Соблюдают ли Великий пост в католичестве? Да, у католиков Великий пост начинается с Пепельной среды за 40 дней до Пасхи. Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой.
Десять главных вопросов о Великом посте
18 марта, заканчивается 4 мая. — Обязательно ли в пост ходить в церковь? Великий пост (Великая Четыредесятница со Страстной седмицей) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи.
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. Открывает Великий пост Чистый понедельник. Великий пост является самым строгим постом в году. Великий пост (Великая Четыредесятница со Страстной седмицей) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи. Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой. Соблюдать Великий пост намерены 13% россиян.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост. Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный. А другой, пусть медленно, но пройдет всю дистанцию в 10 км. Иными словами, лучше весь пост есть с маслом, чем одну неделю попоститься, а потом есть творог, кефир и т. На первой и последней неделе пост самый строгий.
Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь». Я знал таких ревностных людей, особенно в молодом возрасте, которые рьяно брались за неядение, а наутро не могли встать, не имели никаких сил к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум пробуждается и ищет беседы с Богом. Именно молитва должна быть критерием строгости поста. Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью. Сухоядение — это невареная пища без растительного масла. Оно положено по уставу в понедельник, среду и пятницу.
Но большинство работающих христиан едят в течение недели просто пищу без масла. По совету духовного отца может быть дано послабление на масло и в другие дни, помимо субботы и воскресенья. Кстати, немногие почему-то знают о существовании оливкового, льняного, горчичного и других полезных растительных масел. И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение. Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение. Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех — не могу поститься». Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем.
Понять, что невозможность поститься — это следствие поражения души грехами более тяжкими. Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело. И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил. Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере. Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем. Исполнение — хорошо. Но если мы это используем как оружие для душевной победы над ближним, считаем себя выше его, то это обращается уже во зло.
Бог отвергнет нас, как кичливого фарисея, осудившего мытаря в тот момент, когда его Бог оправдал. А когда почувствуем, что у нас мало сил и терпения, будем просить Бога помочь нам в подвиге поста. Если по какой-то немощи случится нарушить пост, «оскоромиться», то не следует падать духом и вообще оставлять пост. Если человек на пути поскользнулся, то он не лежит, а встаёт и идет дальше. И делает так, сколько бы раз ни упал. Авва Моисей сказал: В чем сила тех, кто хочет стяжать добродетели? В том, что они, если и падут, не унывают, но вновь берутся за труд.
Приложим и мы все усилия к деланию добродетелей! И Он непременно сотворит с нами Свою милость и подаст нам в изобилии Свою благодать. Иерей Иоанн Севастьянов: Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил.
Кому не следует соблюдать Великий пост перед Пасхой? Что думают по этому поводу врачи и священнослужители? Общие правила Великий пост является самым длительным и строгим. Но даже в этот период допускаются послабления. На Благовещение и в Вербное воскресенье можно употреблять рыбу и морепродукты. Ограничения касаются только тех, у которых нет проблем со здоровьем.
На Руси пили. Еще в те времена, когда вина у нас не было, варили пиво. Хотя в дни поста его не пили. Возможно, потому что пиво, в отличие от вина, не так полезно с физиологической точки зрения.
Я думаю, каждый человек может обсудить этот вопрос со священником и решить индивидуально. В посте главное — это то, на что сам человек готов решиться. RU — Говорится про рыбу, а о морепродуктах ни слова? Их можно?
Но в моей семье и в моем окружении употребляют в рыбные дни в течение поста. Воздержание от пищи в посте — это не главное. Беременным женщины, людям с серьезными заболеваниями, с больным желудком ограничение не предписано. Но духовный пост, молитва, покаяние, участие в милосердных делах — это обязательно.
Но в садике, школе, в гостях никто им не запрещает, не заставляет поститься, что предложили, то и ешь. Но дома, раз это семья, соблюдаем все. RU — Что такое сухоядение? То есть пища не варится.
Допускаются некоторые овощи, тоже без термической обработки. Но я бы не рекомендовал это массово. При нашем климате, воде и воздухе, я считаю, что это чрезвычайно вредно. Но никто не запрещает, некоторые представители церкви рекомендуют.
Это правильно? Это, наверно, не плохо, но к церковному посту это не имеет никакого отношения. Если не ходишь — это диета.
В обычной жизни привязанность к сиюминутному настолько отстраняет нас от Бога, что мы забываем, Кто Творец мира, искренно считая, что все в наших руках. Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - тут-то каждый мгновенно вспоминает, Кто на самом деле держит все в Своей Руке. Пост - тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет добровольно, отказываясь от всего, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - от потребностей тела. И совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. То есть пост - это не религиозная диета, а оживление человеком его отношений с Богом. Но стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависнуть в Сети?
Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость. Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно.
Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви.
О Великом посте
Чтобы провести Великий Пост с интересом, нужно читать богослужебную литературу. Великий пост (Великая Четыредесятница со Страстной седмицей) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи. Хочу соблюдать Великий пост, но не хватает сил.
В чём смысл Великого поста?
Наставник «Православной службы милосердия» отметил, что главное — решиться и начать, однако не нужно сразу пытаться соблюдать все строгие правила вопреки своему самочувствию и состоянию здоровья. По словам протоиерея, главное — выбрать для себя приемлемые ограничения и соблюдать их на протяжении всего поста. В пост разрешено есть все виды овощей, фруктов, ягод и орехов, а также грибы, злаки, хлеб, в составе которого нет яиц и масла, зелень, мед, чечевицу, нут и фасоль. На период Великого поста запрещено употреблять в пищу мясо, птицу, молочные продукты, яйца, а также сдобу, кондитерские изделия, сливочные соусы, колбасу и алкоголь кроме вина в определенные дни. Информационный пост «Пост — это не только про еду. Душевный пост также необходим, особенно в наши дни, когда человек все время находится в информационном шуме», — заявил наставник «Православной службы милосердия».
Почему Великий пост называют святой ЧетыредесятницейВеликий пост называют святой Четыредесятницей, хотя длится он почти пятьдесят дней. Великий пост состоит из двух неравных частей. Одна из них — святая Четыредесятница — называется так, потому что длится ровно сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчивается пост святой Четыредесятницы в пятницу перед Вербным воскресеньем. В этот день в одном из церковных песнопений поется: "Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче" — то есть мы переходим ко второй части Великого поста — Страстной седмице.
По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Почему Великий пост начинается в разное времяВеликий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому названному так в честь Юлия Цезаря календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня.
Если 21-го совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28-го. Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18. Чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.
То есть питание несбалансированное. В этом плане вегетарианство, которое практикуется в течение поста, мы не можем отнести к здоровому образу жизни. Для здорового человека, у которого нет никаких противопоказаний к таким ограничениям. Польза, например, в обилии клетчатки в рационе. Сегодня доказано, что употребление продуктов, богатых клетчаткой это овощи, фрукты, бобовые , снижает риск сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. Второй момент: в период поста ограничено употребление насыщенных жиров мясо, колбаса, жирные кисломолочные продукты, кокосовое масло. Изобилие этих жиров в рационе — фактор риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Во время поста человек начинает употреблять большое количество овощей и фруктов, орехов. Орехи — растительные белки, содержат аминокислоты. В обычное время включить в рацион орехи часто забывают. Большое количество овощей и фруктов в период, когда организм перестраивается с зимы на весну, — это хорошо. Это растительный белок. Другая усвояемость, другой аминокислотный состав. Для здорового человека дневная норма потребления белка — 0,8 грамма на килограмм массы тела. Можно получить одинаковое количество белка из орехов и из мяса. Но по качеству сколько усваивается организмом, как подпитывает мышечную ткань не можем их приравнять друг к другу, растительный белок и животный. С другой стороны, это временное ограничение. Постоянно придерживаться такого рациона с отказом от животных жиров медики не рекомендуют. Что касается заболеваний желудочно-кишечного тракта, то таким людям нужно соблюдать пост с осторожностью. Обязательно перед этим нужно посоветоваться с врачом. Например, обилие овощей может спровоцировать обострение, потому что овощи — это жесткая, грубая пища. Вообще нужно смотреть индивидуально, как человек переносит пост. Например, если появились слабость, вздутие живота а это может быть именно от приема большого количества овощей , мы не можем это рекомендовать.
Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать. Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем — недопустимо. И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить? Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону? К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла. Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом. Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай? Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки — благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три.
Великий пост — как правильно поститься?
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году | Можно ли курить во время Великого поста? |
Вопросы о посте | Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. |
Великий пост 2024 года для мирян - кому разрешаются послабления | Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. |
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту? – статьи от Елицы Записки | Великий пост длится почти полные семь седмиц — 48 дней. |
Вопросы о посте
Психолог, руководитель Европейской школы психологии Кристина Кудрявцева: - Один из митрополитов как-то сказал "В Пост главное не есть друг друга". Что такое пост? Это практика воздержания, то есть управления своими желаниями. Своей волей я удерживаю желание и не ем кусок мяса.
А если я управляю своими желаниями, то я управляю и своей энергией. Когда я вела тренинги личностного роста, я часто вводила практику, которая приносила иногда чудесные результаты нашим участникам. Я просила их найти что-то ценное в своей повседневной жизни и отказаться от этого — на месяц, два… Не столь важен срок, сколько сам поступок ограничения и воздержания от собственных желаний.
Пример: я очень люблю сладкое, и ем его в период любого стресса. А на работе я часто ругаюсь с коллегой. И вот, поругавшись, я прихожу домой, и заедаю стресс сладостями.
Если бы я решила себя в этом ограничить, я бы начала искать выход из ситуации другим способом. Возможно, пообщалась бы с психологом, или попробовала найти другой подход к коллеге, установила бы границы правильные. И в итоге я бы наработала какие-то коммуникации.
И моя энергия возросла бы. Получать все новости оперативно в Telegram.
У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам. Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям. Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания. Также не рекомендовано воздерживаться от животных продуктов кормящим матерям и беременным женщинам. Да, путешественники могут отступать от правил, им разрешена еда животного происхождения.
Однако исторически поблажка давалась странникам из-за того, что в дороге было сложно найти пищу. Сегодня же найти постную еду в путешествиях не так сложно. Интимные отношения во время поста — вопрос очень тонкий и личный. Пост предполагает воздержание от супружеской жизни. Но здесь оба партнера должны быть согласны на воздержание. Если пара не знает, как поступить, то она должна обратиться за помощью к духовному наставнику. Этот контент относится к развлекательному.
Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай? Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки — благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три. Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» — это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов. К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» — это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку. А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям. К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают. Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо. Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда — не главное. Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим — это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда — это только средство, а не самоцель. И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу. Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов. Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь. Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары… — Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят.
Несколько вопросов священнику в преддверии Великого Поста 1111 27. Фото автора Начало Великого поста в 2023 году выпадает на 27 февраля и заканчивается на Пасху 16 апреля. О том, что такое пост, как соблюдать его правильно, избежать ошибок и найти свою меру в «великопостных» трудах, как быть тому, кто постится впервые, мы спросили у клирика Спасо-Преображенского кафедрального собора Могилева, настоятеля храма в агрогородке Межисетки иерея Виктора Никишова. Пост — это время заглянуть внутрь себя, переключить внимание с внешнего мира на внутренний, перестать видеть грехи окружающих людей и начать видеть свои собственные. Пост ведь не сводится только к ограничениям в еде. Это не диета. Ограничения в пище должны помогать душе и духу расправить крылья, чтобы дух главенствовал над телом, а не наоборот. Другое дело, что на сытое брюхо и молитва не идет. Когда у тебя все в жизни хорошо, ты сыт и доволен, тебе не молиться хочется, а спать. А вот когда у нас что-то болит, случается горе, тогда мы и вспоминаем о Боге. Самая искренняя молитва у человека бывает, когда с ним случается беда. Зачем же дожидаться этого? Сегодня, в информационный век, у нас, вроде бы, много чего за день происходит, но если проанализировать, то в основном это события не нашей жизни, а чужой, — и создается ощущение, что наша собственная жизнь пролетает стремительно, причем мимо. Чтобы найти время для самопознания, покаяния, молитвы, надо найти в себе силы остановиться, никуда не спешить, постепенно менять свою жизнь. Не мечтать сразу стать великим молитвенником, а начать с небольшого правила, но делать это вдумчиво и постоянно. Если ты просто пробегаешь глазами строчки, а сам витаешь в своих мыслях — такая молитва никому не нужна, тем более Богу. Утреннее и вечернее правила даны нам как пример для подражания.
"Обжорки" и "кресты": как постились на Руси в стародавние времена
- Восемь вопросов о Великом посте - православная энциклопедия «Азбука веры»
- Рекомендуемые статьи
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Статьи Балаково.
- Без искушений, злобы и переедания – все, что нужно знать о Великом посте
- Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан?
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
Что нельзя делать в пост перед Пасхой 2024 года. Запреты в Пасхальный пост в 2024 году | Пост телесный и пост душевный. Молитвы во время Великого поста. Как понять, правильно ли ты постишься. |
Вопросы о посте | Великий пост в 2024 году припадает на период с 27 февраля по 15 апреля. |