Усадьба Морозовых находится по адресу: Центральный административный округ, Подсосенский переулок, дом 21, строение 1. Район Басманный[1]. как неотъемлемая часть Морозовского сада. 15.04.2022 состоялась экскурсия студентов 4 курса ФЦХ в Особняк Морозова в Подсосенском переулке, организованная старшим преподавателем кафедры истории и теории христианского искусства Ниной Евгеньевной Секачевой. Поистине роскошный двухэтажный купеческий особняк под номером 21 красуется в Подсосенском (бывшем Введенском) переулке, служивший некогда главным домом городской усадьбы известных на всю Европу «ткацких королей» России Морозовых.
Новости часа: в Москве начали реставрировать городскую усадьбу Морозова
Тот в это время строил особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, и многие интерьерные находки использовал в обоих морозовских домах. Особняк Морозовых — Подсосенский переулок, 21/1 (Москва) Morozov Mansion — 21/1 Podsosensky Lane (Moscow, Russia). Внутри усадьбы Морозова в Подсосенском пер Изгиб Подсосенского переулка украшает очень красивая усадьба.
Экскурсия в особняк Морозова в Подсосенском переулке
Фото пресс-служба выставки Название выставки отсылает к стихотворению поэта Серебряного века Саши Черного «Два желания», которое созвучно нашему времени. Одних это время побуждает на новые свершения, других — на глубокую рефлексию и бездействие. Бумага, карандаш, тушь. Фото пресс-служба выставки Художники покажут свои размышления о желаниях — собственных и чужих — через живопись, современную скульптуру, аудио и видеоинсталляции. Желания часто связаны с детством, когда ждешь их исполнения самым чудесным образом; об этом — сказочные работы Родиона Китаева.
Станок - еще одно приданое за жену. И тут ему выпадает жребий идти в солдаты. Забирали тогда не всех, по жребию, но на 25 лет.
Морозов идти не хотел, взял у фабриканта, на которого работал, громадный займ, чтоб откупиться от службы. Работодателя уговаривать не пришлось. Тот с радостью одолжил денег, рассчитывая, что отличный работник попадет к нему в кабалу — вернуть такой долг казалось невозможным. Но Савва простаивал у домашнего станка по 20 часов в сутки и через два года с заводчиком расплатился. Основатель династии Морозовых - Савва Васильевич. Источник: википедия Продолжил делать ткани, которые продавал в Москве у Рогожской заставы. Торговал сам, выходил из дома до рассвета, к вечеру был на Рогожке.
Все дорогу пешком — единственный признаваемый им способ передвижения. Тем временем в наполеоновском пожаре 1812 г. Москва теряет свои фабрики текстиля. Савва Морозов, на ткани которого и до того был спрос, покупатели сами набавляли цену, стабильно богател.
Здание же, выходящее на красную линию переулка, выстроено для Викулы Морозова, основателя морозовской ветви "Викуловичей", владевших большой текстильной мануфактурой в Орехово-Зуеве. Особняк построен в 1879 г. Фасад здания обильно украшен лепниной. У парадного входа стоят атланты, поддерживающие балкон. Поражают разнообразие и богатство отделки парадных залов: мрамор, редкие сорта дерева, инкрустации, причем все парадные залы отделаны в разных стилях. В некоторых помещениях можно увидеть сводчатые зеркальные плафоны с богатой росписью и лепкой.
В создании интерьеров принимал участие М. Врубель, написавший панно на темы "Фауста". Очень красивы готический кабинет с библиотекой, приемная, будуар в стиле рококо. В особняке шесть лестниц, каждую из которых можно назвать произведением искусства. Последний владелец усадьбы, Алексей Викулович Морозов, правнук основателя династии, не занимался делами фабрики, его целиком захватила одна страсть - коллекционирование. Морозов собирал старинный фарфор и серебро, иконы, гравированные и литографированные портреты. После революции собрание национализировали, в особняке открыли Музей фарфора. По воспоминаниям архитектора И. Бондаренко, "Морозов не бросился за рубеж, остался около своего собрания и с удивительным покорным спокойствием занимался описанием и охранением своего музея. Скромно живя в двух нижних комнатах своего особняка, он всегда был на месте и радушно встречал посетителя...
Но это продолжалось недолго — в конце 1920-х гг. Этот дом памятен тем, что отсюда 16 февраля 1907 г.
В интерьерах усадьбы отреставрируют лепной декор стен и потолков, деревянные элементы и изразцовые печи. Приведут в порядок каменные лестницы», — рассказал Мэр Москвы. Монументальная живопись в интерьерах здания находится в хорошем состоянии и не требует реставрации.
КАБИНЕТ И БИБЛИОТЕКА В ОСОБНЯКЕ А. В. МОРОЗОВА В ПОДСОСЕНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ
Усадьба Морозовых словно ослепительная дама из высшего света. Она великолепна в своем стиле рококо с богатой лепниной, пилястрами, скульптурными элементами. Среди всех московских особняков, она — главная аристократка. Наверняка, вы уже дарили ей свои восхищенные взгляды, прогуливаясь или проезжая по Москве. А ведь на один вечер вы можете стать хозяином этой великолепной жемчужины XVIII века и отметить здесь свой праздник.
В прошлом в этом здании проходили самые блистательные балы и приемы Москвы, а сейчас его выбирают для модных праздников.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Информация в билете должна обязательно сходиться с паспортными данными.
При себе необходимо иметь паспорт. Усадьба в Подсосенском переулке известна еще с XVIII века, а в основе бывшего главного дома до сих пор сохраняются старинные палаты. Усадьба принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, а в 1839 году была приобретена Елисеем Саввичем Морозовым, представителем известной купеческой династии. Его сын Викула выстроил по красной линии переулка новый дом, который приспособил под административные нужды своего бизнеса.
Маргарита Кирилловна старалась не перечить мужу ни в чем, — слишком уж буйным нравом он славился. К затее заказать Валентину Серову парадный портрет она отнеслась поначалу вполне ровно, как к очередному чудачеству супруга.
Но когда в их гостиной появился живописец, сердце Маргариты Морозовой от чего-то тревожно сжалось. Сразу вспомнились рассказы о том, что говорил родной дядя ее мужа Михаил Хлудов. Маргарита не сдержалась и напомнила супругу эти слова. Но кто и когда мог остановить Михаила Морозова? Бросив на жену веселый взгляд, он с утроенным азартом стал договариваться с Серовым о скорейшем создании портрета. Разумеется в полный рост.
Маргарита отступила, о чем в последствии горько пожалела. Маргарита Морозова по рождению принадлежала к известной купеческой семье Мамонтовых. Ее отец проиграл все состояние в рулетку и застрелился в марсельской гостинице. Маргарита стала бесприданницей, но красивой бесприданницей. Михаил Морозов, наследник миллионного состояния, влюбился в нее с первого взгляда и заявил семье, что женится. Мать Михаила Варвара Алексеевна стала на дыбы.
Однако Морозова и в 20 лет остановить уже было невозможно. Родной дядя Морозова по материнской линии Михаил Хлудов тоже имел характер неистовый и буйный. Поговаривали, что он отравил свою первую жену, причем по ошибке, — яд предназначался его родному брату Василию. Миша Морозов тогда посчитал, что дядя уже не в себе, и слова его превратил в анекдот. Маргарита же отнеслась к предупреждению покойного родственника серьезно. Выйдя замуж, она вообще каждый день жила в ожидании беды, — Морозов оказался совершенно непредсказуемым человеком.
Очень жаловался об этом друзьям, в частности Виноградову говорил, что вот денег мало дают. Тем не менее, деньги в дальнейшем появились — сердобольная мама стала давать», — говорит Наталья Леонова Миша Морозов занимался писательством, пытался управлять городской мануфактурой, стал почетным мировым судьей, начал коллекционировать картины и скульптуры. Однажды, путешествуя с женой по Волге на собственном пароходе, взялся за руль и тут же посадил корабль на мель. Корабль пошел ко дну Судно перевернулось. Беременная первым ребенком Маргарита оказалась на дне, придавленная обломками. Ее с большим трудом вытащил один из матросов.
Морозов отметил это счастливое спасение грандиозной попойкой, а Маргарита погрузилась в горькие размышления о своей семейной жизни. И когда вот я проходила мимо этого здания, вот оно хотя очень красивое, но почему-то какое-то ощущение тоски я испытывала», — вспоминает Галина Зубец. Это было в конце 50-х. Внутри здания ничто не напоминало о прежних хозяевах. Наталья Кильченко также жила неподалеку и не раз бывала в райкоме. Ничего здесь не было.
Здесь была советская атрибутика. Ну, я ходила в комитет комсомола», — утверждает начальник управления по связям с общественностью банка Наталья Кильченко. В 1992 году у дома появился новый владелец — банк. Особняк сразу же стали восстанавливать. Не хватает только одного: в нише, которая находится дальше за моей спиной, находилась мумия, которую Михаил Абрамович привез из Египта. К сожалению, эту мумию мы утратили.
Мы восстанавливать ее не стали. Ну, так как мы банк, мы поставили там огромный банковский сейф, как символ надежности», — рассказывает Наталья Кильченко. В советские времена для жителей Смоленского бульвара символом надежности стала высотка, построенная в начале 50-х. И затем всю свою юность я провела как бы в ощущении таком, что я нахожусь под его какой-то защитой вот этой огромной какой-то горы», — говорит Галина Зубец. В 50-е годы чувство защищенности у советских детей удивительным образом сочеталось с ощущением постоянной опасности: везде мерещились шпионы. Он был, наверное, хорошо одет и очень странно себя вел.
Он все время оглядывался, кого-то ждал. И мы постепенно все более и более убеждались, что он наверняка шпион. Американский шпион», — утверждает Галина Зубец. Его отец в начале 80-х годов получил заказ на многофигурную аллегорическую композицию для секретного тогда мраморного зала Кремля, в котором проходили неофициальные встречи генерального секретаря КПСС. Двухметровые фигуры требовали большой мастерской. Орехов начал искать помещение и нашел его рядом со Смоленским бульваром в Земледельческом переулке.
Мне было 6 лет. Отец привез нас, как сейчас помню, на 24-й Волге. И мы зашли в Земледельческий переулок дом 9, как раз в мастерскую. Что я увидел? Это были только стены. Наверху была сгоревшая крыша и голубое небо.
Это вот яркое впечатление было. Я еще спросил: «А почему… как ты будешь здесь работать, пап? Тут же дождь будет заливать». Он сказал, что вот сейчас я получу как раз гонорар за эту работу и восстановлю это здание. Как раз отец после работы получил Ленинскую премию. Тогда она составляла 20 тысяч рублей.
Это были огромные деньги. И тоже мое впечатление было, когда отец показал эти деньги в чемодане, прямо как в кино. И все деньги он вложил вот в воссоздание этого старого московского особняка», — вспоминает скульптор Григорий Орехов. Это был не просто старый московский особняк. Здесь 3 года жил Илья Репин. Искусствоведы считают эти годы расцветом творчества художника.
Здесь он заканчивает «Царевну Софью» и «Крестный ход в Курской губернии», пишет знаменитую картину «Отказ от исповеди», начинает делать эскизы к «Запорожцам». Здесь вместе с Репиным работал и Валентин Серов. Совсем еще юношей он брал уроки у знаменитого художника. В это окно он смотрел и делал наброски всего, что видел. То есть я думал, что здесь живут привидения. Вроде бы мистика, но почему-то я в это верил, потому что столько здесь было людей… дому больше 200 лет», — говорит Григорий Орехов.
Прошел уже месяц, а художник все никак не мог решить, где он будет писать хозяина особняка. Морозов недоумевал: «В чем загвоздка? Серов говорил, что никак не уловит суть Морозова. Маргарита Кирилловна заметно нервничала. Однажды посетившее ее предчувствие беды изо дня в день все нарастало. В один из вечеров Серов вдруг остановился в мало освещенной греческой зале и заявил: «Вот здесь буду писать.
Именно так. И Вы, Михаил Абрамович, будете в черном». Морозов возмутился: для своего парадного портрета он хотел чего-то более яркого. Но художник был неумолим: «Нет, только здесь и в черном». Серов тут же достал блокнот и сделал первые наброски. Морозов взглянул.
Ему понравилось. Маргарита же была уверена: темная комната, черная одежда — это все предвестники смерти, о которой предупреждал покойный дядя. Он чем-то пугал ее как художник: своим отношением, своими фразами, брошенными иногда, как будто просто так», — говорит Наталья Леонова. На все предостережения жены Морозов отвечал насмешками. Он не верил ни в какую мистику, и уж, тем более что картина может забрать жизнь. Написал же Серов чудесный портрет его младшего сына Мики — и ничего, живет мальчишка.
А вот этого Морозову, по мнению Маргариты, говорить не стоило. Она так и не простила мужу той грандиозной ссоры, обернувшейся трагедией. Это пьеса известного писателя Сумбатова Южина, которая так называлась «Джентльмен». И в ней практически был описан и этот дом, и то, как жили Морозов с Маргаритой. И по городу распространяются всевозможные слухи, тычут пальцем. Узнала об этом мама Маргариты.
До не дошли эти слухи, видимо, ей тоже стали говорить, и она скоропостижно скончалась. А Маргарита была беременна тогда и родила этого Мику, сына своего, преждевременно», — рассказывает Наталья Леонова. Гнев на милость Михаил Абрамович долго вымаливал у жены прощение. В конце концов Маргарита сменила гнев на милость. Морозов повеселел и тут же отправил кухарку за парным мясом на Смоленский рынок. В 30-е годы он на какое-то время превратился в Торгсин, где можно было за царские золотые червонцы, драгоценности или валюту купить продукты.
В 1936 году Торгсин на Смоленской площади снова стал обычным гастрономом. Однако заурядным он не был никогда, — всегда старался поразить москвичей чем-то особенным. Так, в начале 50-х здесь начали делать первые в Москве молочные коктейли. И вот мы шли, и вот эти копеечки, которые нужны были для этого, собирали до этого, и шли, и днем вот пили этот коктейль. И вот вкус этого коктейля не перебьет никакой современный коктейль, я думаю, для меня», — рассказывает Галина Зубец. Но одноклассники Гали Зубец его не жаловали, — по привычке продолжали переходить площадь по верху.
Так мы и бегали туда-сюда прям буквально в ту арку. Нарушали», — утверждает Галина Зубец. Перебегали дорогу ребята именно в этом месте, так как учились в Московском авиационном приборостроительном техникуме, располагавшемся по адресу Смоленская-Сенная площадь, 30, как раз напротив дома, где жила Галя. Никто из них не знал тогда, что каждый день посещают здание бывшего приюта для малолетних преступников имени Рукавишникова. Прославился он благодаря директору — 25—летнему Николаю Васильевичу Рукавишникову. Это было.
А потом там совершенно прекратилось вот это вот убегание. Мало того, ребята так переживали, если кто-то совершил какой-то нехороший поступок и расстроил…обидеть Николая Васильевича считалось просто преступлением», — говорит правнучка Николая Рукавишникова Екатерина Гиппиус. Николай Рукавишников был средним сыном крупного российского предпринимателя Василия Рукавишникова. Решение юноши стать директором приюта вызвало у отца как минимум недоумение. Секрет его успеха был прост и сложен одновременно. Николай Рукавишников любил своих воспитанников, любил искренне и мудро: водил по музеям, учил грамоте, находил занятие по способностям.
В 1873 году приют посетил известный английский проповедник Артур Стэнли. А в августе 1875 года Рукавишников отправился на прогулку со своими воспитанниками на Воробьевы горы и сильно простудился. Писал ей, что он поправляется, что он приедет. Но на самом деле все обернулось ужасно, и 8 августе 75 года он умер», — рассказывает Екатерина Гиппиус. Николаю Рукавишникову было всего 29 лет, но он сумел вдохновить на благое дело своих братьев. Младший Константин и старший Иван взяли приют под попечительство.
В 1878 году они купили у вдовы Несвицкой этот дом, построенный знаменитым архитектором Казаковым, и перевезли в него воспитанников. Если в течение 3 лет они успешно работали, дирекция приюта давала им деньги на открытие собственного дела. Все изменилось, когда в 1907 году директором стал бывший латышский пастор Неандер. Приют превратился в тюрьму, где надзиратели морили голодом и избивали детей. Они отказались выполнять распорядок дня. В общем, просто настоящий бунт.
В результате всех этих беспорядков один из детей был забит швейцаром и умер. И после этого только удалось от этого Неандера избавиться», — рассказывает Гиппиус. После революции приют просуществовал еще несколько лет и был закрыт в 1926.
Другие экскурсии в Москве
- В Москве началась реставрация усадьбы Морозова
- Особняк морозова подсосенский переулок
- Усадебный экспресс. Усадьба Морозова в Подсосенском
- Мир глазами фотографа
Прогулка по столице: особняки династии Морозовых в Москве
Не думайте, что меня увлекли классики мировой литературы. Я увлеченно листала ленту московских Telegram-каналов, стараясь не пропустить за часы короткой стыковки в столице нечто особенное. Так и вышло — не пропустила! В нем пройдет выставка современного искусства «Два желания» от Grabar Gallery. Разумеется, еще в поезде я вбивала в Яндекс. Карты адрес — пер.
Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» Морозовы. В 1895 году усадьбу унаследовал Алексей Викулович, старший сын Викулы Елисеевича. Он вновь перестроил дом, для чего пригласил молодого, но уже успевшего заявить о себе архитектора Федора Франца Шехтеля. Для особняка во Введенском переулке Шехтель спроектировал двухсветный кабинет с лестницей на второй этаж, библиотеку и рокайльную гостиную, а также вестибюль в египетском стиле. К работе над интерьерами архитектор привлек известного художника Михаила Врубеля и молодого скульптора Сергея Коненкова. Убранство особняка сохранилось до нашего времени практически в неизменном виде. Приглашаем Вас посетить загадочный и недоступный собняк.
Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своем telegram-канале. Здание, расположенное в Подсосенском переулке неподалеку от станции метро Курская, за несколько столетий практически не изменилось. По словам Собянина, в данный момент идет реставрация цокольного этажа.
В построенном в 1879 году для Викулы Елисеевича Морозова, видного представителя династии богатейших торговцев и промышленников, особняке выдающийся архитектор конца XIX-начала XX века Федор Шехтель создал ряд интерьеров, в том числе один из своих шедевров — Готический кабинет и библиотеку, где он работал в соавторстве с Михаилом Врубелем. Заказчиком перестройки выступил Алексей Викулович Морозов, посвятивший свою жизнь коллекционированию старинных книг, гравюр, серебряных изделий и фарфора. Части его коллекции вошли позднее в состав крупнейших российских музеев, при его жизни они хранились в специальных комнатах в особняке, в том числе в Готической библиотеке.
Особняк морозова подсосенский переулок
Автором проекта выступил архитектор Михаил Чичагов. Новый усадебный дом был выполнен в формах эклектики, с нарядным рустованным фасадом, декорированным изящной лепниной. Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» Морозовы. В 1895 году усадьбу унаследовал Алексей Викулович, старший сын Викулы Елисеевича. Он вновь перестроил дом, для чего пригласил молодого, но уже успевшего заявить о себе архитектора Федора Франца Шехтеля. Для особняка во Введенском переулке Шехтель спроектировал двухсветный кабинет с лестницей на второй этаж, библиотеку и рокайльную гостиную, а также вестибюль в египетском стиле. К работе над интерьерами архитектор привлек известного художника Михаила Врубеля и молодого скульптора Сергея Коненкова.
Гостиная в стиле рококо Декорирована французскими гобеленами. Украшенный золоченой резьбой потолок частично сделан стеклянным, с подсветкой электрическими лампами. Убранство этой комнаты особняка сохранилось до нашего времени практически в неизменном виде. Поднимаемся в комнаты второго этажа Автором интерьеров второго этажа является архитектор М.
При Алексее Викуловиче Морозове второй этаж был музейным. Нас встречает холл расписанный в стиле древнего Рима Карниз потолка многоярусный. Настоящее произведение искусства!
К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации. Усадебный экспресс. Усадьба Морозовых, Подсосенский переулок д.
ФГБУ «Дом народов России», который расположен в здании, проводит конкурс на сохранение объекта культурного наследия. Прием заявок открыт до 19 июня.
На подведение итогов выделят три дня. С подрядчиком заключат государственный контракт на 293,6 млн рублей из федерального бюджета.
Прогулка по столице: особняки династии Морозовых в Москве
Особое внимание уделим Викуле Морозову, который купил эту усадьбу в Подсосенском переулке, и его сыну Алексею, получившему особняк в наследство. Россия, Москва, Подсосенский переулок 21/1 (у арки, на месте необходимо быть за 10 минут до начала события. Ещё один адрес в Москве, по которому находилась старообрядческая моленная — Подсосенский переулок, усадьба Морозовых.
В особняке Морозова в Подсосенском переулке
Подсосенский переулок пропитан духом купеческой Москвы из-за архитектуры. После чего поторопилась в Подсосенский переулок. Внутри усадьбы Морозова в Подсосенском пер Изгиб Подсосенского переулка украшает очень красивая усадьба. Имя Алексея Викуловича Морозова в последние годы чаще вспоминают в связи с тем, что у него в особняке архитектор Франц Осипович Шехтель сделал очень красивый кабинет с библиотекой и гостиной. В Усадьбе Морозовых в Подсосенском переулке в Москве расположился дом национальностей. 17 декабря в усадьбе Морозовых в Подсосенском переулке пройдет новогодний Vintage Marketplace, который соберет 50 лучших винтажных проектов со всей России.
Выставка «Два желания» в Москве
Одним из интереснейших купеческих особняков Москвы является бывший дом Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском переулке. Хороший повод отправиться на экскурсию «Экскурсия в особняк Морозова в Подсосенском переулке», которую проводят профессиональные гиды Катя и Никита. от Чичагова до Шехтеля - и историю Алексея Морозова, одного из наследников династии промышленников, филантропа, страстного коллекционера искусства. Поистине роскошный двухэтажный купеческий особняк под номером 21 красуется в Подсосенском (бывшем Введенском) переулке, служивший некогда главным домом городской усадьбы известных на всю Европу «ткацких королей» России Морозовых.
Экскурсии в особняк Морозовых в Подсосенском переулке в Москве 2024
Он решил переделать интерьеры некоторых помещений, и пригласил для этого молодого, но уже успевшего заявить о себе архитектора Фёдора Шехтеля. Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка — одна из вершин творчества архитектора. Кабинет и библиотека особняка выполнены в готическом стиле, и целиком отделаны тёмным деревом ценных пород. Кабинет освещается высокими витражными окнами, которые приглушают яркий свет с улицы, и создают в кабинете полумрак.
Украшенная резьбой лестница, ведущая на второй этаж, в библиотеку, сама по себе является произведением искусства. Интересные детали лестницы — деревянные фигуры дракона и гнома, «сидящего» на ступеньках. У ног гнома раскрытая книга с надписью на латыни «Жизнь коротка, искусство вечно».
Он построит в Подсосенском переулке большой и очень красивый дом, пригласив архитектором проекта Михаила Чичагова. На главном аттике особняка красовался картуш с буквой «М». Его построили для приемов и деловых встреч Викулы Елисеевича — пыль в глаза пустить, если вкратце: Во внутренних интерьерах, по свидетельству очевидцев, царила пестрая мешанина, пардон, эклектика. Классика, ренессанс, барочные потолки и русский архитектурный стиль — все смешалось в доме Морозовых.
Он унаследовал имение в 1895 году. При нем Шехтель, как обычно узнаваемый, неповторимый и неподражаемый, придумал для классической нарядной усадьбы нечто фантастическое.
Именно здесь расположена великолепная старинная усадьба Морозовых, чья история начинается в 1839 году. В 1839 году его выкупил Елисей Саввич Морозов, представитель именитой купеческой династии. Через 40 лет усадьбу унаследует его сын, Викула Морозов.
Он построит в Подсосенском переулке большой и очень красивый дом, пригласив архитектором проекта Михаила Чичагова. На главном аттике особняка красовался картуш с буквой «М». Его построили для приемов и деловых встреч Викулы Елисеевича — пыль в глаза пустить, если вкратце: Во внутренних интерьерах, по свидетельству очевидцев, царила пестрая мешанина, пардон, эклектика.
Купец Василий Кокорев, влекомый коммерческим расчетом, прилагал недюжинные усилия, чтобы женить Алексея Морозова на своей младшей дочери Любови. Зато весь свой досуг необыкновенный жизнелюб отдавал коллекционированию, использовал каждый момент для поиска новых предметов. Алексею Викуловичу удалось собрать великолепную коллекцию русской портретной живописи.
Все парадные залы особняка превратились в хранилище предметов разрастающейся коллекции. В этой подлинной энциклопедии отечественного фарфорового производства собралось целых 2459 экспонатов. Алексей Викулович продолжил дело деда и отца по части собирания старинных икон, старопечатных книг и рукописей. Шехтелю предстояло проектировать двухэтажную, в два света, библиотеку, создать придуманный, как видно, вместе с заказчиком, целый мир. Выбрали готический стиль. Материал — темное дерево.
Фантазия Шехтеля била через край, интерьеры он проектировал от дверной ручки до вентиляционной решетки. Архитектор был, кроме всего прочего, виртуозом по проектированию лестниц. Резная лестница особняка Алексея Морозова с карликом у подножья и взгромоздившимся на столб глазастым драконом здесь отдельное произведение искусства. Под лестницей — поддерживаемый горгульями белоснежный камин выполнен в мастерской М. Кутырина с геральдическими линиями, резными головками грешников с разными выражениями лиц. У камина скрыта маленькая потайная дверка в старообрядческую молельню.
Свет в это пространство проникает сквозь окно, приглушенный цветным витражом. Живописные панно на сюжет «Фауста» кисти Михаила Врубеля покрывают стены сегодня это копии, подлинники в Третьяковке : «Полет Мефистофеля», «Мефистофель и ученик», «Фауст и Маргарита». Фриз на темы сатирической поэмы «Рейнеке-лис» Иоганна Вольфганга Гете — в самой библиотеке.
Новости часа: в Москве начали реставрировать городскую усадьбу Морозова
Здание в Подсосенском переулке — одно из красивейших в столице, яркий образец эклектики в московской архитектуре. Здание, расположенное в Подсосенском переулке неподалеку от станции метро Курская, за несколько столетий практически не изменилось. В 1839 году Елисей Саввич Морозов приобрел владение в Подсосенском переулке. Особняк Морозовых — Подсосенский переулок, 21/1 (Москва) Morozov Mansion — 21/1 Podsosensky Lane (Moscow, Russia). Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке.