Выражение «первый блин комом» означает, что первая проба вполне может не удаться, не всё получается сразу. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый блин — действительно, всегда выходит комом.
ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «ПЕРВЫЙ БЛИН — КОМОМ»?
И неслучайно. В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника. В поминальных обрядах умерших родственников как бы приглашали вкусить первый блин или заломленный хлеб. В Тамбовской губернии такой блин клали на слуховое окошко для родительских душ, в Калужской — в субботу перед Масленицей его оставляли на божнице «для родителей», в других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу. В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших. Таким образом, первый блин предназначался усопшим, был своего рода данью предкам, обеспечивающей связь с загробным миром. Именно поэтому к его приготовлению нужно было относиться с особым тщанием. И если даже первый блин, столь «ответственный» для культа усопших предков, выходил комом, то человеку грозили бедствия».
Убитое человеком животное возродится, а его дух после медвежьего праздника отправится на небеса, к отцу. Другой эпитет «изобилие животных, дарующих дух» предполагает ношение образа медведя с магической целью обеспечить счастье охотника. Считалось, что медведь — это хозяин и правитель леса, обладающий характеристиками всех диких животных, знающий их повадки и определяющий для человека успех рыбной ловли в целом. Медведя всегда изображали с четырьмя когтями — это знак оборотня, знак возможности превращаться как в других животных, так и в людей. А еще именно коми-народный герой по имени Кудым-Ош «ош» — медведь , предками которого были медведи, научил людей добывать огонь, плавить металл, строить удобные деревянные хижины и пахать землю. Что же такое масленичный блин? Блины были самой первой выпечкой из муки. У всех людей в мире, которые научились перемалывать зерна, есть разновидности блинов. Сейчас сложно сказать, кому принадлежит первенство, но считается, что само слово блин имеет славянское происхождение и произошло от слова «млын» молоть. Традиционно славяне пекли блины из закваски — дрожжевого теста. С приготовлением самого теста было связано множество обрядов и заговоров, призванных сделать блины вкусными, а тех, кто их ест, здоровым и счастливым. Какой только начинкой не пользовались изобретательные хозяйки! И мясо, и рыба, и овощи, и сладости. А вот в дни Масленицы на столах в основном традиционные круглые блины, сбрызнутые маслом. Блины — очень сытное и вкусное блюдо. Ими можно накормить всю семью, а также тех, кто приезжает в гости на праздники. В современной русской кухне блины считаются деликатесом для особого случая. Большинство хозяек не готовят их каждый день. Для многих из нас блины, как и пирожки, остаются приятными воспоминаниями из детства, когда добрая бабушка накормила нас досыта. И все же, почему блины для нас стали символом самого праздника Масленицы? Ведь эту традицию, в отличие от народных гуляний, соблюдают абсолютно все. Как и многие другие славянские и даже христианские праздники, мы привыкли, что Масленица и блины неразделимы. А почему, мало кто из нас задумывается. Является ли это особенностью ритуала поминовения усопших, или символом солнца, сейчас является предметом споров среди историков. Одно мы знаем точно: Масленица — это праздник блинов! И мы хотим наслаждаться ими только целую неделю в году. История блинов на Руси История появления первых блинов на Руси восходит к древним языческим временам, задолго до появления традиции празднования Великого поста. Блины и хлеб — одни из древнейших мучных изделий русской кухни, появившиеся еще до IX века в языческие времена. Есть версия, что первые блины появились совершенно случайно благодаря случайному прохожему, который разогрел овсяный кисель и так отвлекся, что еда успела поджариться и подрумяниться. По другой версии, блины появились сразу после того, как наши предки научились перерабатывать зерно в муку и печь первый хлеб, похожий на тонкие лепешки. По мнению видного историка В. Похлебкина, слово «блин» происходит от корня древнерусского слова «млын», что означает процесс перемалывания муки. Испокон веков на Руси блины занимали важное место на столе каждой хозяйки и пекли их круглый год. Блин сопровождал человека на протяжении всей его жизни, от рождения, когда роженицу кормили лакомством, до ее смерти, когда умерших поминали блинами. Но в первую очередь блины были и остаются обязательным ритуальным угощением во время празднования проводов зимы на Масленицу, которая символизирует солнце. В старину каждая хозяйка бережно хранила собственный рецепт приготовления, который передавался из поколения в поколение. Поначалу блины были безвкусными, но после того, как человеку удалось открыть для себя первые дрожжи, лакомство стали выпекать на основе различных натуральных заквасок, используя особую технологию приготовления теста. Муку брали самую разную — пшеничную, гречневую, перловую, гороховую, пшенную. Пекли лакомство в чугунных сковородках, которые предварительно прокаливали и смазывали маслом. Хорошо знать! По старинной русской традиции блины следует есть руками, не пользуясь во время трапезы столовыми приборами. Масленичная неделя по дням Всю неделю они пекут и едят блины. Верующие, собирающиеся на пост, едят только блины с нежирной начинкой. С понедельника по четверг празднуют узкую Масленицу, с четверга по воскресенье — широкую. Первый день — встреча. В понедельник все устроили для праздника: залили ледяные горки, поставили качели, сделали соломенную куклу — Масленицу, с песнями погуляли по хуторам.
Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Слайд 8 Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле , когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. Слайд 9 П оговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. Слайд 10 Использованная литература 1. Жуков, Л.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей. Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.
Масленица: языческая традиция
- «Первый блин комом»
- Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
- Кулачные бои
- Масленица: откуда пошла, как отмечать, и с чем есть блины - Братская студия телевидения
Рецепты блинов на Масленицу-2024: как вкусно приготовить
Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы. Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование. Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад. Так этот праздник стал православным, сохранив и языческие черты.
Когда начали отмечать масленицу? Некоторые люди до сих пор отмечают Масленицу в языческом стиле Праздник уходит своими историческими корнями далеко в древние времена, и отмечали его задолго до крещения Руси в 988 г. Во всей Европе есть аналоги Масленицы. Интересный факт: Вастлавьи или Скандинавский карнавал отмечается в Дании, Латвии, Норвегии, Эстонии, вместо блинов там вкусные булочки с начинками. В Словении есть Курентованье, когда изгоняют зиму, а в Хорватии — Звончары, на которых молодые ребята надевают на себя шкуры, маски и рога и «пугают» студеное время года.
Сначала Масленица была только языческим праздником и имела огромный сакральный смысл. Земля воскрешалась, огонь приходил на Землю и будил богиню плодородия и любви — Лелю. Все было красиво, романтично и пользовалось огромной популярностью у народа. Для славян это и вовсе было празднованием Нового Года, ведь он начинался для них в марте. А в XVI веке и пришло нынешнее название праздника, именно тогда она стала православной, хотя и сохранила некоторые черты прошлого.
Мясо есть было нельзя, но вот маслить блины и потреблять молочные продукты можно, поскольку Великий пост еще не наступил. Именно тогда праздник приобрел более современный облик и стал пользоваться большой популярностью и у простого народа, и у знати. Когда начинается и сколько длится? У Масленицы нет фиксированной даты, и празднуется она строго за 8 недель до Пасхи. За семь «седмиц» начнется Великий пост, а за несколько дней до него можно шумно повеселиться и вкусить земные блага, отдавая дань бренным интересам и маленьким человеческим слабостям перед предстоящим душевным и физическим очищением.
Отсюда и пошла народная поговорка «первый блин — комам», которая со временем приобрела другое правописание и смысл и стала означать неудачу первого начинания.
Это торжество было связано с пробуждением Медового зверя - медведя, которое знаменовало собой окончательное наступление весны. В те времена существовала праздничная традиция приносить первые из испечённых блинов к медвежьей берлоге и оставлять у входа, чтобы задобрить таким образом комов, как тогда называли медведей.
Академик Б. Рыбаков утверждает, что 100 тысяч лет назад! Эти праздники происходили в священных пещерах, которые охранялись от разорения.
В Альпах в отдельных местах ученые находили до 1000! В мифологических представлениях медведь выступает как божество, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, элемент астрального кода, воплощение души, помощник шамана. Также медведь считается предком людей, их старшим родственником. Медведь был общеплеменным культом у индейцев гуронов, ирокезов и др. Он считается символом силы, смелости, стойкости, выносливости; но также жестокости, ярости, лени. В мистической литературе медведь выступает как символ гиперсексуальности.
В чем суть Масленицы, когда ее празднуют и почему пекут блины
Существует и другая версия происхождения этой фразы. В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя. Верили, что именно в это время пробуждается природа и просыпается от зимней спячки медведь. Его считали хозяином леса и прародителем людей, связанным с духами предков. Также медведь был символом бога богатства, скотоводства и плодородия Велеса. Поэтому было очень важно задобрить медведя и встретить празднеством. На Комоедицу пекли пироги, варили овсяный кисель и угощали друг друга блинами. Первый блин относили в лес комам — медведям.
Но только у славян этот культ мог воплотиться в образе почитаемого ими древнего божества, имя которому Велес. Бера, разбудившего сок Марди Гра, звали «Ком». Но если Бер — не просто медведь, а физический образ духа и хозяина леса, одно из многих воплощений «Велеса», то «Ком» — это дух, живущий внизу ствола дерева — « Комеле».
А как известно, духи живут энергией и силой. У славян блины символизировали солнце, неиссякаемый источник энергии, главного бога Ярило, и сохраняли в себе всю благодать и частичку души, которую вложила хозяйка во время приготовления такой ритуальной выпечки. Положив блин на пенек, посвящали силу «Кому», а сам блин символизировал мясо и предназначался Беру, хранителю леса. Но не для того, чтобы он его съел, а для того, чтобы Михаил Потапыч справедливо избавился от деликатеса, накормил нуждающихся птиц и зверей. В результате этот ритуал объединил в себе три важных действия. Во-первых, блины придавали силу пробудившимся духам Кома. Во-вторых, они чтили Беру как хозяина леса, а в-третьих, подкармливали птиц и зверей после долгой и снежной зимы. После принятия Русью христианства традиция возрождается и имеет иной смысловой смысл. Джаммен Комам уже произносится как Джаммен Комом. Здесь необходимо помнить, что блины — это еще и поминальная выпечка.
То есть в тот момент, когда люди вспоминали своих умерших родственников блинами, от грусти этот блин должен был подступиться к горлу. В наши дни старинный обычай редко вспоминают, и блинами медведей уже никто не угощает. Что ж, поговорка прижилась и живет своей жизнью, символизируя провал первой затеи. Когда и с кем ели блины на Масленицу Масленица имеет строгий порядок с древних времен. Современный темп жизни не позволяет соблюдать все традиции, но прежде чем они были важны, люди старались их придерживаться. Великая неделя делилась на Малую — с понедельника по среду и Видную — с четверга на воскресенье. Первые три дня хозяева занимались хозяйством: убирались и готовились к гуляньям. Конечно, выпечка блинов была важной частью этого приготовления. Но в четверг нужно было оставить все дела и праздновать. До воскресенья мы гуляли, гостили у родственников, играли и веселились.
И продолжали печь блины. В течение семи дней люди могли угоститься блинами от всех своих родственников. Почему они съели так много блинов? Совсем не от жадности. Наши предки верили, что чем больше блинов съедено, тем скорее наступит весна и тем лучше будет урожай, Масленицу они провожали в воскресенье. В этот день у всех друзей и знакомых просили прощения. Затем гуляния продолжились песнями и плясками, а кульминацией праздника стало сожжение чучела, символизирующего уход зимы. Зачем пекут и едят блины Куприн писал: «Блины круглые, как настоящее щедрое солнце. Блины — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, хороших браков и крепких детей». На то они и пекли и ели, это сразу понятно!
Большинство атрибутов фестивальной недели имеют круглую форму, напоминающую солнце. Это и зажигание на колесе, спуск с горы, и девичьи хороводы, и объезд по кругу на санях по деревне или деревне. И конечно блины. Кстати, вы, конечно, знаете поговорку: «Первый блин комом». Только правильно говорить и писать так: «Первый блин — комАм». На Руси Масленица имела другое название: Комоедица. Как мы уже писали, праздновали весеннее равноденствие, которое по современному календарю приходится на 20 или 21 марта. Древние славяне чтили праздник Комоедица и знали, что он также свидетельствует о пробуждении медведя в пещере по-старославянски медведь — кома. Их почитали и считали предками человека. В медвежью берлогу принесли первые блины, испеченные хозяйкой.
Первый блин, как говорится, кома. В христианской Руси первый блин — комам превратился в первый блин — комам. Первый блин ели за упокой души усопшего, такой блин вставал по понятным причинам, как ком в горле.
Когда изучаешь так называемый "медвежий культ", все следы ведут к неандертальцам. Это у них было поклонение медведю, это они заполняли пещеры медвежьими лапами и черепами. Чему есть отголоски и в наших сказках, как ни странно. Ведь мы-то — из другой человеческой ветви — из кроманьонской. Мы этих неандертальцев побили, съели и в очень малом проценте ассимилировали нашли ученые в нас немного неандертальских генов. А праздник что же, остался от неандертальцев? Ну и, самое главное, блин — это не символ медведя. Блин — символ солнца… В общем, как ни займусь я историей славянской, где ни копну — всё так запутанно и переврано — зацепиться не за что. Ах, да. Ну и финал этой блинной истории. В конце концов, язык сам избавился от мистических "комов".
По одной из них рецепт появился на Древней Руси. Невнимательная хозяйка отвлеклась и оставила в печи овсяный кисель. Он поджарился и подрумянился. Получившееся блюдо оказалось вкусным. Так рецепт разошелся по селу. Рекорд по поеданию блинов принадлежит россиянину Андрею Смирнову из Санкт-Петербурга в 2008 году удалось за час съесть 73 блина. В общей сложности ушло 2 килограмма блинов. Почему «первый блин комом» Первый блин по традиции отдавали нуждающимся людям, чтобы помянуть покойных. От тоски и неприязни этого ритуала кусок теста вставал поперек горла комом. Отсюда и афоризм.
Пословица «Первый блин комом» в русских парламентских дебатах
А ещё всем вместе можно строить снежные городки, кататься на санках, гулять и петь песни, как это делали наши предки. Они подарили нам обычай в начале недели смастерить соломенное чучело Масленицу, задабривать его, а в последний день сжечь и развеять пепел на поле. Считалось, что это поможет вырастить хороший урожай. Один из главных обычаев на Масленицу — ходить в гости. В понедельник было принято отправлять невестку в дом к родителям, чтобы вслед за ней прийти к ним. Во вторник устраивали заигрыши — смотрины женихов и невест. В среду зять ходил к тёще на блины, а в пятницу, наоборот, тёща ходила к зятю, это называли тёщиными вечёрками. В субботу были золовкины посиделки: хозяйки приглашали в гости родственников своих мужей. Последний день праздничной недели — Прощёное воскресенье. Традиция просить прощения у родных и близких за нанесённые обиды — традиция, которая сохранилась до наших дней. Как и сжигание чучела как символа уходящей зимы.
Также это возможность ещё раз отведать блинов перед началом Великого поста.
В частности, ставится вопрос о том, что навело говорящего на выбор именно такой «обходной стратегии» включения чужого голоса: ожидаются ли от нее прагматические эффекты — такие, как агрессия по отношению к политическому противнику [4] , поддержка союзника, развлечение слушателей, ирония или сарказм, повышение собственного авторитета или престижа? Все эти прагматические субстратегии могут, разумеется, сочетаться. Чаще всего говорящий стремится с помощью подходящей цитаты усилить свою аргументацию в проходящих дебатах. С этой целью он будет, например, приводить чужое мнение, высказанное за или против обсуждаемого закона, постановления и так далее. Но он может также выбирать аналогичный аргумент, цитируя чужие слова, пресуппонирующие или имплицирующие подобную мысль. Однако тогда возникает вопрос, не чересчур ли рискованна такая стратегия, поскольку как раз аргументация per analogiam чревата различными неудачами [5] : ей можно противопоставить контраналогию, можно поставить под сомнение релевантность самой аналогии, указывая на несовпадающие признаки сравниваемых величин [6]. Если такую аналогию еще завуалировать под цитату, легко себе представить, что слушатель вообще растеряется, не будет способен идентифицировать аналогию и не расшифрует желаемого смысла. В таком случае выбранная «обходная стратегия» и вовсе не реализуется. Здесь, однако, многое зависит от типа цитат.
Описанный риск возникает только при «свежих» цитатах, то есть таких, с которыми слушатель сталкивается впервые. Среди всех интертекстуальных ссылок, обнаруживаемых в политическом дискурсе, существует огромное количество «несвежих» цитат — цитат, которые говорящий считает общеизвестными и поэтому не нуждающимися в дальнейшей интерпретации. Сюда относятся разного рода цитаты из художественных произведений литературы, фильмов, музыкальных сочинений , разных жанров СМИ, социальных сетей особенно мемы , вербального фольклора сказки, анекдоты, пословицы и поговорки , кроме того, слоганы, афоризмы и так далее [7]. Аналогии, включенные в такие цитаты, гораздо легче раскрываются, так как за данной цитатой уже зафиксирована однозначная интерпретация, которая теперь вкладывается в актуальный контекст. Никто не станет обсуждать, насколько аналогия мотивирована, например, какие признаки «блина» не совпадают с законопроектом или бюджетными расходами. Таким образом, декодирование желаемого смысла не требует цитирования полной версии: такие общеизвестные цитаты часто проходят всякие формальные искажения и переиначивания, иногда изменяющие оригинал до неузнаваемости [8]. Именно здесь лучше всего можно проиллюстрировать пригодность градационной концепции цитаты, постулирующей наличие целой шкалы — от дословной передачи до значительно измененной версии [9] , подпадающей уже под рубрику аллюзий. Кроме того, отпадает необходимость дополнительной информации, которая в случае свежих цитат обязательна [10] : идентификация автора-источника и даты высказывания. Не существенны, а часто даже неизвестны другие обстоятельства первого высказывания, такие, как контекст источника, место высказывания и так далее. На первый взгляд, ее семантическая структура отличается от структуры обычных пословиц, поскольку она как будто описывает единичное событие в прошлом, а не импликацию типа «если p, то q» [11].
Если же учесть вариант «Первый блин всегда комом», то все становится на свои места, появляется обобщение со скрытой условной семантикой типа «Когда печешь блины, то первый всегда выходит комом». При этом слово «первый» порождает пресуппозицию того, что ожидается целая серия подобных продуктов, что и соответствует нашему практическому знанию о мире; пример 5 см. Конвенциональное метафорическое прочтение пословицы можно теперь сформулировать так: первая попытка всегда неудачна, но следующие попытки будут более успешны. Вторая часть уже не отражена на языковой поверхности оригинала, но подразумевается имплицитно. На фоне этих соображений можно теперь уточнить цель данной статьи, посвященной дискурсивному поведению этой общеупотребительной пословицы: какой вклад вносит употребление столь трафаретной цитаты в актуально происходящую аргументацию? Каковы аналогические соответствия, с чем сопоставляется первый блин, кто «печет» его? Планируется ли продолжение серии по аналогии с выпеканием очередных блинов, как это подсказывает пресуппозиция пословицы, и будут ли следующие результаты действительно удачнее первого? Как будет продемонстрировано, ни тот ни другой прогноз не оказываются верными для всех аналогов «блина». И наконец, какие практические выводы данная аналогия позволяет сделать для будущей политики? Первый пример иллюстрирует «каноническое» употребление пословицы.
Представитель правительства обсуждает судьбу бюджетных субсидий для Крыма, которые в прошлом были недостаточно хорошо распланированы [12] : 1 «Такая работа проводится, хотя в прошлом году первый блин, что называется, был комом в силу недостаточно эффективного планирования бюджетных расходов, […] и мы были вынуждены 14,2 миллиарда рублей перенести на этот год, но в настоящее время утвержден детальный график» вице-премьер Дмитрий Козак, 17 февраля 2016 года. Пословица представлена в полном виде и сопровождается метакоммуникативным маркером «что называется», указывающим на переносное значение. Объект сравнения аналогия идентифицируется точно «бюджетные расходы» , и открывается перспектива на продолжение серии «14,2 миллиарда рублей перенести на этот год». Таким образом, конвенциональное прочтение пословицы первая попытка всегда трудна, но дальнейшие попытки будут более успешны остается неизмененным. Наблюдается также метафорический бленд [13] источника и цели метафоры, поскольку в том же предложении неудача первого «блина» объясняется недостаточным планированием бюджетных расходов. Второй пример звучит уже менее оптимистично: 2 «Мы недавно слушали итоги исполнения бюджета в первом квартале. Я считаю, что, как говорят, первый блин комом, но будем надеяться, что в следующий раз более квалифицированно все это будет делаться» депутат Госдумы Николай Рыжков, 23 мая 1996 года. Как видно, и здесь мы имеем дело с серией планируемых событий, опять связанных с регулярным исполнением бюджета, но на этот раз выражается лишь надежда, что следующие события будут более успешными. Ввиду этого трудно определить статус второй импликатуры: следует ли считать ее «завешенной» или уже снятой? Как дополнительный аспект появляется теперь профессиональная квалификация «повара блинов», то есть Министерства финансов, которая ставится под сомнение.
Картина снова меняется в следующем случае: 3 «Поэтому надо начать снова этап гласности. Первый блин комом, значит, второй раз начнем, может быть, научимся быть по-настоящему свободной страной с точки зрения информации» руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский, 11 мая 2007 года. В этом примере первое событие сначала не мыслилось как периодическое, то есть как первый шаг целой серии подобных событий; следовательно, отпадает первая импликатура. Тем не менее оратор предлагает повторить эксперимент с гласностью и тем самым создает условия для употребления пословицы вместе с ее двумя импликатурами, причем вторая опять оценивается лишь как возможная «может быть». Одновременно оратор дает имплицитную отрицательную оценку опыту с горбачевской гласностью, сравнивая ее с первым блином. До свидания! На этот раз неудача первой попытки служит как мотивация для отказа от продолжения серии. Такого продолжения, то есть возвращения к социализму, потребовал один из предыдущих ораторов, депутат Коммунистической партии, ср. По теории релевантности здесь первая импликатура ожидание серии подобных событий становится предметом спора: она сохраняется по предложению депутата КПРФ, но категорически отвергается Жириновским. Другими словами, единственный компонент пословицы, который для актуального говорящего остается в силе, это отрицательная оценка исторического периода социализма в России.
Юмористический эффект данного отрывка заключается в сравнении столь несравнимых вещей, как создание социалистического строя и выпечка блинов. Попалось также одно употребление с отрицанием. Бывший министр иностранных дел Андрей Козырев прокомментировал первую встречу группы «Большой восьмерки» с участием России следующим образом: 5 «И я могу сказать как очевидец, что этот первый блин не был комом, а привел именно к убедительному формированию равноправного и конструктивного диалога между восемью лидерами ведущих держав» министр иностранных дел Андрей Козырев, 15 июля 1994 года. По максиме релевантности выходит, что существовали опасения, что эта встреча кончится неудачей в согласии с конвенциональным прочтением пословицы. Пресуппозиция пословицы под отрицанием сохраняется, с чем согласуется и наше знание мира: серия будет продолжаться, поскольку «Большая восьмерка» собирается ежегодно.
Ах, да. Ну и финал этой блинной истории. В конце концов, язык сам избавился от мистических "комов". В христианской Руси блин комАм стал блином комОм. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали теперь за упокой души. И этот блин должен был, видимо, вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул усопших. В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. Разучились, в общем, хозяйки блины печь. А как красиво всё начиналось….
Самое же важное во время праздника - активность, энергичные действия. Сидеть на месте в Масленицу старинный обычай не велит ни в коем случае. Эпитеты, которыми награждали Масленицу в народе, - честная Масленица, широкая Масленица и другие, напоминают о том, что веселиться на этой неделе не менее важно, чем обильно поесть, причем важно было, чтобы в этот процесс была вовлечена вся община. Это связано с древними верованиями о том, что если всем вместе не проводить зиму, как положено, то весна и лето не наступят в должные сроки. Поэтому издавна в деревнях с осуждением относились к тем, кто уклонялся от всеобщего веселья, не пек блинов и не праздновал Масленицу. Их могли даже заподозрить в колдовстве. Маски и сжигание чучела Это кажется тем более странным и абсурдным при более глубоком исследовании традиций карнавала. Масленица, как и другие праздники, воспринималась как время контакта с нечистой силой. Чтобы визуализировать представителей иного мира, люди рядились в разные личины. Наряжались не только в маски разнообразной нечисти, но и в шкуры животных, а также в костюмы других народов. Его делали из соломы, наряжали в старые тряпки, которые брали с каждого двора, и затем сжигали на возвышенном месте. Проезд Масленицы через деревню сопровождался пением песен, подчас фривольного содержания, объяснявших, почему ее необходимо сжечь. Особое внимание на Масленицу уделялось молодым парам, поженившимся за последний год - их чествовали всей деревней. Их катали с горок или на лошадях с колокольчиком. Во многих деревнях в масленичные дни чествовали повитух и навещали крестников. Масленица на Руси была также временем смотрин. Тех парней и девушек, кто в течение года поддерживал романтические отношения, но так и не завершил их браком, на Масленой неделе наказывали - например, привязывали к ногам колодки особенно распространено это было на юге страны и в украинских областях. Этим община показывала, что брак и воспроизводство - это не только личное дело отдельного человека, а вопрос выживаемости самой общины. Кулачные бои Важнейший магический подтекст несут в себе масленичные кулачные бои, драки и ристалища. Также практиковался бой стена на стену, а реже всего допускался бой сцеплялка-свалка... Сцеплялка-свалка обыкновенно происходила благодаря старикам, которые подзадоривали молодых рассказами и обещаниями также биться; молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и составляли предвестников сцеплялки. Когда бились "стена на стену", то запасных бойцов каждая сторона уговаривала стоять за ней стену, они выпускались только тогда, когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкой в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. Часто случалось, что слабые бойцы закладывали в рукавицы бабки-чугунки для поражения противника. Издание 1894 года Показать ещё "Это мотив противоборства старого и нового, жизни и смерти, добра и зла, и это характерно не только для русской культуры, - поясняет Баранов. И русские кулачные бои - это ристалище, а не хулиганство. Все действия в них строго регламентированы правилами - лежачего не бить, не брать в руки тяжелых предметов, вести бой до первой крови и обязательно мириться". Катание с горок Более мирной, но также имевшей свои магические мотивы забавой было катание с гор.
Иерей Олег Скобля "По иконе катится слеза" mpg • Масленница
- Первый блин комом: происхождение и значение выражения
- Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять
- «Первый блин — комАм»: ставропольцам напомнили историю самого вкусного праздника в году
- Как все начиналось
- Первое и важное: когда будет праздник Масленицы
Откуда пошло выражение "Первый блин комом"?
белых первый блин оказался комом. В христианской Руси блин комАм стал блином комОм. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали теперь за упокой души. Почему первый блин комом. После того как Русь приняла христианство, традиция перерождается и несет уже другое смысловое значение.
Рецепты блинов на Масленицу-2024: как вкусно приготовить
Любая начинающая хозяйка подтвердит, как часто первый блин получается комОм, ведь сковорода ещё как следует не прокалилась и не промаслилась, вот и прилипает первый блинок. Первый блин — комом, Блин второй — знакомым, Третий — дальней родне, А четвертый — мне! Первый блин отдавали душам умерших: оставляли нетронутым, а потом скармливали птицам. Первый блин — комом, Блин второй — знакомым, Третий — дальней родне, А четвертый — мне!
Report Page
- Первый блин комом. Почему мы так говорим?
- Telegram: Contact @berech_rech
- «Первый блин комом» - значение и происхождение поговорки
- Кто на завалинке
- «Первый блин комом» — история поговорки
- Блинопечение: кулинарная традиция Древней Руси
Что означает первый блин комом и почему это происходит?
Отсюда и пошла народная поговорка «первый блин – комам», которая со временем приобрела другое правописание и смысл и стала означать неудачу первого начинания. Интересный факт: выражение «первый блин комом» дошло до наших дней в достаточно измененным виде. Как появилась традиция печь блины на Масленицу, что символизируют блины и какова история их появления. Удивительное дело, но всем известная поговорка "первый блин комом" изначально никакого отношения к комкам не имела. Например, всем известная поговорка "первый блин комом" происхождение может иметь вовсе не то, о котором мы думаем.