«Phygital офисы Альфа-Банка — это сочетание современных технологий с физическим сервисом: клиента на входе узнает Face ID, и сотрудники получают о нем необходимую информацию. Банковский сектор переживает активную трансформацию — полностью цифровой финансовый мир в ближайшие несколько лет станет новой реальностью, а банки усилят кооперацию, в том числе международную, в борьбе с киберпреступлениями в финансовой сфере.
В 2023 году количество поддельных банковских приложений увеличилось на 25%
Революция в каналах поставки банковских услуг: современные методы коммуникаций банка с клиентами. Среди основных трендов развития цифровых банковских технологий в 2024 году можно выделить формирование технологической независимости российского финансового сектора, развитие цифрового рубля и прогрессивных методов оплаты, считает руководитель. В чем преимущества и недостатки онлайн-банков?
15 тенденций Fintech 2023: новые финансовые инновации сегодня. Обзор финтех-индустрии
примеры продуктов цифровизации банков в России. Создание условий для применения технологий RegTech для снижения нагрузки на участников рынка. Создание условий для применения технологий RegTech для снижения нагрузки на участников рынка. Геймификация в финтех и банковском деле останется важной тенденцией в сфере финансовых технологий в 2023 году.
Подписка на дайджест
- ИИ всему голова
- Лучшие статьи раздела
- Российские банки переходят на независимые технологические решения - Российская газета
- ЦБ изучает необходимость дополнительного регулирования банковских "дочек" маркетплейсов
- Тренды цифровизации банков в 2023
- Защита документов
Тенденции и проблемы внедрения новых банковских технологий
Таким образом, в ближайшие годы кибербезопасность в банкинге и финтехе будет оставаться одним из приоритетных направлений для финансовых организаций. Искусственный интеллект: будущее банковского обслуживания Искусственный интеллект ИИ стремительно меняет банковскую отрасль. ИИ-решения уже внедряются в различные области банковского бизнеса, включая: Автоматизацию бизнес-процессов: ИИ может автоматизировать утомительные и повторяющиеся задачи, такие как проверка документов, обработка платежей и управление рисками. Это позволяет банкам повысить эффективность и снизить операционные расходы.
Персонализацию клиентского опыта: ИИ может использоваться для создания персонализированных предложений и рекомендаций для клиентов. Это помогает банкам повысить удовлетворенность клиентов и увеличить продажи. Борьба с мошенничеством: ИИ может использоваться для выявления и предотвращения мошенничества.
Это помогает банкам защитить клиентов и сохранить их доверие. Однако внедрение ИИ в банковскую отрасль также связано с рядом рисков. Одним из основных рисков является сокращение рабочих мест.
ИИ может автоматизировать многие задачи, которые в настоящее время выполняются людьми. Это может привести к сокращению численности персонала в банках. Другим риском является потенциальный ущерб безопасности.
ИИ-решения могут быть подвержены ошибкам и уязвимостям. Это может привести к утечке данных клиентов или другим проблемам безопасности. Для того чтобы минимизировать риски, связанные с внедрением ИИ, банки должны тщательно подходить к разработке и внедрению ИИ-решений.
Если представить, что современный я, вернулся бы в 2005 и рассказал 22 летнему себе, чем я буду заниматься в банке в 2022 на должности директора отделения, я наверное пришел бы в восторг от технологии банкира будущего и способов реализации банковских продуктов. Визионер о технологии банкира будущего Если сегодня, банкир говорит — «Наш банк приступил к разработке, или разработал приложение мобильного банкинга, где удобно транзачить и трансфертить» — этот банкир из прошлого и едва дотягивает до современного. Хотел написать «эпоха», но скажу по другому — «Отрезок времени, который был выделен на развитие приложений для банкинга закончился», и уже давно.
Время развития банковских App — 2014-2019, тот кто занялся им позже или только сейчас, просто может уходить из банковского бизнеса, так как инвестиции в это приложение себя не окупит. Собственнику такой менеджер прибыли не принесет. Приложений банкинга для смартфона тоже не будет — потому, что не будет смартфонов.
Разве что «бабушкин iPhone». Через 2-3 года, мы даже не вспомним, что смартфоны — которые с нами кажется всю жизнь на самом деле 10 лет были неотъемлемой частью нашей жизни. Что будет вместо смартфонов и почему, я напишу немного далее.
Транзакционный и трансфертный бизнес — это удел финтеха, банк который просто попытается конкурировать с FinTech во-первых — дурак, во-вторых непременно проиграет. Причин много, но я напишу три основных: Любой банк, будь это банк Украины или США — банк зарегулированная организация. Что бы не делал банк — он жестко привязан к национальным границам и законодательству, банковская свобода настолько ограничена, что если бы мне поставили задание, объяснить — на сколько от закрытых банковских границ удалось отбежать финтеху — я бы сказал, что это расстояние до луны и обратно.
FinTech — понял, что он умнее, быстрее, развитее и гибче чем банки. В сфере транзакций и трансфертов банки им не нужны, и уж тем более, банки им не конкуренты. Разработчик вчера работавший на банк, сегодня будет сам или в команде разработчиков, создавать FinTech компанию.
Я это не придумал.
Поэтому необходима бдительность. Столкнуться с таким приложением можно как в Google Play, так и в App Store. Эту ситуацию прокомментировал директор по информационной безопасности RuStore Дмитрий Морев.
По словам эксперта, также ожидается развитие такого направления, как оффлайн-расчёты по цифровому рублю. Ранее член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вадим Деньгин рассказал о перспективах цифрового рубля.
Число инновационных разработок в московском "Банке технологий" перевалило за 400
Яндекс также чувствителен к репутации бренда. Под фильтр «Антикачество» попадают сайты бизнесов с превалирующей долей негативных отзывов о них. Для Google важно качество сайта и бизнеса. Для оценки этого параметра учитывается множество факторов, таких как информация об экспертах на сайте, ставках и комиссиях. Кроме этого, учитывается информационная активность банка и наличие статей о нём на сторонних ресурсах. Финансовая отрасль построена на доверии, поэтому репутация здесь играет ключевую роль. При этом крупным банкам сложнее управлять своей репутацией, так как объёмы органических негативных упоминаний и отзывов на порядок выше, чем у конкурентов. Для оперативного реагирования на негатив или изменения игроки рынка активно задействуют Telegram-каналы это основная платформа для вовлечения в коммуникацию с брендом молодой аудитории , push-уведомления в мобильных приложениях, публикации новостей в режиме реального времени на сайте, интеграции в подкасты, искусственный интеллект.
Социально-значимые проекты были и остаются хорошим коммуникационным инструментом для создания и поддержания дополнительной позитивной корпоративной повестки. С каждым годом влияние онлайн-репутации увеличивается. Ежегодно растёт количество пользователей Сети и среднее время пребывания в интернете.
Также на скорость развития онлайн-банкинга влияет всеобщая диджитализация населения, особенно молодых поколений. Волна оцифровки телефонии, ретейла и других сфер задала ритм, что привело к формированию финансовых экосистем, где можно не только взять кредит, но и оформить страховку, купить билеты в театр, продать машину. Пожалуй, самый яркий пример — это "Сбер", который давно вышел за рамки традиционного понимания банка и постепенно объединяет разрозненные финансовые сегменты в единую среду. Средний размер выданных автокредитов обновил рекорд В том, что касается западных банков, заметный импульс их цифровизации придала открытость — благодаря open API, то есть открытому программному интерфейсу, банковские сервисы можно легко интегрировать в продукты сторонних компаний. На практике это сводится к быстрой обработке платежей, низким комиссиям, отсутствию бюрократии. С января этого года все банки европейской экономической зоны обязаны поддерживать свои протоколы открытыми. В России же open banking остается добровольным и не особенно поспешно внедряется игроками. Кроме того, в Европе, где общий уровень жизни выше, сильна ниша wealth-менеджмента — управления большими частными капиталами. Это целый комплекс процессов, которые на себя берет банк: от инвестирования и планирования до бухгалтерского учета и налогообложения. Чего ждать пользователям Поскольку банкам выгодно создавать условия для перехода в онлайн, в ближайшие годы клиентам стоит ожидать повышения или появления тарифов в офлайн.
Ценовая и финансовая стабильность Развитие системы платежей и расчетов 5. Развитие технологий и поддержка инноваций В 2023 году Банк России продолжил создавать условия для развития и внедрения инновационных технологий и ключевых цифровых инфраструктурных проектов, направленных на повышение доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса, расширение конкуренции и снижение издержек. За отчетный год был расширен перечень сведений в Цифровом профиле, который обеспечивает простой и быстрый обмен данными между гражданами, государством и бизнесом. Теперь финансовые организации с согласия людей и компаний могут получить 44 вида сведений для предоставления им услуг дистанционно. Количество организаций, оказывающих финансовые услуги гражданам с использованием Цифрового профиля, за год практически удвоилось и достигло 112. С марта 2023 года финансовые организации могут использовать Цифровой профиль для получения сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Новый импульс для развития получили сервисы с использованием Единой биометрической системы ЕБС.
Уже сейчас свою LLM создал Сбербанк и открыл к ней доступ сторонним разработчикам. Банки часто внедряют большие языковые модели в виртуальных помощников, чтобы улучшить их взаимодействие с клиентом. Такой чат-бот не просто отвечает на запрос по заранее заданному шаблону, а анализирует большой объем информации для подготовки более персонального ответа. В целом ИИ вместе с машинным обучением может использоваться для скоринга клиентов, создания индивидуальных приложений, например по кредиту или в программах лояльности, встраивания алгоритмического трейдинга и инструментов работы с фондовым рынком, перечислил Кривошея. Фокус внимания рынка будет направлен на демократизацию генеративного искусственного интеллекта. Технология становится общедоступной, когда любой пользователь может применять инструменты ИИ, которые ранее были доступны ограниченному кругу специалистов. Такие инструменты будут направлены на решение широкого круга задач — от оптимизации операционной эффективности компаний до повышения уровня лояльности клиентов, прогнозирует Данилина. В качестве примеров таких инструментов можно привести платформу AI Builder от Microsoft, позволяющую компаниям легко внедрять ИИ в свою деятельность, а также нейросеть YandexGPT 2, которая способна анализировать любые тексты длиной до тысячи символов, отвечать на вопросы к ним и структурировать информацию. Существуют барьеры для внедрения нейросетей. По мнению Александры Власовой, это доступность и стоимость технологий, согласованность с требованиями безопасности в банковской сфере и отсутствие четкого понимания области применения. Они предоставляют клиентам общую справочную информацию там, где не справляются боты. Например, по внешнеэкономической деятельности, торговому эквайрингу или кредитным продуктам. При этом эти нейросети не интегрированы в чат напрямую, а имеют отдельные точки входа и дополняют чат-ботов. Ожидать ли появления принципиально новых технологий Новые технологии в финансах могут появиться по трем причинам, перечисляет Кривошея: регуляторные инициативы; развитие сквозных технологий, работающих независимо от индустрии и их применения. К таким технологиям относятся большие данные, ИИ, системы распределенного реестра, квантовые технологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей и т. Одним из примеров таких технологий, которые обсуждаются на российском рынке последние пару лет и могут начать активно развиваться, являются открытые API инструмент для быстрой и безопасной передачи данных между разными компаниями. На повестку дня также выходят постквантовые вычисления, приводит пример Марианна Данилина: «Этот тренд обусловлен развитием квантовых компьютеров и необходимостью создания новых криптографических алгоритмов, устойчивых к взломам систем с помощью этих самых квантовых компьютеров.
В 2023 году количество поддельных банковских приложений увеличилось на 25%
В числе новинок — система управления складом, которая позволяет до 99,5 процента увеличить точность сборки заказов и обеспечить высокую производительность — до трех миллионов складских операций в сутки. Еще одна разработка — облачная low-code-платформа по созданию программных решений любой сложности для автоматизации технологических процессов промышленных предприятий и коммунально-бытового сектора. Автоматизированная система технического учета энергоресурсов, которая устанавливается в многоквартирных домах, торговых и бизнес-центрах, а также на производственных предприятиях помогает консолидированно в автоматическом режиме собирать, хранить и передавать данные по потреблению энергоресурсов — показаний со счетчиков электроэнергии, воды, тепла и газа. Очки виртуальной реальности для роботизации трудоемких процессов подсказывают сотрудникам правильные действия при выполнении производственных процессов.
Во-первых, для повышения стабильности платежной инфраструктуры, перехода к онлайн-расчетам и созданию новых продуктов, например аккредитива между физическими лицами, а во-вторых, контроль за расходованием средств. До тех пор, пока в обороте есть наличные деньги, они остаются практически невидимыми для государства, — это создает теневую экономику, из-за которой государство недополучает налоги в бюджет, и способствует коррупции. Цифровые финансовые активы И еще один важный тренд — это цифровые финансовые активы ЦФА. В начале 2022 года ЦБ РФ зарегистрировал в реестре первого оператора цифровых финансовых активов. К сентябрю их было уже три. С точки зрения технической реализации ЦФА напоминают криптовалюты: они выпускаются по технологии блокчейн с использованием принципа распределенного реестра, что обеспечивает высокую защищенность, прозрачность и надежность транзакций. Однако в отличие от большинства криптовалют ЦФА обеспечены реальными базовыми активами.
Сейчас идет дискуссия, кто будет эмитировать ЦФА. Насколько я понимаю, у ЦБ РФ пока нет финального мнения, они хотят попробовать несколько вариантов и посмотреть, как это будет работать. Как бы то ни было, отечественные компании уже осваивают новую технологию. Это важная веха по внедрению смарт-контрактов и переходу в перспективе к подписанию с их помощью платежей клиентами. И хоть она была отклонена из-за отсутствия четких целей и задач проекта, движение в этом направлении началось… Блокчейн-платформы и смарт-контракты — наше все! Можно однозначно сказать, что самое перспективное направление цифровизации банковской сферы сейчас — это разработка блокчейн-платформ и смарт-контрактов. С технической точки зрения все готово к их внедрению в деятельность кредитных учреждений. Сейчас тот самый момент, когда создание технологии обогнало продуктовую разработку.
Сейчас свои банки есть у "Яндекса", Ozon и Wildberries. Еще одна крупная торговая площадка - "Сбермаркет" - входит в экосистему Сбербанка. Наличие банковской лицензии позволяет маркетплейсам внедрять собственные способы оплаты, например, с помощью "Ozon карты" или "Wildberries кошелька", которые можно пополнить через Систему быстрых платежей.
Рисунок 2. Этапы разработки финтех-инноваций Стадия разработки финтех-инновации считается проектной, наиболее сложной и предусматривает соблюдение надзорных и регуляторных требований действующего законодательства; лицензирование новых финтех-инноваций при их внедрении; обучение персонала; информирование клиентов о новых возможностях финтехрешений; тестирование, начало предоставления новых финтех-инноваций ограниченному числу клиентов. В мировой практике уже существуют и используются стандарты моделирования бизнес-процессов при разработке и внедрении финтех-решений, что помогает систематизировать этот процесс и сделать его максимально доступным и эффективным. Этап внедрения предусматривает интегрирование элементов финтех-решений в существующую систему банковских услуг. При положительном отклике на новую услугу кредитная организация выводит ее на рынок, продвигает во внутренней сети и развивает возможности предоставления более широкому кругу клиентов. Использование финтех-решений позволяет ускорить инновационные процессы и сократить транзакционные издержки в ходе взаимодействия участников финансового рынка. Безусловно, важным этапом разработки финтех-инноваций является выбор банком эффективной системы обеспечения безопасности инновационных продуктов, что позволяет свести риски кражи денежных средств клиентов, а также репутационные риски самого банка к минимуму, что актуально как для защиты интересов банка, так и защиты интересов клиентов. На данном этапе осуществляется поиск разумного компромисса между рисками информационной безопасности и скоростью разработки и вывода новых сервисов на рынок. В то же время, не стоит забывать, что наибольший эффект с киберугрозами и другими рисками в каналах дистанционного банковского обслуживания может быть достигнут только благодаря использованию всего комплекса средств, включая технические, организационные и др. Этап развития и контроля предусматривает выявление критических точек и оптимизацию бизнес-процессов. На данном этапе применение финтех-решений позволяет получить исходные данные для анализа и оценки эффективности и востребованности инновационных банковских услуг: количество взаимодействий, количество участников, сетевой эффект и др. В таблице 2 приведены основные различия между традиционной моделью банковских услуг и новой моделью банковского обслуживания, сочетающая повседневные потребности, пожелания и интересы клиентов. Таблица 2. Финансовое регулирование и надзор в современных условиях не может опираться исключительно на финансовые пруденциальные нормы; - цифровая трансформация потребуется регуляторам для мониторинга ключевых показателей риска в режиме реального времени и применения системы предупреждающих сигналов, так как регуляторы не успевают за активным финтех-движением и не во всех странах создана и действует соответствующая нормативная база; — в настоящее время в сфере финтеха нет единого стандарта безопасности обмена данными, и каждый участник определяет для себя собственные правила киберзащиты информации; - неправомерное использование личной информации о клиентах в коммерческих целях. Заключение События 2020-2021 гг. На фоне пандемии спрос на платежные сервисы вырос, так как люди стали реже пользоваться наличными, а треть российских МСП подключила онлайн-платежи. Существенно расширяется охват клиентской базы новыми продуктами и финтехрешениями. Россия входит в тройку стран с наиболее активным использованием цифровых технологий на финансовом рынке. Уровень проникновения финтех-услуг в Российской Федерации в 2020 г. Финансовые технологии качественно меняют финансовый рынок, делая его более прогрессивным и развитым. Разработка финтех-инноваций в сфере новых банковских услуг требует широкого программного обеспечения, технологий, передовых знаний, готовности потенциальных клиентов к восприятию и использованию их в текущей деятельности. Использование финтех-инноваций в качестве направления для разработки новых банковских услуг поможет повысить общую конкурентоспособность кредитных организаций, доступность, качество и объем банковских услуг, максимальное удовлетворение потребностей клиентов, а также снизить затраты при внедрении новых финансовых услуг. В то же время отмечается постоянно возрастающая потребность доступа к персональным данным граждан и участия в формировании их потребительского поведения, которые становятся объектом кибератак, что требует усилий и соответствующий действий государственного регулятора. Библиографический список Балашова Р. Балашова, Е. Груздева К.
Банки рассказали об инновациях, которые планируют внедрить в 2023 году
Банк России считает очень перспективной технологию видеоидентификации, она может быть опробована для трансграничных платежей, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина. Геймификация в финтех и банковском деле останется важной тенденцией в сфере финансовых технологий в 2023 году. — Какие сейчас основные категории технологий вы внедряете в банковской сфере для управления данными и аналитики? Узнайте, какие новые технологии в финансовой сфере будут актуальны в 2024 году. Авторы анализируют, как инновационные технологии в области финансовых услуг влияют на трансформацию и эволюцию банковского сектора. В Москве в «Банке технологий» представил свыше 170 отечественных разработок.