Биография молдавского политика и башкана (главы) АТО Гагаузия и члена Правительства Республики Молдова Евгении Гуцул. тюркская этническая группа [12], родом из южной Молдовы (Гагаузия, Тараклийский район, Бессарабский район) и юго-западной Украины (Буджак).[13]. "Народ Гагаузии оказал вам доверие и ожидает от вас слаженных действий, направленных на сохранение мира, стабильности, объединения гагаузского общества, развития нашей. Гагаузия является автономией на юге Молдавии, которая традиционно выступает за сближение с Россией, тогда как Кишинев провозгласил курс на европейскую интеграцию. Профессор РАНХиГС, доктор политических наук Наталья Харитонова прокомментировала ситуацию вокруг выборов башкана Гагаузии.
Сергей Гайдаржи: Гагаузы — горячий народ, который всегда за себя постоит
Плюс гагаузы благодарны, что когда-то русский царь помог гагаузам перебраться на эти территории из Османской империи. 23:32 Глава Гагаузии Гуцул вышла на связь после задержания в Кишиневе. Поддержку Гагаузии обещают Партия социалистов и Партия развития и консолидации, возглавляемая бывшим премьер-министром Ионом Кику. Согласно законодательству, башкан (глава автономии) и председатель парламента Гагаузии имеют право на получение дипломатического паспорта.
Гуцул: Гагаузия против политики Кишинёва по разрыву отношений с Россией
Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г.
В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М.
Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г.
На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина.
В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина.
Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы.
Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию.
Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью.
Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные".
Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П.
По их данным, почти все кандидаты превысили допустимый порог пожертвований на избирательную кампанию. По ее мнению, отсутствие поддержки проевропейского правительства жителями автономии связано с тем, что их некорректно информируют. Она также отметила необходимость ужесточения ограничений телевизионного контента из России, как на остальной территории Молдавии. Партия "Шор" и ее противостояние с центральной властью Ранее, в ноябре 2022 года правительство Молдавии направило в Конституционный суд запрос о запрете оппозиционной партии "Шор", которая проводила в Кишиневе акции протеста с требованием отставки президента Майи Санду и кабинета министров. Их участники обвиняют власти в неспособности справиться с экономическим кризисом, указывают на выросшие в несколько раз цены на продовольствие, газ, электричество, рекордную за последние 20 лет инфляцию, критикуют за охлаждение отношений с Россией. Молдавские власти обвинили партию "Шор" в попытке дестабилизировать ситуацию в стране и нарушении правил финансирования партии. Рассмотрение в КС требования правительства Молдавии о запрете партии "Шор" отложено до 12 июня.
Ее лидер Илан Шор заявил, что не признает решение КС, так как Молдавия, по его словам, "является страной с захваченной юстицией". В 2017 году он был осужден по этому делу на 7,5 лет, но обжаловал приговор и до окончательного решения находился под судебным контролем. Однако в 2019 году ему удалось бежать из страны. По данным молдавских правоохранительных органов, он находится в Израиле. Генеральный комиссариат полиции в начале мая 2023 года обвинил избирательный штаб партии "Шор" в получении денег от некой организованной преступной группы для подкупа избирателей. Полиция опубликовала записи телефонных разговоров предполагаемых активистов партии "Шор", якобы свидетельствующие о фактах подкупа. А в ее избирательном штабе были проведены обыски и задержания.
Мы считаем, что они должны знать свои корни и традиции. К примеру, на Новый год дети ходят колядовать. Зайдя во двор к русским, они поют колядки на русском языке, а у гагаузов на гагаузском», — рассказывает Анна. Но больше всего «гагаузского», конечно же, на кухне. В Липках в каждом доме, где живут гагаузы, всегда угостят чем-нибудь из национальной кухни: «гёзлемя», «катлама» и «кыырма», «суанны», «саарма», гагаузские соленья — «туршу». Гагаузская кухня. Российские гагаузы не потеряли своей национальной идентичности и самобытности. Здесь хранят культурные ценности и традиции гагаузов. Здесь говорят на чистом гагаузском. Их этому не учили. Они ощущают в этом потребность. Гагаузские обычаи и традиции за годы жизни бок о бок с гагаузами изучили и коренные жители деревни Липки. Ну а если гагауз ходит небритый — это означает, он потерял кого-то из родных и несколько недель ни с кем не будет здороваться за руку», — рассказывает Николай Романенко. Семьи Романенко и Тащи дружат более 20 лет. Людмила Романенко признается, что дружить с людьми другой национальности интересней. Все без исключения праздники гагаузы и русские отмечают вместе, соблюдая и совмещая традиции обоих народов, ну а если душа просится в пляс, то гагаузы с русскими одинаково хорошо танцуют и «кадынжу» с «кираца авасы», и «калинку» с «русской пляской». Местные жители говорят, что с гагаузами не только хорошо отдыхать, но и дела серьезные совершать можно. Мария Корсакова живет по соседству с тремя гагаузскими семьями. Мария Дмитриевна на пенсии, если ей нужна помощь, она обращается к соседям. А они мне всегда помогают. Был случай, когда у меня загорелся газовый баллон, я от страха не знала, что делать. Стала кричать. Гриша прибежал и перекрыл газ. Тогда он спас меня. Они всегда выручат и придут на подмогу. Если надо, они все собираются и выручают и нас, русских, и друг друга», — рассказывает Мария Корсакова. Еще один гагауз — Руслан Мырза. Гагауз из Комратского района станция Буджак. В 1989-м, когда Руслану Ивановичу исполнился 21 год, он решил переехать жить на родину своей матери, в Россию, а именно в Смоленскую область. Несколько лет назад Руслан решил создать зону отдыха в деревне Слобода. Здесь на берегу озера он построил 2 дома и русскую баню. Сюда на отдых приезжают со всех окрестных деревень. В 2009-м я открыл индивидуальное предприятие и стал председателем СПК «Липки». Пытаюсь сделать так, чтобы интерес к глубинке возрос, чтобы люди ценили природу и берегли ее», — рассказывает Руслан Мырза. Недавно Руслан в Смоленщину из Калмыкии завез верблюдов. Мне эти животные очень нравятся. И семейный отдых теперь стал интереснее в деревне Слобода. Люди с удовольствием приезжают сюда не просто отдохнуть, подышать свежим воздухом и насладиться красивейшей природой, но и на верблюдов посмотреть. Я понимаю ответственность, которую возложил на себя. Поэтому я создал все условия для верблюдов и делаю так, чтобы они чувствовали себя в условиях непривычного климата хорошо», - говорит Руслан Мырза. Сейчас, в какой-то степени благодаря верблюдам из Калмыкии, зона отдыха Руслана Ивановича пользуется особой популярностью как среди гагаузов, так и русских. Переехав в Россию, закаленные трудностями и финансовыми испытаниями гагаузы добиваются успеха, каждый в своей области, к которой лежит душа. И делают это с особым рвением. Ну а Смоленщина от большого количества переехавших сюда гагаузов, на мой взгляд, только выигрывает, так как они берутся за то, к чему местные уже не тянутся: восстанавливают сельскохозяйственные и фермерские хозяйства, как Григорий Тащи и Петр Данч, создают зоны отдыха, как Руслан Мырза. Социально-экономическая ситуация с начала 1990-х годов кардинально, в лучшую сторону, не изменилась.
Правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» «Гагаузский народ» Иван Бургуджи сказал «НГ», что для отмены статуса Гагаузии необходимы голоса «за» 61 депутата парламента РМ из 101. Он отметил, что власти РМ пытаются понизить статус Гагаузии до уровня района. Накануне депутат Сергей Чимпоеш сообщил на заседании Народного собрания автономии, что ему позвонили из парламента Молдавии и сказали, что в планах на будущий год — изменение в закон об особом правовом статусе Гагаузии. И предложил попытаться договориться с Кишиневом, так как Гагаузия оказалась «в определенной изоляции». Гагаузский депутат рассказал, что отправил в молдавский парламент письмо с просьбой о встрече и получил согласие. Чимпоеш сказал: «Мы постараемся договориться о том, как будем сосуществовать вместе». Известно, что встреча состоялась, на ней гагаузская делегация высказала свое видение ситуации. О встречных предложениях депутатов парламента РМ пока неизвестно: когда номер «НГ» подписывался в печать, переговоры еще не завершились. Но ясно, что договориться можно только на основе взаимных уступок, в противном случае компромисс невозможен. Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» «Гагаузский народ» Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии. Не мести всех под одну гребенку. Гагаузия — автономия, а не рядовая административная единица страны, как трактуют руководители Молдовы и правящая партия PAS».
Выбор редактора
- Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
- Гагаузия готовится к общенациональному митингу
- Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул подвела итоги съезда молдавских политиков
- Глава Гагаузии Гуцул: мы просто хотим дружить с Россией — 10.04.2024 — В мире на РЕН ТВ
- Глава Гагаузии заявила, что власти делают все для ее задержания
- Жители Гагаузии массово получают надбавки к пенсиям и зарплатам » Gagauzia24
Выбор редактора
- НАШИ КОНТАКТЫ
- Форма поиска
- Кто такие гагаузы?
- Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
- Новости дня
Численность
- Гагаузскую автономию пытаются отменить
- Глава Гагаузии Гуцул: мы просто хотим дружить с Россией — 10.04.2024 — В мире на РЕН ТВ
- КТО ТАКИЕ ГАГАУЗЫ? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА! (Gagauzlar) - YouTube
- Музеи ЭТНОМИРа
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России
На территорию современной Молдовы гагаузы стали массово переселяться 200 лет назад, обживая пустынную Буджакскую степь. Именно здесь сформировалось самосознание гагаузов, считают историки. Показываем и рассказываем, чем живут современные гагаузы и какое влияние они оказали на историю Молдовы.
Византийский правитель Михаил Палеололог позволил им поселиться на Балканах после того, как эти люди приняли православие. Почему эта история кажется самой правдоподобной? Язык гагаузов имеет очень отчетливое сходство с языком анатолийских турок. У гагаузов немало заимствованных слов из арабского и персидского языков - это еще одно доказательство того, что их происхождение происходит из Анатолии. Хотя гагаузы исповедуют православие, в повседневной жизни они обращаются к Богу как к Аллаху и используют арабские слова для обозначения некоторых религиозных понятий.
Что свидетельствует: предки гагаузов могли исповедовать ислам. Сами гагаузы часто говорят о себе, как об eski Bulgar - древних булгарах, живших тут еще с VI века нашей эры.
В гагаузском языке выделяется два диалекта — чалдырско-комратский и вулканештский. Гагаузский язык является младописьменным. Письменность на основе кириллицы была разработана в 1957 году, а в 1993-м утвердили новую письменность на основе латинской графики.
Интересно, что в обоих случаях разработчиком алфавитов выступила ленинградский тюрколог, доктор филологических наук Людмила Покровская. Существует более 20 версий этногенеза гагаузов, но из них можно выделить две основные. Согласно первой, гагаузы — это отуреченные болгары, македонцы, греки, которые сохранили только свою веру, или турки, сменившие ислам на христианство. Этой версии придерживались в основном болгарские исследователи И. Иванов, Г.
Занетов, А. Защук, В. Маринов, П. Мутафчиев и молдавский историк И. Она не находит подтверждения в историко-лингвистических материалах и содержит много нестыковок и допущений.
Вторая — это научная версия, согласно которой в формировании гагаузской общности приняли участие племена протоболгар: кыпчаки куманы , печенеги баджанаки , половцы, узы огузы. От смешения этих племен с течением времени и произошли гагаузы. Данную гипотезу поддерживают многие историки и тюркологи: В. Мошков, А. Манов, Н.
Баскаков, Н. Дмитриев, М.
Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг.
Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П.
Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края. Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг.
По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г.
Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг. Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей.
Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами. После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские. Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?!
Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением. По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось.
В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии.
Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре. В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки".
В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество". Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся.
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
Генетика и лингвистика подтверждает тюркское происхождение гагаузов, которые приблизительно в Х веке пришли на Балканы и активно смешивались с местными жителями. Глава Гагаузии Евгения Гуцул опасается, что власти Молдавии могут ввести войска в регион, если Гагаузия объявит свою независимость. Об этом РИА Новости заявила глава Гагаузии Евгения Гуцул. ГБУ «Московский дом национальностей».
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России
Демография За 30 лет между советскими переписями число гагаузов, в т. Резкое падение темпов роста в 1970-х. Чтобы приспособиться к реалиям Молдавской ССР, необходимо было присоединиться к большинству. Поэтому вместо национальности «гагауз» у многих в паспорте было записано «молдаванин». Количество мужчин и женщин было одинаковым. Гагаузы: их язык и кто они такие Гагаузский язык относится к юго-западной огузской подгруппе тюркской группы алтайской семьи. До революции фольклорные тексты публиковались кириллицей. В составе Румынии литература, в частности религиозная и историческая, публиковалась на латинице. В 1957 году была создана письменная система на основе русского алфавита. Гагаузы сохраняют свой родной язык с относительным постоянством. Они также говорят на других языках, в основном на русском.
Гипотезы о происхождении И сам вопрос "кто такие гагаузы", и их происхождение до сих пор остаются загадкой. На данный момент ни местные, ни иностранные специалисты не смогли прийти к консенсусу, хотя было предложено более 20 гипотез. Многие из них начинаются с вопроса: "Что за нация гагаузы — отуреченные христиане или христиане-турки? Происходят ли они от скотоводов, или это было оседлое население, которое ассимилировалось со скотоводами? Дать ответ на вопрос о происхождении гагаузов как народа затруднительно из-за двух факторов. Во-первых, отсутствует информация в средневековых хрониках. Во-вторых, популяция гагаузов на Балканском полуострове накануне их переселения в Российскую империю была разнородной. Большая часть ранней этнической истории гагаузов разворачивалась на границах между тем, что должно было стать скотоводческой степной страной, и землей, населенной оседлыми народами. Накануне переселения в Бессарабию они состояли из двух этнических линий: хасыл истинных и болгарских. Так кто такие гагаузы?
И их происхождение, и национальная принадлежность не дают ученым покоя вот уже много лет. Большинство ученых склоняются к такой следующему. Первоначальное ядро народа состояло из тюркоязычных скотоводов огузов, печенегов и половцев. Одна из последних миграций половцев на Балканы состоялась в 1241 году. Но есть свидетельства того, что среди них были болгары, которые говорили на турецком языке, и часть населения, пребывавшая под защитой турецкого султана Иззедина Кейкавуса. Кроме того, европейские историки часто задавались вопросом о том, были ли наиболее вероятными предками гагаузов тюркоязычные протоболгары, которые в 670 годах пришли на Балканы с берегов Волги под знаменем булгарского правителя Аспаруха. Гагаузы — кто это?
Сторонники Гуцул, ожидавшие её в аэропорту, были вынуждены покинуть зал ожидания в связи с эвакуацией из-за сообщения о минировании. Встречать политика им пришлось на улице у здания воздушной гавани. К слову, Гуцул люди приветствовали аплодисментами и скандировали: "Победа!
В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст. В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа — обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым. В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены. Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста. Второй день начинался с унизительного для молодой жены обряда. В комнату к молодым заходила родственница со стороны мужа, призванная убедиться в невинности невестки. Под дверью оставался стоять дядя жениха с ружьем и плеткой. Если невинность подтверждалась, окрестности оглашал выстрел. Если невеста имела добрачные связи, плетку передавали мужу, который с ее помощью выбивал из жены признание, кто причастен к ее позору. В случае, когда связь до брака была с нынешним женихом, обоих, вместо лошадей, впрягали в повозку, заставляя совершить круг позора по деревне. Доказавших свою невинность девушек выводили во двор, где продолжали гулянья и пир. На девушку надевали красное платье, гостям подавали подкрашенную в красный цвет водку. Рубаху, свидетельствовавшую о честности девушки, клали поверх сита и выставляли на всеобщее обозрение. Сегодня унизительные обряды ушли в прошлое, однако сохранился обряд подачи на свадьбах красной водки. Обычно ее разливают по стопкам в конце торжества и продают желающим за деньги — в семейную кассу молодоженов. Еда Основу рациона гагаузов составляли молочные, мучные и мясные блюда. Традиционное блюдо — лепешка гезлеме, выпекаемая на сковородке садж, широко распространенной в Турции. Особенность лепешки — начинка, обязательно включающая сыр, обычно брынзу. Распространенный вариант — гезлеме с нууром, творогом из овечьего молока. По желанию добавляются и другие компоненты: зелень, шпинат, яйцо, фарш, картофель. Похожее блюдо — слоеный пирог с творогом кывырма.
Даже от поставок газа всё ещё зависят. Некоторые критически. Может Россия и не сможет спасти Гагаузию от временной оккупации, но по американскому примеру сделать цену этой оккупации слишком высокой и для Молдавии, и для ЕС Россия вполне в состоянии.
Глава Гагаузии заявила, что уголовное дело против неё возбуждено по указанию президента Молдавии
Началом движения Комратских переселенцев следует считать день 9 мая 1842 года. Тогда два бедняка Не до Франко и Иван Велико отправили первую жалобу министру государственных имуществ П. Кисилеву, в которой раскрывались злоупотребления А. Как и следовало ожидать, высокое начальство заступилось за своего подчиненного - вора, охарактеризовав его как человека "высокой нравственности", "деятельного и усердного в работе". Однако под давлением крестьян власти вынуждены были уволить А. Эта была первая победа переселенцев. Вскоре движение 9 мая 1842 г. В 1843 году протесты имели место в Болграде и Дезгиндже, Бешалме и Конгазе. Восстания гагаузских и болгарских переселенцев были подавлены. Однако царские власти вынуждены были отстранить от должности М.
Буткова и целый ряд других чиновников. На этом настояла специально созданная комиссия по рас-следованию причин, приведших к обострению обстановки в Буджаке. Освобождение виновных от их должностей было успехом гагаузских и болгарских колонистов. Пережив трехлетнюю засуху в 1831 -1833 гг. Затем в их жизни было относительно спокойное время. Аграрная эволюция несла с собой большие положительные сдвиги. Но в Европе все явственнее ощущалось приближение Крымской войны 1853-1856 гг. В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек.
Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя. Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости. В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар. В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам.
Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения.
После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу.
Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек.
По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар.
Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы.
Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата.
Учреждалась адвокатура.
Об этом пишет ТАСС. Заявления главы Гагаузии Евгении Гуцул о возможном выходе автономии из состава Молдавии не подпадают под действие закона о сепаратизме, заявил председатель комиссии молдавского парламента по нацбезопасности и обороне Лилиан Карп в эфире канала Rlive. Уголовное дело в отношении главы Гагаузии Евгении Гуцул передано в суд, сообщает в среду прокуратура по борьбе с коррупцией Молдавии. Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул заявила, что официальный Кишинев пугает расправой жителей Гагаузии, которые будут пользоваться банковскими картами российской платежной системы «Мир».
Ее соперник - независимый кандидат, поддерживаемый Партией социалистов, Григорий Узун смог заручиться поддержкой 47,64 процента избирателей, принявших участие в выборах. Как подчеркнула председатель избирательной комиссии, хотя в ходе голосования были зарегистрированы некоторые технические нарушения, на итоги выборов они не повлияют. Явка избирателей составила 54,56 процента.
Нынешняя глава Гагаузской автономии Молдавии Ирина Влах уже поздравила победительницу. Кишинев делал все, чтобы помешать избранию Гуцул Как заявила сама Гуцул, она намерена наладить диалог между автономией и официальным Кишиневом. Избранная глава Гагаузии также пообещала в первую очередь заняться возвращением жителей автономии, поскольку с каждым годом из нее уезжает все больше людей, открыть новые крупные предприятия, восстановить старые.
Гагаузские костюмы. Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции. Костюмы включают в себя традиционные элементы, такие как вышивка, узоры, цветочные мотивы, кружева и т. Эти традиции и обычаи играют важную роль в жизни гагаузов и помогают им сохранять свою культуру и национальную идентичность.
Национальная одежда Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции. Одежда мужчин и женщин имеет свои отличительные черты. Мужская одежда включает в себя традиционную рубашку с длинными рукавами, которая называется «камарь», а также широкие брюки и национальную головную убор «каппа». Женская одежда также включает в себя длинную рубашку с длинными рукавами, юбку и фартук, а также головной убор «песочник». Одежда гагаузов обычно яркая и красочная, с использованием множества цветов и узоров. Кроме традиционной национальной одежды, современные гагаузы также носят современную одежду, которая соответствует современным требованиям и модным тенденциям. Одежда гагаузов играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия этого народа.
Она также является объектом гордости и идентификации для гагаузов, помогая им сохранять свою культуру и национальную идентичность. Традиционная кухня и еда Гагаузская кухня является смесью традиций разных культур, с которыми гагаузы взаимодействовали в течение своей истории. Она богата вкусными мясными блюдами, молочными продуктами, зерновыми и овощными блюдами, которые традиционно готовят на открытом огне. Некоторые из наиболее популярных гагаузских блюд включают: Шашлык. Это одно из самых популярных блюд гагаузской кухни. Шашлык готовится из кусков мяса, которое маринуется в специях и жарится на открытом огне. Это традиционное блюдо, которое готовится из тонко нарезанных лепешек, которые затем смешиваются с говядиной или бараниной и подаются в густом мясном соусе.
Это блюдо, которое готовится из кусков мяса, приправленных специями и жаренных на открытом огне. Гагаузы готовят множество разных пирогов, включая мясные, овощные и фруктовые. Пироги могут быть сладкими или солеными. Гагаузы производят множество разных видов сыров, включая козий, овечий и коровий. Сыры могут быть молодыми или зрелыми, и они используются во многих гагаузских блюдах. Чай является важной частью гагаузской культуры и традиционно подается вместе с сухофруктами и другими сладостями. Гагаузская кухня отличается богатством вкусов и ароматов, а также традиционным способом приготовления на открытом огне, что добавляет ей особый шарм и аутентичность.
«За сохранение своей самоидентичности гагаузы готовы постоять. И мы им в этом поможем»
Около часа полиция держала её в аэропорту Кишинёва, однако задерживать не стала. В разговоре со сторонниками Гуцул подчеркнула, что режим Майи Санду сейчас делает всё для того, чтобы попытаться унизить руководство автономии и всю Гагаузию. Главу Гагаузии встречают в аэропорту, скандируя: "Победа!
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России 7 марта 2024, 08:10 Фото: Соцсети На митигнах в Гагаузии российский триколор часто соседствует с гагаузским Встреча главы Гагаузкой автономии Молдавии с президентом России и ее заявления по этому поводу вызвали крайне жесткую реакцию официального Кишинева. Игорь Злобин Продолжает обостряться ситуация в Молдове, в двух регионах которой — Приднестровье и Гагаузии — усиливаются сепаратистские настроения. После переговоров она заявила, что рассказала российскому президенту «о беззаконных действиях» молдавских властей, мстящих «нам за нашу гражданскую позицию и верность национальным интересам»: «Кишинев шаг за шагом отнимает наши полномочия, ограничивает бюджет, нарушает законные права, провоцирует нестабильность и дестабилизацию в Гагаузии и во всей стране».
Путин и Гуцул встретились в Сочи Фото: Соцсети Гуцул также отметила, что Путин обещал поддержать Гагаузию «в отстаивании ее законных прав, полномочий и позиций на международной арене». Молдавские власти жестко отреагировали на эти слова. Уже в ночь на 7 марта был срочно созван Совет безопасности, на котором и о. Никто нам не запретит дружить с Россией Российский сетевой аналитик Евгений Николаев считает это событие «невероятным» по своем значению, поскольку, по его мнению, «Россия фактически отозвала признание Молдавии как независимого государства».
Гагаузские костюмы. Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции. Костюмы включают в себя традиционные элементы, такие как вышивка, узоры, цветочные мотивы, кружева и т. Эти традиции и обычаи играют важную роль в жизни гагаузов и помогают им сохранять свою культуру и национальную идентичность. Национальная одежда Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции. Одежда мужчин и женщин имеет свои отличительные черты. Мужская одежда включает в себя традиционную рубашку с длинными рукавами, которая называется «камарь», а также широкие брюки и национальную головную убор «каппа». Женская одежда также включает в себя длинную рубашку с длинными рукавами, юбку и фартук, а также головной убор «песочник». Одежда гагаузов обычно яркая и красочная, с использованием множества цветов и узоров. Кроме традиционной национальной одежды, современные гагаузы также носят современную одежду, которая соответствует современным требованиям и модным тенденциям. Одежда гагаузов играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия этого народа. Она также является объектом гордости и идентификации для гагаузов, помогая им сохранять свою культуру и национальную идентичность. Традиционная кухня и еда Гагаузская кухня является смесью традиций разных культур, с которыми гагаузы взаимодействовали в течение своей истории. Она богата вкусными мясными блюдами, молочными продуктами, зерновыми и овощными блюдами, которые традиционно готовят на открытом огне. Некоторые из наиболее популярных гагаузских блюд включают: Шашлык. Это одно из самых популярных блюд гагаузской кухни. Шашлык готовится из кусков мяса, которое маринуется в специях и жарится на открытом огне. Это традиционное блюдо, которое готовится из тонко нарезанных лепешек, которые затем смешиваются с говядиной или бараниной и подаются в густом мясном соусе. Это блюдо, которое готовится из кусков мяса, приправленных специями и жаренных на открытом огне. Гагаузы готовят множество разных пирогов, включая мясные, овощные и фруктовые. Пироги могут быть сладкими или солеными. Гагаузы производят множество разных видов сыров, включая козий, овечий и коровий. Сыры могут быть молодыми или зрелыми, и они используются во многих гагаузских блюдах. Чай является важной частью гагаузской культуры и традиционно подается вместе с сухофруктами и другими сладостями. Гагаузская кухня отличается богатством вкусов и ароматов, а также традиционным способом приготовления на открытом огне, что добавляет ей особый шарм и аутентичность.
В Комрате открывается генеральное консульство, турецкий культурный центр, проходят различные экономические форумы, 50 молодых людей ежегодно направляются на учёбу в Турцию. Стамбул тем самым заявляет о своих интересах. Кишинёв делает шаг в сторону - конфликтовать уже с Турцией и Россией ему не под силу. Когда к власти пришла Майя Санду, она всячески стала тормозить участие гагаузских руководителей в высших органах власти республики. Башкан глава Гагаузии вопреки Конституции не входит в правительство и не утверждён в составе Высшего совета безопасности. Прокурор Гагаузии выведен из Высшего совета прокуратуры. Это малая толика унижения гагаузов как лиц «второго сорта». Я уже не говорю о том, что в настоящее время Гагаузия ущемлена как в экономическом и финансовом плане, так и в социальной сфере. Молдавские руководящие органы сами вынуждали гагаузов искать способы выживания. Это очень важно, ведь никакому человеку, никакому народу, народности не нравится, когда по отношению к нему применяется насилие. А экономические, финансовые ограничения и запреты являются инструментом тихого насилия с целью заставить людей думать в данном случае так, как думают в Кишинёве. Конечно, здесь очень важную роль сыграл коллективный Запад. В первую очередь США. Мы помним меморандум Козака 1993 года.
Гагаузы Молдовы. История формирования гагаузского народа, языка и традиции гагаузов
Апелляционная палата Комрата рассмотрит итоги выборов главы Гагаузии 22 мая. Гагаузия – автономия, а не рядовая административная единица страны, как трактуют руководители Молдовы и правящая партия PAS». Глава Гагаузии Евгения Гуцул опасается, что власти Молдавии могут ввести войска в регион, если Гагаузия объявит свою независимость. Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что вызвала адвокатов, так как правоохранители задерживают в аэропорту ее советников, которые прибыли в составе делегации автономии из. Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Гагаузы – это тюркский народ балканского происхождения, христианского вероисповедания.