Какого числа празднуется Пасха в 2024 году, как ее правильно отмечать, что в этот день нельзя делать и на какие народные приметы стоит обратить внимание, читайте в материале «Царьграда». В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Православная Пасха в России остаётся главным праздником для всех верующих. Расскажите ребёнку его историю, поиграйте в особые пасхальные игры, создайте необычные поделки и подарите детям подходящие случаю подарки.
Пасха 2024: Почему у католиков 31 марта, а у православных 5 мая
Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Свои главные праздники – Пасху и Рождество – христиане позаимствовали из других более древних религий. Он будет вкушать пасху на день раньше[6], и завершит праздник ночной молитвой в безлюдном Гефсиманском саду. Празднование христианской Пасхи занимает семь дней, или восемь, если включать Фомин понедельник. Празднование Пасхи. Пасхальное богослужение. Празднование Пасхи. Пасхальное богослужение.
Светлая Пасха: история и традиции древнейшего христианского праздника
Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Здесь возникает вопрос, кто всех этих бедняков туда пускал со всеми их непонятными дарами? Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе! Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яйца символизировала кровь Христа и одновременно подтверждала Его Воскресение. Поэтому по существующему преданию именно яйцо стало символом и одним из доказательств Воскресения Сына Божьего. Возможно все, согласно преданию, и произошло в действительности, и если это было, то очень хорошо и никто не против. Но, честно говоря, история эта напоминает достаточно неудачную, в плане фантазии ее авторов, попытку искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства. Заимствованный у евреев праздник Пасхи пришёлся согласно лунному календарю на то время, когда славяне праздновали свои "языческие" праздники.
Одним из многочисленных ритуалов так сказать «язычества», являлось приношение богам яиц. Приносились не только яйца, но и другие съедобные продукты. Яйцо с одной стороны являлось минимальным даром богам, а с другой исполняло символическую функцию. С древности яйцо в народе являлось символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, перехода из небытия в бытие. Было принято дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных, разрисованных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. Уже позднее, христиане, столкнувшись с этим «языческим» ритуалом, придумали эту достаточно неправдоподобную историю о яйце, которое Мария преподнесла императору. Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху, по свидетельствам ученых, встречаются в христианской рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св.
Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братии, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе! Обычай красить и разрисовывать яйца существовал на земле с ведических времен. Одним из наиболее распространенных элементов росписи являлось изображение солнца в виде 4-рех, 6-ти, 8-ми лопастных крестиков, звездочек. Загнутые края крестиков символизировали солнце в движении солнцеворот. На писанках, рушниках, коврах одним из наиболее распространенных орнаментальных элементов всегда было "Древо Жизни". Его культ также теряется в глубине веков. В росписях наши предки использовали закон развития дерева: на кончиках главных веточек - три почки как символ триединого естества рода человеческого — отец-мать-дитя.
В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху, как освобождение от египетского плена. Жертва Христа Но на этом история происхождения и возникновения праздника Пасхи не оканчивается. Ведь спустя много веков после описанного выше события на израильской земле родился Иисус Христос спаситель мира от рабства ада над душами людскими. По свидетельству Евангелия Христос был рождён от девы Марии и жил в дому плотника Иосифа. Когда ему исполнилось 30 лет, он вышел на проповедь, уча людей заповедям Божьим. Спустя 3 года он был распят на кресте, на горе Голгофе. Произошло это после праздника еврейской Пасхи в пятницу.
А в четверг была тайная вечеря, где Христос установил таинство евхаристии, представив хлеб и вино, как свои тело и кровь. Как и ягнёнок в Ветхом завете, Христос был заклан за грехи мира, а его кости также не были сломлены. История праздника Пасхи от раннего христианства до средних веков Согласно свидетельствам всё той же Библии, после смерти, воскресения и вознесения Христа на небо история празднования Пасхи развивалась так: после пятидесятницы Пасху праздновали каждое воскресение, собираясь за трапезой и совершая евхаристию.
В церквях ежедневно звонят во все колокола, а после богослужения совершают крестные ходы.
Восемь дней празднования Воскресения Христова считаются как бы одним днём, принадлежащим вечности. Второе название недели после Пасхи — Звонильная неделя. По церковным правилам семь дней после Воскресения Христова все желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола. Главные символы Пасхи Крашеное пасхальное яйцо — это символ новой жизни.
Скорлупа яйца символизирует гроб Господень, внутри которого — новая жизнь, которую человечеству подарил Иисус Христос. Кулич — символ того хлеба, который вместе преломляли Иисус Христос и его ученики. Творог и мёд означают обещанную верующим «землю, где течёт молоко и мёд». Надпись «ХВ», изображения крестов и копий, ветвей и крестов символизируют страдания и воскресение Христа.
Творожная пасха одновременно напоминает о жертве Сына Божьего и символизирует праздничное веселье. Что такое Благодатный огонь Ежегодно накануне Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения происходит чудо схождения Благодатного огня. В ответ на молитву иерусалимского православного патриарха на мраморной плите гроба Господня появляется огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Этим прохладным огнём патриарх зажигает свечи и лампады и выносит их в храм.
Вначале Благодатный огонь не обжигает — верующие даже «умываются» им. Церемония схождения Благодатного огня транслируется по телевидению. Святой огонь нисходит только в Великую Субботу — накануне православной Пасхи. Считается, что Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.
Однако официальные представители церкви регулярно подчёркивают: «В Священном Писании сказано, что о часе том не знает никто, даже ангелы». Скептики считают схождение Благодатного огня мистификацией Православной церкви. Есть предположение, что появление огня — ловкий продуманный фокус. Христианская церковь официально никак не объясняет происхождение огня.
Некоторые священники даже заявляют, что огонь является рукотворным, но становится священным в силу произнесённой над ним молитвы. Перед храмом зажигают большой костёр, а от его огня — Пасхал большую свечу , которую вносят в тёмный храм под гимн Exsultet. Этот гимн извещает верующих о воскрешении Христа. Сами верующие поочерёдно зажигают от Пасхала свои свечи.
Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению. Сошествие Христа в ад, храм Христа Спасителя, г. Москва Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием - смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестно жившими и умершими, ибо Христос предразорил державу власть смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.
Христос воскрес, победив смерть. Но и после Его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает уносить свои жертвы. Но она только переплавляет сосуды нашей души - тела для воссоздания в день воскресения в новом, духовно обновленном виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно согнить - в смерти, чтобы дать колос - новую жизнь. Наше тление в смерти есть путь к нетлению. Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем Рим. Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: "Никто же да убоится смерти, - восклицает святой Иоанн Златоуст - свободи бо нас Спасова смерть".
Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это - поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь. История праздника Пасха есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Вероятно, круг праздников Древней Церкви до I века исчерпывался Воскресным днем. Едва ли в словах ап. Павла : «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос; тем же да празднуем не в квасе ветсe» 1 Кор.
Скорее такое указание можно видеть в той тщательности, с которой св. Иоанн Богослов отмечает совпадение смерти Христовой с еврейской пасхой Ин.
Пасхальный стол
- Исторический контекст Пасхи
- С праздником вас!
- «Пасха». Документальный фильм
- Путь из ада: история празднования Пасхи - Православный журнал «Фома»
- Пасха - история праздника
Почему православные и католики празднуют в разные дни Пасху
- Православный праздник Пасха: история и традиции — Щи.ру
- Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами
- Смотрите также
- Суть Пасхи: история праздника
- История и суть Пасхи
- Пасха 16 апреля 2023: история и традиции праздника
Празднование Пасхи в 2024 году: суть праздника, история возникновения и значение для православных
Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024? - Россия || Интерфакс Россия | По одной теории, название праздника происходит от еврейского слова «песах», то есть еврейской Пасхи, которая посвящена истории избавления Израиля от египетского рабства. |
Пасха: история, богослужение, традиции | Пасха в 2021 году: когда отмечается, даты празднования православной пасхи в 2021 году. |
Пасхальные традиции на Руси и в современной России | По одной теории, название праздника происходит от еврейского слова «песах», то есть еврейской Пасхи, которая посвящена истории избавления Израиля от египетского рабства. |
История Пасхи | После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. |
ПАСХА — древний славянский праздник — Пантелеймоновка | Христианский праздник Пасхи — это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. |
Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника
Когда огонь сходит, в Кувуклии зажигается лампада с маслом, установленная на ложе Гроба Господня, а также 33 свечи — по одной на каждый год жизни Христа. После этого священнослужители выходят из часовни со свечами. От них зажигают свечи стоящие рядом представители церкви и верующие, затем огонь передают дальше. После службы лампады с Благодатным огнем спецрейсами доставляют в другие страны. Например, перевозкой огня в Россию занимается Фонд Андрея Первозванного. Воскресная служба и крестный ход В 12 часов ночи в храмах начинается пасхальная утренняя служба. Священнослужители и прихожане зажигают свечи, позже у алтаря начинается пение.
Затем вокруг храма совершается крестный ход, он символизирует шествие Церкви навстречу своему Спасителю. За этим следует Божественная литургия и освящение артоса — специального хлеба, на котором изображен Крест, или Воскресение Христово. Артос хранится в храме до следующей субботы, после чего его раздают верующим. Одно из них гласит, что Мария Магдалина принесла вареные яйца к месту захоронения Иисуса, а когда он явился к ней, яйца вдруг окрасились в красный цвет. Согласно другой, более распространенной версии, Магдалина пришла к императору Тиберию, чтобы рассказать ему о воскрешении Иисуса Христа и преподнести символический подарок — куриное яйцо. Тот не поверил — сказал, что это так же невероятно, как если бы яйцо вдруг стало красного цвета.
В этот момент оно и поменяло цвет. Как бы то ни было, обе легенды настаивают на том, что яйцо из обычного вдруг стало красным. Именно поэтому куриные яйца традиционно красят либо в красный, либо в темно-коричневый цвет и ассоциируют их со смертью и воскрешением. Еще один атрибут, связанный с Христом, — это кулич. По преданию, на одной из трапез с апостолами Иисус назвал хлеб телом своим, поэтому после его вознесения апостолы всегда оставляли место Христа пустым и ставили туда хлеб. Так хлеб стал прообразом артоса, а кулич, в свою очередь, его домашней вариацией.
Изначально по виду он ничем не отличался от обычного хлеба, но в XVII веке в Польше стали популярны небольшие куличи, украшенные глазурью, затем такой формат полюбился верующим и в других странах. И, наконец, творожная пасха. Распространено мнение, что необычная форма этого блюда символизирует собой Гроб Господень, однако иерей Виктор Никишов в беседе с журналом «Фома» раскрыл иную версию.
В возрасте 80 лет пророк предстал перед правителем Египта, но как ни старался вразумить фараона, израильтяне оставались в рабстве. В наказание Господь послал на Египет десять казней: наказание кровью, нашествие жаб, нашествие кровососущих насекомых, наказание песьими мухами, мор скота, язвы и нарывы, гром и огненный град, нашествие саранчи, тьма египетская и, наконец, смерть первенцев. Ни жабы, ни кровавые реки, ни огненный град не напугали фараона. Только смерть собственного ребенка заставила правителя отпустить евреев. Страшная кара коснулась не всех: израильтян Моисей предупредил, что двери домов необходимо пометить кровью однолетнего непорочного ягненка, а само животное запечь и съесть в кругу семьи. Еврейские дома, выполнившие приказ Моисея, смерть не тронула.
Когда израильтяне подошли к Красному морю, вода разверзлась и евреи прошли по дну. После этих событий появился праздник Песах, он же Пасха, что дословно переводится с иврита как «миновавший, прошедший мимо». Это прямая отсылка к проходу евреев мимо воды по дну Красного моря. Связь с христианской пасхой. Христианская Пасха неразрывно связана с жизнью, смертью и воскрешением сына божьего Иисуса. Христос родился в небольшой деревушке Назарет, близ Вифлеема. Когда ему исполнилось 30 лет, он принял крещение на реке Иордан от Иоанна Крестителя. Через три года Иисус собрал на пасхальном пиршестве 12 своих ближайших учеников, которым сказал, что вскоре один из них предаст его, тем самым предрек предательство Иуды.
Споры о способе расчета даты Пасхи продолжались веками. Второй «раскол» произошел в 1582 году, когда католическая церковь перешла на григорианский календарь предложенный в том же году папой Григорием XIII , а православная продолжила использовать юлианский календарь введен в 45 году до н. Как рассчитывают дату православные и католики? Как уже упоминалось, общее правило определения даты такое: Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия 20 марта. Но не все так просто. Под полнолунием и равноденствием в данном случае подразумеваются не астрономические явления, а даты, которые необходимо рассчитывать. Для определения дня Пасхи используются так называемые пасхалии — специальные методики расчета. Католики используют григорианскую, а православные придерживаются александрийской. Как и следовало ожидать, в первом случае используется григорианский календарь, во втором — юлианский в современной России его еще называют «старый стиль». Если не углубляться в детали, то достаточно сказать, что в настоящее время юлианский календарь «отстает» от григорианского на 13 дней.
Главные атрибуты праздника — кулич паска с белой глазурью сверху и яйцами — символ мужского члена в момент эякуляции. Эти атрибуты пришли из египетского культа Исиды. В мифах, часть которых дошла до нашего времени в известном пересказе Плутарха, египетская богиня Исида хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как того убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, кроме гениталий, которых она так и не нашла. Исида с помощью бога Анубиса сделала из останков первую мумию. Ту часть которой не хватало, мужское население отрезало себе и кидало на жертвенник. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня волшебным образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса. Позже, варварский обряд отрезания гениталий заменили на символичный: сделали кулич в виде фаллоса и куриные яйца, которые больше всего подходят по размеру. Красит яйца и стукаться ими пришло в христианство из нашего праздника Пасхет.
Пасха Христова: история и традиции праздника
Пасха – это самый главный праздник всего православного мира, отмечается в первое полнолуние, считая с дня весеннего равноденствия. Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! Интересно узнать историю возникновения праздника Пасхи? Тогда вам точно к нам! Данный пост от пользователя TankistSasha, расскажет вам подробную историю появления праздника Пасхи, какие традиции праздника, когда отмечается и многое другое.
Пасха - история праздника
Поэтому, чтобы знать, когда в этом году будет отмечаться Пасха, верующие смотрят православные календари. Чтобы соблюсти все традиции праздника Пасхи составляют пасхалии. Все знают, что последняя неделя, наступающая перед Пасхой, называется «Страстной», она посвящена тем страданиям, которые Иисус Христос претерпел за людской род. На нее приходятся самые строгие дни поста, во время которых, верующие питаются только хлебом и водой, не веселятся, не развлекаются, а лишь молятся о прощении их грехов. Вместе с отказом от радостей жизни и животной пищи, люди готовятся к величайшему церковному празднику. В Страстную неделю по традиции принято убирать дома, выбрасывать все лишнее, отдавать бедным вещи, которые вы уже не носите. В Чистый четверг обязательно проводится генеральная уборка, причем как физическая, так и духовная. В четверг христиане мылись на рассвете в ручье, чтобы смыть все грехи, накопленные за год. А пятницу выделяются под выпечку куличей и покраску пасхальных яиц.
Почему появилась традиция на Пасху печь куличи и красить яйца и что она означает? Главными пасхальными символами праздника являются крашеные яйца и куличи. По традиции их предварительно нужно освятить в церкви. Это не просто вкусные угощения, но и символы Светлого праздника, имеющие глубоко религиозный смысл, почерпнутый из Библии. По преданию, после того как Иисус Христос вознесся на небо, апостолы начали класть кусочек хлеба на стол, когда принимали пищу, он предназначался для Учителя, который воскрес. Пасхальный кулич — символ той святой пищи. В ряде регионов, помимо куличей делается творожная пасха в форме трапеции, как Гроб Господень, в которую добавляют изюм, орехи, цукаты. То касается покраски яиц, то по преданию красное крашеное куриное яйцо Мария Магдалина преподнесла императору, рассказав о том, что Христос чудесным образом воскрес.
Теперь, крашеное яйцо — символ того, что, в его оболочке, как и у Гроба Господня — каменной снаружи, внутри содержится живая душа Иисуса. Кроме того, на Руси красный цвет с давних времен был символом солнца и жизни. Христиане красят яйца в луковой шелухе, чтобы добиться насыщенного цвета. Конечно, в наши дни методов по покраске яиц прибавилось. Возвращаясь к пасхальным традициям, стоит сказать, что освященными накануне праздника куличами и яйцами обязательно нужно поделиться с нищими людьми, это благое и богоугодное дело, позволяющее даже малоимущим встретить по всем правилам Светлый праздник Воскресения Христова — конец Строгого поста. Местом встречи Праздника Воскресенья Христова является храм, куда прихожане стекаются на торжественную службу, во время которой батюшка проводит освящение принесенных ими куличей, пасок, яиц. Пасхальная служба стартует с вечера субботы и идет до утра, она называется «Всенощная». По традиции, на эту службу принято надевать светлую одежду, чтобы в праздничных нарядах услышать благую весть.
В полночь начинают звонить колокола, объявляя всем вокруг, что Христос Воскрес, в этот миг наступает праздник Пасхи, а верующие идут за церковными служащими с хоругвями на Крестный ход, во время которого храм обходится трижды, а затем все поздравляют друг друга. Это ритуал христосования, когда младший говорит старшему: «Христос Воскресе! Поутру, вернувшись домой, люди накрывают праздничный стол.
Стих 2: Как исчезает дым, так да исчезнут они! Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведные да возвеселятся! Стих 4: Вот — День, который сотворил Господь; возрадуемся же ныне и возвеселимся!
Нам понятно, почему Пасхальная Заутреня начинается ещё вне храма: так Церковь знаменут, что «мироносицы и апостолы получили первую весть о воскресении Христовом пред дверьми Его гроба» [12. Пение продолжается, и вскоре священник, символизируя ангела, отвалившего камень от дверей гроба, отворяет церковные врата, и мы вступаем, как в Царствие Небесное, в храм, огни которого невольно слепят глаза. Нас окружает облако благоуханного фимиама — «в знак обилия Божественной благодати, преподанной нам через воскресение Спасителя» [12. Блистают и переливаются огнями начищенные паникадила и лампады: ещё недавно тёмный храм наполнен ярким светом, потому что воссияло из гроба Солнце Вечной Жизни. Действительно, они спешат возвестить нам о наступлении Новой Пасхи, о Новом Исходе, о «приведении» нас Воскресшим Господом «от смерти — к жизни и от земли — к небу». Каждая песнь этого блестящего поэтического произведения начинается священником в алтаре, и каждый раз, во время попеременного пения её хорами, он кадит весь храм, держа в левой руке трисвещник и крест.
Крест, многократно предносимый во время каждения, символизирует явления Иисуса Христа ученикам, а благоухание фимиама означает ту неизъяснимую радость, которой сопровождалось каждое Его явление. По окончании Канона звучит Малая ектенья и поётся очень важный в догматическом аспекте экзапостиларий. Затем поются стихиры на хвалитех; названные так потому, что они предваряются псаломскими стихами «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних... Сегодня нам открылась Пасха Священная, Пасха новосвятая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха — Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха для верующих, Пасха, двери райские нам открывающая, Пасха, освящающая всех верных верующих. Идите после видения и скажите Сиону: «Прими от нас радостную и благую весть о Воскресении Христовом. Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, увидев Царя-Христа, выходящим из гроба, как Жениха!
Жёны мироносицы, ранним утром прибежавшие ко гробу Подателя жизни, нашли Ангела, сидящего на камне, и он обратился к ним с такими Словами: «Что вы ищете Живого между мёртвыми, что вы оплакиваете Нетленного, как бы предавшегося тлению. Возвратившись, возвестите ученикам Его! Пасха прекрасная красивая; слав. Радостно друг друга обнимем. О, Пасха! Избавление от скорби, ибо сегодня Христос сияющим вышел из гроба, как из брачного чертога, и жен [мироносиц] наполнил радостью словами: «Возвестите апостолам!
Воскресения день! Просветимся торжеством и друг друга обнимем. Скажем и ненавидящим нас: «Братья! Простим всё ради Воскресения и воскликнем так: Христос воскресе из мертвых... Сначала лобызаются между собой священнослужители, затем, выйдя из алтаря, они христосуются с народом; и вот уже все молящиеся, многие со слезами пасхальной радости, приветствуют друг друга этим троекратным целованием. Долго не смолкают в храме возгласы, сливающиеся с пением хора.
Этот распространённый среди православных и других христиан обычай приветствовать друг друга радостным возгласом Христос воскресе! Это продолжается до отдания Пасхи см. Приветствие выражает ту неизъяснимую радость, с какой обменивались восклицаниями апостолы, узнавшие о воскресении Христа Мф. По традиции, первую часть приветствия произносит младший по возрасту или в церковной иерархии , а отвечает ему старший. Поцелуй на Востоке и не только — обычный знак приветствия. Очевидно, что для христиан, живших в ином измерении, чем окружавшие их язычники, приветствие единоверца не имело лишь формальный характер, но соединялось с главным содержанием веры.
Известно, что преподобный Серафим Саровский обращался ко всем с пасхальным приветствием круглый год. В этом нет догматического противоречия: «Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть не имеет над Ним власти», — напоминает апостол Павел Рим. После христосования громко читается «Огласительное Слово на Святую Пасху» святого Иоанна Златоуста, поражающее своей блестяще выдержанной композиционной архитектоникой и тонкой симметрией риторических оборотов. Оно приглашает на радостный пир веры всех — «постившихся и не постившихся». Огласительное Слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста Кто благочестив и боголюбив — пусть насладится ныне этим святым и великолепным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего!
Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — пусть благодарит и веселится! Кто поспешил придти только после шестого часа — пусть не беспокоится, он ничего не лишится! Кто замедлил и до девятого часа — пусть и тот приступит без всякого опасения! Кто даже успел придти лишь к одиннадцатому часу — пусть и тот не страшится своего промедления!
Домовладыка благороден и щедр: принимает и последнего, как первого. Он даёт отдых пришедшему в одиннадцатый час так же, как и трудившемуся с первого часа. Он и последнего милует, и первому воздаёт должное: и тому даёт, и этому дарует. Он дела принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! Первые и последние — примите награду!
Богатые и бедные — ликуйте друг с другом! Трудившиеся и беспечные — равно почтите этот день! Постившиеся и не постившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна — насладитесь все! Телец велик и упитан — никто не уходи голодным! Все наслаждайтесь на пиршестве веры!
Все пользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность, потому что для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, ибо из гроба воссияло прощение! Никто не страшись смерти, ибо освободила нас от неё смерть Спасителя! Объятый смертью, Он истребил смерть. Сошедший во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвидя это, Исайя воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих»! Он огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлён! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Он взял тело, а принял в нём Бога; взял землю, а нашёл в ней небо.
Он взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Где твоё жало?! Где твоя победа?! Воскрес Христос — и пали демоны! Воскрес Христос — и радуются ангелы! Воскрес Христос — и торжествует жизнь!
Воскрес Христос — и никто не мёртв во гробе: ибо Христос, восстав из мёртвых, стал Первенцем из умерших 1Кор. Ему слава и держава во веки веков! После этого прославляется сам великий проповедник, чья Литургия начнётся через несколько минут: поётся тропарь святому Иоанну Златоусту: «Благодать уст твоих, воссияв, как свет огня, просветила Вселенную. Она не сокровища сребролюбия снискала миру, а показала нам высоту смиренномудрия твоего. Ты же, своими словами научая нас, отче Иоанне Златоусте, моли Слово — Христа Бога — о спасении душ наших». Затем следуют две ектеньи, главопреклонная молитва, заключительные возгласы и читается пасхальный отпуст: «Христос, воскресший из мёртвых, Своею смертью победивший смерть и находящимся в гробах даровавший жизнь, — истинный Бог наш; ради молитв Пречистой Своей Матери и всех святых помилует и спасёт нас как Благой и Человеколюбивый»!
Часы Святой Пасхи Часы, отделяющие пасхальную Заутреню от Литургии, проходят для многих незамеченными, потому что не читаются, как обычно [19] , а поются, и состоят не из псалмов составляющих их основу , а из избранных пасхальных песнопений, легко узнаваемых на слух. В приходской практике эти Часы иногда опускаются ради экономии времени. Равным образом и другие богослужения первого дня Пасхи и всей Светлой седмицы т. Вообще же чтение Псалтири, сборника ветхозаветных гимнов и молитв, носящих преимущественно покаянный и минорный характер, упраздняется на всю Светлую неделю потому, что «сень ветхозаветная не имеет уже места при лучезарном сиянии новозаветной благодати» [12. Божественная Литургия Пасхальная Литургия совершается по чину святого Иоанна Златоуста и начинается обыкновенно около часу пополуночи. Литургийное Апостольское чтение — из Книги Деяний Святых Апостолов 1:1-8 — повествует о явлении Спасителя ученикам по воскресении, о повелении не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного Духа Утешителя, сошествие Которого положит начало Царству Небесному на земле — Церкви Христовой.
Литургийное Евангельское чтение — Пролог Евангелия от Иоанна 1:1-17 — переносит нас в вечность, но одновременно удивляет своим содержанием, потому что ничего не говорит о воскресении Христовом [20]. Однако это несоответствие только кажущееся. На самом деле повествование возлюбленного ученика Господа — это высшее откровение об Истине, лежащей в основе всей Священной истории. Здесь мы находим первые догматические формулировки позднее развитого Церковью учения о Богочеловеке и Богочеловечестве. Мы слышим о воплощении предвечного Логоса Слова , Второго Лица Святой Троицы, ставшего Богочеловеком Иисусом Христом, о принятии Им реальной человеческой природы и о плодах этого спасительного вочеловечения. Этот возвышенный гимн в честь Воплощённого Слова Божия, написанный ритмической прозой, дважды стихи 6-8 и 15 прерывается обращением к свидетельству Иоанна Крестителя — последнего пророка Ветхого и первого пророка Нового Завета, высоко почитавшегося в народе многие хотели видеть в нём Мессию.
Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен.
В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху, как освобождение от египетского плена. Жертва Христа Но на этом история происхождения и возникновения праздника Пасхи не оканчивается.
Хотя в Новом Завете мы не находим никаких упоминаний о Пасхе, первые отцы церкви праздновали ее, а сегодня во многих церквях на Пасху проходят «рассветные службы» — очевидный отголосок древнего языческого культа солнца. Дата Пасхи не фиксирована и определяется фазами Луны — разве это не показатель ее языческих корней? Многие атрибуты Пасхи также имеют языческое происхождение. Кролики — это атрибут, доставшийся нам в наследство от языческого праздника в честь северной богини Эостре тевтонская богиня рассвета, аналог греческой Эон и римской Авроры, - прим.
Обмен яйцами — это тоже древняя традиция, которая присутствует во многих культурах. Горячие булочки с изображением креста тоже имеют древние корни. В Ветхом Завете мы читаем о том, что израильтяне пекли сладкие булочки для своего идола, а религиозные лидеры пытались положить этому конец. Первые священнослужители христианской церкви также пытались положить конец традиции печь священный хлеб на Пасху. В конце концов, им пришлось уступить женщинам, упрямо соблюдающим языческие традиции, и благословить этот хлеб. Пасха — это, в сущности, языческий праздник, во время которого мы дарим открытки, подарки и окружаем себя пасхальной символикой, потому что это доставляет нам удовольствие и древние символы до сих пор не утратили своей актуальности.
Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами
Этой теории соответствует тот факт, что примерно в это же время у разных народов проводились праздники воскрешения или возвращения из подземного царства умирающего осенью бога плодородия шумерский Дзумузи, греческая Персефона и обряды связанные с «отмыканием» или пробуждением земли. Возможно, у иудеев еще до исхода из Египта был схожий праздник. До сих пор на Вербное воскресенье — за неделю до Пасхи принято впервые выгонять скот на пастбища, подстегивая его вербными пруточками. В пользу основной версии также может свидетельствовать тот факт, что при праздновании иудейской Пасхи в Иерусалимский храм приносился сноп колосьев, а сам праздник так же назывался Хаг ха-Авив — праздник весны. Месяц Нисан также называется месяц Авив. Первое упоминание о Пасхе приходится на вторую книгу Ветхого завета «Исход», или, на иудейский манер, Вторую книгу Торы под названием Шмот.
Сюжет всем хорошо известен: иудеи томятся в египетском рабстве и Господь посылает Моисея освободить их. Моисей просит у фараона свободы, но тот отвечает отказом. Тогда господь насылает на Египет 10 казней. Последняя и самая жестокая — гибель всех первенцев египтян. Чтобы наказание не затронуло еврейские семьи Господь велит мазать косяки дверей кровью агнца ягненка.
Ангел, посланный вершить кару, видя кровь на дверях проходил мимо этих домов. Празднование Пейсаха или Пасхи Ветхозаветной растягивается на несколько дней. В первый вечер — 14-го нисана по лунно-солнечному иудейскому календарю совершается пасхальный Седер — трапеза, на которой едят мацу или опресноки, то есть бездрожжевой хлеб , выпивают четыре ритуальных бокала вина. Откуда появилась маца? Согласно иудейской традиции, иудеи покидали Египет в такой спешке, что женщины успели приготовить хлеб только из еще не взошедшего теста.
Сегодняшние еврейские хозяйки должны успеть сделать мацу не более, чем за 18 минут. Квасной хлеб и любые продукты брожения запрещены. В память о крови на косяках домов иудеев времен Исхода в этот же вечер приносится в жертву пасхальный агнец. Символика жертвенного агнца потом станет играть большую роль в христианстве. Вы, наверное, уже заметили знакомые христианские атрибуты — хлеб и вино на традиционной иудейской пасхальной трапезе?
И это верно, потому что на Тайной вечере Иисус с апостолами отмечал именно пасхальный Седер. Еще около ста лет после распятия Христа христиане считали себя частью иудейского мира, именно из-за этого происходили горячие споры между апостолами Петром и Павлом о том, можно ли крестить язычников, нужно ли делать им обрезание, какие иудейские традиции сохранять в христианстве, а от каких освобождаться как от фарисейства. Иисус был распят на следующий день после Седера — так он сам становится жертвой, тем самым пасхальным агнцем, которого необходимо принести в жертву для освобождения людей от рабства, только уже не от рабства физического, а от цепей первородного греха. Иисус спускается в Ад и ломает его ворота. Хлеб и вино Седера становятся прообразами хлеба и вина на причастии.
Стоит отметь, что католики и протестанты до сих пор для гостии евхаристический хлеб — тело Христово используют именно пресный хлеб, в то время как просфора — хлеб для причастия в православной традиции - уже квасной. Это связано с притчей о том, как Иисус Христос накормил пятью хлебами толпу людей. В Средние века бывали случаи, когда католики нападали на православных именно за то, что те используют для причастия квасной хлеб, это воспринималось как ересь. Анна Карасева: Изначально дату христианской Пасхи выстраивали относительно иудейской: она была на той же неделе, но в воскресенье. Но в 325 году на первом Никейском Вселенском соборе было принято решение высчитывать Пасху вне зависимости от иудейской традиции, однако, как правило, эти дни все равно находятся рядом.
В этом году: Католическая Пасха: 4 апреля Православная Пасха: 2 мая Разница в числах появляется из-за того, что сказывается использование Юлианского и Григорианского календарей, а также влияние сложных математических операций по вычислению даты праздника, которые у православных и католиков различаются. Однако не все так просто. Христианская или новозаветная пасха тоже не одна. Их две. Пасха крестная — то есть день, когда Христос был распят, и Пасха воскресная — когда он воскрес.
В древности больше внимания уделялось крестной Пасхе пятница , в современности — воскресной. Отсюда же появляются страстная и светлая седмицы — две недели до и после пасхи, в которые происходят скорбь по страданиям Христа и празднование его воскресения. Анна Карасева: К 3-4 векам нашей эры христианство начало распространяться по всему миру, а вместе с ним и празднование Пасхи. Придя на территории северной и западной Европы христиане с удивлением обнаружили, что Пасха совпадает с крупными языческими праздниками, связанными с природными циклами. Вероятнее всего это происходило как раз из-за того, что изначально Пасха была связана с приходом весны и пробуждением сил природы.
Пасха — значимая точка в нашей календарной спирали, причем важна она как для верующих, так и для тех, кто рассматривает церковь исключительно как социально-культурный институт, потому что нередко традиции залегают глубже, чем осознанная религиозность. И не зря, повод действительно значительный, ведь возрождение, то есть победа в битве с самым страшным человеческим противником — смертью, заслуживает и внимания, и пышности. Однако христианская Пасха — не только торжество жизни, это торжество доброты и справедливости, поскольку воскресает тот, кто по своей воле принес себя в жертву ради всего человечества. Собор окончательно отделил христианство от иудаизма, а вот название праздника осталось. Первый Никейский собор. Бухарестский Ставропольский монастырь, Румыния Но и происхождение слова «пасха» древнее, чем может показаться на первый взгляд. Зачастую его появление связывают с ветхозаветным исходом иудеев из Египта и освобождением от рабства, ведь с древнееврейского «песах» переводится как «прохождение». И действительно, в иудаизме Пасха несомненно занимает важное место.
Правда, культурологи копают еще глубже и вспоминают о семитских скотоводческих племенах, которые отмечали весенний отел скота, отдавая в жертву первенцев отелившихся животных. Эта традиция отзывается в библейском описании 10 египетских казней, где самой страшной была смерть первенцев. При переходе этих племен к оседлости праздник стал отмечать начало жатвы, прочно связав его с аграрной традицией. Из собрания Британской библиотеки. Сцена из Исхода. Вверху: Десятая казнь — смерть первенцев. Внизу: Израильтяне покидают Египет Чтобы жить… нужно умереть: проводы зимы и кто такая Морена Интересная схожесть древних праздников весны и Пасхи состоит в том, что оба эти события знаменуют одновременно и смерть, и возрождение, ведь без одного не может быть другого. Следуя календарной логике, чтобы наступила весна, сперва необходимо проводить зиму.
И у зимы когда-то было имя — Морена-Мара. В русских сказках мы не встречаем ее саму, но в имени Марьи Моревны — богатырши и возлюбленной Ивана-царевича — находим корень «мор». Прекрасная невеста сказочного героя приходится родственницей древней богине. Она налагала на поля снежную печать, она же ее снимала, растворяясь в полях, рассыпаясь первыми посевными и обещая богатый урожай. Эти имена давали куклам или чучелам, которые сжигали или хоронили в конце зимы. Знакомые нам всем блины, которые пекут на Масленицу, являются не только солярным символом, но и традиционной едой поминовения — данью умершим. Проводы зимы. В древности свадьбы часто играли на Красную горку — языческий двойник и предшественник Пасхи, который позже вписали в религиозную традицию.
Мы видим, что аграрный календарь вторит народному: вместе с приветствием весны в новую жизнь вступают и молодые пары. Свадебный обряд представлял собой умирание и возрождение в новом статусе.
Задачи проекта: Исследовать историю возникновения традиций Пасхи, анализировать кулинарные рецепты праздничных блюд, изучить связь обмена подарками на Пасху с христианскими обрядами Продукт: Аналитический обзор традиций и кулинарных особенностей православной Пасхи Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта История возникновения пасхального кулича и крашеных яиц Исследование происхождения традиции пасхального кулича и крашеных яиц, связь с христианскими обрядами и исторические факты, подтверждающие их появление. Контент доступен только автору оплаченного проекта Традиции обмена подарками на Пасху Анализ обычаев обмена подарками на православной Пасхе, включая виды подарков, символику и значение этого обряда в христианской культуре.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Рецепты пасхальных блюд: куличи и крашеные яйца Изучение кулинарных рецептов пасхальных блюд, включая приготовление куличей и крашеных яиц, их значение в праздничном столе и особенности приготовления. Контент доступен только автору оплаченного проекта Связь традиций пасхального стола с христианскими обрядами Исследование взаимосвязи между традициями пасхального стола, приготовлением блюд и христианскими обрядами, объяснение символического значения пасхальных блюд и яиц.
Библиотека Русской веры Читать онлайн Празднование Пасхи в истории.
Почему воскресенье называется воскресеньем? От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме.
Воскресенье еще называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи.
В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского ок. Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника.
Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова. В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы.
В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб. Какого числа Пасха у православных? Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время.
Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На Первом Вселенском Соборе , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи.
По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.
С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями. Как рассчитать дату Пасхи?
Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние. Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи.
Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом».
Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь.
В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения. Православная пасхальная служба Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение.
Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника. Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью.
Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие».
После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа.
Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Крестный ход на Пасху у старообрядцев Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников.
После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св.
Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе».
Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения.
Перевод: Царь и Господь!
Пасха Христова: история и традиции праздника
Дата Пасхи: как она устанавливается Следует также заметить, что в первые века христианства разные христианские общины праздновали Пасху в разное время: одни вместе с иудеями, другие — в первое воскресенье после иудейской пасхи. На этой почве во втором веке по Р. Поскольку некоторые конкретно, папа римский Виктор придавали этому разделение слишком большое, догматическое значение, считая несогласных с традицией тогдашней Римской Церкви чуть ли не еретиками. В связи с чем святитель Ириней Лионский написал папе Виктору примирительное послание, в коем указал, что это разделение не имеет не догматическое, но обрядовое значение. Окончательно этот вопрос был решен в 325 году на Первом Вселенском Соборе, на коем епископы всех Поместных Церквей постановили праздновать Пасху в один день.
А именно: «В первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов, согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями». Почему каждый год Пасха празднуется в разные дни Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние. Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу.
Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом».
Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина».
Самая ранняя и самая поздняя Пасха Поэтому и празднуется Пасха каждый год в разные дни в зависимости от сочетания солнечного и лунного календаря в соответствии с великим индиктионом. Самая ранняя Пасха по нему бывает по новому стилю 4 апреля, а самая поздняя — 8 мая. Подготовка к Пасхе — Великий пост Великий пост продолжается ровно сорок дней — с понедельника первой седмицы поста по пяток включительно шестой седмицы. И по своей аскетической сущности подготавливает православных к Светлой Пасхе.
Используя при этом те благодатные особенности закона Христова, кои позволяют обойти фундаментальный этический закон, связывающий земные наслаждения со страданиями. Этот закон был дан еще прародителям после их грехопадения, в их лице он перешел на все человечество, но обнаружен и философски сформулирован был лишь за несколько сот лет до Рождества Христова древнегреческими философами. И состоит он в том, что любое земное наслаждение необходимо связано со страданием. Так, к примеру, чтобы испытать наслаждение от вкушения пищи, человек должен быть голоден.
Но если первое есть наслаждение, то голод — это, очевидно, страдание; и одно невозможно без другого! А чтобы испытать наслаждение от пития, сначала надобно испытать жажду. Как и Господь сказал самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» Ин. Но Спаситель дал и то, что было неизвестно философам.
Они, правда, также пытались повернуть этот закон вспять и получать наслаждения чрез предварительное терпение страданий. Но эти философские системы не прижились и выродились в самый откроенный гедонизм, как, например, учение Эпикура. И неудивительно, поскольку страдать, чтобы потом получать удовольствие — нелепо и глупо. Как в том анекдоте, в коем некто пытается наслаждаться, лупя молотком по своим пальцам или другому месту.
Вопрос: а когда же он получает удовольствие?! А когда престанет бить, — что и смешно, и глупо. Великим же постом в православии используется принцип вражды между плотью и духом. Как говорят святые отцы, если плоть процветает — то дух увядает, и наоборот, некоторое добровольное злострадание плоти приводит к расцвету духовной жизни.
Что прекрасно чувствует каждый православный, когда проходит поприще Великого поста с его великолепными покаянными богослужениями, стихирами и песнопениями, начинающимися: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Итак, потеряв кое-что немногое телесно, мы благодатно обретаем весьма многое духовно. Таким образом, в целом нисколько не лишаясь, ибо не очень большая телесная скорбь с избытком покрывается радостью духовной. Но вот проходит пост, наступает Страстная седмица, время особого воздержания и особых богослужений, особенно Страстных пятка и субботы.
Так вечером в Великий Четверг совершается утреня Великого пятка, с чтением двенадцати Евангелий, в каждом из которых воспоминаются крестные страдания Спасителя. В самый же Великий Пяток совершается вечерня Великой Субботы с изнесением плащаницы. А затем в Субботу совершается чин Погребения Спасителя. Эти богослужения особенно длительны и утомительны для плоти, но необычайно трогательный для души каждого православного христианина, если он, конечно, действительно православный.
Да, у нас часто во время этих служб болят ноги, но зато сколь услаждается ими сердце, сопереживая спасительным страданиям Христовым! Так что в такой ситуации нам следует помнить некоего старец, процитировавшего, правда, по другому поводу, слова Божии: «Сыне, даждь Ми твое сердце» Притч. Благодатный огонь В течение уже многих веков в Великую субботу ежегодно происходит чудо, подтверждающее истинность Православие. А именно: в Кувиклии храма Гроба Господня по молитве Иерусалимского Патриарха чудесным образом является особый Благодатный огонь.
Который, по свидетельству очевидцев, вначале не опаляет, как обычное пламя. Поэтому некоторые собравшиеся в Храме верующие как бы купаются в этом чудесном огне, окуная в него лицо, волосы, бороды и т. Сам момент появления Патриарха из Кувуклии с пучком зажжённых Благодатным огнем свечей, от которых с необычайной быстротой зажигаются свечи молящихся, и весь Храм начинает сиять этим светом, — встречается настоящим взрывом радости. Благодатный огонь Радуются сему не только в Храме, но и по всему Православному миру.
Где верующие с замиранием сердца ждут сообщений или трансляций этого события. Ведь существует пророчество или предание о том, что перед концом света явление Благодатного огня прекратится — это один из самых важных признаков кончины мира. Поэтому, когда сей Огонь снова и снова возжигается, православные с облегчением выдыхают — значит, несмотря на наши тяжкие грехи, по милости и человеколюбию Божию мир еще будет существовать! Также в этот же день многочисленные посланники со всего Православного мира разносят по нему обычно, используя авиатранспорт этот чудесный огонь, хранимый в специальных светильниках.
Он был похож формой на каравай. Старинные куличи мы можем видеть на картинах и открытках 19 века. С куличом были связаны следующие обряды плодородия. Хозяин после его освящения бежал с нею домой, стараясь, чтобы его никто не обогнал, «чтобы хлеб рос также быстро», «чтобы с работой также быть впереди», «чтобы девушки скорее выходили замуж». От пасхального освященного кулича кусочки хранили как лекарство. Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо — творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть. Творог как традиционное пасхальное блюдо есть только у восточных славян. Он выкладывался в виде усеченной пирамидки, возможно символизирующей когда-то Мировую гору. Вспомним масляничную песню про то как «сыром горушку поливали» или «Сыром горушки укладали». А «сыр» - это творог в старорусском варианте.
Вот она горушка то! Творог — это одно из самых древних сакральных кушаний, имеющее отношение к богам плодородия. Творог традиционно использовался для проведения обряда перед первым в году вспахиванием земли для посева. Напомним, что Пасха наложилась на цикл языческих праздников весеннего равноденствия, когда светлые силы Света, Весны, Жизни побеждали силы Тьмы, Холода и Смерти. Поэтому в народе в эпоху двоеверия сей день воспринимался, как окончание безвременья и начало нового отсчета жизни, как своеобразное пограничье. А потому был наполнен магическими обрядами и поверьями, заклинающими удачу, достаток, здоровье и исполнение желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придёт после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Верили, что удача будет обеспечена и вору, если он украдёт во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадётся на краже. А кто раньше всех начнёт разговляться, у того будет в этом году большая удача в его делах и хорошее здоровье.
Великий пост — 2024: даты, правила, календарь питания и постные блюда Что можно и чего нельзя есть в Великий пост Великий пост — семинедельный период аскетизма в преддверии Пасхи, призванный помочь людям максимально очиститься перед явлением Господа. Постящимся запрещено употреблять пищу животного происхождения, злоупотреблять спиртным, курить. Нужно много молиться и ходить на службы в храм. Священник освящает традиционную пищу, которую принято есть в этот день: крашеные яйца, куличи, пасхи из творога. На Руси Пасху всегда отмечали с размахом, христианские традиции смешались с языческими. Древние ритуалы трансформировались в приметы и суеверия, что передавались из поколения в поколение, и так дошли до наших дней. Куличи Невозможно представить Пасху без кулича. Согласно писанию, Мессия и его апостолы всегда принимали пищу вместе. Когда он перестал вести земную жизнь, последователи и дальше желали символически делить с ним хлеб и оставляли для него часть своей трапезы.
Современный кулич — это тот самый хлеб, что христиане желают отдавать Спасителю. Когда Сын Божий воскрес, она поведала об этом великому понтифику Рима Тиберию, преподнеся яйцо, что символизировало зарождение жизни. Властитель не поверил ей и сыронизировал, отметив, что ее история так же вероятна, как то, что яйцо покраснеет. В этот момент яйцо стало красным. Современные православные окрашивают яйца в луковом отваре и устраивают сражения: «бьются» ими за праздничным столом. Проиграет тот, чье яйцо разобьется. В праздник среди верующих распространено приветствие при помощи трех поцелуев. Принято поздравлять близких восклицанием «Христос воскресе!
На ней Иисус выводит из ада первых людей Адама и Еву , символизирующих тех представителей человечества, которые хранили истинную веру и ждали Спасителя. Ту же мысль можно услышать и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех умершим живот жизнь даровав». Дата Воскресения Сейчас нельзя точно определить какого именно числа по нашему календарю произошло событие Воскресения. Опираясь на евангельские данные, можно с уверенностью сказать только одно: по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес в «первый день недели», 16-го дня Нисана. Что такое «первый день недели»? Неделя у евреев состоит тоже из семи дней, однако последним ее днем является суббота от евр. То есть Христос воскрес на следующий день после субботы. Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним». Позже в славянских странах он был назван воскресеньем. Первый весенний месяц Нисан соответствует марту — апрелю. Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, и Нисан был первым месяцем нового года. Он начинался в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. А первый день Пасхи всегда праздновался иудеями в 14-й день Нисана и всегда совпадал с первым весенним полнолунием. Солнечный и лунный год отличаются друг от друга на 11 дней 365 и 354. Ясно, что для человека, живущего по солнечному календарю, дни лунного календаря каждый год будут приходиться на разные дни недели. Кроме того, в лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки в сравнении с астрономическим годом и правил их корректировки не существует. Читайте также: Как вычисляется день празднования Пасхи? В I столетии по Р. Сейчас вопрос типа: «Что ты делаешь в воскресенье» звучит как нечто само собой разумеющееся. Но попади мы вдруг в I век — нас бы просто не поняли даже сами христиане. Потому что не было дня с таким названием, а был факт Воскресения, о котором каждую неделю, «в первый день» вспоминали его очевидцы. В связи с этим между некоторыми Поместными Церквями возникли споры о том, в какой же день надо ее отмечать. Малоазийские Церкви праздновали Пасху вместе с иудеями — 14-го числа месяца нисана, на какой бы день недели это число ни приходилось. Празднование совершалось, конечно, в христианском смысле: в этот день Малоазийские Церкви совершали торжество в воспоминание о крестной смерти Спасителя и называли это Пасхой крестною. А затем, через день, они праздновали уже Пасху Воскресения, какой бы то ни был день недели. Большинство же Церквей держались иного обычая. Они праздновали воспоминание страданий и смерти Спасителя в первую пятницу после 14-го нисана, а саму Пасху, то есть годичную память Воскресения Христова, в этот же воскресный день.
Пасха: история, традиции и кулинарные рецепты
Пасхальный кулич ведет свое происхождение от византийского артоса – хлеба, который пекли из кислого теста в субботу перед Пасхой, освящали, ставили в храме, а после службы делили между прихожанами. Вот почему празднование Пасхи – «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу.