После первого полёта в космос Юрий Гагарин стал не просто кумиром и самым главным гостем во всех странах мира. После первого полёта в космос Юрий Гагарин стал не просто кумиром и самым главным гостем во всех странах мира. года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток».
«В технику я верю полностью»: тайна гибели Юрия Гагарина
И тогда только стало известно о прощальном письме Юрия Гагарина жене, написанном еще перед полетом в космос. — Юрий Алексеевич Гагарин в своей книге «Дорога в космос» о влиянии на него трудов Циолковского. Юрий Гагарин проходил обследование в Москве с 7 октября по 4 ноября.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Юрий Гагарин — советский летчик-космонавт, биографию которого каждый знает еще со школы. Гагарин — человек, совершивший первый полет в космос. советский летчик-космонавт, первый человек, отправившийся в космическое пространство. Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе. Он полетел за два месяца до Гагарина, он поднялся на высоту 285 км вертикально. Почему Юрий Гагарин полетел в космос именно в День космонавтики? 61 год назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе.
Юрий Гагарин: первый полет в космос — как это было
И сегодня люди помнят его обаятельную улыбку. Фактически он стал визитной карточкой страны и послом мира. Но он мечтал о небе. И полеты были возобновлены. Он стремился восстановить свою квалификацию летчика-истребителя. Оба летчика погибли. Город Гжатск и Гжатский район были переименованы в город Гагарин и Гагаринский район, именем космонавта названы улицы и проспекты во многих городах России, а также установлены памятники.
Он сын плотника… Сегодня — в то время как мир лежит у его ног — он шагает по Земле, как величайший, храбрейший первопроходец в истории. Юрий Гагарин как будто сошел со страниц научно-фантастического романа. Даже его имя — оно произносится Га-га-рин с ударением на последнем слоге — означает Дикая утка. Он родился 9 марта 1934 года — один из семерых детей в семье плотника, жившей в колхозе в 100 милях от Москвы. Гагарин был еще ребенком, когда Германия вторглась в Россию в 1941 году. Он бежал с семьей на восток и вернулся в колхоз, когда война закончилась. В 1951 году — тогда ему было 17 — он с отличием закончил профессиональное училище в городе Люберцы, под Москвой. Его профессия: литейщик. Позже его направили учиться в Промышленной-технологический институт. Затем Юрия увлекли полеты, он вступил в авиаклуб и поступил в летную школу. Ему было 21. Статный, удалой, молодой пилот познакомился с двадцатилетней Валентиной, учившейся в медучилище. Они полюбили друг друга, поженились, устроились в пригороде Москвы и сегодня у них две дочери. Похвалы советскому завоеванию космоса по всему миру были вчера безграничны. Премьер-министр Британии Харольд Макмиллан сказал, что русский успех — «очень значительное достижение». Министр науки Британии лорд Хэйлшем сказал: «Это достижение — научное, технологическое и человеческое достижение высочайшего качества». Президент Америки, г-н Джон Кеннеди, выпустил заявление, в котором говорится: «Исследование нашей Солнечной системы — это амбиция, связывающая нас и все человечество с Советским Союзом, и этот полет — важный шаг к этой цели». Г-н Кеннеди добавил, что устал приходить вторым в космической гонке с Россией" Просто хочу сказать Спасибо! Вы лучшие! Еще увидимся.
А Королев прочил ему большое будущее в науке, если Юрий получит высшее образование. Кстати, совсем незадолго до гибели Гагарин закончил Академию Военно-воздушных сил им. Жуковского, а его дипломной работой был проект многоразового космического корабля… Одна из отличительных черт Гагарина — он жил для других, не думая о себе Одна из отличительных черт характера Гагарина — он жил для других, не думая о себе. И в этих испытаниях тяжелыми тренировками он тоже остался верен себе. Не жаловался, но старался подбодрить тех, кто начинал роптать и унывать. А еще он был начисто лишен зависти и соперничества. Готов был искренне радоваться успехам других. Часто бывает, что мы умеем плакать с плачущими, реже — радоваться с радующимися, и уж совсем редко — радоваться тому, что кто-то тебя обошел в чем-то. А Юра радовался. Это свойство подлинной любви. Кто должен стать первым космонавтом? Кого выбрать из 20-ти прекрасных ребят? Почему выбор в итоге оказался именно таким? Этот вопрос задавали и задают… Юрий Гагарин не был определенно лучшим по всем показателям. В каждом из видов испытаний выделялся кто-то один из группы. А в целом по физическим характеристикам лучшим был, как считали, Герман Титов. Но… как отмечают авторы многих воспоминаний: «Юра был самым обычным, таким, как все, но не заметить его было невозможно». Мне кажется, секрет тут все в том же внутреннем свете души, свете любви к людям. Примечательно, что руководители отряда провели опрос среди самих ребят: кто, по их мнению, должен стать первым. Почти все назвали Гагарина. Сам он написал имя Павла Беляева. Очень любил Гагарина Сергей Павлович Королев. Важной была способность Юры не терять хладнокровия ни при каких обстоятельствах, тогда как у Титова был несколько взрывной характер, его можно было «завести». А ведь никто не знал, что ждет человека в космосе, от первого космонавта ждали того беспредельного самообладания, которым отличался Гагарин. Руководители до последнего не могли определиться, кого посылать первым: Титова или Гагарина И все же, сузив круг кандидатов на первый полет до двух человек, руководители почти до последнего не могли определиться, кого посылать первым: Титова или Гагарина. Трудно сказать, что конкретно повлияло на итоговый выбор. В этой связи примечательной кажется находка Алексея Леонова: «Я совсем недавно нашел у К. Циолковского очень интересную записочку, о которой мало кто знает. Он писал: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. И я могу без труда обрисовать его. Он русский, гражданин Советского Союза, по профессии, скорее всего, летчик. У него отвага умная, лишенная духовного безрассудства. Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола». Циолковский это написал в 1935-м году. За 26 лет до полета Гагарина! Тогда Юрию и года не было… Точно знаю, что, когда Юрия выбрали, сей документ известен не был» [12]. Хочется привести здесь ряд воспоминаний родных Юры об этом периоде его жизни. Вот говорит старший брат, Валентин Гагарин: «Сейчас, через годы, вспоминается мне его смущение, когда атаковали мы его вопросами о новой работе, и понимаю я, как невероятно трудно было Юре в те минуты. Он никогда не умел лгать, правдивость была едва ли не самой заметной чертой в его характере. Иногда, чтобы не обидеть нас молчанием или резким ответом, он говорил вынужденную полуправду: да, летаю, да, прыгаю с парашютом, да, занимаюсь спортом. Все это, мол, необходимо летчику-испытателю» [13]. А вот эпизод, сохранившийся в памяти матери, Анны Тимофеевны: «О работе его было нам известно только одно: занят он от зари до зари, упорно учится, занимается спортом, проходит какие-то испытания... Сейчас припоминаю: среди множества тем поднималась и о полете в космос живых существ. Слетали и возвратились на Землю в космическом аппарате собаки. Однажды я заметила: — Так, пожалуй, и человек полетит. Алексей Иванович вступил в разговор: — Ты, что ль, собрался? Не было в этом вопросе никакого желания разузнать о Юриных планах. Алексей Иванович, как всегда, в разговоре постарался осадить, на его взгляд, нескромного человека. Хвастовства он не любил, никому его не прощал. В ответе сына ему послышалась, верно, нескромность, вот он и вмешался. Юра ему ответил: — Поручат, и полечу. Юра не обиделся, посмеялся. Алексей Иванович тоже был удовлетворен: воспитательную работу провел. Не подозревали мы, что сын намекает нам о своем будущем» [14]. Звездный путь Перед полетом. Облачение в скафандр Итак, всего за несколько дней до предполагаемого старта Юрий Гагарин был утвержден в качестве первого космонавта. Герман Титов — дублером. Волновался ли Гагарин? Помимо обыкновенного для человека страха перед неизведанным, он прекрасно знал все риски. Но… всех изумляло абсолютное спокойствие Юры. Он был не просто внешне абсолютно спокоен, он еще ухитрялся подбадривать и успокаивать очень сильно волновавшихся Королева и других, ответственных за полет. Единственное, что он себе позволил, — за два дня до старта написал прощальное письмо жене, в котором выражал уверенность в том, что она поймет его шаг, что достойно воспитает дочерей, и просил позаботиться о родителях. Письмо он отдал командиру отряда, генералу Николаю Каманину, и попросил отдать жене, если из полета не вернется. Вспоминает профессор, доктор медицинских наук, Ада Равгатовна Котовская, занимавшаяся подготовкой к полету первых космонавтов: «Волновался ли Юрий перед стартом? Во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьезен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал. За четыре часа до старта есть у меня снятая ЭКГ было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции» [15]. Ничего особенного не заметила я. Он только настойчиво, несколько раз повторил: Мама! Валю не оставляй! Что сын имел в виду, она поняла только, когда утром 12 апреля ошарашенная невестка жена сына Валентина , услышавшая сообщение по радио, прибежала к ней с известием: «Мама! Наш Юра — в космосе, командир космического корабля! А вот очень характерный для Гагарина эпизод. Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов кандидат медицинских наук, начальник Центра подготовки космонавтов : «5 апреля 1961 года, то есть через две недели после первого посещения космодрома, группа космонавтов вновь отправилась на Байконур. Но теперь уже для прямого участия в грандиозном событии. Вылетели двумя тройками одна — с Гагариным, другая — с Титовым на двух самолетах Ил-14. Я оказался в группе с Гагариным и Поповичем. С нами и генерал Н. Вновь и вновь возвращаюсь мысленно к предстоящему полету в космос, пытаюсь представить, что думают космонавты о связанном с ним риске. А они увлечены шахматной партией. Мне же было не до шахмат, хотя я и неравнодушен к ним. Наверное, вид у меня был озабоченный. Гагарин заметил, подсаживается в соседнее кресло, заводит разговор: — Да вы не переживайте, Евгений Анатольевич, все будет хорошо. Вот увидите. И попросил: — Ведь вы войну прошли. Расскажите, как это было? Начинаю с того, как в блокированном фашистами Ленинграде довелось ускоренно заканчивать Военно-медицинскую академию…». Дальше Евгений Анатольевич описывает завязавшийся разговор и отмечает: «И тут, признаюсь, захотелось мне обнять этого молодого и очень симпатичного человека. За его любознательностью я остро почувствовал большую человеческую доброту, внимательность, душевность натуры. Ведь неспроста затеял Гагарин эту беседу, старался отвлечь меня от нелегких раздумий…» [17]. Информация о том, как проходил сам исторический полет, до совсем недавнего времени была засекречена. Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии. В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа. Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности. Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно. Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки. Момент старта.
Крупное научно-техническое достижение? Однако до полета Гагарина были выполнены два полета точно таких же кораблей по точно такой же программе, но с манекенами на борту. И они тоже завершились успешно. Просто о них не сообщалось. Проверена возможность жизни человека в замкнутом пространистве? И это на Земле было сделано заранее. Переносимость человеком перегрузок, которые сопутствуют полету, тоже была неоднократно проверена при исследованиях на центрифуге. Тогда что же произошло? Главное значение события состоит, пожалуй, в том, что пройден важнейший психологический рубеж. Полет Гагарина показал, что человек может летать в космос. Человек может сохранять работоспособность и нормальное психическое состояние на всех этапах космического полета - при взлете на ракете, в длительной невесомости и тогда, когда спускаемый аппарат, словно метеор, в окружении раскаленной плазмы движется в атмосфере Земли. Через день Юрия Гагарина встречала Москва. Такое впечатление, что вся Москва. Никого это событие не оставило равнодушным. Люди либо выходили на улицу, чтобы увидеть Гагарина своими глазами, когда он будет ехать с аэродрома в Кремль, либо следили за происходящим по телевидению. Состоялась церемония награждения, потом был митинг на Красной площади, руководство страны устроило большой прием, и всюду царила обстановка всеобщего торжества. Народ праздновал победу человеческого гения, мастерства и мужества. Гагарин стал символом этой победы. А днем позже была встреча с Гагариным на нашем предприятии. Ее организовал Королев. Он хотел, чтобы люди увидели человека, который доверил им свою жизнь; хотел поблагодарить и поздравить всех с успехом. На встречу приехал президент Академии наук М. Вершинин и летчики, которые вместе с Гагариным готовились к полету. Встреча происходила на улице. Гости стояли на сделанной наспех трибуне, а мы все - вокруг, кому куда удалось устроиться. На предприятии работали тысячи человек и все пришли. Были заняты все места, откуда только можно было увидеть Гагарина. Стояли на дорогах, у открытых окон в помещениях, на крышах прилегающих зданий. Как ни странно, но даже на тех, кто создавал карабль, полет произвел очень сильное впечатление. При подготовке к нему каждый работал над какой-то относительно небольшой задачей. При этом понимал, что готовится полет, но в основном думал о своем деле. А сейчас вдруг до сознания всех дошло, что свершилось огромное событие. Перед людьми открылись неслыханные возможности - открылась дорога за пределы того, что принадлежит Земле. Полеты в космос - это полеты в новый мир.
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
Далеко не все знают, какой путь он прошел до полета в космос: в октябре 1941-го немецкие оккупанты выгнали Гагариных из дома, который присмотрели под мастерскую, и семья укрывалась в самодельной землянке; гитлеровцы побоями заставляли отца семейства работать, а старшего брата Валентина и сестру Зою угнали в Германию; в 1949 году Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище, где участвовал в художественной самодеятельности, играя на трубе; в военном училище помощника комвзвода Гагарина за строгость избили подчиненные, но и после госпиталя Юрий не снизил требований; Гагарина чуть не отчислили из-за маленького роста: при посадке самолета пилот плохо видел полосу, но все исправила подушка на кресле; ожидая вылета в кабине "Востока-1", космонавт слушал песни Булата Окуджавы; из космоса старший лейтенант Гагарин вернулся майором, о чем позаботился Никита Хрущев; с 1968-го город Гжатск носит название Гагарин. В День космонавтики во многих российских городах запускают самодельные модели ракет, которые делают учащиеся клубов ракетомоделирования, а в музеях проводятся выставки. В школах по случаю праздника проходят тематические уроки и классные часы, посвященные жизни Юрия Гагарина. О космосе и достижениях российских космонавтов рассказывают даже в детских садах. Праздник в других странах В других странах мира 12 апреля отмечается Международный день полета человека в космос, учрежденный ООН. Одна из самых популярных акций — "Юрьева ночь". Впервые ее организовали в 2001 году в Лос-Анджелесе с целью популяризации освоения космоса и новых технологий.
По словам организаторов, это всемирная космическая вечеринка с живой музыкой, едой и интерактивными экспонатами. Мероприятия в Москве в 2024 году Как отмечается на портале mos. Особенные дни с 12 по 14 апреля ждут пассажиров городского транспорта. Принять участие в мероприятиях можно будет бесплатно, на отдельные из них потребуется предварительная регистрация. Расскажем о некоторых мероприятиях, которые состоятся в Москве 12 апреля или в другие даты в честь Дня космонавтики в этом году: Мероприятиях в музеях и кинотеатрах: Премьерный показ полнокупольного фильма "Планеты Солнечной системы" пройдет в Московском планетарии 12 апреля. Московские библиотеки тоже ждут горожан на мероприятия, посвященные Дню космонавтики.
Оно состоится 9 апреля. Зрители увидят две классические ленты советского кинематографа, посвященные изучению космоса. В музее-заповеднике "Кузьминки-Люблино" весь апрель работают уличные фотовыставки "Космос как вызов" и "Космос начинается на Земле". Для пассажиров городского транспорта: На Северном речном вокзале в День космонавтики запланированы лекции о созвездиях и планетах, также для гостей вокзала с 12 апреля в течение недели будет работать мобильный планетарий. А на Южном речном вокзале 13 апреля запланированы мастер-классы, космическая викторина, игротека, обсуждение научно-популярных книг, показ любимых мультфильмов о космосе и встреча с ветераном-испытателем авиационной и космической техники. По Кольцевой линии метро будет курсировать 10 составов, головные вагоны которых украсит легендарная фраза Юрия Гагарина "Поехали!
А в переходе между станцией метро "Ленинский проспект" и станцией Площадь Гагарина МЦК можно будет полюбоваться фотовыставкой. Посмотреть на звезды в парках: Московские парки в День космонавтики приглашают посмотреть на звезды и планеты. Так, в Парке Горького после зимнего перерыва откроется народная обсерватория — старейшая в городе площадка для наблюдения за звездами. С 13:00 до 19:00 там пройдет день открытых дверей.
Глушко предложил: — Конечно, 10 апреля. Ведь это день рождения твоей дочери.
Королев ответил: — Но 12 апреля родилась твоя любимая женщина — Лидия Дмитриевна. Если полет состоится 12-го — это будет подарок сразу двоим. А заранее дарить подарки не принято... Так решилась судьба будущего Дня космонавтики. Так она и полетит Как создавали один из главных центров мировой космонавтики До 12 апреля 1961 года ни в русском языке, ни в каком-либо другом не существовало такого понятия, для нас вполне привычного, — «космический корабль». Когда запускали собак — рассказывали, что в космос запущен новый аппарат или искусственный спутник Земли с животным на борту.
Но все понимали, что конструкции, в которой первому космонавту предстояло облететь вокруг Земли, надо дать новое имя. Сначала хотели назвать просто — «космический или орбитальный аппарат» с пилотом на борту. Но потом — как принято считать, с подачи Королева — родился термин, который вошел во все языки мира: космический корабль! В этом термине ощущалась вера в будущее космонавтики, в то, что очень скоро исследователи космоса будут «бороздить» галактики на просторных и красивых кораблях. А первую модель назвали «Восток». Название оказалось счастливым.
Но, когда Гагарина снимали для кинохроники, если в кадр попадал и Титов, то специальный офицер вставал и перекрывал Титова, чтобы дублера не было видно. Его час не пришел.
Его напарником в кабине МиГ-15 был опытный летчик-инструктор Владимир Серегин. В 10:31 самолет Гагарина и Серегина последний раз вышел на связь. И через 20 минут аэродром Чкаловский был поднят по тревоге.
После трехчасовых поисков пилоты одного из вертолетов заметили следы аварии и обломки МиГа вблизи города Киржач Владимирской области, в 65 км от аэродрома. Весь вечер и всю ночь прибывшие на место происшествия солдаты прочесывали местность в поисках пилотов. Материалы дела составили почти 30 томов, а собранные вещественные доказательства — детали, части и агрегаты самолета — запечатали в два десятка железных баков. До сих пор они находятся под грифом «секретно». О том, что же именно произошло за 12 минут полета, исследователи спорят до сих пор.
Шли разговоры о столкновении с другим неизвестным самолетом, метеозондом, птицей и даже НЛО, об отказах техники, потере сознания и низкой облачности. Версий — десятки: есть и политические, и мистические… Много лет спустя в телевизионном интервью дочь космонавта Елена Гагарина расскажет: «Перед гибелью Юрия Алексеевича у нас дома упала картина и разбились часы. И он сказал: «Это очень нехороший знак». А в последнее утро забыл дома пропуск на аэродром и вернулся за ним…» В стране впервые за историю СССР объявили общенациональный траур по человеку, который не был членом политбюро. И тогда только стало известно о прощальном письме Юрия Гагарина жене, написанном еще перед полетом в космос.
И мама нашла его совершенно случайно. Он сказал, что это полная ерунда, минутная слабость и что его нужно разорвать и выбросить. Но мама, конечно, оставила…» В этом прощальном письме Гагарин писал: «…ну а если что случится, то прошу вас, и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я.
Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю.
Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать.
Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом, ваш папа и Юра».
Процесс всегда проходил одинаково: гостиница «Юность», мастер Игорь, привычное напоминание о родинке на шее у Гагарина. За несколько дней до трагедии Гагарин и Леонов опять зашли к парикмахеру.
Тогда Леонов заметил странную деталь. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда. Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик», — говорил Леонов. В день гибели Гагарин впервые в жизни забыл пропуск на аэродром.
Он выходил из дома вместе с соседкой по лестничной клетке Тамарой Волыновой [жена летчика-космонавта Бориса Волынова]. Они встретились в лифте и вместе дошли до перекрестка — там Гагарин вспомнил о забытом пропуске. Волынова выделила то, что такое произошло впервые. Об этом ей тогда сказал сам Гагарин. Его жена Валентина Гагарина в то время лежала в больнице после перенесенной операции из-за язвы желудка.
Гагарин был у нее в палате 26 марта: рассказывал о домашних делах и долго не уходил. Дальше прошла предполетная подготовка, 27 марта — полеты. Через день Гагарин планировал снова приехать в больницу к жене. Шофер Гагарина рассказывал , что изначально Гагарин собирался к жене только 27 марта — сразу после полетов. Он поменял решение 26 марта и резко сорвался к ней.
В день катастрофы Валентина Гагарина несколько раз звонила домой. Слонялась по палате и сильно переживала. Официально она узнала о смерти мужа 28 марта. Тогда приехали Терешкова, Попович и другие люди космоса. Они появились из-за засекреченных материалов, которые не раскрывались десятилетиями.
Главная из них — Гагарин и Серегин перед полетом выпили по стакану водки. Летчик Владимир Аксенов тоже официально опровергал. Все связаны с фантастическими предположениями: КГБ устранил Гагарина, он вообще был арестован, прошел принудительное лечение в психиатрической клинике и вовсе не погибал. Память о Гагарине: мемориальный комплекс строится 10 лет, а посол США оставлял букет гвоздик с ленточкой «От американского народа» Останки Гагарина и Серегина были кремированы, урны с их прахом захоронены у стен Кремля. Руководство СССР объявило общенациональный траур — впервые в истории он не связан со смертью действующего главы государства.
Сначала на месте катастрофы среди сосен и берез появился большой памятный камень: «Здесь будет воздвигнут обелиск памяти героев». Рядом планировалось высадить 34 рябины — возраст Гагарина на момент смерти. На этом настаивал главный архитектор Владимирской области Алексей Акимов, который работал над созданием стелы. Образовавшаяся после крушения самолета воронка весной наполнялась растаявшим снегом. Мини-озеро ограждал деревянный забор — у него люди оставляли венки и цветы.
В этой точке школьники читали клятву и становились пионерами. Когда поисковая операция закончилась, сюда потянулись простые жители. Среди первых — пионеры из лагеря Паньково, которые обвязывали поломанные березы пионерскими галстуками. Через семь лет после катастрофы на этом месте выросла 16-метровая стела из красного гранита. Мы приехали к ней мартовским утром: пепельное небо, слякоть под кроссовками, жидкий туман.
Такая же погода стояла, когда Гагарин и Серегин последний раз поднялись в небо. Он работает здесь с 2012 года: занимается экскурсиями, уборкой, охраной. Здесь был непролазный лес, непроходимое болото. По нему ехали тракторы и работали поисковики. Первый, кто сюда прибежал через три часа, увидел перемешанный с землей и кровью снег и останки самолета.
Здесь поставили солдатское оцепление. Это практически могила: с них собрали не больше ведра. Что собрали — захоронили на Красной площади. Валентина Романова В 2013 году в нашей районной газете «Красное знамя» читал интервью одного мужчины. Он рассказывал, что в марте 1968 года на Красном октябре [микрорайон в Киржаче] с отцом на крыше сарая ставил антенну.
Они услышали гул со стороны неба и увидели, как из-за облачка вылетел самолет, таща за собой кипу парашютов типа зонда. Движок работал на исходе. Самолет пролетел — через несколько минут они услышали взрыв. Образовалась воронка больше четырех метров. Старожилы опускали туда четырехметровую палку и до дна не доставали.
Потом здесь поставили камень из гранита весом больше тонны». Сотни метров вокруг мемориала окружают лес, храм имени Андрея Первозванного и кладбище. Идеальное место, чтобы помолчать и подумать. Открытая калитка ведет к аналогичной модели самолета, на котором разбился Гагарин и Серегин. Здесь же находился дом: в нем останавливались первый отряд космонавтов и мама Гагарина.
Он сгорел. Около стелы стоит небольшая часовня и единственная живая береза, часть которой срубило самолетом. Остальные деревья убил короед или время. На вбитые металлические прутья молодожены крепят замки. Приезжать на мемориал в день свадьбы — традиция.
После росписи в загсе молодожены едут сюда, оставляют цветы и фотографируются. Так исполняют гражданский долг. Но не все. Последний раз стелу реставрировали в 2015 году. Просим не распивать спиртные напитки.
Доходило до того, что из кольца делали стол: на нем нарезали хлеб, колбаску. Береза огорожена металлическим заборчиком, чтобы отметить, что это единственный живой свидетель. Так молодожены на него вешают свадебные замки. Перед 27 марта там висело 128 замков. Три года назад было 350.
Это не дело». С 2010 года мемориал планировали расширить до комплекса с музеем и еще одним самолетом. Инициатором стал Алексей Леонов, который как президент благотворительного фонда памяти Гагарина и Серегина подписал договор с администрацией Владимирской области и Киржачского района. Губернатор Владимирской области Владимир Сипягин ни разу не приезжал сюда за время своего управления [с осени-2018], но попросит , чтобы мемориал получил статус федерального музея. В 2019 году он сказал , что работы завершатся в марте-2020.
Но стоят до сих пор. Перед выборами 2018 года здесь была бывший губернатор Светлана Орлова. За год до этого она говорила , что «Промсвязьбанк» вложит в проект 30 миллионов рублей. Алексей Архипович Леонов вместе с Российской академией художеств придумали проект и создали благотворительный фонд. Часовня построена на личные средства семей Леонова и Серегина: сложились и построили ее в 2017 году в честь Георгия Победоносца.
На пилоне должен быть самолет, уходящий на взлет. Пилон построен. Самолет Алексей Архипович, можно сказать, выпросил у Шойгу: лет пять назад его привезли с Липецка.
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
Человек в космосе! Летит над Землей! Один в этом бескрайнем безжизненном пространстве! Какая фантастика! Едва ли кто-нибудь может представить себе, что у него сейчас в душе. Восторг от того, что он ощущает и видит?
Торжество сбывшейся мечты? Радость личного подвига? Или что-то еще? Наверное, последнее время он жил мыслями об этом полете. И не изучение корабля или парашютные прыжки заполняли его внутренний мир, а что-то более сильное.
То самое, что подвигло его на полет. Ведь он, будучи совсем молодым, понимал, что реально рискует своей жизнью, но, тем не менее, решился и достиг цели! Никогда раньше я не задумывался об этом. Мы обсуждали технические вопросы, спорили о том, какое управление для человека будет удобным и какое неудобным, но не принимали во внимание внутреннее состояние будущего космонавта. Ведь заявляя о желании лететь, он должен был себе ответить на вопрос: правильно ли он распряжается своей жизнью?
И это тогда, когда нет войны, есть хорошая профессия, семья и так много интересного вокруг. Но он выбрал столь рискованный полет. Я хорошо помню свою реакцию, когда впервые услышал об отборе кандидатов для первого полета от сотрудников нашего отдела, вернувшихся с казахстанского полигона, - места, откуда теперь стартуют космические ракеты. Там готовили к пуску первый беспилотный спутник-корабль. Ребята рассказывали, что на полигоне руководство обсуждало, какие профессии лучше формируют качества, наиболее важные для космонавта.
Первыми были названы летчики-истребители. Каждый из них приучен к высоте и к тому, что один несет всю ответственность за полет. Вторыми рассматривали моряков-подводников. Они могут подолгу находиться в изоляции, в отрыве от нормальной земной жизни, и при этом выполнять очень ответственные функции. Наконец, в качестве третьей группы были названы инженеры - люди, которые профессионально наиболее подготовлены к тому, чтобы изучить устройство корабля и контролировать его работу.
Когда произнесли слово «инженеры», меня как будто ударило электрическим током, словно кто-то сказал «ты». И какая-то внутренняя дрожь пробежала, как если бы выбор был уже сделан. След от этого ощущения надолго во мне сохранился. Наверное, что-нибудь похожее было и у Гагарина перед полетом. Может быть, иначе окрашенное, но, скорее всего, более яркое, - ведь у него была реальная перспектива, а не абстрактная фантазия.
Позднее я узнал, что выбор остановили на летчиках и отобрали шесть человек. Однажды я видел их на территории нашего предприятия. Они быстро переходили из одного здания в другое, явно стараясь быть незамеченными.
Ему организовали пышную встречу в Москве. Затем Гагарин совершил несколько поездок по разным странам Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия. Впоследствии он был назначен старшим инструктором-космонавтом, а затем - командиром отряда космонавтов. С 1963 года был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке и начальником отдела летно-космической подготовки, а также дублером космонавта корабля «Союз-1» — Владимира Комарова.
И сегодня люди помнят его обаятельную улыбку. Фактически он стал визитной карточкой страны и послом мира. Но он мечтал о небе.
Что дальше? Полет на Марс? Если в следующем году будут подходящие условия для запуска, то уж русские свой шанс не упустят. Первый человек на Луне? Скорее всего, он будет сжимать в руках серп и молот. Как же все-таки русским удалось выйти на первое место в космической гонке? Почему Соединенные Штаты пришли вторыми? Есть ли у нас какой-либо шанс догнать русских?.. Я заглянул к ним вчера, чтобы выпить водки и произнести тост в честь последнего примера их космического преимущества. Ошибочка вышла. Никакого праздника. Никакой водки какой стыд! Никаких тостов. Никаких волнующих речей. Жизнь продолжается — и господствует тут дипломатия... Вот что мне бы хотелось знать. Почему девушка не могла надеть нарядный космический скафандр и улететь в космос, чтобы стать первым человеком на орбите? Не получил ли мужчина шанс стать первым человеком, облетевшим вокруг Земли потому, что женщин больше беспокоит прожарка бифштекса и готовность пудинга и хорошее настроение мужа?.. Став первым космонавтом Земли, он заслужил навеки уникальное место в хрониках исследований. Наряду с героизмом этого достижения ученых и «космонавта», есть во всем этом и нечто трагическое.
В стремлении максимально подстраховаться конструкторы пошли еще дальше. По их замыслу, даже если бы отказал тормозной двигатель, все равно корабль должен был сам вернуться на Землю через 5-7 суток. Орбита специально выбиралась очень низкой с таким расчетом, чтобы «Восток», задевая верхнюю атмосферу, постепенно замедляя скорость, вошел в плотные слои и совершил баллистический спуск. Правда, корабль при этом мог сесть и в океане, и в горах Южной Америки, и в Казахстане... Но все-таки «Восток» должен был вернуться в течение недели. Однако после старта стало ясно, что на этот аварийный вариант рассчитывать уже не приходится. Из-за ошибки прибора, измерявшего скорость, траектория «Востока» в апогее оказалась на 40 километров выше расчетной. И при отказе тормозного двигателя спуск корабля на Землю с такой высоты произошел бы только через 15-20 суток. Система жизнеобеспечения не была рассчитана на столь длительный срок. Иными словами, при таком варианте у Юрия Гагарина не оставалось ни одного шанса на спасение». Небывалые риски Гигантские риски представлял в ту пору сам старт, начиная с того момента, когда Гагарин занял место в кабине. Самый ответственный этап — предстартовый отсчет времени и первые секунды подъема. В случае возникновения аварии на этом этапе например, пожара в ракете Гагарину предстояло катапультироваться на высоте всего несколько десятков метров. Риск был бы огромный: космонавт должен приземлиться рядом с еще не стартовавшей или немного поднявшейся и рухнувшей ракетой, взрыв которой, скорее всего, уничтожил бы и его, и спасателей. Забегая далеко вперёд, замечу, что на смену «Востокам» пришел корабль «Союз», оснащенный специальной системой аварийного спасения САС. И эта система действительно спасла жизнь двум космонавтам. Мгновенно включились двигатели САС, расположенные на вершине ракеты. Они подняли кабину с космонавтами ввысь и отвели спускаемый аппарат в сторону. Затем кабина плавно опустилась на достаточном удалении от пылающей ракеты. Страшно подумать, что было бы в подобной ситуации с Гагариным. Но, слава Богу, старт прошёл штатно. Полёт проходил тоже в целом нормально, хотя если вникнуть, то, несомненно, в крайне жёстких условиях. При наборе скорости перегрузки возросли до 4 единиц вес Гагарина при этом увеличился с 70 почти до 300 килограммов. Специалисты, следившие за физическим состоянием пилота, зафиксировали, что его пульс участился с обычных 64 ударов в минуту до 150. Так быстро еще никто не летал. Впервые Гагарин испытал явление реальной невесомости. Всё это не могло не давить на психику. Но первый космонавт крепко держал себя в руках. Все 90 минут полёта он не только отвечал на вопросы специалистов ЦУПа, но и вёл бортовой журнал. Он писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом, чётко фиксируя всё, что видел и слышал. Стиль и почерк были идеальны, что свидетельствовало о спокойствии, уверенности космонавта и отсутствии в его душе малейшего страха. Проблемы начались на завершающем этапе. Вот как писал об этом впоследствии Гагарин в техническом отчёте: «В точно заданное время прошла... Я почувствовал, как заработала ТДУ тормозная двигательная установка — С. Через конструкцию ощущался небольшой шум. Я засек время включения ТДУ. Включение произошло резко. Время работы ТДУ составило точно 40 секунд. Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно было произойти через 10—12 секунд после выключения ТДУ. По моим ощущениям, больше прошло времени, но разделения нет... Я решил, что тут не всё в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что всё-таки сяду, тут еще всё-таки тысяч шесть километров есть до Советского Союза. Потом тысяч восемь километров до Дальнего Востока. Где-нибудь сяду. Шум не стоит поднимать. По телефону, правда, я доложил, что ТДУ сработала нормально, и доложил, что разделения не произошло. Как мне показалось, обстановка не аварийная, ключом я доложил: «ВН» - всё нормально. Лечу, смотрю — северный берег Африки, Средиземное море, всё чётко видно. Всё колесом крутится — голова, ноги. В 10 часов 25 минут 57 секунд должно быть разделение, а произошло в 10 часов 35 минут». Как потом выяснили специалисты, Гагарину крупно везло. При спуске температура поверхности корабля настолько повысилась, что кабели сгорели, модули разделились, и угроза катастрофы миновала. Из технического отчета Гагарина: «Разделение я резко почувствовал. Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Все индексы на пульте погасли. Включилась только одна надпись «Приготовиться к катапультированию». Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставил ноги на кресло... Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу - жду. Начинается замедление вращения корабля, причем по всем трем осям. Корабль стало колебать примерно на 90 градусов вправо и влево. Полного оборота не совершалось. По другой оси также колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «Взор» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет.
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина: жизнь, полёт и гибель первого космонавта Земли
Произошла авария, в которой оба пилота погибли. Юрий Гагарин. РИА Новости Новость вызвала оцепенение. Никто не мог поверить в то, что Гагарин погиб. Тут же было собрано несколько правительственных комиссий, которые принялись за расследование. Совместными усилиями было собрано 29 томов дела, в которых содержались абсолютно все факты, касавшиеся последнего полёта Юрия Алексеевича. Но окончательных выводов тогда так никто и не услышал. Примерно через полгода работа комиссий была свёрнута.
Кремль объяснил это тем, что народ уже «отпустило» и не было смысла лишний раз тревожить рану. Конечно, отсутствие официальной версии породило множество самых разнообразных слухов и легенд. Например, Николай Рыбкин, который на протяжении долгого времени возглавлял отдел военной контрразведки Звёздного городка, вспоминал, что специальная комиссия от КГБ сначала искала в крушении самолёта американский след. Тогда многие высокопоставленные чиновники вполне серьёзно полагали, что Гагарина из зависти устранили заокеанские диверсанты. Но, конечно, доказательств обнаружить не удалось. Владимир Серёгин. В 1990-х появилась «инопланетная теория».
Якобы самолёт с Гагариным и Серёгиным то ли столкнулся с тарелкой пришельцев, то ли они вообще их похитили, ведь останки никто не видел. Затем, когда интерес к инопланетянам в народе пошёл на спад, вылезла версия с алкогольным опьянением. Мол, Гагарин с Серёгиным перед полётом выпили водки, из-за чего и произошла катастрофа. Согласно версии, которая пользуется популярностью и по сей день, Гагарин якобы погиб раньше. Он был на борту «Зонда-4», который столкнулся с поверхностью Луны. Якобы СССР очень спешил покорить и спутник Земли, чтобы обогнать американцев, поэтому в бой был брошен первый космонавт.
Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения", — рассказывал потом Гагарин. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, команда на разделение спускаемого аппарата и приборно-двигательного отсека поступила также нештатно. Разделения не было, потому что при неполной выдаче тормозного импульса оно блокировалось системой управления: разделение допустимо, когда есть гарантии скорого входа в атмосферу. Если же есть риск остаться на орбите, отделять приборный отсек с его мощными аккумуляторами и системой ориентации равносильно гибели. Поэтому спускаемый аппарат с космонавтом входил в атмосферу в связке с приборным отсеком. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" — не загорается. Разделение не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй и затем — первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделение не произошло", — сообщал впоследствии Гагарин. Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания. Был такой момент, примерно секунды 2—3, когда у меня начали "расплываться" показания на приборах. В глазах стало немного сереть", — вспоминал космонавт. Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идет к потере сознания. Обычно такое происходит при 10—12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание. Он думал, что это гибель. Но это обгорала обшивка и благодаря высокой температуре спусковая капсула наконец-то отсоединилась и началось штатное снижение. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, взору космонавта открылся вид на Волгу.
Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим…» из предстартовой речи Ю. Гагарина 12. Первый полёт человека в Космос был вершиной пирамиды человеческих усилий, вложения материальных и иных ресурсов державы, подвигом отечественной науки и самоотверженного труда людей. Спустя всего 16 лет после победы над фашизмом и окончания чудовищной войны, превратившей страну в руины, едва восстановив мирную жизнь, Советский народ смог первым в истории человечества совершить пилотируемый космический полёт! Исход сражений определяли ученые, инженеры, "генералы" промышленности и рабочие, а не солдаты. Появлялся еще один вид бойцов - космонавты! Сообщение о полете в космос никому не известного майора Гагарина для жителей Земли было полной неожиданностью и вызвало ликование во всем мире. Торжествовала вся страна! Еще трудно было осознать, что конкретно дает полёт человека в космос Отечеству и человечеству, но каждый гражданин Советского Союза почувствовал себя лично причастным к великому свершению: не американец или европеец, а наш, смоленский парень, трудами советских ученых и усилиями всего народа совершил этот подвиг…» из воспоминаний Б. Чертока, заместителя С. Космонавтика как наука об освоении космического пространства сформировалась в середине 20 века. Ей предшествовали полёт фантазии, первые теоретические работы и эксперименты.
У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет. Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет. Та была изрядно помята. Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин. Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание. Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге. Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям. Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах. После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь. Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин. Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу. Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина. А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место. Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина. Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма. Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге. Это было больше, чем просто любовь. Он уважал, ценил свою жену, как и она его. Всегда старался её чем-то радовать. День встречи оба ждали с трепетом в сердце и теплом в душе. Валя закончила учебу и получила специальность фельдшера. Молодая пара первое время жила в маленькой комнате, которую им любезно согласилась дать местная учительница на время своего отпуска. Потом им дали комнату в гарнизонном доме, принадлежавшем местному военному комиссариату. Это было их первое семейное жилье. Они его обустраивали, даже делали ремонт, чтобы было не так холодно во время полярной зимы. Юра заготовил кучу дров, чтобы было чем топить печь темными морозными вечерами. За время своего пребывания там, Гагарины сблизились со своими соседями, с семьей Бориса Федоровича Вдовина. Его жена помогала Валентине более подробно ознакомиться с военным бытом, а Юра много времени проводил по вечерам за чашкой крепкого чая с Борисом Федоровичем. Они обсуждали буквально все — от новостей из прессы до перспектив полета человека в космос. В возможность этого тогда мало кто верил. Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена. Как только закончился май и наступил первый месяц лета, пара приехала к родителям, но буквально на недельку. Как только наступил день перед отъездом в Оренбург, когда все вещи были собраны, ночью недалеко от их дома, в поселении случился пожар. Вся семья: Алексей Иванович с сыновьями Юрием и Валентином бросились бороться с огнем, отстаивать другие дома. К счастью у них все получилось. Вернулись они под утро, когда уже наступил рассвет. Еще около часа мужчины продолжали обсуждать произошедшее и только потом уснули. Жена за три часа до поезда разбудила Юрия и увидела, что тот был весь красный и горячий у него был жар. Валентина подумала, что её муж обгорел, когда тушил пожар. Однако все было относительно хуже — Юрий заболел корью. Пока Гагарин не поправился, они жили в доме у родителей. Болел он долго. Много обсуждал с родными космос. В 1957-м году в Советском Союзе по проекту Сергея Павловича Королева был запущен на околоземную орбиту первый искусственный спутник земли. Буквально недавно оправившийся от войны, Советский Союз стал первой космической державой. Все граждане СССР много обсуждали это, грезили о будущем космонавтики. Никто даже подумать не мог, что всего через четыре года СССР войдет в историю как страна, запустившая первого человека в космос. И никто в то время не мог представить, что этим человеком станет простой, но безумно смелый и амбициозный парень Юра Гагарин. Родители тогда не знали, что перед тем как идти в отпуск, их сын откликнулся на предложение вступить в первый отряд космонавтов. Не знали они об этом до самого дня полета в космос. Историю первого отряда вы можете почитать здесь, в одном из моих предыдущих материалов. После того, как Юрий Алексеевич поправился, они вместе с женой и дочерью вернулись в часть. Всего через месяц он отправил родителям письмо, где сказал, что приедет в Москву на медицинские обследования. Мать и отец обрадовались возможности вновь скоро увидеть свое чадо. Он им много рассказывал о подробных и частых исследованиях, от чего Анна Тимофеевна часто недоумевала, что же они такого в нем все ищут. В 1960-м году перед своим днем рождения 9-го марта Гагарин сообщил, что вместе со своей женой и дочерью будут переезжать в городок под Москвой. Повторюсь, никто не знал о предстоящем полете: ни родители, ни друзья, никто из близких, кроме одного человека — его жены Валентины. Звездный час И вот наконец настал день полета. Ради своего «звездного часа» Гагарин находился в космосе 1 час 48 минут предшествовало огромное время подготовки и отбора претендентов. Испытать шанс стать первым человеком, покорившим космос, откликнулось более трех тысяч летчиков-истребителей со всего Советского союза. Это было мероприятие огромных масштабов. Еще на этапе изучения медицинских карт было отсеяно более двух тысяч человек. В лаборатории было приглашено около двухсот человек, из которых лишь двадцать вошли в отряд и лишь двое были допущены до первого полета. Юрия Гагарина выбрали первым из-за безупречной биографии, оптимистичного настроя и стрессоустойчивости. Герман Титов стал капитаном второй экспедиции в рамках программы «Восток». До 10-го числа еще никто точно не знал, кто станет «счастливчиком». Среди всего отряда, несмотря на дружеское, я бы даже сказал родственное отношение друг к другу, обладал дух соперничества. Все осознавали масштаб доверия партии к каждому из претендентов, но никто не ссорился. На одном из предпоследних правительственных собраний, на которых присутствовали все конструкторы, инженеры и потенциальные космонавты, при всех было вынесено решение, что кандидатов на первый полет будет двое. Ими стали Гагарин и Титов. По рассказам Сергея Павловича Королева и его знакомых Гагарин был выбран из-за того, что он был любознательным, искренним. Не знаю, было ли именно это на самом деле. Но в один из дней, когда Гагарин и Титов находились на заключительных испытаниях в барокамере, на вопрос о самочувствии Герман ответил, что все хорошо. Он боялся не пройти до конца. А вот Гагарин наоборот, в подробностях расписал свои негативные ощущения от эксперимента. Для Королева было важно, чтобы космонавт «без прикрас» докладывал о своем личном состоянии, а также о состоянии всех систем космического корабля, ну и о ходе самого полета конечно же. Юрий Алексеевич этому целиком и полностью соответствовал. Были осуществлены заключительный проверки и сборки технической части ракеты-носителя, а также самого космического корабля «Восток». Врачи волновались, наверное, больше самих космонавтов. Двум товарищам — Гагарину и Титову была важна грамотная организация отдыха перед полетом. Для крепкого сна врачи предлагали им снотворное. Но те отказавшись крепко сладким сном проспали до рассвета. Сами врачи не сомкнули глаз, как и все инженеры, в том числе и Сергей Павлович Королев. С самого утра, как на Байконуре начались подготовительные мероприятия, он обхаживал стартовую площадку и осматривал каждый сантиметр ракеты, которая перевернет всю историю. До полета, само собой, были проведены запуски тестовых, экспериментальных образцов «Восток-1» с манекенами. К сожалению, в некоторых случаях у космического корабля бывало, отказывала тормозная система. И несколько манекенов превратились в пепел, так и не долетев до земли. Шанс погибнуть был один к двум. Это была самая масштабная игра в русскую рулетку. Королев приехал в домик, где они отдыхали, спросил о самочувствии. Оно у обоих было отличным. И после этого все вместе они поехали в корпус на заседания Государственной комиссии, начавшееся аж в шесть утра.
20+ фактов о первом космонавте Юрии Гагарине — человеке, который изменил мир
Впервые в мире человек совершил полет в космос, это был гражданин СССР Юрий Гагарин. О том, что в космос полетел именно их Юра, сначала не поверила даже семья Гагарина. Юрий Гагарин рассказывает о космическом корабле "Восток" в павильоне СССР на XXVI Международном салоне аэронавтики и космоса в Ле-Бурже, Париж. года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля.