Новая стратегия научно-технологического развития берет курс на реализацию российской повестки с опорой на национальную технологическую базу, обещает перезагрузку всех инструментов политики НТР, но рискует увязнуть в бюрократии. Развитие научной и научно-производственной кооперации.
Утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Прогноз разрабатывается консультативной группой по научно-технологическому развитию на 12 и более лет каждые 6 лет. Прогноз разрабатывается консультативной группой по научно-технологическому развитию на 12 и более лет каждые 6 лет. Ключевые угрозы для технологического развития Российской Федерации в период с 2023 по 2030 год. Указ определяет цели, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития России.
Советы по приоритетным направлениям НТР
Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период. Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, стратегических и программных документов фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, институтов инновационного развития, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, созданных на основании федеральных законов.
Всего названо девять ориентиров. Создание высокотехнологичной продукции, новых материалов и химических соединений, развитие технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Экологически чистая и ресурсосберегающая энергетика, растущая эффективность добычи и переработки углеводородов, формирование новых источников энергии, а также способов ее передачи и хранения. Переход к персонализированной, предиктивной и профилактической, высокотехнологичной медицине, в том числе за счет рационального применения лекарств прежде всего антибактериальных и использования генетических данных и технологий.
Вернутся к Публикация В проекте документа закреплены долгосрочные цели, задачи научно-технологической и инновационной политики в стране, определены ее ключевые принципы, приоритетные направления науки, техники и технологий. В том числе в сфере топливно-энергетического комплекса к числу приоритетных направлений развития отнесены переход к архитектуре цифровой, интеллектуальной и «зеленой» энергетике. В Минэнерго России под председательством директора Департамента государственной энергетической политики Алексея Кулапина состоялось обсуждение проекта Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. Её подготовка осуществлялась Центром стратегических разработок по заказу Минобрнауки России.
Опубликовано 108 публикаций и защищено 39 патентов.
Пыталев Дмитрий Сергеевич, начальник отдела организации экспертизы Российского научного фонда, рассказал о поддержке российско-китайских исследовательских проектов. В 2020 году из 292 допущенных к экспертизе заявок одобрено 30 проектов с финансированием 6 млн. Пыталев Д. Советник по науке и технике Посольства КНР в России Мяо Фэй выступил с докладом на тему «Активное продвижение китайско-российского сотрудничества в сфере персонализированной медицины, в соответствии с новыми тенденциями». Господин Мяо Фэй подтвердил заинтересованность КНР в наращивании темпов научно-технической кооперации в рамках совместной работы наших стран.
Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации
Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации | «Суверенитет Российской Федерации в технологической сфере» — это способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентноспособности. |
Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм | а) научно-технологическое развитие Российской Федерации — трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. |
Советы по приоритетным направлениям НТР
Путин определил приоритеты России в науке и технологиях на 10 лет | При этом ранее действующая Стратегия научно-технологического развития РФ, утвержденная указом Президента РФ от 01.12.2016 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», утрачивает силу. |
Принята новая стратегия научно-технологического развития РФ | ИТП «Град» | Указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» был опубликован на официальном портале правовой информации. |
Принята новая стратегия научно-технологического развития РФ
Санкционное давление со стороны «недружественных стран» привело к ограничению или запрету доступа к зарубежным научным и образовательным ресурсам, обмена опытом в сфере высоких технологий, участия в международных проектах, резкому снижению международной академической мобильности на фоне морального и физического старения материально-технической базы научно-исследовательских и образовательных организаций, сокращения доли затрат на исследования и разработки в ВВП страны, отсутствия централизованной системы научных данных и организации доступа к ним. В последние годы большее внимание уделялось развитию прикладных научных исследований и быстрой коммерциализации полученных результатов. Обновленная стратегия фиксирует особый статус фундаментальной науки, подчеркивая ключевую роль именно фундаментальных исследований в подготовке национального научно-технологического сектора к новым большим вызовам. Успешная реализация стратегии даст новый импульс в обеспечении устойчивого развития России как важнейшего национального приоритета.
Государственная программа «Научно-технологическое развитие РФ» реализует единую государственную научно-техническую политику и объединяет все расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения для повышения управляемости и эффективности научной деятельности. Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития, достижения национальных целей развития России, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности.
Утвердить прилагаемую Стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года», — говорится в тексте документа. Как уточняется, правительству РФ поручено обеспечить финансирование стратегии за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на программу «Научно-технологического развития Российской Федерации».
Кроме того, правительству поручено предусматривать в 2025—2030 годах при формировании проектов бюджета финансы для проведения прикладных научных исследований и других действий в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития страны. Попечительскому совету научного фонда предписано осуществлять контроль за реализацией стратегии и с 2025 года представлять президенту России ежегодный доклад о ходе ее реализации.
Стратегии Белоруссии близки со стратегией России и почти полностью все направления перекрываются, более того, по словам Никиты Марченкова, планируется утверждение Стратегии научно-технологического развития Союзного государства. Сегодня нужна синергия мировой науки, чтобы сосредоточиться на выполнении задач в критически важных областях. Саид Гулямов, председатель Совета молодых ученых Академии наук Республики Узбекистан, предложил разработать и реализовать глобальную научно-образовательную интерактивную цифровую платформу, генерируемую искусственным интеллектом. Это позволит сформировать открытый уникальный межгосударственный цифровой фундамент научной и образовательной среды дружественных государств. Взгляд российских ученых на коллаборацию с молодыми учеными стран СНГ там, где сейчас существует реальный задел международного сотрудничества, высказали представители МГУ им. Ломоносова и РАН. У МГУ им.
«Недели науки–2024» на кафедре «Правовое обеспечение государственного управления и экономики»
Из указа лидера РФ следует, что правительству страны необходимо обеспечить финансирование Стратегии с помощью бюджетных средств, предусмотренных на реализацию госпрограммы «Научно-технологические развитие Российской Федерации». Помимо этого, глава государства распорядился предусмотреть в период с 2025 по 2030 годы при формировании проектов федеральных бюджетов соответствующие ассигнования.
Из описания демографического перехода ушло упоминание пандемии, а инфекции оттуда переместились в список внешних угроз национальной безопасности, к которым добавилось определение «гибридные», а также такие разновидности угроз, как военные, террористические, информационные и биологические. Из предпоследнего в списке вызовов пункта о внешних угрозах убрали и упоминание о национальной и культурной идентичности, а также определение «обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью». Но эти формулировки не исчезли из документа, а переместились в новый большой вызов, который в Стратегии от 2024 года вынесен на первое место. Из описания вызовов и приоритетов не до конца понятно, что именно с этим могли бы сделать российские ученые. Вот как комментирует это решение Никита Марченков: «В сегодняшних геополитических условиях эффективный международный диалог возможно выстраивать только тогда, когда ты выступаешь с позиции высокоразвитого партнера. Если страна достигает в перспективной научной сфере значимого прорыва, становится первой, то не будет речи о санкциях в этой области, а ученых публикуют в зарубежных журналах».
Приоритеты изменились По части приоритетов фокус смещается с конкурентоспособности на внешних рынках и инновационном развитии внутреннего на создание «отечественных наукоемких технологий». Пункт о «переходе к интеллектуальным производственным технологиям» немного расширился. Теперь планируется перейти к «технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем». К пункту о персонализированной медицине добавляется упоминание предиктивной и профилактической, а также использование генетических данных и технологий. Это вполне логично: болезни, как известно, легче предупреждать, чем лечить. Без генетических технологий, развитию которых посвящена ФНТП на 2019-2027 годы, и вовсе давно уже нельзя представить многие медицинские направления. Список угроз, которым нужно противодействовать, теперь расширяется «деструктивным иностранным информационно-психологическим воздействием». В Стратегии 2024 года этот приоритет предусматривает еще и «укрепление обороноспособности и безопасности страны в условиях роста гибридных угроз».
Приоритет «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» изменен на «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений». Судя по всему, речь в новом пункте идет о междисциплинарных гуманитарных исследованиях. По словам Никиты Марченкова, Стратегия 2016 года признавала важность гуманитарных наук, особенно в контексте сохранения культурной идентичности. Но многие представители этих направлений были недовольны тем, что их области обозначены недостаточно явно. В описании нового приоритета им уделено дополнительное внимание. Однако направление, связанное с природой, тоже не исчезло совсем — наоборот, ему выделили новый приоритет: «переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот». Эти технологии в последние годы находятся в центре внимания. В 2023 их развитие было прописано в президентском указе, а головной организацией стал Курчатовский институт с его центром НБИКС-природоподобных технологий.
Кроме того, подробнее прописав климат и экологию в больших вызовах, нельзя было не выделить для этого направления и приоритет. Называется он «объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям».
По критическим технологиям поставлена цель достичь паритета со странами-лидерами, продолжил он. И у нас есть совершенно четкий стратегированный набор перечней сквозных технологий, по которому мы должны это лидерство обеспечить», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко. Он также рассказал про новый закон о технологической политике. Раньше такого термина просто не существовало. Он будет определять ее задачи, цели, принципы.
Документ по сути дела конституирует, нормативно закрепит понятие технологического суверенитета, потому что раньше в него каждый вкладывал все, что ему казалось важным», — пояснил Дмитрий Чернышенко. Кроме того, будет составлен перечень субъектов технологической политики, прописаны полномочия и механизмы взаимодействия.
И здесь сама наука — главный инструмент для ответа на эти вызовы. В числе таких вызовов перечислены следующие: трансформация миропорядка; исчерпание возможности экономического роста России, основанного на интенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов на фоне формирования экономики данных; демографический переход, обусловленный снижением рождаемости; рост антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов. Всё это и многое другое, говорит стратегия, приводит к тому, что существенно сокращается время между получением новых знаний и созданием технологий и продукции, выходом на рынок. Растут требования и к квалификации исследователей.
Возрастает роль международных стандартов. В ближайшие десятилетия приоритетными будут считаться такие направления научно-технологического развития, которые обеспечат переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции с применением интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем. Будущее — за переходом к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, чистому арго- и аквахозяйству, противодействию техногенным, биогенным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационному психологическому воздействию, а также кибер угрозам. Новая Стратегия прямо указывает, что в ближайшие годы санкции никуда не денутся.
Поиск проектов
«Утвердить Стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года», — в тексте указа. 19 июня 2023 года в смешанном формате состоялось заседание Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации «Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия. Научно-техническое некоммерческое партнерство "Технологическая платформа БиоТех2030". научно-технологическое развитие) - трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. Опубликованы указы президента «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и «О стратегических целях и задачах развития Российского. Опубликована обновлённая версия госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ».
Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты
19 июня 2023 года в смешанном формате состоялось заседание Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации «Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия. Роль Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в изменении политики выбора приоритетов. Развитие научной и научно-производственной кооперации. Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» 24-25 мая 2023 г. Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития российской федерации.
Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации
Магистральные пути ее решения определены Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной президентом России в конце февраля. 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине. Целью научно-технологического развития является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы.
«Недели науки–2024» на кафедре «Правовое обеспечение государственного управления и экономики»
Стратегией также установлены основные показатели оценки эффективности реализации: доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах. Указ вступил в силу.
Соответствующий указ опубликован на сайте правовых актов 28 февраля. Утвердить прилагаемую Стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года», — говорится в тексте документа. Как уточняется, правительству РФ поручено обеспечить финансирование стратегии за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на программу «Научно-технологического развития Российской Федерации». Кроме того, правительству поручено предусматривать в 2025—2030 годах при формировании проектов бюджета финансы для проведения прикладных научных исследований и других действий в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития страны.
Площадь центра составит 18 тыс. До этого, 14 февраля, Путин поручил правительству до конца года запустить национальных проект по развитию современных технологий сбережения здоровья , пообещав, что финансирование будет найдено.
По его словам, национальные проекты позволяют выстроить всю технологическую цепочку — от создания фундаментальных заделов и прикладных решений до средств производства и подготовки кадров высшей квалификации.
Ниже, применительно к российским реалиям, на эскизном уровне предпринята попытка конкретизировать краткосрочные и среднесрочные меры, в общих чертах коррелирующие с перечисленными выше целями и задачами. Эта задача особенно актуальна для газовой отрасти, которой, в конечном итоге, предстоит глобальный реплатформинг в связи с начинающимся мировым переходом на технологию сжижения природного газа.
Следует заранее оценить и, при необходимости, достроить потенциал национальной промышленности в плане проектирования и производства необходимого для переключения на экспорт сжиженного природного газа оборудования, так как российский газовый сектор, в случае неспособности российских компаний поставлять таковое оборудование, скорее всего окажется обречен на зависимость от иностранных поставщиков, тесно связанных с компаниями-конкурентами российских игроков энергетического рынка. Принципиальной мотивацией при этом должно быть устранение непродуктивных затрат в здравоохранении, что позволит смягчить последствия сокращения объемов общедоступного медицинского обслуживания. Создание инфраструктуры для задействования кадрового потенциала РАН в укреплении системы образования, в частности, с целью выравнивания региональных диспропорций. В заключение следует остановиться на еще одном обстоятельстве, имеющем прямое отношение к методологии научно-технологического прогнозирования, а именно — на возможности в обозримом будущем частичного смещения представлений о его целевой аудитории.
Естественно, что в обществе сквозной технологизации эта аудитория понимается предельно широко и включает в себя властную корпорацию, действующих и потенциальных инвесторов, экспертное сообщество, самих инноваторов и, разумеется, потребителей. В эпоху постмодерна — в ситуации интенсивного частного кредитования hightech сектора и расширяющегося спроса на его продукцию — властная корпорация занимает в этом ряду далеко не главное место. С одной стороны, ясно, что покорение мира вирулентными технологиями, воплощенными в относительно недорогой и преимущественно ориентированной на индивидуальное потребление продукции продолжится, а фосайтерам предстоит и дальше обращаться к инвесторам соответствующего профиля и индивидуальным потребителям. С другой, эпоха хронических экономических трудностей, а тем более нулевого роста потребует определенного смещения акцентов в адресации hightech-прогнозов и сводок приоритетов научно-технологического развития.
Не исключено, что правительственные агентства, министерства, крупные компании с большим долевым участием государства и проч. При таком повороте событий на понимание со стороны получателей мессиджа форсайт-сообщества можно будет рассчитывать лишь в том случае, если в самом послании будут четко отражены и начинающий формироваться общий контекст представимой реорганизации техносферы, и неизбежность реагирования на требующие этой реорганизации вызовы.
Достижению технологического суверенитета помешала терминология
Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации. План научно-технологического развития России до 2030 года необходимо сформировать на совершенно новой основе. а) научно-технологическое развитие Российской Федерации — трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. 2023 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы». – Эдуард Владимирович, в самом конце февраля была опубликована новая Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. 19 июня 2023 года в смешанном формате состоялось заседание Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации «Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия.