Среди экспонатов Музея современной истории России есть выложенная из минералов карта Советского Союза тех еще времен, когда существовала Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. 13 декабря 1922 года в 1-ый Закавказский съезд Советов оформил создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) со столицей в е, утвердил её Конституцию (Основной Закон). Среди экспонатов Музея современной истории России есть выложенная из минералов карта Советского Союза тех еще времен, когда существовала Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Упраздненная Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР), включавшая в себя Грузию, Абхазию, Армению и Азербайджан.
" + data.name + "
12 марта 1922 года три советские республики на Кавказе — Армянская ССР, Азербайджанская ССР и Грузинская ССР, — образованные во время Гражданской войны на территории бывшей Российской империи, объединились в Закавказскую Социалистическую Федеративную. н) проведение на территории Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики установленной Союзной властью Союза ССР системы мер и весов; [79]. 13 декабря 1922 года в 1-ый Закавказский съезд Советов оформил создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) со столицей в е, утвердил её Конституцию (Основной Закон). Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — федерация Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, существовавшая в 1922—1936 годах, одна из. государственное образование, существовавшее на территории современной Латвии в 1918-1920 годах.
5000000 рублей 1923 г. Закавказье ЗСФСР, с водяным знаком (116)
При этом азербайджанские лидеры сделали это под давлением общесоюзного руководства, в действительности же от реальной борьбы за эти территории они отказываться не планировали. Пока работала комиссия, в ряде населенных армянами районов начались мелкие восстания националистов, которые, однако, имели перспективу серьезно расшириться, так как в советской Армении проживало множество беженцев с территории соседней Турции, не имевших никаких средств к существованию и способных стать базой для восстания. При этом союзное руководство настояло на том, что карабахским армянам необходимо дать широкую автономию. Исследователи до сих пор не сходятся во мнении, почему было принято именно такое решение. Одни отмечают тот факт, что глава азербайджанской делегации Нариман Нариманов был куда энергичнее и упорнее в отстаивании своей позиции, чем армянские делегаты, не обладавшие харизмой и его ораторскими способностями. Другие считают, что подобное решение советского правительства было обусловлено желанием изменить границы с целью создания разделенных республик. По третьей версии, большевики желали наладить отношения с Турцией и потому поддержали родственных туркам азербайджанцев. Агдамский конный завод. Фото: Д. Причем план изначального территориального разделения изменили, отрезав АОНК от территории Армении Лачинским коридором.
Заморозка Решение советских вождей лишь заморозило конфликт, но не решило его. В годы советской власти армянская элита упорно пыталась установить контроль над спорной областью путем аппаратных интриг, однако эти попытки неизменно проваливались. Более того, иногда они встречали сопротивление и самих карабахских армян. Например, когда директора школ Гадрутского района НКАО получили письма с предложением организовать сбор подписей под ходатайством о передаче автономии Армянской ССР, они отнесли их в райком партии и «выразили свое несогласие» со своим коллегой из Еревана, являвшимся инициатором этой акции. Баку, апрель 1971 года. В частности, оно проводило политику переселения азербайджанцев на территорию карабахской автономии. За годы советской власти азербайджанское население там росло куда быстрее армянского как в абсолютных цифрах, так и в процентом соотношении. Перепись 1979 года показала, что в течение полувека численность азербайджанского населения Нагорного Карабаха выросла в пять раз, а процентное соотношение в общем балансе народонаселения данного региона увеличилось с 5 до 23 процентов. Армяне обвиняли руководство Азербайджана в «целенаправленной политике дискриминации и вытеснения», утверждая, что Баку намерен совершенно вытеснить армян из Нагорного Карабаха.
Я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось Гейдар Алиев1-й секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР в 1969-1982 годах Подобная тенденция изменения этнонационального состава населения играла наряду с другими факторами определяющую роль в формировании предпосылок карабахского кризиса.
Все материалы Единственным международно-правовым документом в вопросе демаркации и делимитации государственной границы между Азербайджаном и Арменией был и остается Карсский мирный договор 1921 года. БАКУ, 12 фев — Sputnik. После упразднения Закавказской советской федеративной социалистической республики ее границы пересматривались и уточнялись - в 1936-1937 годах, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов. При этом все случившиеся изменения конфигурации границы приводили к локальным приращениям территории Армении за счет азербайджанских земель, сказал политолог Олег Кузнецов, комментируя заявление секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна о том, что граница между Арменией и Азербайджаном существует с советских времен, и была признана сторонами в 1991 году, при вступлении в СНГ. Впервые во всемирной истории государственные границы между Азербайджаном и Арменией, как самостоятельными государственными образованиями, стали предметом обсуждения на Карсской мирной конференции 1921 года, напомнил политолог, заметив, что тогда эти страны именовались Азербайджанская Советская Социалистическая Республика и Советская Социалистическая Республика Армения.
Я был назначен командиром особого конного отряда, в задачу которого входила ликвидация банд буржуазных националистов — дашнаков. Вскоре нам пришлось вести бои с контрреволюционными силами в горных районах, расположенных недалеко от Эривани. Это были тяжёлые бои. Вскоре дашнакские контрреволюционные силы были полностью разгромлены». В 1937 году майор А. Карапетян окончил Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования командного состава пехоты «Выстрел» и назначен командиром 226-го горнострелкового полка 76-й Армянской горнострелковой дивизии в Ереване. Во главе 800-го стрелкового полка 143-й стрелковой дивизии участвовал в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. Начало Великой Отечественной войны А. Карапетян встретил в должности командира 721-го моторизованного полка 205-й мотострелковой дивизии 14-го механизированного корпуса. В период с 17 июля по 1 августа 1943 года заместитель командира 315-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта полковник Асканаз Карапетян организовал прорыв вражеской обороны на реке Миус у сёл Мариновка, Степановка Донецкой области Украины и отражение контратак противника. Им же в сентябре 1943 года при освобождении Донбасса были умело организованы боевые действия в наступлении.
Федерация существовала с 12 марта 1922 года по 5 декабря 1936 года, являлась одной из республик - учредителей СССР. Флаг был описан в статье 46 Конституции Основного Закона Закавказской СФСР следующим образом: Флаг Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного алого цвета, в углу которого, у самого древка, наверху помещены полукругом золотые буквы «З. В 1925 году была принята новая редакция Конституции Основной Закон Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, в параграфе 59 которой было установлено: Государственный флаг Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного алого цвета, в углу которого, у самого древка, наверху помещены полукругом золотые буквы «З.
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР)
5000000 рублей 1923 г. Закавказье ЗСФСР, с водяным знаком (116) | Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика была образована 12 марта 1922 года на конференции представителей ЦИК Грузинской, Армянской и Азербайжданской ССР. |
Существовала ли закавказская социалистическая федеративная советская республика | Буквенная аббревиатура от Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. |
Намедни. Наша Эра
ЗАКАВКА́ЗСКАЯ СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИ́ВНАЯ СОВЕ́ТСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА | Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская федерация) — федеративное объединение, существовавшее в форме федерации трех республик: Азербайджана, Армении и Грузиис 12 марта 1922 года по 5 декабря 1936 года. |
Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika | государственное образование, существовавшее на территории современной Латвии в 1918-1920 годах. |
Трансформации во благо: история Конституции Абхазии - 26.11.2022, Sputnik Абхазия | 13 декабря 1922 года в 1-ый Закавказский съезд Советов оформил создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) со столицей в е, утвердил её Конституцию (Основной Закон). |
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика
Сегодня день рождения несуществующего уже Советского Союза | Живая Кубань | 13/XII 1922 г. Съезд Советов Закавказья в Баку пересмотрел конституцию Союзного Совета, в результате чего была организована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика во главе с ЦИК и СНК 3СФСР. |
СК Армении завел дело после сообщений о присоединении военных к акции протеста | федерация сср закавказья оплата в течении 5 днейкарта сбербанка альфабанка тинькоффusdt по курсу цб на дату оплаты примерная стоимость пересылки по ро. |
О создании ЗСФСР. | Закавказские советские социалистические республики превратились в несокрушимую крепость СССР на рубеже Ближнего Востока. |
Закавказская социалистическая федеративная советская республика карта - 95 фото | Закавказская федерация наряду с РСФСР, Украинской и Белорусской республиками явилась учредителем Союза Советских Социалистических Республик. |
Как история меняла границы между Арменией и Азербайджаном
Она была принята съездом Советов Абхазии, но в то же время отклонена Закавказским краевым комитетом РКП б — руководящим органом Закавказской федерации. В новый текст Конституции были включены статьи, которые существенно урезали полномочия органов власти Абхазии и понижали ее политический статус. Если в Конституции 1925 года единственным государственным языком признавался лишь русский язык, то в ее новом варианте таковыми объявлялись уже три языка: абхазский, грузинский и русский", - говорится в работе Чирикба. Новый текст Конституции был окончательно утвержден в марте 1927 года. Из "договорной" в "автономную"В 1930 году было решение исключить из Конституции ССР Абхазии формулировку "договорная республика" и заменить ее на "автономная республика". Автономный статус республики означал, что:Требования интеллигенцииВ мае 1978 года в Сухуме состоялся массовый митинг. Абхазская интеллигенция требовала внести в текст Конституции положение о возможности свободного перехода автономных республик из одной союзной республики в другую, что по факту подразумевало право Абхазии на выход из состава Грузии. Эти настроения вызвали обеспокоенность, и грузинское руководство предприняло ряд мер, чтобы стабилизировать ситуацию. Однако пойти на пересмотр сложившегося статус-кво Москва не могла. Требование демонстрантов о внесении в будущую конституцию положения о праве свободного выхода из одной союзной республики и перехода в другую, учтено не было", - говорится в работе Чирикба. Соответственно Абхазия не имеет правовых оснований оставаться в составе Грузии.
Декларация же объявляла Абхазию Советской социалистической республикой и определяла ее как "суверенное социалистической государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение". Верховный Совет Грузии декларацию и постановление счел недействительными и не обладающими юридической силой. Тем не менее, Конституция 1978 года продолжала действовать в республике до июля 1992 года, когда Верховный совет Абхазии принял постановление о прекращении ее действия. В постановлении отмечалось, что оно было принято "в целях преодоления правовой неурегулированности", возникшей после того, как Временный Военный совет Грузии в феврале 1992 года отменил Конституцию Грузинской ССР 1978 года и восстановил Конституцию Грузинской Демократической Республики 1921 года, в которой статус Абхазии не был конкретизирован.
I Закавказского съезда Советов, когда федеративный союз трех республик преобразовался в Закавказскую федерацию. Согласно Конституции, верховным органом государственной власти Закавказской федерации являлся Закавказский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов. Съезд Советов избирал Закавказский Центральный Исполнительный комитет. Закавказский ЦИК был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти в период между съездами Советов. Закавказский ЦИК избирал Президиум в составе 13 членов, в том числе трех председателей, по одному от каждой республики, которые поочередно председательствовали на заседаниях Исполнительного комитета. Еще до образования Закавказской федерации партийными организациями Азербайджана, Грузии и Армении в соответствии с принципами демокра- 30 "Сборник официальных документов по советскому государственному праву". В Азербайджане, Грузии и Армении существовали центральные комитеты коммунистических партий как руководящие органы партийных организаций соответствующих республик. Закавказская федерация показала на практике реализацию ленинской идеи экономического единства края. Она сыграла роль политического центра по объединению экономических ресурсов Закавказья. Для разрешения жизненно необходимых задач Закавказской федерации была предоставлена широкая самостоятельность. Подъем экономического могущества Закавказского края и входивших в его состав советских республик во многом зависел от роста экономического могущества Союза Советских Социалистических Республик в целом и его государств-членов - в первую очередь РСФСР и Украинской ССР. Кроме того, и сами Закавказские республики - Азербайджан, Грузия и Армения - должны были, как республики единого экономического района, энергично помогать друг другу в подъеме народного хозяйства и укреплении социалистического уклада. Народам Закавказья пришлось строить основы социалистической экономики в чрезвычайно трудных экономических и политических условиях. Необходимо было наладить народное хозяйство, улучшить материальное положение рабочих и крестьян, поднять производительность труда. Ленин, проявляя заботу о трудящихся Закавказских республик, наметил первые планы развития хозяйства края. Он писал: "Сразу постараться улучшить положение крестьян и начать крупные работы электрификации, орошения. Орошение больше всего нужно и больше всего пересоздаст край, возродит его, похоронит прошлое, укрепит переход к социализму"32. Ленин лично руководил экономической помощью краю, возрождением его национальных республик. Примером заботы со стороны В. Ленина служат его многочисленные телеграммы и письма, которые он адресовал руководителям национальных республик Закавказья, наркомам и уполномоченным. Особое внимание В. Ленин обращал на систематическое снабжение Азербайджана, Грузии и Армении продовольствием. Поставьте этот вопрос для специального обсуждения Совтрударм. Примите решительные меры к снабжению Баку и одновременно Грузии и Армении и согласно телеграммы N 293 регулярно осведомляйте центр о мерах фактического снабжения. Ответьте немедленно телеграфно. Предсовтрудобороны Ленин"33. Советские республики Закавказья в порядке братской помощи получили от Советской России 3,5 млн. Только в течение семи месяцев - с 1 марта по 1 октября - Советская Россия отправила Закавказским советским республикам дополнительно 233 656 пудов хлеба, 15 вагонов сахару, 600 вагонов соли, 720 тыс. Кроме того, был дан наряд Украинскому 32 В. Для Закавказских республик в Америке было закуплено 25 тыс. Постоянно заботясь об экономической поддержке Советского Закавказья, В. Ленин 7 июля 1921 г.
В ответ президент Грузии Звиад Гамсахурдиа заявил о ликвидации автономии и образовании на ее территории особой области Шида Картли. На следующий день, выступая на чрезвычайной сессии Верховного Совета Грузии, Гамсахурдиа призвал защитить грузинскую землю от "агрессора - осетин и русских". В результате боевых действий было убито более 2000 человек. При посредничестве президента РФ Бориса Ельцина в июле 1992 года было объявлено о прекращении огня, за соблюдением этого следят Смешанные силы по поддержанию мира ССПМ , состоящие из российских, грузинских и южноосетинских воинских подразделений. Часть жителей вернулись в свои дома, но, по некоторым оценкам, около 50. В период войны, 19 января 1992, в Южной Осетии был проведен референдум по вопросам провозглашения независимости и присоединения к России. Подавляющее большинство жителей высказались "за", и 29 мая 1992 парламент республики опубликовал акт о государственной независимости. Война закончилась в июле 1992. Согласно Дагомысскому соглашению, в республике были размещены трехсторонние российские, грузинские и южноосетинские силы по поддержанию мира, основу которых составил российский батальон. В Абхазии причиной конфликта являлись прежде всего противоречия в отношении статуса Абхазии в рамках Грузии. Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской ССР, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим Звиада Гамсахурдиа, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию и требовала равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования, опасаясь, что они будут лишь первым шагом к независимости, отсоединению Абхазии, и в августе 1992 года грузинские войска и военизированные формирования вошли в Абхазию. Абхазы при содействии национальных движений Северного Кавказа оказали ожесточенное сопротивление. К концу 1993 года большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать. По некоторым данным, число беженцев превышает 200. Российские войска под эгидой Миротворческих сил СНГ, образованных в начале 1994 года, патрулируют линию прекращения огня. Надо отметить, что проблемы Закавказья на этом не заканчиваются: на повестке дня все более накаляющиеся отношения между Тбилиси и армяно- и азербайджанонаселенными районами Грузии - Джавахети и Квемо Картли, где армяне и азербайджанцы в начале 1990-х годов поднимали вопрос о своем выходе из состава из страны и присоединении к соседним республикам. Иначе говоря, в Джавахети и Квемо Картли можно проследить "предконфликтную ситуацию", которая, при наличии определенных обстоятельств, может перерасти в открытое столкновение с целью сепаратизма или ирредентизма, как произошло в случаях с абхазским, юго-осетинским, а также нагорно-карабахским конфликтами. Заключение Надо отметить, что территориальные конфликты характерны не только для Закавказья. Национальные меньшинства, компактно населяющие приграничные регионы, везде представляют собой "фактор риска". Существует два основных вида таких противостояний: сепаратизм и ирредентизм. Американский профессор Дональд Горовиц дефинирует сепаратизм как "выход группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, составной частью которого она является. Ирредентизм же есть объединение этнически родственного населения и его приграничной территории с родственным государством, которое готово их присоединить. За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство". Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ. А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы. Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает. И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания". Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами.
В 1925 году была принята новая редакция Конституции Основной Закон Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, в параграфе 59 которой было установлено: Государственный флаг Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного алого цвета, в углу которого, у самого древка, наверху помещены полукругом золотые буквы «З. Отношение ширины к длине 1:2 Достоверных, официально утвержденных изображений флагов не сохранилось. Выше представлены три реконструкции.
Намедни. Наша Эра
купить по самой выгодной цене вы можете в нашем интернет-магазине с получением в офисе, рядом с м. Китай-город, или с доставкой курьером по всей Москве. "Государственный флаг Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в углу которого, у самого древка, наверху помещены полукругом золотые буквы «З.С.Ф.С.Р.», а над ними в левом углу. Буквенная аббревиатура от Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. ЗСФСР — статья из свободной большой энциклопедии. Упраздненная Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР), включавшая в себя Грузию, Абхазию, Армению и Азербайджан.
Правда и вымыслы о «сталинской автономизации»
Любопытно, что правительство нового государства Совет Народных Комиссаров СССР и министерства наркоматы были созданы лишь спустя полгода: только 6 июля 1923 года. Формально в состав СССР вначале входили четыре союзные республики, но у каждой из них уже были договорные отношения между собой и внутри себя. Но две последние в свою очередь включали еще две республики — причем без упоминания «автономная»: Нахичеванская — в Азербайжданской и Абхазия — в Грузинской. Позже все упорядочилось: Закавказская была расформирована, Абхазия и Нахичивань получили статус автономных.
В 1918 году на обломках Российской империи образовалась Закавказская демократическая федеративная республика , которая располагалась на территории пяти губерний — Тифлисской, Кутаисской, Эриванской, Бакинской, Елизаветпольской; одной области — Карсской; и одного округа -Закатальского. В свою очередь понятие «Южный Кавказ», как синоним «Закавказья», стало широко применяться после распада Советского Союза, хотя первые попытки употребления этого термина относятся к периоду начала Первой мировой войны и распада Российской империи.
Оно, как и понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья в пределах бывшей Российской империи , было предложено англичанами и подхвачено Турцией[источник не указан 265 дней]. Например, в 2007 году был открыт Южно-Кавказский газопровод. Но если понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья сохранилось в советский период и в Советском Союзе, то понятие «Южный Кавказ» не смогло вытеснить традиционное понятие «Закавказье». Пушкина, 2015 — С. Понравилась статья?
Начало второму периоду было положено в марте 1922 г. В это время окончательно определились задачи Закавказской федерации. Третий период связан с созывом в декабре 1922 г. I Закавказского съезда Советов, когда федеративный союз трех республик преобразовался в Закавказскую федерацию.
Согласно Конституции, верховным органом государственной власти Закавказской федерации являлся Закавказский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов. Съезд Советов избирал Закавказский Центральный Исполнительный комитет. Закавказский ЦИК был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти в период между съездами Советов. Закавказский ЦИК избирал Президиум в составе 13 членов, в том числе трех председателей, по одному от каждой республики, которые поочередно председательствовали на заседаниях Исполнительного комитета. Еще до образования Закавказской федерации партийными организациями Азербайджана, Грузии и Армении в соответствии с принципами демокра- 30 "Сборник официальных документов по советскому государственному праву".
В Азербайджане, Грузии и Армении существовали центральные комитеты коммунистических партий как руководящие органы партийных организаций соответствующих республик. Закавказская федерация показала на практике реализацию ленинской идеи экономического единства края. Она сыграла роль политического центра по объединению экономических ресурсов Закавказья. Для разрешения жизненно необходимых задач Закавказской федерации была предоставлена широкая самостоятельность. Подъем экономического могущества Закавказского края и входивших в его состав советских республик во многом зависел от роста экономического могущества Союза Советских Социалистических Республик в целом и его государств-членов - в первую очередь РСФСР и Украинской ССР.
Кроме того, и сами Закавказские республики - Азербайджан, Грузия и Армения - должны были, как республики единого экономического района, энергично помогать друг другу в подъеме народного хозяйства и укреплении социалистического уклада. Народам Закавказья пришлось строить основы социалистической экономики в чрезвычайно трудных экономических и политических условиях. Необходимо было наладить народное хозяйство, улучшить материальное положение рабочих и крестьян, поднять производительность труда. Ленин, проявляя заботу о трудящихся Закавказских республик, наметил первые планы развития хозяйства края. Он писал: "Сразу постараться улучшить положение крестьян и начать крупные работы электрификации, орошения.
Орошение больше всего нужно и больше всего пересоздаст край, возродит его, похоронит прошлое, укрепит переход к социализму"32. Ленин лично руководил экономической помощью краю, возрождением его национальных республик. Примером заботы со стороны В. Ленина служат его многочисленные телеграммы и письма, которые он адресовал руководителям национальных республик Закавказья, наркомам и уполномоченным. Особое внимание В.
Ленин обращал на систематическое снабжение Азербайджана, Грузии и Армении продовольствием. Поставьте этот вопрос для специального обсуждения Совтрударм. Примите решительные меры к снабжению Баку и одновременно Грузии и Армении и согласно телеграммы N 293 регулярно осведомляйте центр о мерах фактического снабжения. Ответьте немедленно телеграфно. Предсовтрудобороны Ленин"33.
Советские республики Закавказья в порядке братской помощи получили от Советской России 3,5 млн. Только в течение семи месяцев - с 1 марта по 1 октября - Советская Россия отправила Закавказским советским республикам дополнительно 233 656 пудов хлеба, 15 вагонов сахару, 600 вагонов соли, 720 тыс. Кроме того, был дан наряд Украинскому 32 В.
Вскоре дашнакские контрреволюционные силы были полностью разгромлены». В 1937 году майор А. Карапетян окончил Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования командного состава пехоты «Выстрел» и назначен командиром 226-го горнострелкового полка 76-й Армянской горнострелковой дивизии в Ереване. Во главе 800-го стрелкового полка 143-й стрелковой дивизии участвовал в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. Начало Великой Отечественной войны А.
Карапетян встретил в должности командира 721-го моторизованного полка 205-й мотострелковой дивизии 14-го механизированного корпуса. В период с 17 июля по 1 августа 1943 года заместитель командира 315-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта полковник Асканаз Карапетян организовал прорыв вражеской обороны на реке Миус у сёл Мариновка, Степановка Донецкой области Украины и отражение контратак противника. Им же в сентябре 1943 года при освобождении Донбасса были умело организованы боевые действия в наступлении. В этих боях полковник Карапетян получил ранения, однако он не покинул свой полк и остался в строю. За этот период было уничтожено около тысячи нацистов, свыше семидесяти танков и большое количество другой техники противника. Продолжение следует… Автор: Владлен Дорофеев Другие публикации канала:.
Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР
Однако новая держава могла пойти по другому пути территориального устройства, имела бы другое название. На следующий день он был утвержден I Всесоюзным съездом Советов. В преддверии создания единого государства из советских республик, образовавшихся на территории бывшей Российской империи, среди руководства партии большевиков не было единого видения того, какое территориальное устройство должна иметь будущая держава. Одна модель — это федерация, воплощением которой и стал СССР, а вторая концепция территориального устройства именовалась автономизацией. Но в 1917 году было круче. Партийная комиссия во главе с Иосифом Сталиным, которая была создана в августе 1922 года для выработки предложения по объединению в единое государство независимых советских республик, предлагала именно эту форму территориального устройства будущей общей державы.
Что в целом неудивительно: для марксистского учения унитарная форма построения государства куда предпочтительнее, чем федеративная. Об этом писал Фридрих Энгельс в 1891 году: "По-моему, для пролетариата пригодна лишь форма единой и неделимой республики". Владимир Ленин еще в 1913 году сам выступал за унитарное государство. Однако к 1922 году концепция у Ленина изменилась, и они со Сталиным оказались сторонниками разных подходов к организации территориального устройства. Конечно, дискуссия Сталина с Лениным о модели будущего государства не отображает весь спектр полемики между сторонниками федерации и автономизации, но их аргументы в целом показывают, какие позиции занимали стороны в этом споре.
Он был всего лишь одним из двух советских лидеров за всю историю, кто не имел никаких связей с Украиной. Ни культурных, ни этнических, ни рабочих. Тем не менее, именно он оставил в истории УССР очень значительный след и отчасти сделал Украину такой, какая она есть сейчас Стоит сделать оговорку, что на взгляды как Ленина, так и Сталина относительно будущего устройства государства повлияло так называемое "Грузинское дело". Только выводы из него они сделали разные. Грузия входила в состав ЗСФСР, однако это не нравилось части коммунистов страны, вождем которых был Поликарп Мдивани, они хотели, чтобы Грузия вошла в будущее государство как отдельный субъект.
Поэтому тот, кто сегодня на каналах государственного телевидения называет бывшие республики СССР ныне — суверенные государства «выдуманными», является в лучшем случае безграмотным и невежественным человеком, а в худшем — лжецом, сознательно пытающимся ввести россиян в заблуждение. У этих республик есть своя история, которую уже никому не переписать. Тот же, кто попытается это сделать, только навредит своей собственной стране — России. И в том, сколько реально вреда приносят такого рода безответственные заявления отношениям нашей страны с ближайшими соседями особенно с учётом складывающейся сегодня обстановки , мы, к сожалению, постоянно убеждаемся на практике. Но вернёмся в лето 1922 года, когда упомянутая комиссия приступила к работе. Вскоре был разработан первоначальный — подчеркнём это особо! Проект был поддержан большинством голосов членов комиссии, в том числе — И. Обращаем ещё раз внимание: это был всего лишь первоначальный вариант, и вариант всего лишь проекта резолюции комиссии, то есть был пройден только самый первый этап огромной интеллектуальной работы, которую ещё предстояло продолжить и завершить. А на таком этапе вполне естественны самые различные предложения и варианты, мнения, включая спорные — если, конечно, участники обсуждения действительно занимаются поисками истины, а не ограничиваются тупым поднятием рук, что кое-кому в сегодняшней России свойственно...
И обмен мнениями оказался весьма горячим. Разосланный для дальнейшего обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик проект резолюции был решительно отвергнут грузинскими коммунистами. В свою очередь ЦК КП б Белоруссии указал на необходимость сохранения в новом Союзе «договорных отношений между независимыми республиками», а ЦК КП б Украины вообще не обсуждал проект на этом этапе, что уже само по себе свидетельствует о позиции украинских коммунистов относительно идеи «вхождения». Ещё раз обращаем внимание: не возникло никакой чрезвычайной ситуации, тем более — катастрофы; это был жёсткий, но при этом абсолютно свободный обмен мнениями, что и было — вопреки визгу современных антисоветчиков — свойственно Коммунистической партии в ленинские времена. В связи с этим более чем показательно, как сам В. Ленин относился к обозначившимся поначалу разногласиям с И. Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание. Послушать сегодняшних антикоммунистов, в том числе самых высокопоставленных, так у некоторых граждан может создаться впечатление, что Сталин-де «горячо отстаивал» проект «автономизации», а вот Ленин, мол, фактически «выкрутил ему руки». А как обстояло дело в действительности?
В письме с говорящим само за себя названием «Об образовании СССР», написанном члену Политбюро ЦК РКП б Льву Каменеву уже в сентябре — после состоявшихся на первом этапе обменов мнениями — и предназначенном для ознакомления других членов этого высшего партийного органа, В. Ленин предельно мягко отзывается о позиции своего младшего товарища и соратника: «Сталин немного имеет устремление торопиться» выделено мной. Что это — излишняя изысканная дипломатичность? Но, как мы знаем, приверженность «дипломатии» при решении принципиальных для судеб партии и страны проблем совсем не была свойственна Ленину. Очевидно, дело в другом. Во-первых, как видим из приведённых слов, никакой враждебности к оппоненту или «жёсткого давления» на него нет и в помине. Ленин и здесь — как и в целом ряде других случаев — не желает использовать свой колоссальный авторитет с целью давления на соратников по партии, предпочитая убеждать их силой аргументов и безупречностью логики. Во-вторых, на основании выражения «немного торопиться» можно сделать вывод, что Ленин как раз не считал позицию И. Сталина по столь судьбоносному вопросу окончательно сформировавшейся и обоснованно полагал возможным в ходе дальнейшей дискуссии убедить его в своей правоте.
Какова же была позиция самого Ленина? Именно в цитируемом письме — очень небольшом по объёму, но важнейшем с исторической точки зрения документе — В. Это ленинское определение не мешало бы зарубить на носу всем деятелям любого ранга, кто на уровне подсознания до сих пор не может принять неоспоримый факт: сегодня Россия Российская Федерация — такая же республика, такое же суверенное государство, как, скажем, Белоруссия или Казахстан, равноправное с ними, но никак не выше их. Далее в том же письме буквально одной строчкой В. Ленин конституирует подлинный прорыв во всей теории и системе международных отношений, значение которого и по сей день не хотят осознать националисты самых разнообразных мастей и рангов. Ленин рассматривает новый Союз как «новый этаж, федерацию равноправных республик», часть из которых при этом уже сами являются федерациями. Федерация федераций — в случае с многонациональным а для нашей страны можно было бы даже сказать — множествонациональным составом населения это действительно уникальный вариант выстраивания подлинно равноправных отношений между совершенно разными по численности, истории и обычаям народами.
Перед войной Чиатурский марганец занимал на мировом рынке первое место по добыче и вывозу руды. С 1925 г. Марганцевые месторождения известны также в районе станции Аджаметы — сел. Чхеери — и в Горийском уезде. Месторождения железных руд в Закавказье незначительны и имеют лишь местное значение. Наиболее известны Чатахское — вблизи Тифлиса и Дашкесанское — недалеко от Ганджи. Мало исследованные незначительные запасы свинца и цинка, а также и серного колчедана практического значения не имеют. Из других минеральных богатств укажем наиболее существенные: глауберова соль, поваренная соль, барит, алюминий, хромистый железняк, мышьяк и сурьма, самородная сера, кобальтовые руды, никель, литографский камень. Исключительное место здесь принадлежит нефти. Запасы ее исчисляются приблизительно в 1,5 млрд. Нефть встречается также и в других районах Азербайджана, а также в Грузии — в Кахетии и в Гурии, но эти месторождения пока еще недостаточно исследованы. Залежи ископаемого угля сосредоточены в двух более крупных месторождениях: Ткварчельском и Тквибульском и в гораздо менее значительном — Гелатском, но общие их запасы не превышают 0. Запасы Ткварчельских копей, доступные для разработки, исчисляются а 150 млн. В настоящее время в эксплуатации находятся лишь Тквибульские месторождения; что же касается Тквлрчельского, то в силу неблагоприятных топографических условий оно пока не эксплуатируется. Другие горючие материалы, как сланец и торф, вследствие незначительности их запасов и плохого качества практического значения не имеют. Но подсчетам проф. Эссена мощность водных сил Закавказья исчисляется в 3,2 млн.
В письмах указывалось на необходимость привлечь на свою сторону наиболее отсталую часть населения, и в особенности лезгин и татар. Среди них были заклятые враги советского народа Лорткипанидзе и Мугашивили, Н. Эта «делегация» была послана в Европу и на Балканы с тем, чтобы заручиться поддержкой тамошних правительств деньгами, вооружением и снаряжением для организации единого антибольшевистского фронта и для вербовки военных специалистов из русских белогвардейцев-эмигрантов. Контрреволюционным империалистическим стремлениям необходимо было противопоставить братский союз Закавказских советских республик между собой и с РСФСР. Только такой союз мог удержать и укрепить завоевания социалистической революции на таком важном участке, как Закавказье. В своём знаменитом письме «Товарищам-коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики» Ленин писал: «Горячо приветствуя Советские республики Кавказа, я позволю себе выразить надежду, что их тесный союз создаст образец национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного в буржуазном строе. Но как ни важен национальный мир между рабочими и крестьянами национальностей Кавказа, а еще несравненно важнее удержать и развить Советскую власть, как переход к социализму. Задача трудная, но вполне исполнимая». Выполнить эти указания В. Ленина можно было только объединёнными усилиями закавказских республик и Советской России. Объединение Армении, Грузии и Азербайджана в Закавказскую Федерацию, укрепление советской власти и диктатуры пролетариата, союз и помощь Советской России гарантировали свободу и независимость народов Закавказья и успешное строительство социализма. Вот почему большевистская партия во главе с В. Лениным и И. До Октябрьской революции партия большевиков считала широкую автономию в едином государстве наиболее целесообразной формой государственного устройства народов после их освобождения. После победы Октябрьской революции Ленин и Сталин выдвинули новую форму государственного устройства — форму советской федерации государственный союз , которая была официально утверждена партией и введена в программу на VIII съезде РКП б как одна из «переходных форм на пути к полному единству». Партия отстаивала федеративное объединение государств, организованных по советскому типу. Эта эволюция взглядов большевистской партии по вопросу о государственной федерации, как указывает товарищ Сталин, объясняется тремя причинами: «Во-первых, тем, что ко времени Октябрьского переворота целый ряд национальностей России оказался на деле в состоянии полного отделения и полной оторванности друг от друга, ввиду чего федерация оказалась шагом вперёд от разрозненности трудящихся масс этих национальностей к их сближению, к их объединению. Во-вторых, тем, что самые формы федерации, наметившиеся в ходе советского строительства, оказались далеко не столь противоречащими целям экономического сближения трудящихся масс национальностей России, как это могло казаться раньше, или даже — вовсе не противоречащими этим целям, как показала в дальнейшем практика. В-третьих, тем, что удельный вес национального движения оказался гораздо более серьёзным, а путь объединения наций — гораздо более сложным, чем это могло казаться раньше, в период до войны, или в период до Октябрьской революции». Возможность по-новому поставить вопрос о федерации в значительной мере была обусловлена тем, что Ленин открыл новую политическую форму диктатуры пролетариата — республику Советов. Советская федерация, творцами которой являются Ленин и Сталин, принципиально отличается от буржуазной федерации. Основой советской федерации является диктатура пролетариата, общественная собственность на орудия и средства производства, ликвидация эксплуатации человека человеком, в то время как буржуазная федерация основана на диктатуре буржуазии, частной собственности на средства производства, на эксплуатации и порабощении трудовых масс. Указав на необходимость объединения республик Закавказья, И. Сталин сказал: «Едва ли нужно доказывать, что эти и многие подобные конкретные условия обязывают Советскую Грузию, так же как Советскую Армению и Азербайджан установить между собой некое единство хозяйственной деятельности, некое объединение хозяйственных усилий…». Товарищ Сталин разоблачил вынашивавшийся в то время некоторыми великодержавными шовинистами проект восстановления старых губерний Тифлисской, Бакинской, Эриванской , усматривая в нём желание повернуть назад колесо истории. Восстановление старых губерний и ликвидацию национальных правительств в Грузии, Армении, Азербайджане товарищ Сталин считал равносильными восстановлению помещичьей собственности на землю и ликвидации завоеваний революции. Товарищ Сталин поставил перед коммунистами всех республик Закавказья боевую задачу: «Раздавить гидру национализма и создать здоровую атмосферу интернационализма для облегчения дела объединения хозяйственных усилий советских республик Закавказья…» и укрепления уз братства между рабочими и трудящимися различных национальностей Закавказья и Советской России. Всякий удар по какому-нибудь уголку маленькой советской республики является ударом по всем советским республикам. Советские республики — это неразрывный революционный союз трудящихся масс, окружённых врагами. Без взаимной экономической и военной помощи советские республики не могут существовать. Достаточно на 24 часа изолироваться какой-нибудь советской республике, и она будет немедленно уничтожена окружающими её врагами». Армянские, грузинские и азербайджанские национал-уклонисты, выступая против ленинско-сталинской национальной политики в Закавказье, хотели приспособить интернационалистскую политику рабочего класса к националистической политике буржуазии.
Мамед Аракелов: Дежавю: Третья попытка Закавказской федерации
По соглашению северная половина со значительным грузинским мусульманским населением станет частью Советской Грузии, но получит автономию. Еще одна автономная республика была создана в июле 1920 г. Нахчыван , территория, граничащая с Арменией, Турцией и Ираном, на которую претендовали армяне и азербайджанцы. В Московский договор и по Карскому договору Нахчыванская область была признана автономной республикой под защитой Азербайджанской Советской Республики.
Армянский народ с большим ликованием встретил воинов освободителей. Я был назначен командиром особого конного отряда, в задачу которого входила ликвидация банд буржуазных националистов — дашнаков. Вскоре нам пришлось вести бои с контрреволюционными силами в горных районах, расположенных недалеко от Эривани. Это были тяжёлые бои.
Вскоре дашнакские контрреволюционные силы были полностью разгромлены». В 1937 году майор А. Карапетян окончил Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования командного состава пехоты «Выстрел» и назначен командиром 226-го горнострелкового полка 76-й Армянской горнострелковой дивизии в Ереване. Во главе 800-го стрелкового полка 143-й стрелковой дивизии участвовал в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года. Начало Великой Отечественной войны А. Карапетян встретил в должности командира 721-го моторизованного полка 205-й мотострелковой дивизии 14-го механизированного корпуса. В период с 17 июля по 1 августа 1943 года заместитель командира 315-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта полковник Асканаз Карапетян организовал прорыв вражеской обороны на реке Миус у сёл Мариновка, Степановка Донецкой области Украины и отражение контратак противника.
Потом его нашли, установили как памятник Неизвестному революционеру, и Абовян так и стоял бы по сей день в качестве безымянной фигуры, если бы работу скульптора Тер-Марукяна случайно не узнал кто-то, кто видел ее еще в мастерской в Париже. Кстати, согласно переписи населения 1887 года большинство в Батуме составляли армяне, да и теперь они уступают по численности только грузинам. Как же получилось, что такой активный город, крупный и значимый региональный центр, воспринимается нами совсем по-другому? Все очень просто: изменились технологии, появилась авиация. Самолеты сократили расстояния во всем мире, изменив его до неузнаваемости. Мы пока очень слабо это осознаем.
Если в Конституции 1925 года единственным государственным языком признавался лишь русский язык, то в ее новом варианте таковыми объявлялись уже три языка: абхазский, грузинский и русский", - говорится в работе Чирикба. Новый текст Конституции был окончательно утвержден в марте 1927 года. Из "договорной" в "автономную"В 1930 году было решение исключить из Конституции ССР Абхазии формулировку "договорная республика" и заменить ее на "автономная республика". Автономный статус республики означал, что:Требования интеллигенцииВ мае 1978 года в Сухуме состоялся массовый митинг. Абхазская интеллигенция требовала внести в текст Конституции положение о возможности свободного перехода автономных республик из одной союзной республики в другую, что по факту подразумевало право Абхазии на выход из состава Грузии. Эти настроения вызвали обеспокоенность, и грузинское руководство предприняло ряд мер, чтобы стабилизировать ситуацию. Однако пойти на пересмотр сложившегося статус-кво Москва не могла. Требование демонстрантов о внесении в будущую конституцию положения о праве свободного выхода из одной союзной республики и перехода в другую, учтено не было", - говорится в работе Чирикба. Соответственно Абхазия не имеет правовых оснований оставаться в составе Грузии. Декларация же объявляла Абхазию Советской социалистической республикой и определяла ее как "суверенное социалистической государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение". Верховный Совет Грузии декларацию и постановление счел недействительными и не обладающими юридической силой. Тем не менее, Конституция 1978 года продолжала действовать в республике до июля 1992 года, когда Верховный совет Абхазии принял постановление о прекращении ее действия. В постановлении отмечалось, что оно было принято "в целях преодоления правовой неурегулированности", возникшей после того, как Временный Военный совет Грузии в феврале 1992 года отменил Конституцию Грузинской ССР 1978 года и восстановил Конституцию Грузинской Демократической Республики 1921 года, в которой статус Абхазии не был конкретизирован. При этом, действующая система органов законодательной, исполнительной и судебной власти сохранялась. Было также утверждено название "Республика Абхазия", принят новый флаг и герб Абхазии.
Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika
н) проведение на территории Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики установленной Союзной властью Союза ССР системы мер и весов; [79]. Первоначально в Союз вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Федерация, оформившаяся в ЗСФСР (в тот период расшифровывалась как Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика). Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — федерация Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, существовавшая в 1922—1936 годах, одна из.