Отец президента Курчатовского института Михаила Ковальчука – Валентин Ковальчук – стал первым историком, который не побоялся взяться за тему блокады. "Можете себе представить, 15 лет после войны, подавляющее число этих документов было секретны. Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек. Он жил этой работой. Учёный был прав. В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску выдающемуся историку Валентину Ковальчуку Он ввел в научный оборот множество документов о жизни Ленинграда. Валентин Михайлович Ковальчук окончил исторический факультет ЛГУ и адъюнктуру Военно-морской академии.
Ковальчук В.М.. Книги онлайн
Так бывает, когда встречаешь человека, у которого ты многому можешь научиться, чувствуя его отзывчивость и готовность поделиться своими знаниями и опытом. Валентин Михайлович стал моим наставником в теме блокады Ленинграда. Видимо, и я был ему интересен, так как наши встречи в его квартире стали регулярными и не проходили бесследно. В новых его книгах я находил темы, которые мы до этого обсуждали. В первую очередь его интересовали мои разработки, касавшиеся действий немецких войск под Ленинградом. Валентину Михайловичу, как человеку, ориентированному на все новое, что появлялось в печати, интересно было узнать, о чем писал бывший противник в своих мемуарах. Здесь я оказался ему полезен как переводчик с немецкого языка. Первое мое посещение в 2005 году квартиры Валентина Михайловича на Васильевском острове запомнилось не столько содержанием нашей с ним беседы, а тем, что он достал и вручил мне комнатные тапочки.
Они были абсолютно новые, еще в целлофане. Ковальчук вручил мне их со словами: «Они теперь ваши, будут стоять отдельно от других». Это был знак уважения питерского интеллигента к своему гостю. Так я это тогда воспринял, так считаю и по сей день. Валентину Михайловичу было уже около 80 лет, у него имелись серьезные проблемы с ногами, передвигался он с помощью ходунков, тем не менее обходился без посторонней помощи. В этот день он предложил мне побеседовать с ним за ужином. Видимо, ему хотелось больше узнать о только что вышедшей моей книге «По обе стороны блокадного кольца».
Пока готовилась форель, привезенная ему с Карельского перешейка, я просматривал одну из его статей. Валентин Михайлович в это время хозяйничал на кухне, решительно отвергая мои попытки помочь ему. Еще толком не зная собеседника как историка, я уже начал проникаться уважением к нему как к человеку.
На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы. Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов. Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна. Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов. Им управляла бригада в составе старшего машиниста И. Пироженко, помощника машиниста В. Дятлева и кочегара И. Несмотря на артобстрел, 6 февраля в 16 часов он достиг станции Новая Деревня, а 7 февраля в 12:10 состав прибыл на Финляндский вокзал. Люди плакали от радости, вверх взлетали шапки! Другой состав отправился из Ленинграда на Большую землю. Его вёл паровоз Эм 721-83, которым управлял старший машинист П. Теперь в Ленинград регулярно стали привозить продовольствие и другие грузы. Но мало кто знал, какой ценой это даётся. Фюрер потребовал разбомбить трассу, по которой каждый день эшелоны, доставляли продовольствие и боеприпасы в блокированный город. Шлиссельбургскую магистраль железнодорожники называли «коридором смерти»: каждый день грозил гибелью работавшим на ней бригадам. В 48-й паровозной колонне из 600 человек погиб каждый третий. А как подсчитать, сколько ещё погибло при строительстве, обороне и восстановлению магистрали мужества! Поезда водили машинисты, которых отозвали с фронта, многих доставляли в Ленинград на самолетах. Молодые девушки — вчерашние ленинградские школьницы, выжившие в блокаду, по направлению комсомола становились кочегарами, помощниками машинистов, кондукторами. Из-за постоянного обстрела фашистами поезда могли передвигаться только ночью с притушенными огнями. За ночь могли проходить только три поезда в Ленинград и столько же обратно. Этого было, конечно, недостаточно, поэтому железнодорожники сменили график движения поездов на поточный. Теперь поезда шли один за другим, сперва в одну сторону, затем в другую. Большая часть «коридора» хорошо просматривалась с Синявских высот. У немцев имелись авиационные прожекторы и звукоуловители, которые позволяли легко засечь движение поезда. Из приведенного Валентином Михайловичем дневника 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС с волнением узнаем, каким был на трассе только один день — 18 июня 1943-го: «... Паровоз 718-30 подвергся обстрелу. Повредило магистраль. Путь засыпало землёй. Исправления и расчистка пути произведены силами бригады под непрекращающимся обстрелом. Поезд выведен невредимым.
Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — подчеркнул Александр Беглов. Губернатор также отметил, что Валентин Ковальчук очень много сделал для того, чтобы установить правду о количестве погибших в блокадном Ленинграде людей. До его исследований считалось, что в осажденном фашистами городе погибло 600 тысяч человек, но Ковальчуку удалось выяснить, что погибших было гораздо больше — более миллиона человек. Кроме того, ученый внес большой вклад в возрождение Музея обороны и блокады Ленинграда. Он настаивал, чтобы музей был открыт на старом месте в Соляном переулке — там он и заработал в 1989 году.
Здесь сформировалась его широко признанная научная школа, были воспитаны несколько поколений благодарных учеников и подготовлены важнейшие научные труды. Как настоящий историк-профессионал, Валентин Михайлович говорил, что основа истории — это факты. В своё время ему удалось убедительно доказать, что количество жертв блокады, озвучиваемое в ту пору официально, едва ли не на треть меньше реальных цифр. По данным, на которые сегодня опирается историческая наука, количество мирных граждан, ставших жертвами немецко-фашистских захватчиков, установивших блокаду Ленинграда, насчитывает более 1 миллиона человек. Эта цифра не только надёжно подтверждена архивными источниками, но и закреплена юридически — соответствующим судебным решением», — сказал он. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что Валентин Михайлович Ковальчук был безгранично предан науке: он считал, что ученый должен в первую очередь опираться на факты и профессионально их трактовать, а также «болеть» той темой, которой занимается. Казалось бы, человек, который занимается фундаментальной наукой, руководит коллективами, он вместе с тем находил время и просматривал учебники истории для старших классов, более того, делал свои замечания и живо это обсуждал со своими коллегами в институте. Он переживал за воспитание детей в школе, особенно военно-патриотическое воспитание, поскольку был капитаном I ранга, полковником.
Содержание
- Коридором смерти
- Скончался историк, специалист по блокаде Ленинграда Валентин Ковальчук
- Валентина Ковальчук - свежие новости на сегодня - Минская правда
- Скончался историк, специалист по блокаде Ленинграда Валентин Ковальчук
Галерная улица
Открытие памятной доски прошло в день 80-й годовщины со дня полного снятия блокады Ленинграда, длившейся почти 900 дней. Валентин Ковальчук — заслуженный деятель науки России, выдающийся историк, один из крупнейших специалистов по истории Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда. Автор более 200 научных работ, освещающих важнейшие вопросы новейшей истории России, особенно истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
По данным, на которые сегодня опирается историческая наука, количество мирных граждан, ставших жертвами немецко-фашистских захватчиков, установивших блокаду Ленинграда, насчитывает более 1 миллиона человек. Эта цифра не только надёжно подтверждена архивными источниками, но и закреплена юридически — соответствующим судебным решением», — сказал он. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что Валентин Михайлович Ковальчук был безгранично предан науке: он считал, что ученый должен в первую очередь опираться на факты и профессионально их трактовать, а также «болеть» той темой, которой занимается.
Казалось бы, человек, который занимается фундаментальной наукой, руководит коллективами, он вместе с тем находил время и просматривал учебники истории для старших классов, более того, делал свои замечания и живо это обсуждал со своими коллегами в институте. Он переживал за воспитание детей в школе, особенно военно-патриотическое воспитание, поскольку был капитаном I ранга, полковником. Человек, который получил блестящее образование в Ленинградском государственном университете, выдающийся учёный, он держал в поле зрения всё то, что происходит в общеобразовательной школе», — подчеркнул Министр. В свою очередь Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов напомнил присутствующим о роли Валентина Михайловича Ковальчука в деле возрождения музея блокады Ленинграда: «Валентин Михайлович очень переживал за то, что в 1946 году был практически уничтожен наш блокадный музей. Много материалов, документов, свидетельств были просто утеряны и по крохам потом собирались.
Она была табуирована партийной верхушкой, не желающей вспоминать о страданиях, что выпали на долю жителей города, рассказал наш корреспондент Игорь Максименко. Официальные послевоенные данные: от голода, болезней и бомбежек в Ленинграде погибли 632 253 человека. Цензура жестко пресекала любые попытки оспаривать это.
Об этом сообщает Коммерсант. В свое время ему удалось убедительно доказать, что количество жертв блокады, озвучиваемое в ту пору, официально едва ли не на треть меньше реальных цифр», — сказал господин Нарышкин. В публикации отмечается, что одна из главных научных работ Валентина Ковальчука посвящена блокаде Ленинграда, изучение которой до 1960-х годов ограничивалось цензурой.
На Петроградской стороне появилась памятная доска отцу братьев Ковальчуков
Исправления и расчистка пути произведены силами бригады под непрекращающимся обстрелом. Поезд выведен невредимым. Позже поезд подвергся воздушному налёту. Сгорел турный вагон. Ранены оба машиниста — Баранов и Амосов, кочегар Клементьева. После перевязки Амосов вернулся к регулятору и довёл поезд.
Вся бригада вела себя героически, от огня спасены и многие вагоны... А коммуникация через Ладожское озеро приобрела дублирующее значение. Весна сильно осложнила эксплуатацию магистрали. Болотистая почва, по которой была проложена дорога, оттаяла, талые воды залили дорогу. Ещё большие сложности причиняло увеличение светлого времени суток.
Один за другим. В связи с этим 19 марта 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление — построить на трассе Шлиссельбург — Поляны обходной путь, протяженностью 18, 5 километров. Этот путь проходил в 2-3 километрах от основной дороги. Он находился не только дальше линии фронта, но был ещё и лучше прикрыт, благодаря особенностям местности и кустарнику. Движение по обходному пути началось 25 апреля 1943 года.
К концу мая в Ленинград приходило до 35 составов в сутки. Город, наконец, ожил. Всего с начала эксплуатации Шлиссельбургской магистрали по декабрь 1943-го в Ленинград было пропущено 3105 и из Ленинграда — 3076 поездов. Благодаря ей стало возможным снабдить гарнизон города достаточным количеством боеприпасов и снаряжения, а жителей города обеспечить нормальным питанием. Кроме хлеба, который теперь по содержанию муки полностью отвечал своему назначению, ленинградцам стали больше выдавать и других продуктов.
Улучшение медицинского обслуживания, снабжения продовольствием и топливом привело к укреплению здоровья населения. Резко сократились заболеваемость и смертность. Успешная работа Шлиссельбургской магистрали благоприятно отразилась на городском хозяйстве Ленинграда и прежде всего на его восстановлении. Начальник Октябрьской железной дороги Б. Саламбеков писал о Шлиссельбургской магистрали в конце войны так: «Здесь вражеские артиллеристы, минометчики и летчики охотились за каждым поездом.
Здесь были необычные технические условия — путь местами был проложен по болоту, и вода стояла выше головки рельса; здесь, наконец, были вовсе необычны и, конечно, очень тяжелы самые формы организации движения. И трасса... Только 23 февраля 1944-го, после разгрома фашистских войск под городом на Неве и окончательного снятия блокады, вновь вошла в строй главная железнодорожная линия Ленинград — Москва. Там, где она проходила, всё изменилось. Но благодарные ленинградцы-петербуржцы всегда будут помнить тех, кто в труднейших условиях строил, защищал и эксплуатировал легендарную Дорогу Победы».
Ныне два паровоза магистрали стали памятниками: Эу 708—64 стоит на станции Волховстрой, а Эм 721—83 — на станции Петрокрепость. А в Шлиссельбурге, на берегу Невы, можно видеть скромную стелу. Перед ней — кусок железнодорожного полотна.
Впоследствии это очень помогло ему в научной работе. Рассказал Михаил Валентинович и о том, что отец приобщил его к истории не только страны, но и любимого города. И он теперь может без труда показывать гостям Петербург, рассказывая практически о каждом здании и каждой улице... Главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Алексей Цамутали, многие годы работавший вместе с Валентином Ковальчуком, рассказал, как тот пришел в 1960 году в это учреждение и сразу же включился в работу над пятым томом «Очерков истории Ленинграда», посвященным войне. До этого обобщающего труда по блокаде и битве за Ленинград не было. И он вырвался в архив Министерства обороны, в ту пору практически недоступный для гражданских исследователей, и первым начал работу над документами, связанными с коммуникациями осажденного Ленинграда. Эта тема впоследствии на многие годы стала для него основной, — отметил Цамутали. Важнейшую роль Валентин Ковальчук сыграл в определении подлинного числа жертв блокады.
Его имя известно, пожалуй, каждому, кто когда-либо обращался к истории ленинградской блокады и битвы за Ленинград. Только что мы открыли мемориальную доску Валентину Михайловичу Ковальчуку - символ нашей общей признательности за его огромный вклад в дело сохранения исторической памяти", - сказал Н арышкин. Председатель РИО добавил, что вечером в Ленинградской области откроют мемориальный комплекс мирным гражданам Советского Союза, ставшим жертвами геноцида со стороны немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.
Ковальчук В.М.. Книги онлайн
Она прошла в Санкт‑Петербургском институте истории РАН. В Институте истории Валентин Михайлович Ковальчук сосредоточил внимание в основном на истории обороны Ленинграда и жизни блокированного города в годы войны. Известный американский историк Джон Стефан исследует судьбу «фашистской идеи» среди русских эмигрантов в 20-е и 30-е гг. на примере биографий лидеров русских фашистских партий А. Вонсяцкого (США) и К. Родзаевского (Харбин). Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек. Он жил этой работой. Учёный был прав. Известный американский историк Джон Стефан исследует судьбу «фашистской идеи» среди русских эмигрантов в 20-е и 30-е гг. на примере биографий лидеров русских фашистских партий А. Вонсяцкого (США) и К. Родзаевского (Харбин).
В Петербурге ушел из жизни историк Ленинградской блокады Валентин Ковальчук
Под его руководством вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», посвящённый военному периоду, многие другие фундаментальные научные труды. Он — автор более 200 научных работ. Из жизни ушёл на 98-м году жизни, в 2013 году. Десять лет спустя было решено увековечить его память, установив мемориальную доску.
Sir Robert Hamilton Bruce Lockhart , непосредственный свидетель наших двух революций 1917 года.
Блестяще описал участников этой драмы, с которыми был лично знаком: Львов, Керенский, Савинков, Троцкий, Ленин, Петерс и многие др. А с какой любовью автор пишет о русском искусстве и о дореволюционной России в целом. Ценность книги еще и в том, что она была издана в Риге в 1933 году то есть еще до прихода в Прибалтику Советской власти в старорусской орфографии, дающей полное погружение в ту эпоху. Он умел анализировать и предвидеть многие вещи.
Одним из первых вслух предупреждал об опасности потворства набирающему обороты нацизму. Ввиду ветхости экземпляра книги возможны ошибки при распознавании текста сканером. Если сообщите о таковых - сразу исправим. Честно говоря я давно не видел такого великолепия..
Как человек, последние 25 лет сам издающий книги и журналы, хочу отдать должное авторам и дизайнерам этого почти 300 страничного труда. Но это не помешало сделать очень качественный продукт: гравюры старых мастеров, картины Дюрера, Делакруа, Тернера, множество великолепных рисунков самого композитора... В общем даже просмотр фотогалереи не оставят вас равнодушными. После того как бумажная книга переведена в электронный формат, она обретает вторую жизнь: наводите курсор на текст, выбираете из 130 языков свой родной и в путь...
Если предпочитаете бумажный вариант - используйте PDF-версию. Туроверов Николай Туроверов - один из самых талантливых поэтов белой эмиграции. Успел принять участие в Первой и Второй мировых войнах. Первая книга его стихов «Путь» вышла в 1928 году.
Сборники «Стихи» - в 1937, 1939, 1942, 1965 годах. Находясь в эмиграции, развернул активную деятельность, направленную на сохранение русской культуры. Создал Музей лейб-гвардии Атаманского полка, был главным хранителем библиотеки генерала Ознобишина, издавал «Казачий альманах» и журнал «Родимый край», собирал русские военные реликвии, устраивал выставки на военно-исторические темы: «1812 год», «Казаки», «Суворов», «Лермонтов».
По последним исследованиям, и это доказал суд, — в Ленинграде погибло более миллиона человек», — отметил губернатор. Новости по теме:.
Он отстаивал идею, чтобы этот музей был именно на том месте в Соляном переулке.
Музей возродился по поручению Президента, его хотели перенести, но всё-таки он остался на старом месте, и в этом есть заслуга Валентина Михайловича». Мы посчитали обязательным разместить материал, посвящённый Валентину Михайловичу Ковальчуку как человеку, который очень многое сделал для того, чтобы сегодня руководство страны и миллионы людей осмысливали и понимали роль исторической науки». На фото: Дмитрий Мезенцев Валентин Михайлович Ковальчук — выдающийся отечественный историк, крупнейший специалист по истории обороны и блокады Ленинграда, более полувека занимавшийся изучением этой темы, заслуженный деятель науки РСФСР, автор более 200 научных работ. В годы Великой Отечественной войны преподавал в Черноморском высшем военно-морском училище. Под руководством Ковальчука вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», посвящённый военному периоду, и многие другие фундаментальные научные труды. В 1965 году в соавторстве с Г.
В Петербурге открыли памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку
Памятная доска историку блокады, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку появилась в Петербурге. Её установили в здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, где работал учёный. Работницы изготавливают снаряды в цеху одного из ленинградских заводов (Фото: РИА Новости). В Санкт-Петербургском институте истории РАН открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку, известному своим вкладом в изучение Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда и новейшей истории России. На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Валентин Ковальчук в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). В годовщину полного освобождения Ленинграда от блокады в здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице открыли мемориальную доску советскому и российскому историку Валентину Михайловичу Ковальчуку (1916-2013).
В Петербурге открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Ковальчуку
Мемориальная доска выдающемуся советскому и российскому историку Валентину Ковальчуку торжественно открыта в здании Санкт‑Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, в котором он работал более 50 лет. Работницы изготавливают снаряды в цеху одного из ленинградских заводов (Фото: РИА Новости). Валентин Михайлович Ковальчук окончил исторический факультет ЛГУ и адъюнктуру Военно-морской академии. В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие памятной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. В здании Санкт Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице торжественно открыли мемориальную доску советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку.
Валентин Ковальчук
Главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Алексей Цамутали, многие годы работавший вместе с Валентином Ковальчуком, рассказал, как тот пришел в 1960 году в это учреждение и сразу же включился в работу над пятым томом «Очерков истории Ленинграда», посвященным войне. До этого обобщающего труда по блокаде и битве за Ленинград не было. И он вырвался в архив Министерства обороны, в ту пору практически недоступный для гражданских исследователей, и первым начал работу над документами, связанными с коммуникациями осажденного Ленинграда. Эта тема впоследствии на многие годы стала для него основной, — отметил Цамутали. Важнейшую роль Валентин Ковальчук сыграл в определении подлинного числа жертв блокады. Здесь, как рассказал его коллега доктор исторических наук почетный профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Геннадий Соболев, Валентину Михайловичу пришлось проявить незаурядное упорство и гражданское мужество, столкнувшись с жестким противодействием идеологических работников. Он не отступил, хотя звучавшие с самых верхов обвинения в фальсификаторстве могли обойтись очень дорого. И время подтвердило правоту Ковальчука.
Здесь сформировалась его широко признанная научная школа, были воспитаны несколько поколений благодарных учеников и подготовлены важнейшие научные труды. Как настоящий историк-профессионал, Валентин Михайлович говорил, что основа истории — это факты. В своё время ему удалось убедительно доказать, что количество жертв блокады, озвучиваемое в ту пору официально, едва ли не на треть меньше реальных цифр. По данным, на которые сегодня опирается историческая наука, количество мирных граждан, ставших жертвами немецко-фашистских захватчиков, установивших блокаду Ленинграда, насчитывает более 1 миллиона человек. Эта цифра не только надёжно подтверждена архивными источниками, но и закреплена юридически — соответствующим судебным решением», — сказал он. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что Валентин Михайлович Ковальчук был безгранично предан науке: он считал, что ученый должен в первую очередь опираться на факты и профессионально их трактовать, а также «болеть» той темой, которой занимается. Казалось бы, человек, который занимается фундаментальной наукой, руководит коллективами, он вместе с тем находил время и просматривал учебники истории для старших классов, более того, делал свои замечания и живо это обсуждал со своими коллегами в институте. Он переживал за воспитание детей в школе, особенно военно-патриотическое воспитание, поскольку был капитаном I ранга, полковником.
Валентину Михайловичу, как человеку, ориентированному на все новое, что появлялось в печати, интересно было узнать, о чем писал бывший противник в своих мемуарах. Здесь я оказался ему полезен как переводчик с немецкого языка. Первое мое посещение в 2005 году квартиры Валентина Михайловича на Васильевском острове запомнилось не столько содержанием нашей с ним беседы, а тем, что он достал и вручил мне комнатные тапочки. Они были абсолютно новые, еще в целлофане. Ковальчук вручил мне их со словами: «Они теперь ваши, будут стоять отдельно от других». Это был знак уважения питерского интеллигента к своему гостю. Так я это тогда воспринял, так считаю и по сей день. Валентину Михайловичу было уже около 80 лет, у него имелись серьезные проблемы с ногами, передвигался он с помощью ходунков, тем не менее обходился без посторонней помощи. В этот день он предложил мне побеседовать с ним за ужином. Видимо, ему хотелось больше узнать о только что вышедшей моей книге «По обе стороны блокадного кольца». Пока готовилась форель, привезенная ему с Карельского перешейка, я просматривал одну из его статей. Валентин Михайлович в это время хозяйничал на кухне, решительно отвергая мои попытки помочь ему. Еще толком не зная собеседника как историка, я уже начал проникаться уважением к нему как к человеку. Я не знал, с чем связывать знаки его внимания ко мне. Уже позднее понял, что Валентин Михайлович так вел себя со всеми, кто был ему симпатичен. За это сердечное отношение к человеку его все любили и выделяли среди других историков. Это был его природный дар. У Валентина Михайловича была оригинальная манера доставать новые книги по истории.
Валентин Михайлович Ковальчук — выдающийся отечественный историк, крупнейший специалист по истории обороны и блокады Ленинграда, более полувека занимавшийся изучением этой темы, заслуженный деятель науки РСФСР, автор более 200 научных работ. В годы Великой Отечественной войны преподавал в Черноморском высшем военно-морском училище. Под руководством Ковальчука вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», посвящённый военному периоду, и многие другие фундаментальные научные труды. В 1965 году в соавторстве с Г. Валентин Михайлович доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и составляет не менее 800 тысяч. Современные научные исследования подтвердили выводы Ковальчука. По последним данным, закреплённым судебным решением, число жертв блокады превышает миллион человек. Автор фото: Александр Шалгин, фонд «История Отечества».
Памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку торжественно открыли в Петербурге
Памятная доска историку блокады, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку появилась в Петерб. Губернатор Санкт-Петербурга посетил торжественную церемонию открытия памятной доски советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. Столетию со дня рождения выдающегося историка Валентина Михайловича Ковальчука была посвящена конференция «Актуальные проблемы истории блокады Ленинграда», которую провели Европейский университет в Санкт-Петербурге и СПб институт истории РАН.