Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого". По данным информационной службы Собора, в числе канонизированных в лике святых Русской церкви — преподобные Амфилохий Почаевский. Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника. Поскольку Великий князь Руси Ярослав Мудрый и император Священной Римской империи Оттон III были потомками византийского императора от его разных жен, то между ними могли быть сложные отношения. Добавим, что сегодня, в день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого, митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском соборе в сослужении духовенства.
Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси
В День памяти Ярослава Мудрого в православных храмах читают канонические тексты. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви. Молитва святому благоверному князю Ярославу Мудрому. О святый благоверный великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! После смерти Владимира Святого в междоусобице победил Ярослав Мудрый, который соправительствовал с Мстиславом Тмутараканским. Святой Благоверный Великий Князь Ярослав I Владимирович Мудрый (в св. крещении Георгий) (978 — Вышгород, 20 февраля/5 марта 1054). Ярослав Мудрый Святой князь Ярослав Мудрый родился в 978 г. и был сыном св. равноапостольного великого князя Владимира и Рогнеды.
Имя Ярослав в православном календаре (Святцах)
Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви. Святой благоверный князь Ярослав Муромский (в крещении — Константин), сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, внук Ярослава Владимировича Мудрого. На центральной площади Ярославля возвышается памятник основателю города, святому благоверному князю Ярославу Мудрому. Предложение об их общецерковном прославлении направила комиссия по канонизации святых после изучения их жития. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного. Русская православная церковь причислила Ярослава Мудрого к лику святых.
Имя Ярослав в православном календаре (Святцах)
Святой благоверный князь Ярослав Муромский (в крещении — Константин), сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, внук Ярослава Владимировича Мудрого. Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. В области внешней политики Ярослав Мудрый добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства.
Сегодня – день памяти Ярослава Мудрого
Ярослав Мудрый, годы правления которого пришлись на непростое время противостояния Киевской Руси внешним врагам — печенегам и половцам, внутренним междоусобицам, проявил себя как талантливый стратег и отважный воин. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного. Святой Благоверный Великий Князь Ярослав I Владимирович Мудрый (в св. крещении Георгий) (978 — Вышгород, 20 февраля/5 марта 1054). Князь Ярослав, сын святого равноапостольного Владимира, Крестителя Руси, является одним из наиболее знаменитых и почитаемых древнерусских князей.
Никитин: Ярослав Мудрый – символ образования и просвещения
Такое решение было принято в 2016 году на Архиерейском соборе в Москве. С тех пор день памяти ежегодно отмечают 4 марта в високосный год или 5 марта в невисокосный. День памяти Ярослава Мудрого в 2024 году — иконография В русской православной традиции существует несколько образов святого князя. Наиболее распространены одиночные изображения. На них Ярослав Мудрый запечатлен по пояс или в полный рост в княжеском обличии. На голове у него богато украшенная шапка или царственный венец, над которым возвышается золотой нимб. В левой руке князь держит церковь храм , а в правой меч или крест.
Часто его изображают с книгой или свитком, в котором приводится отрывок текста Священного Писания. Перед иконой святого просят об исцелении телесных и духовных немощей, укреплении в вере, о даровании мира в семье и помощи в житейских делах.
Под властью Ярослава страна наслаждалась миром с Европой, Византией и многими другими странами. Торговля приносили Ярославу огромные богатства, которые тот тратил на украшение Киева Золотыми воротами, величественным храмом Святой Софии и другими постройками, а также на просвещение. Князь поставил в Киеве первого русского митрополита Илариона, построил училище, где одновременно обучались грамоте 300 мальчиков. Ярослав прославился образованностью и любовью к книгам, заботился о летописании. Ему принадлежит первый на Руси свод законов «Русская правда», который отменял кровную месть, основал первую библиотеку в Древней Руси.
Однако стоит помнить, что недостаточно только соблюдать запреты. Крайне важно быть праведным в течение своей жизни. Сам процесс прочтения молитвы также требует выполнения некоторых правил. Во-первых, молитва ни в коем случае не должна становиться для вас одной только формальностью — ни дома, ни в церкви. Ни в коем случае нельзя лгать в моменты, когда вы просите святого о помощи. Ваша просьба должна быть искренней. Кроме этого, просьба не должна вредить другим людям. Любое желание зла окружающим вернется к вам, а Небеса оставят вас без помощи. При прочтении молитвы необходимо быть сконцентрированным. Не отвлекайтесь на посторонние звуки. Для этого вы можете заранее попросить домочадцев, чтобы они вели себя потише, пока вы молитесь.
В 1756 г. В 1761-1765 гг. В 1767 г. В 1768-1770 гг. Как полковой врач, достиг значительного снижения заболеваемости и смертности личного состава. В 1770-1771 гг. Самойлович добровольно принял участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве, был членом противочумной комиссии и заведующим чумными госпиталями. В 1780 г. Опубликовал за рубежом несколько своих исследований, в которых выдвинул некоторые новые предложения в сфере профилактики, диагностики и лечения чумы. Самойлович первым доказал возможность противочумной прививки. За научные достижения Самойлович был избран членом Парижской, Марсельской, Тулузской общим числом 13-ти хирургических академий, а также Российской медицинской коллегии. В 1784-1799 гг. Самойлович руководил борьбой против чумы на юге России. За энергичные мероприятия по ликвидации чумы в 1785 г. В 1784 г. Самойлович учредил «Собрание медицинское в Херсоне», которое было первым медицинским научным обществом в Российской империи. В последующие годы руководил госпиталем, был губернским врачом, главным врачом карантинов Новороссии. Самойлович скончался в 1805 г. В этот день скончался известный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев 1891-1953. Прокофьев родился 11 апреля 1891 г. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. В возрасте 9-10 лет юный композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». С 1904 г. Прокофьев учился в Петербургской консерватории. Окончил консерваторию как композитор в 1909 г. Прокофьев дает первые концерты с исполнением собственных произведений. В мае 1918 г. Сергей Сергеевич выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1936 году он вернулся на Родину и вместе с женой-испанкой и сыновьями обосновался в Москве. Был почётным профессором Московской консерватории. Через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, его супруга была объявлена шпионкой и попала в сталинские лагеря. В 1947 г. Прокофьев подвергся нападкам за «формализм» и симпатии к западной музыке. С 1949 г. Прокофьев ведёт жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое.
Князь Ярослав Мудрый вошел в общецерковный список святых
И моё княжение началось — тоже отсюда. А теперь и твоё. Старший же из братьев, Святополк, обосновавшись в городе Турове, женился на дочери польского короля и сдружился с католическим епископом Рейнберном, который при был в город вместе с невестой. Святополк всегда сторонился братьев, хотя Владимир не делал между детьми разницы. А в Турове, который был на границе с Польшей, он и вовсе старался забыть о Киеве. Оглядись вокруг: или ты не видишь, как любит тебя, больше, чем сына родного, король наш Болеслав, какие он оказывает тебе почести! Владимир стар, скоро умрет, и тогда ты должен стать великим русским князем. Держись Болеслава, и он поможет тебе! А можно и не дожидаться смерти Владимира… — осторож но предлагал Рейнберн — старые деревья часто рубят под корень, не дожидаясь, пока они упадут на голову.
Только злые умыслы долго в тайне не держатся. Узнал и Владимир о тех беседах, призвал в Киев Святополка и отправил его на время в темницу, чтоб образумился. Одновременно с этим призвал он в Киев и Бориса. Я же, сам видишь, разболелся и войско повести не смогу. Бери дружину, и иди врагам на перехват. А я буду ждать от тебя вестей в Киеве. Бориса любила княжеская дружина, и никто не удивлялся, когда увидели его впереди войска. Только не дождался святой равноапостольный князь Владимир вестей.
Болезнь его с каждым днем усиливалась и, спустя не много времени, он скончался. А перед смертью простил приемного сына и приказал выпустить из темницы. Тут-то Святополк и вспомнил все, что внушал ему темными осенними вечерами в Турове королевский епископ. Он собрал горожан, наградил дорогими подарками, взятыми из отцовской казны, и объявил себя великим князем. А потом принялся уговаривать нескольких верных ему бояр пойти Борису навстречу, чтобы убить его. Борис в это время возвращался с дружиной в Киев. Печенегов он так в степи и не встретил — они разбежались, узнав, что идет на них большое войско. И когда он остановился на реке Альте, прискакали из столицы всадники с тревожной вестью.
Власть же в городе захватил Святополк, и замыслил тебя убить. А я — буду чтить его, как второго отца. О словах Бориса доложили и Святополку. Но Святополк, которого вся Русь скоро назвала Окаянным, не поверил в искренность брата. Но я-то буду похитрей его. Все говорят о том, что Святополк желает лишь одного — твоей погибели! Веди нас, князь, на Киев! Окаянному Святополку больше не жить!
Святополк — мне старший брат, и я должен ему подчиняться. Пусть уж лучше он меня убьет, чем я совершу страшное преступление перед Господом — подниму на своего брата меч! Да и он, увидев мое послушание, одумается. Воины пробовали уговорить Бориса, но когда поняли, что не станет князь защищаться, покинули его, так что при нем было лишь несколько верных слуг. Оставшись в шатре, Борис долго молился. И во время его молитвы прискакали к шатру бояре, подосланные Святополком.
Главными для русской истории стали его труды по внутреннему устройству земли Русской. Ярослав стал князем-«нарядником» земли, ее благоустроителем. Он заселял степные пространства, построил новые города — Ярославль вид на Успенский собор Ярославля на заставке и Юрьев ныне Тарту.
Ярослав Мудрый активно поощрял храмостроительство, открытие при монастырях богатых библиотек.
Благодаря ему на Руси появился и самый первый свод законов «Русская Правда». Мы, ярославцы, с особым трепетом относимся к этому дню и ничего удивительного, что по традиции, памятник бронзовому медведю сегодня в роли самого Ярослава Мудрого», — отметила президент некоммерческого партнерства «МОТ «Золотое Кольцо» Марина Филимонова. Медведя одели в алую княжескую накидку и шлем, в лапы дали щит.
Летописное известие о продолжительности его жизни подвергается сомнению, главным образом, ввиду того, что в исторической науке считается доказанным, что он родился от Рогнеды не до, но после Святополка, а значит, после 979 г. К тому же в «Повести временных лет» под 6524 1016 г.
Получается, что он родился не в 978-м, а на 10 лет позже, — в 988-м г. Татищев считал, что в летописную запись под 6524 г. Вскоре после Крещения Руси Великий князь Владимир посадил своих сыновей княжить в разных уделах. Ярослав послан был им в Ростов Мерянский. Но он был тогда либо еще младенцем, либо совсем юным отроком, чтобы править уделом самостоятельно: возле него находился наставник, которого, возможно, звали Будый в «Повести временных лет» под 6526 1018 г. В ту пору Ярослав был уже зрелым мужем, и его «кормильцем» — воспитателем, дядькой — тот мог быть лишь в прошлом.
В княжение Ярослава в Ростовском уделе был основан город, названный его именем, — Ярославль, хотя первое летописное упоминание этого города относится уже только к 1071 г. В 1014-м г. До его приезда княжеская резиденция находилась близ Новгорода, в Рюриковом городище, а Ярослав выстроил себе терем в самом Новгороде. Угроза военного столкновения с отцом была предотвращена последовавшей вскоре кончиной святого Владимира, после которой власть в Киеве захватил Святополк Окаянный. Одолев Святополка и помирившись с другим братом, Мстиславом, Ярослав употреблял вооруженные силы на защиту границ государства и на расширение его пределов. В 1029-м г.
В следующем году Ярослав успешно воевал с чудью, заложив на отвоеванной у нее земле город Юрьев, позже переименованный в Дерпт и затем в Тарту. В том же году был возвращен в состав Русского государства захваченный ранее поляками город Белз. В ту пору Польша охвачена была смутой, разразившейся после смерти Болеслава Храброго, постигшей его в 1025-м г. Против его преемника Мешко II вспыхнул мятеж, в ходе которого «вьставше, людье избиша епископы, и попы, и бояры своя» [4]. Соправители Руси решили вмешаться в польскую смуту, поддержав притязания на королевский престол старшего брата Мешко Безприма. В 1031-м году Ярослав и Мстислав «собраста воя многы, и идоста на Ляхы» [5].
В русском стане находился тогда и король Норвежский Харальд III Суровый, который, потерпев поражение в междоусобице, бежал из своей страны к Ярославу Мудрому в Новгород, как это сделал ранее, в 1028-м г. В результате польского похода русских князей в состав Руси были возвращены Червен и Перемышль, в плен захвачено много поляков, которых братья разделили между собой, после чего Ярослав поселил доставшихся ему пленников в укрепленных городах по берегу Роси, в пограничье с печенежскими кочевьями. В 1036-м г.
Российская дипломатия (2023)
В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков , отвоевали города Перемышль и Червен , завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был соруководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. Ярослав отбирает меч у Судислава в знак лишения княжеской власти, Миниатюра из Радзивилловской летописи XV в. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу поруб. Только после этих событий Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов.
В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. Построение собора велось в контексте значительного расширения территории Верхнего города Киева. При Ярославе к югу от киевского детинца был заложен обширный укреплённый окольный город , именуемый в честь князя городом Ярослава. К его видным сохранившимся сооружениям относятся помимо Софийского собора и киевские Золотые ворота. Одновременно при Ярославе была построена новая княжеская резиденция — Великий Ярославов двор , которую преимущественно локализуют на территории города Владимира. В своей религиозной политике Ярослав Мудрый отказался от главенствующей роли десятинной церкви Богородицы и связанной с ней традиции, не только инициировав строительство нового, Софийского собора, но и обеспечив приезд на Русь первого митрополита из греков, Феопемпта [61]. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в Киеве В том же 1036 году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества , где княжил его племянник Брячислав , а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов , в 1040 году на Литву , а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.
В 1042 году его сын Владимир победил ямь , причём в этом походе случился большой падёж коней. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде , в знак союза с Польшей. В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе [58] послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на Византию , в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В знак заключения мира сын Ярослава Всеволод женился на византийской царевне. В 1044 году Ярослав организовал поход [62] на литву. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингигерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора , вместо сгоревшего деревянного.
В 1047 году Ярослав Мудрый разорвал союз с Польшей. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде в праздник Торжества православия [63] на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года — старшего сына Владимира. В надписи граффити на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен и е ц а ря наш е го в в оскресенье в н еде лю му ч Феодора». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия В. Драчук объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье.
В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету — с полуночи, в быту — с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счёту, это была ещё суббота, а по другому, церковному, — уже воскресенье [64]. Карпов считает, что князь мог умереть 19 по летописи , а похоронили его 20-го [63]. Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. Профессор Виктор Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года [65]. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе святой Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования.
По результатам вскрытия января 1939 года [66] антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост его был 175 см. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко , резко выступающий подбородок [66]. Известно также, что он был хромым из-за чего плохо ходил : по одной из версий, от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса. По сообщению журнала Newsweek , при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды [66] [67] [комм 7]. В ходе проведённого журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США юрисдикция Константинопольского патриархата.
Браки, дети и династические связи[ править править код ] Родословное древо государей Российских. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу [68]. Их дети разъехались по всей Европе. Сыновья: Илья до 1018—? Гипотетический князь Новгорода [комм 1]. Изяслав Дмитрий 1024—1078 — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде.
В настоящее время Ярославская Духовная Семинария располагается в особняке принадлежавшем бывшему градоначальнику Ярославля, купцу, известному благотворителю и собирателю древних славянских рукописей И. Сейчас в стенах семинарии обучается на очном отделении 22 студента. Святой князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, родился в 978 г.
Около 1010 года он основал город Ярославль и заложил здесь первый храм в честь известного подвижника и борца с язычеством — св. Ильи Пророка. На месте своей победы над печенегами в 1037 г.
Во время съемок произошли крутые перемены и в личной жизни актрисы. Именно тогда она вышла замуж за своего партнера по фильму — Евгения Жарикова. И этот брак определил в ее судьбе все. Обо всех испытаниях, которые пришлось пережить Наталье Гвоздиковой и ее семье, о творческом пути известной киноактрисы рассказывает наш фильм. Главное, вовремя считать информацию. И тогда жизнь может круто изменить свой маршрут.
Жизнь каждого из нас известна звёздам задолго до рождения.
На том же соборе, 3 февраля, церковь причислила к лику святых доктора Евгения Боткина, служившего лейб-медиком у императора Николая II и убитого вместе с царской семьей в ночь на 17 июля 1918 года. Он был сыном знаменитого врача и ученого Сергея Боткина, именем которого названа известная столичная больница. Комментарии отключены.
Главное меню
Наиболее распространены одиночные изображения. На них Ярослав Мудрый запечатлен по пояс или в полный рост в княжеском обличии. На голове у него богато украшенная шапка или царственный венец, над которым возвышается золотой нимб. В левой руке князь держит церковь храм , а в правой меч или крест. Часто его изображают с книгой или свитком, в котором приводится отрывок текста Священного Писания. Перед иконой святого просят об исцелении телесных и духовных немощей, укреплении в вере, о даровании мира в семье и помощи в житейских делах. Чтобы молитва была услышана, важно, чтобы она исходила от чистого сердца.
Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно День памяти Ярослава Мудрого в 2024 году — традиции и запреты В День памяти Ярослава Мудрого в православных храмах читают канонические тексты. Верующие ходят в церковь или молятся перед образом благоверного князя дома.
В этот день престольный праздник отметили в церкви у строящегося храма Ярослава Мудрого.
Там состоялась божественная литургия. И вот что сказал настоятель храма иеромонах Андрей Кукушкин.
Wikimedia Commons К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно Окаянному, однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя — так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол. В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов , начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича. Победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон.
Однако Святополк и не думал сдаваться. В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами. Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным. Польский король Болеслав Храбрый приходился тестем окаянному князю. Он выступил на помощь своему родственнику в 1018 году, разбил силы Ярослава на реке Буг и вступил в Киев, отдав город Святополку. Киевляне не были довольны присутствием иноземцев в своём городе: учащались случаи убийств солдат Болеслава.
Тогда Святополк, благодарный за помощь, передал тестю часть русских земель на Западном Буге — и поляки ушли восвояси. Болеслав Храбрый в Киеве. Wikimedia Commons Тем временем Ярослав был подавлен поражением и уже готовился бежать от гнева брата за море в Швецию, но его остановили новгородцы. В следующем году под стяги Ярослава собрались новые воины, которые в битве на реке Альте разбили силы киевского князя. Ярослав занял Киев окончательно, а его брат Святополк, умер по дороге к своему тестю.
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси
Ярослав Мудрый оказывал особую поддержку религии. Он построил более четырех сотен монастырей и церквей, сделал митрополитом киевским Иллариона, показав тем самым независимость религиозной общины Киевской Руси от константинопольского патриарха. Во времена его правления был утвержден церковный устав. Грамотная и дальновидная политика Ярослава Мудрого привела к расцвету Киевской Руси, укреплению ее государственности и развитию культуры. Ярослав Мудрый: личная жизнь, интересные факты Загадки, недосказанности и исторические казусы — то, чем полны биографии великих правителей прошлого. И это касается не только политической или военной деятельности, но и личной жизни. Известно, что Ярослав Мудрый имел многочисленное потомство. А кем были его супруги, что известно историкам о них? Вот что поведали киевские и норманские летописи: Анна — первая жена Ярослава. Из какого рода происходила первая жена Ярослава и какой была ее судьба, неизвестно. Есть только догадки историков, которые исходят из скудных летописных упоминаний и домыслов.
Предположительно, на Анне Ярослав женился в Новгороде. Установлено, что ее след теряется во время трехлетней войны Ярослава со Святополком, Борисом и Глебом за киевский престол. Ее и сестру Ярослава Предславу взяли в плен и, вероятнее всего, убили. На киевский престол Ярослав Мудрый взошел уже женатым во второй раз. Его супругой стала Ингигерда — дочь шведского короля Олафа Шенконунга. Для нее брак с хромым русским князем, который ведет войну за киевский престол, был неприятным и унизительным. Девушка была влюблена и обручена с норвежским королем Олафом, но ее отец в последний момент нарушил слово и отдал ее Ярославу. Шенконунг собирался в поход на Данию, и ему нужен был сильный союзник. Норвегия была слабой, а вот Новгород и Киевская Русь могли прислать своих воинов. Всю жизнь Ингигерда, а на Руси — Ирина, питала ненависть к мужу, но, несмотря на это, родила ему девятерых детей.
В одной из саг говорится о том, что после смерти бывшего жениха Олафа Ирина призналась Ярославу, что это была ее единственная и настоящая любовь. Киевский князь был растоптан и уничтожен этим признанием. Утешение он ищет в градостроительстве и книжности. История имеет множество загадок. Некоторые из них касаются и киевского князя Ярослава: Убийство Бориса и Глеба. Некоторые историки высказывают мысль, что Ярослав был заказчиком убийства Бориса и Глеба — главных и законных претендентов на киевский престол. Якобы он составил интригу таким образом, что подтолкнул Святополка убить братьев, за что тот вошел в летописи как Окаянный по аналогии с библейским Каином. По другой версии, которую историкам подсказали норманнские саги, убийцами Бориса и Глеба были варяги, подчинявшиеся Ярославу Мудрому. По его приказу они отрубили Борису голову и пытали до смерти Глеба, а вину переложили на Святополка, которого прозвали Проклятым. Ярослав Мудрый был калекой с рождения или травмировался в бою?
Антропологи установили, что Ярослав был инвалидом. Сказались обстоятельства его рождения. Княжна Рогнеда — мать Ярослава — была военным трофеем Владимира: в походе на половецкие земли киевский князь победил и убил ее отца Рогволода, а девушку насильно взял в жены. Рогнеда искренне и очень сильно ненавидела Владимира, настолько, что несколько раз пыталась убить его.
Карпов считает, что князь мог умереть 19 по летописи , а похоронили его 20-го. Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями.
Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. Внешность Ярослава Мудрого По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост Ярослава Мудрого был 175 сантиметров.
Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко , резко выступающий подбородок. Известно также, что он был хромым из-за чего плохо ходил : по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса. По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США юрисдикция Константинопольского патриархата.
В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Древней Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений. Останки древнерусского периода, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжёлым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. Герасимов в 1939 году.
Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу. Их дети разъехались по всей Европе. Сыновья Ярослава Мудрого: Илья до 1018 -?
Гипотетический князь Новгорода. Владимир 1020-1052 - князь новгородский. Изяслав Дмитрий 1025-1078 - женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде. Великий князь киевский 1054-1068, 1069-1073, 1077-1078. Святослав Николай 1027-1076 - князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии или Кикилии, Цецилии , неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда. Всеволод Андрей 1030-1093 - женился на греческой царевне предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха , от брака с которой родился князь Владимир Мономах.
Вячеслав 1033-1057 - князь смоленский. Игорь 1036-1060 - князь волынский. Некоторые историки отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира «Повесть временных лет». Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник. Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I.
Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник. Святые родственники Ярослава Мудрого: Будущий православный святой благоверный князь Ярослав конунг Ярицлейв был свояком общехристианского будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого - они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре - Астрид. До того у обоих святых была одна невеста - принцесса Ингигерд Шведская на Руси благоверная княгиня Ирина , которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава свадьба состоялась в 1019. Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису стихотворение об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени.
После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании. Также Ярослав Мудрый - брат православных, первых прославленных на Руси святых - князей Бориса и Глеба, отец православных святых Владимира и Святослава Ярославичей, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа. Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор. Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии.
Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза, что у него была жена - Анна, которая умерла около 1018. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья - «сын короля Руси» Ярослава Мудрого. Происхождение жены одного из сыновей - германской принцессы Оды, дочери Леопольда, - является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов правителям Северной марки или к Бабенбергам правителям Австрии до Габсбургов. Спорным является и то, чьей женой была Ода - Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов.
Ярослав Мудрый в культуре Ярослав - традиционный персонаж литературных произведений агиографического жанра - Житие Бориса и Глеба. Сам факт убиения служит для древних летописцев излюбленной темой для отдельных сказаний. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, из которых старейшие и наиболее полные приписываются преподобному Нестору и черноризцу Иакову Мниху. Там говорится, например, что после смерти Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса...
И вот опечаленный скорбью князь Глеб плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги.
В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей - псковского князя Судислава - в темницу поруб. Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 - Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.
В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей. В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе, послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингегерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.
В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года старшего сына Владимира. В надписи граффити на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен и е ц а ря наш е го в в оскресенье в н еде лю му ч Феодора». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б.
Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Историк А. Карпов считает, что князь мог умереть 19 по летописи , а похоронили его 20-го. Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года.
Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. Внешность Ярослава Мудрого По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост Ярослава Мудрого был 175 сантиметров. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко , резко выступающий подбородок. Известно также, что он был хромым из-за чего плохо ходил : по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве.
Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса. По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США юрисдикция Константинопольского патриархата. В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Древней Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений.
Останки древнерусского периода, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжёлым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу.
Их дети разъехались по всей Европе. Сыновья Ярослава Мудрого: Илья до 1018 -? Гипотетический князь Новгорода. Владимир 1020-1052 - князь новгородский. Изяслав Дмитрий 1025-1078 - женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде. Великий князь киевский 1054-1068, 1069-1073, 1077-1078. Святослав Николай 1027-1076 - князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии или Кикилии, Цецилии , неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.
Всеволод Андрей 1030-1093 - женился на греческой царевне предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха , от брака с которой родился князь Владимир Мономах. Вячеслав 1033-1057 - князь смоленский. Игорь 1036-1060 - князь волынский. Некоторые историки отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира «Повесть временных лет». Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник. Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I.
Во Франции, в г.
Сам Ярослав Мудрый, брат русских святых Бориса и Глеба и отец святых Владимира и Святослава, закладывает основы Русской земли: он сплачивает земли славянские в единую Русь, основывает города, строит православные храмы, возводит первые монастыри в Новгороде и Киеве, издает общественный свод законов — «Русскую правду» и Церковный устав. При нем берет начало знаменитая русская иконопись и начинается работа по переводу священных книг Византии на церковнославянский и древнерусский языки. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Его деятельность укрепляет образ Святой Руси, который включает в себя немало сказочного. В этот начальный период Русского государства многие русские люди становились активными причастниками христианской культуры и священной истории. Известная былина о хождении во святой град Иерусалим «сорока калик с каликою» передает настрой ходоков: «А идтить нам, братцы, дорога неближняя, Идти будет ко городу Иерусалиму, Святой святыне помолитися, Господню гробу приложитися, Во Ердань реке искупатися, Нетленною ризой утеретися». Первые русские паломничества былина относит ко времени великого князя Владимира. При этом летописи упоминают и св. Варлаама, игумена Дмитриевского, ходившего к Гробу Господню в 1062 году, а за сорок лет до этого — и св.
Феодосия Печерского, который будучи еще подростком, встречался в Курске с русскими странниками, возвращавшимися из Палестины. Дух Святой Руси, находящийся в основании Русского проекта, изначально вбирает черты большого стиля, охватывающего исторический процесс в его направлении и целях развития. Отражая представления русского народа об истинном, вечном, добром, прекрасном этот дух разворачивается как дыхание, вбирая матричные условия становления всего мира, истории и человека. При всей любви русского народа к своему государству, князьям, царям и императорам, черты стиля, над которым трудится дух народа, формируя свой исторический проект, свою культуру и идеологию, не имеет отношения к политическим амбициям как самого Российского государства, так и позднейшего искажённого его воплощения в СССР — не говоря о России финала ХX — начала ХXI веков. Выходя за технико-рационалистические рамки, внутри которых образ идеального общества создавали еще Платон и Аристотель, Русский проект, в лице князей Владимира и Ярослава, преодолевал ветхозаветный языческий уровень «плодитесь и размножайтесь» и восходил к христианскому ценностному становлению человека в его родовой свободе. Это отражено в том, что впервые в истории звеном и целью исторического процесса Русский проект утверждает не расу, не этнос, не общество и даже не государство, но ценности духа и духовного человека, «распаковывающего» высшие уровни становления мира в своей культуре и душе, как отражении образа и подобия Творца. Через призму Русского проекта Ярослав Мудрый рассматривает и идею, и цели своего государства и Власти, у которой не было иных задач, кроме защиты Русского отечества и формирования условий развития духовно-ценностного человека — главной составляющей народа. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор. С позиций Русского проекта, любая общественная конструкция людей эгоистичных, злобных и завистливых, оказывается машиной войны с человеком — и при Аристотеле, и при кредитно-финансовой системе XXI века. Ее цель — обращение человека в инструмент Власти, в раба.
Концепция «механической» или, как определяют в ХХ веке, технотронной Власти, никак не вписывалась в горизонты большого стиля и самоощущение славянских народов, которые и в дохристианские времена института рабства не имели. Идея «механической» Власти «остановить мгновение» для рабов на уровне биологии и зова «плодитесь и размножайтесь», пусть даже подкрепленного прогрессом, никак не вписывалась в ценности вертикального становления человека, заданные христианством и нашедшие себя в понимании Святой Руси и стилистике Русского проекта. Формируя главные условия развития Русского государства и человека, Русский проект обращался к Новому уровню истории и Новому миру нового человека, созидаемого в любви к Богу, истине и человеку. В духовном складе русского народа эти ценности уже в Х веке составляли абсолютный уровень, который впоследствии и станет духовным камертоном русской культуры. Равноапостольная княгиня Ольга ок.