Стихотворение «Железная дорога» является небольшим по объему произведением, всего 148 строк. Стихотворение посвящается детям, так как именно малыши имеют возможность, когда возрастут, поправить что-то неправильное и несправедливое в мире. Стихотворение Некрасова «Железная дорога» учит уважать труд человека и ценить человеческие жизни.
Почему стихотворение «Железная дорога» посвящается детям: объяснение смысла и значение произведения
Почему стихотворение обращено к детям. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году. Вы находитесь на странице вопроса "Почему стихотворение " Железная дорога" обращена к детям??", категории "литература".
Некрасов "Железная дорога": ответы на вопросы
Некрасов посвятил стихотворение "Железная дорога" будущему поколению, которое должно продолжить то,что создал русский народ. не графом Клейнмихелем, а русскими мужиками. В начале ноября обсуждаем стихотворение Некрасова «Железная дорога» — и копаемся в исторических документах.
Почему стихотворение " Железная дорога" обращена к детям ??
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек! Не разогнул свою спину горбатую Он и теперь еще: тупо молчит И механически ржавой лопатою Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять... Благослови же работу народную Да не робей за отчизну любезную... Вынес достаточно русский народ, Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Ответ или решение 1 m-r35 В своем стихотворении "Железная дорога" Некрасов обращается не только к одному герою, сыну генерала "юному Ване", но ко всем детям. Автор считает, что именно будущие поколения смогут изменить ситуацию с крепостным строем в стране.
Генерал в ответ на рассказ Вани об удивительном сне захохотал: для него всё, что говорит лирический герой — чепуха, он спорит с ним о роли народа в истории. С точки зрения генерала народ — это варвары, дикое скопище пьяниц, которые «не создавать, разрушать мастера».
Авторское отношение к изображаемому — противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани мысль о том, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны. Заканчивается третья часть словами генерала: Вы бы ребенку теперь показали Светлую сторону… Генерал возмущен той страшной картиной, которую герой нарисовал мальчику, и призывает показать «светлую сторону» жизни, которую и показывает лирический герой в четвёртой части. Так называемая «светлая сторона» — это описание окончания строительства железной дороги: Слушай, мой милый: труды роковые Кончены — немец уж рельсы кладет. Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках… Фраза «немец уж рельсы кладет» означает, что закончилась самая трудная, не требующая высокой квалификации, часть работы. Её, как правило, выполняли русские. Немцы же а так называли всех иностранцев выполняли высококвалифицированную работу.
Иллюстрация И. Глазунова к поэме Н. Некрасова «Железная дорога» Источник …рабочий народ Тесной гурьбой у конторы собрался... Крепко затылки чесали они: Стали в копейку прогульные дни! Всё заносили десятники в книжку — Брал ли на баню, лежал ли больной: «Может, и есть тут теперича лишку, Да вот, поди ты!.. Как это могло произойти?
Но юноша предпочел стать вольнослушателем в Петербургском университете на филологическом факультете. Началась столичная жизнь впроголодь и без шансов на нормальное существование, потому что разгневанный отец лишил своевольного сына денежного содержания. Некрасов ночевал в приютах для бездомных, выглядел так плохо, что ему подавали милостыню, как нищему. Юноша дал слово бороться за жизнь, не позволить себе умереть на чердаке или под забором. Молодому человеку хватило воли и силы духа, чтобы выбраться из бедности, он брался за любую работу, подрабатывал уроками, много писал для различных изданий. В 1840 г. Некрасов, скопив немного денег, издал свой первый сборник «Мечты и звуки», который не был успешен. Молодой автор выкупил почти весь тираж и уничтожил. После этого он решил заняться издательским делом. Известность писателю принес в 1846 г. Опубликованные в альманахе стихи Некрасова принесли ему первую славу. В 1847 г. Некрасов с литератором И. Панаевым выкупили права на журнал «Современник», в котором он был издателем и редактором до 1866 г. Журнал стал передовым изданием, с которым сотрудничали многие одаренные литераторы. Благодаря «Современнику» и его издателю стали известными Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Гончаров и многие другие писатели. Но став предприимчивым издателем и успешным литератором, дворянин Некрасов никогда не забывал о трудной жизни среди простых людей, полной лишений. Основными темами творчества Некрасова стали жизнь народа, тяжелая судьба рабочего крестьянина. Одним из таких произведений стало стихотворение «Железная дорога», которое было создано Некрасовым в начале 1864 г. Стихотворение с указанием «Посвящается детям» все же было напечатано в ноябре 1865 г. В день выхода журнала редакция получила от цензуры уведомление о предосудительном содержании стихотворения. Повторное предупреждение о закрытии журнала из-за политически опасных публикаций, таких как «Железная дорога», было получено от Министерства внутренних дел. Журнал был закрыт в мае 1866 г. Основой сюжета стихотворения «Железная дорога»стали реальные события строительства дороги для обеспечения железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой. Строительство первой российской казенной железной дороги протяженностью 645 км. Первоначально железнодорожное полотно планировалось длиннее. Император Николай I, не учитывая сложностей рельефа местности, обширных болот и труднопроходимых лесов, принял решение о прямом направлении и провел на карте схему дороги по линейке. Этот план превратил строительство в трудоемкий проект. Александр II своим указом в 1855 г. Строительство обошлось казне в баснословную сумму — 67 млн. Руководителем строительного проекта был министр транспорта граф Петр Клейнмихель, который слыл безжалостным администратором, за взятки закрывавшим глаза на злоупотребления. Желая угодить царю быстрыми темпами работ, он стремился ускорить процесс строительства любыми средствами.
Почему стихотворение "железная дорога" обращено к детям ?
«Железная дорога» имеет подзаголовок: «Посвящается детям». И ведь действительно стихотворение впрямую обращено к детям, образуя разговор с мальчиком Ваней. Стихотворение «На железной дороге» находится на стыке многих тем, мотивов, образов. Почему стихотворение «Железная дорога» так сильно притягивает внимание именно детей? не графом Клейнмихелем, а русскими мужиками. стихотворение Н. А. Некрасова 1864 года.
Главная мысль стихотворения железная дорога
Дети обожают ритмичные стихи Строчки стихотворений помогают детям запоминать тексты Поэзия развивает фантазию и воображение Дети сопереживают героям поэзии и переживают их эмоции Таким образом, стихотворение Некрасова «Железная дорога» обращено к детям, поскольку они способны лучше всего уловить его яркие образы и эмоции. Поэзия помогает развивать их фантазию и эмоциональную сферу, а также знакомит их с культурным наследием и прекрасным миром литературы. Простота и доступность языка В стихотворении можно найти множество повторений и звукоподражательных слов, которые делают текст более запоминающимся. Например, «тяжело, как жужжание», «дистанццион их рок», «вкруг — стоги и курганы». Это помогает детскому слушателю лучше воспринять содержание стихотворения и уловить его эмоциональную составляющую. Автор использовал иллюстративные примеры и наглядные образы, чтобы передать основные идеи стихотворения детям. Например, «бодрый паровозик», «мирные школьные друзья», «пристань открыла свои ворота». Дети смогут легко представить себе эти сцены и легче понять, о чем идет речь. Стихотворение содержит несложные и понятные фразы, сравнения и метафоры, которые помогут детям лучше понять смысл произведения. Например, «чувствуешь, что сердце питает гордость», «в трезвой земле черной жизни страну отчизну».
Автор использует образы и сравнения, которые привлекают внимание и помогают детям запомнить содержание стихотворения. Например, «мирные школьные друзья, старость и жених, упряжка без лошади, унесется с пароходом». Некрасов играет со звуками и ритмами слов, что делает его произведение более запоминающимся и привлекательным для детей. Например, «зубцы железные, дистанция, топя своим вином трудных дней остатки». Таким образом, простота и доступность языка стихотворения Некрасова «Железная дорога» позволяют детям легко понять и воспринять содержание произведения, а также увлекаться его яркими образами и эмоциональной составляющей. Участие детей в строительстве железной дороги Стихотворение Некрасова «Железная дорога» обращено к детям по нескольким причинам. Одна из главных причин заключается в том, что дети активно участвовали в строительстве железной дороги в России. Во времена, когда была написана поэма Некрасова середина XIX века , строительство железных дорог было масштабным проектом, в котором принимали участие не только взрослые рабочие, но и дети. Дети участвовали в строительстве железной дороги в разных ролях.
Они выполняли различные задачи, такие как доставка кирпичей и строительных материалов, разметка и выкопка котлованов, а также участвовали в процессе укладки рельсов. Некоторые дети, особенно подростки, были наняты в качестве учеников-пономарей или учеников-усыпальщиков. Они отвечали за установку и обслуживание железнодорожной инфраструктуры, такой как светофоры и сигнальные устройства. Участие детей в строительстве железной дороги имело свои преимущества и недостатки. С одной стороны, детям давалась возможность получать опыт и образование в технической сфере, а также зарабатывать небольшие деньги для своей семьи.
На них надеется Некрасов, в них он видит залог бессмертия народа, того самого, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста, как об этом рассказано в отрывке из поэмы «Крестьянские дети» , вошедшем во все хрестоматии и сборники — «Мужичок с ноготок». Не нашли ответ?
По аналогии с выражением "Божьи люди", которое означает безобидных, юродивых людей, выражение "Божьи ратники" можно трактовать как "люди, живущие по божьим законам, не приемлющие зло". Они мирно трудятся, безропотно вынося все страдания. Из этой песни мы узнаём, что труд строителей был тяжёл, они страдали от голода, болезней, их обманывали десятники, наказывало начальство.
Но мёртвые не помнят о нанесённом зле, их волнует лишь добрая память, то, как думают о них люди, пользующиеся их трудом, их дорогой. Эта песня оставляет очень тяжёлое впечатление, вызывает чувство жалости. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее?
С каким чувством поэт говорит о будущем? Поэт верит в силу народа, в его непобедимость. Он говорит о том, что народ вынесет всё и грудью проложит дорогу в прекрасное будущее. Поэт жалеет, что ему не удастся увидеть этого будущего, потому как наступит оно ещё очень не скоро.
Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют его понять? Генерал говорит о простом народе с презрением, с насмешкой.
Он презирает простой народ, называет его сборищем пьяниц, варварами. Автор горячо осуждает эксплуатацию простого народа.
Некрасов хочет, чтобы дети смело исследовали мир вокруг себя, несмотря на опасности, которые могут их поджидать. Таким образом, стихотворение «Железная дорога» отличается от простых описаний путешествий тем, что оно передает эмоции и чувства, позволяя детям реально ощутить всю интенсивность поездки. Это эмоциональное произведение становится особенно актуальным для ребенка, который находится в возрасте, когда он сам начинает исследовать мир и сталкивается с новыми опасностями и приключениями. Почему стихотворение Некрасова привлекает детей? Становление детского мира. Стихотворение Некрасова «Железная дорога» привлекает детей своим понятным и близким содержанием.
В произведении описывается приключение героев на паровозе, что вызывает интерес и воображение детей. Они сопереживают героям, погружаются в их мир и переживают приключения вместе с ними. Яркие образы и эмоции. Строки стихотворения создают яркие образы и вызывают разнообразные эмоции у детей. Они видят мощный паровоз, слышат грохот колес и видят дым, воображают себя на наборе и волнуются за героев. Это позволяет детям активно воспринимать произведение, почувствовать его атмосферу и отплыть в волшебный мир приключений.
Почему стихотворение обращено к детям железная дорога?
Они мирно трудятся, безропотно вынося все страдания. Из этой песни мы узнаём, что труд строителей был тяжёл, они страдали от голода, болезней, их обманывали десятники, наказывало начальство. Но мёртвые не помнят о нанесённом зле, их волнует лишь добрая память, то, как думают о них люди, пользующиеся их трудом, их дорогой. Эта песня оставляет очень тяжёлое впечатление, вызывает чувство жалости. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством поэт говорит о будущем? Поэт верит в силу народа, в его непобедимость. Он говорит о том, что народ вынесёт всё и грудью проложит дорогу в прекрасное будущее. Поэт жалеет, что ему не удастся увидеть этого будущего, потому как наступит оно ещё очень не скоро.
Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют его понять? Генерал говорит о простом народе с презрением, с насмешкой. Он презирает простой народ, называет его сборищем пьяниц, варварами. Автор горячо осуждает эксплуатацию простого народа. Это хорошо видно в последних строках стихотворения, когда Некрасов рисует картину обмана строителей, и иронично назвает её "отрадной", обращаясь к оппоненту-генералу. Он показывает Ванюше правду, призывает не держать мальчика в неведении, "обаянии".
Тема родины становится основной в творчестве поэта после раннего периода стихов о Прекрасной Даме. Блок отметил в своём дневнике, что теме родины он «сознательно и бесповоротно» посвящает жизнь. Начало ХХ века — время неслыханных перемен, исторических событий, ранее не виданных не только в России, но и во всём мире. Осмыслить такие события и донести их до ума и сердец соотечественников — задача, решение которой под силу только настоящему поэту, каковым и являлся Александр Блок. В 1908 году он создаёт исторический цикл «На поле Куликовом» и пишет стихотворение «Россия». Лирический герой стихотворения «Россия» - сам поэт. Обращение поэта к России проникнуто чувством искренней трепептной любви, сравнимой с первой любовью «как слёзы первыя любви…». Россия предстаёт перед читателем в образе русской красавицы, наделённой «разбойной красой» и носящей по русскому обычаю «плат узорный до бровей». Своенравность и покорность — такая антитеза разворачивается от строфы к строфе контекстными антонимами: золотые — серые, крест — разбой, разбойная — прекрасные, звенит — глухая, обманет — не пропадёшь — и как нельзя точно и полно рисует образ великой народной России. Телега, запряжённая измученными лошадьми, серые избы, бескрайние леса и поля, шумные реки, несущие не только воды, но и потоки слёз людских, пути-дороги к острогам — ещё одна антитеза к образу красавицы России. Чувство любви пропитано болью и горечью при виде нищеты и «серых изб», наполнено неизбывной тоской, разливающейся народными песнями: «… звенит тоской острожной Глухая песня ямщика! Мотив пути от первых строчек стихотворения и до последней, а также образ креста расширяют мысль поэта о сложном, но преодолимом великом предназначении России. Поэт верит в Россию «И крест свой бережно несу…», «И невозможное возможно, Дорога долгая легка…» , потому что любит её. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям. Спасибо за внимание. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения? Стихотворение «К Чаадаеву». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Оно посвящено близкому другу А. В искаженном виде, без ведома самого автора, было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году. Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его — дружеское послание, стиль — романтический. Композиционно мы можем выделить в этом послании три части. Настоящее — это горячее желание видеть свою Родину свободной, ожидание «минуты вольности святой». Поэт сравнивает здесь гражданские и любовные чувства: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Будущее Отчизны — это ее свобода, пробуждение ото сна. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт широко использует общественно-политическую лексику: «отчизна», «гнет», «власть», «свобода», «честь». На фонетическом уровне мы находим аллитерацию «Недолго нежил нас обман» и ассонанс «Под гнетом власти роковой». Некрасов — поэт и гражданин. Ход урока 1. Слово учителя о поэте, демонстрация портрета. Знакомство со статьей о поэте в учебнике с. Подготовка к восприятию стихотворения «Железная дорога». Индивидуальное сообщение учащегося о железнодорожном строительстве в России; рассматривание репродукции картины художника К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 г. Знакомство со стихотворением «Железная дорога». Воздух — «здоровый, ядреный», речка — «студеная», Русь — «родимая». Есть ли сходство в окраске этих слов? Что можно сказать о человеке, который так говорит? Мог бы так сказать генерал, отец Вани? Почему поэт называет строителей дороги ратниками, то есть воинами; почему добавляет к этому другое определение: «мирные дети труда»? Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к увиденному из окна вагона. Представим себе: лед, похожий на тающий сахар, желтые листья, лежащие как ковер, болота моховые, пни, кочки. Все такое обычное, где же здесь красота? Но нет, все залито волшебным лунным даже не светом, а сиянием, все это «хорошо»: ведь это «родимая Русь»! Осень увидена глазами человека-творца, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Ведь творчество — это и есть открытие нового, преображение мира. Поэт любит свою родину не за какие-то дивные красоты, а потому, что это его родина. Так любят мать. Он называет ее не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом «Русь». Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Да, это труженик, уставший от тяжелой работы. И в этом он тоже частица своего народа, о котором написано стихотворение.
Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.
На них надеется Некрасов, в них он видит залог бессмертия народа, того самого, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста, как об этом рассказано в отрывке из поэмы «Крестьянские дети» , вошедшем во все хрестоматии и сборники — «Мужичок с ноготок».
Почему стихотворение обращено к детям .Железная дорога
И верить в свой народ, в его силы, в то, что он все может:»Вынесет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»… Это самое главное — вселить в молодежь веру в свой народ, свою страну, ее светлое будущее, в «пору прекрасную», в которой жить «не придется ни мне, ни тебе». Навигация по записям.
Автор считает, что именно будущие поколения смогут изменить ситуацию с крепостным строем в стране.
Он надеется на счастливое будущее, которое смогут построить молодые и активные люди, которым рабство станет противно.
Прар4 27 апр. Бальмонта сильно отличается от русалок. Лермонтова то что у них не похожая внешность по описанию поэтов... Poliia 26 апр. Почему один из критиков утверждал что драма гроза написал не островский ее написала волга? Екатерина14113 26 апр. Це дуже благородного. Юлия4711 26 апр.
При жизни с «вечно согнутой спиной» они надрывались в зной и холод, «жили в землянках», страдали от голода, болели, терпели нужду и грабеж начальства. Теперь же им «истлевать суждено» в земле по обочинам дороги. Среди толпы мертвецов выделяется образ строителя-белоруса. В этом образе автор нарисовал реального труженика, который из-за тяжелого подневольного труда еще при жизни стал похож на мертвеца. Его портрет дает представление о состоянии человека, доведенного до крайней степени истощения: бескровные губы, тощие руки с язвами, опухшие ноги, впалая грудь, сгорбленная спина. Чтобы добыть себе хлеб, он вынужден долбить ежедневно лопатой мерзлую землю.
Рассказчик просит Ваню не страшиться «пения дикого», называя строителей братьями, «божьими ратниками», «мирными детьми труда», тем самым подчеркивает их предназначение. Как в сказочном сюжете призраки исчезают с первыми криками петуха, так и в стихотворении после «оглушительного» свистка паровоза пропала «толпа мертвецов». Ваня рассказал отцу об удивительном сновидении, но генерал отрицает способности невежественных мужиков. Автор же убежден, что простым народом созданы богатства страны. К потомкам, пожинающим плоды их труда, обращен риторический вопрос [6] погибших строителей: «Добром поминаете или забыли давно? Официальная версия, объявившая графа строителем дороги, умалчивала о подлинных строителях, тем самым предав их забвению.
Символично звучит после «отрадной» картины с бочкой вина для рабочих риторический вопрос, обращенный к генералу. Иронический вопрос,завершающий стихотворение, не предполагает ответа, он является утверждением правоты автора. Стихотворение «Железная дорога» является небольшим по объему произведением, всего 148 строк. Но по масштабности изображения событий стихотворение иногда называют поэмой. Чуковский назвал его от первой до последней строчки «поэмой о России, о русском народе». Стихотворение представляет собой сложную форму, в которой отражены пейзажные зарисовки, живая беседа героев, сатирические картины, элементы фольклорной песни и фрагменты романтической баллады с мистическими видениями.
Написано стихотворение четырехстопным дактилем [7] , напоминающим ритм стука колес идущего поезда. Поэтический язык Некрасова прост, поэт-публицист не сочинял, а передавал в стихотворной форме саму жизнь, самые грубые и неприглядные ее стороны. В стихотворении публицистическая, остросоциальная направленность и реалистическое изображение тяжелого труда строителей тесно переплетены с поэтическим описанием русской осенней природы и глубоким психологическим лиризмом. Илья Глазунов. Иллюстрация к стихотворению Н. Некрасова «Железная дорога».
Значение творчества Некрасова Николая Алексеевича Некрасова считают истинно народным поэтом. В его новаторской поэзии появились новые темы и образы, благодаря ему обновился и обогатился поэтический язык, который стал близок к народной речи. Особое место отведено у Некрасова теме труда русского народа. Его произведения пронизаны глубоким сочувствием к человеку-труженику. В стихотворении «Железная дорога» описано время зарождения капитализма в России, Некрасов показал, какой ценой для простых людей утверждались в стране новые экономические отношения. Современные исследователи называют творчество Некрасова настоящей энциклопедией дореволюционной русской жизни, в которой отразилась целая эпоха общественного развития России.
Словарь 1. Эпиграф — небольшое изречение перед произведением, раскрывающее главную мысль произведения. Колизей — древний амфитеатр в Риме. Ватикан — резиденция папы Римского, музей. Подрядчик — исполнитель работ для заказчика.
Остались вопросы?
ГДЗ Литература 7 класс (часть 1) Коровина. "Железная дорога". Размышляем о прочитанном. Номер №7 | И ведь действительно стихотворение впрямую обращено к детям, образуя разговор с мальчиком Ваней. |
Урок 13: Н.А.Некрасов «Железная дорога» - | Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: вопрос по Стихотворению железная дорога Некрасова Почему стихотворение обращено к детям? |
Почему стихотворение "железная дорога" обращено к детям ? | стихотворение Н. А. Некрасова 1864 года. |
Почему стихотворение железная дорога посвящается детям?? | В своем стихотворении "Железная дорога" Некрасов обращается не только к одному герою, сыну генерала "юному Ване", но ко всем детям. |
Почему стихотворение железная дорога обращено к детям
В своем стихотворении «Железная дорога» Некрасов обращается к детям, чтобы передать свои сильные эмоции и чувства открывающегося им мира. Автор описывает не только физическую мощь и возможности железной дороги, но и ее символическое значение. Восхищение перед новым средством передвижения отражает величие человеческого разума и способности преодолевать дистанцию и время. Занимательность и интерес для детей добавляют описания в деталях, создающие удивительные картинки в их воображении. Некрасов призывает детей к смелости и исследовательскому духу, вдохновляя их невидимыми персонажами и приключениями, которые можно встретить на железной дороге. Он видел в детях способность воспринимать мир с открытостью и радостью, предлагая им новые впечатления и знания, они становятся свидетелями исторического периода, который меняет общество и жизнь людей. Таким образом, стихотворение Некрасова «Железная дорога» обращено к детям, чтобы передать им свои чувства и эмоции от нового средства передвижения, пропускающего их магическими ландшафтами и историческими событиями. Оно вдохновляет детей и показывает им, что возможности человека и техники безграничны. Поэтическая сказка о приключениях: Стихотворение Некрасова «Железная дорога» обратно к детям в форме поэтической сказки о приключениях. В нем художник рисует картину мира из перспективы ребенка, передавая чувства, эмоции и фантазии, свойственные этому возрасту.
В стихотворении описывается путешествие на железной дороге, которое становится приключением. Для детей поездка на поезде это больше, чем просто перемещение с одного места на другое. Это возможность увидеть новые красивые пейзажи, ощутить ветер в волосах, услышать ритмичный звук колес по рельсам и почувствовать волнение при встрече с новыми людьми и местами. Проходя через разные станции и города, дети могут представить себя волшебниками, путешествующими по невидимым мирам и находящими новые друзей. Они могут рассматривать живописные пейзажи за окном, смотреть на города, проплывающие мимо и захватывающие своей красотой и атмосферой. Стихи Некрасова в своей простоте и ясности передают эти эмоции детских приключений и обращены непосредственно к маленьким читателям, позволяя им вжиться в роль героев и пережить все их чувства и впечатления. Они затрагивают сердца детей и оставляют незабываемые впечатления.
Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей. Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет!
В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей"... И тяжелый, мрачный взгляд, рисующий ужасающие картины, которые, порою, могут довести до дрожи в руках и теле:... Ванечка, знаешь ли ты? Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов!
Оно построено как разговор с мальчиком Ваней, которому автор рассказывает, кем на самом деле была построена железная дорога, по которой они едут - не графом Клейнмихелем, а русскими мужиками, их непосильным трудом, они голодали, гибли от болезней : "А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?