Соборование перед смертью: В христианских учениях существует понятие таинства — получения Божеской благодати при определённых священнодействиях (таинствах).
Что такое соборование и как оно проводится? Таинство соборования
Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. Как подготовиться к Соборованию? Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, купить свечу.
Если есть возможность, перед Соборованием желательно исповедоваться в том, что осознается как грех. Надо ли поститься перед Соборованием? Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение — это обязанность любого православного христианина. Надо ли исповедоваться перед Соборованием? Когда бывает Соборование?
В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время. Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. Что делать после Соборования? Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди? Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.
Что делать с маслицем, оставшимся с прошлогоднего Соборования? Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего. Если масло испортилось, то его можно сжечь. Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места? Можно ли соборовать младенцев?
Можно ли соборовать больного, когда он без сознания? При безсознательном состоянии больного Таинство будет состоять только из одного обряда при отсутствии участия и психической способности лица к восприятию благодати. Благодать усвояется лишь при условии ее восприятия душой человека. Воспринять благодать эту не может тот, у кого при священнодействии над ним разумение прекратилось, волевое хотение отсутствует, сознание и самосознание замерло. Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?
Таинство больных и здоровых. Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством?
Протоиерей Валентин Асмус 03 марта 2010 г. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Прощение забытых грехов.
Если страждущий человек имеет веру, то он исцелится, и все грехи простятся ему имеется в виду те, о которых он забыл. В современном варианте таинства возложение рук заменилось помазыванием елеем, а в память о старинном обряде на лоб больного кладут Евангелие. Первые процедуры елеосвящения на Руси были совсем несложны, читались всего лишь псалмы и несколько молитв. К тому же обряды проводились в основном дома. Лишь с шестого века это таинство начало приобретать тот вид, который оно имеет сейчас. Когда проводится соборование Что еще нужно знать о таком обряде, как соборование? Как пройти его. Когда именно оно проводится. Для больных прихожан, которые не могут посетить храм и выстоять службу, разрешается проведение ритуала на дому в любой из оговоренных со священнослужителями дней. Существуют также традиционные дни соборования. Они припадают на время Великого поста или Рождественского. Обычно это не один день, а несколько, так как желающих исцелить душу много. Обо всем этом следует узнать в выбранном храме, так как еще и не во всех проводятся подобные таинства. К слову сказать, узнавайте наперед и о том, чтобы перед соборованием не проводилась вычитка одержимых, так как это совсем не приветствуется. Кто может собороваться? Для того чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует также разобраться с вопросом о том, кто может пройти этот ритуал. Собороваться может каждый христианин, достигший семилетнего возраста. Более младшим этот ритуал проходить не разрешают. Однако некоторые священнослужители считают, что в исключительных случаях, когда ребенок болен, это вполне уместно. Также нельзя проходить соборование женщинам во время критических дней. Поэтому, если все же так случилось, то лучше воздержаться от этого обряда. Многие люди уверены, что к этому таинству прибегают в случае, когда человек лежит на смертном одре. На самом деле это не так. Обряд проводят не только над человеком, который болен или в скором времени покинет сей бренный мир. Ведь что такое соборование как пройти этот обряд - обсудим чуть ниже? Это не последняя исповедь и отпущение грехов перед переходом в мир иной, и уж тем более не отпевание, Боже упаси! Да, в первую очередь это таинство проходят болящие, однако при проведении ритуала на дому священным елеем помазывают не только того, кто в этом особо нуждается, но и всех домочадцев, благословляя их. Поэтому не стоит подвергать себя страху о скорой кончине. Очень многие болящие после соборования поправлялись или им становилось значительно лучше. Умершие же уже христиане и те, кто находится без сознания, к таинству не допускаются. Итак, как уже упоминалось, собороваться могут совершенно здоровые люди, однако не чаще, чем раз в год обычно в Великий Пост. Это таинство освобождает от забытых грехов, а также лечит от душевных болезней. Но следует помнить, что само соборование не заменит исповеди и причастия.
Выздоровление больного не является самоцелью, оно есть лишь знак Божественной милости, дающей человеку время еще «поработать спасению». Не всегда нравственные причины болезни бывают ясны для больного, многие из них сокрыты для него. Святой Иоанн Златоуст, рассуждая о зависимости болезней телесных от грехов, говорит: «некоторые бывают и от беспечности, чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». Пресыщение и нетрезвость так ощутительно и быстро разрушают здоровье телесное, что сам больной видит вредные последствия невоздержания. Но праздность мать всех пороков для многих кажется невинным бездействием, и бывая тонкой причиной недугов телесных, усыпляет совесть страждущего, который недоумевает, от чего началась болезнь. Известно также, что «унылый дух сушит кости» Притч. Но все ли знают, что уныние есть тяжкий грех, который надлежит очистить покаянием? Не удивительно поэтому, что иной долговременно болящий, хотя и открывает совесть свою на исповеди, но продолжает безмолвствовать о сокровенных и греховных причинах своего недуга, или совсем не зная их, или считая их непредосудительными. Отличие Елеосвящения от Таинства Покаяния Хотя Соборование сходно с исповедью, но существенное действие Елеосвящения состоит в облегчении телесных и духовных скорбей. За изнемогающего больного предстоит пред Господом собор Его служителей, и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Его даровать немощному отпущение прегрешений и очистить совесть от всякой скверны. Соборование не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет и не отменяет его. Удостоившемуся Елеосвящения отпускаются: грехи тайные, то есть происшедшие в нем вследствие общечеловеческих немощей, без его воли и помимо его ведома об их греховности грехи неведения ; те грехи, которые были причиной болезни, но болящий не знал об этом или не считал их грехами; такие грехи, которые по давности совершения, по забывчивости или, почитая маловажными, человек не исповедал, хотя искренно раскаялся и осознал их виновность, если бы вспомнил грехи забвения ; такие случаи и обстоятельства грехов, которых болящий по своим тяжким немощам не мог раскрыть священнику или не может загладить добрыми делами, постом, милостыней, удовлетворением обиженного, испрошением прощения, примирения и т. Все вышеозначенные грехи при покаянном состоянии души страждущего благодатью Божией отпускаются ему через святое помазание с молитвами, и он получает окончательное отпущение грехов.
Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Таинство Соборования установилось еще в апостольские времена: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" Иак. Над кем совершается Таинство Соборования? К Таинству приступают православные верующие в любое время серьезной болезни в возрасте старше 7 лет. Как правило, к Таинству приступают Великим постом иногда и в другие посты Таинство может происходить как в храме, так и в другом месте. Елеосвящение не совершается над буйными психическими больными и над больными, которые находятся в бессознательном состоянии, за исключением случаев, когда больной выражал сознательное желание собороваться, когда еще отдавал отчет в своих поступках. В каких недугах обращаются к Таинству Соборования? Недуги, об исцелении которых просят в Таинстве Соборования, могут быть как телесные, так и душевные уныние, скорбь, отчаяние , которые чаще всего являются следствием неосознаваемых, либо нераскаянных грехов. Человек грешит каждый день, иногда спохватывается и обращается с покаянием к Богу. Но далеко не все люди в состоянии запомнить все свои повседневные прегрешения и рассказать о них на исповеди. Учители Церкви говорят, что при Елеосвящении прощаются такие забытые грехи но, конечно, не те, которые были намеренно утаены на исповеди. Как совершается Таинство Соборования? При совершении Таинства читаются определенные молитвословия и семь отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о необходимости веры и упования на Бога, об исцелениях, о покаянии, о сострадании и милосердии.
Что такое Соборование в церкви? И как к нему подготовиться?
Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Видимо, о таком значении Соборования писал святитель Симеон Солунский (XV в.): «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений. Елеосвящение (Соборование) – одно из 7-ми церковных священнодействий, сущность которого превосходно выразил протоиерей Александр Гаврилов: «Для чего собороваться?
Соборование: совсем не страшное Таинство
Апостол Марк упоминает в Евангелии, как Спаситель, призвав учеников, послал их на служение, и те «многих больных мазали маслом и исцеляли». О подобном служении говорится и у апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь». Важно отметить: Иаков утверждает, что именно соборная молитва способствует исцелению, но не елей, который с древности являлся символом благословения и благодати Божией.
О подобном служении говорится и у апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь». Важно отметить: Иаков утверждает, что именно соборная молитва способствует исцелению, но не елей, который с древности являлся символом благословения и благодати Божией.
В первые века совершать это Таинство было принято по большей части на дому, над теми, кто был не в силах прийти в храм.
Следует отметить, что как такового канона проведения соборования нет: в каждой церкви и храме процесс соборования происходит в рамках одной процедуры, однако со своими нюансами. Например, соборование, в том числе и соборование в Великий пост, может проводить как один священник, так и несколько.
Масло с собой брать тоже необязательно, как и забирать его после службы. Второе название таинства соборования - это елеосвящение, то есть освящение елея - растительного масла. Суть процесса соборования заключается в освящении елея и последующем помазании - нанесении освящённого масла на лоб, лицо, верхнюю часть груди и руки священником во время чтения молитв.
Освещают елей вином. Помазание во время таинства совершается семь раз. Практика соборования или елеосвящения была известна еще во времена Христа и его учеников, которые помазывали больных и возлагали на них руки, дабы исцелить.
В католической традиции елеосвящение считалось ритуалом для тех, кто находится при смерти, в то время как православная церковь изначально рассматривала елеосвящение как таинство, направленное, в первую очередь, на исцеление от недугов как физических, так и душевных. Читайте нас в.
Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится? Кроме того, указанное понимание Елеосвящения не прошло церковной рецепции» [7]. В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания когда уже невозможно его причастить , но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма. После наступления смерти освящённым на этом соборовании елеем священник в конце отпевания крестообразно поливает [8] накрытое саваном тело, незадолго до смерти соборованного почившего[ уточнить ].
Православный обряд совершения елеосвящения[ править править код ] Елеосвящение совершается согласно требнику [9] собором семи священников отчего и называется также «соборованием» ; но в случае необходимости может быть совершено и одним священником.
Соборование перед смертью
Соборование: о значении таинства, когда совершается, кто может собороваться, как часто можно собороваться. К Таинству Соборования необходимо приступать с покаянным чувством, совмещенным с твердым намерением исправить свою жизнь и привести ее в соответствие с заповедями Божиими. К Таинству Соборования необходимо приступать с покаянным чувством, совмещенным с твердым намерением исправить свою жизнь и привести ее в соответствие с заповедями Божиими. священник Александр Богдан Соборуемся по правилам Во время Великого поста почти во всех храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало б. Соборование — значение, правила, особенности. (соборование) в великий пост будет совершаться в нижнем храме в следующие дни: 14 марта, ЧЕТВЕРГ – в 09:00.
Таинство Соборования: что оно значит для православных
Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? Соборование – шаг веры к тому, чтобы наш «дух и душа и тело сохранились без порока в пришествие Господа Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семью священниками (собором священнослужителей).
Соборование — таинство исцеления
Что такое соборование: суть священнодействия, история возникновения, в каких случаях обращаться к таинству, принципы обряда. Как, интересно, могут соборовать без исповеди? история, значение и во Елеосвящение (Соборования), впрочем, как и все Таинства Церкви, установлено Господом. Как, интересно, могут соборовать без исповеди? Как проводится Соборование и для чего это нужно. Соборование может проводиться как в храме над большим количеством прихожан, так и на дому, над одним-единственным человеком, который по состоянию здоровья не способен выйти из дома или вовсе прикован к кровати. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется.
Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост
Перед Хиротонией обязательно совершается ставленническая исповедь [16]. То же самое касается и таинства Соборования. Протоиерей Михаил Архангельский в своем исследовании о Елеосвящении пишет: «Покаяние и исповедание грехов, как необходимое условие принятия Святого Духа, вообще, требуется перед совершением христианских таинств, например Крещения, Миропомазания, Причащения, Священства, брака и равного им Елеосвящения» [17]. Таким образом, Крещение вводит человека в Церковь, открывает для него другие таинства. Таинство Покаяния как «второе» Крещение возвращает в Церковь человека, отпавшего от нее, примиряет его с ней и с Богом. Никогда не исповедовавшиеся, исповедовавшиеся давно больше года отделяют себя от Церкви накапливающимися грехами и неучастием в ее спасительных таинствах. Вернуть таковых в Церковь должна, прежде всего, исповедь, но уж никак не Соборование. А на общих Соборованиях обычно бывает немало людей, которые давно не исповедовались и не имеют живой связи с Церковью. Об обязательности совершения исповеди перед Елеосвящением указывается в руководствах по совершению Соборования. Например, в предисловии к Елеосвящению Требника святителя Петра Могилы говорится: «В-первых, убо к совершению Тайны сея то есть Елеосвящения.
В книге «О должностях пресвитеров» заповедуется: «…понеже отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния, потому больной прежде Елеосвящения да приуготовит себя истинным покаянием и, исповедав грехи, разрешение да приимет» [19]. В исследовании протоиерея Михаила Архангельского указывается: «…согласно с практикой апостольскою и вселенской Церкви в настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения» [20]. Предваряющую Елеосвящение исповедь однозначно подразумевают молитвы чинопоследования Соборования. Во второй молитве освящения елея больному испрашивается «совершенное избавление грехов». Потому что он «первое избавление» получил в таинстве Исповеди. Это соотношение таинств Исповеди и Елеосвящения в отношении отпущения грехов кратко формулирует отец Михаил: в «покаянии грехи отпускаются без Елеосвящения, а в Елеосвящении — с предварительным совершением исповеди и покаяния» [21]. Далее, в молитве перед вторым помазыванием говорится: «Всели в раба твоего имярек, познавшаго своя согрешения». Когда же он осознал свои согрешения? Очевидно, когда испытывал свою совесть и результаты своего покаяния принес в таинстве Исповеди, о чем и свидетельствует священник, читая эту молитву, что такое покаяние было принесено, ибо он и узнаёт об этом собственно в исповеди.
Ведь свидетельствование о грехах и является одним из сущностных моментов таинства Исповеди — исповедь приносится Богу, а священник об этом свидетельствует и читает разрешительную молитву, благодатью Божией разрешая кающегося от грехов. А если исповедь не совершается перед Соборованием или совершается после , то это выражение о познании грехов с точки зрения совершителя Соборования становится гадательным: может быть, познал, а может, и не познал, ведь всё находится в тайниках души человека. Та же мысль присутствует в последней молитве, при чтении которой на главу больного возлагается Евангелие. Священник в ней молится, чтобы Бог принял больного, «кающагося о своих си согрешениих». В сакраментальном отношении здесь священник опять свидетельствует об имевшем место покаянии человека. Кроме того, в самом конце Соборования, после отпуста, приступившие к таинству троекратно испрашивают у священников прощение грехов: «Благословите отцы святи…». Святитель Симеон Солунский сообщает, что этот обряд испрашивания прощения есть форма утверждения прощения, ранее уже полученного в покаянии [22]. Если всё-таки говорить о том, что в Елеосвящении прощаются «забытые» грехи, то это могут быть только грехи, о которых человек не знал или забыл во время исповеди. Если же Елеосвящение не предваряет исповедь, то эти рассуждения теряют свою логику.
Как пишет протоиерей Михаил Архангельский: «В покаянии подается отпущение всех исповеданных грехов, а в Елеосвящении, дополнительно, отпускаются и такие нравственные недуги, которые, по ненамеренности и т. Поэтому: «Елеосвящение, в отношении к отпущению грехов, может быть названо таинством дополнительным» [24].
Как бы за него хорошо не молились, больной должен веровать и искренне молиться Богу. Иначе Таинство будет недействительным. В молитвах Елеопомазания говорится также, чтобы человеку простились все его грехи, вольные и невольные, ведомые о которых он знает и неведомые. В последнее время это Таинство стали проходить и здоровые люди, мотивируя это тем, что во время помазания освященным маслом прощаются даже забытые грехи. Но раньше этот чин проходили только лежачие больные, близкие к кончине земной жизни. Конечно, нельзя человеку запретить проходить это Таинство, поэтому пусть каждый решает сам, стоит ли ему в нем участвовать. Или можно спросить у духовника и действовать по его благословению. Да, на Соборовании прощаются грехи, но лишь те, которые послужили причиной болезни.
Ведь, как известно, все корни заболевания лежат во грехах. Как проходит Соборование Обычно Соборование совершается в пост, так как это — благоприятное время для покаяния, очищения души и тела.
Рекомендуется взять на таинство елеосвящения платочек или салфетку, чтобы удалить с кожи лишнее масло. Сколько раз в год можно собороваться? Достаточно одного раза, если не случится непредвиденной болезни или травмирующих событий. Соборование не заменяет таинство покаяния и не отменяет его. Можно ли продолжать медицинское лечение после соборования? Духовное врачевание не отменяет медицинского лечения, так как это разные вещи.
Необходимо пройти весь курс назначенной терапии до конца. Можно ли есть мясную пищу после исцеления? Многие люди уверены, что полученное исцеление налагает на них запрет употребления мясной пищи. Это суеверие, не связанное с церковными правилами. Нужно ли после исцеления поститься по понедельникам, кроме среды и пятницы? Это тоже относится к суеверию, соборование не возлагает обязательства дополнительного поствования. Есть еще одно суеверие, что после соборования запрещено иметь супружеских отношений и париться в бане. Это абсолютное заблуждение, которое не относится к церковным канонам и правилам.
Как правильно применять освященный елей, взятый из церкви? Елей можно добавлять в еду, а также мазать крестообразно больные места после произнесенной молитвы. Что делать с зернами пшеницы, взятыми после соборования в церкви? Из них можно сварить кашу либо прорастить на блюде с водой и скушать. В церковной практике нет специального обряда с пшеничными зернами, которые употреблялись на елеосвящении. Вино после соборования можно добавлять в еду, принимать внутрь. Свечи после елеосвящения зажигают дома, когда кто-нибудь из домочадцев занедужит.
Иакова 5:15. С тех самых пор Таинство Елеосвящения стали совершать в Церкви над болящими для прощения старых и забытых грехов. На исповеди человек кается в своих грехах, после чего работает над собой, чтобы их больше не совершать. Однако у каждого из нас есть грехи, которые проходят мимо нашего сознания. Происходит это в силу нашей духовной расслабленности, забывчивости, а иногда и потому, что мы не считаем некоторые проступки грехами.
Таинство Соборования
Конечно, нужно покаяться в грехах, а затем уже со спокойной совестью к соборованию приступить, и причаститься, так будет больше пользы для души человека. Кто может собороваться? Люди, ведущие церковную жизнь, а не случайные захожане на «огонек» — все идут, и я пойду, авось что поможет. Также можно соборовать на дому или в больнице тяжело болеющих людей, которые сами прийти в храм не могут. Близким нужно прийти в храм и договориться со священником на определенное время, когда батюшка сможет, испросить у него, как подготовить болеющего человека может, это просто старенькая бабулька, не больная, но по немощам своим не может прийти в храм. Можно ли женщине при месячных идти на соборование? Нельзя, точно также как и принимать участие в других Таинствах при ежемесячных немощах не разрешено. Куда девать елей после соборования?
Вообще-то пшеница и елей после завершения Таинства никому не раздаются, а сжигаются. Но по просьбам участников Таинства могут отдаваться на руки. Елеем можно мазать больные места, но просто так выливать куда попало нельзя, потому если мазать не будете, лучше не просить вам их отдать. Как готовиться к соборованию, что брать с собой в храм? Готовиться также, как перед Причастием, если идете, как положено, на службу, на Исповедь, Причастие и Соборование, в такой очередности. То есть — пост, чтение канонов, покаяние. В храм брать с собой искреннее покаяние и горячие молитвы.
Смотря, сколько людей собирается на Таинство, может по несколько часов длиться, так что будьте готовы.
Соборование здоровых людей — это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди. При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей — это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния.
Наличие нераскаянных тяжелых грехов, препятствующих человеку участвовать в Соборовании. Выявить их как раз и должна исповедь перед Соборованием, которая «необходима потому, чтобы не преподать таинства тому, кто не имеет права и способности к принятию его, как то: неверному, иноверцу, оглашаемому, проходящему церковное покаяние, отступнику, безбожнику…Из православных не могут быть допущены к Елеосвящению нераскаянные и ожесточенные грешники». Допускать таких к Елеосвящению, по мысли протоиерея Михаила Архангельского, то же самое, что бросать жемчуг перед свиньями ср. В качестве современного примера здесь можно привести одновременное занятие эзотерикой и ведение церковной жизни с участием в таинствах церковных. Случаться такое совмещение может либо по невежеству, либо по дерзкой гордости человека, находящегося в прелести и считающего, что одно другому не мешает.
Пастырская целесообразность. Как уже упоминалось, в общем Соборовании часто принимают участие люди невоцерковленные. Во время исповеди им можно дать какие-то наставления, сориентировать и т. Участие же в Соборовании для таких малосведущих людей без предварительной исповеди и беседы способно выводить на первый план преимущественно житейские соображения «пойти пособороваться, чтобы не болеть». Выводы Для участия в общем Соборовании необходима предварительная исповедь.
Допущение к Соборованию без предварительной исповеди является нарушением литургического Предания и искажением содержания таинства Елеосвящения в его соотношении с таинством Покаяния. Кроме исповеди в подготовку к общему Соборованию должно входить и соблюдение Великого поста, во время которого совершается Елеосвящение. Об этом правила нет, но такова сама логика, смысл совершения Соборования в главный пост Церкви. Ведь, как указывалось выше, сама традиция общего Елеосвящения исторически неразрывно связана с завершением Великого поста, когда к нему приступали те, кто этот пост соблюдал и нес подвиг покаяния и воздержания. С точки зрения необходимости установления хотя бы некоторой связи современной практики как с содержанием самого таинства Елеосвящения, так и с традицией общего Соборования, следует допускать к нему тех, кто соборовался последний раз не менее года назад в соответствии с недавним напоминанием об этом Священным Синодом РПЦ от 25 декабря 2012 года , соблюдал весь Великий пост, во время него хотя бы один раз исповедовался и взял у исповедующего священника благословение на участие в этом таинстве.
К сказанному следует также добавить, что допущение к участию в Соборовании здоровых людей — это всё-таки скорее исключение, чем норма. Исследователь истории таинства Елеосвящения протоиерей Михаил Архангельский об этом писал так: «Известно, что почти нет правил без исключений. Елеопомазание, совершаемое по местам для здоровых, есть именно сделанное святою Церковью исключение из общего правила совершать его только над тяжко больными». На Руси и в греческих церквях общее Соборование здоровых людей совершалось только раз в году — на Страстной седмице. В современной греческой традиции общее Елеосвящение проводится не только после утрени Великого четверга, но также, как правило, в навечерие Рождества Христова.
В связи с этим, в целях сохранения факультативного значения общего Елеосвящения для здоровых всего лишь как исключения а не нормы , следует признать актуальной и очень уместной рекомендацию комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам богослужения и церковного искусства совершать общее Соборование только в период Великого поста и, в виде исключения, в дни предпразднства Рождества Христова — тогда, когда уставом предписывается особенно строгий пост, «но не в прочие посты и обычные дни года». К этому можно добавить, что, с точки зрения преемственности, желательно, чтобы Соборование совершалось в конце поста. Также, в соответствии с дозволением Священного Синода РПЦ, представляется целесообразным, для более удобного и ясного разграничения оснований участия в Елеосвящении, совершать общее Соборование над больными и здоровыми людьми не одновременно, а в разное время и разными чинами, как это было принято ранее в Русской Церкви и происходит в современной греческой практике. Выводы и предложения, сделанные в настоящей статье, не вносят ничего нового, а являются лишь напоминанием того опыта совершения Елеосвящения, который заключен в церковной истории и Предании. Актуализация этого опыта в современности позволит сохранить преемственность между практикой срок существования которой к тому же, как уже указывалось, совсем небольшой — началась она с конца XX века и традицией, поможет сделать участие верующих в таинстве Соборования более сознательным и ответственным, а также устранит основания для замечаний к совершению общих Соборований, подобных тому, которое сделал Святейший Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании г.
Москвы в 2004 году.
Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся. После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника. Подробности объяснит священник. Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь. Елей — это не магия и не лекарство. Если вы не имеете веры, если во время Таинства не молитесь и не внимаете тому, что происходит, то вы зря теряете время.
К Елеосвящению следует приступать со страхом Божиим и верой — и только так, а не иначе.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет. Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Любовь!
Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование. Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти. Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди.
На нашем сайте вы сможете найти большое количество литературы на эти темы О соборовании , об исповеди. С уважением, священник Антоний Скрынников. Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек ему 2 года никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше. Спасибо заранее за ответ. Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение. С уважением, священник Михаил Самохин. Совершение Таинства Соборовани Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет.
Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой. В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками.
Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых. Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие.
Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения см. На пшеницу ставится пустой сосуд кандило праздное , который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином см. Лк 10, 34. Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой хлопчаткой , для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой.
Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны. Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения Как видно из слов апостола Иакова 5, 14 — 15 , в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое.
Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф. При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15.