Навруз отмечают представители иранских и тюркских народов 21 марта. В переводе с фарси [персидский язык] слово «навруз» означает «новый день». 21 марта — Навруз: значение древнего праздника, традиции и запреты. Это означает, что человек может начать жизнь по-новому. Навруз отмечают каждый год.
Что такое Навруз (Новруз), который отмечают 21 марта
Праздник Навруз в 2024 году отмечают во второй половине марта. В переводе с фарси Навруз означает «новый день» – наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. У зороастрийцев празднование Новруза также имело важное значение. Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских. Весенний праздник в разных странах тюркского мира имеет много названий — Наурыз, Навруз, Невруз, Нуруз.
Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника
Празднуют Навруз мусульмане всего мира, хотя изначально он не принадлежал исламу. В советское время Новруз отмечался неофициально, так как запрещался и даже преследовался властью, но в каждой азербайджанской семье старались сохранить вековые традиции. С 2010 года Навруз был объявлен национальным праздником и в Грузии. Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Прочтите ещё несколько публикаций, например, что значит Презумция, как понять слово Превентивный, что такое Праймериз? Прочтите ещё несколько публикаций, например, что значит Презумция, как понять слово Превентивный, что такое Праймериз?
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. Хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. В "среду радости" последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры. Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь хафт продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману у других народов сумалак - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи.
Между заходом солнца в день шестого Гахамбара и восходом солнца Новруза праздновалась Хамаспатмаедая позже известная в расширенной форме как Фравардинеган; а сегодня известная как Фарвардиган. Это и Гахамбар - единственные праздники, названные в сохранившемся тексте Авесты. Помимо иранского календаря, упоминаются различные праздники греков, евреев, арабов, сабийцев и других народов. По его словам, «иранцы верят, что Навруз знаменует собой первый день, когда Вселенная начала свое движение».
Персидский историк Гардизи в своем труде «Зайн аль-Ахбар» в разделе о зороастрийских праздниках упоминает Навруз среди других праздников и выделяет, что Зороастр особо выделяет празднование Навруза и Мехргана. Хотя слово «Навруз» не записано в ахеменидских надписях, Ксенофон подробно описал празднование Навруза в Персеполе и его продолжительности. Короли разных народов Ахеменидов приносили дары Царю царей. Значение церемонии было таково, что назначение царя Камбиза II царем Вавилона было узаконено только после его участия в упомянутом ежегодном фестивале Ахеменидов.
Было высказано предположение, что знаменитый комплекс Персеполис или по крайней мере, дворец Ападана и Стоколонный зал были построены специально для празднования праздника, связанного с Новрузом. В 539 г. Согласно Британской энциклопедии , история Пурима , рассказанная в Книге Эстер , адаптирована из иранской новеллы о проницательности цариц гарема, предполагаемая, что Пурим может быть принятым иранским Нового года. Конкретная новелла не указана, и сама Британская энциклопедия отмечает, что «никаких еврейских текстов этого жанра персидского периода не сохранилось, поэтому эти новые элементы можно распознать только на основе вывода».
Пурим отмечается в течение нескольких недель после Навруза, так как дата Пурима на лунном календаре , а Новруз приходится на весеннее равноденствие. Вполне возможно, что евреи и иранцы того времени разделяют или принимать аналогичные обычаи для этих праздников. Ежегодно в столице Тбилиси проводятся большие торжества, а также в районах со значительным количеством азербайджанцев, таких как Квемо Картли , Кахети , Шида Картли и Мцхета-Мтианети регионы. В Индии Новый год на парси празднуется примерно 16-17 августа.
Традиция Новруза в Северной Индии восходит к Империи Великих Моголов ; фестиваль отмечался в течение 19 дней с помпой и весельем. Однако дальше оно восходит к парси зороастрийской общине в Западной Индии , которая мигрировала на Индийский субконтинент из Персии. В княжеском штате Хайдарабад Навруз Науроз был одним из четырех праздников, когда Низам проводил публичные Дарбар вместе с два официальных исламских праздника и день рождения государя. До правления Асафа Джахи в Хайдарабаде, династия Кутб Шахи праздновала Навруз ритуалом под названием Панджери, и праздник отмечался всеми с большим величием.
Кази Назрул Ислам , во время возрождения Бенгалии , изобразил фестиваль яркими зарисовками и стихами, подчеркивая его различные аспекты.
Стародеревенская, 34к1 26 марта в 10:00 Физкультурно-оздоровительный комплекс «Газпром» пр. Испытателей, 2 корпус 3 лит. Это старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским». Древнейшая сохранившаяся рукопись относится к 1288 году. По преданию, в VI в. В библиотеках: Центральная городская публичная библиотека им.
Отдел по работе с юношеством Гражданский пр. Маяковского фонд на русском языке наб. Фонтанки, 44 Центральная районная библиотека им. Ломоносова ул. Фрагментарно «Шахнаме» неоднократно переводилась на русский язык. В поэме «Шахнаме» начало празднования навруза связывается с началом царствования Шаха Джамшида отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник. В библиотеках: Центральная районная библиотека им.
Соболева ул. Бабушкина, 64 Центральная районная библиотека им. Шолохова ул. Голикова, 31 Центральная районная библиотека им. Гейченко Эрлеровский б-р, 18 Центральная районная библиотека им. Чехова ул. Прокофьева ул.
Респонденты отметили, что приготовление сумаляка для них — это возможность пообщаться с друзьями, соседями, родственниками, разделить с ними радость прихода весны. В процессе опроса респонденты обратили внимание, что в праздничные дни они испытывают прилив сил и энергии, участники исследования описали свое эмоциональное состояние, как «чувство возрождения, обновления и душевный подъем». Как показал опрос, большинство узбекистанцев считают Навруз особым днем, характеризуя его как очень важный, значимый праздник, вызывающий особые чувства и эмоции. Логика опроса предполагала выявить причину, по которой для узбекистанцев так важен Навруз. Для большинства участников опроса празднование Навруза является древнейшей национальной традицией. Сегодня, как и много веков назад, Навруз широко празднуют жители всех регионов страны, соблюдая традиции и обычаи праздника, которые, передаваясь из поколения в поколение, сохранились и дошли до настоящих дней неизменными. Этот древнейший праздник, олицетворяющий вечные духовные ценности узбекистанцев, стал частью национального самосознания и культурного кода узбекистанцев. В качестве другой причины, по которой для жителей страны столь важен праздник Навруз, многие участники называли свое детское восприятие данного события, которое неизменно торжественно отмечалось в их семьях, когда за праздничным столом встречались родственники и друзья. Участники исследования отмечали, что Навруз, как никакой другой праздник, создает в обществе атмосферу радости и надежды.
В эти дни люди испытывают душевный подъем, получают заряд оптимизма и уверенность в достижении поставленных целей.
Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции
Навруз в переводе на русский означает – «новый день». Ноуруз, Навруз, Нуруз, Наурыз, Нооруз – это все он, день весеннего равноденствия, который в переводе с персидского означает «Новый день». 21 марта, в день весеннего равноденствия иранские и тюркские народы празднуют Навруз. С 2009 года Навруз внесён в список нематериального наследия ЮНЕСКО и празднуют его ежегодно 21 марта. На Навруз к радости Шайтана принято колдовать, заниматься гаданием и предаваться суевериям. Прочтите ещё несколько публикаций, например, что значит Презумция, как понять слово Превентивный, что такое Праймериз?
Навруз 2024: точная дата праздника прихода весны и восточного Нового года – традиции
Дни празднования Навруза в разных странах: Казахстан. В этой стране Навруз отмечают 22 марта. Казахский Байрам немного похож на более привычную нам Масленицу. В праздничный день тоже принято накрывать стол и веселится на городской площади. Также в обязательном порядке все люди ставят на стол ключевую воду, домашнюю халву и зерна пшеницы. Люди, проживающие на территории этой страны, празднуют Навруз 20, 21 и 22 марта. Все эти дни являются официальными выходными и благодаря этому азербайджанцы успевают уделить время и молитвам, и общению со своими родными. Хотя официальным днем празднования весеннего праздника считается 21 марта, в некоторых городах и поселках гулянье растягивается до 15 дней. В эти дни люди собираются в чайных, где обязательно употребляют зерна поросшей пшеницы и ароматный плов. В этой стране принято праздновать Навруз Байрам с 21 по 24 марта. Главным символом праздника для таджиков является огонь.
Они считают его символом очищения, поэтому стараются в этот период обязательно обойти свои владения, держа в руке зажженный факел. Сценарий праздника весны Навруз Байрама Сценарий праздника весны Навруз Байрама Как вы уже наверное поняли, Навруз Байрам очень сильно похож на славянскую Масленицу, поэтому провести его можно таким же образом как и ее. А это значит, что вы можете заранее подобрать несколько игр, которые понравятся как детям, так и взрослым, разучить насколько песенок, стихов и смело проводить праздник. В этом случае главное создать атмосферу веселья, в которую будут вовлечены абсолютно все люди.
Кази Назрул Ислам , во время возрождения Бенгалии , изобразил фестиваль яркими зарисовками и стихами, подчеркивая его различные аспекты. Иран Раскрашивание огромных яиц для Новруза в Тегеране. Новруз - это двухнедельный праздник, знаменующий начало Нового года в официальном календаре солнечного хеджри Ирана.
Празднование включает в себя четыре государственных праздника с первого по четвертый день Фарвардина , первого месяца иранского календаря, обычно начинающегося 21 марта. В канун Навруза проводится праздник огня Чаршанбе Сури празднуется. После революции 1979 года некоторые радикальные элементы из исламского правительства попытались подавить Навруз, считая его языческим праздником и отвлечением от исламских праздников. Навруз был политизирован, политические лидеры произносили ежегодные речи на Новруз. Курды Навруз в Стамбуле , Турция Навруз в основном считается мощным символом курдской идентичности в Турции , даже если есть турки в том числе туркмены , отмечающие праздник. Курды Турции отмечают этот праздник с 18 по 21 марта. Курды собираются на ярмарочных площадях, в основном за пределами городов, чтобы встретить весну.
Женщины носят цветные платья и украшены блестками головные платки, а молодые люди размахивают зелеными, желтыми и красными флагами - историческими цветами курдов. Они проводят этот фестиваль, зажигая огонь и танцуя вокруг него. Навруз видел много запретов в Турции и может отмечаться на законных основаниях только с 1992 года после снятия запрета на курдский язык. Но и впоследствии празднование Навруза может быть запрещено, что приведет к конфронтации с турецкими властями. В дни Джизре , Нусябина и Ширнака празднования приобрели жестокий характер, когда турецкая полиция открыла огонь по собравшимся толпам. Празднования Навруза обычно организуют курдские культурные ассоциации и прокурдские политические партии. Таким образом, Партия демократического общества была ведущей силой в организации событий Навруза 2006 года по всей Турции.
В последние годы празднование Навруз собирает около 1 миллиона участников в Диярбакыре , самом большом городе в юго-восточной Турции, где доминируют курды. Поскольку курдские празднования Навруз в Турции часто являются театром политических посланий, эти мероприятия часто критикуют за то, что они являются политическими митингами, а не культурными торжествами. До 2005 года курдское население Турции не могло праздновать свой Новый год открыто. Праздник теперь является официальным в Турции после международного давления на турецкое правительство с целью снятия запретов на культуру.
И если современные люди «лечатся» им от авитаминоза, то в древности сумаляк спасал от голода целые семьи и даже армии.
Легенда волшебная. Семья осталась без средств, и дети умирали от голода. Родители нашли лишь немного пшеницы и стали варить ее в котле. Но от слабости уснули, а проснувшись увидели, как тридцать пери парят вокруг и колдуют над котлом. Сладкая каша спасла семью от голода, вернула им силу и радость жизни.
А в честь небесных ангелов его назвали «си малак» — «тридцать пери». Легенда про ангелов. В доме бедной женщины не было ни крошки хлеба, и дети плакали от голода. Сердце ее сжималось от детских слез и плакало вместе с ними. Уложив детей спать, она в отчаянии набрала полный казан воды, положила туда речные камушки и пучок полевых трав, очень долго варила их и шептала: — «Спите мои родные, скоро я вас накормлю».
Женщина не заметила, как заснула, а утром в казане оказалась масса, напоминающая повидло. Дети с аппетитом съели необычную еду, придавшую им силы. Мать была счастлива, что спасла детей от голода, и назвала блюдо «сумаляком», то есть «ангельская вода». Видимо, ангел пролетал мимо, махнул крылом и сотворил из воды, камней и травы настоящее чудо. Армейская легенда.
Однажды город-крепость на берегу Амударьи осадили кочевники с Востока. Кончились все припасы, и старейшины приказали достать последние мешки с отсыревшей проросшей пшеницей.
Согласно писанию, каждую весну в этот день люди должны были отмечать появление жизни на земле. Традиции Навруза 5 Перед праздником нужно покаяться в грехах, простить долги, примириться с недругами и убрать в доме. Считается, что ангелы-фаришта не принесут изобилие и благоденствие тем, кто не выполнил эти пункты. Согласно ритуалу, праздничный стол "хафт-син" должен состоять из семи продуктов, названия которых начинаются с буквы "С" персидского алфавита. Например, это может быть яблоко — себ, дикая маслина — санджид, чеснок — сир или уксус — сирке. Кроме того, не все "ингредиенты" обязательно должны быть съедобными.
Так, в Иране на стол кладут монеты — секке. Все это приносится в дар Солнцу, которое, принимая его, должно позаботиться о богатом урожае.
Навруз – как празднуют самый древний Новый год?
Навруз 2024. Почему перед праздником весны холодает, а сумаляк должен сиять | Слово «навруз» у иранских и тюркских народов Евразии означает «новый день». |
Что такое Навруз и как отмечают один из старейших праздников человечества | О том, почему праздник Навруз в культуре многих народов считается точкой отсчета Нового года и другие праздники, связанные с весенним равноденствием. |
Новруз | это... Что такое Новруз? | Навруз (а также Новруз, Наврез или Наурыз) – праздник весеннего равноденствия у персидских и тюркских народов, который традиционно отмечают 21 марта. |
Навруз-байрам — праздник весны у мусульман | Навруз символизирует наступление нового года по солнечному календарю. |
Сегодня Навруз или весенний Новый год. Что готовим и как отмечаем? | Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. |
Навруз 2024: точная дата праздника прихода весны и восточного Нового года – традиции
Навруз — национальный праздник стран Азии, отмечается в День весеннего равноденствия, и символизирует новый год, начало новой и благоприятной жизни. История праздника А теперь немного об истории этого праздника Навруз в переводе с фарси означает «новый день». Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н. Навруз считался главным праздником.
Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь». Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры вариант написания — Зороастр. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза — это священная книга зороастризма «Авеста». Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.
Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 366 дней, а лунный — 354 355 дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед. Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1-го числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние. В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2023 году День весеннего равноденствия, то есть день, когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 20 часов 32 минуты по московскому времени. По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения.
Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона территория, окруженная горами. Поэтому Навруз был принят тюрками как начало Нового года и отмечается до настоящего времени. Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта — выходным днем.
Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу. Навруз: традиции обычаи Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5 7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз чтобы стать основой для праздничного блюда.
Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния.
Особыми считают вторники, у каждого есть свое название, которое соответствует пробуждающейся природной стихии: огню, воде, земле и ветру. Сямяни — проросшие зерна пшеницы — неотъемлемая часть праздника весны. Их начинают сажать за месяц до Навруза, в первый вторник. Ростки символизируют здоровье, богатство и благополучие. Традиции и обычаи во всех странах одинаковые: убирают и украшают дом; за неделю до Навруза поминают предков, просят защиты, делают им подношения; до наступления праздника прыгают 7 раз через костер или по разу через 7 костров; девушки гадают на суженого; первый гость в доме во время праздника должен быть другом. Как отмечают Навруз На праздник собирается вся семья. На стол подают блюда из курицы, баранины, рыбы и яиц, выкрашенных в зеленый цвет, плов, сладости.
Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М.
Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е.
Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание.
Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «...
Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света.
Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия.
В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К.
Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы.
Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение.
Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений.
Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием.
Земледелец, готовясь к севу пшеницы, увлажнил зерна. Но когда они проросли, погода испортилась, и он попросил жену сварить из них кашу.
Блюдо, которое получилось после долгой варки, очень понравилось земледельцу. И с тех пор сумаляк готовят каждый год. Считается, что благодаря сумаляку энергия весны и пробуждающейся жизни, заключенная в ростках пшеницы, передается человеку и он «просыпается» после долгой зимы.
А если у кого-то в пиале с сумаляком окажется камушек, — быть его обладателю счастливым и удачливым всю жизнь. Приготовление сумаляка — это таинство, в котором участвуют только девушки и женщины. Они сутки напролет варят блюдо из сока проросшей пшеницы, муки и растительного масла.
У огромного котла звучат песни и истории, и каждая женщина, мешая сумаляк, загадывает свои заветные желания, которые обязательно сбываются. Особый ритуал — изучение рисунка на поверхности котла в самом финале. И часто это — раскинувшая крылья волшебная птица.
Хороший сумаляк сияет, как лак, и сладок без подсластителей благодаря содержащимся в проросшей пшенице сахарозе, мальтозе и лактозе. А мужчины одновременно с женщинами традиционно готовят мясное блюдо с соком проросшей пшеницы — халим — придающую силы питательную кашу и испытанный веками афродизиак. А на утро сумаляк и халим раздают родственникам и друзьям, а также всем, кто принимал участие в готовке.
Праздничный дастархан Дастархан на Навруз обязательно должны украшать блюда, символизирующие возрождение и новую жизнь: проросшие зерна пшеницы и отварные яйца. Непременно подаются плов, шурпа, вареная баранина и зеленая самса. Чем больше разнообразных блюд и сладостей, тем благополучнее и урожайнее будет грядущий год.
С обновлением вас, дорогие соотечественники и все люди Земли, празднующие Навруз!
Навруз 2024. Почему перед праздником весны холодает, а сумаляк должен сиять
Как Навруз отмечают в разных странах мира - Читайте на IA-CENTR | Что означает: пусть ваш праздник Навруза будет благословенным! |
Навруз история и традиции самого древнего праздника весны - Иран Сегодня | Согласно Мэри Бойс, «кажется разумным предположение, что Навруз, самый священный из всех, имеющий глубокое доктринальное значение, основан Зороастром самим»; хотя точной даты происхождения нет. |
О весеннем празднике «Навруз» на русском языке
Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции | Навруз символизирует собой обновление природы и очищение души человека накануне нового сельскохозяйственного года. |
Навруз - Nowruz | Рассмотрим происхождение и значение праздника Навруз. |
Навруз 2024: точная дата праздника прихода весны и восточного Нового года – традиции | 13 лет назад, 23 февраля 2010 года, на 64-й сессии Генеральной Асссамблеи Организации Объединенных Наций празднику Навруза был придан международный статус. |
Ноуруз (Навруз) – иранский Новый Год и праздник весны | В настоящее время Навруз отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. |