Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского». Александр Николаевич Островский (1823–1886) – русский драматург, автор 47 пьес, создатель русского театрального репертуара. Александр Николаевич Островский (1823–1886) – русский драматург, автор 47 пьес, создатель русского театрального репертуара.
Книга юбиляр 2024 года
Гликерия Федотова в роли Катерины, Малый театр, 1866 год. В 1860-м «Гроза» была напечатана: сперва она появилась в журнале «Библиотека для чтения», а затем — вышла отдельным изданием. Тёмное царство Многие знаменитые критики сочли своим долгом написать отзыв на драму Островского. В трёх критических статьях, вышедших в «Современнике» в 1859—1860 годах, Николай Добролюбов рассматривает город Калинов как «тёмное царство». Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. Тем не менее автор считает, что «Гроза» — «самое решительное произведение Островского». О драматурге Добролюбов пишет так: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные её стороны».
Эскизы декораций Головина к «Грозе», 1916 год. То, что первый критик величественно именует «тёмным царством», второй называет попросту «семейным курятником», вспоминая известную поговорку «яйца курицу не учат».
С ним связал свои надежды писатель, ему посвятил развернутый эпизод в своей статье. А вот блестящий полемист Д. Писарев, хотя и с опозданием, выступил с решительными возражениями Н. В своей статье «Мотивы русской драмы» [10], появившейся в 1864 году, он назвал «Луч света» «ошибкою со стороны Добролюбова». Главный его аргумент: «…ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского». Разбирая личность Катерины, оценивая ее поступки, Писарев подчеркивает ее глубокую эмоциональность, даже экзальтированность: «вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством…» Одну из самых глубоких и оригинальных статей о «Грозе» [11] написал старший брат Ф. Достоевского, писатель, журналист М. Он тоже увидел главную причину трагедии не в «жестоких нравах» провинциального Калинова, не в «домашнем деспотизме», а только в психологических, личностных особенностях главной героини, она — «жертва собственной чистоты и своих верований».
И делает вывод: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния». Такова, в самых общих чертах, суть полемики, развернувшейся вокруг «Грозы» в первые годы ее бытования. Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило, верными хранителями и защитниками добролюбовского истолкования «Грозы» [4, c. С различными интерпретациями драмы, различными оценками ее героев широкая публика смогла познакомиться только в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В целом, после «Грозы» появился огромный, неиссякаемый до сих пор, поток критической литературы — рецензии, статьи и отзывы о самой знаменитой, хрестоматийной драме Островского столь многочисленны, что их изучение можно было бы отнести к отдельному направлению в литературоведении и театральной критике. Пушкина: 1. Добролюбов Н. Литературная критика : в 2 томах. Ленинград : Художественная литература, 1984.
Лакшин В. Холодов Е. Ревякин, А.
Из-за привычки рассматривать «Грозу» через призму трактовки критика Николая Добролюбова мы по инерции видим в пьесе лишь одну основную идею — постепенное разрушение безумного купеческого царства, на смену которому приходит новое поколение, не желающее мириться с самодурством и своеволием предшественников. При этом в самом тексте это совершенно неочевидно, ведь тот самый отживший купеческий мир в итоге торжествует и губит тех, кого можно назвать молодым поколением. И тут нужно помнить, что в советской школе подход Добролюбова был частью идеологического воспитания. Тогда изучение русской литературы по большей части строилось вокруг тем о классовой борьбе — и ее революционного разрешения.
Но можно посмотреть на пьесу через совершенно другую оптику, скорее человеческую, а не общественную. Если абстрагироваться от трактовки Добролюбова, станет очевидно — характер Катерины полон противоречий, которых критик будто бы не замечает. Существует ли в действительности заявленный конфликт между Катериной и ее социальным окружением? Ведь главная героиня на самом деле больше всех похожа на Кабаниху в своих идеалах: ее девические мечты вполне соответствуют представлениям свекрови о счастье. Разница лишь в том, что там, в девичестве, Катерина добровольно стремится к такой жизни, а попав в семью мужа, где люди друг друга «едят поедом», уже не может разделить принципы Кабанихи — потому что не приемлет методы, которыми эти идеалы насаждаются. Абьюз в семье Кабанихи — почти что скрепа. Дикой мучает всю семью, и насилие спускается иерархически — Кабаниха мучает невестку А Варваре при этом говорит: «Гуляй, пока твоя пора придет.
Еще насидишься! Катерину же, напротив, постоянно подозревают в измене еще до того, как она ее совершает, то есть фактически подталкивают к этому поступку «А вот ты заведешь себе любовника», «Обещай, что на парней не будешь смотреть». Катерина искренне относится ко всем ценностям, она нравственна и не может соблюдать правила формально, как Варвара. То есть перед нами скорее не социальный конфликт, а конфликт искреннего человека с неискренними.
Любовь к сыну в этом случае — это любовь Кабанихи к себе, просто выраженная через отношения с ним. А так как ей достается все меньше внимания, Катерина в какой-то степени становится для Кабанихи соперницей. Читайте также: Советский режиссер Борис Бабочкин высказал другую теорию. Кабаниха может специально провоцировать Катерину на измену, потому что невестка праведнее ее самой, изменившей когда-то мужу. Кто знает, может быть, между ней и Диким тоже однажды случилась незаконная близость? Феминизм Школьники не видят в пьесе социального конфликта, зато видят человеческий. В том числе потому, что патриархат не вполне ушел из нашей жизни — история Катерины многим понятна и знакома если не по собственному опыту, то по историям из медиа. В этом смысле можно предложить школьникам еще один способ посмотреть на сюжет «Грозы»: проанализировать ее с точки зрения феминисткой оптики. Перед нами история забитой и бесправной женщины. Но именно в разбитом сердце чаще всего зарождается самый ярый протест. При этом мужчины в этой пьесе либо тираны, либо мечтатели Кулибин , либо безвольные Борис и Тихон. Катерина — единственная, кто не хочет подчиняться законам косного общества и желает, чтобы ее права соблюдались. Такой взгляд на главную героиню не отменяет концепцию Добролюбова, но позволяет взглянуть на происходящее иначе. В этом отношении показательна песня, которую поет Кудряш. По сюжету казак размышляет, когда убить жену, а она умоляет его подождать до ночи: Уж ты, батюшка, мил сердечный друг!
Рекомендуем
- «Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
- 1. Драма "Гроза" : История и последствия
- Книга юбиляр 2024 года
- Комментарии
В Омской драме версия "Грозы" Островского от Зальцман
Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям. В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова: «… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра. В декабре 1859 года цензура разрешает пьесу к изданию. Самостоятельным изданием «Гроза» выходит тоже в 1860 году. А 25 сентября 1860 А.
Островскому дают премию, как автору пьесы.
Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва Последние записи:.
Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону. Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает? Это Дикой племянника ругает».
Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Тайна возраста Кабанихи Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. Однако едва ли это верно.
Интимные тайны города Калинова Кудряш описывает местные любовные нравы: «У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»?
Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Рисунок Бориса Кустодиева. Так неужто ж замужнюю полюбили?
Кабаниха подливает масла в огонь. Гроза вновь напомнила о себе. Кулигин с Кабанихой, Катериной и Тихоном выходят из дома.
Гроза напугала девушку. Она считает, что бог ее наказывает за грехи. Увидев Бориса, ей стало еще страшней. Люди в толпе шушукаются, что гроза никогда не бывает просто так. Катерина почти уверена, что разряд молнии убьет ее. Девушка начинает шепотом молиться.
Кулигин в отличие от других радуется грозе. Он представляет, как оживет травушка, деревце, цветочек. Барыня в сопровождении лакеев подошла к Катерине. Она кричит ей, чтобы она не пряталась. Это не поможет. Пусть лучше просит у Бога забрать красоту.
Единственный способ искупить грехи. Катерина в порыве исступления рассказывает мужу и свекровке о связи с Борисом. Действие 5 Темой для пересудов стало признание Катерины в измене. Тихон винит мать, что она готова была закопать сноху живьем, если бы могла. Он готов простить супругу, но боится гнева матери. Кудряш с Варварой уходят из дома.
Служанка сообщает, что Катерины нигде нет. Все кидаются на ее поиски. Катерина ждет Бориса, чтобы попрощаться с ним. Она печалится о своей несчастной судьбе. Борис сообщает ей, что должен уехать в Сибирь, куда его отсылает дядя. Девушка просит взять ее с собой.
Она не в силах больше терпеть мужа, у которого интерес один — алкоголь. Видно, что Борис нервничает. Он постоянно озирается по сторонам. Катерина просит его подавать нищим милостыню в церкви. Пускай они молятся по ее душу. Борис уходит.
Катерина идет к обрыву. Кулигин высказывает все, что думает Кабанихе про нее. Про то, как она не давала жить молодым и все время настраивала сына против жены. Слышен крик людей. Говорят, что какая-то девушка бросилась с обрыва. Тихон сразу понял о ком судачят.
Он хочет броситься за ней. Кабаниха не дает ему сделать это. На берег выносят тело Катерины. Время чтения 8 минут, 18 секунд мин. В среднем, пользователи прочитывают текст за 7 мин.
Современное прочтение «Грозы» Островского
Кудряш предупреждает, что это может быть опасно для обоих: «себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта» Кудряш о Кабановых Явление третье Варвара гуляет с Кудряшом. Борис счастлив, он полон чувств, он счастлив и очень взволнован: вот-вот придет Катерина. Она появляется, и Борис признается ей в любви. Женщина пугается и сначала отстраняется от него: она предупреждает его о грехе, ведь она замужем. Она обвиняет его в том, что он ее загубил. Борис возражает, что Катерина пришла к нему по своей воле. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе.
Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! Борис обещает пожалеть ее и никому об их любви не рассказывать. Он счастлив, что целых две недели сможет с ней видеться. Явление четвертое Кудряш и Варвара видят Бориса с Катериной и радуются за них. Катерина с Борисом уходят. Кудряш волнуется, не проснется ли Кабаниха, но Варвара успокаивает его: Глаша караулит злобную. В первом часу все разбредаются по домам, договорившись на следующий день увидеться раньше.
Явление пятое Катерина прощается с Борисом у калитки, Варвара с Кудряшом поют песни под гитару. Действие четвертое «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты за арками — берег и вид на Волгу» Явление первое Гуляющие горожане бродят вокруг руин. Они говорят о собирающейся грозе и прячутся за арками постройки. Кто-то замечает едва заметные фрески на стенах: некогда здесь была изображена геенна огненная. Появляются Дикой и Кулигин: Дикому кланяются. Явление второе Кулигин пристает к Дикому: он уговаривает его установить на бульваре его изобретение — часы, но самодуру-Дикому нет дела до нововведений, они для него — блажь, тем более что Кулигину для установки требуется рублей десять. Дикой отмахивается от него, упрекая его в преступных, воровских мыслях, и называя разбойником.
Тогда Кулигин предлагает ему установить громоотводы, но Дикому нет дела и до них. Бранясь, он наслаждается собственным превосходством. Гроза по его мнению, не электричество Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. Он ругает изобретателя и обещает сдать его городничему. Дождь перестает, все уходят из-под галереи. Явление третье Здесь же, у руин, Варвара тайком встречается с Борисом, и рассказывает ему, что внезапно вернулся Тихон. Катерина чуть не обезумела: ее гложет вина, и Варвара боится, что она сознается в измене.
Борис взволнован. Вдали вновь слышны раскаты грома. Явление четвертое Кабаниха, Тихон, Кулигин и Катерина бродят по городу. Катерина у гостиного двора видит в толпе Варвару и бросается к ней, она напугана. Она решает сознаться обо всем мужу, бедный Тихон и не подозревает о произошедшем. Случайно они встречают Бориса, Катерина вне себя. Приближается гроза, Кулигин успокаивает суеверный народ: для него это благостные проявления величия и красоты природы.
Явление пятое Борис и Кулигин уходят. Горожане боятся грозы, обсуждают ее с суеверным страхом: туча столь страшная, что наверняка убьет кого-то. Катерина слышит их разговоры и принимает их на свой счет. Появляется безумная Барыня с лакеями. Катерина в ужасе прячется. Явление шестое Барыня, заметив Катерину, заявляет ей, что прятаться бесполезно: ее красота принесет ей смерть и адские муки. Красота-то ведь погибель наша!
Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Она теряет сознание. Раздается удар грома, Кабаниха злорадствует. Действие пятое Декорация первого действия. События происходят в сумерках Явление первое Кулигин и Тихон разговаривают о произошедшем в семье Кабановых. Тихон, дорвавшись до свободы от матери, пропил все деньги, что она давала.
Он винит мать во всех несчастьях, которые обрушились на него: пьянство и измена жены. А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала» Тихон сострадает мучениям жены, но с себя снимает всякую ответственность. Кулигин замечает, Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить , но Тихон заявляет, что вместо этого свой ум пропьет: пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится. Его сестра Варвара, не выдержав попреков матери, сбежала из дома с Кудряшом. Тихон также рассказывает Кулигину, что Бориса Дикой отправляет служить в Сибирь на три года. Борис тоже страдает, но больше не за себя, а за Катерину.
Хороший он человек, сударь , — говорит Кулигин обманутому Тихону. Входит Глаша и объявляет, что Катерина пропала. Тихона терзает дурное предчувствие Как бы она с тоски-то на себя руки не наложила! Явление второе Катерина грустит в одиночестве и думает о Борисе. Она хочет с ним проститься, а что будет после — ей уже неважно.
Пожаловаться Драму Александра Островского «Гроза» Иван Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта». В преддверии 200-летия со дня рождения драматурга мы поговорили об этой пьесе с заместителем заведующего Домом-музеем А.
Островского, филиалом Бахрушинского музея, Мариной Федоровой и старшим научным сотрудником дома-музея Полиной Соколинской: www.
Ставить такую пьесу, как «Гроза», когда сюжет всем известен еще со школы, а за всю историю театра уже создано множество разный версий, невероятно сложно. Однако авторам спектакля удалось создать постановку, где важно не что именно случилось, а то, как это произошло. Режиссер предлагает зрителям посмотреть на всю историю с другого ракурса и поразмышлять о том, как важно быть услышанным и внимательным друг к другу, ведь слепая строгость и желание подчинять могут навечно погасить луч света в темном царстве.
Она не бытовая, в ней есть элемент условности, фантасмагории. Мне кажется, эта пьеса может играться и как театр абсурда, и как фантастический реализм.
Бог с ними, не до красивостей. Последние наставления режиссера молодой актрисе Екатерине Константиновой. Она играет роль своей тезки - Катерины.
Студентка видит ее совсем другой. И в некотором смысле странный. Такого уровня религиозность, которая есть у Катерины, я не встречала таких людей, - говорит студентка иркутского театрального училища Екатерина Константинова. Иркутяне уже видели "Грозу" на сцене иркутского драмтеатра. Но это было в 80-х.
И это была все же классическая постановка.
Репертуар Донецкой муздрамы пополнится спектаклем «Гроза» по Островскому
Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке. "Гроза" Омской драмы тоже имеет возрастное ограничение 16+. Так или иначе, пьеса А.Н. Островского «Гроза» всегда была любима.
Краткое содержание: «Гроза» Островского
И Катерина придумала, что она влюблена в Бориса Дикого — племянника второго известного в Калинове купца Савела Дикого. Борис кажется ей другим, непохожим на остальных жителей Калинова человеком. У них много общего: оба образованные, не принимающие дикости старого мира. Но вот беда: Катерине нужен человек сильной воли, тот, кто сможет взять на себя ответственность за двоих и убежать из мещанского болота. А Борис не такой: он только много говорит, но никогда не пойдёт против воли своего дяди. Благодаря содействию сестры Тихона Варвары молодые люди несколько раз встречаются, но Катерина не выдерживает первой. Она во всём признаётся мужу, бежит к Борису, понимает, что тот не способен принять серьёзного решения… и бросается в Волгу. Незлобивый Тихон впервые пытается пойти против матери, обвинив её в смерти Катерины. Но та мощно прикрикивает на него, и Тихон отступает со словами «Хорошо тебе, Катя!
А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! На экзамене преподаватели очень любят тестировать на знание текста, спрашивая о мелких деталях. Чтобы вы были заранее готовы, сообщаем их вам.
Феминизм Школьники не видят в пьесе социального конфликта, зато видят человеческий. В том числе потому, что патриархат не вполне ушел из нашей жизни — история Катерины многим понятна и знакома если не по собственному опыту, то по историям из медиа. В этом смысле можно предложить школьникам еще один способ посмотреть на сюжет «Грозы»: проанализировать ее с точки зрения феминисткой оптики. Перед нами история забитой и бесправной женщины.
Но именно в разбитом сердце чаще всего зарождается самый ярый протест. При этом мужчины в этой пьесе либо тираны, либо мечтатели Кулибин , либо безвольные Борис и Тихон. Катерина — единственная, кто не хочет подчиняться законам косного общества и желает, чтобы ее права соблюдались. Такой взгляд на главную героиню не отменяет концепцию Добролюбова, но позволяет взглянуть на происходящее иначе. В этом отношении показательна песня, которую поет Кудряш. По сюжету казак размышляет, когда убить жену, а она умоляет его подождать до ночи: Уж ты, батюшка, мил сердечный друг! Ты не бей меня да со вечера, Уж ты дай уснуть малым детушкам, Малым детушкам, всем ближним соседушкам!
В теории такая история может произойти с жертвами домашнего насилия и сегодня. И об этом тоже можно поговорить с школьниками, обсудить с ними отношение общества к домашнему насилию во времена Островского и сейчас. Важно также разобрать с подростками само устройство быта того времени, рассказать им, как строились тогда семьи, по каким правилам они существовали. Только тогда им станет понятно, что мешало Катерине поступить иначе и самой выйти из замкнутого круга.
Первым спектаклем стала «Гроза.
Искушение» по пьесе Александра Островского. В оригинале пьесы, кажется, мистического мало — разве что странник Фекл Андрей Ребенков выступает посредником между Словом Божиим и жителями вымышленного Калинова. Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей. Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают?
Это, с одной стороны, создает забавный диссонанс и усиливает общую издевательски-саркастичную интонацию, но с другой стороны, тот же диссонанс порой как будто вгоняет актеров в тяжелейший ступор, и они просто не понимают, каким образом нужно ту или иную реплику подавать. По большей части это, конечно, касается менее опытных артистов - Виктория Толстоганова, допустим, играющая Кабаниху, влегкую харизматично на одном дыхании шпарит, непрестанно давя мерзенькую улыбочку. Тогда как Любовь Аксенова, у которой номинально главная роль, на ее фоне выглядит каким-то совсем невзрачным пенечком. Что, однако, до определенной степени нивелируется смещением акцента как раз на Кабаниху. Но опять же: вместе с тем нарушается и целостность композиции пьесы, трагедия Катерины теряет вес, а ее смерть - катарсический эффект, превращаясь в не слишком волнующее, хотя и все еще грустно закономерное, событие. Поэтому, возможно, в трактовке Константинопольского за каноничной развязкой следует вполне жизнеутверждающий эпилог.
В принципе, это все не так уж и важно. Что ж мы, в конце концов, не знаем, какой должна быть "Гроза", как она должна закончиться и почему?
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза" - «Новости Театра»
Островский в пьесе «Гроза» на суд общественности вывел купеческое сословие. Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского». Вторая пьеса, «Гроза», известна всем, и она рассказывает о несчастливом замужестве и отчаянии.
ГРОЗА. ИСКУШЕНИЕ
"Гроза" Омской драмы тоже имеет возрастное ограничение 16+. столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». Почему в театре поставили «Грозу» Александра Островского – пьесу, знакомую, как со школы, так и по телевизионным и театральным постановкам?
История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского
Рецензия на драму "Гроза" — hellhound на DTF | Фестиваль «Островский в доме Островского» показывает, что традиционный аутентичный подход к его произведениям нисколько не устарел. |
«ГРОЗА» — Новый экспериментальный театр ГБУК "НЭТ" Волгоград | — «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского. |
Космический луч света
«Грозу» Островского поставил худрук театра Константин Райкин, назвав действие трагическим балаганом. Драма «Гроза» по произведению Александра Островского стала очередной яркой премьерой этого года в Приамурье. Главная» Новости» Гроза островский афиша.