Голова болит, хочется спать и во рту вкус той помойки (вполне логично), которую мы устроили вчера из своего желудка. Проведать могилы родных и близких на кладбище в Вербное воскресенье тоже не запрещено, но нежелательно, по тем же самым причинам, о которых мы только что сказали: время радоваться, а не печалиться об ушедших.
Головная боль во время поста
Почему хотя бы на время отказываться от продуктов животного происхождения необходимо для здоровья? Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек. И пост это как раз то время когда эти намеки сыпятся мне на голову. Дневник головной боли в Рамадан. Начать-то поститься он начал, но к середине поста сорвался и принялся злоупотреблять жирной пищей и алкоголем.
«Если по какой-то немощи случится нарушить пост, не следует падать духом и вообще оставлять его»
Причиной головной боли может быть отказ от кофеина и табака. При низком кровяном давлении головная боль может быть достаточно сильной и может вызвать тошноту перед ифтаром. Головные боли во время лечебного голодания могут возникать из-за сильной зашлакованности вашего организма вредными веществами. Дневник головной боли в Рамадан. Люди постятся по разным причинам, кто-то считает это полезным для здоровья, кто-то необходимым условием для спасения души. Во время поста выделяется меньшее количество кислоты, однако мысли о пище, ее запах могут спровоцировать ее выделение.
Вербное воскресенье 2024: в чем суть праздника, что можно и нельзя делать
Нанесение жира или масла на усы. Нанесение сурьмы на ресницы. Хиджама кровопускание при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня.
В шафиитском мазхабе использование сивака во время поста после наступления обеденного намаза является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу использование сивака является сунной в любом случае. Доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха e сказал: «Одно из лучших качеств постящегося — это использование сивака» хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни , а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха e использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня хадис приводит имам Ахмад. Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.
Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню.
Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост. Желательные мустахаб действия во время поста Сухур и ифтар. Посланник Аллаха e сказал: «Совершайте сухур, воистину в сухуре заключён для вас баракат» хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим. Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается.
Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста пост предполагает определённую тяжесть для человека. Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника e: вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы» приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки. Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.
В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха e сказал: «В сухуре содержится баракат, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».
Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом.
То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, — человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату. В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан например, он болен или находится в пути , и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос — обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью накормит бедняков за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет.
Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана , когда мог восполнять пост , и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься.
Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился — фидья выплачивается за весь месяц. Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день — день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа. Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд.
Однако это не является условием действительности восполнения поста — дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени. Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан , он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када восполнение поста , его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан , его пост будет засчитан в соответствии с намерением.
А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан. Выплата фидьи Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка при этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился , либо отдавать бедняку каждый день половину са примерно 4 кг пшеницы.
Кроме того, дозволено вместо продуктов отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор: выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.
Великий пост может оказаться тяжелым испытанием для многих верующих, а чтобы он был полезен для здоровья, нужно проконсультироваться с врачом.
Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
А когда его спрашивают,вот вы ведь говорите что вы суннит,почему вы не отпускаете бороду как Пророк мир ему Аялутдинов отвчеает: Знаете,я не могу, у меня встречи в Кремле!!! Аки Басков прям или Кирокоров АузубиЛляхи. Даша это откуда простите??? Ухти ты можешь как угодно и кого угодно слушать,даже этих ширкачей,НО не вводи взаблуждение не знающих,ты за них понесёшь ответственность 29. Вы элементарно даже не знаете чем отличаются суфисты....
Упрекать человека в том ,что он не отращивает бороду-это смешно. Наличие бороды нынче отвечает что ли за набожность или великие знания!? Вы сперва изучите Ислам в том объёме который знает Кардави и Аляутдинов. А после называйте ширкачами. Побойтесь Бога. Мир Вам,я больше не хочу заниматься злословием и сплетнями ,тем более на людей которые знания брали не с интернета. Он не ашарит это его так теперь суфисты отмазывают что ли Для меня те люди кто просят помощи на могилах ,разрешаю то что запретил Бог и т. Голова-проблемма и моя тоже Терпение.
«Если по какой-то немощи случится нарушить пост, не следует падать духом и вообще оставлять его»
На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Категорически не рекомендую во время жесткого поста употреблять крепкий кофе и чай. Поэтому в случае очень сильной головной боли вы можете выпить таблетку. Иными словами, болезнь – это уважительная причина для прерывания поста, как об этом ясно сказано в Священном Коране. Терапевт предупредила о головных болях, усталости и слабости в организме.
Медицинские исследования мусульманского поста
Если человек испытывает слабость, головные боли и тому подобное во время поста, то, во-первых, нужно попытаться плотно завтракать на сухур и нужно стараться не перегружать себя в течение дня, чтобы усталость не приводила к тому, что вам приходится нарушать пост. Солнышко, у меня в первый день поста заболело горло, да так, что с утра проснувшись не смогла сглотнуть. Поэтому в случае очень сильной головной боли вы можете выпить таблетку.
Болезни и пост. Кому разрешено не держать Пост месяца Рамадан
Что такое ифтар и сухур? Сухур, предрассветный приём пищи, и ифтар, вечернее разговение во время Рамазана, заменяют традиционное трёхразовое питание. Сухур совершают перед молитвой фаджр, до наступления рассвета. Ифтар — вечером после заката. При этом ночные приёмы пищи — обязанность постящегося мусульманина, они относятся к сунне пророка Мухаммада. Ежедневно перед тем как совершить пост, мусульмане произносят намерение приблизительно в следующей форме: "Я намереваюсь завтра сегодня совершить пост месяца Рамазан, ради Аллаха". Как войти в оразу, и что лучше есть во время вечернего приёма пищи? Во время ифтара очень важно не объедаться. Потому что, во-первых, вам после него ещё желательно поспать особенно если утром надо на работу , во-вторых, вам после него придётся молиться часа полтора, что затруднительно с полным желудком. Пророк Мухаммад разговлялся фиником и запивал его большим количеством воды. Врачи поддерживают этот способ питания и добавляют, что можно к финику съесть пару других сухофруктов — главное, их долго и тщательно пережёвывать.
Они собьют зверский аппетит и тогда можно приступать к нормальному ужину. Любимый постящимися казахами бешбармак отменяется — врачи рекомендуют супы всех видов и в небольшом количестве. Во время ифтара жизненно необходимо больше жидкости — измождённый за день организм впитает её, как губка, восстанавливая водный баланс. Что лучше есть во время утреннего приёма пищи? Утренний приём пищи должен насытить вас на как можно большее количество времени. Поэтому здесь можно и бешбармак, и плов, и другие сытные блюда, но только если вы после него не ляжете спать. В любом случае переедать тоже не стоит. Рекомендация врачей: на завтрак лучше есть кашу, даже если завтрак в четыре утра. Предпочтение отдаётся кукурузе и пшену — они перевариваются очень долго, насыщая организм необходимыми микроэлементами.
К пяти столпам ислама относятся: шахада, намаз, ораза, закят и хадж. Шахада — декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Намаз — пять ежедневных молитв. Ораза — пост во время месяца Рамазан. Закят — обязательное пожертвование, религиозный налог в пользу нуждающихся. Хадж — паломничество в Мекку. В течение месяца Рамазан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни даёт возможность мусульманам продемонстрировать силу своей веры. Во время поста они стремятся обуздать свои инстинкты и страсти. Помимо внешней чистоты в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю — освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Мусульмане считают, что соблюдение духовного и телесного поста в месяц Рамазан чрезвычайно позитивно воздействует на их души. Вреден ли мусульманский пост? Врачи считают, что не вреден. К примеру, ночные приёмы пищи, как правило, умеренны, и желудку легче с ними справиться. Привыкая к небольшому количеству еды, пищеварительная система начинает работать лучше, а организм чистится от шлаков. Кому не рекомендуется держать оразу? Мусульманский пост достаточно гибок и основан на том, что жизнь и здоровье человека — самое ценное для Бога. Поэтому если есть риск для вашего здоровья, держать пост не рекомендуется. В перечне на первом месте путники, беременные и кормящие женщины и дети вообще, до семи лет, но имамы не рекомендуют растущему организму такой режим питания. Также нельзя держать пост болеющим людям — тем, кому нужно постоянно принимать лекарства и необходим нормальный режим дня и питания.
А если прервавший пост больной выздоровеет в дневное время суток рамадана, то он не имеет право поститься в этом день, потому что не имел намерения поститься весь день до начало рассвета. Если такая опасность исчезнет со временем, и больно может поститься, то он должен возместить пропущенные дни поста до следующего рамадана. Если надежды на выздоровление нет, то он должен накормить за каждый пропущенный пост одного бедняка. Если же после выздоровления верующий не возместил пропущенные дни до наступления рамадана, то ему следует после окончания месяца поста, не только возместить пропущенные дни, но и накормить за каждый пропущенный день бедняка. Если же он не успел возместить пропущенные дни по причине затяжной болезни, то он обязан только возместить пропущенные дни и не должен кормить бедняков. Этого мнения придерживаются Зейд б. Аслам, аз Зухри и Малик. Вопрос: Является ли розговеньем использование глазные капель в дневное время месяца рамадан или нет? Ответ : Правильным представляется мнение о том, что глазные капли не являются розговеньем, хотя по этому вопросу среди учёных-богословов существуют расхождения. Некоторые из них считают, что если вкус капель будет ощущаться в горле, то это будет розговенье. На наш взгляд истина состоит в том, что глазные капли образом не могут быть средством розговенья, поскольку через глаз нет пути во внутренние полости. Как бы то ни было для предосторожности и с целью избежать расхождения подтверждаем, что если человек почувствует в горле вкус капель, то в этом нет ничего плохого. Истина состоит в том, что глазные или ушные капли не являются розговеньем. Ответ: Правильным является высказывание о том, что использование глазных или ушных капель для лечения не делает пост недействительным, поскольку ни в шариате лечебные капли не называются едой или питьем, и они попадают в организм не традиционным для еды и питья путём. Однако если человек отложит закапывание глаз или ушей на ночь, то это будет более надёжным и позволит избежать имеющихся среди учёных расхождений. То же самое распространяется и на приступ рвоты, исход которой не делает пост недействительным, так как Аллах возлагает на душу только то, что ей по силам, а шариат построен таким образом, чтобы снимать с человека любое затруднение, ибо Всевышний сказал: «И не наложил Он на вас тяжёлого труда в вере. Ответ: Это неверно, так как использование хны во время поста не является розговеньем и не оказывает на постящегося никакого негативного воздействия. То же самое относится к сурьме, ушным и глазным каплям , которые не вредят постящемуся и не являются розговеньем. Что же касается использования хны во время молитвы, то я не знаю, как быть с этим вопросом, поскольку женщина во время молитвы не может окрашиваться хной. Возможно женщина хотела знать, делает ли хна омовение недействительным? Отвечаю, что использование хны не влияет на правильность омовения, поскольку хна не является веществом, препятствующим проникновению воды к коже. Хна всего лишь краска, придающая специфический цвет. С тем, чтобы омовение было действительным, такие вещества необходимо удалять. И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров! Говорит, что касается больного человека, говорит Аль Куртуби: больной человек бывает в двух ситуациях: первая ситуация — болеет настолько, что не способен держать уразу никоим образом, такой человек обязан разговеться, то есть ваджибом обязанностью для него является разговеться. Второе положение — когда человек способен держать уразу, но это наносит ему вред и наносит ему сложность. Такой человек, разговеться ему является желательным, но не обязательным. И никто не будет держать уразу в таком состоянии кроме, как джахиля невежественного человека , то есть если ураза наносит вред человеческому здоровью , то желательным для него является разговеться и если он продолжает держать уразу, то это является проявлением невежества с его стороны. Говорит ан-Навави сказали шафииты: «Условием болезни, которая позволяет человеку разговляться и не держать уразу, это что бы болезнь была такая, которая при держании уразы наносится ему сложность. То есть человек болеет, такой болезнью, что если человек будет держать уразу при этой болезни, то его организму наносится сложность. Допустим болезнь, как небольшая боль в голове или у человека небольшой насморк, если он держит уразу с такой болезнью, он не приносит никакого вреда своему организму, он не имеет права разговляться, он должен держать уразу, но если действительно болезнь наносит какую-то сложность человеку, более-менее серьезную сложность, тогда он может разговеться. А что касается болезни, такой слабенькой болезни боль в голове, насморк , что если человек будет держать при ней уразу, никакого вреда, никакой особой сложности не нанося своему организму, такой человек не имеет права разговляться, он обязан держать уразу, без разногласий у шафиитов, в противоречие захиритам», захириты говорят, любая болезнь, которая даже может никакого отношения к уразе не иметь, уже разрешает человеку не держать уразу. Например, у человека болит ухо, если ты будешь держать уразу, то эта болезнь никак не влияет на уразу, так же как ураза никак не влияет на твое ухо. То есть от того что ты не будешь держать уразу ухо у тебя и не выздоровеет и не заболит еще больше. Захириты говорят, что в любом случает, если есть болезнь, то человек может разговляться и не держать уразу, почему? Потому что Всевышний Аллах, субхана ва Тааля, сказал: «Если вы будете путниками или будете больными, можете уразу не держать». Говорят, человек болеет, ухо болит, всё, человек называется больной и уразу может не держать. Но это мнение является неправильным. Говорит: И то мнение, которое установили шафииты, это также мнение ханбалитов и маликитов. От ханбалитов это мнение передает Ибн Кудама,а так же аль-Мардави. От маликитов передает Абу АбдиЛлях аль-Куртуби». Значит правильное мнение то, что если человек заболел такой болезнью, которая в случаи уразы, наносит ему определенную сложность и наносит вред его организму, тогда эта болезнь является той, которая позволяет человеку разговляться. Если же болезнь посторонняя, не имеет никакого отношения к уразе, ураза, если человек будет её держать не ослабляет организм, то такая болезнь не позволяет человеку разговляться и не держать уразу, он всё равно обязан уразу держать. Коран 2:185 Большинство ученых — включая четырех имамов имеют мнение, что больному человеку не разрешается прерывать пост, если болезнь не серьезна. Что подразумевается под серьезной болезнью: 1- Болезнь будет осложнена из-за поста 2- Процесс выздоровления осложнится из-за поста 3- Пост причинит интенсивное затруднение, даже если это не осложнит болезнь или задержит процесс выздоровления 4- Ученые также включали тех, кто боится, что заболеет из-за участия в посте. Ибн Кудама да будет ему милость Аллаха , сказал: Вид болезни, при которой разрешается прервать пост - интенсивная болезнь, которая осложнится постом или страх того, что процесс выздоровления затянется. Мугъни" 4. Он сказал, когда он неспособен поститься. Его спросили, вроде лихорадки? Он сказал, а что может быть быть хуже лихорадки? Некоторые из ученых считали, что допустимо для каждого больного человека прервать пост и не обязательно, чтобы пост причинил им затруднение. Это - странное представление, которое было отклонено учеными. Аль Навави сказал: В отношении человека, который немного болен и кто не переносит никакого очевидного затруднения, для него не допустимо прервать свой пост, и нет никакого различия мнений среди нас относительно этого. Даже при том, что некоторые из ученых позволяют это, исходя из айатов смысловой перевод : " В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Вопрос: Больному туберкулёзом трудно поститься в Рамадан, поэтому в прошлый Рамадан он не постился. Должен ли он кормить бедняков, принимая во внимание, что нет надежды на выздоровление? Ответ: Если этот больной не может поститься в Рамадан, и нет надежды на его выздоровление, то он не обязан поститься. В этом, такой больной приравнивается к очень старым людям обоего пола, которым трудно поститься. Постоянный комитет. Современная наука не считает, что пост является всего лишь добровольным процессом, которого человеку можно придерживаться, а можно и не придерживаться, ведь после длительных научных исследований и изучения физиологии человеческого организма и его функций было установлено, что пост — это природное явление , необходимое для организма, который мог бы выполнять определенные жизненные функции должным образом. Усвоение пищи зависит от ее состава, качества и количества Готовьте просто и со вкусом. Самое большое лакомство для желудка — свежие овощи и фрукты, то есть продукты, не требующие термической обработки , а значит, богатые клетчаткой, витаминами и минералами. Делайте всевозможные салаты, заправляя их натуральным йогуртом, растительным маслом кукурузным, подсолнечным, оливковым, соевым, льняным. Такая заправка не раздражает слизистую желудка, улучшает пищеварение. Желудок будет «в восторге» от легких супов из овощей, рыбы, постной говядины, телятины, курятины, в которых мало экстрактивных веществ, активизирующих выработку соляной кислоты и повышающих риск образования эрозии слизистой.
Употребление продуктов, содержащих большое количество углеводов и жиров особенно во время приема пищи после заката чревато большой вероятностью прибавки массы тела. Духовность и пища Питание имеет огромное значение в Исламе. Через еду строятся и отношения со Всевышним. В главе 20 стих 81 Корана говорится, что питание должно способствовать здоровой жизни, а не потворствовать вредным привычкам, физическое тело — божественный подарок, и человеку следует заботиться о нем самым наилучшим образом. Выбор продуктов, благотворным образом воздействующих на физическое и духовное состояние человека, зависит от самого человека. И от его выбора зависит здоровье, благополучие. Употребляемые продукты воздействуют на душевное состояние, психику и в целом на поведение человека. Натуральная здоровая еда способствует развитию. Обжорство притупляет дух, вызывает замедленность действий, способствует развитию физических недугов. Ислам рассматривает здоровье и благополучие намного шире, чем просто телесное здоровье: благополучие, спокойствие требует крепкой связи с духовностью, крепким физическим здоровьем, покоем ума, смыслом жизнедеятельности, хорошей репутацией и добрыми отношениями с окружающими. Какие преимущества получают те, кто держит пост 1. Пост — период духовного роста и очищения физического тела, приносящий большие дивиденды в дальнейшем. Человек становится менее озабоченным вопросами услаждения своего тела, больше думает над вопросами мироздания, взаимоотношений с Всевышним, окружающими. Ведя здоровый образ жизни, человек учится сдержанности, у него повышается самосознание, дисциплина, воспитывается уважение к пище. Пост способствует пересмотру обычного образа питания и жизни. Рамадан — месяц милосердия. Пост помогает сформировать такие качества, как сострадание и благотворительность. Этот период способствует улучшению настроения в обществе: люди больше заботятся друг о друге, не разделяясь на богатых и бедных, «белых воротничков» и работников физического труда. Все в одно время принимают пищу, в одно время молятся. Если вы держите пост без духовного совершенствования — это зря потраченное время. Пост держат не ради того, чтобы потерять пару лишних килограммов. Воздерживаться от еды в течение длинного периода времени — нелегко. Но по завершении месяца вы почувствуете себя легко. Рамадан - идеальное время, чтобы расстаться с плохими привычками, что позволит улучшить и характер. Пост - не просто «воздержание от приема еды и питья, но и от пустых разговоров». Как справляться с возможными недугами 1. Во время поста может наблюдаться изжога. Кислая среда в желудке — необходимое условие для переваривания пищи и уничтожения бактерий. Во время поста выделяется меньшее количество кислоты, однако мысли о пищи, ее запах провоцируют ее выделение. В результате может возникнуть изжога. Поэтому люди с заболеваниями желудка, которые регулярно принимают препараты, нейтрализующие кислую среду, могут продолжать их принимать ингибиторы протонной помпы — перед приемом пищи в предрассветные часы, блокаторы Н2-рецепторов — перед сном. Контролировать изжогу или отрыжку поможет пища, приготовленная с минимальным количеством масла, без сильных пряностей. Для тех, кто страдает изжогой, рекомендуется спать на высоких подушках. Интересно, но во многих странах сахарный диабет 2 типа не является противопоказанием для поста, но для таких больных обязательна предварительная консультация врача вероятно во время поста им потребуется корректировка сахароснижающих препаратов и строжайший контроль гликемии. Особенно это относится к пациентам с осложнениями сахарного диабета сердечно-сосудистые заболевания, ретинопатия, нефропaтия, нейропатия. Снижение уровня сахара в крови при голодании опасно, так как может привести к слабости и судорогам, чего следует избегать. Головокружение, потливость, дезориентация - первые признаки пониженного уровня глюкозы в крови. При появлении этих симптомов следует немедленно выпить сладкий напиток или положить под язык кусочек сахара или конфету. Таблетки длительного действия глибенкламид увеличивают риск развития гипогликемии, их перед началом поста следует заменить на препараты короткого действия. Больным с инсулинозависимым диабетом не следует держать пост. Головная боль. Во время поста она может быть следствием обезвоживания, голода, недостаточного отдыха или отсутствия кофеина либо никотина. Умеренная сбалансированная диета, прием предрассветной пищи без пропусков, потребление достаточного количества жидкости и, в случае необходимости, прием болеутоляющего средства например, парацетамола , имеет большое значение для предупреждения головной боли.