Новости в советскую эпоху нормой стало

Сове́тская пропага́нда — пропаганда, осуществлявшаяся органами подчинёнными отделу агитации и пропаганды ВКП(б) (в дальнейшем КПСС) под строгой цензурой. Книга Иова 6:29 Информирование советских граждан в эпохи СССР.

Была ли свобода информации в СССР?

В период оттепели под руководством Никиты Хрущева газеты стали отражать более либеральные идеи, включая критику культовой личности Сталина и инициирование дебатов о проблемах в советском обществе. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года. 22 апреля) стал Днём советской печати. "Ювентус" стал первым финалистом Кубка Италии. 17 февраля 1967 года «Советская Россия» делилась впечатлениями от посещения Гусь-Хрустального стеклозавода. На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя.

Гласность в СССР

Новости в СССР и РСФСР Информация, озвученная на данном канале Новости от СССР, РСФСР является оценочной и не направлена на возбуждение ненав. СССР старые новости. Сохранить плейлист. Удалить из раздела «Моё». Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи. Сайт посвященный советскому периоду нашей страны, эпоха СССР. История, события, вопросы и ответы. Выпуск новостей в 12:00 от 22.04.2024.

Газета "Правда". «Русские премьеры» как зеркало насущных проблем общества

Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда [2]. Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » «кибернетика» — 164 тыс. Важными темами советской агитации стали разъяснение партийно-государственных документов и решений руководства [2].

Одним из основных направлений пояснительной пропаганды стал атеизм , подавление церкви и искоренение религиозности. Так как в дореволюционные годы религиозные институты тесно ассоциировалась с императорской властью , одной из основных функций большевистской пропаганды стало насаждение атеизма. В 1920—1940-х годах в стране массово издавали зарубежных анархистов , пропагандировали атеизм на региональном уровне, проводили расправы над духовенством, изымали церковное имущество [8].

Кроме того, пропаганда использовалась для оправдания таких важных решений руководства страны, как, например, подписание пакта Риббентропа — Молотова : советские агитаторы уверяли в пользе, которую документ принесёт немецким коммунистам, а также в установлении доверительного союза с бывшим врагом [9]. Советский плакат, прославляющий Сталина, 1938 год Одной из характеристик советской пропаганды является превозношение вождя, что становилось причиной возникновения культов личности. Так, уже с 1920 года города и посёлки страны переименовывали в честь крупных общественных деятелей, в особенности Владимира Ленина.

Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя. Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа. Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления.

Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались. В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима.

Пропаганда создавала культ личности Сталина. Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах.

Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13]. В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения.

Особо впечатлительные граждане, издали заслышав траурный марш, спешили изменить маршрут. Погребение по религиозному ритуалу, с отпеванием в церкви, не пользовалось популярностью в СССР.

Однако была довольно широко распространена практика заочного отпевания покойных. С распадом СССР ситуация полностью изменилась всего за несколько лет. Макулатурные квесты Книги на свалке управления коммунхоза Бакгорисполкома. СССР, город Баку, 1989 год.

Там понимали, что одними только абстрактными лозунгами о защите природы будет трудновато мотивировать людей, поэтому решили превратить сбор макулатуры в квест с призами. В Союзе в огромном избытке издавались сочинения писателей-соцреалистов и прочая идеологически выдержанная литература, но вот книг классиков и особенно приключенческой литературы остро не хватало. И если пионеры собирали макулатуру в рамках соревнований между школами, то взрослые гонялись за другими призами. С начала 1970-х в СССР стали издаваться специальные "макулатурные серии".

Эти книги не поступали в свободную продажу в магазинах, приобрести их можно было, только предъявив талон о сдаче 20 кг макулатуры в специальный пункт приёма. В этой серии издавались самые дефицитные и популярные книги зарубежных авторов: Дюма, Джек Лондон, Жюль Верн и т. Одну книгу продавали за сдачу 20 кг макулатуры, двухтомник — за 40 кг. Некоторые граждане умудрялись собрать из таких книг целую библиотеку для этого требовалось сдать в общей сложности около двух тонн макулатуры.

После распада СССР сбор вторсырья превратился в бизнес без участия широких масс. В наше время в отдельных учебных заведениях изредка проводятся разовые акции по сбору макулатуры, но это не идёт ни в какое сравнение с советской традицией, охватывавшей почти каждого гражданина. Рыбий жир Нянечка даёт детям в яслях рыбий жир. В хрущёвско-брежневские времена все ходившие в детский сад и младшие классы школы в обязательном порядке регулярно получали ложку рыбьего жира, что было источником множества драм и переживаний.

Раздражал менторский поучающий тон этой газеты. В Крыму ещё «Юный ленинец» была газета. Вообще ни о чём.

Его инициаторы предлагают хотя бы на сутки отказаться от виртуального общения. В честь неофициального праздника вспоминаем, что использовали наши родители, бабушки и дедушки вместо мессенджеров, онлайн-игр и соцсетей в советские времена. Письма вместо мессенджеров Контент недоступен Конечно же, пока не изобрели электронную почту, люди писали друг другу бумажные письма.

Но в СССР культура переписки выходила далеко за пределы личных или деловых сообщений. Например, в школах ученики переписывались с ровесниками из-за границы. В стране действовал Клуб интернациональной дружбы — добровольное общество, существовавшее практически при всех советских учебных заведениях и дворцах пионеров. Его целью были внутрисоюзные и международные контакты со сверстниками.

Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время

Информагентство с самого начала ориентировалось на политиков и бизнесменов, за плату передавая новости зарубежным изданиям при помощи только вот появившихся телефаксов, а позже при помощи сети SprintNet. Если для иностранных источников сообщения от «Интерфакс» обрисовывали картину в верхах и в целом по стране, то информация, получаемая от «Экспресс-хроники» и «Гласности», характеризовала настроения низовой бюрократии. Оба издания были непримиримыми противниками как чиновничьего аппарата, так и Политбюро Горбачёва. Оба издания были правозащитными, их главными темами были репрессии и властный произвол — из-за международной известности «Гласности» её изобличающие материалы всё же приводили к необходимым подвижкам и порой некоторым решениям давали откат. Газета «Экспресс-хроника» Газета «Экспресс-хроника» Становилось заметно, что репрессивное начало всё более отчуждается от общества: если раньше кампания против начиналась в печати, то к 1989 году партия почти полностью потеряла контроль над руководством СМИ, а тем более над отдельными журналистами. Без конструируемого общественного фасада стало очевидно, что партия состоит из соперничающих группировок, делящихся на консерваторов и либералов. Журналистика уже не пыталась целенаправленно создать реальность, её нескончаемый новостной поток определялся средой, которую она населяла. Созданная 9 августа 1990 года радиостанция «Эхо Москвы» тогда ещё «Радио-М» была ярким тому примером — она была изначально задумана в качестве конкурента иностранным радиостанциям за советский коммерческий эфир. Рыночное мышление позволило разным изданиям транслировать самые разные точки зрения: «600 секунд» Невзорова в 1990-ые склонились в сторону русского национализма, ведущие «Взгляда», в обход цензуры, сняли подпольный выпуск с критикой Политбюро из-за событий в Вильнюсе в 1991 году. Попытка Августовского путча, так или иначе стремившегося восстановить советский строй, натолкнулась на резкое неприятие этих новых СМИ. В этих условиях «Интерфакс», полагавшийся на сеть SprintNet, оказался почти единственным каналом связи Советского Союза с внешним миром.

В самой Стране Советов в эти дни вещает четырежды заглушаемое «Эхо Москвы», а ведущие «Взгляда» Александр Любимов, Владислав Листьев и Александр Политковский обустраивают в «Останкино» студию и записывают специальные выпуски программы, охватившие последний день путча и его немедленные последствия. Читайте также наш материал «Августовский путч в видео». Эти люди уже совершенно не напоминают доперестроечных журналистов. Их действия начинаются не в каком-то едином центре. Они ведомы своими интересами, будь те благородны, корыстны или где-то посередине. Такой интерес не был чужд советским журналистам, но они всегда были ограничены в поводе написания новости. Снятие этого запрета приблизило журналистов к своей аудитории, чья жизнь, отражённая в СМИ, вызвала сначала волнение, а затем и самое настоящее недовольство. Многое в перестроечной журналистике было отдано дискуссии, долгому разговору о том, как быть советским людям с самими собой и своей страной. Вскрытые журналистикой проблемы оказались ею же и размножены, и мы встретились с типичным для западных стран явлением — динамикой самой жизни. Нередкой стала непримиримость и схождение противопоставленных сил.

В текстах газет и на телеэкранах советские люди увидели самих себя, где, кроме их положительных качеств, говорили и о негативных, что раз за разом варьировало перед ними вопросы о самоидентичности. Как относиться к сталинизму? Как относиться к оттепели? Что нужно сделать, чтобы осуществить общественную перестройку?

Но все это разнообразие работало на одну задачу. Как и вся советская журналистика, радиовещание превратилось в неотъемлемую часть партийной пропагандистской системы советского государства. Вначале, в июле 1925 года, была создана Радиокомиссия, призванная осуществлять идейно-политическое руководство радиовещанием.

Затем, постановлением ЦК ВКП б от 10 января 1927 года «О руководстве радиовещанием» вменялся обязательный порядок прохождения всех материалов через цензуру. Основы данного постановления были заложены почти 10 лет назад самими журналистами. Союз журналистов В ноябре 1918 года состоялся первый съезд журналистов России. В состав президиума съезда были избраны редакторы: «Бедноты» Л. Сосновский , «Известий» Ю. Стеклов , а также комиссар РосТА Л. Проходил съезд живо.

Представители от местных газет открыто заявляли, что нет им житья от комиссаров. Речь шла даже о полной независимости советской прессы. Высказывались против цензуры. Однако уже менее, чем через год, в мае 1919 года, на втором съезде журналистов России, его участники записали: «предоставить печать в полное распоряжение коммунистической партии». Участники съезда объявили свои организации «мобилизованными в дело печатной пропаганды и агитации по обороне Советской республики». А, исходя из этого, съезд постановил: «Редакторами партийных и советских газет назначать наиболее ответственных, наиболее опытных партийных работников; партийные комитеты должны давать редакторам общие политические директивы и указания и следить за выполнением директив». Так была обозначена вертикаль и вполне очевидно проявлен характер самой журналистики, которая готова быстро расстаться со всеми своими свободами ради безопасной жизни и стабильного дохода.

Развитие прессы первого советского периода Советская пресса продолжала развиваться даже в годы гражданской войны. Так, в 1920 году насчитывалось уже 246 губернских и 334 уездных газеты. Материалы газет в те годы носили призывной характер. Значительным числом изданий была представлена красноармейская печать. В 1918-1919 годах выходило около 90 фронтовых, армейских, дивизионных газет. В них работали такие известные писатели как Ярослав Гашек, Исаак Бабель. Принятая весной 1921 года новая экономическая политика привела к возникновению частных издательств.

В 1922 году только в Москве и Петрограде их насчитывалось свыше 300. Таким образом, появилась возможность выпуска изданий, оппозиционных Советской власти. Появились: «Рупор», «Тачка», «Новая Россия» и т. С другой стороны советская журналистика начинает испытывать кризис в условиях острой нехватки бумаги и малочисленности кадров. Так, если в январе 1922 года в РСФСР выходило 803 газеты, то в июле этого же года из них осталось всего 313. Однако, именно в условиях этого кризиса в первой половине 20-х годов прошлого века сложилась система советской журналистики, сохранившаяся на все время существования СССР. Кроме «Правды», «Известий», «Бедноты», «Экономической жизни», в числе центральных газет появились «Труд», «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Батрак», «Красная звезда» 29 декабря 1923 , «Комсомольская правда» 24 мая 1925 , «Советский спорт», «Пионерская правда», «Учительская газета».

Многие из указанных газет имели эффектные приложения. В целом, наибольшее количество приложений было сатирических. Однако в соответствии с партийными установками исключительно изданиями для массового читателя должны были стать уездные газеты, рассчитанные на читателя-крестьянина, выходящие один - три раза в неделю, ориентированные на «самое широкое и полное освещение жизни уезда». С 1923 года начался процесс преобразования уездных газет в районные. В 1929 году в стране насчитывалось более 300 районных газет. Развивалась и журнальная периодика. Конечно, в первую очередь создавались центральные политические журналы, например, - «Коммунистическая революция» 1920-1935.

Вторая значительная группа вновь созданных журналов являлась литературными: «Новый мир» 1925 , «Октябрь» 1924 , «Молодая гвардия» 1922 и другие. Доминирующая тематика журналистики первого советского периода 1. Создание системы рабселькоров 16 ноября 1923 года «Правда» провела первое совещание рабочих корреспондентов. В 1924 году в стране насчитывалось 100 тысяч рабселькоров. За несколько лет их число возросло вдвое. Работа рабселькоров была связана с опасностью. Сосновский в своей брошюре «Дымовка» писал: «звание селькора не сулит никаких привилегий, а как раз наоборот навлекает на него гонения, притеснения, расправы, вплоть до убийства.

При таком естественном отборе в селькоры идут только те, у которых сознание не мирится с неправдой, беззаконием, произволом. Тянутся люди чуткие и отзывчивые к общему делу трудящихся». Журналистика первого советского периода представлена очерками, фельетонами Л. Сосновского, А. Серафимовича, Л. Рейснер, Д. Фурманова, В.

Карпинского, М. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова и других. Середина 20-х годов ознаменовалась началом деятельности знаменитых Кукрыниксов. Заключение В целом первое десятилетие советской журналистики можно охарактеризовать, как эпоху беспощадного уничтожения старой и становление новой системы журналистики, опирающейся на однопартийную систему, с одновременным формированием, как нового типа журналиста, так и нового типа изданий. Общая характеристика Характеризуется усилением партийного контроля над СМИ.

В 1928 году ЦК ВКП б принял несколько постановлений, где подчеркивалось, что главной задачей СМИ является коммунистическое воспитание трудящихся, внедрение в среду читателей «боевых традиций большевистской партии». Спустя десять лет, в 1938 году партийному контролю органов цензуры по всему СССР подвергалось: 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. В ноябре 1938 год ЦК ВКП б принял постановление «О постановке партийной пропаганды», в соответствии с которым в центральных, республиканских, краевых и областных партийных и комсомольских газетах были созданы отделы пропаганды. Печать В данный период происходит значительный рост количества печатных изданий и их тиражей. Если в 1928 году в стане выходило около 2000 газет, разовый тираж которых составлял 9,5 млн. Газеты выходили на 50 языках, 25 народностей СССР получили свою азбуку и свою прессу при Советской власти. Наибольшие тиражи в предвоенные годы имели «Правда» 2 млн.

Из новых всесоюзных изданий следует выделить «Литературную газету», первый номер которой увидел свет 22 апреля 1929 года. В газете публиковались очерки П. Павленко, А. Караваевой, В. Катаева, В Шишкова. Активно выступал в газете А. Публикуя его статьи «Беседа с молодыми» и «О языке», редакция отмечала, что «борьба за культуру языка — есть борьба за культуру социализма».

В 30-х годах интенсивно развиваются центральные отраслевые газеты и журналы. Возникают «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и другие. Все более многочисленной становится районная печать. Если в 1929 году в СССР выходило 309 районных газет, то 1940 их стало более 3500. Перед Великой Отечественной войной издавалось также свыше 2000 производственных многотиражек. Так, в 1930 году на конкурсе низовой печати лучшей среди фабричных газет была признана «Мартеновка» - газета сталеваров московского завода «Серп и молот». Работа советской журналистики на узкую аудиторию была доведена до совершенства.

В довоенные годы получила значительное развитие даже лагерная пресса, родоначальницей которой можно назвать центральную газету Беломоро-Балтийского канала «Перековка». Бессменным редактором «Перековки» был известный поэт того времени Сергей Алымов, который посвятил свое творчество возвеличиванию «лагерника-человека труда», прославлению «радостного труда в социалистическом лагере». Эту традицию продолжил журнал Соловецкого лагеря - «Соловецкие острова». Радиовещание К середине 1928 года в стране выходило 80 радиогазет, к 1930 году — почти 300, кроме того, еще столько же фабрично-заводских и колхозных. Развивается как республиканское радиовещание, так и радиовещание на иностранных языках. Радиовещание ведет поиск своей информационной ниши, позволяющей наиболее полно передавать информацию посредством звука, отказываясь от неэффективных форм, вроде оперных трансляций. В июле 1928 года Совет труда и обороны принял постановление «О реорганизации радиовещания».

Также в 1928 году в радиопрограммах, наряду с четырехразовыми выпусками новостей в течение дня, появляется радиорепортаж. Так, радиовещательные организации получили право устанавливать микрофоны в театральных, концертных и лекционных залах. Это способствовало усилению общественно-политического и художественного вещания. В начале 1930-х годов при Наркомпочтеле создается Всесоюзный Комитет по радиовещанию, первым председателем которого стал Ф. И, наконец, в 1933 году возникает самостоятельный орган управления радиовещанием в СССР — Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию. И большевикам было жизненно важно им управлять. Появление звукозаписи в 1930 году коренным образом преобразило радиовещание.

Оно позволило получать не только оперативную информацию, но и информацию, дистацированную от события как расстоянием так и временем. Возникает такая форма радиовещания, как радиофильм. А желание «вновь воскрешать исторические речи» привело к созданию Центрального фоноархива. В 30-е годы расширяется охват радиовещанием территории страны. С введением в октябре 1933 года Второй программы Центрального вещания радиопередачи стали доступны жителям Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. В 1936 году, учитывая разницу поясного времени, Радиокомитет ввел в действие пять сеток вещания, а в феврале 1937 года была принята единая всесоюзная сетка вещания. К 1940 году радио имело огромную аудиторию: число радиоточек в стране достигло 5 млн.

Телевидение 1 мая 1931 года в СССР состоялась первая экспериментальная телевизионная передача: с коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института Москва переданы сигналы, несшие изображения сотрудников лаборатории, без звукового сопровождения. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Основой малострочной телевизионной программы были эстрада и фрагменты театральных по преимуществу балетных и оперных спектаклей. Так во второй половине 30-х годов начинается история советского телевидения, но поначалу не как сферы журналистики, а как прокатной сферы других искусств: кино, театра, концертов, спорта. В этом же году состоялись опытные телепередачи московского телецентра на Шаболовке. В марте 1938 года осуществлена трансляция кинофильма «Великий гражданин». Тематика В целом, журналистика предвоенного времени была увлечена стремительным прорывом СССР в области экономики, который вышел на второе место в мире после США по общему объему промышленного производства, а также пропагандой других достижений СССР.

Велась летопись новостроек. Широко освещались успехи наших летчиков: В. Чкалова, С. Шестакова, ликвидация неграмотности в СССР к 1937 году. Безусловно, масштабный экономический прорыв СССР увлекал и издательское дело, так в 1931 году «Правда» стала печататься не только в Москве, но и одновременно в еще в 8 крупнейших городах СССР: Харькове, Тбилиси, Новосибирске… Второй по масштабу темой журналистики стала тема раскулачивания, коллективизации, а после убийства Кирова — дифирамбов в сторону Сталина, оправдания массовых политических репрессий. Печать и радио начали массовый поход против бюрократизма. Широкая критика стала развиваться с 1928 года.

По примеру «Правды» в центральных и местных газетах появились «Листки РКИ рабоче-крестьянской инспекции — «Под контроль масс»» под заголовками: «Под контроль масс», «Перо рабкора бьет в цель» и так далее. Листок «Под контроль масс» содействовал чистке госаппарата, проходившей в 1928-1929 годах. СМИ выступили коллективным организатором социалистического соревнования. Инициаторы: «Правда» и «Комсомольская правда». Начало положила публикация ленинской статьи «Как организовать соревнование? Задачи журналистов состояли в оперативном и массовом распространении данных идей. Например, 6 августа 1929 года все газеты и все передачи радио были посвящены Дню индустриализации.

Журналисты нацеливали читателей и слушателей на повышение производительности труда. К февралю 1930 года число ударников достигло 2 миллионов. Особое внимание уделялось изотовскому и стахановскому движению. Советская журналистика конца 20-30-х годов представлена такими именами как: В. Маяковский, Л. Сосновский, М. Кольцов, Н.

Погодин, И. Ильф, Е. Широкую популярность завоевали тогда очеркисты: А. Колосков, М. Шагинян, Б. Именно в 20-30-х годах окончательно сформировалась система советской журналистики, утвердились все формы массовой работы, использовавшиеся на протяжении всей истории отечественной журналистики советского периода, проявили себя наиболее яркие публицисты. Новые формы массовой работы 1.

Общественно-производственные смотры. Регулярно публиковался «дневник смотра». Под рубрикой «Бытовое»: «У ткача в гостях», «В рабочих квартирах по приглашению». Газеты вывешивались в наиболее людных местах. Широкий размах общественным смотрам в декабре 1928 года придала «Правда». В октябре 1929 года были подведены итоги всесоюзного смотра производственных совещаний. Цель — повышение трудовой активности.

Труд доярки был в почете, героем был горняк — шахтер и хлопкороб в своей работе и славный парень комбайнер. Предприятия, заводы, фабрики и комбинаты, выпускали пароходы, самолеты, агрегаты. На полях посевы зрели, битва шла за урожай, стремились люди и хотели, чтоб расцвел родимый край. Деревень больших, колхозов, было множество в стране, ферм, коровников, совхозов, все работало вполне. Бесплатно людям выдавали, дома, квартиры на совсем, в стране Советской люди знали, найдут работу без проблем.

Секции, кружки и курсы, все бесплатно для детей, Ведь страна свои ресурсы, направляла для людей. В школу в форме мы ходили, в фартуках и пиджаках, Красный галстук мы носили и портфель несли в руках. Уважаем был учитель, он нам знания давал, жизни наш путеводитель, за это денег он не брал.

В сообщениях люди указывали свой возраст, рост, вес, контакты, а также требования к потенциальным женихам и невестам. Если требовалось отправить срочное сообщение, проще всего было пойти на почту и написать телеграмму. Стоимость передачи одного слова в 1980-х годах составляла 5 копеек для обычных телеграмм и 20 — для срочных.

Их писали «в телеграфном стиле» — сжато и с опущенными предлогами. Поиграть на столиках под деревьями собирались и дети, и взрослые, и пенсионеры. Лавочка вместо чата Контент недоступен Спору нет, лавочки в городских дворах и деревнях до сих пор остаются важными «медиаплощадками». Но их роль с появлением Интернета и сотовой связи несказанно уменьшилась.

Особо бдительные товарищи. Как доносительство стало привычкой советских людей

Весь день День вахтовика в России 27 апреля в России отмечается профессиональный праздник тружеников вахтового метода — День вахтовика День работников вахтового метода. Считается, что впервые этот день был отмечен в 2011 году после того, как инициатива учреждения и проведе Повторяется ежегодно День образования Республики Саха Якутия 27 апреля — особая дата в истории Якутии.

Какие традиции советского времени могут быть полезными в современной жизни Забыто в СССР: каких традиций советского прошлого сейчас не хватает Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни. Даже в самые тяжелые годы. Кажется, что даже солнце тогда светило совсем иначе — оно смеялось", — рассуждает пенсионер Владимир Соколов. При этом, по его словам, нынешняя молодежь практически не отличается от своих дедушек и бабушек. Однако раньше люди быстрее взрослели. По уровню самостоятельности такими, как нынешние двадцатилетние, мы были в двенадцать лет.

Владимир Соколов пенсионер Во времена СССР школьники уже с семи лет сами ездили в кружки и секции, а в пятнадцать — некоторые подростки без взрослых даже отправлялись в самостоятельные путешествия. Например, по туристическим путевкам объезжали города Золотого кольца. Любили искренне, как любят своих собственных. Мы много бегали по улицам. Весенние ручьи, которые бежали по дорогам, были такие чистые, что в них пускали кораблики и даже мыли руки. Не представляю, как это можно делать сейчас", — добавил пенсионер.

Но они приходят в магазин, видят пустые полки и если даже не сомневаются, что через неделю продукты снова появятся, то понимают, что с высокой долей вероятности появятся уже с другими ценниками. Магазины ведь не дремлют, ориентируются на спрос. Поэтому многие на всякий случай покупают крупы, товары первой необходимости. И это неосознанно подогревает панику в обществе.

Получается такой замкнутый круг. Вы говорите, что особой тревожности в окружении не замечаете. А я на примере знакомых вижу, что все вдруг кинулись тщательно мыть руки, чуть ли не по двадцать раз на дню. Тут хочется задать вопрос уважаемым согражданам: почему они до этого не мыли руки регулярно? У нас есть вирусные гепатиты, туберкулез, масса каких-то других инфекций. Человек яблоко раньше плохо мыл или вообще мог грязное съесть, а тут вдруг прочитал о коронавирусе, о том, что нужно соблюдать чистоту, и в связи с этим запаниковал? В принципе, руки нужно мыть всегда, стараться держаться на дистанции от больных людей. Мне кажется, что это аксиома, элементарные правила гигиены. Они должны соблюдаться и в мирное время, а не только когда объявлена пандемия. Вы в основном работаете с онкологическими больными, которые в том числе входят в группу риска по коронавирусу.

Среди них тревожность по поводу будущего наверное вообще зашкаливает? От момента начала событий до сегодняшнего дня ко мне никто не обращался именно по поводу тревожности из-за коронавируса, того, что все скоро заболеют и умрут. Я имею в виду и тех, кто болеет раком, и всех остальных. А что касается онкологических пациентов, то у них другая доминанта. С ними находится болезнь, которая гораздо более серьезна в плане летального исхода. Поверьте, в социуме на самом деле все гораздо спокойнее, чем это пытаются демонстрировать. Ну да, есть настороженные и тревожные люди, каждые полчаса моющие руки. Но все равно какой-то истерики нет. А в принципе, почему люди паникуют? Паника — одна из форм реакции на стресс.

Человек — существо стайное, и чем больше людей вовлечены в процесс, тем больше мы поддаемся этому состоянию. Причин для паники очень много: это и внезапный страх, и длительная тревога, и долгая болезнь, и условия, в которых человек находится. Если человек не ест неделю, например, он еще может это для себя как-то оправдывать, потом начинается паническое состояние.

Оппозиционная политическая активность проявлялась не только в деятельности подпольных кружков. Еще в 1950-е, задолго до того, как открытое диссидентское поведение стало нормой общественной жизни для относительно больших групп людей, кое-кто решался и на публичные выступления политического характера см. Основная конфронтация мыслящей части советского общества с властью разворачивалась совсем в другой плоскости. Для тех людей, которым удалось пройти школу послевоенного вольномыслия, доклад Хрущева был не откровением, а лишь неполным и робким признанием того, что они, интуитивно или путем логического анализа, а иные и на собственной шкуре, поняли еще при жизни Сталина. Именно эти люди составили костяк свободомыслящей интеллигенции следующих десятилетий. Именно они были впоследствии прилежными читателями самиздата.

И именно из них вкупе с более молодым поколением, «детьми XX съезда», чья юность пришлась на период хрущевских разоблачений рекрутировались первые диссиденты. Другие же стали внимательными и сочувственными слушателями диссидентской проповеди, той вмещающей социальной средой, без которой любое общественное движение обречено на исчезновение или вырождение в обособленную секту. Это было поколение детей Большого террора 1937—1938 годов, даже если репрессии не затронули их семьи непосредственно. Их юность пришлось на военные годы, а многие, те, кто постарше, прошли через страшный опыт фронтов Великой Отечественной. Некоторым случалось своими глазами увидеть катастрофические последствия «раскрестьянивания» деревни. Их душило выпадение из мирового исторического процесса, «железный занавес», изолировавший СССР от внешнего мира и отъединивший отечественную интеллигенцию от европейской культуры. Само слово «политика» вызывало у этого поколения тяжелую изжогу, ибо оно не знало другой политики, кроме той, что привела человечество к мясорубке Второй мировой войны, а их страну — к кровавому маразму позднего сталинизма. Это были люди, недоверчиво и враждебно относившиеся к любой идеологии, ибо единственная известная им идеология оказалась грандиозным блефом, который многим из них удалось раскусить раньше других. Это были интеллектуалы, которые, независимо от того, были они гуманитариями или естественниками, еще в юности выучили, что только три вещи имеют непреходящую ценность и оставляют надежду на спасение в страшном и враждебном человеку мире: человеческая солидарность, не осложненная никакими концепциями, внеположенными человеку; внутренняя свобода, «самостоянье человека»; творчество.

Существовала лишь одна область социальной активности, в которой все эти ценности могли быть реализованы одновременно, — культура. Прежде всего литература. Не случайно во второй половине 1950-х и в начале 1960-х общественное внимание сосредоточивалось не на политических событиях — таких, как победа Хрущева над «антипартийной группой» Молотова, Кагановича и прочих, или даже таких, как подавление венгерской революции. В гораздо большей мере оно было приковано к публичным дискуссиям вокруг романа Дудинцева «Не хлебом единым», травле Бориса Пастернака, появлению и закрытию литературных альманахов, полемике между журналами «Новый мир» и «Октябрь», скандалам вокруг выставок художников-авангардистов и к тому подобным вещам. Иными словами, внимание общества сосредоточилось на культурной жизни, а оппозиционный пафос был направлен против попыток власти восстановить жесткий идеологический контроль над культурой. Основной общественной проблемой, вокруг которой развернулись ожесточенные бои, стал вопрос о свободе творчества в условиях социализма. И здесь вскоре наметились два пути решения этого вопроса. Первый путь — это упорное и ожесточенное противостояние идеологическим инстанциям, настойчивые и зачастую успешные попытки расширить пределы дозволенного, пробивание через цензуру произведений, «сомнительных» с точки зрения ревнителей идеологии, постоянное стремление либеральных литераторов и редакторов официально, то есть с помощью публикаций, прошедших Главлит, ввести в культурный оборот запрещенные или полузапрещенные темы и имена. Одновременно некоторые группы художников пытаются «легализовать» своими выставками художественные методы, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма одна из таких попыток закончилась в 1962 году катастрофой в Манеже.

Значение этой работы для советской культуры а преодоление цензурных барьеров было именно работой, иногда даже особым искусством , да и для становления гражданского сознания в СССР, невозможно переоценить. Несколько поколений интеллигенции выросло на альманахах «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», на публикациях «Нового мира» и, отчасти, «Юности», на переводах из Кафки, Хемингуэя или Сартра, на статьях Аверинцева, на спектаклях «Таганки» и «Современника», на поэзии Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Марии Петровых, на мемуарах Ильи Эренбурга, на произведениях Аксенова, раннего Солженицына, Домбровского, Белова, Айтматова, Искандера, Трифонова и десятков других. В отечественной критике, литературоведении и публицистике устоялся специальный термин для свободомыслящей советской интеллигенции 1960-х — «шестидесятники». При этом диссидентов иногда включают в число шестидесятников, а иногда, наоборот, первых резко противопоставляют вторым. Это, разумеется, не более чем вопрос дефиниций; несомненно, однако, что шестидесятничество — один из самых важных социокультурных контекстов, в котором возникла и развивалась диссидентская активность. В чем состояла разница между «диссидентством» и «шестидесятничеством» или, если угодно, что выделяло диссидентов первого призыва среди прочих шестидесятников?

«В советское время информация скрывалась — в этом были плюсы»

Имели место и дискуссии между центральными изданиями например, самой «Правдой» и «Известиями». В редакцию часто приходили письма читателей, повествующие об их жизни, проблемах. Такие материалы подразумевали ответы, повествующие о решении заявленных проблем. Самая важная информация публиковалась на передовице — первой странице газеты. Несмотря на серьёзную репутацию «Правды», случались в её хронике и курьёзы. Эта история касается издания сочинений Сталина.

Газеты освещали выход каждого тома заметкой об этом, а то и большой рецензией. В 1947 году пресса должна была напечатать извещение о пятом томе Сталинского труда. Газета «Большевик» эту новость обрисовала во всей красе, в подробной рецензии объяснив важность труда Сталина. Газета «Правда» не сделала ни рецензии, ни заметки, на что получила гневное письмо от вождя. В нём говорилось, что, как главный орган ВКП б , «Правда» должна была этим озаботиться до того, как свои статьи написали вышеупомянутые газеты.

Ещё во времена Российской империи газету с таким же названием основал Дельвиг - один из друзей Пушкина. Но до 1990 года дореволюционная газета никак не ассоциировалась с советской. Более двух десятилетий шапка газеты кроме названия включал портреты Пушкина и Горького. Впервые такое оформление возникло в январе 1967 года. Случились и другие изменения: «Литературка» стала первой объёмной газетой на 16-ти страницах, а не 4-х, как раньше , но выходила реже: вместо трёх раз в неделю - только один.

Об этом Н. Шапка «Литературки» «Литературная газета» прямо доказывает, насколько искусство переплетается с политическими решениями государства, сельским хозяйством, промышленностью. Например, в газете от 15 июля 1930 года размещены статьи о решениях XVI съезда ВКП б , который оказывает огромное влияние на будущее страны. Авторы выдвигают горячую и убедительную программу об улучшении полиграфических технологий и рассуждают, как писателю поможет жизнь в колхозе. Углубляются они и в историю: на основе рисунков Пушкина рассказывают о казни декабристов.

Рассказывают о новостях издательской работы. Газета от 27 мая 1929 года раскрывает тему праздника книги, рассуждает о критике критиков и в том же выпуске затрагивает политическую тему об отношении Малой Антанты и СССР. Одна из страниц сборника «Клуб «12 стульев» Особой популярностью у читателей пользовался юмористический раздел «Клуб "12 стульев"» под редакцией В. Произведения авторов, входивших в этот своеобразный клуб, можно было прочитать не только на последней странице «Литературной газеты», но и в сборнике. Эти издания наполнял новостями и выпускал каждый город отдельно.

В разговорной речи их кратко именовали «Вечёрка». Актуальная информация ежедневно лилась потоками, её нужно было зафиксировать на страницах и эффектно преподнести людям. Именно потому вдобавок к утренним изданиям появилась «Вечерняя газета», как бы подытоживающая события дня. Впрочем, «Вечёрки» имели не только информационную направленность, но и развлекательную. О чём в них писали?

Мы уже приводили в начале статьи номер «Вечерней Москвы» от 14 апреля 1961 года, где ликующе говорилось о встрече первого космонавта на Земле, о присвоении наград Юрию Гагарину, об открытии новой эры человечества и даже о профессиональных скептиках-злопыхателях, которые в полёт на орбиту не верят и всячески его опровергают. В одном из следующих выпусков, от 17 апреля 1961 года, журналисты продолжают демонстрировать космические успехи. Но также нам встречается экскурс в прошлое — в 16 3 апреля 1917 года — к воспоминаниям о социалистической революции. В отдельных статьях рассказывалось о кукольном театре, о спорте, о памятнике Карлу Марксу. Газета издавалась с 1923 года и выходила пять раз в неделю, кроме субботы и воскресенья.

Другие советские газеты Коротко разберём ещё несколько газет, оставивших значимый след в истории советской печати. Её главная цель — вовлечь заинтересованных людей в борьбу за высокое качество архитектурных сооружений. Номер газеты «Сельская жизнь» «Сельская жизнь» — старейшая аграрная газета, основанная в марте 1918 года. Она существует и в настоящее время. За время существования газета меняла названия: с 29 октября 1930 года она звалась «Социалистическое земледелие», с 3 апреля 1953 года — «Сельское хозяйство».

Основное направление издания — рассказывать о проблемах агропромышленного комплекса страны. Выпуски были посвящены военным и оборонно-массовым вопросам. Её сведения были полезны для красноармейцев и допризывной молодёжи тех лет. Также газета рассказывала широкому кругу читателей о положении дел в военной сфере. В качестве регионального издания для тех, кто за рулём, упомянем «Автодорожник» — газету харьковского Национального Транспортного университета, основанную в январе 1979 года.

Вообще ни о чём. Родители выписывали «Правду», потому что оба были идейные коммунисты и секретари «первичек», отец, как врач, выписывал «Медицинскую газету» и много медицинских журналов, мама учительница была и выписывала, соответственно «Учительскую газету». И очень много журналов: «Сельская молодёжь» там печатали много переводной литературы , «Юность», «Юный натуралист», «Пионер», «Природа», «Аврора», «Звезда», «Нева».

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

Но хочу подчеркнуть два очень важных момента. Первое: люди, которые периодически испытывают контролируемые стрессы, или в принципе те, кому досталась нелегкая жизнь, будут более стойкими в панических состояниях. Их нервная система, их кора головного мозга выстроила множество различных путей и ходов, потому что ранее уже сталкивалась с трудными ситуациями. Самоконтроль очень укрепляет регулярный спорт. Он формирует в человеке выносливость и стойкость к невзгодам. Второе: склонные к панике люди — изначально невротические, которые вряд ли самостоятельно в силах справиться с этим состоянием. Если человек не может успокоиться, то скорее всего беспокойство о коронавирусе — всего лишь вишенка на торте.

А торт — это невротические переживания. Они имелись давно, но сейчас просто достигли апогея. Без специалиста-психолога, психотерапевта, такому человеку лучше не станет. Вы говорили о том, что у паники есть стадии развития. На какой мы сейчас? Я думаю, что на самом начальном этапе. Все еще достаточно спокойно и достаточно контролируемо, но имеется тенденция к нарастанию тревоги.

И надеюсь, что на этом этапе все и остается. Хотя изучать панику — очень интересно. Паника — очень эффективный инструмент воздействия на людей как в средствах массовой информации, так и в управленческих и политических кругах. Думаю, что все закончится не в ближайшее время. Поэтому важно оставаться в интеллектуальном меньшинстве. Если понимаете, что паника в вашем конкретном случае перестала контролироваться, — идите к врачу. Что вы имеете в виду по поводу инструмента воздействия на массы?

В истории известны версии, что эпидемии провоцировались для того, чтобы переключить внимание граждан, напомнить, что все это мирское, что нужно ценить и любить себя. Какие-то моменты отвлечения от сложных политических процессов наблюдались в том числе и во времена средневековья, в эпоху чумы. Кому паника может быть выгодна? Это очень хорошая тема для средств массовой информации, она привлекает внимание. Выгодно производителям товаров первой необходимости, выгодно фармбизнесу. Не думаю, что они привезли коронавирус в Россию, чтобы заработать на масках, но они не против разворачивающейся шумихи.

Вопрос. Периодика советского периода: ее особенности

С этого времени радиогазеты стали основной формой советского общественно-политического вещания на протяжении всего периода 20-х годов. Рост тиражей центральных газет обычно в советский период демонстрировали на примере газеты «Правда». После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. СССР старые новости. Сохранить плейлист. Удалить из раздела «Моё».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий