Максут Шадаев. Все новости по тегу: «Максут Шадаев». Минцифры ограничит список IT‑компаний, получающих льготы по налогу на прибыль. Максут Шадаев также сообщил, что уже 90% операторов подключились к системе Роскомнадзора «Антифрод» по борьбе со спам-обзвонами.
Максут Шадаев получит новые возможности от задержания на взятке своего зама Максима Паршина
Биография Шадаева Максута Игоревича, министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Максут Шадаев отметил, что сейчас абоненты сотовой связи напряженно относятся к звонкам с незнакомых номеров. Игоревич, а фамилия - Шадаев. Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев.
Минцифры России хочет запретить спам-обзвоны
В своем выступлении Шадаев также отметил, что ведомствам стоит наладить взаимодействие с бизнесом, которому можно дать доступ к большим обезличенным данным. Шадаев Максут Игоревич – министр государственного управления и развития информационных технологий в Московской области. В офисе музея современного искусства «Гараж» в центре Москвы проходят обыски, их проводят сотрудники ФСБ, сообщили РБК и Telegram-канал «Осторожно, новости». Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры) планирует законодательно запретить массовые рекламные обзвоны, инициированные роботами. Об этом 25 апреля заявил глава ведомства Максут Шадаев. Так, Шадаев избежал очень больших проблем и со временем стал министром в правительстве Михаила Мишустина.
Сергей Меликов и Максут Шадаев приняли участие в пленарном заседании Каспийского цифрового форума
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. Уже в 2008 году Максут Шадаев стал помощником руководителя администрации президента РФ, отвечая за организацию работы президентского совета по развитию информационного общества. Сегодня Дмитрий Чернышенко и Максут Шадаев выступали на брифинге, посвященном результатам реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» за 2022 год. В том числе много говорилось и о планах на 2023 год. Максут Шадаев. В России — 17 апреля 20:51.
Кто такой Максут Шадаев? Известные проекты молодого министра
К 2026 году 80% протяженности федеральных трасс в России должны быть обеспечены связью формата LTE, заявил глава Минцифры Максут Шадаев на конференции "Телеком будущего 2024". Максут Шадаев родился в 1979 году. Министр Шадаев: IT-специалисты начали возвращаться в Россию. Другие новости про Шадаев Максут Игоревич. Нижегородские IТ-компании представили главе Минцифры Максуту Шадаеву свои разработки. Шадаев: Минцифры готовит законопроект, который запретит массовые спам-обзвоны.
В России готовятся запретить массовые обзвоны
Все эти скандалы привели к тому, что «Росинфокоминвест» стали называть в числе «институтов развития», которые правительство Михаила Мишустина планирует ликвидировать как неэффективные. Одно из обоснований — функции двух фондов, по сути, дублируются. Соответствующий указ президента появился в феврале 2022 года. Однако получается, что это не помешало сотрудникам «Росинфокоминвеста» по-прежнему проедать деньги. Только на такси они потратили в прошлом году 500 тыс.
Оно и понятно: фонд был создан ещё в 1996 году и его устав отражает тогдашнее стремление к демократизации. Но по мере развития IT он стал активно входить в этот сектор и превратился в инструмент распределения крупных госинвестиций. И вот теперь история со взяткой послужила поводом к тому, что Минцифры организовало комиссию, которая собирается проверять деятельность РФРИТ. В частности, будет «аудит компетенции его сотрудников».
И игра стоит свеч: скандально известный «Росинфокоминвест» «крутил» на своих счетах жалкие 1,3 млрд, а вот РФРИТ распоряжается суммами в сотни миллиардов рублей. Кстати Ещё находясь под домашним арестом, Максим Паршин уволился из Минцифры по собственному желанию, его полномочия перешли другому заместителю Максута Шадаева — Андрею Заренину. Примечательно, что Заренин одно время работал советником в администрации президента, а потому его можно считать человеком из команды Сергея Кириенко.
Да Не сейчас 20 декабря 2022, 14:09 В Госдуме в рамках правительственного часа выступил глава Минцифры Максут Шадаев Российский аналог «Википедии» — портал «Знание» — планируется запустить в первом квартале будущего года. Об этом заявил глава Минцифры Максут Шадаев, выступая в рамках правительственного часа в Госдуме.
На Охотном ряду сегодня говорили, в том числе, о цифровой трансформации и обеспечении информационной безопасности. За три года в нашей стране более чем в 10 раз увеличилось количество доступных в цифровом виде госуслуг, подчеркнул министр.
И это пока спасает ситуацию.
Министр отметил, что самым главным вызовом сейчас является рост средней скорости мобильного интернета. Этот показатель в РФ растет не так быстро, как в передовых странах. И операторы нашли уже двух производителей, на которых самостоятельно сделали ставку.
Я очень надеюсь, что эта ставка сработает», — уточнил Шадаев.
Кроме того, в ходе дискуссии Максут Шадаев поднял тему импортозамещения. Он уточнил, что российские операторы сотовой связи находятся в сложной ситуации, оставшись без поставок оборудования ведущих зарубежных телеком-вендоров, однако операторы смогли быстро сориентироваться и договорились с российскими производителями о поставках отечественных базовых станций. Глава Минцифры добавил, что скорость мобильного интернета у нас растет не так быстро, как в передовых странах. И это вызов и для Минцифры, и для отрасли.
Новости по теме: Максут Шадаев
Что касается тяжелой промышленности, больших компаний-лидеров отраслей экономики, то здесь за год произошло большое изменение. Все-таки эти компании поворачиваются лицом к разработчикам российских решений. Я считаю, что здесь важным катализатором выступила работа наших индустриальных центров компетенций. И еще то, что мы были готовы предоставлять небольшие гранты на софинансирование расходов крупных компаний на разработку и внедрение у себя российских решений, которые не имеют сейчас зрелых аналогов. Очень хорошо, что на рубль бюджетных денег сам бизнес тратит пять — это оказалась востребованная мера, которая позволила нам получить достаточно большое плечо на бюджетное финансирование.
Процесс идет тяжело, со скрипом, но, мне кажется, этот поворот уже приобретает необратимый характер. Классно, что крупные компании, которые зачастую выбирали лучшие зарубежные решения, чтобы соответствовать лучшим метрикам, сейчас делают ставку на развитие российских продуктов. Жизнь их вынуждает. Правительство здесь, с одной стороны, мотивирует их финансово, с другой, мы вводим регуляторику, которая заставляет их переходить на российские решения.
С точки зрения государства, важный тренд — начиная с этого года, будем активно внедрять в бизнес нашу электронную инфраструктуру, «Госуслуги». Бизнес тоже хочет получить более дешевые способы коммуникации со своими клиентами и использовать наши сервисы, чтобы снижать свои издержки, что в текущее время очень важно. CNews: Мы видим, что другие страны объявляют о многомиллиардных инвестициях в разработку чипов. Какие первоочередные меры, на ваш взгляд, необходимы для обеспечения импортонезависимости России в ключевых областях микроэлектроники?
Максут Шадаев: Принята большая программа развития радиоэлектронной и электронной промышленности, ее координатором является Минпромторг. Роль Минцифры здесь ограничена. Минпромторг отвечает за создание инфраструктуры производства, за новые разработки, а Минцифры — за стимулирование спроса. Наша задача в этом смысле стандартная: мы хотим создать тягу от бизнеса покупать российские решения с российской компонентной базой.
И то, над чем работаем, — это большие форвардные контракты. Это наша главная задача — форвардные контракты, которые позволяют разработчику и производителю получить гарантированный и долгосрочный заказ на производство. В этом случае разработчик получает грант на дофинансирование разработки, которая ему нужна, и льготные кредиты на организацию производства и покупку комплектующих там, где это нужно. А заказчик — льготный кредит на приобретение оборудования.
Когда мы обсуждаем такие длинные форвардные контракты, предусматривается поэтапное увеличение российской компонентной базы. Это важно, так как позволяет производителю на 7—10 лет планировать свое производство, иметь гарантированно жесткий заказ — юридически обязывающий, с объемами, сроками, стоимостью. Это очень эффективный механизм, который позволяет нам увязать спрос с возможностью разработчиков и фокусно давать меры поддержки. Максут Шадаев: Это одна из сфер, которые критикует отрасль.
Когда в прошлом году мы запустили индустриальные центры компетенций по отраслям, в которых участвовали крупные компании, мы параллельно запустили и центры развития сквозных решений, нужных всем. И если по ИЦК у нас все случилось, мы распределили гранты по крупным заказчикам, получили хорошее плечо на софинансирование, то с точки зрения общесистемного ПО у нас возникли определенные сложности. Этот рынок очень конкурентный, по отдельным позициям мы получили большое количество запросов на гранты, и нам было очень сложно отобрать лучшее решение в своем классе. Поэтому мы сделали разворот в сторону системно значимых компаний.
Логика очень простая. И получает упрощенный доступ на рынок заказов для госкомпаний и госорганов. CNews: Каков текущий статус этой работы, когда мы услышим имена первых системно значимых ИТ-компаний? Максут Шадаев: У нас с правительством подготовлен, согласован и уже внесен в Государственную думу соответствующий законопроект.
Думаю, до конца года мы запустим этот механизм в полном объеме, все законодательные решения будут приняты, и появятся первые «дорожные» карты, которые мы подпишем с такими компаниями. Иван Панченко, Postgress Professional: Может ли российская компания, контролируемая иностранными физическими и юридическими лицами, стать системно значимой? Максут Шадаев: Думаю, вопрос соотношения долей тут будет. Если контролируется, то вряд ли, конечно.
CNews: Сегодня многие госкомпании берут на себя роль вендоров и занимаются разработкой импортозамещающих решений, несмотря на ограничение инсорс-разработки в госкомпаниях 30 процентами. Это объясняется тем, что внешним разработчикам не хватает компетенций для создания специализированных решений. При этом госкомпании готовы делиться своими разработками с рынком, привлекая на поддержку интеграторов. Это позитивный или негативный тренд, по вашему мнению?
Максут Шадаев: Мы считаем, что это второй из трех этапов. На первом этапе наши крупные компании хотели лучшие в своем классе зарубежные решения. Второй этап — когда крупные компании, которые имеют финансовые возможности, ресурсы, компетенции, считают, что они могут повторить лучшие зарубежные решения. Мы считаем, что все равно будет третий этап, когда они будут вынуждены между собой объединяться, чтобы обеспечить совместную разработку.
В целом это неплохо — по крайней мере потому, что компании начали вкладывать в это деньги. Пусть это и инсорс — это все равно часть ИТ-отрасли, наши разработчики — и неплохо, что компании это финансируют. Но, конечно, нам кажется, что в целом крупным компаниям будет сложно: сейчас такие колодцы дублируют сложные разработки. Мы призываем их объединяться, не дублировать определенные работы, а как-то находить формат кооперации.
Я считаю, что жизнь заставит. И на следующем этапе такие отдельные разработки мы все-таки сможем объединить в совместные инициативы. CNews: Какая организационная форма может стать стержнем этой кооперации? Максут Шадаев: Я думаю, что как раз системно значимые компании и будут хорошим рычагом.
К нам уже многие приходят и говорят «слушайте, у нас есть ИТ-дочка, она делает классные продукты, пока их еще нет на рынке, но дайте ей статус». Прежде всего, конечно, убеждать нужно руководителей, у многих свои амбиции... Будем работать. Максут Шадаев: Сразу скажу: речь идет про то ПО, которое не лицензировано.
Потому что возникла интерпретация на рынке, что даже те компании, которые оплатили ПО и получили бессрочное право на его использование, будут платить квазиналог на зарубежное ПО. Такого не будет. Платить будут только те, кто хочет использовать зарубежное ПО производителей, ушедших из нашей страны, и кто ранее не оформил права на него. В этом смысле это механизм борьбы с пиратством.
Они будут платить эти деньги, деньги пойдут на спецсчета. Как мы и говорили, половина суммы будет идти обратно на поддержку ИТ-отрасли. Это тоже связано с тем, что по многим направлениям мы вынуждены искать дополнительные источники финансирования. Платить будут только те, кто хочет использовать зарубежное ПО производителей, ушедших из нашей страны, и кто ранее не оформил права на него У нас почти согласован законопроект, думаю, со следующего года механизм полностью заработает.
Иван Сиваков, «Ленметрогипротранс»: Если компания ушла, мы после оплаты должны какими-то техническими средствами получить альтернативную лицензию. Это подразумевает применение программных средств для обхода систем защиты, что подпадает под 136-ю либо 273-ю статьи УК РФ. Планируется ли декриминализация этих статей в связи с применением методов обхода для получения лицензий? Рассматривается ли создание центрального репозитория проверенных технических средств, или каждый на маленьком ботике с черным флагом будет плыть в своем направлении?
Максут Шадаев: Мы понимаем, что эти компании повели себя по отношению к нашим заказчикам не совсем корректно, долгие годы убеждали в необходимости использовать их продукты, в рамках подписки использовать какое-то решение — а потом сказали «все, мы ушли». Понятно, что заплатить за следующий период нельзя, а не использовать тоже нельзя — потому что даже если есть российская альтернатива, нужно время на миграцию, переход и так далее. Это особенно сложно для крупных компаний. А представьте еще, что альтернативы нет...
Здесь мы считаем, что вполне обосновано освобождать компанию от ответственности, если она перечисляет средства на спецсчет — таким образом она подтверждает оплату тех лицензионных прав, что есть у поставщика этого продукта. И в этом случае компания полностью освобождается от ответственности, тут нет никакой декриминализации. Меня постоянно спрашивают, почему мы не допустим тотального пиратства — мол, они же некрасиво себя повели, так давайте всем все разрешим использовать, зачем за это платить! Долгая дискуссия у нас была, и мы в какой-то момент даже склонялись к этому, но там обратный риск очень большой: если мы, декриминализировав эту статью, дадим возможность всем пользоваться зарубежным софтом без ограничений, это скажется на темпах развития российских продуктов.
Представьте: вы крупная компания и имеете возможность применять лучшие передовые решения и за них вообще ничего не платить. Понятно, что вы сокращаете издержки, никакой мотивации у вас переходить на российские продукты, на «1С», например, нет. Всё бесплатно и классно работает, научились всё обновлять… Поэтому здесь такая сложная конструкция. Не просто потому, что мы уважаем права зарубежных компаний.
Нам важно, чтобы была мотивация у крупных компаний и бизнеса в целом переходить на российские продукты. Поэтому они должны платить. Их освобождают от ответственности и все-таки в какой-то момент они должны перейти на российский софт. А по поводу общих решений — думаем.
По его словам, за последний год сообщения об утечках баз данных с российских ресурсов стали появляться значительно чаще. В частности, в I квартале 2023 г. Тренд на отказ от накопления большого объема персональных данных, в свою очередь, приводит к тому, что государственные органы и ведомства переходят к модели онлайн-витрин, когда данные не накапливаются, а отдаются по запросу гражданина, сказал Шадаев. В качестве примера он привел получение подписанной выписки ЕГРН через «Госуслуги»: «Витрина стоит на стороне Росреестра, никакие данные на портале в данном случае не хранятся, запрос проходит моментально, и пользователь скачивает юридически значимый документ, подписанный [электронной] подписью, которым дальше пользуется». По его словам, в перспективе планируется, что на портале «Госуслуг» в принципе не будут храниться персональные данные. Все остальное должно быть доступно по запросу моментально в рамках СМЭВ система межведомственного электронного взаимодействия. До конца 2023 г. Минцифры представит несколько новых онлайн-витрин, пообещал он. Хранимые ведомствами данные действительно нуждаются в усиленной защите, соглашаются опрошенные «Ведомостями» эксперты. Причем в защите и от внешних угроз — атак, взлома и т.
ИА REGNUM проанализировало, что известно про нового министра Шадаева, и выяснило, что в возрасте около 20 лет он занимал руководящие посты в фирмах скандально известного депутата Ильи Пономарёва и миллиардера из списка Forbes Анатолия Карачинского. Образование получил в Российском государственном социальном университете по специальности «социология» в 2004 году. На официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ указано, что Шадаев с 1999 по 2004 год «работал на руководящих позициях в сфере информационно-коммуникационных технологий». Тут стоит напомнить, что речь тогда шла о 20-летнем вчерашнем школьнике. Ведь, по открытым данным, диплом социолога он получил только в 2004-м году. Данных о том, кем были родители с юных лет подающего надежды Максута, в открытых источниках нет.
О связях с миллиардером Карачинским В официальной биографии министра уточняется, что в группе компаний IBS ИБС до 2004 года 25-летний Шадаев был начальником отдела развития бизнеса отделения интернет-решений, а потом директором по развитию бизнеса. IBS-холдинг позиционирует себя ключевым технологическим партнёром «российского бизнеса и государственных структур». Среди своих партнёров группа называет Минфин России, Федеральную налоговую службу, которой до недавнего времени руководил нынешний глава правительства Михаил Мишустин. В статье журнала Forbes, где рассказывалось о бизнесе Карачинского, отмечено, что сотрудничество IBS с госведомствами фактически началось в 2004 году, когда «во время визита Путина в Бангалор Карачинскому удалось сводить президента на экскурсию в один из кампусов, в котором работают несколько десятков тысяч программистов».
Однако корректность этой оценки вызывает сомнения, так как основана она на данных по изъятым сим—картам в ходе мероприятий по пресечению их продажи. В 2022 году перехватили 74 тыс. Наблюдения аналитиков не показывают столь значительного падения количества обезличенных номеров.
По данным Telecom Daily, в 2018 году в серой зоне находилось примерно 11—12 млн номеров, в 2023—м — около 5 млн. Читайте также: Взяли за язык: частные центры отодвинули от приёма экзаменов у мигрантов Даже сегодня для покупки сим—карты без паспорта не требуется много усилий. Их продают как в лотках на улицах, так и по объявлениям в интернете.
Задержали? Министра Шадаева не пускали в военкомат
По данным Telecom Daily, в 2018 году в серой зоне находилось примерно 11—12 млн номеров, в 2023—м — около 5 млн. Читайте также: Взяли за язык: частные центры отодвинули от приёма экзаменов у мигрантов Даже сегодня для покупки сим—карты без паспорта не требуется много усилий. Их продают как в лотках на улицах, так и по объявлениям в интернете. Не совсем понятно, что должно мотивировать условного мигранта предоставлять иностранному государству свои биометрические данные для оформления сим—карты вместо покупки левого номера. Причём угроза блокировки в будущем здесь не так страшна, так как мигранты обычно приезжают на заработки на несколько месяцев. А вот у предприимчивых россиян, готовых оформить на себя или на кого—то ещё множество симок для продажи, напротив, может появиться несколько миллионов потенциальных клиентов.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
На информационном ресурсе сайте utyug.
В качестве целей проекта указывалось создание благоприятной электронной среды аналога социальной сети для депутатов, сокращение бумажного документооборота, повышение прозрачности деятельности парламента и налаживание обратной связи между депутатами и избирателями. Министр государственного управления, информационных технологий и связи 2014—2018 , заместитель председателя правительства 2016—2018 Московской области. Инициировал запуск портала «Добродел», призванного осуществить прямую связь жителей области с представителями исполнительной власти. Способствовал внедрению единой транспортной карты «Стрелка» по аналогии с московской картой «Тройка».
Общественный советник 1-го заместителя главы Администрации Президента РФ 2017. Курировал информационную политику региональных властей. Выступая на форуме CNews в 2017 г. Считал, что в подобных группах необходимо наладить оперативное реагирование на жалобы, вести информационно-разъяснительную работу и представить сервисы получения госуслуг. Вице-президент компании «Ростелеком» по цифровым платформам 2018—2020. Генеральный директор дочерней компании «РТ Лабс» 2019—2020. Отвечал за реализацию проектов в сферах электронного правительства, образования, медицины и геоданных. На посту министра С 21 января 2020 г.
Биография Максута Шадаева
- Все новости по тегу: «Максут Шадаев»
- Биография Максута Шадаева
- Большие числа Минцифры
- Минцифры России хочет запретить спам-обзвоны / ИА REX
- Глава Минцифры Максут Шадаев не сказал якутянам ничего хорошего и о нем никто не написал
Новости по теме: Максут Шадаев
Какие проблемы стоят сейчас наиболее остро и как они решаются? Максут Шадаев: По госуправлению цифровизация продолжается, хотя, конечно, главный здесь фактор в том, что бюджетные расходы сокращаются и, очевидно, дальше будут сокращаться. Это уже факт. В этих условиях мы должны будем искать более эффективные решения, потому что никто не снимал задач по запуску новых сервисов, по развитию новых систем. Здесь вопрос в поисках новых источников эффективности. Что касается тяжелой промышленности, больших компаний-лидеров отраслей экономики, то здесь за год произошло большое изменение. Все-таки эти компании поворачиваются лицом к разработчикам российских решений. Я считаю, что здесь важным катализатором выступила работа наших индустриальных центров компетенций. И еще то, что мы были готовы предоставлять небольшие гранты на софинансирование расходов крупных компаний на разработку и внедрение у себя российских решений, которые не имеют сейчас зрелых аналогов. Очень хорошо, что на рубль бюджетных денег сам бизнес тратит пять — это оказалась востребованная мера, которая позволила нам получить достаточно большое плечо на бюджетное финансирование.
Процесс идет тяжело, со скрипом, но, мне кажется, этот поворот уже приобретает необратимый характер. Классно, что крупные компании, которые зачастую выбирали лучшие зарубежные решения, чтобы соответствовать лучшим метрикам, сейчас делают ставку на развитие российских продуктов. Жизнь их вынуждает. Правительство здесь, с одной стороны, мотивирует их финансово, с другой, мы вводим регуляторику, которая заставляет их переходить на российские решения. С точки зрения государства, важный тренд — начиная с этого года, будем активно внедрять в бизнес нашу электронную инфраструктуру, «Госуслуги». Бизнес тоже хочет получить более дешевые способы коммуникации со своими клиентами и использовать наши сервисы, чтобы снижать свои издержки, что в текущее время очень важно. CNews: Мы видим, что другие страны объявляют о многомиллиардных инвестициях в разработку чипов. Какие первоочередные меры, на ваш взгляд, необходимы для обеспечения импортонезависимости России в ключевых областях микроэлектроники? Максут Шадаев: Принята большая программа развития радиоэлектронной и электронной промышленности, ее координатором является Минпромторг.
Роль Минцифры здесь ограничена. Минпромторг отвечает за создание инфраструктуры производства, за новые разработки, а Минцифры — за стимулирование спроса. Наша задача в этом смысле стандартная: мы хотим создать тягу от бизнеса покупать российские решения с российской компонентной базой. И то, над чем работаем, — это большие форвардные контракты. Это наша главная задача — форвардные контракты, которые позволяют разработчику и производителю получить гарантированный и долгосрочный заказ на производство. В этом случае разработчик получает грант на дофинансирование разработки, которая ему нужна, и льготные кредиты на организацию производства и покупку комплектующих там, где это нужно. А заказчик — льготный кредит на приобретение оборудования. Когда мы обсуждаем такие длинные форвардные контракты, предусматривается поэтапное увеличение российской компонентной базы. Это важно, так как позволяет производителю на 7—10 лет планировать свое производство, иметь гарантированно жесткий заказ — юридически обязывающий, с объемами, сроками, стоимостью.
Это очень эффективный механизм, который позволяет нам увязать спрос с возможностью разработчиков и фокусно давать меры поддержки. Максут Шадаев: Это одна из сфер, которые критикует отрасль. Когда в прошлом году мы запустили индустриальные центры компетенций по отраслям, в которых участвовали крупные компании, мы параллельно запустили и центры развития сквозных решений, нужных всем. И если по ИЦК у нас все случилось, мы распределили гранты по крупным заказчикам, получили хорошее плечо на софинансирование, то с точки зрения общесистемного ПО у нас возникли определенные сложности. Этот рынок очень конкурентный, по отдельным позициям мы получили большое количество запросов на гранты, и нам было очень сложно отобрать лучшее решение в своем классе. Поэтому мы сделали разворот в сторону системно значимых компаний. Логика очень простая. И получает упрощенный доступ на рынок заказов для госкомпаний и госорганов. CNews: Каков текущий статус этой работы, когда мы услышим имена первых системно значимых ИТ-компаний?
Максут Шадаев: У нас с правительством подготовлен, согласован и уже внесен в Государственную думу соответствующий законопроект. Думаю, до конца года мы запустим этот механизм в полном объеме, все законодательные решения будут приняты, и появятся первые «дорожные» карты, которые мы подпишем с такими компаниями. Иван Панченко, Postgress Professional: Может ли российская компания, контролируемая иностранными физическими и юридическими лицами, стать системно значимой? Максут Шадаев: Думаю, вопрос соотношения долей тут будет. Если контролируется, то вряд ли, конечно. CNews: Сегодня многие госкомпании берут на себя роль вендоров и занимаются разработкой импортозамещающих решений, несмотря на ограничение инсорс-разработки в госкомпаниях 30 процентами. Это объясняется тем, что внешним разработчикам не хватает компетенций для создания специализированных решений. При этом госкомпании готовы делиться своими разработками с рынком, привлекая на поддержку интеграторов. Это позитивный или негативный тренд, по вашему мнению?
Максут Шадаев: Мы считаем, что это второй из трех этапов. На первом этапе наши крупные компании хотели лучшие в своем классе зарубежные решения. Второй этап — когда крупные компании, которые имеют финансовые возможности, ресурсы, компетенции, считают, что они могут повторить лучшие зарубежные решения. Мы считаем, что все равно будет третий этап, когда они будут вынуждены между собой объединяться, чтобы обеспечить совместную разработку. В целом это неплохо — по крайней мере потому, что компании начали вкладывать в это деньги. Пусть это и инсорс — это все равно часть ИТ-отрасли, наши разработчики — и неплохо, что компании это финансируют. Но, конечно, нам кажется, что в целом крупным компаниям будет сложно: сейчас такие колодцы дублируют сложные разработки. Мы призываем их объединяться, не дублировать определенные работы, а как-то находить формат кооперации. Я считаю, что жизнь заставит.
И на следующем этапе такие отдельные разработки мы все-таки сможем объединить в совместные инициативы. CNews: Какая организационная форма может стать стержнем этой кооперации? Максут Шадаев: Я думаю, что как раз системно значимые компании и будут хорошим рычагом. К нам уже многие приходят и говорят «слушайте, у нас есть ИТ-дочка, она делает классные продукты, пока их еще нет на рынке, но дайте ей статус». Прежде всего, конечно, убеждать нужно руководителей, у многих свои амбиции... Будем работать. Максут Шадаев: Сразу скажу: речь идет про то ПО, которое не лицензировано. Потому что возникла интерпретация на рынке, что даже те компании, которые оплатили ПО и получили бессрочное право на его использование, будут платить квазиналог на зарубежное ПО. Такого не будет.
Платить будут только те, кто хочет использовать зарубежное ПО производителей, ушедших из нашей страны, и кто ранее не оформил права на него. В этом смысле это механизм борьбы с пиратством. Они будут платить эти деньги, деньги пойдут на спецсчета. Как мы и говорили, половина суммы будет идти обратно на поддержку ИТ-отрасли. Это тоже связано с тем, что по многим направлениям мы вынуждены искать дополнительные источники финансирования. Платить будут только те, кто хочет использовать зарубежное ПО производителей, ушедших из нашей страны, и кто ранее не оформил права на него У нас почти согласован законопроект, думаю, со следующего года механизм полностью заработает. Иван Сиваков, «Ленметрогипротранс»: Если компания ушла, мы после оплаты должны какими-то техническими средствами получить альтернативную лицензию. Это подразумевает применение программных средств для обхода систем защиты, что подпадает под 136-ю либо 273-ю статьи УК РФ. Планируется ли декриминализация этих статей в связи с применением методов обхода для получения лицензий?
Рассматривается ли создание центрального репозитория проверенных технических средств, или каждый на маленьком ботике с черным флагом будет плыть в своем направлении? Максут Шадаев: Мы понимаем, что эти компании повели себя по отношению к нашим заказчикам не совсем корректно, долгие годы убеждали в необходимости использовать их продукты, в рамках подписки использовать какое-то решение — а потом сказали «все, мы ушли». Понятно, что заплатить за следующий период нельзя, а не использовать тоже нельзя — потому что даже если есть российская альтернатива, нужно время на миграцию, переход и так далее. Это особенно сложно для крупных компаний. А представьте еще, что альтернативы нет... Здесь мы считаем, что вполне обосновано освобождать компанию от ответственности, если она перечисляет средства на спецсчет — таким образом она подтверждает оплату тех лицензионных прав, что есть у поставщика этого продукта. И в этом случае компания полностью освобождается от ответственности, тут нет никакой декриминализации. Меня постоянно спрашивают, почему мы не допустим тотального пиратства — мол, они же некрасиво себя повели, так давайте всем все разрешим использовать, зачем за это платить! Долгая дискуссия у нас была, и мы в какой-то момент даже склонялись к этому, но там обратный риск очень большой: если мы, декриминализировав эту статью, дадим возможность всем пользоваться зарубежным софтом без ограничений, это скажется на темпах развития российских продуктов.
Представьте: вы крупная компания и имеете возможность применять лучшие передовые решения и за них вообще ничего не платить. Понятно, что вы сокращаете издержки, никакой мотивации у вас переходить на российские продукты, на «1С», например, нет. Всё бесплатно и классно работает, научились всё обновлять… Поэтому здесь такая сложная конструкция.
Москва, ул. Правды, д.
Почта: mosmed m24.
Это очень важно. Это главный вызов на 2023 год. Фронт-офис в виде портала «Госуслуги» мы построили. Но мы понимаем, что оптимизация внутренних процессов невозможна, если мы существенным образом не будем менять государственные ведомственные информационные системы. Менять их в старой парадигме просто невозможно - это потребует колоссальных расходов, временных и финансовых ресурсов. Это можно делать только очень жестко централизованно.
Тогда мы получим не только удобство для пользователя, который подает заявление и получает результат.
При этом, уверил глава минцифры, операторов также слышат. Так, например, в 2022 году было убрано требование об обязательном хранении трафика для видеосервисов, которые так или иначе цензурируются и получают определенный допуск на рынок. Тем не менее трагические события 22 марта не останутся без внимания. Так, например, минцифры РФ уже направило на согласование ведомственный законопроект, который будет обязывать иностранных граждан при заключении договора с мобильными операторами регистрироваться в единой биометрической системе. Как выразился Шадаев, иностранцы «пойдут по самому жесткому варианту» — обязательной биометрии для получения сим-карты. Граждане РФ в перспективе будут иметь возможность отслеживать в личном кабинете на «Госуслугах» информацию обо всех договорах и номерах, которые на них зарегистрированы. Это действительно очень важный вопрос, потому что многие люди действительно не знают, какое количество договоров на них записано», — резюмировал министр. Фото: Сергей Елагин «Главный бенефициар, у кого трафик растет стремительными темпами, — это «Телеграм». Фото: Сергей Елагин Могут запретить спам-обзвоны Еще больший интерес присутствующих вызвал вопрос о единой платформе верификации телефонных вызовов ЕПВВ «Антифрод», к которой, как считают некоторые представители телеком-отрасли, подключились далеко не все операторы.
Мы видим, что примерно 1,5—2 миллиона звонков ежедневно блокируются. Сейчас у наших абонентов очень напряженное отношение к любому прогрессивному голосовому контакту. Министерство планирует запретить рекламные обзвоны, поскольку они на самом деле делаются роботами», — добавил министр. Однако что делать с мессенджерами, через которые мошенники также успешно работают? Шадаев напомнил об инициативе ЦБ, который выступил с предложением объединить усилия операторов связи, банков, минцифры, а также, очевидно, и правоохранительных органов, чтобы построить еще одну единую платформу. Она, в свою очередь, будет дополнительно работать на антифрод. Злоумышленники — это люди, которые хотят прорекламировать свои услуги. Естественно, они будут искать новые возможности для звонков. В общем-то, не хотелось, чтобы все [мошенничество] перешло туда», — заключил он. Маркетплейсы упакуют в закон В отрасли, напомнил модератор, идут активные обсуждения о том, должны ли сами интернет-компании вносить вклад в развитие телеком-инфраструктуры.
Присматриваются и к маркетплейсам, которые, по колкому замечанию Шадаева, «вынуждены уворачиваться от основного рода инициатив». В том числе, напомнил министр, и по Почте России, вероятно, имея в виду инициативу по созданию специального фонда, куда операторы доставки товаров должны были бы отчислять часть выручки, а сами средства шли бы на компенсацию почте затрат на предоставление социально значимых услуг в отдаленной и сельской местности.