Новости венчание на царство грозного

Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах. Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства. Венчание на царство Иоанна Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство.

Москва – новый Царьград

  • Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство - РОССИЯ — НОЕВ КОВЧЕГ
  • Иван Грозный — биография
  • Злонравная: Мария Темрюковна
  • Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях
  • Иван Грозный
  • Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях

Кто был первым русским царем

Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство. Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства.

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

Брак оказался счастливым. Молодой государь преобразился. В прошлое ушли его грозные выходки, проявились лучшие качества, которыми Иван IV был наделён от природы. Так начиналась лучшая пора его жизни. Политика Ивана Грозного Полный благих побуждений царь Иван Васильевич приступил к проведению важных реформ. Он собрал первый в истории России Земский собор , утвердил новый судебник, упорядочил сбор налогов, ввёл земские учреждения. Тогда же в России были сформированы первые части постоянного войска — стрелецкие приказы.

Именно со стрельцами, на которых возлагалось и несение сторожевой службы, и участие в военных операциях, Иван Грозный отправился покорять Казанское ханство , наносившее Руси вред частыми грабительскими набегами. Первые военные походы оказались для Москвы безуспешными. Дело в том, что громоздкая русская армия имела свойство долго и шумно передвигаться. В те годы основу московского войска составляла пехота, которую обслуживало большое количество крестьян, приводимых в армию служилыми людьми. Дворовые слуги, холопы, которых господа брали с собой в походы, должны были прокладывать дорогу, следить за обозом, разбивать лагерь для отдыха. В результате русское войско перемещалось крайне медленно.

А вот бесшумная татарская конница стремительно налетала на фланги и наносила серьёзный ущерб. Так до Казани добиралась в лучшем случае израненная армия, в худшем — её часть. Вымотанные московиты были уже не в силах штурмовать город. Вероятно, безрезультатные походы на Казань продолжались бы ещё довольно долго, если бы думному дьяку Висковатому не пришла в голову мысль построить на подступах к городу крепость Свияжск. Это позволило русской армии сначала дислоцироваться на острове, недосягаемом для татарской конницы, укрепиться, а затем за один бросок достигнуть стен Казани. Город был взят штурмом в октябре 1552-го.

Весть об этой победе вызвала великую радость во всём Русском государстве. Несколько дней шли пиры, а затем Иван Васильевич во исполнение обета, данного перед походом, повелел заложить храм-памятник — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Общее благополучие — рождение наследника, рост державы, укрепление войска — омрачилось внезапной болезнью возможно, воспаление лёгких , которая протекала очень тяжело. Иван IV часто впадал в беспамятство, надежды на выздоровление практически не было. Этим воспользовались бояре-отступники, которые стали поговаривать о новом монархе. Но Иван Васильевич выздоровел.

Постоянные интриги и ожесточенная борьба за власть между различными боярскими группировками оказали значительное влияние на формирование характера молодого государя. С двенадцати лет Иван IV начал принимать самостоятельные решения. В 1543 г. По дороге в тюрьму Шуйского убили. Многих бояр Иван отправил кого в ссылку, кого в тюрьму, а кому велел вырезать язык. Этот акт означал, что Российское государство ставило себя вровень с наиболее могущественными державами Европы.

Первый русский царь окружил себя новыми советниками, мнением которых относительно того, как надо вершить государственные дела, он весьма дорожил. Особым влиянием на царя в это время пользовались его духовник, священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий. Эти люди возглавили новый, ближний совет при государе «Избранную раду» , оттеснивший Боярскую думу. Реформы, проведенные «Радой» при личном и весьма активном участии царя, позволили значительно усилить Российское государство, расширить его границы. В 1551 г. В мае — октябре 1552 г.

В 1556 г. В 1558 г. В марте 1553 г. Иван IV тяжело заболел и был близок к смерти. Бояре и князья должны были присягнуть на верность царевичу, младенцу Дмитрию. В боярской среде возникли распри, в которых принял участие и князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя.

Бояре были не против присягнуть Дмитрию, но не хотели усиления власти семейства Захарьиных, родственников царевича. Но в конце концов, присяга была принесена. Позднее выздоровевший Иван IV рассматривал эти споры как боярский заговор в пользу Владимира Старицкого и измену. Иван IV тяготился тем, что его действия обсуждаются членами «Избранной рады» и боярами. Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. Позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне.

В 1563 г. Зимой 1564—1565 гг. Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части — опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, — в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы. В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор.

Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь — игуменом этого своеобразного монастыря. С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный. За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568—1570 гг. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий.

Царь лично принимал участие во многих казнях. В 1572 г. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению. В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу.

В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г.

Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг. В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г.

В 1569 году опричники под предводительством Ивана Грозного разграбили ряд русских городов, а в Новгороде разбой продолжался в течение 5 недель. Участие в Ливонской войне обернулось для Руси незначительными территориальными и чудовищными людскими потерями. Обезлюдели целые уезды.

Спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идет уже не одно столетие... По материалам Calend.

Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос. Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году.

Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков. За все время осады поляки убитыми, ранеными и «без вести пропавшими» «потеряли» почти половину своей армии.. На лицемерный призыв к миру Иоанн IV писал Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство». И в войну вновь вмешались шведы, захватив Иван-город. Война приняла затяжной характер. В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим и решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении церквей Православной и Католической, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью.

Иоанн обличал римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своём сапоге знак святого креста. Поссевино не мог вставить и слово в обличительную речь царя. А когда всё-таки попробовал сказать о папе, как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто... Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытными методами, чем война внешняя. Царь Иоанн до конца дней своих оставался на государственном посту. Он думал вернуть Литву и наказать Польшу. Однако с 1583 года царь стал чувствовать себя хуже. Поссевино, давая отчет о своей деятельности, в августе 1582 года высказал мнение, что царь Иоанн «безнадежно болен».

Поссевино занимал в ордене иезуитов и при папском дворе высокое положение, и его слова нельзя считать случайными. Мы не знаем многих тайн того времени, но знаем, что иезуиты никогда не брезговали кинжалом и ядом. Да и оккультисты не «забывали» Русь. Еще в 1571 году на Руси был выявлен и после допросов признался в колдовстве некий Бомелий, подвизавшийся при дворе Иоанна Грозного в роли придворного медика. А был он ко всему прочему астрологом и впутал в свои «сети» ряд бояр, в том числе и опричников. Следы его антихристианской деятельности вели в Новгород. Бомелий пытался подорвать веру у русских вельмож, но был подвергнут пыткам и «всенародно сожжен на Красной площади в Москве». Иоанн Грозный добрался до самого дна заговора против Святой Руси и 18 марта 1584 года дал приказ о допросе и казни всех пойманных чародеев и астрологов, но не успел привести его в исполнение...

Перед смертью Иван Грозный принял схиму с именем Иона. За время своего правления Иоанн Грозный возвел более 40 каменных церквей, основал свыше 60 монастырей. В царствование Иоанна Грозного было канонизировано 39 русских святых, в их числе св. Александр Невский, построено 155 крепостей. Население России выросло с 2,5 млн. Кроме того были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах. Царём Иоанном Грозным написаны две стихиры святому митрополиту Петру на «Господи воззвах» с надписью «Творение царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси» и две стихиры на сретенье «Пречистой Владимирской». Символично, что в смутное время именно словами Грозного царя взывала церковь к Богородице, молясь о даровании мира и утверждении веры.

Известно сколь трепетно относится Православная церковь к богослужебным текстам, сочинители их большей частью прославлены ею, как святые, свыше принявшие дар к словесному выражению духовных, возвышенных переживаний, сопровождающих человека по пути христианского подвижничества. Так вот, стихирами, писанными царём Иоанном Васильевичем, церковь пользовалась на своих богослужениях даже тогда, когда со смерти его минул не один десяток лет. Дай, Бог и нам стать свидетелями этого события в новое время! Царю Иоанне Грозный, моли Бога о нас! Бадьянова, к. Адмирала П.

Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного

Есть большая опасность того, что внешние составляющие могут стать для человека целью, и утратится понимание того, зачем вообще живёт человек. А если ежедневно себе об этом не напоминать, если вот так постом не погружаться в то, что связано с осознанием целеполагания жизни, то рассуждение о Небесном Царстве останется красивым песнопением, высокой духовной поэзией, отвлеченным нравственным идеалом, но не целью. Более того, есть очень опасное обстоятельство: можно войти в состояние стремления построить Царство Небесное на земле — общество с достижением максимального уровня комфорта. И вот тут очень важно не исказить смысл. Речь не идёт о том, чтобы человеку лишить себя красивой одежды, возможности слушать достойную музыку или вести образ жизни, где есть место для гармонии в земных красках. Речь не об этом. Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни. Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами.

Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей...

Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду.

Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое — это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо? Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3. Самостоятельное правление Венчание на царство 16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного.

Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды.

Потому что в Европе Англия, Франция и другие государства в то время лились просто реки крови от рук монархов. Во-вторых, мы знаем примеры не только XVI века, но и других периодов. Например, время правления Петра I, который вошел в историю Русского государства под именем Петра Великого. До сих пор в Санкт-Петербурге и во многих других городах стоят его памятники, которые напоминают нам о каких-то великих достижениях государства Российского, но на самом деле жестокость этого правителя превосходила в разы жестокость Ивана Васильевича Грозного. Оценивая деятельность Петра I, мы оцениваем какие-то государственные достижения, которых было немало. Это не только основание Санкт-Петербурга, который явился не просто красивой столицей и своего рода воротами в Европу, но и неким военным рубежом, защищавшим северные пределы нашего Отечества от некоторых недружественных соседей. Мы помним слова Пушкина из произведения «Медный всадник»: «Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу... Тем не менее мы закрываем глаза на жестокость Петра, даже самодурство, которое было... Поэтому если сравнивать Петра I и Ивана Грозного, считаю, что Иван Грозный был не более жестоким монархом и не менее сделавшим для величия, славы, укрепления нашего государства, чем Петр I. Мне кажется, что эти личности где-то сопоставимы. Поэтому, мне кажется, отношение к Петру I должно быть более трезвенным у наших современников, мы должны оценивать его реально — не все было так лучезарно. И личность Ивана Грозного оценивать нужно не как какого-то самодура и тирана, садиста. Он, конечно, имел свои изъяны, но в его правлении было много и положительного. Ведь действительно много общего. Создание опричников, создание НКВД. Все мы знаем картину, на которой Иван Грозный убивает своего сына. Сталин, конечно, не убивал своего сына, но, как мы знаем из некоторых источников, у него была возможность спасти Якова из плена, но он сказал фразу, ставшую крылатой: «Я не меняю солдата на генерала». В результате его сын погиб. Как Вы считаете, действительно много общего между этими государственными деятелями? Мы уже провели параллель, например, с Петром I. Просто, наверное, некая схожесть того положения, в котором оказывается государство, предполагает определенную типологию поступков и действий со стороны правителей. Поэтому если проводить параллель между Сталиным и Иваном Грозным, то мы должны сравнивать и те условия, в которых оказалось наше государство в то время и в XX веке: есть довольно много схожих моментов, поэтому и некая реакция государства в лице правителей тоже схожа. Наверное, в чем-то действительно есть нечто общее: и один, и другой были готовы на какие-то очень жесткие меры для достижения каких-то целей. Как у одного, так и у другого были перегибы, которые иногда приобретали трагический характер и для самих этих личностей, и для государства в целом. Мы назвали ряд мучеников, которые пострадали от руки Ивана Грозного, они ныне почитаемы в лике святых. Еще больше таковых мучеников, пострадавших от так называемых сталинских репрессий. Это новомученики нашей Церкви, священнослужители и миряне, которые по религиозным мотивам пострадали в 20-е, 30-е, 40-е годы. Хотя на самом деле отмашку этой тирании дал не Сталин, а его предшественник — Ленин, который в сознании большинства людей — некий «дедушка Ленин», любящий детишек. Но на самом деле именно Ленину принадлежит фраза из его письма, которое теперь рассекречено и опубликовано: «Чем больше мы расстреляем черносотенного духовенства, тем лучше. Нужно однозначно жестко покончить с этой религиозной сворой, чтобы на многие поколения им было неповадно заявлять свою позицию». То есть расстреливать даже не за какие-то преступления, которые считались преступлениями с точки зрения советской власти, не за какую-то жесткую антисоветскую позицию, но просто расстреливать как можно больше духовенства для острастки. И всех подчистую «зачищали»... Но опять же мы должны оценивать эти поступки с точки зрения той эпохи и того времени. По сравнению со Сталиным, мне кажется, руки Ивана Грозного менее замараны в крови.

Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной». Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции. Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича — первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III. Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.

Иван Васильевич, ставший Грозным

Венчание на царство Иоанна IV свт. стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля.

«Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного

и внешнеполитических начинаний. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г.

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство

Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы.

Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха.

При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным. Помимо скипетра «из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенного богатыми камнями» Федору Ивановичу вручали «яблоко» — державу, символ его духовной власти. Торжества по случаю коронации продолжались еще неделю. Различались лишь детали и количество венцов. Например, Лжедмитрий I в 1605 году был коронован тремя коронами — шапкой Мономаха, австрийской короной и Казанской шапкой. А последней коронацией по этому обычаю была уникальная двойная коронация сводных братьев Петра I и Ивана V Алексеевичей в 1682 году. Для этой церемонии была даже изготовлена вторая шапка Мономаха «шапка Мономаха Малого наряда» , предназначавшаяся для венчания Петра как младшего из братьев.

Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались.

Однако воеводы царя не пошли на захват Ревеля и потерпели неудачу в осаде Вейсенштейна [96]. В Феллин был назначен Алексей Адашев воеводой большого полка , однако он, будучи худородным, погряз в местнических спорах со стоявшими выше его воеводами, попал в опалу, вскоре был взят под стражу в Дерпте и там умер от горячки. В связи с этим покинул двор и постригся в монастырь Сильвестр , а с тем пали и их более мелкие приближённые — Избранной раде настал конец [30]. Осенью 1561 года была заключена Виленская уния об образовании на территории Ливонии герцогства Курляндия и Семигалия и переходе прочих земель в состав Великого княжества Литовского. В январе-феврале 1563 года взят Полоцк [97]. Здесь по приказу Грозного был утоплен в проруби Фома [98] [99] , проповедник реформационных идей и сподвижник Феодосия Косого [100]. Скрынников считает [101] , что расправу над полоцкими евреями [102] [103] [104] [105] [106] поддержал сопровождавший царя игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Леонид.

Также по царскому приказу татары, принимавшие участие в военных действиях, перебили бывших в Полоцке бернардинских монахов [103]. Религиозный элемент в покорении Иваном Грозным Полоцка отмечает также Хорошкевич [107]. Шуйского, двигаясь в сторону Минска и Новогрудка, неожиданно попала в засаду и была наголову разбита войсками Н. Радзивилла [108]. Грозный немедленно обвинил в предательстве воевод М. Репнина и Ю. Кашина героев взятия Полоцка и велел убить их. Курбский в связи с этим укорял царя, что он пролил победоносную, святую кровь воевод «во церквах Божиих» [109] [уточнить] [110] [111]. Несколькими месяцами спустя в ответ на обвинения Курбского [112] Грозный прямо писал о совершённом боярами преступлении [113].

Период опричнины 1565—1572 Основные статьи: Опричнина и Опричник Причины введения опричнины По мнению советских историков А. Зимина и А. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной [114]. В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» в особенности, Адашева о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе [115]. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 году» [116] и в итоге был отправлен в отставку. Подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Николай Костомаров видит истинную подоплёку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады», напротив, оценивает весьма высоко [28]. Кобрин также полагал, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады» [117].

Историки считают, что выбор первого пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 года Иван встал на путь ужесточения власти, который привёл его к репрессивным мерам [118]. По мнению Р. Скрынникова, знать легко бы простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы [119]. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функций управления в руки приказных дьяков : «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих» [120]. Новые недовольства князей, считает Скрынников, вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше, чем прежде, уравнивавший их с поместным дворянством [121]. В начале декабря 1564 года, согласно исследованиям Шокарева [122] , была предпринята попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие западные силы: «Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего» [123]. Учреждение опричнины Григорий Седов. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину.

В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола [124]. Хотя Веселовский считает, что Грозный не заявлял о своём отказе от власти [125] , но перспектива ухода государя и наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить городских торговцев и ремесленников всё делать для них даром, не могла не взволновать московских горожан [126]. Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Головин чей род традиционно занимал должности московских казначеев , П. Лобан-Ростовский и др. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье [124]. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освящённым собором и Боярской Думой [127]. Также есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор [128] [129] [130] [131] [132].

Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни , нескольким урезали языки, трёх обезглавили [133]. Аполлинарий Васнецов. Конец XVI века Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков », 1912 год К посвящению в сан митрополита Филиппа , произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять» [134]. По версии Р. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь. Будучи опричным « игуменом », царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене , в восемь начиналась обедня.

Царь показывал пример благочестия : сам звонил к заутрене, пел на клиросе , усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день [135]. При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г. Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства» [136]. В 1569 году умер двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий предположительно, по слухам, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их старшая дочь. Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая , неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Иоанна IV и неоднократно помилованная им же. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода.

При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения и музыку, хорошо играл в шахматы. Иван IV значительно расширил границы Руси — покорил Казанское и Астраханское ханства, подчинил чувашей и черемисов. В его правление началась торговля с Англией. После введения опричнины Ивана IV стали называть Грозным. С помощью террора царь утверждал свою абсолютную власть.

16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство

В 1569 году опричники под предводительством Ивана Грозного разграбили ряд русских городов, а в Новгороде разбой продолжался в течение 5 недель. Участие в Ливонской войне обернулось для Руси незначительными территориальными и чудовищными людскими потерями. Обезлюдели целые уезды. Спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идет уже не одно столетие... По материалам Calend.

Что привело его к этой мысли, эксперты затрудняются ответить, однако уже в 1547 году Иван Васильевич венчался на царство. Российское государство стало царством и защитником православия в мировых масштабах, приняло на себя имперские функции. Сам Иван Васильевич обрёл статус единственного в мире православного государя-самодержца», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ им. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев. В дальнейшем царское достоинство Ивана Васильевича было утверждено константинопольским патриархом и официально признано рядом европейских монархов.

Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Во время смотра невест он остановил свой выбор на Анастасии Захарьиной-Юрьевой, представительнице рода, который войдёт в историю России как Романовы. Однако супруга царя через 13 лет умерла после тяжёлой болезни. Иван Грозный подозревал, что жену отравили, и это ещё больше осложнило его отношения с боярами. Царь-реформатор По словам советника ректора МПГУ Евгения Спицына, начальный период царского правления Ивана Васильевича историки часто связывают с деятельностью органа, известного под названием «Избранная рада», — кружка приближённых к царю государственных деятелей. Достоверных данных об этом объединении нет до сих пор, но известно, что термин был введён бежавшим из России князем Андреем Курбским. Поэтому оценки деятельности «Избранной рады» среди историков разнятся — одни считают её прообразом правительства России, другие же просто мифом. Тем не менее именно в период предполагаемого функционирования «Избранной рады» конец 1540-х — 1550-е годы царь Иван Васильевич провёл ряд важных реформ. Также по теме 455 лет назад на Руси была учреждена опричнина — особое административное образование, где власть царя Ивана Грозного была ничем не... По его словам, это произошло в рамках Земской реформы, вводившей целый ряд выборных административных и судебных должностей и передававшей на места многие управленческие полномочия.

Как напоминают историки, именно по инициативе царя была сформирована цельная система органов исполнительной власти — так называемых приказов, а также принят единый кодекс законов — Судебник, что позволяло подавить сепаратизм бояр и удельных княжеств. В 1552 и 1556 годах они были завоёваны и присоединены к России. Позже при Иване Васильевиче было также начато освоение Урала и Сибири. Успешно развивал он торговые и дипломатические отношения как с западноевропейскими Англия, Нидерланды , так и с восточными странами. Неоднозначные оценки Как отмечает Евгений Спицын, в 1558 году Иван Васильевич решил обеспечить Русскому царству широкий выход к Балтике и начал Ливонскую войну.

Нужно взять листочек бумаги и расписать, сколько времени и чему я уделяю. Всё расписать. И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть, где сейчас моё сердце? Такая духовная кардиология.

Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится?

А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь.

Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» — летописная и формулярная. Первая — наиболее точное описание коронации 1547 года, а вторая является поздней переработкой. Пространная редакция «Чина венчания» была создана в царской канцелярии в начале 1560-х годов.

Великий князь Иван IV Васильевич первым из русских правителей принял титул царя, стал первым российским государем, над которым при венчании на царство было совершено Церковное Таинство Миропомазания. Сам «чин венчания» регламентировал церемонию поставления, провозглашения и передачи символов царской власти Ивану IV, происходившую в Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года. Венчание создавало отношения преемственности между властью русского царя и властью византийских императоров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий