Получался парадокс: нам рассказывали, что полет Гагарина прошел штатно, но при этом оказывалось, что приземлился он не штатно. Одновитковой полёт Юрия Гагарина проходил строго по плану и завершился ровно через 108 минут после старта, чётко в том месте где и должен был. Максимальная высота полета Гагарина составила 327 км, в то время как граница космоса начинается на отметке 118 км. С подъемной силой переборщили. Космический полет старшего лейтенанта Гагарина длился всего 108 минут. Этапы развития Центра Полет Ю. А. Гагарина Этапы развития системы отбора и подготовки космонавтов Хронология событий Центра.
РАБОТА ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДКОМИССИИ
- Космические небеса баллистика Найшуля: Гагарин обязан ему верной траекторией
- «Стойте, я свой!» — кто встречал Юрия Гагарина на Земле после 108 минут полета
- «Cтопроцентная уверенность»
- В конце марта исполнится 55 лет со дня гибели легендарного советского космонавта Юрия Гагарина
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой
Сейчас известно: за 108 минут полета Гагарин рисковал 12 раз! Последний полет Юрия Гагарина продолжался не более 20 минут. Рассмотрим все обстоятельства событий смерти Юрия Гагарина, который погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15, проводя испытания. 50-летие первого полета человека в космос. Позже Гагарин так опишет свои ощущения от начала полета: «Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Это было выдающимся и не имеющим аналогов результатом. Дата запуска корабля осталась в памяти людей навсегда и позволила открыть новый этап развития всего человечества. Подвиг Юрия Гагарина даже сейчас будоражит юные умы и заставляет стремиться к высокому. Позывной Гагарина во время первого полета Во время своего первого полета Гагарин получил позывной «Кедр». Этому причиной был не его рост или другие физические габариты, а желание участников проекта таким образом использовать символизм. Памятник Юрию Гагарину в Москве Кедр — вечное дерево, которое будет жить в памяти народа всегда. Так и подвиг Юрия должен жить вечно, как древний кедр.
Существуют разные рассказы по поводу этого позывного, но они по большей части являются домыслами. Где приземлился первый космонавт После облета орбиты аппарат «Восток» пошел на снижение, но по причине поломки в системе торможения он приземлился не там, где изначально планировалось. Прибытие аппарата пришлось на территорию между селами Подгорное и Смеловка. Далее Гагарина подобрали военные на вертолете и доставили на аэродром Энгельс. Фото этих знаменательных событий наверняка хранятся в государственных архивах. Интересные факты о Юрии Гагарине Вот некоторые интересные моменты из жизни самого известного космонавта человечества: Наверное, каждый школьник знает, что сказал Гагарин при старте его ракеты.
Он произнес культовую фразу «Поехали!
В своей кабине он был не капитаном, а лишь полезным грузом». Легко представить, с каким чувством Сергей Павлович Королёв читал эту статью. Но формально эксперт был прав, ведь сокрытие информации имело ещё одну важную особенность — замалчивались трудности и проблемы, вставшие перед космонавтом.
На официальном уровне картинка выглядела так: старт прошёл успешно, сам полёт — идеально, приземление — штатно. Получается, что ничего особенного первый космонавт и впрямь не совершил. В чём же тогда героизм и вклад Гагарина? В действительности полёт проходил непросто.
Связь с наземными пунктами была посредственной. Сильно мешал шум вентиляторов. При сходе с орбиты нарушилась логика в работе систем автоматического управления, корабль начал беспорядочно кувыркаться, а его отсеки разделились только при входе в высшие слои атмосферы. Все эти подробности Юрий Алексеевич Гагарин изложил Государственной комиссии.
Его доклад послужил основой для доработки различных систем корабля. Таким образом, первый космонавт выступал в качестве испытателя новой перспективной техники, что само по себе очень важно и не может сравниться с запуском подопытных собак. Практика сокрытия проблем космических полётов продолжалась и в дальнейшем, что привело к печальным последствиям. Желание советских властей представить дело так, будто бы освоение космоса коммунистами состоит из череды триумфальных побед и прорывных достижений, а неприятности и аварии — удел заокеанских капиталистов, породило растущий диссонанс в восприятии космонавтики простым гражданином.
Возник резонный вопрос: зачем мы присваиваем звания Героев людям, которые ничем особенно не рискуют? Куда более опасными на таком фоне выглядят профессии шахтёра или подводника. Давайте их тоже награждать! А ведь от этой идеи всего полшага до следующей: не слишком ли много мы тратим на космонавтику?
В чём особенность этого вида деятельности? Почему мы должны, отказывая себе в самом необходимом, поддерживать работу людей, которые не пашут, не сеют, а потом ещё и купаются в лучах всемирной славы? В начале 1990-х годов отечественная космонавтика оказалась на грани полного краха, как и многое другое в нашей стране. И не стало ли одной из причин развала такое отношение к собственным достижениям и победам?
Космические программы выжили, но во многом благодаря вмешательству американцев, взявших на себя финансирование нашей ракетно-космической отрасли в самый «нищий» период её существования правда, не бескорыстно, а по чрезвычайно кабальному договору , иначе граждане России уже лет двадцать не летали бы в космос. Сегодня история повторяется. Хотя ракетно-космическая отрасль стала более открытой и о современных экспедициях на орбиту можно при желании узнать гораздо больше, чем о полёте Гагарина, отчуждение сохранилось и растёт. Даже те, кто интересуется отечественной космонавтикой, поддерживает её в меру сил и возможностей, не могут сказать, что от их усилий что-то зависит.
Космонавтика сама по себе, мы — сами по себе. А значит, дальнейшая деградация неизбежна. Переломить тенденцию можно только одним способом — вернув престиж этому виду деятельности. Но для начала необходимо хотя бы отказаться от дурной привычки скрывать правду о проблемах.
Ведь может получиться так, что, когда она станет известна, будет уже поздно что-либо изменить. Читайте в любое время.
Еле ощутимый зуд, который ощущается через ноги, стоящие на кресле.
Я занял позу для катапультирования. Сижу, жду. Начинается замедление вращения корабля; причем по всем трем осям. Полного оборота не совершалось.
По другой оси такие же колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «взора» был закрыт шторкой. Вдруг по краям шторки появился ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдался и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе.
Ощущал колебания корабля и горение обмазки. Я не знаю, откуда потрескивание шло: или конструкция подтрескивала, расширялась ли тепловая оболочка при нагреве, но слышно было потрескивание. Происходило одно потрескивание примерно в минуту. В общем, чувствовалось, что температура была высокая.
Потом несколько слабее стал свет во «взоре». Перегрузки были маленькие, примерно 1—1,5 единицы. Затем начался плавный рост перегрузок. Колебания шара все время продолжались по всем осям.
К моменту достижения максимальных перегрузок я наблюдал все время Солнце. По «зайчикам» я мог определить примерно, как вращается корабль. К этому времени я чувствовал, что корабль идет с некоторым подрагиванием. В плотных слоях атмосферы он заметно тормозился.
По моим ощущениям перегрузка была за 10 ж. Был такой момент, примерно секунды 2—3, когда у меня начали «расплываться» показания на приборах. В глазах стало немного сереть. Снова поднатужился, поднапрягся.
Это помогло, все как бы стало на свое место. Этот пик перегрузки был непродолжительным. Затем начался спад перегрузок. Они падали плавно, но более быстро, чем нарастали.
С этого момента внимание свое переключил на то, что скоро должно произойти катапультирование. Когда перегрузки начали «жать», Солнце мне било прямо в задний иллюминатор. Соответственно погасли два зеленых световых окна ПКРС [прибора контроля режима спуска]. Давление в двух баллонах АСО [автоматической системы ориентации] к этому моменту снизилось до 110—115 атм.
Гагарин задиктовал эти данные — последние перед торможением и спуском — и подготовился к сходу с орбиты: закрыл фильтр «Взора» и шторку правого иллюминатора СА [спускаемого аппарата], переключил «Глобус» на индикацию места посадки, притянул привязные ремни и закрыл гермошлем. Через 2,2 сек после этого последовала команда «Пуск», и в течение полутора секунд двигатель С5. Стабилизация объекта на этапе работы ТДУ была нормальной. В 10:25:48.
Двигатель должен был выключиться на две секунды раньше от интегратора скорости, но этого не произошло. Причиной этого было признано неполное закрытие обратного клапана наддува камеры ОКНК, из-за чего часть горючего после насоса уходила в полость разделительного мешка, а не в камеру сгорания, и не использовалась по назначению. Падение давления горючего после насоса и давления газа после турбонасосного агрегата, то есть окончание запаса горючего в баке, было зафиксировано уже в 10:25:46,4. Его просто не хватило на последнюю секунду работы двигателя!
Однако логика работы бортовой автоматики предусматривала запрет разделения отсеков в случае, если полный тормозной импульс не выдан и главная команда на выключение ТДУ формируется не от интегратора, а по временной метке 44 сек. И очень правильно: ведь основные источники питания и большая часть обеспечивающих полет систем находились в приборном отсеке, и если бы он отделился, а СА остался на орбите, последний быстро израсходовал бы энергию своих аккумуляторных батарей и не мог обеспечивать жизнедеятельность космонавта и срабатывание посадочных систем. Итак, команда «Разделение» сформировалась, но ее исполнение было заблокировано. В то же время произошло штатное обесточивание системы управления ТДУ и ее приводов.
При этом, по данным телеметрии, дроссель канала тангажа встал на упор, в то время как истечение газов через управляющие сопла еще продолжалось. Юрий знал, что разделения не произошло: не было толчка, окошки ПКРС сначала погасли, а потом стали загораться вновь, часы и «Глобус» продолжали идти, сигнал «Приготовиться к катапультированию» не загорелся. Во «Взоре» чередовались пейзажи Африки, горизонт и черное небо. Приборный отсек и спускаемый аппарат разделились приблизительно в 10:36, на 10 мин позже расчетного времени.
Королевым, К. Бушуевым и М. Тихонравовым, указано, что разделение произошло, «по-видимому, от системы аварийного разделения — от термодатчиков». Это был предусмотренный резервный вариант на случай различных нештатных вариантов полета — как в случае недоработки тормозного импульса, так и после схода с орбиты в результате естественного торможения.
С другой стороны, из-за большей высоты торможения внеатмосферный участок спуска был на одну минуту длиннее. Но, в-третьих, в конце его СА «Востока» вошел в плотные слои атмосферы с большей скоростью и более круто, чем планировалось. Если говорить о дальности, то в целом все эти отклонения примерно скомпенсировали друг друга. Снижаясь по более крутой траектории, СА испытывал большие перегрузки и погасил свою орбитальную скорость примерно за 300 секунд вместо 350—400 в случае штатного спуска.
По краям шторки «Взора» было видно ярко-багровое свечение, конструкция СА временами потрескивала от нагрева. Измерения бортового автономного регистратора «Микрон» были зашумлены, и восстановить точный ход перегрузки оказалось невозможно, но расчеты показали, что на протяжении 150 секунд она выросла от нуля до 12 единиц вместо 9 при штатном спуске , продержалась на этом уровне несколько секунд и в течение следующих 150 секунд снизилась до единицы. Из доклада Юрия Гагарина на заседании Государственной комиссии после космического полета Когда перегрузки полностью спали, что, очевидно, совпало с переходом звукового барьера, стал слышен свист воздуха. В шаре отчетливо можно было слышать, как он идет в плотных слоях атмосферы.
Шум или свист был слышен так же, как обычно можно было слышать в самолетах, когда задросселируют двигатели или когда самолет пикирует. Вновь подумал о том, что сейчас будет катапультирование. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района.
Юрий Алексеевич автономно приземлился на парашюте. Он теперь известен: деревня Смеловка Терновского ныне Энгельского района Саратовской области, в 27 километрах южнее города Энгельса. Доклад тов. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района. Момент разделения хорошо заметил.
Глобус остановился приблизительно на середине Средиземного моря. Значит, все нормально. Жду катапультирования. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю, не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул.
В этот момент произошёл выстрел, и я катапультировался. Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, всё нормально. Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввёлся в действие стабилизирующий парашют. На кресле я сидел очень удобно, как на стуле.
Почувствовал, что меня вращает в правую сторону. Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе. Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный.
Думаю, что-то знакомое. Катапультирование произошло, по моим расчётам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придётся приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило всё это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также незаметно ушло от меня вниз.
Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдаётся. Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов.
Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Слышал как дёрнул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз.
Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и всё.
Первый космонавт планеты. Подлинная хроника исторического полета Гагарина
Простой конус, растиражированный в печати, наводил на мысль о подлоге, о стремлении советских учёных выдать за космический корабль головной обтекатель ракеты-носителя. Некоторые сведения о корабле получили, изучив модель «Востока», которая демонстрировалась в июле 1961 года во время воздушного парада в Тушино. Конус головного обтекателя по-прежнему скрывал детали конфигурации, однако экспертам удалось увидеть входной люк. Впрочем, макет добавил и вопросов. Так, к задней части конуса был прикреплён аэродинамический стабилизатор, что привело к самым различным толкованиям его назначения в подлинной компоновке «Востока». Дополнительную путаницу внёс и полёт корабля «Восток-2» с Германом Степановичем Титовым. Среди фотоматериалов, сопровождавших некоторые публикации, посвящённые этому событию, западные эксперты увидели знакомый конус с «хвостовым стабилизатором». Но теперь на корабле появились два небольших крыла, идентифицированные как органы рулевого управления при полёте корабля в атмосфере.
На вопросы журналистов о крыльях советские должностные лица отвечали, что корабль «Восток-2» отличается от «Востока». Мол, в ходе длительного 17-виткового полёта корабль Титова опускался в пределы атмосферы и маневрировал, возвращаясь на орбиту. Газеты писали: «В течение часа майор Титов производил испытания системы ручного управления кораблём-спутником. После окончания испытаний он доложил о хорошей управляемости корабля-спутника при маневрировании». Титов действительно опробовал систему ручной ориентации корабля, но конечно же никаких манёвров схода и возвращения на орбиту не производил — для «Востока» подобная эквилибристика невозможна. Тем не менее из-за политики умолчания многие поверили в такую полуправду. А некоторые западные издания даже поместили статьи, в которых утверждалось, что Советы разрабатывают крылатый космический корабль военного назначения.
Наибольшее удивление у западных экспертов вызвал тот факт, что Юрий Гагарин, оказывается, путешествовал по космосу внутри шарообразного спускаемого аппарата... О лжи и рекордах Наиболее острый конфликт вокруг фальсификации итогов первого космического полёта возник 18 июля 1961 года, когда в Париже началось заседание Международной аэронавтической федерации FAI. На нём предстояло зафиксировать мировые рекорды Юрия Гагарина: рекорд продолжительности полёта — 108 минут; рекорд высоты полёта — 327,7 км; рекорд максимального груза, поднятого на космическую высоту, — 4725 кг; два рекорда радиосвязи «осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи Земля—космос, космос—Земля в диапазонах КВ и УКВ». Однако по установленным строгим правилам рекорд официально регистрировали лишь в том случае, если пилот приземлялся в кабине своего летательного аппарата и этот процесс лично наблюдал спортивный комиссар. Спортивный комиссар не мог присутствовать при посадке Гагарина, поскольку тот приземлился в нерасчётном районе. Но если комиссар взял «грех на душу», заявив, что был там, то факт катапультирования космонавта из спускаемого аппарата перед приземлением скрыть было куда труднее: «утечка» информации уже прошла, да и в отдельных публикациях признавалось, что в спускаемом аппарате «Востока» имеется катапультируемое кресло. У руководителей федерации возник резонный вопрос: так где же находился Гагарин в момент приземления — внутри или снаружи?
Советская делегация утверждала: в кабине. Руководители федерации требовали предоставить соответствующие документы. Советские делегаты документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Обсуждение шло около пяти часов. Когда наступило время обеда, уставшие руководители Международной аэронавтической федерации решили согласиться с утверждением, что Юрий Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали рекорд. Недомолвки продолжались и после других полётов. Годом позже, например, западные корреспонденты спросили у Павла Романовича Поповича о способе его посадки на «Востоке-4».
И космонавт вынужден был ответить: «Подобно Титову и Гагарину, я приземлился внутри корабля». В конце концов советские официальные лица сами сообщили миру правду. Когда в октябре 1964 года стартовал трёхместный «Восход», в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что его экипаж «впервые получил возможность приземлиться в своём корабле». Самое же удивительное во всей этой истории, что дезинформация о приземлении Юрия Гагарина продолжала тиражироваться даже после публикации всех данных о корабле «Восток», и не только в нашей стране. Возьмём, например, иллюстрированную энциклопедию «Космическая техника» британского историка Кеннета Гэтланда, изданную в 1982 году!
Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба. Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом.
В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать. До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления. В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось.
Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара. Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса. На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток». Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт. Капсула «Востока-1» после приземления После полёта После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка — они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть.
Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена. Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления. А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза». Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча.
На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать.
Но эта новость о полете совсем не удивила начальника оперативной группы NASA Гилруфа: «Мы знали, что СССР занимается такими же разработками, как и мы, но наша разведка не имела сведений об их успехах. Но я знал, потому что, когда я встретился с некоторыми специалистами из СССР на международной конференции, они у меня спросили: «Для какой вертикальной скорости при посадке вы ведёте разработки? Уолтер Липпман, известный журналист, написал в своей статье: «Тот факт, что СССР обогнал нас, нельзя объяснить случайным изобретением. В СССР должно быть большое количество учёных, инженеров и рабочих, а также высокоразвитая промышленность, хорошо управляемая и обильно финансируемая».
Президент США потребовал форсировать космическую программу. Три дня спустя ракета «Маленький Джо», поднимающая очередную капсулу «Меркурий», во время проверки системы выживания при чрезвычайной ситуации вышла из-под контроля, и была уничтожена. На следующий день в Овальном кабинете заседала комиссия, которая решала, что делать дальше. Многие настаивали на том, что полёт американца в космос нужно отложить. Но президент США был непреклонен. Тогда пошли на хитрость.
Полёт не откладывать, но провести его в значительно урезанном виде, то есть короткий прыжок в космос и сразу — обратно, а от американского обывателя эту «деталь» скрыть. Полёт в общей сложности длился 15 мин. На 8-й минуте корабль достиг космоса, а на 10-й минуте наступила фаза быстрого торможения. Полноценный орбитальный полёт американцы смогли осуществить только в феврале 1962 года. Космические «утки» Почти сразу после приземления корабля «Восток-1» на Западе началось шельмование полета Гагарина. Самая распространенная «утка»: он не был первым космонавтом.
В публикациях западных СМИ за полвека пилотируемой космонавтики названы около десяти фамилий, якобы погибших до 12 апреля 1961 года космонавтов. В Книге рекордов Гиннесса издание 1964 года первым человеком, полетевшим в космос, назван Владимир Ильюшин. На самом деле сын знаменитого авиаконструктора 8 июня 1960 года попал в автокатастрофу. Автомобиль с пьяной компанией молодых людей вылетел на встречную полосу и столкнулся с машиной Владимира, который ехал на аэродром. Молодого человека долго лечили в Москве, а затем в Китае, что дало повод для зарождения в западной прессе «утки» о неудачном космическом запуске и аварийном приземлении в Поднебесной. Рассказ самого Ильюшина о подробностях аварии на страницах журнала «Юность» в доказательство обратного почему-то не принимался.
Ходили слухи и о других летчиках, которые якобы пилотировали ракеты, запущенные до 1961 года. Иностранная пресса, например, называла фамилии Шаборина и Ледовских. Даже сегодня иностранные журналисты пытаются сочинять истории про тех участников гагаринского набора, которые так и не стали космонавтами. А таких насчитывается девять человек. Помимо уже упомянутых летчиков по личным мотивам ушел из команды Марс Рафиков. Дмитрий Заикин и Анатолий Карташов были отчислены неумолимыми медиками.
Варламов получил серьезную травму позвоночника во время отпуска. В западной прессе до сих пор пишут, что все эти космонавты погибли, выполняя полеты в космос, а подробности, мол, тщательно замалчивались и замалчиваются. В дневнике тогдашнего руководителя Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенанта авиации Николая Каманина есть запись: «После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы слышали стоны и прерывистую русскую речь. Все это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта. С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом.
Полной гарантии успешного первого полета в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи». Из досье «СП» Выписки из дневника руководителя Центра подготовки космонавтов Николая Каманина 11 апреля 1961 года В 13:00 на стартовой площадке состоялась встреча Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчета. Присутствовали Королев, Келдыш, представители промышленности. Я представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юра произнес короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля. После этой встречи мы поехали в «маршальский» домик в нем обычно останавливался маршал Неделин , где Гагарину, Титову, Е.
Карпову, врачу А. Никитину и мне предстояло провести ночь перед стартом. Я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта в тюбиках по 160 граммов каждый: на первое - пюре щавелевое с мясом, на второе - паштет мясной и на третье - шоколадный соус. Юра чувствует себя превосходно. Час назад ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полете. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении.
Он очень любит русские песни - магнитофон работает непрерывно. Юра сидит напротив меня и говорит: «Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию». Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск". Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться.
Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в районе Куйбышева через несколько часов». Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность.
Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королева - «Старт», Юра ответил: «Поехали! Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей.
Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: «Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная». Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров.
После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву.
Хрущёв, где приняли решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила предложение допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить как запасного космонавта. Другие цифры легендарного полета смотрите тут.
Редкие фото места, где действительно совершил посадку первый космонавт планеты Юрий Гагарин
Полёт прошёл почти нормально, но абсолютной уверенности в успехе миссии Гагарина по-прежнему не было. Одновитковой полёт Юрия Гагарина проходил строго по плану и завершился ровно через 108 минут после старта, чётко в том месте где и должен был. – Жива память о подвиге Юрия Гагарина, поскольку первый полет в космос был настолько настоящим, великим подвигом, жива память о чудесной гагаринской улыбке и его легендарном «Поехали!». — Летчик старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов! Полёт по околоземной орбите космического корабля "Восток" с нашим соотечественником Ю.А. Гагариным на борту ознаменовал начало эпохи пилотируемых космических полетов. – Жива память о подвиге Юрия Гагарина, поскольку первый полет в космос был настолько настоящим, великим подвигом, жива память о чудесной гагаринской улыбке и его легендарном «Поехали!».
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
Я заметил, что высота полета все-таки стала ниже, чем, скажем, в апогее. Полет на космическом аппарате «Восток» предполагал, что космонавт покидает его на высоте около 4000 м и продолжает свой полет как парашютист. Больше 50 лет назад 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, начав эру полета людей в космос. Последний полет Юрия Гагарина продолжался не более 20 минут. 62 года назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет. Главная» Новости» Сколько длился полет гагарина в космос 12 апреля.
Высота полета гагарина в космосе
При этом установление границ космоса имеет большое значение, поскольку законы, регулирующие воздушное и космическое пространство, различны. Тогда как космос является свободным , государства обладают суверенитетом над воздушным пространством до его верхней границы. Таким образом, правомерность суборбитальных полетов летательных аппаратов прямо зависит от высоты, где проходит данная граница. Согласно сообщению ТАСС "О первом в мире полете человека в космическое пространство", минимальное удаление корабля-спутника от поверхности Земли в перигее составило 175 км, а максимальное расстояние в апогее — 302 км. Соавторами данной резолюции стали более чем 60 государств мира. Таким образом, это историческое событие получило международный статус и признание. А что с международным сотрудничеством в космосе? Расстояние до Международной космической станции от Земли — около 400 км , что является оптимальным для проведения экспериментов в условиях невесомости и экономически обоснованным с точки зрения дальности доставки космонавтов и грузов. Основой для международного сотрудничества в космосе является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сегодня уже более ста стран являются участниками договора.
Полковник Ю. Гагарин в это время был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке и считал, что не может занимать эту должность, не летая самостоятельно. В 1967 году в 70-м авиаполку Юрий Алексеевич прошел подготовку на учебно- тренировочном двухместном самолете МиГ-15УТИ и был готов вылететь самостоятельно на одноместном истребителе МиГ-17. Однако из-за плохой погоды и подготовки к защите диплома в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского самостоятельный вылет Ю. Гагарина на МиГ-17 был отложен на весну 1968 года. Последние проверочные полеты и свой первый самостоятельный полет после более чем 8-летнего перерыва Ю. Гагарин должен был выполнить 27 марта 1968 года. В этот день в плановой таблице для него было предусмотрено выполнение двух контрольных полетов с одной заправкой с контролирующим В. Серегиным в задней кабине на самолете МиГ-15УТИ с бортовым номером 18 , и после этого — выполнение двух самостоятельных полетов по кругу продолжительностью по 30 минут каждый на самолете МиГ-17 с бортовым номером 19. Техника была исправна. Правда, бортовой самописец К2-59 не был заправлен бумажной лентой, что впоследствии не дало возможности получить достоверные сведения о параметрах полета самолета в последние минуты. И еще как потом выяснилось не был закрыт вентиляционный кран первой кабины самолета, что привело к ее разгерметизации. Но об этом позже… Хронометраж трагедии В первом проверочном полете Ю. Упражнение включало в себя: виражи — левый и правый с креном 60—70 градусов; бочки — левую и правую; пикирование с углом 60 градусов; боевой разворот; перевороты — левый и правый; полупетлю; петлю Нестерова; нисходящую спираль с креном 45 градусов; горку с углом 45 градусов. Выполнение упражнения должно было занять около 20 минут. Погода в тот день не очень подходила для выполнения такого задания — в зоне полетов была мощная двуслойная облачность. Непосредственно перед вылетом экипажу по радио были сообщены результаты воздушной разведки погоды: основной слой облаков 8—10 баллов высотою 900 метров, 3—4 балла высотою 600—650 метров. Однако на самом деле погода оказалась хуже, чем это следовало из прогноза, известного летчикам и руководителю полетов. Нижний край плотной облачности 8—10 баллов был на высоте 500—600 метров, а облачность в 3—4 балла доходила до высоты 300—450 метров. На высоте 4. Самолет с бортовым номером 18 позывной «625-й» взлетел в 10. Гагарин доложил: «625-й, зону 20 занял, высота 4200 [метров], прошу [разрешить выполнять] задание», после чего начал пилотаж. Однако в 10. Гагарин доложил: «625-й, задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение [на] разворот на курс 320». Что послужило причиной досрочного завершения задания четыре минуты вместо двадцати — неизвестно до сих пор. За это время Ю. Гагарин мог успеть выполнить только левый и правый виражи с креном 60—70 градусов так называемую «восьмерку». После получения разрешения от руководителя полетов Ю. Гагарин доложил: «Понял, выполняю», после чего начал разворот с курса 70 на курс 320 для возвращения на аэродром. Что произошло дальше — достоверно неизвестно. Установлено лишь, что в 10. Экипаж погиб. Вопросы и версии Первый вопрос, который возникает у всех — почему они не катапультировались? Катапультное кресло самолета МиГ-15УТИ обеспечивало безопасное спасение экипажа в горизонтальном полете с высоты не менее 250 метров. После выхода из густой облачности на высоте 500—600 метров у экипажа было всего две секунды для принятия решения о покидании самолета. Причем первым должен был катапультироваться В. Серегин находившийся в задней кабине , что было психологически очень трудно, так как Ю. Гагарин мог уже просто не успеть покинуть самолет. Вряд ли Владимир Сергеевич мог пойти на такое… В итоге попыток катапультирования экипажем предпринято не было… В середине 1980-х годов известный ученый-аэродинамик Сергей Михайлович Белоцерковский на ЭВМ провел моделирование процесса падения самолета Ю. Гагарина и пришел к выводу, что всего за минуту самолет мог потерять около четырех километров высоты, только находясь в штопоре.
Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой — первые люди, которых я встретил на Земле после полета. Затем подбежали механизаторы, работавшие неподалеку. Вскоре прибыла группа солдат с офицером, проезжавших на грузовиках по шоссе. Они обнимали меня, жали руки. Кто-то из них назвал меня майором. Тут за мной прилетел вертолет со специалистами из группы встречи и спортивными комиссарами. Я направился на командный пункт этой группы для того, чтобы обо всем доложить Москве». Юрий Гагарин в окружении первых свидетелей сразу после приземления Записка Юрия Гагарина, написанная и подписанная им на клочке бумаги, после исторического полёта. У самого космонавта не было никакой связи с центром. В итоге, до сих пор идут споры о том, на поле какого колхоза приземлился Юрий Гагарин: терновского «Ленинский путь» или узморского имени Шевченко. Ещё одна версия утверждает, что настоящим местом был находящийся чуть севернее полигон у села Подгорное. Капсула «Восток» Первая табличка на месте приземления капсулы Из воспоминаний Николая Айшапаxова в то время учащегося 5-го класса Терновской восьмилетней школы : «Услышав в небе взрыв, а потом увидев два огромных парашюта, мы сбежали с уроков и помчались встречать Гагарина. Хотя сначала не знали, что это был Гагарин. Мы опоздали минут на десять: его уже увезли в Подгорное. Недалеко от места, где он приземлился — а это именно тот район, где сейчас стоит монумент — мы увидели небольшой ящик. В нем были красные глазки, и он все время пикал. Видимо, это была рация. Недалеко лежал красный шелковый парашют. Где-то с километр от этого места валялось кресло: собственными глазами видел, как солдаты грузили его в машину. Рацию сначала охранял милиционер, а потом сбросили парашютистов, и они ее забрали. Кстати, в тот день 12 апреля вертолеты летали к месту приземления и Гагарина то и дело — одни улетали, другие прилетали». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта. Из воспоминаний В. Буцких: «Вдруг в небе раздался как будто взрыв, который бывает, когда самолет преодолевает сверхзвуковой барьер скорости. Все выскочили на улицу и увидели два парашюта — огромный белый под ним висел спускаемый аппарат и красный. Когда подъехали к «шарику», возле него уже было двое местных, причем один уже успел через круглую дыру побывать внутри и захватить несколько тюбиков с космической пищей.
А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» старшего лейтенанта. Вероятность успеха запуска не была стопроцентной Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене. Гагарин с женой и одной из дочек А ТАСС главное информационное агентство Советского Союза заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел. Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 время московское. Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали! В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты. Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба. Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Но Елизавета II элегантно обошла этот запрет, сказав, что Гагарин — не земной человек, а небесный, практически небожитель, и убедила всех, что никакого нарушения, если они сделают совместный снимок, не будет. Впрочем, найти ту фотографию так никто и не смог: вероятнее всего, она хранится в королевских архивах. Во время официального обеда Гагарин увидел кучу не известных ему столовых приборов, пришел в некоторое замешательство чем и как есть? В ответ Елизавета II заметила, что и сама не знает, что к чему, — просто лакеи каждый раз подают необходимый столовый прибор.
И чтобы избавиться от неловкости, предложила всем есть тем, чем привыкли и чем удобно, взяла простую ложку и вместе с Гагариным начала есть ею паштет из омаров. Когда дело дошло до чаепития, Гагарину как и всем остальным подали чай с лимоном. Он его, естественно, выпил, достал ложечкой дольку лимона и съел ее.
Но если и в СССР, и в России это обычное дело, то при королевском дворе такой поступок — неслыханное нарушение этикета, всё равно что есть руками и вытирать их о скатерть. Королева нашла выход и из этой ситуации, сказав всем «пить чай по-гагарински», достала свой лимон из чашки и съела его. Слетела тесемка от носков После первого полета Гагарина торжественно встречали в Москве на Красной площади.
И эта деталь только добавила народной любви к космонавту. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге». Медаль «За освоение целинных земель» Казалось бы, где космонавтика и где полевые работы.
Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». Дело в том, что из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда , а в Саратовской области, рядом с городом Энгельсом, в районе, который относился к целинным и залежным землям. Поэтому Гагарин, когда увидел в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль горит, а самому ему осталось жить считанные секунды.
На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полете. Зато теперь каждый космонавт готов к огненному шоу за бортом. Стал пионером в 31 год До того как Гагарин сообщил об успешном приземлении, «неопознанный летающий объект» засекли зенитчики из части ПВО.
Они не знали о космическом полете и решили сначала выяснить, что упало, а потом доложить начальству. Сперва они обнаружили капсулу, а потом и самого Гагарина они приземлились отдельно.
Как осуществлялась подготовка В каком-то смысле Гагарин к этому полету готовился всю жизнь, но наиболее активная фаза началась, конечно, после зачисления в группу кандидатов в космонавты 3 марта 1960 года. В нее входили медицинские испытания и тренировки, в том числе барокамера, центрифуга, термокамера, изучение объекта «Восток-3А» , общая физическая и теоретическая подготовка. До прихода немцев он успел проучиться в школе лишь один месяц, после чего учеба прервалась вплоть до освобождения села в марте 1943 года. Будучи талантливым и целеустремленным человеком, он быстро учится и, несмотря на высокую нагрузку, отлично проявляет себя в освоении летного дела. В 1955 году после окончания обучения экзаменационная комиссия рекомендовала его в военное училище в городе Чкалов ныне Оренбург. По сути, человечеству лишь предстояло совершить открытие космоса.
Но дело было не только в технике. В то время никто еще не знал, как люди будут реагировать, находясь в космическом пространстве, выдержит ли психика условия изоляции. Во многом поэтому корабль «Восток» работал в автоматическом режиме. Так как исход полета никто не мог предсказать, подготовили сразу три сообщения ТАСС , одно из которых было об успешном возвращении из космоса. Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели. Но, как мы знаем, все завершилось благополучно.
Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП. При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска.
Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи! Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин. Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте — это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит — в момент реального старта им было просто не до этого.
Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
В 10:02 по московскому времени ТАСС передал сообщение о первом полете человека в космос. Всего было заготовлено три варианта текста: первый на случай гибели космонавта, второй, сообщавший о нештатной ситуации и экстренном приземлении, и третий, рапортующий об успехе СССР. Именно это сообщение и было распространено по всему миру спустя 55 минут после того, как Гагарин отправился в космос.
Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном и невозможном. С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь все разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звезды.
До них было еще далеко — ой как далеко! Поделиться Первый полет человека в космос Первый полет человека в космос Спускаемый аппарат корабля из-за сбоя в системе торможения приземлился в 10:55 мск не в заданном районе, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки. Поэтому Гагарина встретили всего два человека: жена лесника и ее 5-летняя внучка — Румия Нурсканова. Планета рукоплескала Гагарину, это был настоящий триумф советской науки.
Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения? Кстати, некоторое время назад СМИ представили полетную инструкцию Гагарина. В инструкции по эксплуатации и управлению космическим кораблем "Восток-3А" содержится набор алгоритмов, прописывающих все этапы полета: от предстартовой подготовки и до возвращения на Землю. Даже указан порядок облачения в скафандр: космонавт должен "просунуть ноги в правую и левую штанины, просунуть руки в рукава и надеть гермошлем".
Этот же документ предписывал астронавту настроиться на вторую программу Московского радио и употребить пищу в определенные отрезки после выхода на орбиту. Всемирная слава первого космонавта На первого космонавта обрушился невиданный поток славы. Гагарин в одночасье стал героем не только Советского Союза, но и всей планеты Земля. Советское дипломатическое ведомство штурмовали запросами из огромного количества стран, умоляя о визите первого космонавта.
Весь мир требовал Гагарина. Всем хотелось знать что-нибудь о его жизни, увлечениях, привычках. Такую роль отвела ему история: встречаясь с тысячами людей, представлять не только себя, а быть полномочным представителем всего Советского Союза. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее".
Приглашение его в страну исходило не от премьер-министра, а от Дэйва Ламберта, генерального секретаря Объединенного профсоюза литейщиков Великобритании. Директива от премьера звучала так: официальных приемов в честь советского гостя не устраивать и не привлекать к нему повышенного внимания. Но очень быстро все пошло не так. Как только первый космонавт появился в Хитроу, рядовые британцы буквально окружили аэропорт.
Стоило Юрию Алексеевичу только появиться, как толпа начала скандировать: "Га-га-рин! Улицы, по которым проезжал Гагарин, покрыла чешуя зонтов: под моросящим дождем люди часами ждали появления советского космонавта. Лондонцы встречали Юрия Гагарина с такой теплотой и сердечностью, с таким темпераментом, что опровергли все привычные для нас представления об английской сдержанности и спокойствии", — вспоминал Николай Каманин. Заготовки, которые должны были показать советского космонавта в негативном свете, полетели в корзину.
Газеты выходили со статьями, где о Гагарине отзывались с восторгом. Между тем в посольстве СССР раздался неожиданный звонок. Как Юрий Гагарин встречался с английской королевой 14 июля 1961 года они встретились — 27-летний покоритель космоса и 35-летняя хозяйка вековой империи. И весь порядок и этикет посыпались сразу.
Советских гостей встретили в вестибюле все служащие дворца. Это было нарушением порядков, но Елизавета II пошла навстречу людям, мечтавшим своими глазами увидеть Гагарина. Прием в честь Юрия Гагарина почти сразу оброс массой легенд. Начать можно с самой пикантной.