акафизмы и другие обращения к Богу, заказывать панихиды и сорокоуст в церкви, ставить свечи святым и молиться келейно. Само число девять для христиан считается сакральным и соответствует девяти ангельским чинам.
Во «Вкусно — и точка» рассказали о случае с отказом отпустить пермячку на похороны
С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок. Кутья на поминки используется в похоронной церемонии еще с древних языческих времен. По церковному уставу мы поминаем усопших на 3, 9 и 40 дни. Когда мы ходим на могилу, то необходимо молиться, служить панихиду. Зачем покойнику еда? Еда нужна Нужно ли на следующий день после.
Что готовят на поминки в день похорон
Рецепт Кутья поминальная, cостав: рис, изюм без косточек, мёд, сахар (по желанию), соль;, Рецепты вторых блюд, Каши, Кутья, Рисовая каша, Каша рисовая на воде, Пошаговый, С фото, Пост, Блюда из риса, время приготовления 35 мин., затраты времени 15 мин., на 4 порций. Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью. Православная поминальная трапеза. По настоящей православной традиции на поминальном столе должна присутствовать кутья – сладкое, зерновое (чаще рисовое) блюдо. На поминках использовались архаические виды пищи – кутья, каша, блины, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии).
Что символизирует?
Но даже если поминки не выпали на время поста, какие-то кулинарные изыски все равно не только не нужны, но и вредны. Помните, что поминки — это повод для молитвы, как мы говорили, а не повод для чревоугодия, лакомства. Разнообразие блюд, деликатесы отводят от молитвы, простая же пища настраивает на нее. Именно поэтому пост благоприятствует молитве, потому что в это время мы едим более простую пищу. Другими словами, если мы хотим помочь усопшему, а не удовлетворить свои страсти, то поминальная трапеза должна выстраиваться по таким правилам: минимум алкоголя; в постные дни желательно постная пища; в другие дни наиболее простая пища. Ту сумму, которую мы сэкономили, отказавшись от богатой трапезы, гораздо разумнее потратить на дела милостыни и милосердия ради усопшего. Очень важно помнить, что главный смысл поминальной трапезы — это именно молитвенное воспоминание об усопшем… А не собирание родственников и знакомых, не обжорство, не гулянка. Еще важный момент. Если мы хотим доставить усопшему наибольшее утешение, то помимо молитвы важнейшей частью является приуготовление к этой молитве Тайнами Церковными.
Это значит, что перед молитвой нам необходимо исповедаться и причаститься. Для усопшего это величайшее утешение. Более сильной молитвы за усопшего невозможно представить, чем когда мы приходим в храм, исповедываемся в грехах, причащаемся и молимся. После того, как мы примирились с Богом и ближними, наша молитва становится намного сильнее. После исповеди и причастия мы наиболее близки к Богу, и потому наша молитва может принести усопшему наибольшую пользу и радость. И поскольку исповедаться значит, по сути, покаяться и отречься от грехов, то лучше всего ради усопшего отказаться от какого-то греха. Например, ради него перестать вовсе пить хотя бы 40 дней. И в случае если человек не может молиться, такие действия с его стороны будут приняты Богом как жертва, как молитва.
И еще — часто говорят: «Батюшка, а надо ли зеркала завешивать? После просмотра телевизора невозможно молиться. У телевидения есть свой дух, своя атмосфера. Даже в том, как ведущие ведут информационную программу, прослеживается напыщенность и тщеславие. Вот включил даже те же новости, посмотрел на телеведущих, и ты уже не молитвенник за усопшего. А уж когда начинаются развлекательные программы, реклама и нелепые фильмы, то все духовное в человеке начисто истребляется на долгое время. И для души усопшего мерзко видеть нас перед телевизором, когда мы должны за него усердно молиться. Теряется та самая связь, которую все мы так хотим обрести, но сами же и разрушаем.
То же можно сказать о всякого рода увеселениях. Ведь раньше в течение 40 дней траура не было никаких развлекательных мероприятий: в театр не ходили, старались пребывать в особом молитвенном состоянии, чтобы не терять духовную связь с усопшим и возможность ему помочь. Форма одежды просто ставит человека в определенные рамки, делает более строгим его поведение. Подобно тому как схимник через одеяние ограждается от внешнего мира, так и для мирянина траурная одежда несет воспитательную и ограждающую функцию. Одежда — это один из важных факторов, влияющих на наше духовное устроение.
Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге. Душа, тело, дух и все пять чувств.
Потом воду сливают, а сухофрукты выкладывают на бумажное полотенце, чтобы удалить влагу. На сковороде растапливают сливочное масло и помещают туда изюм, посыпанный сахаром. Его нужно немного обжарить. При постном варианте блюда это делать не нужно. Сахар растворяют в горячей воде и присоединяют к рису. Обжаривание нужно продолжать до тех пор, пока сахар не приобретет оттенок карамели. После этого изюм присоединяют к сваренной крупе и перемешивают. Перед подачей кашу с изюмом раскладывают в маленькие тарелки или пиалы, можно присыпать маком.
Также нужен крест и фото усопшего. На могиле все дамы должны быть в платках, поэтому этот момент нужно заранее продумать. Венки, живые или искусственные цветы необходимо принести на погост. На могиле поминки не организовываются. По славянским традициям все, что вы принесли на кладбище, там и оставляете. Даже косынки с горем оставляют на месте захоронения. Туда же кидают монеты для откупа. Там они прибираются, уносят мусор, поджигают лампадку.
Что взять на поминки на кладбище?
Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека. Если осталась кутья, ею следует помянуть умершего или скормить животным. Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека.