Модель автаркии, то есть независимости от внешних поставщиков, была очень востребована.
Почему для России невозможен сценарий «публикационной автаркии» - мнение аналитика
Также автаркию считают выгодной политикой для общества, которое готовится к войне или ведёт её. Мотивы принятия политики автаркии могут варьироваться в зависимости от политической структуры и экономических целей страны. экономическая политика, направленная на обособление страны от экономик других стран. Это станет поводом пересмотреть миграционную политику в сторону ужесточения и переориентироваться на местных тружеников. сказал он в ходе пленарного заседания форума "Технопром-2023" в Новосибирске во вторник. Политика автаркии резко ухудшает положение трудящихся.
Что такое автаркия?
Как невозможен и компромисс между автаркией и глобализацией, который может быть выражен в достижении частных договоренностей, не более того, в принципиальных областях, например. PDF | Статья обосновывает стремление к экономической автономии и автаркии как ее крайнему проявлению как естественное направление национального | Find, read and cite all the research. бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы. «Сейчас существуют две тенденции – глобализация, ориентация на внешнюю торговлю, и автаркия (“Автаркия” – экономический режим самообеспечения страны – ред.). В конце концов.
Автаркия: что это - простыми словами, как проявляется
Адольф Гитлер, получив власть, сделал это быстрее — всего за два года. Хотя его путь к вершинам власти был более тернистым. Он возглавил Национал-социалистическую немецкую рабочую партию в 1921 году, однако неудавшийся Пивной путч 1923 года и тюремное заключение замедлили его продвижение наверх. Однако он получил возможность отточить нацистскую идеологию в главном произведении его жизни «Моя борьба». Истребление «еврейского большевизма» и завоевание Восточной Европы стали главными условиями расширения жизненного пространства немцев. Опираясь на программу «25 пунктов» НСДАП, Гитлер уверенно шел к власти, убирая оппонентов и приобретая сторонников под лозунгом «Один народ, одна империя, один вождь». Возможное стало неизбежным. Тема внутреннего врага сыграла важнейшую роль в становлении репрессивного государства в Италии и Германии. В Италии при Муссолини был введен строгий контроль над въездом и выездом. Эта сеть распространяла свою деятельность и за пределы Италии, где организовывала убийства враждебно настроенных к режиму людей, таких как братья-антифашисты Нелло и Карло Росселли, ликвидированных во Франции в 1937 году.
В следующем году в Италии публикуется Манифест о расе и еще семь антисемитских законов. В Германии поджог Рейхстага в 1933 году, в котором обвинили коммунистов, послужил основанием для подготовки рейхсканцелярией Гитлера двух правительственных декретов — «О защите народа и государства» и «Против предательства немецкого народа и происков изменников родины». После прихода к власти Гитлера происходит централизация репрессивного аппарата под эгидой Генриха Гиммлера, главы отрядов защиты Schutzstaffel, или SS , создается Тайная годарственная полиция — Гестапо Geheime Staatspolizei , главный карательный орган, обладавший всеобъемлющими полномочиями в истреблении врагов Гитлера. В 1935 году в Германии были приняты Нюрнбергские расовые законы, лишавшие евреев гражданских прав. Эти законы стали прелюдией «к окончательному решению еврейского вопроса» в лагерных крематориях, ставшему идеей фикс фюрера. Ключевыми инструментами фашизма и национал-социализма в строительстве диктатуры становятся два атрибута тоталитаризма — милитаризм, внедряемый в массовое сознание населения для оправдания территориальной экспансии, и индоктринирование населения путем массированной пропаганды. Муссолини и Гитлер были одержимы идеей сделать свои государства готовыми к войне в любое время. В этих целях была запущена амбициозная программа перевооружения и подготовки молодых людей к военной службе как физически, так и морально. При всей внешней непохожести оба диктатора были умелыми ораторами-манипуляторами, опиравшимися на мощную по тем временам пропагандистскую машину.
В 1935 году Муссолини создает специальное министерство пропаганды, которое должно было «говорить правду о фашизме, опровергать ложь его врагов и устранять неясности, возникающие в восприятии такого масштабного и динамичного движения». В Германии после прихода Гитлера к власти было быстро создано имперское Министерство народного просвещения и пропаганды под руководством Йозефа Геббельса. Практически все аспекты немецкой культуры были поставлены под контроль этого министерства, включая кинофильмы, театр, музыку, прессу и радиопередачи. Получив от Гитлера огромную свободу действий и используя современные для того времени методы и технологии, честолюбивый Геббельс быстро разработал программу по внушению немецкому народу нацистской идеологии и влиянию на поведение всего общества. В мобилизации масс на строительство диктатуры важное место отводилось экономическим и социальным программам. Получив власть, Муссолини начал ряд экономических «сражений», направленных на то, чтобы сделать Италию самодостаточной и сильной страной для проведения агрессивной и экспансионистской внешней политики. Биографы Муссолини описывают его неиссякаемую энергию, направленную на новые проекты. Дуче осушал болота, строил современные здания, развивал авиацию и автомобилестроение, прокладывал первые в Европе автомагистрали. С конца 1920-х годов, несмотря на различные меры социальной политики и создание в 1933 году Института промышленной реконструкции IRI , уровень жизни многих итальянцев снизился.
В итоге модель «третьего пути», на котором фашизм должен был заменить классовый конфликт классовой гармонией, не была построена, так же как и система самообеспечения страны.
Последствия были предсказуемы: значительно снизились внутренние цены на экспортные американские товары: зерно и хлопок и повысились цены на импортные товары, в том числе оборудование, что вызвало, согласно ряду исследований, подъем национальной промышленности и стало одним из этапов становления мощной американской промышленности. Ряд исследователей также указывают, что автаркия была причиной падения благосостояния и была отменена под давлением общественности, в первую очередь терпящих убытки от остановки торговли экспортеров сырьевых товаров [22] Irwin Douglas, 2005. В настоящее время в качестве классического примера автаркии экономисты во всем мире указывают на Северную Корею. Однако более внимательный анализ показывает, что КНДР, хотя и является образцом автаркии в политическом смысле, отнюдь не полагается исключительно на собственные силы. Это свидетельствует о том, что с экономической точки зрения Северная Корея автаркией не является, в противном случае, кстати, введение санкций против нее не имело бы вообще никакого влияния и было бы бессмысленным. Конечно, роль внешней торговли во многих современных странах значительно больше. Британия рассматривается как один из наиболее ранних и преданных сторонников свободы торговли, хотя по уровню таможенного обложения импорта Британия вплоть до 70-х годов XIX века опережала «протекционистскую» Францию [32] Nye, 1991.
Британия впервые в мире в середине XIX века отказалась от ввозных таможенных пошлин и предоставила возможность свободного импорта для ключевых сырьевых и продовольственных товаров для определенных стран. О причинах этого пишет и Мизес: «экономисты всегда утверждали, что …. Выгода, получаемая от внешней торговли, целиком обеспечена импортом. Экспорт — это всего лишь плата за импорт. Если бы можно было импортировать, вообще не экспортируя, импортирующая страна не пострадала бы, а напротив, процветала бы» [9]. Отказ Британии от ввозных пошлин был связан с двумя насущными потребностями — обеспечить британскую промышленность дешевым импортным сырьем, а рабочий класс — дешевым продовольствием. Обе эти задачи решались отменой ввозных пошлин. При этом интересы британских промышленников в обеспечении экспортных рынков требовали встречной отмены импортных пошлин в странах, куда поставлялись британские промышленные товары, что и достигалось требованием взаимности при подписании двусторонних договоров Британии с другими странами.
Так что отказ от ввозных пошлин для Британии обеспечивал двойную выгоду. Рынки стран, с которыми соглашения Британской империи о свободной торговле были подписаны без изъятий, были гарантированы для более высокотехнологичной британской промышленности, что обеспечивало как торможение развития национальной промышленности и обеспечение технологической зависимости от Британии, так и недопущение конкурентов. С другой стороны, в тех случаях, где позиции британской промышленности были уязвимы, как, например, в случае текстильной промышленности Индии, заключаемые договоры и соглашения ставили таких конкурентных производителей в заведомо невыгодное положение путем введения пошлин. По мере развития национальной промышленности в других странах и в английских колониях и доминионах британское правительство, несмотря на поддержание на словах лозунга свободы торговли, постепенно вводило протекционистские меры, опасаясь кризиса национальной промышленности и социального напряжения вследствие конкуренции дешевых промышленных товаров. Свобода торговли использовалась, таким образом, в той степени как это было выгодным для национальной экономики и обеспечения социального мира в Великобритании. Ряд исследователей [33] Cain, 1982 отмечают, что свобода торговли для Британии была причиной снижения национального дохода и ухудшения условий торговли с 40-х до 80-х годов XIX века. Автаркические, протекционистские тенденции особенно проявились в годы после Великой депрессии. Это представляется логичным, так как Великая депрессия показала как уязвимость каждой страны в отдельности перед кризисом, так и риски взаимозависимости в условиях распространения кризиса.
Модель выигрыша от глобализации и происходящего в рамках него международного разделения труда построена на тезисе о том, что при одинаковых затратах на производство в одной стране выгодно производить вино, а в другой — пшеницу. Однако эта модель, как и все классические модели, абсолютно упускает из виду риски, связанные с производством того или иного товара, и волатильность цен на него, что особенно характерно для сырьевых товаров. При резком перепроизводстве и снижении цен на вино у нации, производящей вино, недостаточно средств для покупки пшеницы в прежних объемах, что ведет и к сокращению производства пшеницы. Поэтому тезис о том, что благосостояние всех увеличивается при свободе торговли, необходимо дополнить и тем, что оно так же и снижается одновременно у всех. Именно это и произошло во время Великой депрессии, вызвав социальную напряженность по всему миру и пролиферацию фашистских режимов, ориентированных на протекционизм и социальную стабильность. Распространение экономического кризиса подпитывалось за счет взаимозависимости национальных экономик и международной торговли, с одной стороны, а с другой — автаркические тенденции были обусловлены потребностью опереться на собственные силы. Естественно, что страной, наименее пострадавшей от глобального кризиса, оказался Советский Союз, который был исключен из международного товарообмена в силу политических причин. Пример Советского Союза в Великой депрессии длительное время вдохновлял радикальных сторонников протекционизма.
Процессы глобализации, идущие в настоящее время в мировой экономике, политике, общественной сфере, ведут к возникновению и усилению зависимости глобальных партнеров друг от друга. При этом необходимость и возможность выбора снижается, и тем самым создается видимость стабильности. Кризисов становится меньше, но их размах и глубина возрастают. Свидетельством этого является беспрецедентность и нынешнего кризиса, и кризиса 2008 года. И тому были объективные причины еще до пандемии коронавируса. Несмотря на поддержку программ экономических реформ и ускоренного развития в развивающихся государствах, потеря развитыми странами рабочих мест, в первую очередь в промышленности и передовых секторах экономики, усиление конкуренции на международном рынке ведут к обострению социальных противоречий внутри самих развитых государств. Поэтому развитые страны заинтересованы в сохранении распределения ролей, при котором они являются разработчиками и создателями сложных продуктов, а развивающимся государствам отведено положение поставщиков дешевых ресурсов. В рамках указанной парадигмы свобода торговли отвечает интересам большинства отраслей экономики развитых стран.
С другой стороны, развивающиеся страны стремятся ввести ограничения для защиты своего передового сектора или обеспечить условия для создания передовых производств в стране для того, чтобы увеличить национальный доход и доходы от экспорта. Для участия в глобальных цепочках создания стоимости создаются особые зоны, бизнес в которых обладает рядом характеристик экстерриториальности по отношению к национальному государству. Таким образом, развивающиеся страны стремятся к изменению положения в свою пользу. На этом фоне развитые государства выступают с различными инициативами, смысл которых в сохранении их привилегированного положения. И здесь свобода торговли из всеобъемлющего принципа постепенно превращается в необязательное дополнение. Парадоксальным образом современные экологические требования направлены на обеспечение энергетической независимости, то есть самообеспечение энергетическими ресурсами, в первую очередь возобновляемыми. При этом такое самообеспечение энергетическими ресурсами происходит невзирая на издержки, что означает отказ от теории сравнительных преимуществ. Реализуются программы энергетической безопасности под флагом озабоченности глобальным экологическим кризисом, однако фактически самообеспечение энергетическими ресурсами предполагает, с одной стороны, отказ от принципа экономической эффективности и оптимизации, а с другой — сокращение торговли энергоресурсами, которые составляют значительную часть мировой торговли.
Рост производства энергоресурсов в странах, бывших импортерами, и увеличение, в том числе вынужденное, потребления энергоресурсов, производимых в странах — традиционных импортерах, ведет к сокращению цен на торгуемые ресурсы и сокращению потребностей и объемов торговли. Циркулярная экономика подразумевает повторное использование ресурсов, а не их приобретение у специализированного производителя [35] Torkanovskiy, 2020. Повторное, зачастую неоднократное, циркулярное использование ведет к сокращению торговли, с одновременным снижением торговли новыми товарами и увеличением объемов торговли товарами, бывшими в употреблении, в том числе и различными фракциями мусора. С точки зрения глобальной экономики это позитивное явление. С точки зрения стран — традиционных импортеров ресурсов циркулярное использование снижает потребность в ресурсах и издержки. С точки зрения развивающихся стран — производителей ресурсов циркулярная экономика означает сокращение спроса на производимые товары, увеличение волатильности цен и конкуренции, снижение экспортных доходов и возможностей развития, что стабилизирует их состояние вечного отставания и сокращает международную торговлю. При отсутствии доходов от продажи ресурсов страны-производители не будут иметь средств для приобретения товаров, производимых странами — традиционными потребителями ресурсов. Несмотря на финансовую подпитку, выдачу заведомо невозвратных кредитов, в том числе и межгосударственных, уровень мировой торговли не может не сокращаться.
Хотя изменения климата воспринимаются как стимул для объединения усилий государств и корпораций, климатическая повестка показала необходимость работать над сокращением международной торговли, в том числе и для сокращения излишних выбросов и отходов, загрязняющих нашу планету. В международной торговле и международных экономических отношениях это означает сохранение статус-кво. Именно на обеспечение внутренней и внешней стабильности направлены предложения многих западных экономистов, в том числе руководителя такого известного think-tank, как Всемирный экономический форум, Клауса Шваба [36] Schwab, 2020. Для усиления сотрудничества предлагаются несколько мер. К ним в первую очередь относятся меры по борьбе с изменениями климата, создание единой международной налоговой системы и защита прав работников. Однако предложения о введении налога на потребление вместо налогов на доход должны в первую очередь усилить государства с высоким уровнем потребления, в то время как страны с низким уровнем потребления будут недополучать налоги. Таким образом, международные корпорации смогут производить во Вьетнаме или Бангладеш, а налоги платить в США или Германии. Страны, предоставляющие льготы для развития национальной промышленности, потеряют интерес к выдаче таких льгот, так как налоги будут оседать в другом месте.
Автракия - изоляция государства от внешнего мира, стремление к самообеспечению национальной экономики. В условиях развития мировой экономики XX века автаркия рассматривалась, прежде всего, как теоретическое понятие и её черты прослеживались лишь частично в некоторых странах, чаще всего как результат экономических мер воздействия, типа санкций, либо эмбарго. Однако, пандемия коронавируса внесла свои коррективы, принеся с собой дефициты определённых категорий товаров, запреты экспорта некоторых видов сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, перебои поставок импортных товарных позиций, пошатнув продовольственную и экономическую безопасность большинства наиболее открытых стран. Данные факторы способствовали обращению к принципам автаркии как представителей органов государственной власти, так и прочих участников хозяйственной деятельности в глобальном масштабе.
Главной целью этих усилий была подготовка к войне. Для выработки у итальянцев «автаркического духа» был мобилизован весь пропагандистский аппарат. В бесчисленных статьях, брошюрах и исследованиях доказывалась необходимость автаркии для существования государства и достижения «высших целей итальянской нации».
Однако создание «автаркического духа» оказалось чрезвычайно трудным делом. Особенно сложным было «перевоспитание» в духе «национальных задач» хозяев итальянской экономики — крупных промышленников и финансовых заправил. Время от времени на страницах итальянских газет и экономических журналов появлялись гневные обвинения в адрес крупных промышленников. Так, некто П. Капоферри в сентябре 1938 г. Однако дальше выступлений в печати дело не шло, и «автаркический дух» так и остался одним из многочисленных мифов фашистского режима. Практические мероприятия в области автаркии включали реорганизацию промышленности, максимальное использование национального сырья, а также контроль и ограничение потребления.
Весной 1937 г. Муссолини объявил, что «корпорации мобилизованы для борьбы за автаркию, а Национальный совет корпораций должен рассматриваться как генеральный штаб, возглавляющий борьбу»[179]. С этой целью в системе корпораций в октябре того же года была создана Верховная комиссия по автаркии, решения и рекомендации которой передавались непосредственно в государственные органы[180]. В эту комиссию вошли представители крупнейших монополистических групп финансового и промышленного капитала, именовавшиеся «специалистами по отраслям». Предполагалось, что автаркическая комиссия совместно с корпорациями объединит отраслевые программы в «генеральный план национальной автаркии». В действительности такого плана не было создано до самого начала войны. Верховная комиссия по автаркии оказывала влияние на регулирование капиталовложений, ведала распределением импортного сырья и дефицитной электроэнергии.
Регулирование капиталовложений осуществлялось главным образом выдачей корпоративными органами лицензий на постройку новых предприятий и расширение уже существовавших. Лицензии выдавались таким образом, чтобы сократить приток капиталов в отрасли, не имевшие военного значения. Большую роль в перестройке промышленности стали играть государственные и полугосударственные концерны. Полугосударственные организации создавались выпуском гарантированных государством акций, половина которых принадлежала государству, а другая — частным пайщикам, в роли которых выступали крупнейшие тресты. Эти организации, получая постоянные субсидии из казны, быстро крепли, расширяли сферу своей деятельности и превращались в монополистов в своей отрасли. Важнейшим военно-автаркическим комплексом был Институт промышленной реконструкции — ИРИ, государственный финансовый орган, созданный в годы экономического кризиса. После начала автаркической кампании на него была возложена реорганизация металлургической и машиностроительной промышленности путем финансирования предприятий этой отрасли.
Контроль ИРИ простирался на весьма широкие сферы промышленного и финансового капитала. Он оказывал влияние на деятельность таких банков, как Коммерческий, Кредитный и Римский, финансировал металлургическую и судостроительную промышленность, участвовал в производстве синтетического каучука и целлюлозы, руководил транспортными компаниями и постройкой сети гостиниц. Наряду с ИРИ и его филиалами начали возникать другие государственные и полугосударственные объединения — к началу войны их насчитывалось около 30. Практические результаты усилий фашистского правительства по увеличению добычи и производства стратегического сырья оказались весьма незначительными. Разработка залежей медных руд, создание ряда новых отраслей промышленности и производство заменителей требовали колоссальных материальных затрат. Горючее, вырабатывавшееся на итальянских нефтеперегонных заводах, обходилось в 4—5 раз дороже импортного бензина, искусственный хлопок стоил минимум втрое больше натурального, а синтетический каучук — более чем в 4 раза. Примерно такое же положение наблюдалось и в металлургической промышленности.
Конечно, было бы неверным считать влияние автаркической кампании на итальянскую экономику полностью отрицательным. Как отмечали итальянские экономисты — авторы капитального труда, подводящего итоги столетней истории итальянской экономики, «наряду с решающими негативными аспектами она имела и позитивные. Гарантии сбыта в результате военных заказов, усилившийся протекционизм и прямая поддержка государства позволили некоторым отраслям не только сделать шаг вперед, но и обеспечить дальнейшее развитие, особенно после войны»[182]. Это относится в первую очередь к различным отраслям химической промышленности, в частности к производству искусственного волокна и удобрений, получившему значительное развитие. За годы автаркии изменилась структура промышленного производства: в результате милитаризации экономики значительно вырос удельный вес машиностроительной и металлургической промышленности, сократилась доля текстильной.
Путин: Россия никогда не пойдет по пути автаркии, несмотря на мечтания Запада
Эта модель дифференцированной глобализации указывает на возникновение новой автаркии, которая может преобладать среди этих крупных экономик в течение следующего десятилетия. Эта модель дифференцированной глобализации указывает на возникновение новой автаркии, которая может преобладать среди этих крупных экономик в течение следующего десятилетия. Используя сайт , Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки Персональных данных. Экономическая автаркия, советский прецедент. Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним. Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним.
Что такое автаркия?
Потому что автаркия, то есть закрытие своего экономического пространства от внешних рынков, РИА Новости, 19.08.2023. экономическая политика, направленная на обособление страны от экономик других стран. Это явление шире любых санкций, это не политика государств, это политика западного общества. По сути своей идея автаркии является крайней формой протекционистской политики, которая была важной составляющей меркантилистских доктрин, популярных в XVI—XVIII веках. Экономическая автаркия, советский прецедент. Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним.
ЦМАКП разработал сценарии движения российской экономики — от «автаркии» до «инерции»
Аналогично и национализация большевиками предприятий, находившихся в иностранной собственности, привела к подрыву торговых и других внешнеэкономических связей. По этой причине первоначальный этап так называемого «военного коммунизма», характеризовавшийся голодом и разрухой Гражданской войны, имел в себе автаркические оттенки. Но уже в 1920-х в рамках Новой экономической политики НЭП экономика была либерализована. Теперь иностранные компании могли участвовать в концессиях на разработку ряда месторождений, американские и европейские специалисты принимали активное участие в программе индустриализации, а СССР активно закупал промышленное оборудование и продавал свое сырье за границу. Только после периода относительной открытости в рамках 1-й пятилетки 1928—1932 годы СССР попытался вновь перейти к автаркии во время 2-го пятилетнего плана 1933—1937 годы. Но даже тогда СССР оставался важным торговым партнером для союзных ему стран Варшавского договора и ряда государств Третьего мира. Кроме того, строительство ряда трубопроводов в Европу и последующая за этим торговля нефтью и газом началась в 1960-х годах. Италия и Германия Готовясь к войне в Европе, Третий Рейх и фашистская Италия также пытались сделать свои экономики более самодостаточными. Руководители этих стран считали, что вместо зависимости от торговли с соседями в частности, Германии приходилось закупать и ввозить продовольствие , нужно расширять свои владения за счет их территорий и колониализма, обеспечив себе экономическое процветание и независимость. Несмотря на это, обе страны продолжали торговать с другими странами, в том числе уже после начала Второй мировой войны, и продолжали испытывать проблемы из-за дефицита импортного сырья.
Индия В 1947 году Индия добилась долгожданной независимости от Британской империи, но Махатма Ганди и другие политики боялись, что на смену политическому колониализму придет экономическая зависимость от Великобритании, поэтому они продвигали идею «свадеши» или самостоятельности, которая заключалась в бойкоте британских товаров и развитии собственных производств. Похожие идеи выдвигались и в других странах, которые образовались в результате распада колониальных империй например, в Танзании. Китай После окончания в 1950 году гражданской войны и прихода к власти Мао Цзедуна Китай оказался в положении, аналогичном тому, с которым столкнулся СССР в 1917 году. Различные попытки опираться на собственные силы в различных сферах, от сельского хозяйства, до металлургии, в сочетании с непродуманными реформами имели довольно негативный эффект. Именно нормализация торговых отношений с США и другими странами в 1980-х привела к бурному экономическому росту страны. Северная Корея Пожалуй, наиболее показательным примером автаркии является КНДР — одно из самых закрытых поныне государств мира. Господствующая там идеология чучхе также предполагает самодостаточность экономики. Сейчас страна живет под грузом тяжелых экономических санкций, которые существенно ограничивают ввоз различных товаров.
Этот способ экономики дает огромные выгоды, но лишь при условии, что данная страна имеет слабых конкурентов». Понятно, что развитые страны, которые активно развивают свой экспорт, также активно наращивают и импорт.
Зависимость от внешней торговли растет как у стран «богатого Севера», так и стран «бедного Юга». В конечном счете, считает Тихомиров, некогда гармоничная экономика и тех и других стран уродуетсяю. Правда, Л. Тихомиров использует другое, близкое по смыслу выражение: «внутреннее самоудовлетворение». Полное 100-процентное «самоудовлетворение» он называет «идеей ума». Для подавляющей части стран в начале ХХ века эта «идея ума» никогда не сможет превратиться в реальность. По той причине, что полное «самоудовлетворение» требует большого населения, широкого набора природных ресурсов, обширных плодородных земель, трудолюбивых граждан, удобного рельефа для перемещения товаров в рамках внутреннего рынка и др. На начало ХХ века САСШ несмотря на значительные абсолютные масштабы внешней торговли , по мнению Тихомирова, ближе всего приближались к тому, что он называл «самоудовлетворением», доля импорта в покрытии внутренних потребностей Нового Света составляла всего несколько процентов» - отмечает экономист. Она, по мнению Тихомирова, также имеет все предпосылки для полного самоудовлетворения, но ими пока пользуется плохо: «Такова Россия, которая, напротив, доселе не может выбраться на эту торную дорогу экономического развития». Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним: «Внутренний рынок… есть рынок экономически наивыгоднейший и в то же время наиболее обеспеченный от случайностей.
Сверх того, он может быть наилучше изучаем промышленностью и торговлей, а потому наиболее безопасен от кризисов перепроизводства». Тихомиров обращает внимание, что внутренний рынок как опора национальной экономики также должен удовлетворять ряду требований. В частности, на внутреннем товарном рынке не должно быть иностранного капитала. В России в начале ХХ века тогдашний министр финансов Сергей Витте вроде бы стал поощрять развитие внутреннего рынка, введя высокие импортные пошлины. Но одной рукой он поощрял внутренний рынок, а другой — приток иностранного капитала в российскую экономику.
Особенно если это кликбейт.
Вы можете написать жалобу. Все главные новости.
Угрозы для бизнеса от автаркии в России В то же время политика автаркии чревата следующими рисками: Снижение деловой активности из-за ухода части иностранных инвесторов и партнеров. Сложности с импортом оборудования, комплектующих, сырья. Падение курса рубля и снижение реальных доходов населения. Госрегулирование бизнеса в условиях автаркии При переходе к большей автаркии российская экономика будет нуждаться в более жестком госрегулировании для координации усилий бизнеса. С одной стороны, это позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития. Но с другой - несет угрозу чрезмерного вмешательства государства в экономику. Риски чрезмерного госрегулирования в условиях автаркии К потенциальным негативным последствиям избыточного госрегулирования экономики в условиях автаркии можно отнести: Снижение гибкости и адаптивности бизнеса из-за жестких государственных планов. Падение эффективности из-за замедления принятия решений. Коррупция при распределении господдержки и ресурсов. Поэтому важно находить оптимальный баланс между госрегулированием и свободой бизнеса даже в условиях повышенной автаркии. Перспективы смягчения политики автаркии С улучшением геополитической и экономической ситуации автаркичные тенденции могут пойти на спад. Это даст дополнительные возможности для развития бизнеса. Однако полностью отказаться от поддержки стратегических отраслей и импортозамещения Россия вряд ли сможет в обозримой перспективе. Поддержка высокотехнологичных отраслей В условиях автаркии особенно важно господдержку сосредоточить в высокотехнологичных и инновационных секторах экономики. Это позволит хотя бы частично компенсировать недостаток передовых иностранных технологий. Развитие импортозамещения в IT-сфере Одним из перспективных направлений импортозамещения в России может стать сфера информационных технологий. Государственные инвестиции и льготы позволят российским IT-компаниям создавать конкурентоспособные отечественные аналоги популярного зарубежного ПО, гаджетов, облачных сервисов. Преодоление технологической зависимости От автаркии в целом невозможно уйти, но необходимо снижать критическую импортозависимость хотя бы в сферах высоких технологий. Это требует значительных вложений в НИОКР для создания передовых разработок мирового уровня внутри страны вместо покупки готовых решений на Западе. Это позволило бы сохранить многие преимущества международной торговли при меньшей уязвимости цепочек поставок. Совместные инвестпроекты, тесная кооперация производств, унификация стандартов и регулирования позволили бы снизить внешние риски для бизнеса и укрепить экономический суверенитет всего союза. Импортозамещение на уровне ЕАЭС Объединение потенциала стран ЕАЭС открывает новые возможности для коллективного импортозамещения в различных сферах - от сельского хозяйства до высоких технологий. Это позволит сохранить преимущества международного разделения труда в рамках общего экономического пространства при меньшей зависимости от внешних партнеров. Риски чрезмерной ориентации на ЕАЭС В то же время чрезмерный упор на интеграцию в рамках ЕАЭС без развития связей с другими регионами таит в себе риски замедления экономического роста и технологической отсталости.