Ноты для фортепиано: С.В. Рахманинова:Сонаты, Музыкальные моменты, Этюды-картины, Прелюдии, Концерты для ф-но с орк., Сюиты для двух фортепиано № 1, № 2 и др. Сергей Рахманинов Концерт для фортепиано №2 op 18 i moderato ноты Ноты Нотомания С Вокализ скрипка и фортепьяно Скачать violib НОТЫ с оркестром до минор сирень скрипки СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ c moll how to learn.
Рахманинов Сергей - Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор I часть - ноты
На этой записи Марта Аргерих играет вторую: слушайте ее в 10. Сравните интерпретации. Ссылка ведет к каденции, но запись стоит послушать целиком. Ссылка ведет прямо к каденции, чтобы вы оценили разницу. Запись, однако, достойна того, чтобы послушать ее целиком. Аудио-пример на Ютубе Завершим разговор о Третьем фортепианном концерте прослушиванием второй части и финала.
Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» 2016 , «Женщина и Мужчина» 2010 , «Частная жизнь» 1982 , «Поэма о крыльях» 1979 , «Весна на Заречной улице» 1956 , «Ветка сирени» 2007 , «Бинго-Бонго» 1982 , «Короткая встреча» 1974 , «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» 1963 и др. Как вспоминают современники, известный композитор С. Танеев , когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций. По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме.
Причиной творческого кризиса затишья у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека. Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт.
После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией. Содержание Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины.
Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая.
Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии — очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением — мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками. Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой. Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств.
Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии побочной партии. Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека. Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора.
За все время после окончания симфонии и до 1900 года им было написано более двадцати произведений — 12 романсов, 6 хоров, 6 музыкальных моментов, хор «Пантелей-целитель».
К этому следует добавить замыслы двух опер на сюжеты Шекспира. Не забудем, что именно в эти годы Рахманинов высоко проявил себя как оперный дирижер в Частной опере Мамонтова — под его управлением были поставлены 7 опер. И еще: в апреле 1898 года Рахманинов блистательно выступил в Англии — дирижировал исполнением своей фантазии «Утес» и исполнил несколько фортепианных пьес. На предложение включить в программу следующих гастролей первый концерт для фортепиано, Рахманинов предложил свой второй концерт, над которым он уже начал работать. Именно поэтому на вопрос доктора Даля, каковы должны быть результаты лечения, родственники Рахманинова отвечали — закончить Второй концерт. Что представляли собой лечебные сеансы?
Концерт № 2 до минор
Concerto pour piano no 2 Opus 18. Sergueï Rachmaninov. Ноты. Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано Рахманинов Ноты 2 концерт. Тегирахманинов в современной музыке, второй фортепианный концерт рахманинова ноты, второй концерт рахманинова история создания, вокализ рахманинова труба ноты, мегадез симфония разрушения. Сергей Рахманинов Концерт для фортепиано №2 op 18 i moderato ноты Ноты Нотомания С Вокализ скрипка и фортепьяно Скачать violib НОТЫ с оркестром до минор сирень скрипки СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ c moll how to learn.
RCW IV/12.1: Второй концерт (партитура)
Обретя популярность, рахманиновский концерт вошел в репертуар большинства именитых пианистов, среди которых Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Ван Клиберн, Артур Рубинштейн и многие другие. У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» 2016 , «Женщина и Мужчина» 2010 , «Частная жизнь» 1982 , «Поэма о крыльях» 1979 , «Весна на Заречной улице» 1956 , «Ветка сирени» 2007 , «Бинго-Бонго» 1982 , «Короткая встреча» 1974 , «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» 1963 и др. Как вспоминают современники, известный композитор С. Танеев , когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций. По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме. Причиной творческого кризиса затишья у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека. Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н.
Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.
Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему.
Второй концерт стал началом нового периода в творчестве композитора. Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части вторая и третья исполняются без перерыва : Moderato — первая часть открывается типичным для Рахманинова колоколообразным вступлением у фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа контроктавы, в нарастающей динамике. Подхватив заданный этими аккордами железный рахманиновский ритм, на фоне широких рокочущих пассажей солирующего инструмента вступает в оркестре знаменитая главная тема, носящая характер медленного марша, шествия, но смягчённая контрастным звучанием у струнных и кларнетов. Певучая побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом.
Adagio sostenuto — музыка редкой красоты, жемчужина русской лирики.
В структуре Второго фортепианного концерта Рахманиновым найден своеобразный синтез формы классического трехчастного цикла и романтически-поэмного принципа непрерывного развития, базирующегося на единстве основных интонационно-тематических элементов. Внешне эта связность и непрерывность развития подчеркнута наличием модулирующих построений в начале второй и третьей частей, подготавливающих наступление новой тональности. Так же плавно и постепенно подготавливаются переходы от одного тематического раздела к другому внутри отдельных частей. Тематические связи между частями достигаются не посредством вариационного преобразования одной темы, главенствующей на протяжении всего произведения и сохраняющей при всех своих видоизменениях постоянство основного рисунка, а путем тонко разработанной и гораздо труднее уловимой на первый взгляд системы интонационных перекличек и соответствий, благодаря которым иногда оказываются близкими и родственными тематические построения, не имеющие между собой прямого сходства и подобия.
Объединяющим моментом может быть какой-нибудь подчеркнуто экспрессивный мотив, интонация или характерный интервал, входящий в состав различных по своему строению тем. Той же цели способствуют и тембровые переклички, фактурное сходство отдаленных по времени эпизодов, наконец, полифоническое объединение первоначально противопоставленных друг другу тематических элементов. Все это служит выражением синтетичности рахманиновского мышления, особенно ярко проявившейся именно в данном произведении, свойственного композитору стремления не столько дифференцировать контрастные образные сферы, сколько сближать их между собой и находить общее в отдельном и различествующем Можно провести в этом отношении известную параллель между творчеством Рахманинова и русских художников-пейзажистов конца XIX века, стремившихся к подобной же обобщенности письма и подчинению всех деталей основному господствующему тону. Левитан говорил: «Мы еще не вполне владеем умением связывать, обобщать в пейзаже землю, воду и небо; все отдельно, а вместе, в целом это не звучит». Поиски целостного, совокупного «звучания» всех элементов природы вызывались преобладанием лирического начала, чувства и настроения над собственно изобразительными задачами.
Первая часть концерта, Moderato, отличающаяся наибольшим богатством и разнообразием образного содержания, является основополагающей в цикле. Она содержит в себе истоки всего дальнейшего музыкального развития. Сохраняя в этой части стройную форму классического сонатного allegro, Рахманинов очень индивидуально, новаторски трактует соотношение ее элементов. Именно поэтому она была вначале встречена некоторыми музыкантами сдержанно и даже неодобрительно По свидетельству Гольденвейзера, большинство музыкантов, присутствовавших при первом исполнении концерта у него на квартире, «по отношению к первой части концерта особых восторгов не проявило. Она показалась уступающей второй и третьей частям концерта».
Особенно упорной, длительной работы потребовала она и от композитора. Трудность и новизна поставленных им перед собой в этой части задач явились причиной того, что она была завершена позже двух последующих частей О длительных поисках композитором соответствующей формы воплощения своего замысла в первой части концерта свидетельствуют и сохранившиеся ее эскизы. В основе первой части концерта лежат две темы, обе широко распевные, проникнутые свободой мелодического дыхания, но различные по выразительной окраске. Первая тема носит более суровый, мужественный, динамически устремленный характер, вторая — лирически светлая и мечтательная. Внимание слушателя сразу приковывает краткое вступительное построение у фортепиано, основанное на мерной последовательности аккордов субдоминантовой функции с гулкими «колокольными» ударами басового звука.
Неуклонное нарастание звучности, приводящее от pianissimo к мощному fortissimo, создает эффект постепенного приближения образа. Завершается это построение повелительно звучащим четырехзвучным мотивом в двойном октавном удвоении, словно вызывающим к жизни скованные силы этот мотив будет играть значительную роль в дальнейшем развитии : Тема главной партии, которая звучит в оркестре на фоне бурлящих как морской прибой пассажей фортепиано, является одним из замечательнейших образцов гениального мелодического дара Рахманинова. Широко протяженная мелодия фортепиано с неуклонной последовательностью развертывается из простейшей секундовой интонации. С усилием отталкиваясь от тонического устоя, она «завоевывает» сначала нижнюю кварту, а затем верхнюю терцию, очерчивая, таким образом, звукоряд, типичный для многих русских народных песен. Замкнутый мелодический «амбитус» и мерная ритмическая поступь темы, подчеркиваемая тяжелыми ударами басов у фортепиано на сильных долях такта, придают ей сурово сдержанный, волевой характер.
И вместе с тем она звучит лирично благодаря своей напевности и мягкости тембрового колорита унисон кларнета, скрипок sul G и альта. Во втором предложении темы выделяется широкий мелодический ход на малую сексту вверх с — as , вносящий элемент напряженной патетики: Вслед за основным построением главной партии, изложенным в виде законченного шестнадцатитактового периода, идет большой раздел «продолжающего» характера, который превышает длительность первого более чем вдвое Краткость основного построения главной партии и широко развитые масштабы второго, переходного по значению построения, вероятно, были причиной возникавшего у Рахманинова опасения в том, что главная партия может быть воспринята при слушании как вступление. Опасение это, впрочем, не имело под собой достаточных оснований. Первая тема концерта настолько рельефна, индивидуальна по характеру, что ее значение как главного, ведущего музыкального образа трудно не ощутить с самого начала. Здесь сохраняется тот же тип фактуры, ритмическое движение, соотношение партии фортепиано и оркестра, но выразительная окраска музыки меняется.
На основе свободного сочетания и переосмысления отдельных интонационных элементов темы композитор создает новую, более светлую по выражению фразу, которую он развивает секвенционно, постепенно нарастающими волнами. В целом линия мелодического развития описывает широкую дугу с кульминацией на двойной доминанте, смягчается и просветляется гармоническое звучание, подготавливая сферу побочной партии. В конце этого построения фортепиано перехватывает у струнных ведущую мелодическую роль и создает восьмитактовое «послесловие» к главной партии партитура, цифра 3. Связующая партия un росо piu mosso основана на легких, воздушных пассажах, в которых словно растворяются и исчезают ясные мелодические очертания первой темы. Это ровное спокойное движение неожиданно прерывается энергичной аккордовой фразой, основанной на упорном, ритмически видоизмененном повторении начального секундного мотива главной партии: Это один из тех «сдерживающих окриков» управляющего музыкальным развитием сурового и властного рахманиновского ритма, о которых писал Асафьев.
Приведенная фраза ясно и отчетливо «засекает» границу между двумя основными тематическими разделами экспозиции. Вторая тема, в которой сконцентрированы и обобщены наиболее типические черты светлой, поэтической рахманиновской лирики, по-своему не менее примечательна, чем первая. Легко и стремительно взлетая на октаву, мелодия в первых двух тактах охватывает весь свой диапазон и в дальнейшем плавно парит в очерченном пространстве, чередуя медленное, уступчато нисходящее движение с небольшими, короткими подъемами: Если в главной партии ведущая мелодическая роль принадлежала оркестру, то здесь вначале звучит фортепиано solo, без всякого сопровождения, в дальнейшем же оркестр создает мягкую гармоническую поддержку или ведет выразительный «диалог» с солирующим инструментом, имитируя отдельные его фразы. По форме побочная партия представляет законченное построение из двух периодов. В первом периоде второе предложение модулирует в g-moll, после чего дано еще десятитактовое дополнение, в котором вычленяется выразительная амфибрахическая интонация из второго такта темы.
Построенный на ней ряд хроматических секвенций приводит к лирической кульминации в тональности E-dur Это краткое отклонение служит предвестником тональности второй части. На протяжении первой части E-dur появляется только однажды. Второе построение побочной партии, в котором изложение темы динамизировано и более насыщенно по звучанию, устойчиво утверждает ее основную тональную сферу. Заканчивает экспозицию Рахманинов не обычным в концертах блестящим и бравурным заключением, а легкими, «рассыпающимися» по клавиатуре пассажами фортепиано с постепенно угасающей в низком регистре звучностью. На этом прозрачном фоне в оркестре слышатся мягкие, словно приглушенные отзвуки начальной интонации главной партии, а затем грозно звучит у меди при паузировании фортепиано и остальных инструментов оркестра краткая, резко ритмически очерченная фраза, в которой нетрудно найти сходство с отмеченным выше «императивным» мотивом вступления В несколько расширенном и измененном виде эта же фраза глухо звучит в последних двух тактах экспозиции у струнных басов pizzicato.
Она вызывает новую волну встревоженных пассажей у фортепиано, сопровождаемую острыми, отрывистыми аккордами деревянных духовых инструментов со «стучащим» ритмом, напоминающим приведенное построение связующей партии. Таким образом, Рахманинов очень тонко синтезирует в заключительной партии различные тематические элементы и одновременно подготавливает наступление разработки. Необычайно сконцентрированная, целеустремленная разработка своей сжатостью и динамизмом ярко контрастирует с широко, «раскидисто» изложенной экспозицией По количеству тактов разработка почти вдвое короче экспозиции 84 : 156 , но если учесть разницу темпов, то ее относительная длительность будет еще меньшей. Композитор как бы стягивает здесь основной тематический материал в один тугой узел, сближая разные мотивы, контрапунктически объединяя их между собой и придавая им иной, переосмысленный характер. Линии длительного, непрерывного динамического нарастания соответствует постепенное ускорение темпа.
Общая структура разработки обладает исключительной ясностью. Она четко распадается на три раздела, которым предшествует вступительное шестнадцатитактовое построение. Но через всю разработку проходит прямая, как стрела, линия последовательных тематических преобразований и растущего динамического напряжения. Уже во вступительном построении разработки Moto precedente — темп заключительной партии, несколько ускоренный по сравнению с предыдущими разделами экспозиции проявляется отмеченная тенденция к объединению и синтезу тематического материала. В последнем, кульминационном разделе разработки начиная от pocco a pocco accelerando на первый план выдвигается тема побочной партии, которая звучит со все нарастающей силой в оркестре, у фортепиано же возникает новая, активно устремленная маршеобразная тема, возникающая из сплава и ритмического переосмысления элементов главной партии и производных от нее построений: Короткая восьмитактовая связка приводит к чрезвычайно ярко динамизированной репризе главной партии Maestoso.
Перед началом разработки есть пара фрагментов, в которых прямо угадывается будущая музыка великих голливудских киностудий — постарайтесь их найти! Разработка 06. Рахманинов написал две каденции на выбор солиста: абсолютно титаническую аккордовую и страшноватую, с атмосферой «дома с привидениями» — пассажную. На этой записи Марта Аргерих играет вторую: слушайте ее в 10. Сравните интерпретации. Ссылка ведет к каденции, но запись стоит послушать целиком.
Концерт № 2 до минор
т для фортепиано с оркестром №. Рахманинов второй концерт Ноты. 2-й фортепианный концерт Рахманинова занимает уникальное место в его творчестве, став одним из его наиболее любимых и известных произведений. Концерт для фортепиано Рахманинов Ноты 2 концерт. Главная» Новости» 2 концерт рахманинова для фортепиано ноты. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op.
Сергей Васильевич Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром до-минор (С-moll), op. 18.
Второй концерт Рахманинова Ноты. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. Ноты для фортепиано: С.В. Рахманинова:Сонаты, Музыкальные моменты, Этюды-картины, Прелюдии, Концерты для ф-но с орк., Сюиты для двух фортепиано № 1, № 2 и др. Вы можете скачать ноты для концертов С.В. Рахманинова для клавиров, оркестровых партитур, а также переложения второго концерта для фортепиано соло и облегчённого переложения на фортепиано 1 части третьего концерта. 2-й фортепианный концерт Рахманинова занимает уникальное место в его творчестве, став одним из его наиболее любимых и известных произведений. Рахманинов - Второй концерт.
Сергей Васильевич Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром до-минор (С-moll), op. 18.
Концерт Рахманинова для фортепиано. Rachmaninoff Piano Concerto 2. Рахманинов второй концерт Ноты. русский композитор, пианист, дирижёр. Концерт для фортепиано Рахманинов Ноты 2 концерт. В структуре Второго фортепианного концерта Рахманиновым найден своеобразный синтез формы классического трехчастного цикла и романтически-поэмного принципа непрерывного развития, базирующегося на единстве основных интонационно-тематических элементов. Rachmaninoff Piano Concerto No. 2 Tutorial.
Рахманинов Сергей - Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор I часть - ноты
Речь идёт о Первой симфонии ре минор. Неудачная премьера 15 марта 1897 года в Петербурге стала отправной точкой якобы затяжного творческого бессилия. На самом деле, Первая симфония не так уж и плоха, про неё стоит написать отдельную статью. Дело в том, что язык симфонии был настолько необычен для того времени, что вызвал недоумение у публики. Цезарь Кюи писал: Если бы в аду существовала консерватория, Рахманинов, безусловно, получил бы первую премию за свою симфонию, настолько дьявольскими диссонансами он угостил нас. Конфуз с симфонией как бы ударил по рахманиновскому самолюбию. Он отнюдь не прекратил сочинять, нет. Он не решался на крупную форму в течение трёх лет. Помог случай.
Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия Николай Метнер [1]. Певучая побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом. Adagio sostenuto — музыка редкой красоты, жемчужина русской лирики. Она воплощает бесконечно длящееся состояние покоя, полного растворения в природе, «…подслушанное чуткой душой музыканта» Б.
Аудио-пример на Ютубе Завершим разговор о Третьем фортепианном концерте прослушиванием второй части и финала. Однако вступление солиста путает карты. Ощутите этот прорыв материи, болезненный порог, который мы преодолеваем прежде, чем очутиться в райском, но очень далеком мажоре. Горовиц — один из лучших исполнителей концерта в истории. Именно из-за его исполнений Третий сравнялся по популярности со Вторым концертом. Однако тут куда больше эмоциональная амплитуда: вспышки эйфории сменяются темной, вязкой меланхолией и колючими токкатными эпизодами.
Кармен почему-то посчитал, что концерт уже стал общественным достоянием, но получил немного проблем с авторскими правами после выхода песни от наследников композитора. Имя Рахманинова теперь обязательно указывается в числе авторов песни. Баллада занимала высокие места в хит-парадах, а в качестве саундтрека звучала в ряде фильмов. Ну и на закуску. Композиция "Space Dementia" британской рок-группы "Muse". Музыковед Анатолий Цукер отмечает: Группа соединяет в своей стилистике эмоциональную взвинченность, жёсткие, агрессивные звучания тяжелого металла с островками лирики, представляющими коллажирование цитатное или в виде стилевых аллюзий классико-романтической музыки. Лидер группы Мэтт Беллами — вокалист, клавишник, гитарист, автор большинства альбомов данного коллектива — питает особое пристрастие к творчеству Рахманинова, не без влияния которого он включает в свои композиции рядом с типично роковыми гитарными рифами не свойственное року солирующее фортепиано. Рахманиновские темы Беллами цитирует с долей импровизации, словно по памяти, вплетая в свои композиции как знак стабильности и отдохновения на фоне гипертрофированной экзальтации, всеобщего тотального разрушения "Мы уничтожим этот мир". Именно в этом качестве в Space Dementia на гребне динамического нагнетания возникает тема из первой части Второго концерта.
RCW IV/12.1: Второй концерт (партитура)
Режим работы интернет-магазина: Выходные дни: 23, 24, 25 февраля 2024 года Все поступившие за время выходных заказы через сайт, будут обработаны и доступны для самовывоза, доставок с 26 февраля 2024 года! Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Созданный в 1909 году Концерт No3 поражает величественным размахом и монументальностью партии солиста. Тема в начале концерта пронизана духом старинных песнопений. Асафьев отмечал, что с Третьего концерта начинается окончательное формирование "титанического стиля рахманиновской фортепианности", преодолевая черты "наивной романтической фактуры", характерные для ранних произведений композитора. Несмотря на то, что Концерт No4 Рахманинова был подвергнут двум корректировкам, его исполнение редко звучит по сравнению с предыдущими концертами. Но при искусном исполнении слушатели несомненно откроют для себя множество прекрасной музыки в этом первом зарубежном произведении композитора. Они услышат яркую и романтическую тему в первой части, богатство разных эмоциональных оттенков в Largo, энергию быстрого финала и "острые" звуковые эффекты.
Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой. Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии побочной партии. Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека. Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора. Так, важными «этюдами» к главной партии этой части явились финал Первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» и хоровой концерт. Стоит учесть, что во время создания концерта в искусстве преобладает тема роста человеческой личности. Известное чеховское высказывание «Человек — это звучит гордо» теперь становится практически лейттемой во многих музыкальных произведениях. Представлена она и в сочинении Рахманинова, правда с некой лирической непосредственностью. К тому же на первый план здесь все же выходит именно образ Родины, но в восприятии личности, рождающий острые тревоги и побеждающие их надежды.
Причиной творческого кризиса затишья у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека. Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией. Содержание Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко — тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии.