Эти и многие другие вопросы привели меня в Орловский спортивный техникум, где студентов учит жить безопасно Николай Пыканов — человек, для которого значение афганского «шурави» не является тайной. Кто такой шурави в Афганистане: история и значение. Чтобы помнили У «Правды шурави», без сомнений, будет еще немало подписчиков, новых рассказов и фактов, которые можно услышать от живых солдат той войны.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Салам шурави перевод с афганского
- "Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова
- Исторический контекст появления шурави в Афганистане
- Месть советского спецназа | Пикабу
- Срок регистрации истек
- Происхождение афганского шурави от тотема
Самые опасные «шурави»: каких советских солдат больше всего боялись «душманы»
Шурави, считают афганцы, никогда ничего не боятся. Это звание посолиднее генеральского будет. Есть в этом слове отголосок не свойственной жителям Афганистана сентиментальности, некоторая дань уважения к тому, кто по сути своей является врагом. Точно так же два одинаково сильных зверя, столкнувшихся в смертельной схватке, смотрят друг на друга — с уважением.
Такое отношение свойственно для колоритной страны, где война есть лишь постоянное упражнение духа и тела, где не только умеют драться до последнего, но также ценят широту души, человечность и доброту. Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом.
Сюжет боевика прост и сложен одновременно: москвич Николай оказывается в плену. Ни угрозы физической расправы, ни уговоры, ни посулы не могут заставить героя изменить присяге и забыть свой воинский долг. Он вынашивает мысль бежать из заточения, чтобы сообщить своему руководству о планируемом нападении на стратегически важный объект.
И в итоге это ему удается. Шурави и такой сложной ситуации оказался на высоте. Бача: столкновение смыслов А вот история термина «бача» гораздо более сложна.
Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет.
Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы.
Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными.
Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др.
В Кабуле широко известен жилой микрорайон, квартиры в котором до сих пор считаются лучшими в городе. Крупнейшая в стране ГЭС "Наглу" долгие годы обеспечивала бесперебойную подачу электроэнергии в афганскую столицу.
А на консервный завод и комплекс животноводческих и сельскохозяйственных ферм с разветвленными оросительными системами под Джелалабадом в 80-годы возили группы журналистов. В различных районах страны строились школы, в Кабуле был создан комплекс крупнейшего в Афганистане Политехнического института, чьи здания украшали мозаичные панно. Большая работа требуется, например, на перевале Саланг, где когда-то советскими строителями был создан важнейший для страны тоннель, связавший северные и южные районы Афганистана. Надо восстанавливать Политехнический институт в Кабуле, эта работа может стать взаимовыгодной и вложения окупятся.
В ближайшем будущем начинается возрождение нефтяных и газовых месторождений на севере Афганистана. Здесь тоже, очевидно, пригодился бы опыт россиян, ведь именно советские специалисты в свое время эти месторождения разрабатывали. Согласно последним исследованиям, запасы в этом регионе составляют 1,5 миллиарда баррелей нефти и 15,6 триллионов кубометров газа. В общей же сложности запасы Афганистана оцениваются в 3,6 миллиарда баррелей нефти и 36,5 триллионов кубометров газа.
А пока, без России, в создании крупных объектов на территории Афганистана активно участвуют другие бывшие республики СССР. Так, в ходе недавнего визита казахстанской делегации в Кабул, активно обсуждался вопрос о возможности строительства железной дороги из узбекского города Термез в приграничный с Пакистаном город Торхам. Туркменистан намерен активно участвовать в строительстве трансафганского газопровода от туркменского месторождения Довлетабад, запасы которого туркменскими экспертами оцениваются в 1756,6 миллиарда кубометров газа, в Пакистан и Индию. Стоимость проекта 2-2,5 миллиарда долларов США.
Важнейшая задача, считает господин Коргар, это изменение вредных стереотипов. Так, говорит он, довольно многие в России убеждены, что вкладывать деньги в Афганистан и заниматься бизнесом здесь бесперспективно. Но это не так, ко всему прочему у наших стран есть немалый опыт сотрудничества, которое теперь должно стать взаимовыгодным. Во время нашей встречи госпожа Газинфор горячо благодарит меня за визит и признается, что это интервью российскому журналисту у нее первое за более чем полгода нахождения в должности министра.
Западные корреспонденты приходят в ее кабинет один за другим, российские же совсем Афганистан забыли. Между тем, говорит она, в Афганистане есть много людей, которые вспоминают СССР и Россию с большой теплотой и продолжают оставаться ее искренними друзьями. Как твердо уверены мои собеседники, хорошие, деловые, отношения между нашими странами обязательно возродятся. Это выгодно как Афганистану, так и России.
Простой народ о могучем северном государстве не знал совсем ничего. Соответственно, необходимости как-то называть его жителей не имелось. Но после появления на исторической арене Советского Союза связи усилились. СССР даже стал первой страной, которая признала Афганистан в качестве независимого государства.
Он только что освободился от британского протектората и даже принял конституцию. Правда, в 1929 и 1930 годах Красная армия вторгалась на чужую территорию погонять среднеазиатских басмачей, но на отношения с центральным правительством страны это не шибко-то повлияло. Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть.
Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы.
Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке».
Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ. Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи.
Собственные имена у них имелись. Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал.
Шурави и моджахеды
- Что такое "шурави"? Происхождение слова
- Что такое "шурави"? Происхождение слова — OneKu
- Республика без парламента
- Афганистан: шурави «слабого пола» в горах Гиндукуша покоряли ханов и полевых командиров
- Домен ваш?
15 февраля. Кто такие Шурави?
Невидимыми прочными нитями пережитого это обращение связывает накрепко тех, кто имеет на это право, навсегда. Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к территории этого государства. истор. советский человек, советские люди (в речи афганцев) Шурави высоко оценивают этот кишлак! советских солдат – в стране остались микрорайоны с многоэтажками, дороги, электростанции. Статья рассказывает о происхождении и значениях слова "шурави", которым в Афганистане называли советских солдат. Главная» НОВОСТИ» Аналитика» Чеченские «шурави».
Что такое "шурави"? Происхождение слова
Шурави — Википедия | Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной прозы. |
«Шурави». За что афганцы любили и уважали советских солдат? | Зарубежные аналитики считали, что после ухода советского воинского контингента из Афганистана правительство Мохаммада. |
"Когда вернутся «шурави»?". К 30-летию вывода войск из Афганистана
Смотрите онлайн видео «Кто такие «Шурави»?» на канале «Секреты Умелых Рук» в. О шурави, о советских солдатах, воевавших в Афганистане, сняты фильмы «Шурави». Смотрите онлайн видео «Кто такие «Шурави»?» на канале «Секреты Умелых Рук» в хорошем качестве, опубликованное 12 сентября 2023 г. 12:03 длительностью 00:02:19 на видеохостинге RUTUBE. Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика (тадж: Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро). Статья рассказывает о происхождении и значениях слова "шурави", которым в Афганистане называли советских солдат.
Почему афганцы называли русских шурави?
Советский Союз и Афганистан, два бывших приграничных государства, с давних пор были друзьями. Советский Союз первым признал независимость Афганистана после совершения в нём демократической революции — свержения Царя Дауда, и начал строить с ним дружественные отношения:Афганцы учились у нас, а наши гражданские специалисты строили в Афганистане дороги, школы и медицинские учреждения. Но мировому кровопийцу и жандарму — США, и его союзникам, такое не понравилось. Они создали оппозицию действующему президенту Тараки, руками предателей афганского народа его убили и поставили своего наместника — Амина, который залил кровью свою родину, это он организовал убийство первого демократически избранного президента Афганистана.
Он вынашивает мысль бежать из заточения, чтобы сообщить своему руководству о планируемом нападении на стратегически важный объект.
И в итоге это ему удается. Шурави и такой сложной ситуации оказался на высоте. Бача: столкновение смыслов А вот история термина «бача» гораздо более сложна. В ряде восточных культур есть традиция воспитывать мальчиков на манер девочек.
Для Афганистана, не стряхнувшего с себя путы средневековой эпохи, характерна другая традиция. Здесь нередко воспитывают девочек так, как положено взращивать мальчишек. Все дело в том, что в этой азиатской стране дети мужского пола по-прежнему ценятся больше, чем девочки. Чтобы как-то повысить свой социальный статус, родители в семьях, где рождаются только девочки, применяют уловку: одна из дочерей становится «бача пош».
Что это значит? Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик». Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны.
Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу. Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами. О нем всегда говорят только с использованием мужского рода.
С годами родители уже не могут игнорировать естественной половой принадлежности — природу не обманешь, в отличие от соседей которые вполне могут и не подозревать, что их сын дружит с «бача пош». К моменту полового созревания девочки, превращенные в мальчиков, лишаются всех социальных преимуществ и считаются обычными девушками. И меняют свойственную мужчинам свободу на девичью незаметность, стыдливость и скромность. В самом буквальном переводе «бача» с ударением на последнем слоге означает просто «парень», «пацан».
В русском языке смысл слова «бача» был коренным образом изменен, оно получило самостоятельное значение. Оно значило что-то вроде «родной», «брат», «друг».
Не числом, но умением На самом деле общая численность бойцов спецподразделений никогда не превышала 3 000 человек. В 1985 году разрозненные отряды объединили в группу, главной задачей которой стал контроль границы и уничтожение караванов из Пакистана. Как отмечает журналист Эдуард Жирарде, немало поездивший по Афгану в годы войны, спецназовцы справлялись с поставленной задачей на отлично, действуя «быстро, тихо и смертоносно».
Для полевых командиров и вожаков караванов встреча со спецназом была смерти подобна. Так за один рейд в декабре 1985 года они уничтожили более 80 и ранили 60 моджахедов. А операция в мае 1987 года аукнулась душманам уже 187 убитыми. При этом сам спецназ потерь почти не нес. А случай 30 ноября 1984 года был и вовсе поразительный.
Тогда один из отрядов «Каскад» атаковал пакистанский спецназ — «Черные аисты» — под командованием будущего террориста номер один Усамы бен Ладена.
Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом. Тувинский драматург Чылгычы Ондар в 2017 г.
В основе сюжета лежит история тувинского парня, участвовавшего в военных действиях в Афганистане.
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах
Получило распространение среди населения Афганистана в годы войны. Реклама Предыстория войны Весной 1978 года произошла афганская «апрельская революция», военный переворот, в результате которого авторитарное республиканское правительство было смещено оппозиционной Народной демократической партией Афганистана НДПА , ориентированной в своей политике на СССР. Мир продержался недолго. В конце лета 1979 года конфликт, вызванный расколом в межпартийных рядах, обострился настолько, что действующий глава правительства Н. Тараки был отстранен, исключен из членов партии и арестован. Немного позже он «умер от волнений», как сообщили афганские СМИ.
Следствием переворота стали масштабные чистки в среде действующей партии. Получивший власть Х. Вам будет интересно: Лысьва: история города, достопримечательности и фото Реклама 12 декабря 1979 года, прикрывшись ранее звучавшей от Х. Сам Х. Амин погиб от взрыва гранаты во время штурма правительственного здания.
Советские средства массовой информации, ранее положительно оценивавшие его деятельность, сменили курс и стали писать о нем как о «приспешнике ЦРУ», а его окружение называли «кровавой кликой». Реакция народа Афганистана Большинство местного населения не приняло ввод иностранных войск и начало активно оказывать вооруженное сопротивление. Что такое «шурави» для местного жителя?
Они стреляли, пока один из бойцов из южных республик не подобрался к их БТР и не сообщил, что они атакуют своих. Также в ходе зачистки помещений от огня спецназовцев погиб тот самый военврач, который до этого откачал Амина. На следующий день жители Афганистана узнали: Амин, «агент ЦРУ » палач мирных афганцев и враг революции, убит, правительство сменилось, а на территории страны — советские войска. Советские солдаты в ДРА, апрель 1980-го.
Расцвет партнерских отношений пришелся на 1950-1960-е годы, когда страной правил Мухаммед Захир-шах. После победы во Второй мировой войне международные позиции СССР укрепились — это повлияло и на связи с афганскими властями. Падишах много раз посещал Советский Союз и принимал у себя советских чиновников высочайшего ранга. Как для многих других стран, для Афганистана дружба с коммунистами была ценна всесторонней экономической поддержкой — торговые договоры, многомиллионные кредиты, строительство инфраструктуры практически с нуля. К концу 1970-х годов на построенных с помощью СССР заводах производилось 60 процентов всей промышленной продукции страны, советские ТЭС и ГЭС вырабатывали 60 процентов всей электроэнергии, 70 процентов имеющихся в стране дорог — 1500 километров — были построены советскими специалистами. Другие страны тоже помогали афганцам, но советская помощь составляла более половины всех иностранных инвестиций. За экономическим влиянием, как водится, следовало влияние политическое: каждый пятый афганский студент, обучающийся за рубежом, учился в Советском Союзе, там же проходили подготовку тысячи военных специалистов.
С середины 1960-х годов начала оформляться левая оппозиция, в 1965 году была основана марксистско-ленинская Народно-демократическая партия Афганистана НДПА , в итоге пришедшая к власти. Но они достаточно быстро поняли: его политика в сущности мало отличается от предыдущего властителя, к тому же он отдает предпочтение не СССР, а западным странам. Не устраивал большинство представителей оппозиции и пуштунский национализм главы государства. НДПА начали планировать захват власти, рассчитывая на поддержку соседей с севера. Напротив, в КПСС старались предупредить союзников, что в столь нестабильной обстановке переворот опасен, — общество все больше поляризовалось, разделяясь на исламистов и коммунистов. Но даже если афганским социалистам не обещали прямой поддержки, им достаточно было знать курс внешней политики Советского Союза: революционеры в Анголе, Эфиопии, Мозамбике и других странах третьего мира получали от большевиков все, что требовалось для установления социалистического режима. Кроме того, о готовящейся революции в СССР знали заранее — но афганские власти этой информации не получили.
Радикальные социалисты хотели смены власти насильственным путем, умеренные — мирного переворота. В ходе протестов в 1978 году арестовали всех основных лидеров движения, и возможностей для мирного пути не осталось. Большая часть министров и военных многие из которых обучались в СССР поддержала революционеров. Дворец Дауда взяли штурмом, президента, его семью и приближенных убили. Через три дня после революции Советский союз признал новое правительство. Тернистый путь к социализму Придя к власти, Тараки объявил, что дальше страна пойдет в светлое социалистическое будущее по пути марксизма-ленинизма. В Москве в тот момент верили в возможность прыжка из феодализма в социализм, поэтому новую политику всячески поддерживали.
В Афганистане были открыто сформированы представительства КГБ, в которых работали советские специалисты. Реформы новой власти были типичными для любого коммунистического режима. В рамках борьбы с неравенством государство обрушилось на землевладельцев — не только на крупных, но и на средних, которых среди пострадавших от перераспределения ресурсов было большинство. Специальными декретами упразднили ростовщичество; предоставили женщинам равные права с мужчинами, а это означало совместные школы и отказ от хиджабов; установили минимальный возраст вступления в брак. Коммунисты отменили принудительные замужества и обычай махора выкупа за невесту — традиции, корни которых уходили в века. Консервативное, бережно хранящее свои традиции население реагировало на перемены ожидаемо и весьма радикально: в первые же месяцы новая власть столкнулась с вооруженным сопротивлением, которое становилось все более жестоким, постепенно перерастая в гражданскую войну. Руководство, фанатично верившее в скорое достижение социализма, отвечало репрессиями, подключая к подавлению восстаний армию.
Те афганцы, кто не ушел в горы с оружием, бежали из страны целыми кишлаками — за годы власти НДПА из Афганистана уехало около миллиона человек. Солдаты и офицеры массово переходили на сторону антиправительственных группировок. Те же все увереннее двигались к радикальным исламским позициям, при поддержке из Ирана и Пакистана, деньги на которую выделяли США. Праздник для солдат в афганском Шиндаде, октябрь 1986 Фото: AP Репрессии все больше напоминали сталинский террор: они затронули не только противников власти, но и умеренных социалистов. Бабраку Кармалю, лидеру умеренной фракции, пришлось бежать из страны. Советские деятели поняли, что премьер Хафизулла Амин — опасный и непредсказуемый фанатик, и попытались его устранить руками Тараки, но в результате Амин выжил при покушении, сместил Тараки и организовал его убийство. Гибель афганского коллеги шокировала советское руководство, особенно — Леонида Брежнева.
Продолжая просить у них помощи и ввода войск, он одновременно стал налаживать отношения с Пакистаном, надеясь в итоге изменить курс страны и получить поддержку США.
Сегодня Пакистан стоит на грани развала, более того, на грани радикальной исламизации — это в значительной мере следствие того, что происходило в Афганистане в 1980-е. Потому что достойные верующие люди, сражавшиеся с проклятыми советскими атеистами, оказались религиозными фанатиками, которым как мог помогал и президент Рейган, и королевский дом Саудовской Аравии. Теперь эти фанатики представляют угрозу не только для США, которых они атаковали 11 сентября, но и для самой Саудовской Аравии. Сегодня, когда Афганистан опять оккупирован, военная коалиция НАТО зеркально повторяет то, что было в Афгане в советские оккупационные годы. А как нужно было поступить?
Что есть своя доля в этом у западного сообщества — может быть, у блока НАТО, — и у советского блока, у Китая и Японии. Это был бы гораздо более безопасный мир, чем мир, в котором нас победили за счет нашей собственной усталости, нашего собственного нежелания жить в той косной, замшелой, бюрократической советской парадигме, в которой мы все существовали тогда, зажатые, как в тисках. Мир изменился, потеряв стабильность и управляемость. Революционные, террористические, другие группировки вышли, что называется, в свободный поиск. Тех, кого прикармливали американцы, стали Аль-Каидой, а те, кого прикармливали мы — антиглобалистами и ультра-левыми, ничуть не менее опасными для нас, чем для Запада. Это были золотые времена, спокойные по сравнению с сегодняшними и сытые времена.
Очень много потерял — как ни грустно это признать — Афганистан со времен советской оккупации. Далеко не все, что было сделано в советские времена для Афганистана, было плохим, очень многое было хорошего.
В таких тяжелых условиях дети были вынуждены рано начинать трудиться, чтобы помогать своим семьям выживать. Судьбы "бача" после ухода советских войск После вывода советских войск в 1989 году, гражданская война в Афганистане продолжилась. Это еще больше усугубило положение детей: Росло количество сирот и беспризорников. Детей принуждали вступать в вооруженные формирования. Увеличилось число детей, зависимых от наркотиков. Многие из тех "бача", кто выжил в войну, так и не смогли вернуться к нормальной мирной жизни. Некоторые стали наемниками, другие - преступниками или наркоманами. Истории знакомств советских солдат и "бача" Несмотря на тяжелую судьбу большинства "бача", многие советские солдаты с теплотой вспоминают этих афганских мальчишек-торговцев и их находчивость в "добывании" подарков.
Помню пацаненка лет 12, у которого регулярно менял книжки на консервы. Умный был - выучил немного русский.
«Шурави». За что афганцы любили и уважали советских солдат?
Вот и прижилось в среде молодых ветеранов другое название — «бача». Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к границам этого государства. Кабульскому эмиру тогда подчинялись далеко не все местные племена, но это не мешало ему оказывать отчаянное сопротивление британским вторжениям. Англия тогда полагала, что земля горных кланов должна надежно прикрывать от россиян Индию — бриллиант в короне Британской империи. Поэтому ее несколько раз пытались завоевать с разной степенью успешности.
Афганцы были рады любой помощи и усиление влияния Петербурга приняли очень благожелательно. Правда, контакты тогда были только между приближенными эмира, горсткой офицеров и немногочисленными русскими посольствами и местными резидентами. Простой народ о могучем северном государстве не знал совсем ничего. Соответственно, необходимости как-то называть его жителей не имелось. Но после появления на исторической арене Советского Союза связи усилились.
СССР даже стал первой страной, которая признала Афганистан в качестве независимого государства. Он только что освободился от британского протектората и даже принял конституцию. Правда, в 1929 и 1930 годах Красная армия вторгалась на чужую территорию погонять среднеазиатских басмачей, но на отношения с центральным правительством страны это не шибко-то повлияло. Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть.
Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное.
У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам».
Я не говорю о режиме коммунистической партии, о государственном бюрократическом аппарате… А вот страна, скорее всего бы осталась, и это было бы хорошо для всех тех, кто в ней жил, и для всех тех, кто живет на постсоветском пространстве — вне зависимости от того, в какой республике. Страна бы эволюционировала, а не обрушилась бы из-за банкротств. Понятно, что то, как мы отнеслись к оставшемуся в Афганистане Наджибулле — это калька. Практически так же мы отнеслись ко всему наследию, которое у нас было по результатам войн и политических действий в XX веке. Мы все это бросили, и потом это можно было подбирать, кому угодно. Впрочем, надо сказать, и к постсоветскому пространству мы в огромной мере отнеслись точно так же. Да и к людям, которые на нем живут, мы отнеслись точно так же, как к Наджибулле — кто-то удержался, уцелел, интегрировался в Европу, кто-то создал собственные режимы, другие пропали — к огромному сожалению. Что получилось в этом направлении? Аль-Каида, которая активно помогала и западному сообществу, и исламскому миру, и Китаю — поскольку на афганской войне мы ухитрились перессориться со всеми, потеряв цель, нашла новую — в лице США.
Аль-Каида укрепилась и создала тот «зеленый интернационал» — суннитское революционное движение — которое сегодня с таким же успехом, как социалистическое движение в конце XIX — начале XX века — будоражит Ближний Восток. Моджахеды, которые укрепились на развалинах режима Наджибуллы, перегрызлись — как это всегда бывает — на дележе добычи, и создали все условия для прихода в Афганистан абсолютно средневекового режима талибов. Пакистан, который чем мог помогал сначала моджахедам, потом талибам, которых патронировали и Беназир Бхутто, и Наваз Шариф, в конечном счете оказался заложником этой ситуации. Сегодня Пакистан стоит на грани развала, более того, на грани радикальной исламизации — это в значительной мере следствие того, что происходило в Афганистане в 1980-е.
Но на деле это негласное распоряжение американцев: изгнать отовсюду специалистов, питающих симпатию к России.
Сотрудники спецслужб США постоянно удивляются: почему вы любите «шурави», они воевали с вами, а вы поминаете их добрым словом? Да, поминаем! Потому что СССР не вёл себя как оккупант. Ваши геологи разработали сотни газовых месторождений, ваши инженеры построили ГЭС в Пули-Хумри и Наглу, в Кабуле всё напоминает о советской помощи — школы, автопредприятия, нефтебазы, жилые кварталы. И американские генералы пытаются доказать афганцам: ничего этого не было, была лишь кровь и война.
В Кабуле всюду кошмарные пробки — на каждом шагу блокпосты, здания министерств окружены бетонными стенами, защищаясь от террористов-смертников, полиция обыскивает машины в поисках взрывчатки. С 2001 г. Куда делись эти безумные деньги? Они подчистую разворованы афганскими чиновниками, полевыми командирами и наркомафией, строящей себе роскошные дворцы в Дубае. Даже «Талибан» платит своим боевикам больше, чем получают солдаты афганских войск.
Моё такси останавливается рядом с кабульским хлебозаводом. В периоде «советской власти» было много плохого, но хватало и хорошего. Афганцы продолжают это помнить — хотя их и пытаются заставить забыть.
По этим договорам были построены гидроэлектростанций в районе Наглу и в городе Пули-Хумри, дорога и тоннель через перевал Саланг, ставший затем одним из трагических символов Афганской войны. Советские специалисты проводили ирригационные каналы и возвели огромный завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе. Кабульский аэропорт построил также СССР, кстати, он сделан по тому же проекту, что и воздушная гавань Кургана. Десятки тысяч афганцев учились в Союзе, на наши средства был создан Кабульский политехнический институт. Присутствовали в королевстве и западные инвесторы.
Вообще, в годы противостояния двух систем и это повторяется сегодня на фоне конфликта России и Запада , многие лидеры «третьего мира» и даже внутри системы социализма как, например, румынский лидер Николае Чаушеску считали очень остроумным и хитрым балансировать на противоречиях между сверхдержавами в поисках экономических и политических преференций. История учит, что ни для таких людей, ни для их стран это ничем хорошим не кончается. Республика без парламента Итак, с одной стороны мини-юбки, троллейбусы и рок-н-ролл. С другой стороны в Афганистане — тотальная нищета и безграмотность, беспросветный тяжёлый труд и бесправие. Понятно, что задача по развитию Афганистана и сохранению при этом стабильности была фантастически сложной. Причина даже не в том, что его населяет огромное количество народов, а в том, что они находятся на разных стадиях развития. Кочевники живут родо-племенным строем. Феодализм царит в плодородных долинах, после того, как там поработали американцы, выращиваются не цитрусовые, а сырьё для наркотиков, с чем, впрочем, новые власти страны, взявшие бразды правления после бегства США, судя по сообщениям, намерены бороться.
И в долинах и на плоскогорьях есть кланы, и там, и там никто не удивляется рабству. Города, где в 1970-х носили мини-юбки, жители афганской глубинки ненавидели и по экономическим, и по духовным причинам. При этом в стране официально действовал капитализм, частная собственность и всё такое, пусть многие предприятия и строило СССР. Причём капитализм эпохи первоначального накопления — со всеми вытекающими. В то же время элита училась в западных вузах в Союзе получали образование в основном простые «технари». При этом элита сохранялась всё ещё полуфеодальной и смотрела на «нижние» классы с нескрываемым презрением не приходится их облобызывать на выборах, как в «демократических» странах. Одним словом, в эту пороховую бочку достаточно было бросить спичку — а бросили факел, и не один, а сразу несколько. Вначале местная верхушка попыталась решить проблемы путём «смены вывески».
В 1973 году, во время визита короля Афганистана Захир-Шаха в Италию, в Афганистане произошёл государственный переворот. Власть была захвачена, как и полагается при феодализме, родственником Захир-Шаха, его двоюродным братом Мухаммедом Даудом. Формально была провозглашена республика, но, разумеется, Дауд в должности президента сконцентрировал всю власть в своих руках — например, парламент, существовавший при королевстве, при республике! Политика президента была типичной для прогрессистских диктатур стран Востока того времени. И везде, кроме двух последних стран, эти модернизационные проекты провалились или испытывают серьёзные проблемы. Потом это бесполезно. Конечно, сложно представить, чтобы человек, проживший в Афганистане всю жизнь, не понимал складывающейся обстановки. Но именно это произошло с Даудом — его реформы не устроили ни исламистов, ни социалистов.
Причём консервативные исламские круги были возмущены поскольку, как это не парадоксально, несмотря на то, что коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана была в тот момент запрещена, кадры даудовских органов власти, вплоть до силовых, формировались именно из её членов. Собственно говоря, про исламистов рассказывать особо нечего, эти джентльмены, к сожалению, нам теперь хорошо знакомы. В 1975 году они временно объединились против Дауда, организовав партию Исламское общество Афганистана, объявили ему джихад и устроили восстание, которое было подавлено. Именно тогда прозвучали имена будущих самых влиятельных полевых командиров душманов — Бурханутдина Раббани, Ахмада Шаха Масуда, Гульбетдина Хекматияра. Он, кстати, был наиболее радикальным и после провала мятежа, создал свою Исламскую партию Афганистана. Социализм с двумя крыльями С левым движением с афганской спецификой вопрос более интересный, тем более, что именно действия Народно-демократической партии Афганистана, которая поставила своей целью построение здесь социализма, в конечном итоге привели к гражданской войне и последующему вводу советских войск. Здесь надо сделать одно важное замечание. Однако это очень и очень далеко не так.
В этом отношении, впрочем, как и по своим последствиям, события в Афганистане напоминают ситуацию в ходе гражданской войны в Испании в конце 1930-х годов. Конечно, если бы республиканцы при поддержке Союза и других прогрессивных сил, победили франкистов, помогавших им гитлеровцев и итальянских фашистов, избежать начала Второй Мировой войны в любом случае вряд ли бы удалось. Но, возможно, у стран, выступавших против нацизма, появилось бы дополнительное время на подготовку, их действия были бы более скоординированными. К сожалению, если фашисты выступали единым фронтом, то в лагере их противников было настоящее кубло — анархисты, троцкисты, правые социалисты — и так далее, и тому подобное. Но они всячески ставили палки в колёса всем здоровым силам, в том числе и просоветским, дискредитировали саму идею. Чего только стоят расправы леваков над католическими священниками! Собственно, нечто подобное произошло в Афганистане после Апрельской или Саурской революции 27 апреля 1978 года. Прочитав по этой проблеме не один десяток статей, так и не нашёл, чтобы эта тема нашла своё отражение.
Дело в том, что к тому времени, концу 1970-х годов международное коммунистическое движение испытывало глубочайший кризис. Он начался далеко не после распада СССР. Точкой отсчёта можно назвать «разоблачение культа личности» И. Сталина, произведённое Никитой Хрущёвым. Это вызвало размежевание, а то и полный разрыв со многими компартиями — от Албании и Румынии, до Китая и Северной Кореи. Вторая линия раскола — это возникновение «еврокоммунизма». Его представители включились в хор голосов, критикующих Союз за нарушение «прав человека». А Китай под флагом маоизма начал, как говорится, перетягивать одеяло на себя и собрался стать вместо СССР лидером международного коммунистического движения.
Здесь же активизировались леворадикальные террористические группировки вроде итальянских «Красных бригад» и немецкой «Фракции Красной Армии». Вопрос с Пол Потом в Кампучии-Камбодже и «красными кхмерами» отдельный и очень сложный, но их деяния позитивного имиджа коммунизму также не добавляли. И всё это отражалось на реноме СССР, как изначального центра практической реализации коммунистических идей. На фоне таких событий ничего не стоило направить мировое общественное мнение против Союза. Вернемся к НДПА. Она была создана в 1965 году писателем и журналистом Нур Мохаммадом Тараки, который прославился своим творчеством в защиту афганской бедноты ещё в 1930-х годах. Его называли «афганским Максимом Горьким». Это совершенно типичный случай — по всему миру в развивающихся странах левые партии основывала, как правило, интеллигенция.
Кстати, Тараки родился в семье крестьянина и высшего образования не имел, что не мешало ему поработать пресс-секретарем афганского посольства в США и переводчиком диппредставительства Штатов в Кабуле. Второй видный деятель афганских социалистов Бабрак Кармаль был сыном целого генерала. По заграницам не ездил, выучился в Кабульском университете. Наконец, третья ключевая персона — Хафизулла Амин. Он, как и Тараки, тоже не из простых — родился в семье начальника тюрьмы, но выучился там же, где Кармаль, получив степень бакалавра по ультрамодным тогда физике и математике. А вот завершил он обучение в Колумбийском университете в США.
Послесловие
- «Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах — Media news (Виктор Зингер) — NewsLand
- Шурави — душман — груз 200. Десять слов, которые пришли к нам из Афгана | Аргументы и Факты
- «Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах
- За что сражались «шурави»
Самые опасные «шурави»: каких советских солдат больше всего боялись «душманы»
многие слышали это приветствие или встречали на страницах интернета. Шурави всерьез обозлились на духов, терзающих колонны, и начали крупномасштабные операции вдоль всей дороги, ведущей в Союз. Кто такой шурави в Афганистане: история и значение. Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело.
Афганистан: шурави «слабого пола» в горах Гиндукуша покоряли ханов и полевых командиров
Слово имеет арабские и персидские корни. Получило распространение среди населения Афганистана в годы войны. Реклама Предыстория войны Весной 1978 года произошла афганская «апрельская революция», военный переворот, в результате которого авторитарное республиканское правительство было смещено оппозиционной Народной демократической партией Афганистана НДПА , ориентированной в своей политике на СССР. Мир продержался недолго. В конце лета 1979 года конфликт, вызванный расколом в межпартийных рядах, обострился настолько, что действующий глава правительства Н. Тараки был отстранен, исключен из членов партии и арестован.
Немного позже он «умер от волнений», как сообщили афганские СМИ. Следствием переворота стали масштабные чистки в среде действующей партии. Получивший власть Х. Вам будет интересно: Лысьва: история города, достопримечательности и фото Реклама 12 декабря 1979 года, прикрывшись ранее звучавшей от Х. Сам Х.
Амин погиб от взрыва гранаты во время штурма правительственного здания. Советские средства массовой информации, ранее положительно оценивавшие его деятельность, сменили курс и стали писать о нем как о «приспешнике ЦРУ», а его окружение называли «кровавой кликой». Реакция народа Афганистана Большинство местного населения не приняло ввод иностранных войск и начало активно оказывать вооруженное сопротивление.
История в телеграмме У каждой официальной истории есть обратная сторона медали. Фактов о войне в Афганистане немало, но Николай не ставил себе задачу говорить о том, что и так давно написано и опубликовано. Его главная идея - объединить воинов-интернационалистов и дать им слово: пусть расскажут, какой та война была для простых солдат. В ноябре 2020 года он создал площадку - канал в Телеграмме, назвав его «Правда шурави».
Сегодня его читают и дополняют своими материалами свыше тысячи человек, в числе которых не только россияне. Интерес проявляют арабы, немцы, турки, французы, украинцы, англоязычные подписчики. Не имея никакого опыта, Гавриленко удалось реализовать интересный, толковый проект, который цепляет не только ветеранов боевых действий. К тому же этот формат стирает все границы, возраст, вероисповедание - несмотря на расстояния мы рядом. Афганский тюльпан Николай пишет о своих воспоминаниях, размещает архивные фото, любительские съемки, музыку, рассказывает о жизни и быте советских солдат той поры. К делу подключаются многие, свои тексты присылают и бывшие военные корреспонденты.
Но с главным в текстах: о жизни. Она гудит на боковой аллее парка. Там — солдатские полевые кухни. С дыщащими жаром-паром алюминиевыми котелками.
С рассыпчатой солдатской кашей. Слюни текут, такой аппетитный аромат плывёт над парком. Полевой кулеш, с кусочками распаренного мяса, внутри каши. Обязательные боевые 100 граммов водочки. Товарищ, на Родине же мы… Не победа… Да жизнь на кровавые куски исполосована. Да помянуть же ребят своих надо… Страшное время пережили… Рожи со сцены, кто заметил? Не оглядываясь. Не пошли брататься в афганский народ. Силища есть он, даже и в старости. К мальчишкам в военных формах, утрамбовавшим своими юными, два десятка, от силы, жизнями афганские дороги.
Наверное, горы той далёкой, мало известной страны, будут всегда помнить привкус горячей крови наших бесстрашных пацанов. Повезло тем, кто выжил. Донецкие — тоже были в Афгане. Многие туда уезжали из Донбасса молодыми и здоровыми хлопцами. Часть — вернулись Другие возвратились домой грузом 200. Когда, идя по одной из улиц Донецка, услышала афганскую песню. О той далёкой войне. Пошла на голос мужчины. Который песню эту пел. Замедлила шаг, соображая: что там, впереди происходит?
Мужчина, по возрасту более, чем средний, в современной военной форме, пел. Красивым голосом, баритоном. Не надрывался. Пел, как дышал. Голос усиливался в пространстве аудио колонкой. Стояла она на земле, рядом с футляром от его гитары. В футляре видны были деньги. Кругляши рублёвые. Несколько бумажных купюр. Я остановилась рядом с мужчиной.
Он перестал петь. Наши взгляды встретились. Он молчал. И мне было неловко… Когда увидела, сколько боевых наград было на его форме. Широко, для бОльшей устойчивости, расставив в стороны свои ноги. Готовый говорить со мной. Случайной, в его жизни, прохожей. По недавнему ранению вышел в отставку. Наверное, с мыслю: дальше спрашивай… - А… зачем здесь…? За себя и за своего зятя.
Он погиб этой весной. Три девчонки остались. Младшую дочка родила этой зимой. Полгода только прошло… Как… - А… песни афганские… - И там служил. Залапанное, обмягчившееся бумажными трещинами, на обложке своей. Выданное ему ещё тогда, когда было ему 19 лет. На фотографии — его же лицо, молодое и честно гордое. О, Господи…, уже прошлого века… Солдатом срочником отправился в Афганистан. Несколько недель военной подготовки — и на серпантин. До службы успел получить водительские права.
Так и прошоферил всю свою службу. Несколько недель отпуска, домой получилось съездить. Раньше проводились такие на Украине. Пенсию военную… - Подачку…, бывшему… Дырку от бублика. Пусть поёт товарищ.
Тувинский драматург Чылгычы Ондар в 2017 г. В основе сюжета лежит история тувинского парня, участвовавшего в военных действиях в Афганистане. Спектакль о любви, гражданской ответственности и долге. Смотрите 7 декабря в 18:00 на большой сцене Национального театра.