Новости хованщина опера год

Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). «Хованщина» не ставилась в Нью-Йорке Метрополитен-опера до 1950 года, хотя отрывки исполнялись в Метрополитен еще в 1919 году. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.).

Вам будет интересно

  • Опера Хованщина 2023 в Мариинском театре, Санкт-Петербург
  • М. Мусоргский. Хованщина | 100 опер. Оперная музыка
  • «Хованщина» – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
  • Нашим партнерам!
  • Модест Мусоргский. Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина»
  • Khovanshchina

Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии

За это время команда Валерия Воронина, художественного руководителя и главного дирижера Астраханского театра оперы и балета, который в свое время и придумал фестиваль, увидев в кремлевских пространствах огромный театральный потенциал, научилась многому. Например, справляться с подзвучкой и делать ее естественной — ведь своей акустики на Соборной площади Кремля, конечно, нет: это общая проблема всех российских проектов под открытым небом. Или договариваться с погодой — лишь однажды дождь чуть было не испортил астраханцам и гостям города музыкальный праздник, в остальных же случаях с погодой угадывали: в нашем климате это тоже искусство. Но жизнь вносит свои коррективы. Сначала пандемия надолго прервала реализацию фестивальной инициативы. А в этом году неожиданно возникли проблемы с местной епархией: церковноначалие вдруг воспротивилось использованию Успенского собора и Лобного места, самых колоритных локаций Кремля, в качестве фоновой декорации к спектаклю. Сценографию «Хованщины», одной из самых «церковных» опер в истории русской музыки, пришлось развернуть от главного храма и ориентировать на другие визуальные доминанты исторического места.

Так, например, незабываемый по убедительности воплощения образ Досифея, главы раскольников, создал Шаляпин, в 1911 году осуществивший и всю постановку оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге. В роли раскольницы Марфы тогда выступали такие замечательные артистки, как Е. Збруева и Е. После Шаляпина партия Досифея переходит к басу В. Петрову, с которым Шаляпин сам репетировал и ввел его на сцену в спектаклях 1912 года, поставленных петербургской труппой в Москве.

Партию князя Хованского исполнял тогда К. Запорожец, Андрея Хованского — А.

Стрельцы зовут своего вождя, князя Ивана Хованского, который входит и просит у них прощения за то, что он отказался вести их к возмездию; Новый царь очень силен, объясняет он, и время их власти прошло. Акт 4 Сцена 1: Богато обставленная комната во дворце князя Ивана Хованского Князя Ивана Хованского развлекают женщины из его свиты, но их прерывает слуга Голицына Варсонофьева , пришедший предупредить его, что ему грозит опасность. Князь Иван Хованский игнорирует предостережение и порет гонца. Он приказывает своим персидским рабам танцевать для него. Входит Шакловитый и закалывает Хованского. Шакловитый пренебрежительно имитирует песню слуг над трупом князя. Сцена 2: Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного князя Голицына ведут в ссылку.

Досифей оплакивает крушение заговорщиков и успех царя Петра и узнает, что Императорский совет постановил, что на очереди - старообрядцы. Он обсуждает с Марфой, что старообрядцы должны подавать вечный пример, и соглашаются с тем, что они должны сами себя принести в жертву. Князь Андрей Хованский входит и рассказывает Марфе о том, где она спрятала Эмму, но Марфа говорит ему, что она благополучно возвращается в Германию, ее отец и жених. Князь Андрей Хованский грозится сжечь ее как ведьму и рогом зовет стрельцов, но вместо этого раздается грозный звук. Марфа предлагает приют князю Андрею Хованскому со старообрядцами после того, как она сообщает ему об убийстве его отца. Стрельцов ведут на казнь. Царь Петр через своего агента вмешивается, чтобы помиловать их. Акт 5 Оформление сцены Аполлинарий Васнецов. Русская частная опера , Москва, 1897 Сосновый лес, уединенный монастырь, лунная ночь Досифей и его последователи укрылись в уединении в лесу. Хотя его отягощают печали и страдания братьев, он остается непокорным и полон решимости завоевать «венец славы» в огне и пламени «Здесь, в этом святом месте».

Он увещевает братьев надеть белые одежды и зажечь свечи, готовясь к жертвоприношению. Они входят в скит. Входит князь Андрей Хованский, воспевая свою потерянную любовь, все еще ища Эмму. Марфа поет ему, напоминая о собственной любви и уверяя, что не бросит его.

По окончании, казалось, что артисты смогут легко повторить всю оперу сначала. Чувствовался большой исполнительский запас. Мариинский театр во всех смыслах и прежде всего - это Дом русской оперы. С Мариинкой связана почти вся история национального оперного искусства и исполнительства. Первая постановка оперы на сцене Императорского Мариинского театра состоялась 7 ноября 1911 года, режиссером которой и исполнителем партии Досифея-раскольника выступил сам Федор Шаляпин. Эпоха Гергиева в роли художественного руководителя театра в 1988 началась именно с "Хованщины", как первой крупной акции главного дирижера. Маэстро неоднократно говорил о своей высокой оценке творчества Мусоргского и величии "Хованщины", как примере повторения русской истории каждые сто пятьдесят лет. Фото: 24smi.

Содержание:

  • М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».
  • «Хованщина» в честь Федора Шаляпина
  • Хованщина: стрельцы против Софьи
  • «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
  • Хованщина как зеркало добра и зла
  • 1886 - Хованщина

Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров

Купить билеты онлайн на опера и другие мероприятия 2024 года в Ростове-на-Дону на Яндекс Афише. В 1911 году «Хованщина» впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Хованщина (в, Мариинский театр, 2012) – 295 просмотров, продолжительность: 3:19:36 мин., нравится: 1. Смотреть бесплатно видеоальбом Ирины Федоровой в социальной сети Мой Мир.

СОБЫТИЕ: Премьера мультимедийного спектакля «Псков - город-воин»

В отчаянии она убегает. Появляется Шакловитый, погруженный в размышления о многострадальной Родине. Спрятавшаяся неподалеку Эмма слышит эти слова и проникается к боярину доверием. Шакловитый, решив воспользоваться удачным случаем, вкладывает в руки девушки нож. Эмма готова служить верой и правдой своему новому «защитнику» и не подозревает, что вновь стала пешкой в борьбе власть имущих. Доносятся разгульные песни подвыпивших стрельцов. На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу.

Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому. Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. Чтобы отвлечься, он приказывает крепостным девушкам развлечь его. Входит Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Польщенный Хованский приказывает подать себе парадные одежды.

Однако радужным мечтам князя не суждено сбыться: Эмма, проникшая в покои вместе с Шакловитым, наносит Хованскому смертельный удар кинжалом. Месть свершилась.

Днём в Псковской филармонии состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти». На сцене Псковского академического театра драмы имени Александра Пушкина пройдёт камерный концерт солистов оперы.

В хоровых сценах показан не некий абстрактный «народ», а множество социальных групп: стрельцы и стрелецкие жены, московский люд, раскольники. Их музыкальные характеристики, которые так же различны, как и «портреты» персонажей: упругие ритмы в духе плясовых и солдатских песен у стрельцов, интонации причитания у стрелецких жен, черты древнерусских песнопений у раскольников. С этими «коллективными» музыкальными сферами связаны и характеристики действующих лиц: Досифей и раскольники, Иван Хованский и стрельцы. Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа — единственный значительный женский образ в опере появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана. Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна.

Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»?

После нее входит Шакловиты, который угрожающе заявляет, что царь предупрежден о планируемом восстании и отдал приказ арестовать князей Хованских. Не разрешив драму, действие заканчивается.

Акт 3 Оформление сцены Константин Коровин. Мариинский театр , Санкт-Петербург, 1911 Стрельцовский квартал, к югу от Москвы-реки Пока старообрядцы поют гимн будущему России, Марфа воспевает утраченную любовь к князю Андрею Хованскому. Досифей велит ей молиться о помощи. Они уходят, и Шакловиты, который до сих пор представлялся чисто угрожающим персонажем, поет навязчивую молитву о защите обеспокоенной России от стрельцов он называет их «наемниками» и от мятежных сил, которым они подчиняются. Услышав их приближение, он уходит; некоторые из стрельцов входят и поют хоровод, а их жены ругают их за пьянство. Стрельцы зовут своего вождя, князя Ивана Хованского, который входит и просит у них прощения за то, что он отказался вести их к возмездию; Новый царь очень силен, объясняет он, и время их власти прошло. Акт 4 Сцена 1: Богато обставленная комната во дворце князя Ивана Хованского Князя Ивана Хованского развлекают женщины из его свиты, но их прерывает слуга Голицына Варсонофьева , пришедший предупредить его, что ему грозит опасность.

Князь Иван Хованский игнорирует предостережение и порет гонца. Он приказывает своим персидским рабам танцевать для него. Входит Шакловитый и закалывает Хованского. Шакловитый пренебрежительно имитирует песню слуг над трупом князя. Сцена 2: Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного князя Голицына ведут в ссылку. Досифей оплакивает крушение заговорщиков и успех царя Петра и узнает, что Императорский совет постановил, что на очереди - старообрядцы.

Он обсуждает с Марфой, что старообрядцы должны подавать вечный пример, и соглашаются с тем, что они должны сами себя принести в жертву. Князь Андрей Хованский входит и рассказывает Марфе о том, где она спрятала Эмму, но Марфа говорит ему, что она благополучно возвращается в Германию, ее отец и жених. Князь Андрей Хованский грозится сжечь ее как ведьму и рогом зовет стрельцов, но вместо этого раздается грозный звук. Марфа предлагает приют князю Андрею Хованскому со старообрядцами после того, как она сообщает ему об убийстве его отца. Стрельцов ведут на казнь. Царь Петр через своего агента вмешивается, чтобы помиловать их.

Хованщина: стрельцы против Софьи

Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). Учитывая корректировки самого Баратова, редакцию Эмиля Пасынкова 1989 года и последовавшие возобновления, нынешняя постановка «Хованщины» существует уже почти 70 лет. Музыкальную цельность спектакля обеспечил Валерий Гергиев. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). Опера с богатой историей — первая постановка состоялась 122 года назад. К столетию первой постановки в Париже в Opera Bastille возобновили «Хованщину» Мусоргского.

Опера Мусоргского «Хованщина»

В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина». В общем и целом если вы любите оперу, "Хованщину" нужно слушать обязательно. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Хованщина (в, Мариинский театр, 2012) – 295 просмотров, продолжительность: 3:19:36 мин., нравится: 1. Смотреть бесплатно видеоальбом Ирины Федоровой в социальной сети Мой Мир. Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел.

Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»

Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность. Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен. В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит. Это одна из трагичных, трогательных и великих сцен в русской музыке. Образ Марфы очень чистый, честный, принципиальный. Во второй сцене, кода она гадает князю Голицыну, фавориту Софьи Алексеевны, «Силы потайные, силы великие», что князя ожидает опала, она подводит себя под удар. Какие-то режиссеры трактуют ее поведение как политический жест, что она не ведунья, а просто хитрая женщина, но не стоит так упрощать. Любому человеку, имеющему дело с властью, надо быть политиком, но все-таки в ней есть что-то еще. В жизни не бывает исключительно хороших и исключительно плохих людей, строго черного и строго белого. Всегда все сложно, многогранно, неоднозначно.

В «Хованщине» у Мусоргского мы не можем однозначно сказать — Шакловитый — хороший или плохой, Хованский — хороший или плохой, каждый из них прежде всего человек. Нельзя сказать, хороший это поступок или плохой — он сложный. Какие-то реплики из народа рисуют его характер, причем опять же очень выпукло и объемно.

Разрешается опера победой не царя, не раскольников, но духа. Случается преображение — и вся декоративная аляповатость исчезает, остаются только чистый свет, светлые одежды. В дожде из пепла, накрывающего сцену, высятся белые силуэты раскольников, словно чистые свечи. И вслед за ними на финальных аккордах появится отрок в золотых одеяних — не то царь Петр, не то Спаситель.

При этом постановка Андрея Щербана очень традиционна — это предсказуемая историческая фреска с кокошниками. Все первое действие проходит на фоне громадной стены, из-за которой выглядывают купола кремлевских церквей.

Критики отзываются о постановке как о «грандиозном музыкальном произведении, которое стало на сцене живой волнующей историей». Читать далее.

Информация о материале 22 апреля 2024 14:45 В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Это часть фестиваля «Гений места» и одновременно завершение Фестиваля русской музыки, который проходил по нацпроекту «Культура». Репортаж Валерии Горькой. Зрители ждут начала концерта», - Валерия Горькая. Под аплодисменты на авансцену выходят музыканты Симфонического оркестра.

Первые движения рук маэстро Валерия Гергиева, и начинается настоящее волшебство. Россия XVII века. Красная площадь.

Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1

Фото пресс-службы фестиваля Десятилетие существования проекта ознаменовала премьера «Хованщины». Декаду начинали с другой великой оперы Мусоргского — с «Бориса Годунова», после нее в разные годы в пространствах уникального архитектурного памятника-ансамбля были реализованы «Князь Игорь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Руслан и Людмила». За это время команда Валерия Воронина, художественного руководителя и главного дирижера Астраханского театра оперы и балета, который в свое время и придумал фестиваль, увидев в кремлевских пространствах огромный театральный потенциал, научилась многому. Например, справляться с подзвучкой и делать ее естественной — ведь своей акустики на Соборной площади Кремля, конечно, нет: это общая проблема всех российских проектов под открытым небом. Или договариваться с погодой — лишь однажды дождь чуть было не испортил астраханцам и гостям города музыкальный праздник, в остальных же случаях с погодой угадывали: в нашем климате это тоже искусство.

Но жизнь вносит свои коррективы. Сначала пандемия надолго прервала реализацию фестивальной инициативы.

Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего. Сначала за этим столкновением двух персонажей, двух миров наблюдать забавно, но в какой-то момент становится понятно, что под забавностью и живостью, какими-то очень точными зарисовками, схваченными чертами характеров проглядывает начало разворачивающегося действа, и тревога предощущения с первых тактов оперы выходит на поверхность. Образ Досифея связан с протопопом Аввакумом, который был в 1682 году сожжен. В финале оперы, когда он понимает, что стрелецкий бунт провален, то отправляется в скит. Это одна из трагичных, трогательных и великих сцен в русской музыке.

Образ Марфы очень чистый, честный, принципиальный. Во второй сцене, кода она гадает князю Голицыну, фавориту Софьи Алексеевны, «Силы потайные, силы великие», что князя ожидает опала, она подводит себя под удар. Какие-то режиссеры трактуют ее поведение как политический жест, что она не ведунья, а просто хитрая женщина, но не стоит так упрощать. Любому человеку, имеющему дело с властью, надо быть политиком, но все-таки в ней есть что-то еще. В жизни не бывает исключительно хороших и исключительно плохих людей, строго черного и строго белого. Всегда все сложно, многогранно, неоднозначно. В «Хованщине» у Мусоргского мы не можем однозначно сказать — Шакловитый — хороший или плохой, Хованский — хороший или плохой, каждый из них прежде всего человек.

Нельзя сказать, хороший это поступок или плохой — он сложный. Какие-то реплики из народа рисуют его характер, причем опять же очень выпукло и объемно.

Она гадает ему на воде и предсказывает опалу и ссылку. Князь в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что ей открылось, он велит своему клеврету Варсонофьеву утопить Марфу. Появляется Иван Хованский. Он обвиняет князя в неуважении к боярской чести. Голицын возражает, что борется лишь с боярской строптивостью. Князья не могут договориться, их заботит только, кто из них будет главенствовать. Перерастающий в ссору спор останавливает пришедший на княжеский совет Досифей.

Удалившийся от мира, в прошлом тоже князь, Досифей корит Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, а Голицына в пристрастии к европейским обычаям. Глава раскольников призывает князей подумать, как охранить Русь от нововведений царя Петра, как сберечь старую веру. Вбегает Марфа. Она напугана покушением на её жизнь и рассказывает, что была спасена солдатами царя Петра, петровцами. Вошедший Шакловитый сообщает, что царю Петру поступил донос на Хованских, которые «на царство покусились». Пётр назвал заговор «хованщиной» и велел сыскать зачинщиков. Со старообрядческим песнопением крестным ходом через слободу идут раскольники. Марфа тяжело переживает измену князя Андрея, вспоминает их счастливые дни. Ей кажется, что есть только один утешительный выход: вместе с возлюбленным покончить с собой самосожжением. Досифей ласково вразумляет её: «Гореть!..

Страшное дело!.. Не время, не время, голубка». В мрачном раздумье появляется Шакловитый. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. Просыпаются хмельные стрельцы.

Модест Мусоргский. Сюжетной основой оперы послужил заговор князя Хованского против юного царя Петра. Краткое вступление к опере, которое композитор назвал «Рассвет на Москве-реке»,— это не только пейзажная зарисовка удивительной красоты, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России.

9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского

Опера о русском Холокосте · Родина на Неве Либретто "Хованщины", в отличие от других опер Мусогского, не основывалось на литературном первоисточнике, было целиком написано самим композитором и считается выдающимся литературным произведением.
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов.
Хованщина - Khovanshchina В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина».
Батя, батя, выйди к нам Мариинский театр Петербурга отметил юбилей великого певца Федора Шаляпина оперой «Хованщина» под управлением Валерия Гергиева.
Хованщина - Khovanshchina Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра.

9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского

А его опера «Хованщина», может быть, самая «русская» опера в смысле жанра русской оперной музыки. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. В зале Кононова (ныне там находится кинотеатр «Баррикада») силами членов Музыкально-драматического кружка впервые исполнена опера Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». В сюжете оперы переплетены исторические события, произошедшие между стрелецким бунтом 1682 года и окончательным утверждением у власти царя Петра Алексеевича. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть.

СОБЫТИЕ: Премьера мультимедийного спектакля «Псков - город-воин»

«Опера «Хованщина» впервые прозвучала целиком на родине великого композитора, – сказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев на экскурсии в Псковском Кремле. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). пятый спектакль, осуществлённый в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле». Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ. Опера с богатой историей — первая постановка состоялась 122 года назад.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий