Участие страны в Мировой экономике. Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется. Ответ оставил Гость. Участие страны в Мировой экономике.
§ 14. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Расширение участия страны в мировой экономике называется интернационализация. Разъяснение: Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется глобализацией. Участие страны в мировом хозяйстве через экономическую международную интеграцию имеет множество преимуществ. Преимущеста глобализационного процесса: Глобализация вызвала обострение международной конкуренции. Конкуренция и расширение рынка ведут к углублению специализации и международного разделения труда, стимулирующих в свою очередь рост производства не. Национальные хозяйства объединяются в мировую экономику на основе международного разделения труда (МРТ), представляющего собой специализацию стран на производстве отдельных видов продукции, которой они обмениваются между собой. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
Тема 3. Интернационализация производства и интеграционные процессы в мировом хозяйстве
Глобализация предполагает интеграцию страны в мировые процессы. Лучший ответ на вопрос «Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется» от пользователя АВРОРА ЗАМЯТНИНА в разделе Технология. Дан 1 ответ. Участие страны в Мировой экономике. Вы зашли на страницу вопроса Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется?, который относится к категории Экономика. Интеграционные процессы в мировой экономике объединяют страны в один общий рынок, имеющий единую экономическую политику. Интеграция стимулирует рост э. Глобализация предполагает интеграцию страны в мировые процессы.
Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется...
К основным из них относят: процент продукции на экспорт от общего объема производимой продукции; объемы внешней торговли от общего объема национального продукта; роль участие страны в общем объеме торговли в мире; объем внешнеторгового оборота из расчета на душу населения. Место отдельной страны в мировой экономике тоже можно определить, используя показатели, например степень активности участия страны в мировой торговле товарами, услугами и капиталом. Экономическую активность отдельной страны вычисляют, обращаясь к показателю производительности труда: по стране, по отраслям и по подотраслям. Во внимание принимаются и частные показатели эффективности, а именно: капиталоотдача; фондоотдача; материалоотдача.
Разберем основные понятия. Капиталоотдача демонстрирует доход, полученный предприятием по отношению на каждую вложенную в него денежную единицу за определенный его экономисты называют отчетным период. То есть чем больше денег предприятие получает с каждой единицы средств например, рубля или доллара , тем более высокими будут считаться его показатели капиталоотдачи.
Там ощущается как нехватка природных ресурсов, в первую очередь продовольственных, так и, наоборот, переизбыток рабочей силы, численность которой все возрастает. По этой же причине не всегда может быть целесообразным вложение капитала и наукоемких технологий в страны периферии. Современный уровень развития науки и техники позволяет значительно увеличить производство продуктов питания.
Важнейшей глобальной проблемой является экологическая. Для предотвращения вредного воздействия на природу нужны крупные капиталовложения. Вопросы и задания 1.
Что такое международные экономические отношения? Каковы их разновидности? Как развивалась международная торговля в процессе исторического развития человечества?
Когда появилась мировая экономика в современном ее понимании? Что этому способствовало? Как и почему возникает международное разделение труда?
Что такое интернационализация?
В 1950—1970-х гг. Начиная с 1980-х гг. Развитые страны постепенно вступают в период постиндустриального развития.
Большинство социалистических стран перешли к рыночной экономике. На свое место в международном разделении труда начинают претендовать ранее слаборазвитые в экономическом отношении страны. Все это объективно способствовало интеграции национальных экономик и становлению международного рынка. Как известно, на территории одной страны не могут находиться все ресурсы в полном объеме, необходимые для эффективного развития национальной экономики.
Поэтому экономика каждой страны специализируется на производстве ограниченного круга продукции. Это, с одной стороны, позволяет совершенствовать технологию и увеличивать производительность труда, а с другой — вынуждает страны обмениваться между собой произведенной продукцией. Так возникаетмеждународное разделение труда, которое представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг, которыми они обмениваются друг с другом. Участвующим в международном разделении труда странам выгодно не только экспортировать произведенную продукцию и импортировать недостающие у них товары, но и привлекать недостающие факторы производства — капитал, рабочую силу, новые технологии.
Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется интернационализацией. Она измеряется рядом показателей. Прежде всего это показатели участия в мировой торговле. Из других показателей интернационализации выделяют долю импорта в розничном товарообороте страны, долю иностранных товаров на внутреннем рынке, объем экспорта товаров и услуг на душу населения, объем иностранных капиталовложений, их долю в ежегодных инвестициях, долю иностранной рабочей силы в общем числе занятых, долю иностранных патентов и лицензий в общем количестве зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.
Во второй половине XX в. К ним относят хозяйственные структуры, которые включают «родительские» «материнские» компании и их зарубежные филиалы. Подавляющая часть «родительских» компаний размещается в развитых странах, намного меньше — в развивающихся и в странах с переходной экономикой. Привлекая ресурсы других стран, транснациональные корпорации получают возможность организовать в рамках всей планеты собственную сеть производства и сбыта продукции.
Однако интересы транснациональных корпораций не всегда соответствуют интересам национальных экономик, поэтому их деятельность в некоторых случаях вызывает настороженное отношение со стороны национальных хозяйствующих субъектов и государств. В современной внешнеэкономической деятельности доминирует уже не внешняя торговля, а организация производства товаров и услуг непосредственно на зарубежных рынках. А мировой экспорт все чаще становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями транснациональных корпораций. Деятельность транснациональных корпораций все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала.
Подобный процесс называется глобализацией, которая, по сути, представляет собой более высокую стадию интернационализации. Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными корпорациями в том смысле, что последние присутствуют на большинстве национальных рынков товаров и услуг.
Это долгосрочные стратегические инвестиции в предприятия, дающие право на управление ими, на принятие производственных решений.
В 2000 г. США; этот рост был обеспечен почти исключительно за счёт обмена капиталами между развитыми странами. Движущая сила интернационализации — транснациональные корпорации ТНК.
Как следует из 17-го ежегодного рейтинга Forbes Global 2000 , в 2019 г. США выручки и более 186 трлн долл. Топ-100 компаний мира по размеру иностранных активов, на которые в 2018 г.
В состав каждой из этих 100 крупнейших корпораций мира в 2018 г. Интернационализация экономики — объективный и необратимый процесс, содействующий формированию глобального экономического, финансового, информационного, культурного пространства. В его основе лежит развитие рыночных взаимосвязей и обменов.
Регулирование этих процессов осуществляется многоуровневой системой государственных, общественных, межгосударственных и международных институтов. Исходное звено этой системы — национальные государства. Заинтересованные в повышении конкурентоспособности своих экономик, они проводят соответствующую внешнеторговую , таможенно-тарифную , валютную , денежно-кредитную , финансовую политику.
Межправительственные и межрегиональные организации призваны обеспечивать взаимодействие и координацию деятельности государств в экономической сфере, согласовывая устанавливаемые национальными законодательствами параметры и правила внешнеэкономического регулирования. Важную роль в интернационализации экономики играют ведущие международные экономические институты: Международный валютный фонд МВФ и Всемирный банк.
Процесс вхождения всех стран в единое мировое хозяйство называется
В 1999 г. Продажи зарубежных филиалов ТНК растут быстрее, чем мировая торговля товарами и услугами. Интеграционные процессы в региональных блоках позволяют объединить материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы различных стран и регионов в глобальное мировое пространство. Глобализация является необратимым процессом,основанным на объективных сдвигах в сферах коммуникаций, производства, торговли, финансов. Поэтому процессы межгосударственной интеграции в отличие от глобализации являются обратимыми. Глобализация универсальна по субъектам, участвующим в ней. В свою очередь это порождает рост численности населения с низкими доходами и резкое имущественное расслоение на тех, кто пользуется материальными плодами глобализации, и на тех, кто обделен ими. Актуальность новых тенденций в МЭО возрастает, если учесть появление новых экономических держав — Китая и Индии. Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 3037; Популярные статьи: Века вооружений.
Фактор, стимулирующий интеграционные процессы —повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются: глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных отношений об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира, которая в 1995 г. Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы. Другая, не менее важная предпосылка — географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу. Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь.
Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе. Цели и эффекты интеграции Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран. В Европе Римский договор 1957 г. Реализация этой глобальной цели была конкретизирована Единым европейским актом 1986 г. Предполагалось: создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства; проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности; проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов; выработка общей внешней политики, политического сотрудничества. Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического.
Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики. Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производствен-ных связей. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран — членов ЕС. Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах.
А в Латинской Америке и особенно в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество. Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы — евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания. Функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров. Теории международной экономической интеграции В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др. Представители раннего неолиберализма 1950—1960 гг.
Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция , разбалансированность международной торговли, расстройство платежей. Однако развитие международной экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов. В середине 60-х гг. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики , ее рациональное и сбалансированное развитие. Представители с тру ктурализм а — шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др.
Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности. В 70-х гг. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый — интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй — интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон. Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и считают, что создание и функционирование международных экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации кредитной политики. Данное направление экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном.
Значительную роль в развитии теории международной экономической интеграции сыграли отечественные экономисты. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран. Шишков выделяет в межгосударственном интеграционном процессе «частные интеграции» производства, национальных, товарных и кредитных рынков. По его мнению, в воспроизводственном цикле наименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей степени — кредитно-финансовая. Шишков справедливо считает, что интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют прежде всего прямые международные хозяйственные связи на уровне агентов экономики. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и прочих систем.
В настоящее время в связи с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубиной интеграции. Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников. Главные интеграционные группировки мира Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу.
Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни. Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка Официально до 1 ноября 1993 г. Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.
И хотя этот тип интеграции не полностью подходит под определение экономической интеграции в классическом понимании, но имеет ряд признаков экономических интеграционных процессов: использование труда бесплатно или за заниженную плату людей завоеванной страны в том числе плененных; местного населения колоний ; потребление на месте и вывоз из оккупированной страны в страну-завоеватель производственных фондов, товаров, драгоценных металлов, культурных ценностей, захваченных при экспансии или приобретенных по принудительно заниженной цене; использование производственных фондов оккупированной страны для нужд агрессора по заниженной цене минимальной цене эксплуатации ; могут иметь место элементы налоговой системы, навязанной страной-завоевателем дань Руси в пользу татаро-монгольского ига, выплаты контрибуции странами гитлеровской коалиции в пользу стран-победителей ; использование монетной регалии с учётом экономических интересов страны-завоевателя. Денежное обращение помимо обычного при принудительной экономической интеграции можно рассматривать как элементы наднациональной или межнациональной денежной единицы.
Немаловажно и то, как государство участвует в международной ротации капитала. Чем выше уровень экономического развития страны, тем у нее больше возможностей вкладываться в экономику других государств. Принимается во внимание и объем внешнего долга государства, а также то, как он сочетается с экспортом и ВВП.
При систематическом учете всех обозначенных показателей удается выстроить разумную политику, которая позволяет сбалансировать внешнеэкономический обмен. При изучении мировой экономики необходимо отслеживать ключевые параметры ее развития, достижения отдельно взятых государств. Если это вам интересно, поступайте на направление «Экономика» в московский институт ИМЭС и становитесь высококвалифицированными специалистами в экономической сфере. Источник Усиление участия страны мировом хозяйстве это Уровень участия страны в мировом хозяйстве [c. Достигнутый уровень интернационализации измеряется целым рядом показателей. Какие же это показатели [c.
Усиление участия страны мировом хозяйстве это
Задачами этих организаций являются: содействие достижению большей совместимости национальных экономик; установление единых правил и норм международных экономических отношений; разработка общих принципов структурных преобразований, экономической модернизации, стандартизация статистической отчётности; помощь развивающимся странам с целью ускорения их включения в процесс интернационализации. Особое место в стимулировании интернационализации экономики занимает Всемирная торговая организация ВТО , членами которой являются 159 государств 2021. Эта организация, предпосылкой функционирования которой является открытость национальных экономик, делает взаимовыгодными международные торговые связи, усиливает взаимозависимость экономик различных стран. Встраивание их в глобальную экономику повышает в конечном счёте их конкурентоспособность и эффективность. Вместе с тем участие в ВТО требует от вступающей в неё страны защиты отдельных, особо чувствительных и развивающихся отраслей, соблюдения постепенности в открытии их рынков. Интернационализация экономики втягивает в своё русло всё большее число стран. При этом она наталкивается в ряде стран прежде всего в Африке на труднопреодолимые препятствия. Примерно половина развивающихся стран ещё имеют замкнутую экономику, не затронутую расширением международных экономических обменов, движением капиталов. На эти противоречия накладываются и некоторые негативные последствия деятельности международных экономических организаций.
Так, политика МВФ, предъявляющая стандартные требования к модернизации экономики различных стран, не в полной мере учитывает их специфику, уровень развития, своеобразие менталитета населения, исторические традиции каждой страны. Это сдерживает процессы интернационализации мировой экономики. Хавина Сева Абрамовна. Редакция макроэкономики и финансов Опубликовано 12 декабря 2022 г. Последнее обновление 12 декабря 2022 г. Связаться с редакцией.
Всего выделяют три вида внешнеторговой политики: Свободная торговля — как нетрудно догадаться из названия, при такой политике страна поощряет свободное развитие торговли с другими государствами. Протекционизм — политика, при которой правительство стремится защитить интересы местных производителей и не дать зарубежным конкурентам занять много места на рынке. Умеренная внешнеторговая политика объединяет черты свободной торговли и протекционизма.
Методы государственного регулирования внешней торговли Большинство государств заинтересовано в том, чтобы экспортировать как можно больше товаров и услуг и при этом ограничить конкурентоспособность импортных товаров на внутреннем рынке. Для этого страны используют методы регулирования внешней торговли, которые могут быть тарифными, то есть связанными с таможенными сборами, и нетарифными. Отобразили их в таблице.
Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы — евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания. Функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров.
Теории международной экономической интеграции В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др. Представители раннего неолиберализма 1950—1960 гг. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция , разбалансированность международной торговли, расстройство платежей. Однако развитие международной экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию государства в экономических делах.
Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов. В середине 60-х гг. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики , ее рациональное и сбалансированное развитие. Представители с тру ктурализм а — шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.
В 70-х гг. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый — интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй — интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон. Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и считают, что создание и функционирование международных экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации кредитной политики. Данное направление экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном. Значительную роль в развитии теории международной экономической интеграции сыграли отечественные экономисты.
Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран. Шишков выделяет в межгосударственном интеграционном процессе «частные интеграции» производства, национальных, товарных и кредитных рынков. По его мнению, в воспроизводственном цикле наименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей степени — кредитно-финансовая. Шишков справедливо считает, что интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют прежде всего прямые международные хозяйственные связи на уровне агентов экономики. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и прочих систем.
В настоящее время в связи с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубиной интеграции. Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников. Главные интеграционные группировки мира Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов.
Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни. Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка Официально до 1 ноября 1993 г. Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г.
Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС. Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Было предусмотрено создание Европейского союза, который должен был обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности. Реализация Единого европейского акта приведет к тому, что Европейский союз будет иметь структуру федеративного типа. Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача завершения создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов , услуг и гражданских лиц, что и было достигнуто.
Для реализации идеи единого рынка Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами — членами ЕС. К середине 90-х гг. В 1991 и 1992 гг. С 1 ноября 1993 г. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок к высшим экономический и валютный союз , так и увеличением числа участников. С 1 января 1995 г.
В настоящее время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления , и страны оформили экономический, валютный и политический союз. Существование экономического союза предусматривает, что Совет министров ЕС разрабатывает основные направления экономической политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена. Политический союз направлен на проведение единой внешней политики, в частности в области безопасности, и выработку общих подходов в рамках внутреннего законодательства: гражданского и уголовного. Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введения единой валюты—евро: 1997 г. Определяются страны, которые выполнили требования и могут войти в валютный союз; 1 января 1999 г.
Страны окончательно привязывают курсы своих валют к евро. Начинает работать Центральный банк ЕС; 1999—2002 гг. Банки и другие финансовые институты переходят на пользование безналичным евро; 1 января 2002 г. Появляются банкноты евро, национальные валюты продолжают хождение; 1 июля 2002 г. Старые валюты прекращают свое существование. С 1 января 1999 г.
Наряду с существовавшим ранее международным межотраслевым и внутрифирменным разделением труда происходит внутриотраслевое межфирменное его разделение, возникает новая модель международного разделения труда. На базе международного технологического разделения труда и его новых социально-экономических форм складывается интернациональная производственная система. Во 2-й половине 20 в. Резко в среднем в 1,8 раза выросла вовлечённость всех стран, в том числе развивающихся , в международное разделение труда. При этом внутриотраслевая международная торговля всё более вытесняет традиционную межотраслевую.
К середине 1990-х гг. Тенденция к либерализации международной торговли, открытости экономик, будучи частью мировой экономической трансформации, проявляется в размывании тарифных барьеров, уменьшении роли нетарифных методов регулирования. В последней трети 20 в. Значительная концентрация ресурсов, чрезвычайная мобильность финансовой сферы благодаря развитию интернет- и электронных технологий — всё это приводит к тому, что общие суммы средств, обращающихся на финансовых рынках, во много раз превышают объём мирового ВВП. Создаётся транснациональная инфраструктура финансового рынка , унифицируются и стандартизируются условия международных кредитных и расчётных операций.
Одна из форм интернационализации финансовых потоков — формирование вненациональных рынков капитала на базе офшорных операций т. Наиболее динамичным инструментом финансовой интернационализации служат прямые иностранные инвестиции. Это долгосрочные стратегические инвестиции в предприятия, дающие право на управление ими, на принятие производственных решений. В 2000 г. США; этот рост был обеспечен почти исключительно за счёт обмена капиталами между развитыми странами.
Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется...
Глобализация позволяет странам получать доступ к новым ресурсам, технологиям и рынкам, что способствует экономическому развитию и повышению жизненного уровня населения. Однако она также может иметь негативные последствия, такие как увеличение неравенства, зависимость от других стран и угрозы безопасности. Пример использования: Опишите причины и последствия глобализации для экономического развития выбранной страны. Совет: Чтобы лучше понять глобализацию, рекомендуется изучить примеры успешных и неудачных стратегий глобализации разных стран.
Предполагалось: создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства; проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности; проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов; выработка общей внешней политики, политического сотрудничества. Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического.
Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики. Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производствен-ных связей. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран — членов ЕС.
Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А в Латинской Америке и особенно в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество. Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы — евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания.
Функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров. Теории международной экономической интеграции В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др. Представители раннего неолиберализма 1950—1960 гг. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция , разбалансированность международной торговли, расстройство платежей.
Однако развитие международной экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов. В середине 60-х гг. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики , ее рациональное и сбалансированное развитие.
Представители с тру ктурализм а — шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности. В 70-х гг. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый — интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй — интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии.
Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон. Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и считают, что создание и функционирование международных экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации кредитной политики. Данное направление экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном. Значительную роль в развитии теории международной экономической интеграции сыграли отечественные экономисты. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран.
Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран. Шишков выделяет в межгосударственном интеграционном процессе «частные интеграции» производства, национальных, товарных и кредитных рынков. По его мнению, в воспроизводственном цикле наименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей степени — кредитно-финансовая. Шишков справедливо считает, что интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют прежде всего прямые международные хозяйственные связи на уровне агентов экономики. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и прочих систем.
В настоящее время в связи с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубиной интеграции. Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников.
Главные интеграционные группировки мира Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни. Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.
ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка Официально до 1 ноября 1993 г. Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС. Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс.
Было предусмотрено создание Европейского союза, который должен был обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности. Реализация Единого европейского акта приведет к тому, что Европейский союз будет иметь структуру федеративного типа. Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача завершения создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов , услуг и гражданских лиц, что и было достигнуто. Для реализации идеи единого рынка Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами — членами ЕС. К середине 90-х гг.
В 1991 и 1992 гг. С 1 ноября 1993 г. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок к высшим экономический и валютный союз , так и увеличением числа участников. С 1 января 1995 г. В настоящее время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления , и страны оформили экономический, валютный и политический союз.
Существование экономического союза предусматривает, что Совет министров ЕС разрабатывает основные направления экономической политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена.
История повествует о том, что политика протекционизма нередко использовалась в начальный период формирования капитализма. Так, в 1667 г. Политику своего отца продолжил Пётр I. Он вводил повышенные пошлины на те заграничные товары, которые могли конкурировать с продукцией русских мануфактур. Другой разновидностью внешнеторговой политики является так называемое фритредерство. Для него характерны отсутствие различных ограничений на пути иностранных товаров, низкие пошлины или полная их отмена. Во второй половине XIX в. На передний план в этих странах выдвинулась уже не задача защиты внутреннего рынка, а стремление к расширению внешней торговли, снимались ограничения на импорт и вводился свободный обмен национальной валюты на валюту других стран. Для государства при этом крайне важно повысить конкурентоспособность собственной экономики путём вложений в передовые технологические идеи, развития перспективных отраслей.
Во внешнеторговой политике нередко используется контроль над соблюдением различных требований — технических, санитарных, ветеринарных, экологических и пр. Так, Россия использует запрет или ограничения на ввоз в страну отдельных видов товаров, не соответствующих санитарным требованиям. Что такое обменный курс валюты? Валютой принято называть денежную единицу какой-либо страны, т. Так, российская валюта — рубль, в Англии это фунт, ряд стран Европы в качестве общей валюты используют евро. Все эти денежные единицы точнее было бы называть национальной валютой. С развитием международных экономических связей и всемирной торговли нередко приходится обменивать валюту одной страны на валюту другой. Для осуществления обмена валют важным показателем является валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Основой для установления таких обменных курсов служит так называемый паритет покупательной способности. Слово «паритет» —означает соотношение между денежными единицами различных стран по количеству товаров, которые можно купить за денежную единицу.
Например, если какой-то товар в США стоит 2 долл. Или, другими словами, 1 долл. Существуют различные курсы валют: фиксированный и биржевой. Фиксированный курс валют устанавливается национальным центральным банком или международными органами валютного паритета. Биржевой курс валют устанавливается на валютной бирже в результате торгов между теми, кто продаёт, и теми, кто покупает валюту. Какие условия влияют на обменный курс валюты?
По его оценкам, к 2050 году эти страны могут стать доминирующими экономическими системами в мире.
Созвучность названия группы со словом brick «кирпич» , не случайно. Оно подчеркивает, что благодаря развитию этих стран во многом будет строиться дальнейший рост всей мировой экономики. Первые встречи в формате БРИК состоялись в 2006 году. В июле 2008 года краткая встреча глав государств и правительств содружества прошла в японском городе Тояко в рамках саммита «Большой восьмерки», где лидеры Бразилии, Китая Индии и России договорились о необходимости проведения саммита и утвердили место следующей встречи. Тогда целью объединения обозначили «развитие последовательного, активного, прагматичного и открытого диалога и сотрудничества между странами». Внутри БРИКС работают еще десятки групп и объединений по различным направлениям, которые закрывают поставленные на саммите задачи. Первый создан для поддержания финансовой стабильности в странах «пятерки».
Глобализация мировой экономики: сущность, основные направления, последствия
Интернационализация мирового хозяйства – это такой тип экономического сообщения между странами, при котором производство одной страны включается в общемировой производственный процесс. Международная экономическая интеграция — процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок. обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве. Другие ответы на вопросы из темы экономика интуит. На ваш вопрос, находится ответ у нас, Ответил 1 человек на вопрос: Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется. Международная экономическая интеграция — процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок.