Биография[. ] Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в приамурском городе Свободный в семье служащего железнодорожной конторы. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Леонид Гайдай можно посмотреть на Иви. Окончив театральную студию при Иркутском областном театре, Леонид Гайдай не стал поступать на актерский, а решил штурмовать ВГИК, чтобы стать кинорежиссером. Полная биография актера Леонида Гайдая. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, фильмография актера театра и кино на портале «».
О Леониде Гайдае можно говорить каждый день
Имя великого советского комедиографа Леонида Гайдая знают все без исключения, у кого дома имеется телевизор. Гений эксцентрической комедии Леонид Гайдай нередко сталкивался с цензурными претензиями, хотя никогда не был диссидентом и не держал «фигу в кармане» против советской власти. Кинорежиссер Леонид Гайдай в домашней обстановке, 1993 год. Биография Леонида Гайдая. Леонид Гайдай – советский режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза. Для многих зрителей, чье детство пришлось на 60-70 годы прошлого века, Леонид Гайдай стал олицетворением самого доброго и веселого кино на свете.
Гайдай, Леонид Иович
Леонид Гайдай и Олави Ахонен на съемках фильма «За спичками» (1979). Леонид Гайдай: биография режиссера, его творческий путь от драмтеатра до "Мосфильма". С середины 60-х наступает «золотое десятилетие» Леонида Гайдая.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
После ранения в 1943 г. В 1947 г. С 1955 г. Режиссёр-практикант на съёмках кинокомедии «Ляна» 1955, режиссёр Б. Совместно с режиссёром В. Невзоровым поставил фильм «Долгий путь» 1956. Работал главным образом в жанре сатирической комедии. В 1958 г. Лёгкость и остроумие экранных зарисовок, отточенный ритм свойственны короткометражным комическим фильмам — «Пёс Барбос и необычный кросс» в альманахе «Совершенно серьёзно», 1961 , «Самогонщики» 1961 , породившим уникальное трио героев-масок отечественного кинематографа: Балбес Ю.
Никулин , Трус Г. Вицин и Бывалый Е.
Еще один повод великолучанам в год 80-летия освобождения нашего города вспомнить знаменитого режиссера — это его участие в Великолукской наступательной операции. В биографии Леонида Гайдая можно прочитать, что 21 июня 1941 года он окончил школу, а уже 23-го хотел записаться добровольцем в армию, но его не взяли. Призван же он был осенью того же 41-го, но в документах указан 1942 год.
Вторая дата кажется более достоверной, так как Л. Гайдай родился 30 января 1923 года, и его вполне могли призвать именно по достижении 19-летнего возраста. Гайдай в военные годы Леонид Гайдай первоначально проходил службу в Монголии, из которой пытался вырваться в действующую армию. Когда военком приехал в их полк за пополнением для фронта, позднее вспоминал режиссер, то на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал: «Я».
Поначалу Гайдай думал пригласить 31-летнюю Надежду Румянцеву. Она тогда была самой известной актрисой-травести и успешно играла мальчишек в московском ТЮЗе. Но от этой идеи все же отказались, и роль досталась обычному школьнику Сереже Тихонову. С ней он справился блестяще. До него в советском кино безоговорочно положительных персонажей-студентов просто не было. Простоватый и очень правильный Шурик сразу покорил зрителя: картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия "Кавказская пленница". Шурик — ярый борец за справедливость. Он попадает в комедийные переделки, собранные в трилогию. Случайно срывает спланированную злоумышленниками операцию. Работая на стройке, умудряется научить уму-разуму заядлого тунеядца Федю. Готовясь к экзаменам, знакомится с девушкой Лидой при смешных обстоятельствах. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, будущий мастер советской комедии вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком осадил его: "Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список". Многие юмористические сцены рождались на съемках случайно. Так, трагическую нотку в эпизоде с фехтованием придумал сам режиссер: драка выглядела уж очень академично, поэтому было решено изобразить кроваво-винную рану, когда Шурик проткнул Балбеса шпагой. А вот эпизод со скелетом — чистая импровизация. На восьмом дубле Юрий Никулин решил засунуть палец между приоткрытыми челюстями скелета, и те внезапно захлопнулись. Получилось настолько смешно, что эпизод сохранили в ленте. Для советской актрисы такая раскрепощенность была делом неслыханным. Сама Наталья потом удивлялась: дескать, что в этом такого смелого, ведь купальник практически то же самое, что и привычная для нее цирковая форма. Наталья была профессиональной акробаткой и выступала в цирке на Цветном бульваре. Между цирком и "Кавказской пленницей" Варлей успела сняться лишь в одном фильме. Интересно, что голос Варлей в ленте не слышен: роль переозвучивала Надежда Румянцева, знаменитая киноактриса и ведущая телепрограммы "Будильник". Популярную песенку про медведей исполняет тоже не Наталья Варлей, а певица Аида Ведищева. В народе она известна песней про лесного оленя и монументальным шлягером "Помоги мне! Не имевшая профессионального опыта Варлей, по мнению режиссера, не справлялась с процессом закадровой записи голоса.
Изначально роль Остапа Бендера предназначалась Владимиру Высоцкому , но актер ушел в запой. Тогда режиссер заявил, что никогда не будет снимать проблемную звезду в своих работах, и отдал роль малоизвестному Арчилу Гомиашвили. Сам Леонид появился в фильме в роли Варфоломея Коробейникова, и то лишь потому, что утвержденный на эту роль актер заболел. Леонид Гайдай в роли Коробейникова Гайдай мечтал снять фильм по роману Михаила Булгакова «Бег», но сделать ему этого не дали. Тогда он обратился к другому произведению писателя. Так в 1973 году на экраны вышла искрометная комедия « Иван Васильевич меняет профессию », основанная на пьесе «Иван Васильевич». На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию» К этому фильму Гайдай очень кропотливо подбирал актеров. Главную роль он изначально предложил Юрию Никулину, но поскольку тот был тотально занят, царя сыграл Юрий Яковлев. Впоследствии режиссер скажет, что это было очень точное попадание, а его слова подтвердят миллионы зрителей, которые и по сей день не устают смотреть этот замечательный фильм. Также в 90-х и начале 90-х он снял еще несколько запоминающихся картин. Правда, многие ценители советского кино утверждают, что последние ленты Гайдая значительно уступают его предыдущим работам. За очаровательной девушкой пытались ухаживать многие студенты, но покорить ее сердце смог только Леонид. Леонид Гайдай и Нина Гребешкова в молодости Позже в одном из интервью актриса расскажет, что влюбилась в будущего гениального комедиографа не сразу — ее сердце стало принадлежать ему только после войны. Поначалу девушка его очень стеснялась: Леонид был старостой курса, и она боялась ляпнуть при нем какую-нибудь глупость. Леонид же не догадывался, какие эмоции он вызывает у симпатичной однокашницей, часто провожал девушку домой после репетиций, а вскоре между ними зародились теплые чувства. Жена и дочь Леонида Гайдая Свадьба Гайдая и Гребешковой состоялась в 1953 году и была весьма скромной: родственники, друзья и студенты, собрались в коммунальной квартире. Единственное, что омрачало радость жениха — молодая жена не захотела брать его фамилию. Режиссер прожил всю жизнь с одной женщиной В 1957 году у пары появилась дочь Оксана. Вместе супруги прожили около 40 лет. На их протяжении режиссер несколько раз снимал супругу в кино — хоть и не в главных, но ярких ролях. Так, Гребешкову можно увидеть в таких картинах как «Бриллиантовая рука», «Не может быть! Леонид Гайдай с внучкой Леонид очень любил внучку и мечтал. Сейчас она носит фамилию Худякова. Нина Гребешкова, Оксана Гайдай и Ольга Худякова Смерть Последний фильм, который был снят легендарным режиссером в 1992 году, назывался «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». После этого ему стало очень тяжело работать — не давала покоя легочная эмфизема и вновь открывшаяся старая рана на ноге. Последнее интервью Леонида Гайдая 1992 В 1993 году Гайдай температурил, но твердо намеревался пойти на Тверскую, где проходил митинг в поддержку демократов. Вместо этого он был госпитализирован в Кунцевскую больницу. Леонид Гайдай в последние годы жизни Рядом с режиссером неотрывно находилась жена Нина.
Гайдай, Леонид Иович
В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль». Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян. Стоит добавить, что легендарный режиссер был весьма консервативен в подборе актерского состава. Большинство артистов снимались у него по многу раз.
Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин. Культовыми благодаря появлению в фильмах Гайдая стали «Песня про зайцев», которую поет герой Юрия Никулина в «Бриллиантовой руки», «Теряют люди друг друга» с царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» или «Трутся спиной медведи о земную ось», которую поет главная героиня картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Они поженились в 1953 году и дружно прожили 40 лет.
Кстати, режиссер был расстроен, что супруга отказалась официально брать его фамилию, но Гребешкова объясняла свой отказ тем, что не сразу понятно — мужчина или женщина скрывается под фамилией Гайдай, а для актрисы это важно. Последние годы Леонид Гайдай сильно болел. У него была незаживающая рана на ноге, а затем из-за пристрастия к курению режиссера стали беспокоить дыхательные пути.
В 1993 году режиссер заболел воспалением легких, попал в больницу, где и скончался от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Могила Леонида Гайдая В память о Леониде Гайдае кинотеатр в родном городке режиссера Свободном Амурской области был назван его именем, а также установлен монумент режиссеру.
Имя Гайдая присвоили и крупнейшему кинотеатру Иркутска, а на доме, где вырос кинорежиссер, расположена красивая мемориальная доска. В Перми в 2010 году появился памятник Леониду Гайдаю — скульптурная композиция «Трус, Балбес и Бывалый», состоящая из трех знаменитых героев кинорежиссера, которые переходили из фильма в фильм, установлена перед кинотеатром «Кристалл». Три комедийных героя изображены в полный рост, в движении, без постамента, поэтому сливаются с толпой, когда вокруг кинотеатра собираются люди.
Но здесь, кроме знаменитой троицы из Труса, Балбеса и Бывалого, присутствовал также и сам Леонид Гайдай на режиссерском стульчике. Не забыли о легенде советских кинофильмов и в Москве — одна из площадей на территории киностудии «Мосфильм» носит имя Леонида Гайдая. Спустя несколько месяцев после рождения мальчика отец перевез жену и трех детей в Читу, где устроился на работу в городское управление железной дороги.
В этом городе они остались на семь лет, затем переехали в Иркутск, где Леонид, самый младший ребенок в семье, поступил в железнодорожную школу. В детстве он не отличался примерным поведением, зато активно участвовал в школьной самодеятельности, выступал с клубом железнодорожников, с удовольствием читал стихи. В 1941 году Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский областной драматический театр.
Он работал на всех спектаклях эвакуированного из столицы театра Сатиры. В феврале 1942-го молодого человека призвали в армию. Он окончил полковое училище и был назначен командиром отделения.
На фронте он подорвался на противопехотной мине, был тяжело ранен и признан инвалидом 2-ой группы. Вернувшись в Иркутск в 1944 году, Леонид поступил в театральную студию. Начинающего актера быстро заметили: эффектной игрой на эпизодических ролях он затмевал главных персонажей.
Молодой человек выгодно выделялся среди абитуриентов. Однако уже на первом курсе с ним произошел неприятный инцидент: из-за неудачной шутки он оказался на грани отчисления, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы остаться в университете. Во время учебы Леонид встретил Нину Гребешкову, которая стала спутницей всей его жизни и исполнительницей множества ролей второго плана практически во всех картинах мужа.
У пары родилась дочь Оксана. Студентом Гайдай снялся в нескольких фильмах, но с середины 50-х полностью ушел в режиссуру. В 1956 году вышел его первый фильм, «Долгий путь», поставленный по сибирским рассказам В.
Следующая лента, «Жених с того света», чуть не положила конец карьере Леонида: сатира на бюрократов была жестко раскритикована чиновниками. Следующий фильм, «Трижды воскресший», разительно отличался от всего творчества режиссера, а яркий патриотический настрой выглядел неестественно. В 1961 году Гайдай снял 9-минутный фильм «Пес Барбос и необычный кросс», на который его вдохновил фельетон Степана Олейника в газете «Правда».
Короткометражка имела оглушительный успех и породила на свет трех героев, которые потом еще не раз появлялись в картинах Гайдая и завоевали любовь зрителей. Образы Труса, Балбеса и Бывалого стали нарицательными и снова появились уже в следующей работе, «Самогонщики», затем перекочевали в трилогию «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», лидер кинопроката в 1965 году, а позднее и в музыкальную комедию «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Еще одного «кочующего» персонажа, чудаковатого студента в очках, звали Владиком, но цензура углядела аналогию с Лениным, и на свет появился Шурик.
В 1968 году на экраны вышла картина, признанная лучшим фильмом Гайдая — криминальная комедия «Бриллиантовая рука». К съемочной группе был приставлен сотрудник КГБ. Для того чтобы свести к минимуму вмешательство цензуры в сценарий, Гайдай прибегнул к хитрости: он запечатлел мощный ядерный взрыв на море, который никак не хотел вырезать из финальной версии.
Когда проверяющая комиссия поинтересовалась значением эпизода, он представил взрыв как символ сложной международной обстановки и зла империализма. Представители Госкино согласились оставить фильм без существенных изменений при условии, что Гайдай исключит сцену со взрывом. Картина вошла в пятерку лучших фильмов советского кинопроката, а реплики героев немедленно разошлись на цитаты.
В 1971 году на экраны вышла его лучшая, по мнению режиссера, работа: экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Самым сложным моментом оказались поиски исполнителя главной роли. В пробах участвовало более двадцати именитых актеров, но роль получил никому не известный Арчил Гомиашвили.
В 1973 году свет увидела еще одна комедия, «Иван Васильевич меняет профессию», созданная по мотивам пьесы Михаила Булгакова. Здесь снова появился Шурик, но уже в амплуа инженера-изобретателя, работающего над созданием машины времени. В 1973 году картину посмотрели более 60 миллионов зрителей.
Последней заметной работой Гайдая стала лента «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». Леонид Гайдай умер в Москве 19 ноября 1993 года. Но и в наши дни его комедии с удовольствием посмотрят как возрастная, так и молодежная аудитория.
Легендарный режиссер умел найти ключик к самому сложному жанру — комедии, став классиком и профессиональным мастером советского кинематографа. Он всегда дарил радость окружающим и сам умел радоваться, возможно, поэтому его успех на этом поприще не удалось пока никому повторить. Личная жизнь Леонида Иовича прошла в тихом семейном кругу, в окружении своих родных и близких.
Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру. Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры.
От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер этого фильма стеснялся до конца жизни. Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений.
Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев». Наиболее крупная его роль — архивариус Варфоломей Коробейников в «12 стульях». В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль». Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян.
Большинство артистов снимались у него по многу раз.
В 1960 году директор «Мосфильма» Иван Пырьев решил сделать комедийный альманах из короткометражек, снятых молодыми режиссерами, одним из которых стал и Гайдай. Он натолкнулся на фельетон поэта Степана Олейника «Пес Барбос и необычный кросс» про трех браконьеров, за которыми гонится собака с динамитом, привязанным к палке.
Картину про горе-браконьеров показывали на Каннском фестивале, где короткометражку номинировали на «Золотую пальмовую ветвь». В режиссерском сценарии Гайдая браконьеры превратились в Труса, Балбеса и Бывалого — легендарную троицу, которая будет главенствовать в комедийном кино практически все 60-е. Правда, возвращался к троице режиссер не совсем по своей воле.
Написать сценарий того, что позже станет «Операцией «Ы»», ему предложили соавтор «Жениха с того света» Морис Слободской и сценарист Яков Костюковский. Гайдай не хотел снимать одно и то же и поставил сценаристам условие — он снимет фильм, если они придумают хорошего положительного персонажа. Так родился Шурик — герой, который, как считается, списан с самого Гайдая.
Вторая новелла — «Родственные души» — начинается как триллер, сюжет которого вращается вокруг попытки ограбления квартиры, однако к финалу превращается в комедию, когда вор и его жертва обнаруживают, что они оба страдают от ревматизма и проникаются друг к другу родственными чувствами. Этот фильм стал единственным в карьере Гайдая, сценарий к которому он написал один без соавторов, а так же последней его полностью черно-белой картиной. Гайдай не хотел вновь снимать похождения тройки, считая их «пройденным этапом», и предложил Слободскому и его соавтору Якову Костюковскому написать сюжет, в центре которого был бы положительный комедийный герой. В процессе обсуждения замысла будущего фильма авторы пришли к идее вновь создать киноальманах, части которого не будут иметь сквозного сюжета, а объединит их личность главного героя. В третьей новелле его предполагалось столкнуть с Трусом, Балбесом и Бывалым.
Роль положительного героя — студента Шурика — досталась 27-летнему актеру Александру Демьяненко, который впоследствии повторит ее в «Кавказской пленнице» и «Понедельнике... Так же именно в этом фильме Гайдай окончательно сформировал свой фирменный стиль, заключавшийся в максимальном насыщении кадра действием — чтобы темп повествования не провисал, режиссер даже прибегал к «ускоренной перемотке» тех сцен, где персонажи не разговаривают прежде всего погонь. Другой отличительной особенностью Гайдая как режиссера стало всяческое поощрение актеров к импровизации — например, сцена, в которой Шурик «ранит» Балбеса рапирой и из его груди течет «кровь» на самом деле — красное вино , и сцена со скелетом, щелкающим зубами, были полностью придуманы Юрием Никулиным и именно в таком варианте вошли в фильм. Последняя новелла, в которой Шурик в составе научной экспедиции отправляется на поиски йети, вскоре была забракована самим Гайдаем, ввиду того, что в 1961 году уже вышел фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» с похожим сюжетом. Леонид Гайдай и Александр Демьяненко «Кавказская пленница» стала последним фильмом Гайдая, в котором появлялась принесшая ему популярность троица Труса, Балбеса и Бывалого, образы которых к тому моменту уже зажили собственной жизнью.
Еще в 1964 году они появились в одном из эпизодов фильма Рязанова «Дайте жалобную книгу», а в 1968 году режиссер Евгений Карелов пригласит троицу в свою картину «Семь стариков и одна девушка». Кроме того, Никулин, Вицин и Моргунов в образах своих персонажей появлялись в целом ряде телеспектаклей, а в 1969 году в мультфильме «Бременские музыканты» их внешность была использована для создания персонажей разбойников. Так же «Кавказская пленница» стала последним фильмом Гайдая, в котором снимался Евгений Моргунов — во время съемок между режиссером и актером произошел конфликт, в результате чего роль Бывалого была значительно сокращена. Картина вызвала серьезные разногласия в Главкино, которое хотело присудить ей «вторую категорию» и выпустить ограниченным тиражом. Причиной тому был образ главного антагониста Саахова, сыгранного Владимиром Этушем, в котором начальство увидело карикатуру на Сталина или же на Берию.
Возглавлявший в те годы Минкульт Василий Шауро, в отличие от либерала Румянцева, за Гайдая вступаться был не намерен, однако помощь режиссеру неожиданно пришла от руководителя Верховного Совета Александра Шелепина , который посмотрел фильм и остался в полном восторге. По воспоминаниям его друга Валерия Харазова, Шелепин, который в ближнем кругу так же был «Шуриком», являлся большим поклонником этого персонажа, видя в нем определенные параллели с самим собой, и лично добился, чтобы новой комедии Гайдая была присвоена высшая категория. Судьба однако распорядилась иначе: заявку на экранизацию «Бега» Главкино не утвердило и в итоге эту пьесу перенесли на экран режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов в 1970 году, а работу над «12 стульями» пришлось отложить, т. В конце концов, «зеленый свет» на экранизацию «12 стульев» будет дан, но к тому времени у руля этого проекта Гайдая сменит его близкий друг Георгий Данелия. Дважды не получив «добро» от киноначальства, режиссер решил взяться за уже утвержденную заявку своих соавторов Костюковского и Слободского на фильм о жизни контрабандистов, который в итоге станет самой успешной работой Гайдая.
Сценарий «Бриллиантовой руки» с самого начался писался под Юрия Никулина, которому предстояло сыграть главную роль. По иронии судьбы, это была последняя совместная работа прославленного актера и прославленного режиссера — не смотря на то, что Гайдай звал Никулина практически в каждый свой последующий фильм, по разным причинам Юрий Владимирович так больше у него и не снялся. Гайдай с Андреем Мироновым слева и Анатолием Папановым в центре «Бриллиантовая рука» стала единственным в карьере Гайдая фильмом, практически целиком построенном на пародировании и цитировании других лент — как советских например, «Чапаева», «Войны и мира», «Полосатого рейса», «Коллег» и др. Объектом пародии стали многочисленные криминальные и детективные драмы — «Мальтийский сокол», «На север через северо-запад», фильмы «Бондианы» и т. Согласно воспоминаниям режиссера Саввы Кулиша, для того, чтобы Главкино приняло фильм без цензурных правок, Гайдай намеренно вставил в конец ленты сцену с ядерным взрывом, которую в итоге от режиссера и потребовали убрать в первую очередь, закрыв глаза на все остальные острые моменты.
Успех картины привел, увы, к разладу между режиссером и его постоянными сценаристами: по одной из версий, причиной стали творческие разногласия Гайдай с 1970-х годов посвятил себя литературным экранизациям, в то время как Слободской и Костюковский хотели продолжать работу над комедиями-фельетонами , по другой — конфликт вокруг распределения гонорара за сценарную работу. Повесть последних «Понедельник начинается в субботу», впервые изданная в 1964 году, в одночасье стала одной из самых если не самой популярных книг в Советском Союзе, а благодаря классическим иллюстрациям Евгения Мигунова к изданию 1965 года, в которых художник наделил персонажей Стругацких внешностью героев комедий Гайдая, естественным образом возникли разговоры о возможности ее экранизации. Аркадий и Борис Стругацкие Фильм был запущен в производство в 1969 году, когда, после успешной высадки на Луну, интерес к фантастике переживал свое «второе рождение». Стругацкие были приглашены в роли сценаристов, однако Гайдай практически сразу начал править предложенный ими сценарий, а кроме того взял в соавторы Владлена Бахнова, с которым познакомился благодаря Костюковскому. Практически сразу же было решено отождествить гайдаевского Шурика и главного персонажа повести Александра Привалова — его вновь предстояло сыграть Демьяненко.
На остальные роли были приглашены уже работавшие с Гайдаем Михаил Пуговкин, Наталья Варлей, Георгий Милляр, Георгий Вицин, а среди «новичков» в команде режиссера оказались Савелий Крамаров сыграл роль Хомы Брута и впоследствии появился еще в двух гайдаевских фильмах , Зиновий Гердт и Сергей Юрский для обоих «Понедельник... Первоначальный вариант сценария предполагал непрерывность повествования, не смотря на то, что сама повесть имеет трехчастную структуру. Гайдай, чтобы избежать провисания сюжета, принял решение восстановить деление на три новеллы, аналогичные частям книги — таким образом фильм стал третьим и последним «триптихом» в его карьере. Из-за сложностей в постановке комбинированных съемок — сцены сна Шурика, эпизоды с магией и масштабная кульминация, в которой неудавшийся эксперимент профессора Выбегалло взрывают при помощи бутылки с джинном, — фильм вышел в прокат лишь 18 октября 1971 года. В первый год его посмотрело 60,8 млн человек, что было превосходным результатом, но явно не дотягивающим до показателей предыдущих комедий Гайдая.
Причина крылась в сильной конкуренции — одновременно с «Понедельником... Суть ЭТК заключалась в применении принципа хозрасчета в кинопроизводстве — фильмы создавались в расчете на получение прибыли, а режиссеры премировались пропорционально кассовым сборам. Благодаря Гайдаю и его кассовым хитам студии удалось выйти на самоокупаемость — смелый эксперимент по внедрению западных принципов продюсирования кинематографа на социалистической почве доказал свою перспективность. Как и в случае с «Бриллиантовой рукой», сценарий нового фильма писался в расчете на то, что главную роль вновь сыграет Юрий Никулин, однако тот не смог принять участие в съемках и роль Ивана Грозного была предложена Юрию Яковлеву. Вслед за Никулиным «отпал» и планировавшийся на роль вора Милославского Андрей Миронов — персонажа в итоге сыграл Леонид Куравлев, ставший одним из постоянных гайдаевских актеров.
Третьего по значимости героя пьесы — инженера Николая Тимофеева — по замыслу режиссера должен был воплотить на экране Александр Демьяненко, но тот сразу отказался, опасаясь, что его хотят заставить четвертый раз подряд сыграть Шурика к тому моменту роль студента так прочно ассоциировалась с Демьяненко, что это практически похоронило его актерскую карьеру. В итоге эта роль отошла Олегу Видову, а от идеи объединить Шурика, программиста Привалова и инженера Тимофеева в единого персонажа пришлось отказаться.
Едва не отчислили из ВГИКа: неожиданные факты из биографии Леонида Гайдая
Обожал Крым Гайдай много времени проводил на полуострове. В Крыму снимались сцены из «Кавказской пленницы», «Спортлото-82», «12 стульев» и «Бриллиантовой руки». Сегодня в Крыму организованы экскурсионные маршруты по местам съемок легендарных комедий. Леонид Иович скончался через полгода после выхода ленты в прокат. Ряд эпизодов снимался в знаменитом казино «Тадж-Махал», что находится в американском городе Атлантик Сити.
Ради российской съемочной группы развлекательный комплекс, принадлежащий Дональду Трампу, был закрыт на три дня по просьбе собственника. Команда Гайдая могла работать в казино абсолютно бесплатно. Рассчитывающий на благодарность Трамп попросил дать ему эпизодическую роль, однако режиссер был непреклонен. Хитростью обошел цензуру В те времена цензурные органы не пропускали на экраны многие фильмы, вырезали сцены и подменяли диалоги.
Дабы сохранить картину «Бриллиантовая рука» в «первозданном виде» Гайдаю пришлось добавить атомный взрыв в конце второй серии. Гайдай согласился, но выдвинул одно требование — он готов удалить взрыв, но лишь в том случае, если остальные спорные сцены останутся без изменений. Цензоры пошли навстречу. Много курил и любил азартные игры По воспоминаниям художника по костюмам Татьяны Белявской, Гайдай мог выкурить четыре пачки в день.
Еще одной страстью были азартные игры.
После службы окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. Охлопкова , работал осветителем, актером. Затем поступил во ВГИК на режиссуру. В 1956 году выпустил свой первый фильм — «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В.
Затем фокусируется на короткометражках «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» , а потом — на комедиях, большинство из которых сразу получили народную любовь.
В Свободный приехал цвет и свет отечественного кино. На торжественной церемонии открытия памятника была вдова Леонида Иовича актриса Нина Гребешкова. Его любимые артистки, две Натальи — Варлей и Крачковская. Десятки популярных и по-настоящему любимых актеров вспоминали добрые и смешные истории, связанные с Леонидом Гайдаем. Фото: Андрей Оглезнев Архив «Амурской правды» — Лёня был очень жизнелюбивым человеком, не с самым легким характером, в жизни совсем не смешливый. Но людей любил и прекрасно их понимал. Над сценариями своих комедий сидел порой до утра.
Часто меня спрашивал: «Нин, а здесь как, смешно? Тогда Лёня мог чертыхнуться и сказать свою коронную фразу: «Нинка, ну чтоб ты понимала! Гайдая нет с нами уже 30 лет. Он навсегда остался семидесятилетним. Фронтовые раны не продлили его жизнь. Удивительно, но его вдова говорит, что иногда чувствует его присутствие в квартире. Я растерялась и говорю: «Лёнь, ну на фига ты так делаешь?! Вскоре в дверь звонит чумазый сантехник: «Нина Павловна, я мимо проходил и меня как будто кто толкнул зайти в подвал вашего дома.
Зашел и понял, что прорыв где-то случился, оказалось, это у вас». Это Лёня его в бок толкнул, я в этом даже и не сомневаюсь. Жизнь Леонида Гайдая была совсем не комедия. Он окончил среднюю школу в Иркутске 21 июня 1941 года.
Биография Гайдая Леонид Гайдай появился на свет 30 января 1923 г. Он рос в рабочей семье, не имеющей ничего общего с киноиндустрией. Отец режиссера, Иов Исидович, был служащим железной дороги, а мать Мария Ивановна, занималась воспитанием троих детей: Леонида, Александра и Августы. Детство и юность Почти сразу после рождения Леонида семья переехала в Читу, а позднее в Иркутск , где и прошло детство будущего кинорежиссера. Он обучался в железнодорожной школе, которую окончил за день до начала Великой Отечественной войны 1941-1945. Как только фашистская Германия напала на СССР Гайдай решил добровольно отправиться на фронт, однако не прошел комиссию по причине юного возраста.
В результате, он устроился работать осветителем в Московский театр сатиры, который на тот момент был эвакуирован в Иркутск. Юноша посещал все спектакли, с восторгом смотря на игру актеров. Уже тогда в нем загорелось желание связать свою жизнь с театром. Осенью 1941 г. Леонида Гайдая призвали в армию. Интересен факт, что во время распределения бойцов с парнем произошел комичный случай, который позже будет показан в фильме о «приключениях Шурика». Когда военком спрашивал новобранцев где им бы хотелось служить, на каждый вопрос «Кто в артиллерию? Как раз тогда командир и произнес известную впоследствии фразу «Подождите Вы! Дайте огласить весь список! В результате, Леонида направили в Монголию , однако вскоре перенаправили на Калининский фронт, где он служил в качестве разведчика.
Он проявил себя смелым солдатом.
«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая
Играл на балалайке. В числе немногих развлечений был кинематограф. Для Леонида кино стало страстью. Накопленные деньги он тратил на билет в кинотеатр. Фильмы смотрят все, немногие стремятся «в артисты», режиссерами становятся единицы.
У Леонида рано развился вкус на настоящее кино: из картин особо выделял чаплинские. Рано понял, что его призвание — киноискусство. Окончание средней школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Леонид тут же направился в военкомат, требуя направить его на фронт добровольцем.
Предложили подождать. На некоторое время юноша стал рабочим сцены в драмтеатре Иркутска. А там давал спектакли эвакуированный в Сибирь столичный Театр сатиры. Молодой человек по возможности не пропускал спектакли, общался с актерами, еще больше укрепился в своем решении.
Леонид Гайдай в молодости Через несколько месяцев Леонид был призван на военную службу. Сначала в Монголии ухаживал за лошадьми, объезжал их, готовил для работы в армии. Затем был переведен на Калининский фронт под Москву. Был пехотинцем, разведчиком.
В 1942 году награжден медалью «За боевые заслуги». Через год, выполняя очередное разведзадание, подорвался на противопехотной мине. Рана оказалась тяжёлой, в госпитале боец провел несколько месяцев. Врачи настаивали на ампутации поврежденной ноги, но юноша отказался: это могло помешать ему стать актером.
После нескольких операций был признан негодным к дальнейшей службе, демобилизован. Последствия ранения сказывались всю жизнь. Но Гайдай не жаловался и не рассказывал о своих проблемах. Вернувшись в Иркутск, окончил театральную студию, немного поработал актером.
Пырьев и Барнет на просмотрах его студенческих работ смеялись от смеха. Однажды Гайдай с приятелем выходили из института, и молодая сотрудница ВГИКа, боясь идти по темным улицам, пошла с ними. Через несколько минут Леонид, стараясь говорить как можно развязнее, обратился к девушке: "А ну, снимай шубу!.. Я что, непонятно сказал? Или тебе помочь? Когда та, растерявшись, начала раздеваться, студенты рассмеялись. Но начинающий режиссер был отчислен за профнепригодность, и Гайдаю стоило немалых усилий восстановиться во ВГИКе с испытательным сроком. Будучи студентом, Гайдай поработал режиссером-практикантом и снялся как актер в комедии Барнета "Ляна".
В 1958 году Гайдай сыграл в оптимистической драме "Ветер". Это была его последняя работа в качестве актера в чужих фильмах. С середины 50-х Леонид Иович обратился к режиссуре и с тех пор на экране появлялся в эпизодах, но только в собственных фильмах. У супругов родилась дочь Оксана. Ухаживая за будущей женой, как и много позже Шурик в его фильме, Гайдай много рассказывал о фронте и Иркутске. Гребешкова и Гайдай ходили пешком из института до Гагаринского переулка, где жила Нина так зовут и героиню комедии , он неизменно опаздывал на последнюю электричку, а когда спустя несколько дней Гребешкова высказала ему по поводу несвежей рубашки, Гайдаю ничего не оставалось, как сделать ей предложение. Он пришел после фронта - раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась.
Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят у нас учились и Кулиджанов, и Ордынский - один, второй. Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай - я чувствую его просто кожей. Вообще я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошел фронт.
А мне было 17 лет. Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студенты. Мы сняли комнату. Леня был сталинский стипендиат, получал 800 рублей. А я уже снималась, у меня были свои деньги. Как актриса уже была востребована. Кстати, Леня очень обиделся, когда я отказалась взять его фамилию.
Потому что стать Гайдай - не то мужчина, не то женщина". С 1955 года Гайдай - режиссер киностудии "Мосфильм". Первый фильм "Долгий путь" он поставил в пятьдесят шестом с Валентином Невзоровым кстати, он уроженец Иркутской губернии, с Ленских приисков, начинал свою творческую биографию в иркутском театре, воевал на фронте. Каким-то образом Михаил Ромм разглядел в молодом режиссере талант комедиографа и посоветовал ему работать в этом направлении. Именно в мастерской Ромма в 1958 году появилась первая комедия Гайдая "Жених с того света" с Георгием Вициным и Ростиславом Пляттом в главных ролях. Картина была встречена чиновниками в штыки, фильм обругали, сократили и пустили вторым экраном. Гайдай переживал. Его второй фильм "Трижды воскресший" вышел через два года.
Картина с треском провалилась, и Леонид решил вернутьмся в Иркутск, где проживали родители. На чердаке деревянного дома он обнаружил номер "Правды" с фельетоном в стихах "Пес Барбос" Степана Олейника. Фельетон необычайно увлек его. Он тут же рассказал сюжет жене: "Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пес - два метра пленки, за ним Бывалый - 3триметра, оглядывается - 1,5 метра. Общий план - бегут все". Родные только плечами пожали: "Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?
Гребешкова, знающая характер мужа, вздохнув, сказала: "Потрясающе! Не надо никаких проб". Что касается грима, то Гайдай сказал: "Гримироваться вам ни к чему.
На стене одного из домов справа — надпись «Philips» для создания атмосферы заграничного города Конечно, поразительно, что при всех долгих обсуждениях «Бриллиантовой руки» практически никто не придрался к самому вопиющему, совершенно сумасшедшему и фантастическому допущению авторов: за каким чертом вообще сети международных контрабандистов надо было перевозить золото и бриллианты в СССР? Как писал критик Денис Горелов, «что она рассчитывала получить взамен? Если Георгий Данелия, еще один крупнейший советский комедиограф, говорил, что относился к Гайдаю с большой симпатией и, судя по всему, взаимной , то отношения Гайдая с Рязановым были непростыми. Композитор Александр Зацепин, написавший гениальную горячечную музыку к большинству гайдаевских хитов, в одном интервью выразился прямо: «Гайдай к Рязанову относился очень негативно. Говорил, что это актеры все его фильмы вывозят… Может быть, это у них что-то личное?
Показателен такой случай: когда Гайдаю предложили попробовать на роль обоих Иванов Васильевичей Юрия Яковлева, тот поначалу возмутился: «Он же рязановский! Например, у него не очень сложились отношения с Арчилом Гомиашвили, после долгих и мучительных проб утвержденным на роль Остапа Бендера грузинский актер обошел десятки претендентов — от Андрея Миронова до Владимира Высоцкого, от Олега Басилашвили до Олега Табакова. А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущенный тем, что его «лишили голоса» несмотря на то, что актер хорошо говорил по-русски, вся роль была переозвучена Юрием Саранским. Несколько лет они не общались, но в самом начале 1977 года Гайдай неожиданно позвонил Гомиашвили: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. К телеверсии романа Ильфа и Петрова, снятой худруком «Ленкома», где главные роли исполнили отвергнутые в свое время Гайдаем Анатолий Папанов и Андрей Миронов, Леонид Иович явно испытывал большую ревность. Скульптурная композиция в память о пребывании в городе Чебоксары Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова Впрочем, и его собственные «12 стульев», обожаемые миллионами зрителей, не у всех вызывали восторг. Например, классик советского кино Григорий Козинцев, увидев их, в ужасе записал в дневнике: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей.
Хамский гогот». Интерес к «серьезным», отнюдь не комедийным картинам сохранялся у него до конца жизни. В одном из последних интервью он говорил: «Мне очень давно хотелось сменить жанр, сделать что-то другое, мелодраму, драму, киноповесть и даже трагедию, но как-то все не получалось. Вот Юрий Никулин может подтвердить, я все время говорил — вот это моя последняя комедия, больше не буду…» Кстати, сам Никулин, познакомившись с Гайдаем на «Псе Барбосе и необыкновенном кроссе», был сначала поражен его абсолютной серьезностью, даже мрачностью: ему-то тогда казалось, что автор эксцентрической комедии сам должен быть эксцентриком и весельчаком. Как Гайдай — так непременно с кого-то штаны спадают. А как хотелось бы снять тонкую психологическую драму. Что-нибудь, знаешь, такое в духе Антониони…» Соловьев добавляет: «Я уполз от него на карачках. От хохота».
Но Гайдай, кажется, не очень-то и шутил.
А с этого фильма и началась его успешная режиссёрская карьера! Поэтому где ещё, как не в Иркутске, отмечать его столетие? Она была действительно уникальной.
Его родители были людьми, которые сделали себя сами, они понимали ценность образования, много читали и всячески поддерживали стремление к творчеству во всех троих детях. Брат Леонида Александр, для своих Шурик, стал журналистом и поэтом. Сестра Августина пошла в науку. Леонид с детства занимался музыкой, играл на балалайке в оркестре, потом увлёкся занятиями в школьном театральном кружке.
Все называли его Лёнька-артист, потому что у него был подражательный талант, он передразнивал учителей, но делал это необидно. С фронта Гайдай вернулся более замкнутым, уже эдаким молодым стариком. К тому же он получил тяжёлое ранение в ногу, последствия которого мучили его всю жизнь.
Как Леонид Гайдай отказал Трампу: режиссеру исполнилось бы 100 лет
Леонид Гайдай родился 30.01.1923 года в городе Свободный Амурской области. Полная биография актера Леонида Гайдая. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, фильмография актера театра и кино на портале «». 2. Леонид Иович на Войне с осени 1941 года, прошел самые трудные времена. Картины Леонида Гайдая считаются классикой советского кинематографа. Леонид Гайдай – биография, фильмы, фото, личная жизнь, последние новости 2024.