В начале января 2023 года в селе Ширяево Самарской области был установлен памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу.
О том, как Булгария стала "Татарстаном", а булгары - "татарами" (или об украденных истории и имени)
БУЛГАРЫ: НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНОГО НАРОДА (начало) | Волжская Булгария на карте древней Руси 10 век. |
Bolgar State Historical and Architectural Museum-Reserve | Волжская Булгария — Википедия | Карта, Исторические карты, Политическая система. |
Загадки исчезнувшей цивилизации
986 год: посольство из Волжской Булгарии посетило Киев с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар. Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. 1100 лет назад Волжская Булгария официально приняла ислам, как государственную религию на своей территории. Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар. Достопримечательность «Городище Булгар» по адресу Республика Татарстан, Спасский район.
Конфликты с Волжской Булгарией
- Карта волжской булгарии на современной карте
- Волжская Булгария :: Татарская энциклопедия TATARICA
- Волжские болгары: след в России История народов России. | Пикабу
- References
- Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии
- Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии
Волжская Булгария
Поэтому спрос на охотничьих соколов был огромный, а стоили они дорого. Из серии «Легенда о принцессе Алтынчеч и девушках-воительницах». Булат Гильванов, 2002 год. Во-первых, это меховые шапки из соболя или куницы. А во-вторых, несравненные сапоги из юфти специально обработанной кожи. Такие сапоги на Востоке даже прозвали «булгари» то есть «булгарские». Не стала исключением и Волжская Булгария. Сейчас археологи насчитывают порядка 170 булгарских городов это те, чьи следы удалось обнаружить.
Крупнейшими из них были Булгар, Биляр и Сувар. Вид города Биляра с горы Балынгуз. Булат Гильванов, 2017 год. В начале 13-го века, накануне монгольского нашествия, Биляр достиг размеров, потрясающих воображение. Русские летописцы называли его «Великим городом». По площади 500 га и численности населения до 50 тыс. Города Волжской Булгарии росли небывалыми темпами Город окружали три ряда укреплений, общей протяжённостью более 10 км.
Здесь, в Биляре, находилась резиденция эмира и располагалась центральная соборная мечеть «джами». Кстати, одна из древнейших в Восточной Европе! Биляр был многонациональным городом — открытым для всех, кто приходил с добрыми намерениями лучше всего, конечно же, если «по торговой надобности». В Биляре имели свои представительства русские, хорезмские и армянские купцы, жили наёмные воины из Скандинавии, трудились выходцы из финно-угорских народов Поволжья. Берестяные грамоты и обсерватории Вместе с принятием ислама в Булгарию пришла и арабская письменность. Стоит отметить, что в местном обществе знание ценилось весьма высоко. Средневековые арабские путешественники отмечали, что булгары «презирали невежество и ограниченность познаний».
Сами булгары, по мнению тех же арабов, отличались «осведомлённостью и ясностью ума». Уже в 10-м веке в Булгарии в городах существовали своего рода «начальные школы». О грамотности не только правящей верхушки, но и простых ремесленников свидетельствуют надписи, сделанные мастерами на своих изделиях.
Важной военно-политической задачей киевской державы было установление контроля над Волжским путем. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой.
Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны». На деле, причина была более прозаичная. Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу — Хазарскому каганату. Такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира - Багдадский халифат. Отношения с таким богатым и развитым союзником значительно повышала авторитет булгар и обеспечивала защиту, не говоря уже об экономическом подъеме — арабские страны были выгодным торговым рынком. Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступали. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году. Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем. Причем, следуя обычным правилам торговли, они строго следили, чтобы русские продавцы мехами — популярным товаром на Востоке — не встречались с арабскими купцами. Но не только посредничеством жила Волжская Булгария. По всему миру славились изделия их ремесленников: керамика, кожевенное дело. Лучшие сорта кожи в арабских странах назывались булгарскими. Вооружение тоже не отставало по качеству. Булгарская армия могла позволить себе самое современное по тем временам оружие. Как писал арабский автор X века: «Булгары ездят верхом, имеют кольчугу и полное вооружение». А князь Владимир, во время своего похода на Волжскую Булгарию и вовсе усомнился в возможности подтвердить соглашения своего отца и добиться от булгар дани: «обутые в сапоги болгары дань давать не будут: надо искать лапотников». После этого, Киевская Русь заключила «Вечный мир» с Булгарией.
Хан Аспарух — один из самых популярных в Болгарии исторических персонажей, но мало кто из болгар знает, что он говорил на одном из тюркских языков. Хан Кубер, четвёртый брат, пришёл со своими людьми в Македонию. Его орда вскоре смешалась с местным населением, а последнее, что было слышно о самом Кубере — он неудачно попытался взять город Салоники. Если он не погиб после битвы, то, вероятно, его просто сместили с ханства. Салоники были не первой неудачей Кубера. Хан Альцек, пятый брат, дошёл до Италии и предложил королю Гримоальду свою верность и мечи своей орды в обмен на земли во владение. Гримоальд перенаправил Альцека с ордой к своему сыну Ромуальду, и там булгары получили и службу, и земли, а сам Альцек — титул гастальдия князя. Через сто лет булгары в Италии всё ещё говорили на родном языке, но к нашему времени их потомки полностью растворились в итальянцах. Считается, что могилы Кубрата и Аспаруха найдены в украинских землях, в Полтавской области и возле Запорожья. По крайней мере, именно там археологи нашли полные золота и серебра захоронения двух булгарских вождей, имена которых внутри могил никто не догадался написать. Время захоронения примерно совпадает с эпохой, в которую жили и умерли великие сын и отец. Памятная табличка в честь обнаружения могилы Аспаруха в Запорожье, оставленная болгарами. Булгары на Волге Русским княжествам приходилось иметь дело чаще всего, конечно, с волжскими булгарами. Известно, что в их царстве была принята мусульманская вера, а сам язык, на котором они говорили, относился к тюркским. Единственный их живой родственник в наше время — чувашский. Хотя булгары жили на территории современного Татарстана и стали предками волжских татар, их язык — только дальний предок татарского языка, наряду с половецкими кипчакскими диалектами и староузбекским чагатайским. Царство, основанное ордой Котрага, достигло не меньшего процветания, чем царство его брата Аспаруха. На Волге найдено 190 городищ и 900 селищ, населённых когда-то булгарами, и большинство из них были построены до монгольского нашествия. В царстве жили также эрзяне, мокшане, марийцы, русы и армяне; не запрещалось исповедовать никакую религию и разрешено было ставить православные храмы. Булгары Волги чеканили собственные серебряные монеты и вели записи, принимали арабских послов, возводили крепости и мечети.
Период волжской булгарии
Это население было более свободным, о чем свидетельствует вся материальная культура этого населения — наличие оружия и поясных наборов в погребениях. Булгарское государство: земли и племена. По данным археологии никаких серьезных оснований для районирования булгарской археологической культуры не выявлено. Она на удивление единообразна и сходна по основным параметрам. Определенным отличием от типичного булгарского гончарства можно считать особенности керамического производства в Посурье и Примокшанье. Впрочем, и на Самосдельском городище гончарная круговая керамика при полной идентичности отличается по цвету обжига и составу теста. Вполне очевидно, что эти различия коренятся в отборе глин для гончарного производства и некоторыми местными традициями гончарства. Никакого этнокультурного смысла за этими вариациями одного и того же керамического производства не прослеживается. Сведения письменных источников о племенах, из которых складывалась Булгария X в. Попытки археологов наносить свои гипотезы на реальную карту не выдерживают критики, поскольку основаны лишь на фантазиях и содержат много несуразностей, которые никак не объясняются. Например, некоторые археологи объединяют в единый блок материалы Большетарханского, Тетюшского и Танкеевского могильников, считая, что они принадлежат неким суварам.
Еще менее обосновано объединение таких совершенно разных памятников, как Большетиганский могильник с некоторыми другими инокультурными памятниками Алексеевский могильник и др. Это тем более удивительно, что ни о каких «билирах» источники в этом регионе не сообщают, а вот Большетиганский могильник включается в ареал расселения угро-мадьяр. Из всех терминов, которые используются в различных источниках, относящихся к административно-территориальному делению, можно отнести несколько. Область «серебряных булгар». Это наименование определенной части Булгарии упомянуто в описании похода 1183 г. Еще ранее «сребреныя Болгары» упомянуты в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова мниха среди народов, с которыми воевал Владимир Святославич. Оставляя в стороне дискуссию о том, кого имел в виду Иаков мних — волжских булгар или «сербов и болгар» на Дунае и примем во внимание тот факт, что никаких походов на Балканы во время правления Владимира не известно, тогда как поход на булгар был хорошо известен и был фольклоризирован. Вопрос о том, что из себя представляло объединение этих серебряных булгар достаточно сложен. Возможно, это было ядро формировавшегося в Х в. Булгарского государства с центром в городе Биляр.
Однако для XII в. Вполне вероятно, что в данном случае под Серебряной Булгарией надо понимать какую-то центральную историческую область или даже эмират в составе Булгарии. Сведения об отдельном владении вытекают из всего комплекса сведений о Булгарии. Первые сведения предоставил Ибн Фадлан, который рассказал, что некое племя сувар савир , пытавшееся отказаться от принятия ислама и следовать за своим правителем, под угрозами Алмыша вынуждено было согласиться. Далее в восточной историко-географической традиции сведения о Суваре преобразовались в соответствии с новыми реалиями: «поблизости другой город, называемый Сувар, в нем также соборная мечеть … количество мужей в обоих городах приблизительно 10 тысяч мужей». Эти сведения, входящие в «Главу о тюрках» или «Народах седьмого климата» и поэтому так или иначе, в полном или сокращенном виде, входят во все описания Булгарии. То есть речь идет не просто о городе, а о некоем владении — городе с округой. Подобная ситуация доказывается чеканкой монет в городе Сувар. Монеты чеканились в Суваре от имени ряда эмиров. Не все они имеют реальную дату чеканки, поскольку являются надчеканами на саманидских монетах, но есть и собственной чеканки Сувара от имени правителей Талиба ибн Ахмеда, которые датируются 366 г.
Главное, что на этих монетах выявлена своя тамга. Наличие разных мест чеканки с разными именами правителей служило развитию гипотез о возникновении двух «княжеств», их внутренней борьбе и победе Болгара. Как бы то ни было, но явно, что какое-то владение возникло в X в. Далее он продолжает упоминать язык Булгар и Сувар, как близкие, но разные, видимо, предполагая, что это разные тюркские народы. На карте, приложенной к этому сочинению, Болгар и Сувар указаны как соседи. Конечно эта карта отражение не реальности, а «ментальной карты» мира автора или картографа, но она достаточно красноречива. Позднее, в 30-х — 50-х гг. XII в.
Булгары, имевшие сильную военную организацию, постепенно вытеснили или завоевали балто-славянские племена население « именьковской культуры » , подчинили себе баланджар , барсил , савир , эсегелей , билер и другие тюрко- и финно-угроязычные племена. Позднее в состав населения Волжской Булгарии вошли отдельные группы огузо- печенежских и кипчакских племён, а также соседних народов буртасы , маджары , мурома и др. В 922 году йылтывар Алмуш в поисках военной поддержки против хазар , правители которых исповедовали иудаизм , приглашает посольство из Багдада , официально объявляет ислам ханафитского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира и имя Джафар ибн Абдаллах [12]. Однако «люди» подчинённое племя, клан Саван [13] во главе с «царём Вирагом », вероятно, выразили недовольство по этому поводу «отказали» , в результате аристократия болгар разделилась на две партии вторую возглавил «царь Аскал». После угроз со стороны Алмуша поразить мечом , первая партия тоже подчинилась. Очевидно, «Царь» Вираг с титулом Саван был вторым человеком вторая ступень ниже хакана в Волжской Болгарии после йылтывара Алмуша первая ступень ниже хакана. Кроме того, известно, что у «царя Алмуша» со своим племенем было «четыре подчинённых царя» со своими подчинёнными племенами, что соответствует структуре государства и одной из теорий образования имени « Булгары » — «пять частей» [14]. Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана [15]. Заключение князем Владимиром мира с волжскими булгарами в 985 году. В 965 году, после падения Хазарского каганата , ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но пострадала от восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы 964—969. В течение X столетия князья древнерусского государства совершали походы на Булгарию Волжско-Камскую.
Генетическая память, не смотря на трагические катаклизмы всех времен, бурлит в жилах наших современников, будь то булгары, чуваши, татары или черемисы — прежние наследники славных племен и народов! Не забываются герои прошлого. Скульптор Николай Кондрашкин, к примеру, полвека вынашивал идею создания достойного скульптурного монумента великому сыну болгарской древности, сыну знаменитого военачальника и ученого, получившего регалии мудреца в Византии — Кубрата, известного ученого, основателя государства Великой Болгарии, последователя «бича» Европы Аттилы в истории Европы.
Особенно любили ушкуйники наведываться в Золотую Орду. В иные годы они умудрялись добираться на своих лодках аж до низовьев Волги, наводя ужас на ордынских ханов. Доходило до того, что властители Орды обращались к русским князьям с настоятельными просьбами утихомирить дерзких разбойников. А в среднем течении Волги, на месте современной Казани и Жигулевских гор, отряды ушкуйников останавливались для отдыха и пополнения запасов продовольствия. Кстати, иногда ушкуйники в погоне за добычей занимались и грабежами русских городов. А потому начиная с середины XIV века московские князья пытались пресечь эту вольницу. Покончить с ушкуйниками удалось только в конце XV века, после присоединения Новгорода к Москве и образования единого Русского государства. Однако часть ушкуйников перебралась на Дон и нижнюю Волгу, часть бежала в Запорожскую Сечь. Именно ушкуйники стали основой для формирования нового служилого сословия — казачества. Правда, этот процесс растянулся на столетия. Правительству понадобилось немало усилий, чтобы вытравить из казаков бунтарский дух, направить казацкую удаль на службу Российскому государству. В целом эта задача была решена лишь к началу XIX века. Казаки переняли от своих предшественников — новгородских разбойников — не только любовь к разгульной жизни, но и многие детали быта и лексику. Так, например своих командиров ушкуйники называли ватаманами. Нетрудно догадаться о происхождении слова «атаман», столь популярного в казачьей среде. Знаменитые казацкие суда — струги — тоже были, по всей видимости, позаимствованы у ушкуйников. Небольшие плоскодонные парусные суда, на которых ушкуйники легко преодолевали сотни и даже тысячи вёрст по Волге и её притокам, стали неотъемлемой частью быта и волжских, и запорожских казаков. На своих стругах запорожские казаки пересекали Чёрное море и доходили аж до Стамбула. А сподвижники Ермака на таких же стругах легко разгромили орду сибирского хана Кучума, захватили его столицу в нижнем течении Иртыша и присоединили к России огромные территории к востоку от Урала. Примерно в 922 году волжские булгары действительно стали мусульманами. Но случилось это не столько по зову сердца, сколько по причине более прозаичной. В те времена главными врагами Волжской Булгарии были хазары. Они считали эти земли сферой своего влияния и постоянно вмешивались в дела булгар. Первым, кто открыто выступил против хазар, стал булгарский хан Альмас. В борьбе с Хазарией он активно искал надёжного союзника. И такой союзник нашёлся. Им стал арабский халиф Муктадир, империя которого простиралась от Испании на западе до Аравийской пустыни на востоке. Арабский халифат в X веке был одним из самых мощных государств мира. Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам. Вот так булгары и стали мусульманами.
Волжская Булгария
Судя по характеристике восточноевропейских народов в главе о Каспийском море, где главное внимание уделено Хазарии, можно было бы ожидать, что и в рассказе о мировых империях Хазарии как наиболее крупному государству Восточной Европы также будет отведена важная роль в региональном масштабе. Однако, оценивая значимость того или иного государства в контексте миропорядка в целом, Ибн Хаукаль расставил иные акценты на восточноевропейском пространстве, никак не выделив Хазарское государство по сравнению с другими. При сравнении информации о булгарах во Введении и в основной части сочинения Ибн Хаукаля бросается в глаза одно обстоятельство. Реальная информация, лежавшая в основе этой традиции, по своему происхождению была самым тесным образом связана с функционированием Волго-Каспийского торгового пути, участок которого от Булгара и ниже до впадения в Каспийское море был хорошо знаком исламским купцам уже в IX веке. Поэтому локализация Волжской Булгарии на карте Ибн Хаукаля «привязана» к изображению реки Атил и тем народам, которые, как было известно арабским географам, соседили с булгарами, прежде всего, к русам и славянам. Таким образом, первое картографическое изображение Волжской Булгарии в исламской географии опирается на существовавшую с IX в. Эта концептуализация выражалась, во-первых, в картографической локализации булгар, и во-вторых, в позиционировании Булгарии на религиозно-политической карте мира как государства, занимавшего периферийное положение по отношению к трем мировым империям Византии, Исламскому миру и Китаю , но в то же время весьма значимого в контексте рассказа об ойкумене в целом. Новизна информации о Волжской Булгарии в сочинении Ибн Хаукаля была связана, прежде всего, с концептуализацией места Булгарии на карте мира. References 1. Jackson, I.
Konovalova, A. Podosinov eds. III: Oriental Sources. Kalinina, I. Konovalova, V. Petrukhin eds. Usmanov, R. Khakimov eds. Khuzin ed.
Kazan: RukhIL, 2006 in Russian. Kenderova S. Book by Ahmad Ibn Fadlan. Kuleshov tr. Exibition Catalog. Kovalevskiy A. Kharkov: Kharkovsky universitet, 1956 in Russian. Konovalova I. Moscow: Ves mir, 2018 in Russian.
Krachkovsky I. Selected Works. Novoseltsev A. The Earliest States of Eastern Europe. Kalinina ed. Moscow: Vostochnaya literatura, 2000. Bibliotheca geographorum arabicorum. Lugduni Batavorum: Brill, 1889; Vol. Lugduni Batavorum: Brill, 1892.
Danilenko N. Picturing the Islamicate World.
Уникальная смесь индоевропейских корней и тюркского языка дали удивительный результат: булгары были язычниками, писали рунами и по всей видимости, были белокожими рослыми блондинами. Традиционное булгарское жилище Тем не менее именно они участвовали в этногенезе балкарцев, башкир, болгар, гагаузов, карачаевцев, татар, ногайцев и чуваш. Именно они дали название современной Болгарии, захватив территории, населяемыми древними восточными славянами точнее, восточной ветвью западных славян. Исход за Запад: булгары в Болгарии Подробную историю появления славян и булгар-болгар на территории Восточной Европы стоит перечитать. Но некоторые факты значительны, и должны быть упомянуты. В VI веке часть славян переселилась на территорию Балкан, основав здесь ряд общин и заняв отдельные города, ассимилировав местные народы даков и фракийцев, известных современному жителю России по древнегреческим мифам и замечательным фильмам киностудии «Дефа». В свою очередь булгары, иногда называемые протоболгарами, основали в Приазовье объединение племен, которое византийцы назвали «Великой Болгарией».
Звание «Великой» появилось не спроста: болгары-булгары от совместных набегов со славянами быстро перешли к широкомасштабным битвам и даже заставили Византию платить дань. Пример национальных орнаментов Этого им оказалось мало, поэтому союз протоболгар перешел Дунай и покорил местные славянские народы, основав первое полукочевое государство. Впоследствии они смешались с местным населением, стали оседлыми, но сохранили самоназвание в имени собственного государства. Так появилась Волжская Булгария. Интересно, что дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли христианство от Византии, а волжские болгары при хане Алмуше в 922 — ислам от Багдадского халифата. Взлет и падение Великих Болгар Реконструированная печь, на которой в ходе фестиваля куют безделушки Столицей поволжских болгар-булгар стали [Великие] Болгары. Между ними и славянскими княжествами постоянно шли небольшие пограничные конфликты: то проторусские разграбят несколько городов, то болгары Суздаль или Муром возьмут. Но успех противостояния был временным — победы одерживала то одна, то другая сторона. Все изменили монголы, которые после битвы на Калке в 1223 году прошли через земли волжских булгар и потерпели от них поражение.
Месть не заставила себя долго ждать — сначала булгары потерпели поражение у реки Урал, потом — на берегах Камы. В 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. К 1240 году Волжская Булгария вошла в cостав Улуса Джучи Золотой Орды , а собственно Болгар стал её первой столицей, политическим и торгово-ремесленным центром. Так булгары фактически стали главенствующей частью золотоордынской культуры: здесь располагалась ставка Батыя , и именно монголы построили в Болгарах сохранившиеся по сей день каменные здания. Успенская церковь и Восточный мавзолей Междуусобные войны золотоордынцев привели к падению Волжской Булгарии: Болгар, как и прочие города булгар, были сожжены войсками Тимура в 1395. Восстановленный город сожгли в 1431 московские князья. В результате булгары восстановили государство, перенеся столицу в Казань.
Принятие Ислама Волжской Булгарией. Курултай Казанского ханства. Волжские булгары.
Князь Владимир и Волжские булгары. Волжские булгары и Русь. Волжская Булгария город Булгар. Древняя Казань Волжская Булгария. Волжская Булгария Биляр. Город Болгар в Волжской Булгарии. Биляр Волжской Булгарии. Гибель Волжской Булгарии. Основатель Волжской Булгарии. Факты о Волжской Булгарии.
Государственный язык Волжской Булгарии. Герб Волжской Булгарии. Булгарская филигрань. Ибн Фадлан Волжской Булгарией. Ахмед ибн Фадлан. Приезд ибн Фадлана в булгары. Волжская Булгария картины. Булгарский Хан. Биляр город Волжской Булгарии. Древний город Биляр.
Волжская Булгария правители. Волжская Булгария герб. Волжская Булгария 10 класс. Волжская Булгария исторические сведения. Волжская Булгария на карте древней Руси атлас. Волжская Булгария на карте древней Руси 10 век. Города Волжской Булгарии. Ошель город Волжской Булгарии. Исторические памятники Волжской Булгарии. Внешняя политика Волжской Булгарии.
Взаимоотношения Волжской Булгарии с Русью. Волжская Булгария особенности. Великая Волжская Булгария 6 класс. Великая Булгария краткая характеристика. Великая Булгария территория таблица. Волжская Булгария история кратко. Волжская Булгария 13 век. Воин Волжской Булгарии 13 века. Волжская Булгария в 10 веке. Исторические события Волжской Булгарии.
Волжско-Камская Болгария. Памятник Волжской Булгарии. Волжская Булгария памятник Ширяево. Волжская Булгария история Самарского края. История принятия Ислама Волжской Булгарией кратко.
Нурутдиновым вкладыш Скрин: Восточная Европа в 15м — первой половине 16го веков Скрин: Булгарское государство в 9м — начале 13го веков Bulgarian State in the 9th — 13th centuries Composite map Скрин: Карта городов центральной части Булгарии в 8м — 16м веках Скрин: Карта городов к западу, северу и востоку от Ечке Старой Булгарии в 8м — 16м веках Скрин: Карта Булгарских Предков Скрин: Генеалогическое древо подготовленное Ф. Нурутдиновым Теги.
«Про татар мемуар». Глава 1: Булгар
С гибелью зимой 1236/1237 гг. Волжской Булгарии во время монголо-татарского нашествия противостояние Руси и Булгарии закончилось. Волжская Булгария — Википедия | Карта, Исторические карты, Политическая система. Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала.
«Волжская Булгария»
В 922 году волжские булгары приняли ислам, и в память об этом событии уже в наше время был возведен памятный знак — здание высотой в несколько этажей. Не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах (Волжская Болгария, Золотая Орда), исчезнувшей культуре, жизненном укладе и как оказавший значительное влияние в течении X-XV вв. Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью. Скрин: Карта городов центральной части Булгарии в 8м — 16м веках. Там со временем орда Котрага создала государство, известное как Волжская Булгария.
Карта волжской булгарии на современной карте
Так имя князя стало нарицательным, а служилые на реке люди стали прообразом бакенщиков, обозначающим судоходное русло реки способом, известным лишь волгарям. Чужаки не могли распознать обозначений и, следовательно, всегда нанимали волжских лоцманов. Эта система речного обслуживания оказалась настолько удачной, что распространилась не только на Волгу, но и на Каму, а потом и на другие реки Русов, Словен, многочисленных славянских, а также других дружественных им племен. Потому и пришлось историкам отделить Волжских булгар от булгар Камских. Потому до сих пор ученые не могут точно определить территориальных границ Булгарии, что находилась она на территориях размещения различных народов. Сейчас Казань претендует на роль столицы Великой Булгарии, но не было такой страны, а было совместное использование Волго-Камского бассейна, и было названо оно по имени реки Волги, что является логичным и правильным. А в местах сосредоточения населения были устроены ярмарки, в которых были заинтересованы все проживающие на берегах Волги. Потому и язык общения на Волге не был никогда исключительно тюркским, русским, татарским, или арабским. Плохо, или хорошо, но все понемногу говорили на всех языках, и прежде всего купцы.
До сего дня на Волге существует традиция приветствовать каждое проходящее судно, как бы сообщая ему: «Все в порядке, опасности нет. Желаем удачи! Если вы пообщаетесь с командами речных судов на Волге, с людьми, обслуживающими ее безопасность, да просто проплывете по этой реке хотя бы денька три, вы убедитесь в существовании особого сообщества Волгарей. Оно как было, так и есть! Поэтому не так трудно понять, что не было никакой Волжской Булгарии, а была и есть Волгария — страна волгарей, со своими законами и традициями. И страна эта находится на реке Волге и вдоль ее берегов, и входят в эту страну самые разные люди самых разных национальностей. Потому что страна эта основана по принципу кормления и соответственно служения на реке Волге. Только исходя из сказанного, возможно понять, почему вдруг возникла Камская Булгария, ведь там народы жили уже другие?
Следовательно, это был единый путь, который нельзя было разъединять. Что касается дунайских Болгар, то достаточно проанализировать появление сармат из приволжских степей на Дону и возле Крыма, затем взятие ими Крыма и полное уничтожение скифского войска, а потом последующее переселение на северо-запад, на Дунай, где они и приняли название Болгар. Сходство Дуная с Волгой и владение способом организации судоходства на крупной реке вновь вернуло этому племени название Волгар. Таким образом, Волгары — это название народов, обслуживающих и питающихся с Волги, а затем и других рек. Нынешние болгары пришли на Дунай с Волги. Об этом говорит и название болгары, и славянская принадлежность, и выбор места проживания, и характер обслуживания реки. Понять это было невозможно немцам и другим иностранцам, пытающимся трактовать нашу историю. Так и возникают несостоятельные теории, когда русские названия пытаются трактовать иностранцы, у которых русская «В» всегда будет звучать, как «Б».
Но для любого русского все сказанное элементарно и, в общем-то, не нуждается в пояснениях. Поэтому пояснения мы даем для российских историков, излишне преклоняющихся перед западными суждениями о нашей стране, которую, как те сами признаются, познать не в силах. Для этого нужно родиться и вырасти в России. О том, что Городец на Волге был признанным центром Великой Волгарии, свидетельствует подписанный мирный договор о праве свободной торговли на Волге и Оке в 1221 году между Волжской Булгарией и русским князем Всеволодом Большое гнездо именно в городе Городце, бывшем, по всей видимости, в то время столицей Берендеева княжества. Совершенно очевидно, что именно с этим событием связано и основание именно в этом году несколько ниже Городца по течению Волги всего-то в 60-ти километрах , в месте слияния Волги и Оки, русского города Нижнего Новгорода. Только вот куда она исчезла и почему, объяснений нет. А объяснение довольно простое. Все войны русских князей с Волжскими и Камскими булгарами велись лишь за право свободной торговли в бассейнах этих рек.
Собственно, войн, как правило, не велось, были лишь походы с войском, демонстрирующие силу и намерение получить возможность присоединения к Волгарской торговой общности. После подписания мирного договора с Русью княжество берендеев перестало существовать в виде отдельного княжества, а стало фактически русской землей. А так как берендеи были славянским племенем, то ассимиляция произошла безболезненно, хоть самобытное название берендеев еще долго применялось. Этим же объясняется влияние берендеев на политику Киевской Руси. Это было большое и славное славянское племя северного происхождения, участвовавшее во многих войнах, заключавшее военные союзы и мирные договоры, в том числе с торками, и оставившее в истории значительный след, за исключением своего происхождения. Берендеи помогали киевским князьям в их борьбе со степняками, участвовали в походах на половцев, неоднократно вмешивались и в междоусобные распри. Все это отмечено историками, но почему-то борьба берендеев с киевскими князьями на одной стороне против степных племен с другой стороны, тем не менее, была оценена многими историками, как свидетельство их тюркского происхождения. Где же здесь логика?
Разве простое степное племя вправе было заключать военные союзы и подписывать мирные договоры? Нет, таким правом располагали лишь народы, обладавшие национальной целостностью, собственной территорией и атрибутами государственной централизации. А берендеево княжество, включавшее в себя ряд городов на Волге, называвшееся также Великой Булгарией, имевшее самые тесные дружественные и торговые отношения с Новгородом на Волхове, обладало огромным авторитетом в древнем мире. Именно поэтому, путешествуя по Руси, А. Островский в пути от Переяславля к Костроме встречается с русскими-берендеями из села Берендеево. И все люди этой стороны названы Островским берендеями. Совершенно законное наблюдение. Русские сказки также называют берендеев русским народом, рассказывая о существовании «Берендеева царства».
Берендеи по Волге и Каме путешествовали практически по всему миру. Потому и поселения их встречаются во многих регионах. К примеру, поселения берендеев есть и на Урале. Ближайшее к Екатеринбургу — деревня Берендеевка, расположенная в Абатском районе Тюменской области. Слово «берендеи» чисто русского происхождения и обозначает вид промысла. В древних русских сказаниях часто употребляется сочетание слов «бортники и берендеи». Бортники — это люди, собирающие мед диких пчел в лесах. Промысел берендеев заключался в вырезании из дерева посуды прежде всего ложек , мебели, маленьких деревянных фигурок и игрушек, изображавших животных, людей, и называвшихся берендейками, и так далее.
Слово «Бер» обозначает медведя, и потому из дерева часто вырезались фигурки медведя, и самих берендеев чужаки называли «медведями», или «медвежьим народом», за силу и своеобразный характер — сдержанный и внимательный, проверяющий любого встреченного нового человека на его внутреннюю суть. Поэтому-то бортники и берендеи — исконно лесные жители, охотники, рыболовы, непревзойденные мастеровые, воины и хранители древних сказаний. Всегда жителей лесов Заволжья называли староверами, после введения Христианства хранителями древней ведической веры, а потом, после церковной реформы, уже старой христианской. Именно здесь находится Китеж-Град примерно в 100 километрах как от Городца, так и от Нижнего Новгорода , знаменитый волшебный город, при приближении врага погрузившийся в воды святого озера Светлояр со всеми жителями. Я и сам из этих мест родом деревня на реке Ветлуге, в 70-ти км от Светлояра , и потому мне непонятно незнание элементарных вещей, для меня совершенно естественных. Воинские подразделения берендеев многократно упоминаются в исторических источниках. Эти подразделения все конные, и потому сложилось превратное представление, будто они были степняками. Однако берендеи не были легкой конницей, а были конницей тяжелой, с тяжелыми доспехами, и потому всегда занимали место в первых рядах центральной части войск, которые со времен скифов традиционно составлялись только и исключительно тяжелой конницей, профессиональной княжеской дружиной.
Потому и отмечалось особое значение берендеев в битвах. Легкая же конница применялась русскими князьями редко, лишь для добивания уже бегущего врага, либо для метания стрел по пехоте. Традиционно русское войско состояло из трех частей: в центре шла тяжеловооруженная конница, пробивающая таранным ударом передовые полки врага, по флангам же выставлялась пехота. Пехота, как всегда, не успевала за конной дружиной, с трудом успевая защитить ее тыл и фланги, но вступала в битву с противником, уже не имеющим строго порядка в рядах, и потому находясь при атаке в положении пусть и не выигрышном, но и не вынужденной бросаться на смертоносные ряды копий. Ни пехота, ни легкая конница славы своим участникам не приносили. Вот на эту роль брались степняки. Конница же Берендеев в доспехах вставала в центре, наносила главный удар и несла самые тяжелые потери. Такая конница могла быть сформирована лишь в городах.
Ни в деревнях, ни в степных племенах тяжелого конника снарядить было невозможно. А то, что все необходимые ремесла уже в XII веке в Городце существовали, и, более того, были весьма сильно развиты, мы находим прямые упоминания в истории. Берендеи не брали платы за защиту киевского князя, а таковое возможно лишь при защите своей Родины, своей земли. Относительно же степняков такого никто никогда не мог сказать. Те знали, что сколько стоит, и всегда брали плату, собственно, как и варяги. Если хочешь нас отблагодарить, так дай нам города» - говорили они киевскому князю. Какой степной народ смог бы управлять городами, если даже сам Чингизхан, захватив полмира, не желал жить в городах, а продолжал кочевать и принимал послов в степи? Берендеи же всегда жили в городах, умели ими управлять, и им привычна была жизнь в городах.
Сами булгары, по мнению тех же арабов, отличались «осведомлённостью и ясностью ума». Уже в 10-м веке в Булгарии в городах существовали своего рода «начальные школы». О грамотности не только правящей верхушки, но и простых ремесленников свидетельствуют надписи, сделанные мастерами на своих изделиях. Текущую переписку вели на досках, покрытых воском, и на бересте. Но для важных документов предпочитали использовать бумагу. К сожалению, нашествие монголов уничтожило почти все письменные памятники Булгарии. Но в арабских хрониках сохранились упоминания о булгарских учёных, медиках, историках. А какой-то звездочёт задолго до Улугбека знаменитого среднеазиатского правителя-астронома 15-го века уже вёл астрономические наблюдения в 700 км к северу от Булгара. Знание арабского и персидского языков было нормой для культурного человека. Немало булгар знало и русский язык.
Это было необходимо для ведения торговых операций с русскими княжествами. В билярское медресе высшее учебное заведение в мусульманских странах стремились попасть выходцы со всего мусульманского Востока. Те из арабов, кто учился в Булгарии, получали в своих странах прозвище «ал-Булгари» «булгарский». А сами булгарские учёные высоко ценились в мусульманских странах в качестве учителей и наставников. Этот великий завоеватель, совершивший 17 походов в Индию и создавший центрально-азиатскую империю от Каспия до Инда и от Персидского залива до Аральского моря, всю жизнь с уважением вспоминал своего учителя — «шейха Хасана ал-Булгари». Мёд, березовый веник и моллюски: чем лечились в Булгарии? Медицина в Булгарии находилась на вполне развитом для того времени уровне. Булгарским лекарям были хорошо известны полезные свойства трав и минералов. Кроме того, они ценили укрепляющие здоровье пар и берёзовый веник по легенде, именно таким способом была вылечена булгарская царевна Туйбике. Для борьбы с простудой широко использовался мёд.
Булгарские врачи одними из первых при диагностике заболеваний стали прощупывать пульс больного. Они научились даже удалять камни в почках и мочевом пузыре. Эти древнейшие тюбики изготавливались из тонких листиков серебра и покрывались разнообразным тиснёным орнаментом, по которому один тюбик можно было отличить от другого чтобы не перепутать снадобья при лечении. Булгарские медики умели создавать как смертоносные яды ими смазывались наконечники стрел , так и чудодейственные лекарства. В Афганистане, Иране, Индии с давних пор во врачебной практике использовалась мазь «чарме-и булгхар» «булгарская кожа» для лечения кожных болезней.
В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар. В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — ещё на шесть лет.
Это поражение, как и поражение при Перване в 1221 году, стало исключением на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В 1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик Урал. В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Была взята и сожжена её столица — Биляр , а также другие крупные поселения, — Болгар , Кернек, Жукотин, Сувар. Разорению подверглась сельская округа [17]. В 1220—1240-х годах после упорной борьбы Волжская Булгария завоёвана монголо-татарами и, сохранив некоторую автономию , включена в состав Улуса Джучи Золотой Орды , первой столицей которого в XIII в. Булгарская культура стала важнейшим компонентом золотоордынской культуры. Булгарские князья расширяли свою территорию главным образом в районах рек Вятка и Кама. После образования Золотой Орды волжские булгары болгары стали одним из компонентов в этногенезе современных татар, чувашей и башкир. По мнению М.
Худякова , конец надеждам на восстановление прежней Булгарии положило разграбление города Булгар русскими ушкуйниками — новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами [18]. Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань [19]. В XV веке новым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань.
Войска Батбаяна не раз нападали на византийские земли, так что императору Византии пришлось просить князя Игоря Рюриковича о защите. Народ этот просуществовал около трёхсот лет, а потом, по видимости, смешался со славянскими и тюркскими соседями, так что кровь чёрных булгар могут найти в себе современным украинцы и жители юга России. Брат Батбаяна Котраг взял себе землю за Доном, но не сумел там удержаться. Он двинулся на север, в земли поволжских финно-угров. Там со временем орда Котрага создала государство, известное как Волжская Булгария. Оно просуществовало до великого западного похода монголов.
Третий брат, Аспарух, ушёл со своей ордой к низовьям Дуная. Заключив с местными славянами союз, хан выкинул с Дуная византийцев и основал Болгарское царство, известное теперь как… конечно, Болгария. Долгое время существовало чёткое разделение среди населения царства: булгары были конными витязями и составляли нечто вроде пришлой элиты, подобно скандинавам в более северных славянских землях, славянские воины были пехотинцами. Позже границы стёрлись и крови перемешались. Хан Аспарух — один из самых популярных в Болгарии исторических персонажей, но мало кто из болгар знает, что он говорил на одном из тюркских языков. Хан Кубер, четвёртый брат, пришёл со своими людьми в Македонию. Его орда вскоре смешалась с местным населением, а последнее, что было слышно о самом Кубере — он неудачно попытался взять город Салоники. Если он не погиб после битвы, то, вероятно, его просто сместили с ханства. Салоники были не первой неудачей Кубера.
Хан Альцек, пятый брат, дошёл до Италии и предложил королю Гримоальду свою верность и мечи своей орды в обмен на земли во владение. Гримоальд перенаправил Альцека с ордой к своему сыну Ромуальду, и там булгары получили и службу, и земли, а сам Альцек — титул гастальдия князя. Через сто лет булгары в Италии всё ещё говорили на родном языке, но к нашему времени их потомки полностью растворились в итальянцах. Считается, что могилы Кубрата и Аспаруха найдены в украинских землях, в Полтавской области и возле Запорожья. По крайней мере, именно там археологи нашли полные золота и серебра захоронения двух булгарских вождей, имена которых внутри могил никто не догадался написать.
Ханство волжская булгария
В 1242-м внук Чингисхана Батый, возвращаясь из незаконченного европейского похода, обосновался на территории Волжской Булгарии. И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай. На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани. И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды.
Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии. История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна. В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии.
Этот город по праву считался торговым центром тогдашнего Поволжья, чьи товары пользовались спросом далеко за пределами страны. Центр города занимала огромная цитадель. Ее площадь — 60 гектаров.
Рядом располагались каменные дома, в которых жили царская семья и приближенные. Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века: каменные и кирпичные строения обогревались подпольной системой отопления, окна в домах были застеклены. В средние века окна со стеклами даже в Западной Европе были большой редкостью.
В Биляре же светло-зеленое или светло-голубое стекло варили и выдували прямо рядом со строящимся зданием… Русские летописи называли его «Великий город Биляр». Здесь жили металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, плотники, каменщики, кожевники, стеклодувы и другие ремесленники. Во времена голода на Руси в 1024 и в 1229 годах богатый булгарский город оказывал «гуманитарную помощь» голодающим русским городам… Билярское городище в наши дни Источник: nargizaitugan, CC BY-SA 4.
Во времена «серебряного кризиса» купцы в городе пользовались свинцовыми или меховыми деньгами — их эквивалентом служили шкурки куниц и белок. Приезжавшие издалека купцы останавливались в гостиницах — караван-сараях. Биляр, как и другие укрепленные города Волжской Булгарии, служил буфером для силы, неуклонно надвигавшейся на Русь.
Но в 1236 году, после монгольской осады, огромный, хорошо оснащенный и укрепленный город был взят, разграблен и разрушен.
В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар. В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — ещё на шесть лет. Монгольское нашествие См. Это поражение, как и поражение при Перване в 1221 году, стало исключением на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В 1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик Урал. В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть.
В 1220-х—1240-х гг. Булгарская культура стала важнейшим компонентом золотоордынской культуры.
В 986 из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением принятия киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар. Государство Булгар и сопредельные государства, 1025 В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии. В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром. В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. В 1120 году Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами.
В 1186 Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар. В 1217 — 1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — еще на шесть лет. В 1223 году , после битвы на Калке , монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками [9]. Это поражение вместе с поражением при Перване в 1221 году являются исключениями на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году.
Главное, что на этих монетах выявлена своя тамга. Наличие разных мест чеканки с разными именами правителей служило развитию гипотез о возникновении двух «княжеств», их внутренней борьбе и победе Болгара. Как бы то ни было, но явно, что какое-то владение возникло в X в.
Далее он продолжает упоминать язык Булгар и Сувар, как близкие, но разные, видимо, предполагая, что это разные тюркские народы. На карте, приложенной к этому сочинению, Болгар и Сувар указаны как соседи. Конечно эта карта отражение не реальности, а «ментальной карты» мира автора или картографа, но она достаточно красноречива. Позднее, в 30-х — 50-х гг. XII в. Из этого сообщения понятно, что булгарский эмир правил и над «булгарцами» и над «суварцами» — т. Однако сам по себе непродолжительный самостоятельный чекан и даже параллельное существование двух эмиратов не привело бы к формированию представлений о существовании внутри Булгарии неких «жителей Сувара». Скорее всего, само возникновение города и его округи было связано с племенем родом сувар. Позднее, эта территория стала какой-то исторической землей по типу «новгородской» или «северской» земли.
Со времен Г. Ахмарова принято отождествление города Сувара с Кузнечихинским городищем, что поддержали практически все отечественные археологи. Однако это не соответствует сведениям арабских источников. Кузнечихинское городище расположено внутри Западного Закамья. Скорее всего, историческим Суваром было булгарское городище близ с. Старая Майна, поскольку оно расположено на берегу Волги примерно в двух днях пути , на нем зафиксирован ранний слой X—XI вв. Все это делает отождествление Старомайнского городища с историческим Суваром вполне возможным. Область Буртасия. Область Буртасия неоднократно описана в арабоперсидских сочинениях по географии Восточной Европы.
Например, такие: «Буртас — имя области, и они владельцы деревянных домов…», «Буртасы — обширная страна в Хазарии, население ее — мусульмане…». Позднее ее зафиксировал доминиканский монах Юлина, посетивший Булгарию в 1236 г. Выше уже подчеркивалось, что эта область явно локализуется в Посурье и Примокшанье. Следует подчеркнуть факт, который был, очевидно, релевантен для всех областей Булгарии. На защиту этой территории приходила вся страна. Так, для того, чтобы отразить наступление монголов в 1223 г. Точно также против монголов для защиты Саксина выдвигались булгарские войска и их союзников йемеков. Иными словами, речь идет об областях страны, которая осознавала свое единство, и эти области были частью единого владения булгарских правителей. Таким образом, можно сказать, что археологические данные с определенным набором культурных признаков должны быть объединены в археологическую культуру, которая соответствует исторической Булгарии.
Судя по историческим данным, вокруг этой Булгарии располагалась территория от Верхнего Прикамья до Дельты Волги, которая входила в сферу булгарского влияния. Внутри страны располагались какие-то области, которые можно охарактеризовать как исторические области — Сувария, Буртасия и Серебряная Булгария, чей статус непонятен, кроме того, что они были частью единой страны. Австразия принадлежала Теодориху 486—534 и включала целый ряд разных по статусу территорий, сформировавшихся на основе прежних римских провинций и варварских вождеств. Границы ее были неопределенными и менялись в зависимости от воинских побед и поражений, но ядро этой территории оставалось неизменным, а много веков спустя, после распада империи Карла Великого, она стала основой Священной Римской империи германского народа. Нейстрия также была довольно неопределенным образованием, включавшим различные королевства, города, аббатства и другие владения, которые могли менять конфигурацию и даже переходить под власть разных правителей. Однако эта неопределенность не мешала пониманию в каждый момент времени реальности этих границ. По словам французского историка С. Лебека: «В любом случае оба названия Австразия и австразийцы, Нейстрия и нейстрийцы были восприняты в странах, обозначаемых такими названиями. Несомненно, причина этого в том, что они напоминали о прежних различиях между салическими и рейнскими франками, но также и в том, что таким образом учитывались значительные расхождения, существовавшие между двумя королевствами, а также между их элитами, и, вероятно, самыми народами на рубеже VI и VII веков».
«Волжская Булгария»
Великий Болгар в Татарстане: фото, отзывы, история, как добраться | Известно, что Волжская Булгария как независимое государство исчезла после монгольского нашествия в 1236 году. |
Волжская Булгария. Татары или булгары? — LegendaPress | ИнтернетПоход на Волжскую Булгарию В 1182 г. (по Лаврентьевской летописи — в 1184 г.) Всеволод Юрьевич выступил в поход на Волжскую Булгарию. |
Откройте свой Мир!
Ханство волжская булгария | В 1236 году Волжская Булгария была захвачена и разорена монголами хана Батыя, шедшего завоёвывать Русь, и в конечном итоге стала частью Золотой Орды (Булгарским улусом). |
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ | Булгар. Республика Татарстан (2019 год). Редакционное фото, фотограф Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори. |
Новости: Волжская Булгария | Волжская Булгария приняла ислам в качестве государственной религии в 922 году – за 66 лет до христианизации Киевской Руси. |
Волжская Булгария, или Волгария? (Александр Смирнов Мир Снов) / Проза.ру | Волжская Булгария относительно недавнее нововведение от представителей татар с желанием удревнить историю своего народа. |
волжская булгария - старые карты | В начале января 2023 года в селе Ширяево Самарской области был установлен памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. |
«Про татар мемуар». Глава 1: Булгар
Известно, что Волжская Булгария как независимое государство исчезла после монгольского нашествия в 1236 году. Волжско-Камская Булгария (Болгария) — средневековое государство в Восточной Европе 10 — начала 15 века, первое государственное образование на территории Среднего Поволжья и Прикамья. Несмотря на упоминающийся в арабских источниках “разгром Волжской Булгарии” русами в ходе восточных походов Святослава, очень скоро волжские Булгары подчинили себе буртасов и вплотную приблизились к землям вятичей, занимавшим оба берега реки Оки. Nad 116 b блок питания схема. Схема центрального замка хендай акцент тагаз. Уха технологическая карта на 1 порцию. Столица Волжской Булгарии город Булгар на карте. Карта Волжской Булгарии (по И.Л. Измайлову). использована иллюстрация из книги «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века».