Новости врубель михаил александрович демон поверженный

Роза, Демон поверженный и Гадалка (17 ноября 2021) Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего». Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. Михаил Александрович Врубель – художник, чьё творчество было для многих дико и странно, с трудом воспринимал людскую посредственность мышления, равнодушие, бездарность. Михаил Александрович Врубель. Оригинал взят у gogol в Демоны Михаила Врубеля Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами.

Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера

В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности». Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя. Оригинал взят у gogol в Демоны Михаила Врубеля Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Образ Демона волновал Михаила Александровича необычайно, не давал ни сна, ни покоя. «Поверженный демон» Михаила Врубеля 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место.

«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля

Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. В картине «Демон поверженный» Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви (как рассказывает лермонтовская поэма), а в войне с Богом, с установленными божественными законами.

Sorry, your request has been denied.

Чтобы заглушить свою душевную боль, он даже нанес себе раны, изрезав грудь ножом. Так он пытался «перебить» сердечные муки муками физическими. Эмилия Прахова появлялась на всех его полотнах. А однажды он изобразил ее в виде Богоматери, написав икону с ликом любимой, но недоступной женщины. Рассказывали, что это взбесило жену губернатора: она пришла в церковь и уже начала молиться, но, вглядевшись в черты Богоматери, закричала: «Это еще что! Я должна Милке Праховой молиться? Где этот богомаз? Безумства во славу любви Врубелю запретили работать в храмах. Другой работы в то время для него в Киеве не было.

Ему почти не на что было жить, но это не имело никакого значения для потерявшего голову художника: главным была его любовь. Он принялся творить безумства во имя Эмилии: мог раздать нищим дорогую одежду, поражал прохожих, появляясь на улице раскрашенным во все цвета радуги, приносил в подарок Эмилии свои картины, а если она отказывалась от них — на ее глазах уничтожал их. В конце концов, Врубель попал под суд. За долги. Чтобы расплатиться с кредиторами, ему пришлось работать на стройке маляром. Кроме того, великий Врубель натирал полы в забегаловках и кабаках... Уничтожить нельзя увековечить Роковая любовь буквально сводила его с ума — такая уж натура была у этого человека: страстная, чувственная, эмоциональная. В какой-то момент, ненадолго придя в себя от наваждения, он решил: если любимая не отвечает взаимностью и продолжает терзать его, нужно ее уничтожить!

И он сделал это — так, как это мог сделать один только Врубель. Он написал своего первого Демона. С лицом и невероятными глазами обожаемой Эмилии.

Я даже как-то спросила его: «Неужели тебе не надоело? Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона». С тех пор принимал самое близкое участие в разучивании мною опер Римского-Корсакова. Зато до самого последнего времени, когда я его навещала, я напевала ему почти все новое, что я разучивала.

И он часто, видимо, наслаждался, делал интересные замечания. Любил он также, когда я вспоминала то, что пела прежде, при нем, например, молитву детей из «Гензель и Гретель». И сам он часто пел. Здесь он иногда хоть на миг забывал о своем несчастье. Теперь, разучивая что-нибудь, я думаю о том — как бы это понравилось мужу. Но, увы, его уже нет…» Константин Коровин живописец, театральный художник, педагог и писатель : «Портрет художника Коровина» Валентина Серова «Его великий талант травили, звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить. Пресса отличалась в первых рядах этого странного гонения на совершенно неповинного ни в чем человека.

Врубель, чистейший из людей, кротко сносил все удары судьбы и терпел всю свою жизнь. Врубель был беден и голодал, голодал среди окружающего богатства. В моей жизни великое счастье — встреча и жизнь с этим замечательным человеком возвышенной души и чистого сердцем, с человеком просвещенным, светлого ума. Это был один из самых просвещенных людей, которых я знал. Он видел то, что только значительно и высоко. Я никогда не чувствовал себя с ним в одиночестве. Умер Врубель.

Умер и Павел Михайлович Третьяков. Эскиз «Хождение по водам» был выставлен им при жизни в галерее. И когда после смерти его заведовали галереей Остроухов, Серов и Щербатов, то я написал письмо им, что нет ли сзади картона «Хождения по водам» другого чудесного эскиза Врубеля. Они посмотрели, вынули из рамы и увидели на той стороне картона эскиз занавеса. Как странно, что Павел Михайлович на всю жизнь заклеил в раму и обернул к стене замечательный эскиз Врубеля. Остроухов разрезал картон, и эскиз занавеса хотел отдать мне, но я и его пожертвовал галерее. Закупочная комиссия Третьяковской галереи не приобрела у Врубеля его картины «Демон», находившейся на выставке «Мир искусства» в Петербурге, при жизни Врубеля.

Но после смерти та же комиссия перекупила его в Третьяковскую галерею, заплатила в пять раз дороже, чем просил за свою картину Врубель. Врубель Врубель никогда не смотрел ничьих картин. Раз он как-то немножко похвалил меня, сказав: «Ты видишь краски, цветно, и начинаешь понимать декоративную концепцию…» Репину сказал как-то у Мамонтова в Абрамцеве, что он не умеет рисовать, он потом говорил: «Ну и странный человек этот Врубель».

Автор предложил несколько вариантов картины «Надгробный плач», из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто.

Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889-м прекратил с Михаилом всякое сотрудничество. Работая в столице, Врубель создал портреты коллекционера Константина Арцыбушева и мецената Саввы Мамонтова , ряд декоративных панно. Кроме того, художник стал автором иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написав картины «Свидание Тамары и Демона», «Голова пророка», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря». К этой работе подключился и Михаил Врубель, что вскоре сделало его известным в Европе живописцем.

Поздние шедевры создателя вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Последним творением автора стал неоконченный портрет мастера пера Валерия Брюсова. Многие искусствоведы утверждают, что для «Богоматери с младенцем» создатель использовал именно ее лицо. Михаилу удалось справиться со своими чувствами к несвободной женщине, и дальше платонической любви дело не зашло. Вторая влюбленность художника привела к бракосочетанию.

Надежду Ивановну он встретил благодаря столичному приятелю Савве Мамонтову, который познакомил молодых людей на одном из светских мероприятий. К тому времени Врубель еще не обладал широкой известностью, а вот Надежда Забела уже носила титул примадонны русской оперы. Завораживающий голос и яркая красота певицы покорили Михаила, и вскоре она стала первой и единственной супругой гения. Еще до свадьбы автор изобразил свою музу на полотне «Гензель и Гретель». Интересный факт: перед началом работы над картиной влюбленные договорились, что в случае успеха работы Надежда без разговоров выйдет за мастера замуж.

Так и случилось: произведение оказалось удачным, и уже вскоре художник и артистка сыграли свадьбу в Женеве. Михаил наконец нашел счастье в личной жизни, о котором так долго мечтал. В начале 20-го века Надя подарила мэтру сына, однако это радостное событие омрачила болезнь ребенка: он родился с заячьей губой. Художник посчитал это злым роком и повторял слова об «испорченной крови». С этого момента в душе творца навсегда поселилась печаль, отвратившая его от творческих поисков и вернувшая к теме демонов.

Этой работе он посвящал большую часть суток, порой не отходя от мольберта по двадцать часов. Лицо главного персонажа постоянно менялось, автор продолжал переписывать его даже тогда, когда «Мир искусства» включил картину в выставку.

Дедушка по материнской линии страдал от маниакальных приступов, а сестра мучилась от острой формы депрессии и временного паралича.

Известно, что творческая натура маленького Миши проявилась уже в возрасте пяти—шести лет. Он делал зарисовки всего, что видел. Однажды на выставке он увидел фреску Микеланджело «Страшный суд» и был так очарован ей, что, придя домой, восстановил всю картину по памяти.

Автопортрет художника, 1882 год Первые несчастья С годами Михаил становился все активнее, а его красота, веселость и нестандартное мышление привлекали окружающих. Учеба на юридическом факультете в Петербурге давалась легко. Но, несмотря на это, с восемнадцати лет окружение начало замечать у Михаила перепады настроения.

В период активности к нему приходило много идей, было достаточно сил, чтобы творить днями напролет. Но в периоды плохого настроения художник уходил в глубочайшие раздумья, откладывал холст и краски в долгий ящик и не хотел ни с кем общаться. Такое поведение привело к тому, что ряд картин Врубель просто не закончил, например «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» 1881 года.

На последнем курсе университета Адриан Прахов приглашает Врубеля поработать над росписью церквей в Киеве, на что тот с удовольствием соглашается. Там художник влюбляется в жену своего преподавателя Эмилию. Безответная любовь кружит голову молодому человеку, и по возвращению из Италии Михаил прямо в доме Праховых добавляет Богородице черты желанной женщины.

А придя домой, он ножом оставляет шрамы на своей груди, чтобы заглушить боль сердца. В этом же году художника навещает отец и ужасается двум вещам. Во-первых, сердце отца, военного человека, разрывается от нищеты, что он увидел в квартире сына.

Во-вторых, «Демон» кажется отцу не менее страшным, чем обстановка в жилище своего чада. Под влиянием такого негативного отзыва Михаил уничтожает набросок. Врубель возвращается к картине в 1889 году, когда приезжает в Москву, а в 1890 году заканчивает ее.

Художник, сам того еще не понимая, в некоторой мере отобразил в «Демоне» себя.

Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля

© Public Domain / Фрагмент картины «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год. Есть версия, что Врубель отождествлял Демона с человеком, именно поэтому он получился павшим, художник хотел показать моральный упадок человека, его ценностей и ориентиров. В 1901 году у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Этим пациентом оказался художник Михаил Александрович Врубель, который время от времени слышал голоса.

10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля

В работе «Новое Средневековье» Николай Бердяев писал: «Духовные начала новой истории изжиты, духовные силы ее истощены. Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную. Это чувствуют наиболее чуткие люди… Мы живем в этот час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены…» Пан. Рушилась и уходила в прошлое великая некогда эпоха. Изношенная и уставшая эпоха маленького человека, эпоха миллионов лишних, никому не нужных людей, зашедшая в тупик, заплутавшая в бесплодных спорах и поисках. Их эпоха смотрит на нас слезящимися, полными страдания и жалости глазами старика Пана с другой картины Врубеля.

А новая, еще не родившаяся, но полная невиданной энергии и мощи с тоской провожала старое солнце, задавая себе вечный вопрос: кто я? Куда мне идти? Может быть, только эта великая сила позволила нам прожить двадцатое столетие. Но путь, который был выбран, и ответ, который прозвучал век назад, оказались не окончательными. Сегодня мы снова пытаемся ответить и выбрать... Может быть, в этом суть послания «Демона»? Таинственного даймона — российской нашей души, великой своими силами, но всё еще стоящей перед пустотой ночи и выбором.

Не стоит, наверное, строить иллюзии, что ночь эта закончилась или хотя бы заканчивается. Судя по всему, до рассвета еще очень далеко. И вопрос: «... Ведь в этом полотне при всей его своеобычности, как ни в одном другом произведении современников Врубеля, отчетливо проступает великолепное владение всеми традициями мировой культуры. В колорите холста слышны звуки мелодий несравненных венецианцев, а в лепке формы угадываются ритмы самого великого флорентийца Микеланджело. В колористических соцветиях Врубеля, «в борьбе золота и синевы» Александр Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный — ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». И стало быть, как образ-знак колористической тональности, врубелевский Демон — тот, кто призван и послан «заклинать ночь», и «синий сумрак ночи, — пишет Блок, — медлит затоплять золото и перламутр».

Он — «ангел ясного вечера», то есть опять персонификация, аллегория — но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера. В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати — половина относилась к «Демону». Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.

С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой — безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон», — говорил Шаляпин. В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил бы могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году.

С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать, слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другого мы, пожалуй, не приняли бы.

Михаил Врубель. Wikimedia Commons На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи.

В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену.

Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетелись по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось.

Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой строгой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля. Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын художника.

Врубель впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации. Последние четыре года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погружённый в мир своих галлюцинаций.

Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию».

Письмо с приглашением посетить мать городов русских Врубелю выслал Адриан Прахов — профессор, историк искусства, археолог и художественный критик. Уже через полгода Врубель без памяти влюбился в супругу своего покровителя — Эмилию Прахову, пианистку и ученицу Ференца Листа. Вскоре демоническая привязанность Михаила к Эмилии начала раздражать обоих мужчин. Выходом стала командировка Врубеля в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Вернувшись в Киев, Врубель, по слухам, незамедлительно сделал Эмилии предложение — несмотря на ее положение матери семейства.

Причем, по одной из версий, художник объявил о своем намерении жениться даже не самой Эмилии Львовне, а Адриану Викторовичу.

В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве. Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен. Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих — увы, в трагическом контексте. Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли Судьба художника На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное. Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой К сожалению, эта активность переросла в болезненное возбуждение.

Через некоторое время живописец уже считал себя то Христом, то русским царём, то Пушкиным. Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем. Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства. В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение. Однако постепенно общество стало менять своё отношение к работам Врубеля.

«Поверженный демон» Михаила Врубеля

Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича.
Михаил Врубель. Демоны и пророки - Православный журнал «Фома» В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место.
Михаил Александрович Врубель. Заметки врача В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке Мир искусства.

«Поверженный демон» Михаила Врубеля

Осенью 1880 года он поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств, в мастерскую к выдающемуся педагогу П. Постепенно новая жизнь полностью поглотила Врубеля. Он играючи овладел тайнами академического рисунка: любые компоновки, группировки, ракурсы, линии и фигуры не представляли для него труда. Его рисунки по виртуозности исполнения сравнивали с рисунками автора «Явления Христа народу» А. Иванова — эталонного академического живописца. В 1883 году Врубель получил серебряную медаль академии за картину с библейским сюжетом «Обручение Марии с Иосифом», но прервал обучение, получив выгодное предложение на роспись иконостаса Кирилловской церкви, одной из древнейших в Киеве. Работа никому пока не известного художника должна была соседствовать с фресками XII века, вознаграждение выглядело привлекательно, и Врубель незамедлительно согласился. Творчество Михаила Врубеля Творчество Врубеля можно разделить на три этапа: киевский 1883—1890 гг.

Для каждого из них характерна внезапность смены. В Киеве Врубель оказался по приглашению профессора А. Прахова, когда для реставрации Кирилловской церкви потребовался молодой художник с академической выучкой — умеющий хорошо рисовать, но не требующий больших гонораров. Искусство реставрации находилась тогда в зачаточном состоянии, и многое приходилось делать впервые. Знакомство с древнерусской религиозной живописью стало счастливым открытием для Врубеля. Византийская эстетика позволила художнику переосмыслить собственное творчество. В его фигурах появилась благородная экспрессия, в лицах — духовное горение.

У Врубеля пробудился вкус к большому стилю, к монументальному искусству. В то же время Врубель скрупулёзно изучал работы ранних венецианских художников, взяв от них в свою палитру глубокие синие и лиловые тона. Помимо росписи Кирилловской церкви, Врубель участвовал в отделке интерьера нового Владимирского собора, создавал композиционные портреты — например, «Девочку на фоне персидского ковра», и великолепные акварели вроде «Восточной сказки» обе работы датируются 1886 годом. В 1889 году Врубель приехал в Москву навестить знакомых, и неожиданно для себя остался в этом городе на полтора десятка лет. Он воспользовался дружеским расположением художника К. Коровина, предоставившего ему свою мастерскую, и финансовым покровительством промышленника С. Мамонтова, чьи заказы поддерживали его существование.

Знакомство с древнерусской религиозной живописью стало счастливым открытием для Врубеля. Византийская эстетика позволила художнику переосмыслить собственное творчество. В его фигурах появилась благородная экспрессия, в лицах — духовное горение. У Врубеля пробудился вкус к большому стилю, к монументальному искусству.

В то же время Врубель скрупулёзно изучал работы ранних венецианских художников, взяв от них в свою палитру глубокие синие и лиловые тона. Помимо росписи Кирилловской церкви, Врубель участвовал в отделке интерьера нового Владимирского собора, создавал композиционные портреты — например, «Девочку на фоне персидского ковра», и великолепные акварели вроде «Восточной сказки» обе работы датируются 1886 годом. В 1889 году Врубель приехал в Москву навестить знакомых, и неожиданно для себя остался в этом городе на полтора десятка лет. Он воспользовался дружеским расположением художника К.

Коровина, предоставившего ему свою мастерскую, и финансовым покровительством промышленника С. Мамонтова, чьи заказы поддерживали его существование. Помимо прочих работ на заказ, здесь Врубель работал над «Демоном», замысел которого возник у художника ещё в Киеве. Важным фактом московского периода биографии Врубеля стало его участие в абрамцевском художественном кружке.

В разные годы в нём состояли такие звезды русской живописи как В. Серов, И. Репин, М. Нестеров и др.

В 1890-е гг. Из всей прежней необъятности интересов он сосредоточился на двух темах — Демоне и русском сказочном фольклоре. Размышления о демонической личности издавна волновали воображение художника, что в итоге вылилось в несколько живописных воплощений Демона, существа с жаждой неограниченной свободы и с разъедающим скепсисом одновременно. В русской литературе ему соответствуют типажи Печорина, Дон Жуана, Ставрогина.

В этот же период под влиянием музыки Н. Римского-Корсакова Врубель создал группу поэтических картин, скульптур и панно с изображением былинных и сказочных персонажей — богатырей, Садко, царя Берендея и Царевны-Лебедь.

Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. Демон поверженный и демон сидящий.

Демон летящий, 1899 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Шестикрылый серафим, 1904 г.

Врубелю подарили небольшую плоскую ракушку под пепельницу она или ее копия представлена в музее в одном зале с рисунками серии. В этой причуде природы художник увидел прародину всего мира — и стал увлеченно рисовать ее, пытаясь добиться совершенства не только в копировании любопытного объекта, но и в полноте раскрытия ее сакрального смысла. С этой целью он выстилал стол, на котором лежала раковина, листами бумаги разной конфигурации, вкладывал в пепельницу перламутровые фрагменты и имитации жемчужин, передавая зарождение жемчужины из случайной песчинки, и нарисовал несколько десятков ракушек. Видимо, потому выражение его лица на автопортрете столь пытливо. Мастерство и профессионализм портретиста не покидали Врубеля даже в периоды обострений. Раздел экспозиции "Безумие как инакомыслие" состоит из "черных" и "белых" комнаток, чередующихся, точно бусинки на нитке. Они символизируют моменты болезни и просветлений. По стенам развешаны работы, написанные Врубелем в скорбном и относительно благополучном состоянии духа — не рисовать он не мог. Портреты врачей и других пациентов, выполненные в помрачении рассудка, напоминают детские каляки-маляки — зато как точно схвачены выражения их лиц, фигур и, так и хочется сказать, душ!.. Карандашные изображения докторов, лечивших Врубеля более или менее успешно, выглядят традиционно, а их герои привлекательны — но в этих набросках художник уже не заглядывает за грань физического облика человека. Недаром в наши дни эти чудом сохранившиеся изобразительные "дневники" психотерапии Врубеля специалисты воспринимают как проявление художественного инакомыслия, знак "чистой, не контролируемой разумом созидательной силы". Два портрета из раздела "Безумие как инакомыслие". Особняком стоит в творчестве Врубеля изображение всевозможных ирреальных существ — персонажей фольклора, мифологии или литературы. Разумеется, это больше, чем портреты — это своего рода сотворение мира и придание его насельникам формы с убедительными анатомическими подробностями и имен. Таков один из шедевров Врубеля — "Пан". Но фактически художнику удался "портрет" самого настоящего Пана — древнегреческого бога дикой природы, пастушества и скотоводства. Французский поэт-символист Эмиль Верхарн, увидев "Пана", был впечатлен до крайности и записал: "…это настоящая эманация вод, лесов и полей. Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции". С "Паном", на мой взгляд, перекликается "Богатырь" — олицетворение веселого и не очень доброго боевого русского духа. Добрый и всетерпеливый русский дух в былинах и в творчестве Врубеля другой — богатырь-пахарь Микула Селянинович. Встречу богатырей Вольги и Микулы Михаил Александрович отразил, в том числе, в изразцовых панно для великолепного декоративного камина. Искусствоведы считают, что к сотворению мифологических персонажей Врубель подошел, набравшись опыта работы с театральными декорациями и костюмами. Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М. Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так. Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы. Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца. Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял. Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира. Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет. Нет, Врубель вышел далеко за рамки прикладного сопровождения текста. Есть мнение, что он в своих рисунках воплощал особенности поэтики Лермонтова — и "закадровый" смысл поэмы. Для него он явно сводился к возможности существования свободного духа в человеческом мире.

Родом из детства

  • Обратите внимание:
  • 10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
  • Последние годы жизни Михаила Врубеля »
  • Врубель Михаил

Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля

Последние годы жизни Михаила Врубеля » русский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства.
Демон сидящий - картина из серии Михаила Врубеля Демон поверженный, часть 2, 1901.
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника.
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице «Поверженный демон» Михаила Врубеля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий