Главная» Новости» Духовный концерт 6 класс музыка презентация. 1777) Основоположник жанра – «духовный концерт». Духовный концерт духовный концерт, жанр русского хорового а капелла концерта. восходит к партесному концерту смотри партесное пение. классический тип духовного. Русский духовный концерт является важной частью русской культуры и имеет свои характерные особенности.
Конспект урока "Русская духовная музыка" 6 класс
Духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра. Первые духовные концерты (начало 18 в.) заметно выделялись из общего музыкального звучания православного богослужения. автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02 диссертация на тему: Русский духовный концерт второй половины XX века.
Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство
Главная» Новости» В каком веке появился духовный концерт. это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для. Проходили концерты в "швейцарском" зале Tюильрийского дворца. Главная» Новости» В каком веке появился духовный концерт. Русский хоровой духовный концерт, исторически сложившийся к концу XVII века, и сегодня существует как жанр богослужебного пения русской православной церкви. Русский духовный концерт олицетворяет русскую духовность и национальную идентичность.
Похожие презентации
- Конспект урока "Русская духовная музыка" 6 класс
- Духовный концерт. 6 класс презентация
- ##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
- ##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
- "Над временем и пространством" - концерт духовной музыки
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
Похожие презентации
- Концерт-лекция к 20-летию ансамбля «Ключ разумения»
- Духовный концерт. 6 класс - презентация онлайн
- Музыка. 6 класс
- Что такое русский духовный концерт?
- ##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
- Духовный концерт конспект урока
Духовный концерт
Европы - столицей Великого княжества Литовского Вильно, где в 80-х гг. Именно здесь были созданы первые в Вост. Европе иезуитские академия и ун-т 1579 , где учились многие выдающиеся деятели культуры Украины и России, такие как Симеон Полоцкий , Н. Дилецкий и др. Киев как муз.
XVII в. Петре Могиле , к-рый сыграл важную роль в развитии образования на Украине в целом: он открывал школы, был основателем коллегиума, впосл. При нем возникло Богоявленское Киевское братство 1615 , также культивировавшее по образцу Львовского братства многоголосное пение. В разнообразных документах 1-й трети XVII в.
В 30-40-х гг. Внедрение партесного многоголосия, поддержанное царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, совпало по времени с книжной справой и церковной реформой, которые раскололи рус. Впервые на Руси возникла письменная полемика между сторонниками противоположных взглядов на церковное пение, из чего можно заключить, что старообрядцы с большой чуткостью и пониманием определили особенности нового пения, характеризующие его концертный тип. Так, выражение «приплясные стихи» см.
Определение «гутков наигрыши» см. В 60-70-х гг. Вершиной первого «украинского периода» развития партесного К. В это время работают такие выдающиеся укр.
Календа, С. Пекалицкий, Т. Значение партесных К. Андрея Критского, некоторые псалмы, погребальные стихиры прп.
Иоанна Дамаскина и др. Создатели партесных К. Идея конкретного К. Это выразилось в том, что отдельные слова, фразы, предложения могли многократно повторяться и для большей убедительности слов, и для более обширного муз.
На этом базисе вырабатывается ритм движения текста, который подчиняется муз. Иоанна Дамаскина «Плачу плачуся и рыдаю, егда помышляю смерть» в 4-голосном концерте, предположительно нач. Партесный К. Среди них первым является контраст, затрагивающий все уровни организации муз.
Само явление партесного К. Развертывание К. Очень часто это противопоставление метров: 2-дольного, 4-дольного и группы 3-дольных, каждый из к-рых имеет характерные ритмические фигуры, что подчеркивает его индивидуальность. Контраст метров обеспечивает и смену скорости движения музыки показательным примером является «Воскресенский канон» Дилецкого.
Иногда регулярная смена 2-дольного и 3-дольного метров образует рондальные структуры «Кто ны разлучит» на 5 голосов - см. В партесном К. Во-первых, это многохорность: чередование звучания 2 или 3 хоров либо их объединение. Во-вторых, сопоставление звучания tutti с ансамблем неск.
Этот факт вполне осознается исполнителями, о чем свидетельствуют ремарки: на полное звучание - «голосно» г , для ансамбля - «тихо» т. Названные контрасты способствуют большей эмоциональности муз. Один из основных принципов классификации партесных К. Авторы К.
В концертах минорной группы условно говоря, покаянных сложился определенный круг интонаций, часто восходящих к средневек. Можно отметить такую особенность муз. В соответствии с эстетическими принципами барокко минорная сфера часто глубоко драматична, здесь возможности минорного лада и гармонии играют большую роль о минорной сфере партесных К. Принцип порождения.
В сфере мажора сильнее ритмическая четкость и активность. Большую роль играет полное аккордовое звучание и движение по аккордовым звукам, а также устремленность вверх, к кульминации Она же. От элементарной частицы до «большой формы». В каждом из классов произведений выработались устойчивые ритмо-интонационные формулы и последования, связанные как с конкретным словом, так и в еще большей мере с определенной эмоцией, к-рые можно назвать «постоянными эпитетами» подробнее об этом см.
В мажорных концертах - восходящее движение по типу золотого хода валторны начало К. Титова «Златокованную трубу». Велико значение тембра и фактурной организации как основных средств, к-рыми располагает многоголосие. Именно игра их возможностями и составляет сущность жанра К.
Это может найти выражение в наиболее крупном контрасте - tutti и сопоставляемых с ним разнообразнейших по тембровому составу ансамблей, преимущественно 3-голосных, или же однотембровых групп голосов, как, напр. В выборе тембров для ансамблей авторы руководствуются эмоциональным эффектом, который будет производить то или иное сочетание голосов. Так, тембр дисканта в наиболее высоком регистре на распевах - сильное средство в покаянных К. Для полномасштабного звучания более всего показательна аккордовая фактура, в то время как в ансамблях широко используется кантовое трехголосие.
Имитационная полифония встречается довольно редко и характеризуется краткостью начального мотива. Уникальным примером является 3-я песнь из «Воскресенского канона» Дилецкого «Приидите, пиво пием новое» , представляющая собой 8-голосный бесконечный канон, где в постоянном кружении участвуют все голоса. Дилецкий организует целое по нескольким параметрам: 1-й - развитие всего материала из простейшей 2-звучной интонации начальный оборот «Воскресения день» с помощью разнообразнейших средств ее варьирования и трансформации; 2-й, символический,- соотношение мирского и Божественного, проявляющееся в противопоставлении 2-дольного быстрого и 3-дольного метра появляющегося с 4-й песни, его значение усиливается к концу сочинения , причем сфера 3-дольного Божественного выражена с помощью мензуры перфектного темпуса «Воскрес Исус от гроба» ; 3-й - организация всей структуры сочинения как воссоздания идеи восхождения: от 1-й песни: «От смерти убо ко жизни, и от земли на небо Христос Бог нас приведе» - к 9-й песни: «И нам дарова живот вечный» и соответственно от нисходящего движения муз. От элементарной частицы.
В 70-80-х гг. Об активности процесса развития жанра свидетельствует количество сохранившихся рукописных памятников, относящихся к данному и последующему периодам. Новый стиль вызвал к жизни необходимость теоретического осмысления творческой и исполнительской практики. В это время появляется 1-й музыкально-теоретический трактат по партесному пению - «Мусикийская граматика» Дилецкого самый ранний список относится к 1677, наиболее полный вариант был написан в Москве для подношения Г.
Строганову в 1679; подробнее о классификации списков трактата см. Это муз. Нек-рые из этих стихир встречаются в рукописях до сер. Дальнейшее развитие К.
Возможно, наиболее значительным образцом является К. Другим примером может служить триумфальный К. Это произведение исполнялось, очевидно, во время триумфа по случаю возвращения Петра I из Персидского похода 1722. К этой же группе можно отнести панегирические К.
Тредиаковским во время короткого царствования Петра II, и нек-рые др. В нач. В это время возрастает значение панегирической сферы, но такие произведения создавались по устойчивой модели и отличались стереотипностью. В то же время покаянная область творчества становится более яркой и приобретает лирико-драматические черты.
Из авторов партесных К. Об известной замедленности развития жанра может свидетельствовать возникновение такого важного явления в истории культуры, как пародия. Это бытовая сценка из жизни подвыпивших бурсаков и певчих, написанная по всем правилам церковного партесного произведения подробнее см. Эпоха партесного К.
Благодаря особенностям жанра переход от средневек. Остаются основные богослужебные жанры, язык и самое главное - участие человека как исполнителя. При всей новизне интонационного наполнения, метрической организации и проч. Новое муз.
Вплоть до наст. Благодаря этому сохранилась значимость партесного К. XVII - 1-й пол. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Рус.
О хоровой многоголосной композиции XVII - нач. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. Русская музыка XVII в. Пародия в русско-укр.
Острог, 2011; Плотникова Н. XVII - сер. Витоки, музична теорiя та виконавська практика партесного багатоголосся: Канд. Герасимова-Персидская Духовный К.
Многие черты, присущие русской хоровой музыке этого периода в целом, присутствовали в духовном К. Период, охватывающий творчество композиторов от М. Березовского до С. Дегтярёва , стал «золотым веком» рус.
Его историю можно условно разделить на 3 этапа. Первый этап 60-70-е гг. Галуппи ; 2-й этап кон. Бортнянского , хотя в этом жанре вместе с ним работали и многие второстепенные авторы, напр.
Диц, воспитанники АХ П. Скоков, С. Осипов, Е. Фомин и др.
Бортнянского; его творчество оказало огромное влияние на современников, особенно на молодое поколение - Л. Гурилёва , Дегтярёва, А. Веделя , С. Давыдова , Д.
Кашина и др. Наряду с молодыми композиторами в те же годы хоровые К.
Титул члена Академии был почётным: он давал право быть капельмейстером — руководителем хорового коллектива или оркестра. Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек. Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины.
Юные певчие Духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведение, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16—18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе. Впереди была Италия, учёба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини. Спой главную тему 1-й части концерта «Не отвержи мене во время старости».
Какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия?
Жанры музыки 18 века. Жанры духовной музыки. Жанры светской музыки 19 века. Жанры зарубежной светской музыки. Хор для презентации. Сообщение о хоровом пении. Хоровое пение определение в Музыке.
Русский духовный концерт сообщение. Образы русской народной и духовной. Духовная музыка. Определение духовной музыки. Возникновение духовной музыки. Религиозные музыкальные произведения. Духовный концерт Березовского 6 класс. Инструментальная капелла.
Русский духовный концерт. Образы духовной музыки. Особенности духовной музыки. Характеристика духовной музыки. С духовный хоровой концерт.. Духовный концерт 18 век. Композиторы духовного концерта. Хор Даниловского монастыря.
Хор Свято Духова монастыря Волгоград. Духовный концерт 6 класс музыка. Доклад о духовном концерте. Духовные концерты. Духовная концерт это. Польский хор Санкт-Петербург. Хор храма Сретенского монастыря. Хор Московского Новодевичьего монастыря.
Конспект на тему духовный концерт. Коллаж духовный концерт. Березовский духовный концерт. Сообщение о духовной Музыке. История развития русской духовной музыки. Духовная музыка история. Хор Феодоровского собора Сорокина. Духовные концерты доклад.
Что такое духовный концерт кратко. Камчатская хоровая капелла. Концерт духовной музыки. Церковный хор Свияжск. Духовный концерт 17 века. История духовной музыки. История русской духовной музыки.
Михайловский Придел 6. Борьба Ряженых 9. Орнамент 3 Обратите внимание, на слайде отсутствуют музыкальные фрагменты под номерами 1, 3 и 9. Это музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии и скрепляет все музыкальные образы фресок. Она как рефрен повторяется в них несколько раз. Она похожа на узор с повторяющимся мотивом орнамент. Слушание: В. Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр. А что происходит со струной, если её дёрнуть? Она деформируется. Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом 123456 — 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа. Каждая из ваших групп — это разложенный аккорд по типу арпеджио дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано или под фонограмму звучания арфы. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Проектная деятельность в творческих группах 10 мин Представте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало мгогоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной жизни. Как же нам её услышать? Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками. Связка- переход к слушанию и восприятию предложенного музыкального материала урока. Основной этап урока. Учащиеся формулируют главный вопрос урока проблему. Способ достижения намеченной цели. Разработка 1 Работа по проблеме урока. Разработка 2. Разработка 3. Работа по проблеме урока. Общее обсуждение полученных решений: Итог урока. Воспитательная : воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству; воспитывать чувство уважения к православной культуре, к музыке русских композиторов, к высоким образцам русского певческого хорового искусства, к духовной музыке, к православным традициям, способствовать воспитанию высокохудожественного вкуса, нравственных качеств личности, культуры исполнения, слушания музыки; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Духовная музыка.Конспект урока в 6 классе
Небольшое сообщение на тему "Духовный концерт" | Значение русского духовного концерта в культуре Русский духовный концерт имеет особое значение в культуре России. |
Музыка. 6 класс | Урок 5. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концертАвтор: Баркова Ирина НиколаевнаКрещение Руси в 988 году оказало большое в. |
Духовный концерт | Музыка 6 класс | В целом, концерт духовного концерта — это особый музыкальный опыт, который призван вдохновлять, целить и возносить душу через музыку и религиозную символику. |
Духовный концерт. 6 класс презентация | та, получившего развитие в русской культуре в XIX – на- чале XX века, его эволюцию и состояние на современном этапе. |
Русский духовный концерт
Баха, ст. Есенина Анализ песни. Есенина были положены на музыку И. Итог урока: - Анализирование уровня активности учащихся на уроке.
Критской, Г. Сергеевой, на основе Программы "Музыка. Критская, Г.
Сергеева, М. Список научно-методической литературы. Абдуллина, М.
Содержание образования» сборник нормативно — правовых документов и методических материалов.
Критской, Г. Сергеевой, на основе Программы "Музыка. Критская, Г. Сергеева, М. Список научно-методической литературы. Абдуллина, М. Содержание образования» сборник нормативно — правовых документов и методических материалов. Апраксиной О.
Школяр, М. Искусство», М. Критская, Л.
В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название. Орнамент 1 2. Зверь нападает на всадника 3. Орнамент 2 4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого 5. Михайловский Придел 6.
Борьба Ряженых 9. Орнамент 3 Обратите внимание, на слайде отсутствуют музыкальные фрагменты под номерами 1, 3 и 9. Это музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии и скрепляет все музыкальные образы фресок. Она как рефрен повторяется в них несколько раз. Она похожа на узор с повторяющимся мотивом орнамент. Слушание: В. Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр. А что происходит со струной, если её дёрнуть? Она деформируется.
Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом 123456 — 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа. Каждая из ваших групп — это разложенный аккорд по типу арпеджио дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано или под фонограмму звучания арфы. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Проектная деятельность в творческих группах 10 мин Представте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало мгогоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной жизни. Как же нам её услышать? Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками. Связка- переход к слушанию и восприятию предложенного музыкального материала урока. Основной этап урока.
Учащиеся формулируют главный вопрос урока проблему. Способ достижения намеченной цели. Разработка 1 Работа по проблеме урока. Разработка 2.
Попытайся проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи. Почему композитор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам? Каково взаимодействие голосов в хоровом звучании? Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей? Проследи по нотной записи за вступлением голосов солистов. Какой тип фактуры - полифонический или гомофонный - использует автор Концерта?
Как ты объяснишь применительно к Концерту М. Березовского смысл выражения: «Есть музыка, которая к нам идет, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней»?
"Над временем и пространством" - концерт духовной музыки
Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства то есть внесли значительный вклад в работу , считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов. Биография автора Irina P. Dabayeva, Ростовская государственная консерватория им. Рахманинова Ирина Прокопьевна Дабаева — кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Библиографические ссылки 1.
Dabaeva I. Skripnikov M. Avtobiografiya [Autobiography].
Arkhiv M. Skripnikova [M. Dmitruk M.
Хотя уже при жизни Березовского его блестящий талант и высокое мастерство были очень высоко оценены специалистами. Слайд 7 Он родился в одном их крупных городов Украины. Кто были его родители неизвестно, как неизвестно многое в биографии Березовского. Учился в школе певчих, затем в Киевской духовной академии, где сочинил свои первые хоровые концерты. От природы обладал абсолютным музыкальным слухом, прекрасными певческими способностями. Счастливый случай помог ему: его пригласили в певческую капеллу в Петербурге. Редкая одаренность Березовского была замечена и здесь — для завершения образования его посылают за государственный счет в Италию, в знаменитую Болонскую академию.
И около восьми лет Русский, как называют Березовского в академии, учится у знаменитого Матрини. В Италии Березовский получил известность как композитор. Всячески помогая своему талантливому ученику, Матрини рекомендует его в число болонских академиков. Стать членом Болонской академии — большая честь.
Поспеши на помощь мне» Хочу дополнить, что это стихи из 70 псалма Давида. Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири.
Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. Мы не случайно начали разговор сегодня с этой молитвы, так как музыкальное произведение, которое мы сегодня будем слушать написано на основе этого текста.
Образы духовной музыки. Особенности духовной музыки. Характеристика духовной музыки.
С духовный хоровой концерт.. Духовный концерт 18 век. Композиторы духовного концерта. Хор Даниловского монастыря. Хор Свято Духова монастыря Волгоград.
Духовный концерт 6 класс музыка. Доклад о духовном концерте. Духовные концерты. Духовная концерт это. Польский хор Санкт-Петербург.
Хор храма Сретенского монастыря. Хор Московского Новодевичьего монастыря. Конспект на тему духовный концерт. Коллаж духовный концерт. Березовский духовный концерт.
Сообщение о духовной Музыке. История развития русской духовной музыки. Духовная музыка история. Хор Феодоровского собора Сорокина. Духовные концерты доклад.
Что такое духовный концерт кратко. Камчатская хоровая капелла. Концерт духовной музыки. Церковный хор Свияжск. Духовный концерт 17 века.
История духовной музыки. История русской духовной музыки. Русский духовный концерт 18 века. Хорового творчества русских композиторов - духовный концерт. Духовный хоровой концерт 18 века.
Хор Елоховского собора. Музыкальный концерт. Концерт в церкви. Храм хора. Духовные песнопения.
Хор духовные песнопения. Образы русской духовной музыки. Сюжеты и образы духовной музыки. Когда появилась русская духовная музыка. Когда появилась духовная музыка.
Многоголосное пение в древней Руси называлось. Хоровой концерт «не отвержи мене во время старости». Духовная музыка Эстетика.
Духовный концерт конспект урока
Древние лит. Петербург , рус. Творчество особенно духовная музыка Б. Пашкевича, И. Хандошкина, Д.
Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит.
В современном музыкознании жанр предстаёт как форма существования музыки в социуме, форма звукопроявления человеческого мироощущения и мышления. В своей онтологической целостности жанр несёт определённый код, и жанровый подход в изучении и восприятии музыки подразумевает представление не только о нормах музыкального языка, но и об особенностях мировоззрения, о музыкально-коммуникативной ситуации, запрограммированной в данном жанре, о его месте в жанровой системе эпохи, и соответственно — об иерархии ценностей и формах функционирования музыкальной культуры. Так уж сложилось исторически в силу многих причин, что богатому духовно-музыкальному достоянию прошлого, забытому и словно бы навсегда исчезнувшему из памяти истории, вновь суждено было воскреснуть и явить себя испытующему взору современности. Осмыслить минувшую эпоху для продолжения прервавшейся традиции церковно-храмового искусства в равной мере были призваны композиторы, исполнители, музыковеды, видевшие своей целью возрождение огромного культурного пласта отечественного духовного наследия. Среди большого числа жанров духовной музыки в современной композиторской и исполнительской практике особое место занял духовный хоровой концерт — жанр-долгожитель, переживший за трёхвековую историю своего развития множество преобразований, но удивительным образом- сохранивший своё лицо и место в- музыкальной культуре: Многоликий и изменчивый, духовный концерт переживает в, XX веке период яркого расцвета. Ряд современных, подчас весьма свободных трактовок композиторами данного жанра наглядно подтверждает мысль о постоянном развитии и, сле- довательно, постепенной его трансформации.
Эта идея по-своему варьировалась разными исследователями. Как пишет, например, М. Бахтин, «жанр всегда тот и не тот, всегда стар и нов одновременно… Именно поэтому жанр способен обеспечить единство и непрерывность развития». Применительно к музыке ту же мысль проводит О. Соколов, отмечая, что «необходимо представлять морфологическую систему музыки. Различные подходы к изучению жанра в музыке свидетельствуют как о сложности самого явления, так и об активности его многоаспектного исследования. Как известно, традиционный подход связан с рассмотрением жанра как классификационной категории М.
Каган и некоторые музыковеды называют её также морфологической. В данном случае жанр продолжает оставаться, прежде всего, категорией видового и родового деления музыки. Другое направление прорастания «этимологической» основы понятия жанр определяется в современной теории представлением о жанре как типологической категории подобный статус жанра акцентировал Г. Поспелов: «Жанры — явление не исторически конкретное, а типологическое». При этом сам жанр в контексте рассматриваемого подхода выступает как «тип», «целостная модель» Т. Чернова , «матрица» Е. Назайкинский , «типологическое обобщение» М.
Михайлов и т. Некоторые авторы для обозначения основания более крупной или более глубинной жанровой общности прибегают к понятию «жанрового архетипа» М. Само слово архетип в переводе с греческого — начало, принцип, можно 1 понимать и как первоначало, и как нечто главное, что заложено в жанре. В одной из работ М. Арановского с категорией жанра также связано понятие «генетического кода», который интерпретируется здесь как содержание памяти жанра. Данная статья М. Арановского представляет собой развёрнутое и глубокое исследование поставленного автором вопроса «что помнит жанр» и какой «генетический код» привносит он с собой в музыкальное произведение, поскольку центральную проблему жанра автор обозначает — как «проблему устойчивого типа произведения».
В данном случае эти понятия, действительно, иначе высвечивают характер жанровых референций произведения, нежели категории «жанрового канона», «нормы», переключая внимание от некого внешнего предписания, «императива» — на внутренний потенциал и необходимость порождать разные типы исторического существования жанра. Арановский стремится выявить устойчивую структуру жанра как его инвариант, что обеспечивает существование «жанровой парадигмы», «вертикально» объединяющей конкретные произведения. По Арановскому, система признаков образует структуру жанра в сочетании внешней и внутренней её сторон. Внешняя, соприкасающаяся с реальным миром, выражает онтологическую сущность жанра, определяясь социальным контекстом и ситуационной функцией. Внутренняя структура является носителем «генетического кода» жанра, и «выполнение заложенных в ней условий обеспечивает воспроизведение жанра в новом тексте». В условиях постмодернизма понятие «генетической памяти» жанра обретает особый смысл и актуальность. Во второй половине XX века в эпоху крушения классических канонов, утраты целостности и устойчивости стиля и жанра, музыкальное искусство находит новые жанрообразующие пути.
Осуществляется слом стереотипов, размываются привычные жанровые границы, происходит открытие новых жанров, в которых едва угадываются очертания старых. На первый план выходит инновация как одна из установок культуры. Одним из следствий этого процесса является, по мнению-М. Лобановой, проникновение в музыку жанрового эксперимента. Кроме того, жанр-род теряет типологическую устойчивость и становится явлением множественным, разрастаясь до «сверхжанра» или давая возможность множественного прочтения циклической формы. Жанровое и стилевое разнообразие современных духовных хоровых концертов обусловливает необходимость последующего обобщения с целью уяснения специфики жанра в целом и определения его общеродовых признаков. Характер образов, связь с устойчивыми традициями концертных жанров в отдельных рассматривавшихся произведениях неодинаковы, и они могут быть отнесены к концертному жанру с большим или меньшим основанием, подчас достаточно условно.
Совершенно ясно, что научная и объективная оценка нуждается в выработке чётких критериев жанровой сущности духовного концерта на современном этапе. Именно поэтому духовный хоровой концерт со своими внутренними закономерностями требует комплексного изучения с точки зрения его места в историко-музыкальном и историко-культурном процессе. Модель истории отдельного жанра в виде единой эволюционной линии сегодня как никогда остаётся востребованной, ведь в истории музыки наблюдаются явления «неоднонаправленности» и «нелинейности» жанровых процессов. Этим и определяется актуальность выбранной темы. Одним из факторов, обусловливающих эволюцию жанра, является наличие двух взаимосвязанных сторон в характере его функционирования — деятельностной связанной с его жизненным предназначением и художественной вытекающей из его принадлежности к искусству. Характер соотношения этих сторон — явление изменчивое. Главенство деятельной стороны способствует укреплению традиции, существующих норм и приводит к консервации жанровой модели.
Преобладание же художественной стороны ведёт к нарушению сложившихся стереотипов, к постоянному обновлению в связи с изменчивой природой искусства. Особенно показательно соотношение деятельной и художественной сторон как фактора, определяющего характер процесса эволюции, в области культовых жанров. Исторически обусловленная двойственность жанра хорового концерта — духовного по происхождению «означает то, что он может быть включён в богослужение» и преимущественно светского по бытованию название кон- церт «прочно связывает его с конкретной областью светского искусства» -явилось причиной сложной исторической репутации. Одни считали концерт недостаточно духовным, другие — не имеющим отношения к светской музыкальной культуре. Русский хоровой духовный концерт, исторически сложившийся к концу XVII века, и сегодня существует как жанр богослужебного пения русской православной церкви. Несмотря на то, что «в богослужебном уставе нет названия концерт, он прочно вошёл в чин литургии. Более того, за концертом закрепилось определённое место в службе: он исполняется во время причащения церковнослужителей в алтаре.
На протяжении всего XVIII века жанр концерта быстро развивался и прочно обосновывался в богослужении, постепенно вытесняя причастный стих». Он стал рассматриваться как монофункциональный культовый, и его музыкально-жанровая универсальность, которая была следствием полифункциональности, стала непонятной, неоправданной, вызывая критику русских музыкантов XIX века. В XX веке ИГарднер в фундаментальном исследовании, посвященном богослужебной музыке русской православной церкви, определяет концерт к пара-литургическим жанрам, в свою очередь, относящимся к неуставному, неканоническому пению. К ним он причисляет те композиции, которые предназначаются для исполнения в известные моменты богослужения, хотя и не предусмотрены уставом, но допущены церковными властями для исполнения их в храме. Степень разработанности проблемы. Многоплановость и сложность процессов жанрообразования духовного концерта всегда были предметом пристального внимания исследователей. Так, уже в XVIII веке академик Якоб фон Штелин свидетель раннего расцвета жанра классического духовного концерта в работе «Известия о музыке в России» 1769 оставил ряд сведений, полезных для понимания исторической закономерности появления нового для того времени концертно-хорового стиля.
В 1867 году издана книга Д. Разумовского «Церковное пение в России». Обобщения, сделанные Разумовским, послужили основой для книги А. Преображенского «Культовая музыка в России», выпущенной в 1924 году. Ливанова , позже — в 1960-е годы — С. Скребков , Ю. Келдыш , Н.
В дальнейшем исследования в данной области» успешно продолжили В. Протопопов , Н. Герасимова-Персидская , Т. Владышевская и многие другие. Усилиями этих авторов раскрылось богатство целого века русской профессиональной культуры, имеющее огромное историческое и художественное значение. По-иному проходило научное осмысление классического хорового кон-церта вторая половина XVIII — начало XIX века , который создавался в эпоху стремительного формирования русской композиторской школы в её активных связях с западноевропейской культурой. Классический концерт изучался, как правило, на примерах творчества того или иного композитора М.
Березовский, Д. Бортнянский и др. Монографическое исследование М. Рыцаревой «Духовный концерт в России второй половины XVIII века», изданное в 2006 году, является первым серьезным трудом, посвященным классическому хоровому концерту как самостоятельному и целостному явлению. Духовный концерт конца XIX — начала XX века, получивший название позднеромантическгш, в силу определённых исторических закономерностей своего развития не становится ведущим жанром в композиторском творчестве, как в предыдущие периоды, поэтому специальные работы, посвященные ему, довольно малочисленны. Наиболее интересны исследования И. Дабаевой, опубликовавшей несколько научных статей о стилевых и жанровых тенденциях духовного концерта данного периода.
Кроме того, как известно, к изучению жанра на данном этапе обращались многие композиторы Нового направления, а острая полемика, сопровождавшая их деятельность, в том числе и композиторскую, нашла свой отклик и в наше время. До 1917 года вышло немало работ о Новом направлении, в числе их авторов ведущие критики и композиторы тех дней — А. Никольский, А. Кастальский, А. Гречанинов, Н. Компанейский, свящ. Лисицын, А.
К настоящему времени создано немало новых работ о рассматриваемом движении: это книги, статьи, главы в коллективных трудах А. Кандинского , Н. Гуляницкой , М. Рахмановой , С. Зверевой , Е. Левашёва и других, раскрывающие как творчество отдельных композиторов, так и общие теоретические и практические вопросы, связанные с их деятельностью. Огромный интерес, возникший к жанру духовного концерта в современном музыкознании, также вызвал ряд работ в этом направлении.
Давайте послушаем фрагмент П. Чайковского Увертюра "1812" Ребята, а где находились колокола, как назвали эти помещения? Колокольня, звонница Почему называли колокольня - это понятно, а почему звонница? Потому — что, от туда лился колокольный звон А как называли человека, который звонил в колокола? Звонарь Это не просто трудное, а очень трудное дело. Например: колокольня Ивана Великого имеет 4 яруса, 37 колоколов. Церковное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Ещё одно отличительной чертой русской православной музыки являлось пение без сопровождения — каппела.
Это были монументальные песнопения, написанные в многочастной музыкальной форме.
Они были полны контрастов внешнего характера, то есть строились по принципу «тихо-громко», «быстро-медленно», «мажор-минор», «солист-хор». Такая состязательность пришла из церковных песнопений, звучащих под гулкими сводами европейских соборов. Постепенно утрачивалось понимание не только знаменного пения, но и вообще смысла богослужения. Не Литургия, не важнейшие моменты всенощного бдения, а духовные концерты имели неимоверную популярность во всех уголках России. Порой они даже служили своего рода «эстетической приманкой» для привлечения в храмы любителей церковного пения: многие и крестьяне, и купцы, и сам губернатор являлись в церковь лишь «к концерту»! Композиторы-классики церковной музыки конца 18 в. Березовский, А. Ведель, С. Дегтярёв — зачастую находились под сильным влиянием европейских стандартов.
Причем влияние оказывала не только церковная, но и светская музыка западных композиторов. В эти же годы концерты начали звучать во внебогослужебное время, то есть вышли за стены храмов. Например, в честь побед русского оружия на площадях исполнялись торжественные песнопения концертного плана, сопровождаемые колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком. Или на богатых свадьбах, в ожидании молодых, церковный хор пел соответствующие радостному событию концертные произведения. Своего расцвета хоровой концерт достиг в творчестве композиторов Московского Синодального училища на рубеже 19 и 20 вв.
Русская духовная музыка духовный концерт 6 класс конспект урока
или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие. Урок Конспект Дополнительные материалы. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ, см. в ст. Концерт. Вторая половина концерта знаменует собой мысленный выход за пределы нашего отечества: хор «Элегия» познакомит своих слушателей с образцами духовной музыки других народов и стран. Духовный концерт – это особый вид музыкального события, целью которого является передача зрителям и слушателям глубоких духовных переживаний и эмоций. "Духовный концерт".
Русская духовная музыка духовный концерт 6 класс конспект урока
концерты, организованные вПариже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом), принадлежавшим к известнойсемье франц. музыкантов. Что такое концерт духовной музыки кратко. Художественными вершинами в жанре духовного концерта в современном музыкальном искусстве, по мнению Паисова, являются сочинения А. Шнитке (Концерт на стихи Григора Нарекаци, 1985) и Н. Сидельникова (Духовный концерт, 1990). Главная» Новости» Духовный концерт автор. начала XX века, получивший название позднеромантический, в силу определённых исторических закономерностей своего развития не становится ведущим жанром в композиторском творчестве, как в предыдущие периоды.
ДУХО́ВНЫЙ КОНЦЕ́РТ
Небольшое сообщение на тему "Духовный концерт" | Духовный концерт как жанр композиторского творчества и вид исполни-тельской деятельности хоровых коллективов. |
русская духовная музыка духовный концерт 6 класс конспект урока | Дзен | та, получившего развитие в русской культуре в XIX – на- чале XX века, его эволюцию и состояние на современном этапе. |
Духовный концерт | Музыка 6 класс | У нас не было возможности провести концерт в храме, и потому площадкой был выбран Актовый зал Сретенской духовной академии. |
Ответы : Музыка 6 класс | Духовный концерт — это уникальное событие, которое помогает каждому человеку найти в себе что-то большее, чем просто физическое тело. |
Духовная музыка.Конспект урока в 6 классе - музыка, уроки | BPоссии подобные концерты организовывались c cep. |
Что такое русский духовный концерт?
Главная» Новости» В каком веке появился духовный концерт. это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для. Духовный концерт конспект 6 класс. М. Березовский. Хоровой концерт «не отвержи мене во время старости». 1777) Основоположник жанра – «духовный концерт».
"Духовные концерты"
Духовный концерт определение. Хор информация. Что такое концерт духовной музыки кратко. Духовный концерт это в Музыке. Духовный концерт. Сообщение духовный концерт. Сообщение на тему духовный концерт. Духовный концерт 6 класс. Духовный концерт термин. Жанры музыки 18 века.
Жанры духовной музыки. Жанры светской музыки 19 века. Жанры зарубежной светской музыки. Хор для презентации. Сообщение о хоровом пении. Хоровое пение определение в Музыке. Русский духовный концерт сообщение. Образы русской народной и духовной. Духовная музыка.
Определение духовной музыки. Возникновение духовной музыки. Религиозные музыкальные произведения. Духовный концерт Березовского 6 класс. Инструментальная капелла. Русский духовный концерт. Образы духовной музыки. Особенности духовной музыки. Характеристика духовной музыки.
С духовный хоровой концерт.. Духовный концерт 18 век. Композиторы духовного концерта. Хор Даниловского монастыря. Хор Свято Духова монастыря Волгоград. Духовный концерт 6 класс музыка. Доклад о духовном концерте. Духовные концерты. Духовная концерт это.
Польский хор Санкт-Петербург. Хор храма Сретенского монастыря. Хор Московского Новодевичьего монастыря. Конспект на тему духовный концерт. Коллаж духовный концерт. Березовский духовный концерт. Сообщение о духовной Музыке. История развития русской духовной музыки. Духовная музыка история.
Реут, Лебедь, Сысой Назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всём мире. Царь - колокол. Он находится в Москве, но только он не звучит потому что поломан В каком веке появились первые колокола на Руси? Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня , возмещали время труда и отдыха, время веселья и скорби.
Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: "Голос чище звона"; "Слава, что звон" - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах.
Наконец послушание было нарушено ради любви. Умер один из братьев монастыря и по горячей просьбе других монахов Иоанн составил дивные стихи, которые и поныне входят в Чин погребения. Эти стихиры были протяженно сложенными, то есть ритмическими. Когда Иоанн, сочиняя их, по обычаю греческих стихотворцев отбивал ритм ногой, старец-наставник услышал это ритмическое отстукивание и сурово наказал преподобного. Но далее сама Пречистая Дева явилась старцу-наставнику в ночном видении и потребовала дать свободу непревзойденному и вдохновенному песенному творчеству Иоанна Дамаскина. Перед тем как это песнопение прозвучало в стиле большого распева, Наталья Мосягина прочла художественный перевод гимна, выполненный игуменом Силуаном Тумановым : «Нам ныне возлюбить удобнее молчание, что помогает нам вне страха бед пребыть Немолчных песен, Дева, строки величальны Любовь к Тебе не даст из бренных слов сложить. Но ведь любовь к Тебе не позволяет Рожденье Сына Твоего нам умолчать.
И посему мы молим: даруй, Мати, силу Тебя и словом, и всей жизнью величать». Синодик ансамбля Наталья Мосягина: «До того как мы смогли прийти сюда и исполнить эти чудесные песнопения, были часы, годы изучения, репетиций, трудностей, споров, неудачных выступлений. До нас это искусство изучали наши учителя, до наших учителей — учителя наших учителей и так далее. Много веков эта традиция передавалась из уст в уста, от учителя к ученику. Когда мы поем, мы помним и тех, кто сегодня с нами, и тех, которых уже нет. У нас есть добрая традиция на кафедре. Каждый раз перед открытием ежегодного международного симпозиума «Бражниковские чтения» мы поем и служим панихиду певчим, на ниве церковного пения просиявшим. Это очень радостная и светлая традиция. Те, кто бывает на панихиде впервые, всегда делятся необыкновенным ощущением от момента, когда около 15 или даже 20 минут читаются имена. Набрался целый синодик: все, кто занимается древнерусским певческим искусством, так или иначе вписывали имена мастеров.
Показалась ли вам знакомой музыка реквиема? Д: хор, оркестр. У: Да, в отличие от хорового концерта, реквием был рассчитан на исполнение хором, солистами и оркестром. В таком составе музыка могла звучать только в католическом храме. Мы услышали часть « Лакримоза» из Реквиема» В. Произведение было написано им в 1791 г. В этом величайшем творении с потрясающей силой и выразительностью композитор воплотил мир скорбных человеческих переживаний. Д: Каждый человек оставляет след на земле.
План-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему: Архипова Н. И. 6 кл. "Духовный концерт"
"Духовные концерты" | Навигация по сайту. |
6 класс. Урок "Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт" РЭШ | это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для. |
Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство | Основанные Анном Даниканом Филидором, впоследствии духовные концерты многократно меняли руководителей и прекратили своё существование в годы Французской революции. |
Ответы : Музыка 6 класс | ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ, см. в ст. Концерт. |