Как утверждают нацболы: "НБП выступает за социальную справедливость в экономике, имперское доминирование во внешней политике, гражданские и политические свободы. Это типа национал социализм когда все люди одной нации, народа строят для себя своего народа хорошие условия. Автор нашего проекта Свят Павлов специально ради такого приключения встретился со столичными нацболами. Токование значения слова Нацболы, подробное объяснение значения слова Нацболы. Узнай, что значит Нацболы на слеге молодежи.
Что такое национал-большевизм простыми словами?
Эстетика НБП — критики движения часто указывали на откровенные аллюзии к национал-социалистической и большевистской системам знаков у нацболов. Вождь нацболов сидел в комфортном СИЗО «Лефортово», а потом — в «красной» колонии, с энергичными методами дознания и прессом в камере не сталкивался. Национал борщевик пуля в лицо Нацболы, Борщевик. Кто такие нацболы и какая у них цель (у партии, движения, эгрегора) сегодня?
Национал-большевистская партия*
велика вероятность, что кроме пиздюлей от ментов, нацбол ещё и получит ремнем по жопе, если родители увидят его в выпуске новостей (что, правда, чревато огребанием пиздюлей родителями, ибо среди нацболов много Павликов Морозовых, считающих предков овощами). Так что тем, кто пытается по-настоящему противостоять сомнительным религиозным организациям, нацболы своим митингом попросту подложили свинью. Многие нацболы расценили его как предательство, отход от радикализма, попытку легализоваться.
Национал-большевистская партия - National Bolshevik Party
Все эти... На деле... Лимоновым, это в первую очередь политическое хулиганство малолетних. Хотя многие вещи в их исполнении не могут не вызвать сочувствия и симпатии закидали тухлятиной миГалкова, надавали по рылу букетом горбачеву. Константин Малинин Человек как человек. Служил, работаю, дети, охота, спорт.
Его идеология совпадает больше с новейшей левой философской мыслью, чем с историческими проектами, на которые он ссылается в своем названии. Общественный резонанс национал-большевистского движения Все идеологические тонкости часто имеют второстепенное значение для тех, кто вступает в ряды национал-большевистских организаций. Хотя, конечно, чтение книг Дугина и почитаемых движением философов поощряется, большая часть нацболов не уделяет этому занятию особого внимания. Причины, по которым они попадают в НБП, а сейчас и в НБФ, часто не имеют много общего с интеллектуальными увлечениями или четко определенными политическими взглядами. Участие в национал-большевистском движении, как правило, накладывает отпечаток на все стороны жизни его активистов. Слово нацбол еще до возникновения в составе движения внутренних споров и впоследствии его расщепления на неприязненные друг к другу лагеря обозначало на самом деле намного больше, чем член Национал-большевистской партии. Быть нацболом — этовыбор конкретного жизненного пути и определенного холистического мировоззрения. Непреодолимое влияние, которое движение оказывает на жизнь своих членов, обусловливается в большой степени тем фактом, что НБП, а теперь и НБФ, — это намного больше, чем типичная политическая организация. Их долгосрочная цель — не победа в политической борьбе, а революционное преображение общественной действительности в каждом ее аспекте. Учитывая эти стремления, а также роль музыки, искусства, стиля и эстетики в деятельности национал-большевиков, можно предположить, что создаваемое ими движение получило форму субкультуры; это утверждение тем более обоснованно, что большинство его членов и сторонников составляют молодые люди, средний возраст которых не превышает 22 лет Савельев 2006: 166. В СССР воспитание молодежи в духе советских идеалов являлось предметом особой заботы со стороны государства. Этот процесс совершался главным образом в рядах пионерских и комсомольских организаций, принадлежность к которым имела массовый характер. В сегодняшней России ситуация представляется совершенно иной. Государство, уходя из многих сфер прежней активности, большую часть обязанностей в сфере воспитания сбросило со своих плеч. Семья, которая прежде всего должна перенять основную часть этих обязанностей, оказывается часто дисфункциональной в ситуации, когда ей надо в ускоренном темпе приспособиться к новым условиям функционирования в капиталистическом хозяйстве. Авторитет школы и учителей постепенно снижается. При слабости гражданского общества, высоком уровне инерции и общественной индифферентности процент молодежи, объединенной в какие-нибудь организации, является ничтожным. Наступающая индивидуализация жизненных позиций, нарушение коллективной системы ценностей и падение общих авторитетов — процессы, характерные для постсоветских обществ, — сильно влияют на молодых людей, усложняя определение ими иерархии жизненных приоритетов, целей и стремлений. Описанные выше обстоятельства значимо способствовали популяризации Национал-большевистской партии в кругах молодежи. Лидеры НБП с самого начала ориентировались на молодежь, а своей деятельности в большой степени придали образовательно-воспитательный характер. Пожалуй, ни одна из непосредственномолодежных организаций не обращала так много внимания на формирование ума и характера молодого человека, как НБП. Будучи еще ее членом, Александр Дугин говорил о себе и своих сотрудниках: «В общем, мы единственная партия, которая занимается мыслями молодежи. Мы учим их думать и жить. Мы занимаемся индоктринацией будущей генерации» Czekam… 1998: 144. Эта индоктринация проводилась в разных плоскостях. С одной стороны, на интеллектуальном уровне, через ознакомление молодежи с литературой, организацию семинаров и лекций, издание журналов и книг, с другой — через формирование художественных вкусов, путем распространения и рекламирования творчества авангардных артистов, вовлеченных в сотрудничество с НБП, и, наконец, с третьей — через организацию и участие подростков в пикетах, шествиях, акциях, что должно стимулировать развитие личности будущего революционера. Симптоматично, что, как пишет польский исследователь феномена национал-большевизма Пшемыслав Серадзан, в московской штаб-квартире партии «создали библиотеку экстремистской литературы и провизорный тренажерный зал» Sieradzan 2008: 75. Обращение Национал-большевистской партии в сторону молодежи обусловлено несколькими факторами. Во-первых, естественной склонностью молодежи симпатизировать максималистским, радикальным идеалам. Во-вторых, убеждением НБП о необходимости создания нового человека и нового общества. Для достижения этой цели надо, как выразился Лимонов в «Моей политической биографии», «испортить им обществу. К такому выводу писатель пришел на основании опыта своей избирательной кампании, которая велась в 1993 г. Личный контакт с жителями провинции произвел на Лимонова очень плохое впечатление и породил пессимистические размышления о состоянии российского общества, требующем глубокого и радикального обновления. Особенно неблагосклонно Лимонов высказывался тогда о тверских пенсионерах. Их менталитет он считал результатом все еще непреодолимых остатков влияния крепостной системы на психологию человека Лимонов 2002. В итоге будущий председатель НБП принял решение, что организация, которую он создаст, должна опираться на молодежь как на группу, которая в наименьшей степени обременена прошлым и является самой податливой к мировоззренческим переменам. Свое послание национал-большевистские лидеры направили главным образом к общественно неприспособленной молодежи, так называемым маргиналам. Под этим термином понимаются отчужденные личности, аутсайдеры, в обществе помещающиеся на границе между разными группами, культурами, системами норм и ценностей, и ощущающие на себе их часто взаимно противоречивые влияния Вергазов 2004. Так как они не идентифицируются полностью ни с каким социальным или культурным сообществом, их характеризует большая податливость к укоренению в новом, только что возникающем. Определение маргинал часто используется также в отношении к людям общественных низов — бездомным, наркоманам, хулиганам. Их худший статус в социальной иерархии — это, по мнению партии, фактор, стимулирующий их участие в организациях, стремящихся к свержению власти, и гарантирующий их преданность делу революции, которая является для них шансом на радикальную смену своего положения. Презрение, испытываемое маргиналами к мещанским ценностям, нонконформизм и тот факт, что им нечего терять, делают из них идеальных воинов за новый, лучший мир. По словам Эдуарда Лимонова, это доказала уже Октябрьская революция, в которой ведущую роль сыграли не рабочие и крестьяне, а всякие чудаки, бомжи, бродяги Sieradzan 2008: 93—94. Действительность частично модифицирует задуманный архетип члена Национал-большевистской партии. Средний ее деятель —это либо подросток, учащийся в ПТУ, выходец из пролетарской семьи, проживающий в одном из спальных районов большого города, либо студент. Как правило, у него уже есть «субкультурный» опыт, приобретенный среди панков, хиппи, экологов, баркашовцев Топорова 1999. Несмотря на то, что материальное положение большинства достаточно трудное, а прошлое — нередко полукриминальное, часть активистов происходит из привилегированных социальных слоев, имеет перспективу успешного будущего, и вроде бы никаких поводов для демонстрации неудовлетворенности общественным статус-кво у нее нет. Мотивацию их вступления в ряды партии выражают слова одного из нацболов — студента Московского университета, который высказался на эту тему от своего имени и имени своих друзей: «У нас просто не было другого выхода. Не надо думать, что мы не можем устроиться — можем… но не хотим, не это для нас жизнь. Мы хотим многое изменить. А Партия дает нам эту возможность, вне Партии мы обречены» Вергазов 2004. В НБП «приходят художники, филологи, историки, студенты, представители творческой интеллигенции из провинции», — утверждает Алена Полунина, автор документального фильма о нацболах «Да, смерть! Существуют два основных сценария, по которым ряды партии пополняются новыми членами. Попасть в них можно либо заполнив анкету, которая печатается в каждом номере партийной газеты «Лимонки», и отослав ее в Москву, после чего нацболы должны выйти на связь, либо благодаря знакомым. Иногда целые группы молодых людей вступают в НБП одновременно. Романтически-революционный стиль и риторика партии привлекают к ней многих бунтующих и заинтересованных в конспиративной деятельности молодых людей, которые хотят необычного опыта; однако большая их часть быстро уходит разочарованной, когда оказывается, что подготовка к революции — это, между прочим, продажа «Лимонки» и другая прозаическая и монотонная деятельность Топорова 1999. Становясь членами субкультуры нацболов, молодые люди получают главным образом чувство принадлежности к конкретному сообществу, поддержку в группе, некий морально-этический кодекс поведения. Обычно большинство свободного от науки или работы времени они проводят с товарищами из организации, вместе отмечают праздники. Членство в национал-большевистской организации действительно напоминает участие в религиозном движении. Самый хороший пример — «Молитва нацбола»,декламируемая или выкрикиваемая во время демонстраций; в ней речь идет об объединении в борьбе и жертвовании жизнью Савельев 2006: 168; Sieradzan 2008: 78. На это объединение с «партийными товарищами», как обращаются друг к другу национал-большевики, или «братьями», как возвещает текст «Молитвы», доктрина НБП делает большой упор. Члены организации должны избавиться от мышления индивидуалистическими категориями, стать одной, послушной и дисциплинированной силой. В партии запрещаются фракционность и всякие проявления неподчинения Вергазов 2004. Среди нацболов распространен единый стиль одежды: черные кожаные куртки, тяжелые ботинки, милитаристский стиль. Многие из них бреют голову или делают партийную татуировку: рисунок гранаты Ф-1 называемой в народе «лимонкой» на левом предплечье Топорова 1999. Национал-большевистская молодежь часто не сторонится алкоголя, зато наркотики в партии запрещены, и часто те, кто принимал их до вступления в НБП, потом от этого отказываются.
Радикалы из чулана Прекраснодушная интеллигенция называла партию Лимонова «уникальным явлением». И то, что в определённый момент времени она имела успех в российских медиа, не лучшим образом характеризует наше общество. И, соответственно, обречена копировать его пороки, ошибки и просчёты. Как известно, целью Лимонова было доказать миру, что он не инфантильный невротик, а Великий и Ужасный. Никакой другой идеи, никакой собственной философии, даже самой примитивной и противоречивой, у него не было. Поэтому у НБП не было ни идеологии, ни программы, её постоянно метало от нацизма к троцкизму, от сталинизма к ваххабизму. Лимонов, как и многие старые совки, побаивается компьютера, маскируя свой страх и непонимание пренебрежением. В результате НБП прозевала становление интернет-комьюнити в России, да и по сей день представлена в сети крайне убого. Восхищённый собственным умищем, Эдуард Лимонов допустил в своей политической карьере несколько серьёзных ошибок. Например, верхом глупости было заявление о поддержке Ельцина перед выборами 1996 года. Штабу президента сто лет не снились такие союзнички, власть поспешила дистанцироваться от утырков, играющих в коммуно-фашизм. Зато отношения с «народно-патриотическим» сообществом разладились надолго. Самым крупным лимоновским факапом, предопределившим его место в углу для маргиналов, стал уход от Жириновского в конце 1992 года. Лимонов явно недооценил политический потенциал вождя либерал-демократов и переоценил свой. Политическая буря рубежа десятилетий многим кружила головы, истории успеха политиков и бизнесменов, о которых ещё полгода назад никто не знал, вызывали желание повторить их. Лимонов с кучкой единомышленников решил основать новую партию - ту самую НБП. И с первых дней от этой сверхновой, самой революционной и уникальной партии несло запашком чулана. Термин «национал-большевизм» обронил в 1921 году эмигрант Николай Устрялов. Некоторое время зарубежная агентура Кремля пыталась продвигать в среде эмигрантов миф о «национальном перерождении» большевицкой власти, хотя и без особого успеха. Даже генетически предрасположенная к иллюзиям русская интеллигенция видела, что нет никаких признаков «национального перерождения» интернационально-бандитской совдепии. О национал-большевизме благополучно забыли на десятилетия, пока нескольким бездельникам не потребовалось броское название для своей партии. С флагом получилось ещё смешнее. Впервые сочетание красного поля, белого круга и чёрных серпа и молота мы видим в фильме «Сид и Нэнси » 1986 года выпуска. В СССР только началась перестройка, Эдичка ещё не помышляет о карьере самого страшного фашиста и с нетерпением ждёт французское гражданство. Но - самое главное! Однако создатели фильма решили, что за гитлеровский флаг на тощем торсе покойного кумира молодёжи можно столкнуться с проблемами - от судебных исков до бомбы от «Бейтар» или «Ках». Поэтому свастику заменили на серп и молот. Семь лет спустя отработанный реквизит подобрали Лимонов с Дугиным и сделали знаменем «самой радикальной и бескомпромиссной партии». Говоря об НБП, нельзя не сказать пару слов о газете «Лимонка», тем более что первые годы деятельность партии ограничивалась изданием и распространением газеты. Прекраснодушные интеллигенты не скупились на комплименты этому «уникальному контркультурному проекту», «едкой и честной газете молодых и злых» таких комплиментов можно набрать на несколько страниц. Но никто не мог дать ответ: а почему же тираж такой прекрасной газеты в лучшие времена не превышал 13 500 экземпляров? Это притом что «Лимонка» распространялась по всей России, а также в Беларуси, Украине, Латвии, Казахстане… Ответ прост: газета не представляла интереса для читателей. Её информационная ценность была нулевая, аналитическая составляющая - ниже плинтуса. Впрочем, современные выступления киселёвых, мамонтовых, леонтьевых и марковых по интеллектуальной мощи очень напоминают рубрику «Как надо понимать» или «Слово вождя» почившего нацбольского листка: для полного тождества не хватает только подростковой матерщины. У «Лимонки» никогда не было того, что обеспечивает живучесть любому СМИ - целевой аудитории. С точки зрения пенсионеров и обедневшей советской интеллигенции, газета нацболов была чересчур неформальная, а идейная сумятица откровенно пугала. Напротив, для юных неформалов «Лимонка» была слишком политизирована, так что в качестве контркультурного фанзина она не состоялась: фанатьё, скины, панки и металлюги предпочитали чтиво повеселее - «Железный марш», например. Более социализированная молодёжь котировала Cool, «Молоток» и «Птюч». Однако если партия в итоге удостоилась внимания и нешуточных репрессий, то «Лимонку» унизительно не замечали. Пару раз режим делал вид, будто запрещает газету; лимоновцы формально меняли название и спокойно продолжали выпускать «Лимонку» с прежним логотипом. В 2007 году газета тихо и незаметно скончалась. Лужковские содержанты Ещё один миф, связанный с лимоновцами, - это их так называемая независимость. Якобы партия Лимонова никогда и ни к кому не бегала на поклон, ни у кого не брала, никому не подчинялась и т. В отличие от… Словом, продолжение сказки про искренних мальчиков, изболевшихся душой за народное счастье. На самом деле партия Лимонова была глубоко проституирована с самого начала. На рубеже 1994—1995 года НБП точнее, Лимонов, Дугин и очень маленькая группа поддержки получила от Москомимущества подвал по адресу 2-я Фрунзенская, дом 7, помещение 4. Конечно, его тоже объявили культовым и легендарным. Но я предлагаю отвлечься от панковской героики и задуматься вот над чем: лимоновцы владели «бункером» бесплатно, то есть с 1996 года не платили вообще ничего. Мы даже оказались друг против друга в Арбитражном суде в 1997 году. Впрочем, их сторона вскоре отозвала свой иск к нам». Непонятно, чего больше в этих строках: глупости или наглости. В Москве за недвижимость идут самые настоящие войны, для некоторых хозяйствующих субъектов спор заканчивается острой свинцовой интоксикацией, в лучшем случае - сроком. А лимоновская партия располагается в просторном подвале почти в историческом центре столицы, в шаговой доступности от метро «Фрунзенская» - и сидит там без малого десять лет! А когда они вместо арендной платы показывают фигу, Москомимущество добродушно «отзывает свой иск», хотя имеет полное право выгнать неплательщиков. Позднее НБП несколько раз устраивала публичную истерику: «Нас выселяют, все на защиту бункера! Лимоновцы кидались продуктами питания в сильных мира сего, хулиганили возле иностранных посольств, даже предлагали россиянам «сброситься на киллера» для Ельцина. Но они ни разу не позволили себе ни одного выпада против Юрия Лужкова. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: у хулиганистых детишек имелись авторитетные покровители. Кто были эти покровители - особый вопрос. В России существует традиция решать важные вопросы кулуарно, соглашения заключаются на уровне устной договорённости, документы, могущие пролить свет на тёмные пятна истории, исчезают, чтобы всплыть в подчищенном виде вроде фотографий Сталина со старыми большевиками, которые исчезали один за другим - из жизни и с фото. Поэтому нельзя однозначно назвать того, кто вселил лимоновскую братию в «бункер», но предположить можно. В то время в Москве мэрствовал Юрий Лужков - очень целеустремлённый, авторитетный и волевой товарищ. Простецкий имидж оттенял незаурядный ум, бульдожью хватку и нешуточные амбиции. Он активно поддерживал Ельцина в критические моменты в 1993-м и 1996-м, но никогда особо не скрывал, что не прочь занять пост номер один. Казалось бы, при чём здесь Лужков - точнее, зачем ему какие-то шумоголовые переростки? Ну, во-первых, ручные радикалы притом формально независимые от городских властей сгодятся для того, чтобы устраивать мелкие пакости конкурентам. Во-вторых, из шальной барской прихоти. Новые русские держали крокодилов и обезьян, а вот хозяин Москвы завёл у себя страшных экстремистов. Смотрите, правда, они такие милые? Если кто помнит, лимоновцы кидались продуктами питания в сильных мира сего, хулиганили возле иностранных посольств и на территории сопредельных стран , даже предлагали россиянам «сброситься на киллера» для Ельцина. Но они ни разу не позволили себе ни одного выпада против Юрия Михайловича. Много позднее Лимонов что-то неосторожно тявкнул на Лужкова, выступая на «Эхе Москвы», за что был приговорён к солидному штрафу, но это были уже другие времена. А изгнание нацболов из бункера произошло в 2004-м - в эпоху «развитого путинизма», когда вольностям и амбициям региональных баронов пришёл полный и окончательный конец. Не думаю. Впрочем, гораздо любопытнее, чем разбирать конкубинаж Лимонова с московской мэрией, рассмотреть связи неподкупных радикалов из НБП с Федеральной службой безопасности РФ. Ни мафия, ни скинхеды, ни кавказцы, ни «органы». Проблемы начались с приходом к власти Владимира Путина. РУБОП жёстко прессовал лимоновцев не только за безобидные «акции прямого действия», но и «просто так, чтобы не забывались», а ФСБ пасла их почти как настоящих террористов. Однако, если копнуть глубже, взаимоотношения нацболов с «конторой» оказываются весьма неоднозначными. В феврале 2000 года Лимонов напросился на встречу с высокопоставленным чекистом Владимиром Прониным и без обиняков предложил свои услуги. Давайте работать вместе. Есть же сферы, куда государство не может вмешиваться, нельзя уронить престиж, наехать на посольства, организовать манифестации здесь и там, хоть в Латвии, хоть на Украине, а мы это можем! Я и по сей день считаю, что моё предложение было разумным. В своё время то, что я ему предложил, - делал спецотдел КГБ». Товарищ Пронин воспринял патриотический порыв Лимонова без энтузиазма. Спустя год с небольшим Лимонов будет арестован по делу о подготовке вооружённого восстания в северо-восточных областях Казахстана, отсидит меньше двух с половиной лет и выйдет, овеянный славой несгибаемого борца. Русские - народ сердобольный чаще всего не по делу , за страстотерпство Лимонову простили и «Эдичку», и сволочной характер, и людоедские фантазии. Разумеется, на неприглядных деталях «алтайского дела» такое название получила тюремная эпопея Лимонова большинство не заостряло внимание. А зря. Если их собрать, вырисовывается очень интересная картина. Несостоявшееся вторжение «боевиков НБП» в Казахстан готовилось в такой глубочайшей тайне, что с лета 2000 года о нём кричали все вороны и сороки. Вождь и его приближённые то и дело как бы нечаянно проговаривались о том, что на Алтае, возле российско-казахской границы, идёт подготовка к чему-то великому и ужасному. Как гласит партийная легенда, адресат получил сей манускрипт в бане. Вождь нацболов сидел в комфортном СИЗО «Лефортово», а потом - в «красной» колонии, с энергичными методами дознания и прессом в камере не сталкивался. Страдая в застенках, написал несколько книжек, которые были благополучно изданы и поступили в торговые сети. Похоже на советский мультик «Ограбление по…», когда вся улица знает, что Марио идёт грабить банк: «Лимонов готовит войну! Вооружённое вторжение в Казахстан! Времена тогда были, по нынешним меркам, вегетарианские, но подготовка мятежа в сопредельном государстве - это не шутки. Что такое локальная война и чем это чревато, в России-2000 слишком хорошо знали. Арест, недолгая отсидка и суд по «алтайскому делу» - это просто песня. Во время суда отыгрывал поэта-революционера, обличающего неправедную власть при поддержке верных соратников и взволнованной общественности. Конечно, не обошлось без нескольких предателей, оговоривших вождя и покрывших себя несмываемым позором. Одному из них, Артёму Акопяну, лимоновцы даже героически посоветовали покончить жизнь самоубийством этим и ограничилось возмездие со стороны страшных революционеров. Но, несмотря на тщетные потуги приспешников тирании, после ареста лидера партия не рассыпалась, а нарастила мускулы. Среди прочих его подвигов на ниве борьбы за триумф национал-большевизма значатся показания по всё тому же «алтайскому делу»: «В марте 2000 года я стал свидетелем выезда членов НБП в приграничные районы РФ с Казахстаном с целью проведения географической разведки на территории данных районов. Данный проект включал в себя вооружённое вторжение членов НБП на территорию Северного Казахстана для так называемой защиты русского населения, проживающего там, от властей данного государства... С того момента до настоящего времени председателем НБП Э. Лимоновым и другими активистами партии, среди которых были Михаил Шилин, Сергей Аксёнов, Артём Акопян и другие региональные представители НБП, с которыми я лично не знаком, неоднократно осуществлялись выезды в приграничные районы РФ с Казахстаном, в какое время - я не знаю, но точно знаю, что они были. Во время поездок они отзванивались мне из города Новосибирска, города Екатеринбурга и других городов России. В одном из разговоров с Шилиным, после его очередной такой поездки, мне стало известно, что он и Акопян осуществили незаконный переход государственной границы России и Казахстана, в ходе которого они посетили пост казахстанской таможни, где отметили наличие оружия у таможенников на посту, а также город Усть-Каменогорск, цели посещения этого города мне не известны. Кроме того, во время одной из поездок Лимоновым были подобраны две пасеки для будущего конспиративного размещения активистов НБП на Алтае... Эти выдержки из уголовного дела опубликовал у себя ещё один известный в прошлом энбэпэшник Максим Громов. В 2004 году нацболы довольно рискованно побузили в день инаугурации Путина, а потом - во время «захватов» кабинетов в Минздравсоцразвития и приёмной Администрации президента. По итогам были возбуждены уголовные дела, многие получили реальные сроки. Собственно, после этих показаний в истории НБП должна была быть поставлена жирная точка. Великий вождь, его приближённые и половина соратников кроме тех, кто деятельно сотрудничал со следствием, как тот же Тишин уехали бы на зону на сроки от трёх до 15 лет, а оставшиеся на воле долго вздрагивали бы от каждого звонка во входную дверь. Но, даже если бы репрессии оказались менее масштабными и партия выжила бы, Тишину в ней точно делать было бы нечего. Он не просто сдал товарищей. Его показания - это практически готовое обвинительное заключение и приговор. Однако в нашей шизофренической реальности Лимонов получил детский срок за соучастие в покупке автоматов, а Тишин все эти два с лишним года был и. Возможно, присутствие в НБП «нотариально заверенного стукача» было частью негласного договора между Лимоновым и чекистами. Символом подчинения, понятным для посвящённых. Контора придерживалась принципа «Эдичку не обижать! В одном только 2004 году нацболы довольно рискованно побузили в день инаугурации Путина, а потом - во время «захватов» кабинетов в Минздравсоцразвития и приёмной Администрации президента. По итогам «захвата Минздрава и АП» были возбуждены уголовные дела, многие лимоновцы получили реальные сроки. Однако с самого вождя, чья руководящую и направляющую роль в этих подвигах отрицать как-то смешно, даже волос не упал. Могли ли чекисты притянуть Лимонова к одному из этих дел? При желании - легко. В Федеральной службе люди серьёзные, занятые. Недосуг за всеми, у кого тараканы в голове, приглядывать. А тут инициативник Эдя с проектом НБП. Потенциальные смутьяны сами туда слетаются как мошки на пламя одинокой свечи. Заполнил, отправил, и тебя уже посчитали. С паспортными данными, с адресами, паролями, явками и геранью на подоконнике. Всё это протоколировалось и каждый год отправлялось в Минюст на регистрацию. Минюст партию регистрировать отказывался, но кто сказал, что досье на членов НБП не отправлялись куда следует? Достаточно нелепое, чтобы представлять какую-либо угрозу, но достаточно криминальное, чтобы получить срок. Смутьяны сидят, подозрительные под колпаком». Миф нацболов Хотя влияние лимоновской партии в российской околополитике было в пределах статистической погрешности, в российских СМИ нацболы пользовались определённой популярностью. Правда, политические достижения НБП здесь ни при чём. Просто литературный фрик Лимонов - более рейтинговый персонаж, чем какой-нибудь Баркашов или Анпилов. Кроме того, нацболы, в отличие от большинства сталинистов и наци, не лопались от ненависти к нац- и секс-меньшинствам. Кстати, в рядах партии всегда было исключительно много представителей меньшинств - как этнических, так и гендерных. Поэтому в либеральных СМИ а до недавнего времени все крупные СМИ были либеральными лимоновцев описывали довольно-таки беззлобно. Вообще, миф нацболов сотворили в начале нулевых молодые журналисты, мальчики и девочки 1980-х годов рождения, которые с удовольствием делали репортажи о нацбольских «акциях прямого действия». Так было принято называть арт-провокации, перформансы, маскарады и хеппенинги, устраиваемые энбэпэшниками. Позднее тактику АПД освоили и младолибералы, и леваки, и прокремлёвские молодёжки, однако на заре тысячелетия творческие наработки американских йиппи были в России в новинку. Юные репортёры делали себе имя, описывая игрушечные теракты невсамделишных экстремистов. Это обеспечило медийный успех лимоновцев. Правда, ненадолго. Скоро выяснилось, что клоунада для них - непреодолимый интеллектуальный и политический потолок. Но люди вообще склонны приукрашивать действительность, а постсоветская интеллигенция подвержена этому недугу в наибольшей степени.
Времена тогда были сравнительно либеральные: ребята провели полгода в украинском СИЗО, потом их отправили в Россию и там уже отпустили. Когда в 2013 году начался Евромайдан, то мы сразу поняли, что в отличие от предыдущего майдана 2004 года он носит откровенно антирусский характер. И Лимонов, и я еще в ноябре 2013 года стали об этом писать. В 2014 году сразу после начала Русской весны в Крыму мы образовали общество любителей крымского туризма, отправив на полуостров где-то 50 человек. Кто-то из них участвовал в самообороне Симферополя, кто-то — Севастополя, кто-то агитировал перед референдумом. Нас даже отправили агитировать крымских татар. Мы ж люди в агитации опытные. Мы им говорили: вот ваш Мустафа Джемилев прошел через тюрьмы, и мы прошли через тюрьмы, мы похожи, поэтому давайте быть вместе в одной России. До войны туда поехало где-то 30 человек. Был журналист из Екатеринбурга — Слава Журавлев. Были наши и в Одессе. Водоразделом стали трагические события 2 мая. Нас потрясла тогда бесчеловечная реакция украинского общества на сожжение одесситов. Мы стали организовывать Интербригады в память об Интербригадах времен гражданской войны в Испании. Смогли переправить по этой линии более 2000 человек. Из них чуть больше 100 были нацболами. В Интербригадах были и левые, и правые. Были и иностранцы, где-то около полусотни человек: венгры, испанцы, итальянцы, французы, ирландцы. Были, например, правые поляки-евразийцы. Мы объясняли людям, сколько им нужно денег, чтобы переправиться через украинскую границу. И почему именно туда, а не в ДНР? Отряд входил в спецроту «Мангуст». Её так назвали в честь погибшего летом 2014 года командира с таким позывным. Я приехал в ЛНР в сентябре 2014 года после того, как уладил все свои личные и партийные дела в Москве. Наш отряд стоял в селе СокольникИ, которое наши москвичи сразу переименовали в СокОльники.
Значение слова Нацболы, что такое Нацболы?
НАЦБОЛЫ. Национал-большевистская партия, НБП) — экстремистское общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и антибуржуазная партия. Нацбол радеет за величие и независимость русского народа и отводит ему роль центра объединения всех других национальностей «Империи», но причисляет к нему всех, кто разговаривает на русском. члены национал-большевистской партии (НБП).
Нижегородского нацбола задержали на концерте «Коррозии металла»
члены национал-большевистской партии (НБП). Политика - 9 ноября 2022 - Новости Нижнего Новгорода - Но национал-большевизм — это не абстрактный «национал-коммунизм», это вполне определенная идеологическая школа. НАЦБОЛЫ. Национал-большевистская партия, НБП) — экстремистское общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и антибуржуазная партия. Нижегородский нацбол не смог обжаловать штраф за дискредитацию ВС РФ. нацбол. 1. полит. разг. то же, что национал-большевик По сути, идеология нацболов к этому и сводится ― бунт, революция ценны сами по себе, вне зависимости от целей, которые они преследуют.
Что такое национал-большевизм простыми словами?
Накануне NN. RU подробно рассказывала историю брата и сестры Сулеймановых. К сожалению, не всё вошло в материал. В качестве продолжения истории мы публикуем интервью с их матерью Натальей Сулеймановой. За то, что они считали справедливым, они всегда готовы были бороться и за это пострадать. Вот почему и Рома так Рамазана называют близкие.
Потому что они считали, что россияне достойны лучшей жизни. Сейчас много идет споров оппозиционных партий между собой. Для Ромы это был вопрос однозначный. То есть надо. Как он говорил, если вор лезет к тебе в окно, ты же не будешь к этому равнодушным, а в это время обустраивать свое внутреннее жилище.
То есть повестку Донбасса он считал правильной. У Земфиры по этому вопросу [отношению к спецоперации] в начале были сомнения. С чем они были связаны? У меня в Киеве живут племянники. И она с ними поддерживала отношения.
И даже больше могу сказать, для нашей семьи это война гражданская, война братоубийственная ранее президент Владимир Путин на форуме «Валдай» сказал , что конфликт на Украине отчасти можно считать гражданской войной, потому что русские и украинцы — «один народ». Причем осознанно, добровольно, не как мобилизованные, и, конечно, вот и с племянником она обсуждала эти вопросы. Я узнала об этом, когда он уже ехал туда. Я ему позвонила, спросила: «Ром, ты к нам на Пасху эту к нам придешь? Я еду на Донбасс».
То есть, когда я узнала, он уже был в пути. И Земфира точно так же. Для меня она уехала в Санкт-Петербург. Я узнала об этом [поездке в Донецк], только когда стали выходить первые ее ролики оттуда. Я узнала, что она там.
А так для меня она уехала отдыхать в Санкт-Петербург.
Сторонников законной власти было крайне мало,а назначение Путина новым президентом вообще мало кто понял. Начались протесты многих оппозиционных организаций против назначения президента "ФСБшника".
Массовый протест объединил всех: правых и левых, либеральных демократов и национал-большевиков. По старому жить никто не хотел, поэтому митинги получились очень многочисленными. Но одно событие перевернуло страну полностью.
После полумиллионного первомайского шествия в Москве народный гнев был силён как никогда. Во время произношения клятвы один из гостей достал пистолет Макарова и произвёл три выстрела. Двух промахов и одного попадания в шею хватило, чтобы ликвидировать президента.
Путин умрёт через 12 минут. Многотысячный митинг на "Манежке" Убийца попытался сбежать, но был убит охраной президента. Заказчик убийства так и остался неизвестным, но ФСБ после этого случая начало арест многих оппозиционных деятелей.
Новость об убийстве президента быстро разошлась по стране. Политические партии начали выводить своих сторонников на улицы, в Москву были введены войска. Манежная и Лубянская площади были забиты людьми.
Беспорядки захлестнули города, события развивались настолько быстро, что мало кто вообще мог на них реагировать. На одном из митингов в Москве попытались арестовать Лимонова, но толпа своими телами загородила его от сотрудников ФСБ. Был создан "Фронт Народного Освобождения", целью которого было свержение существующей власти.
Танки в Москве Высшим военным командованием были ведены танки в Москву и Санкт-Петербург для "обеспечения безопасности населения". Однако это ещё больше разозлило людей, которые начали кидать коктейли Молотова в военную технику. Министр Обороны Игорь Сергеев, видя гибельное положение российского руководства решил примкнуть к Фронту Национального Освобождения и 17 июля 2000 года направил московские танки на Белый Дом и повторил сценарий 1993 года, расстреляв его.
В 16:20 по московскому времени начался штурм Белого Дома, закончившийся арестом всего правительства и и. Фронт Национального Освобождения победил. Танки выведены из Москвы, Сергеев присягает на верность лидерам Фронта.
Руководство Фронта объявило о создании Революционного Управляющего Комитета, который должен будет заменять всё российское руководство, выборы в Государственную Думу откладывались. В первые же дни работы Комитета в нём назревали противоречия. Постреволюционный период[ ] Сразу после революции Зюганов, Анпилов и Удальцов объединили свои партии в единый "Левый Фронт".
Жириновский в свою очередь возглавил крыло националистов, к которому примкнули бывшие "баркашовцы". В центре всего этого стояла Национал-Большевистская Партия, которая называла себя компромиссом между радикальными националистами и радикальными социалистами. Задачами комитетов были управление социальной жизнью государства и военной соответственно.
Уже с первых дней государства пошли жёсткие и решительные изменения в обществе. РГК начал полное изменение экономической и социальной жизни страны. Национализировались крупнейшие предприятия, олигархов, которые не успели выехать из страны, арестовывали и расстреливали РУК первым указом отменил мораторий на смертную казнь, что было негативно воспринято Советом Европы.
Лимоновщина против национал-большевизма Конечно же, Эдуард Лимонов никогда не был национал-большевиком. Если под национал-большевизмом понимать только любое случайное сочетание «правых» националистических и «левых» коммунистических элементов, то да, был, только с эпохи поздней перестройки до раскола с Дугиным. Но национал-большевизм — это не абстрактный «национал-коммунизм», это вполне определенная идеологическая школа. Русский национал-большевизм — это русский православный империализм то есть русский византизм или русское евразийство , обнаруживший в советском эксперименте свое относительное воплощение возвращение столицы в Москву-Третий Рим, возвращение русским эсхатологической миссии и т. Это способ апологии «левой» русской революции с позиций консервативной геополитики, консервативной философии власти, консервативного цивилизационного подхода. Богемному Лимонову всегда был ближе дух другой революции, к которой приставка «национал-» заведомо неприменима — революции образца 68 года с ее ставкой на ущемленные меньшинства, мультикульурное отребье, революционную «каналью», как написал бы Бакунин.
Поэтому с уходом Дугина и его учеников из НБП эта партия окончательно перестала быть национал-большевистской, сразу после раскола ее идеология превратилась в хаотичный набор лозунгов, от которых требовалось лишь одно — быть пригодными в борьбе с властью. В итоге в корне изменился сам смысл существования НБП. Она образовала идеальный дуэт с «режимом», стала партией без внятной идеологии, которая противостоит столь же идеологически неопределенной власти. Главным смыслом существования партии Лимонова стало противостояние российской власти любой ценой. Сама власть стала медленно эволюционировать «вправо», в сторону большего государаственного централизма и консерватизма, пока еще сохраняя либеральную линию в экономике. Симметрично изменилась и стратегия «непримиримой оппозиции»: в сторону большего либерализма в политике и большего социализма в экономике.
Таким образом, новая идеологическая дихотомия власти и оппозиции в современной России воспроизводит диспозиции поздней романовщины: «правая власть» — «левая оппозиция». Если многие националисты пошли на союз с властью, а многие либералы ушли в оппозицию, то чисто левые «космополитические социалисты» остались на месте, более того, они стали еще радикальнее, потому что их позиция с властью вообще ни в чем не совпадает. Именно в этом, анархо-космополитическом направлении стало эволюционировать НБП с 1998 г. Партия, первая поддержавшая в 1994 г. Если «правые», националистические элементы еще сохраняются в этой партии, то только в виде спорадически всплывающего частного мнения отдельных лиц, как правило, антиклерикального или скинхедского толка. Единственным реальным и достойным похвалы явлением «правого» характера является борьба за права русского населения в бывших союзных республиках, хотя она совершенно не вписывается в нынешнюю идеологию партии и сходит на нет, превращаясь в свою противоположность поддержка «оранжевого» дрейфа Украины.
Социализм же остается по инерции основой экономической платформы, хотя можно себе представить, что, чем больше власть будет давить на олигархов и частный бизнес, тем меньше будет на страницах «Лимонки» призывов к всеобщему распределению благ. Итак, сегодняшняя идеология НБП — это анархо-космополитизм, прекрасно описанный в книге Э. В действительности же идеология НБП — это принципиальное противостояние власти, какой бы она ни была.
На протяжении нескольких лет единственной организацией нацболов была Национал-большевистская партия. Партию, в принципе, следует признать явлением первоначальным по отношению к движению, которое лишь потом вследствие раскола и далее официальной ликвидации НБП перестало быть монополизировано в ее рамках. Если говорить об идеологии - не партия была создана для того, чтобы распространять национал-большевизм, а скорее он был использован как средство, санкционирующее существование НБП и предоставляющее основание для проводимой ею радикальной критики возникшего после распада СССР порядка. Процесс рождения национал-большевистской организации начался в 1993 г. В нем говорилось, что цель организации - «устранение от власти антинациональной хунты и режима социальной диктатуры подавляющего меньшинства; установление нового порядка, основанного на национальных и социальных традициях русского народа» Лимонов 2003: 39.
Организация как таковая была зарегистрирована несколько месяцев спустя, в сентябре 1993 г. Амбициозные лидеры хотели придать ей статус общероссийской организации, что оказалось невозможным из-за недостаточного количества подписей под предложением о регистрации. В итоге НБП начала свое существование как региональная организация, действующая на территории Московской области; соответственно такой же статус получили ее отделения, возникшие в последующие годы в разных городах Российской Федерации. Определение формального характера НБП проблематично. Несмотря на то, что в ее названии фигурирует слово «партия», она никогда официально не регистрировалась как таковая. Ее лидеры, впрочем, сначала к этому и не стремились. НБП в первый период существования функционировала по принципу свободного союза авангардных артистов, отличающихся часто скандальными взглядами. Протест, который они выражали, был направлен против явлений и процессов, выходящих за пределы строго политической сферы, и имел холистический характер - отрицалась действительность во всех ее аспектах: общественном, этическом, эстетическом.
Несмотря на то, что через несколько лет статус организации начал частично меняться и она предприняла усилия для того, чтобы оказаться в списке политических партий, ее предложения систематически отклонялись неудачей заканчивались попытки получить статус общероссийской организации, что, между прочим, препятствовало НБП самостоятельно участвовать в парламентских выборах [Лихачев 2002: 83]. В 2007 г. В результате такого хода событий большинство активистов НБП вошло в состав оппозиционного движения «Другая Россия»в качестве его индивидуальных членов, всего лишь лично симпатизирующих национал-большевикам и придерживающихся их лозунгов. Посторонний наблюдатель политической жизни может и не заметить того, что партию официально ликвидировали, поскольку не произошло снижения активности нацболов, которые придумали на этот случай лозунг: «Партия не существует - она действует! Кроме того, к моменту официальной ликвидации НБП национал-большевистское движение раскололось. Кульминацией наступающего конфликта между его деятелями, касающегося широко понимаемого видения того, чем должна быть НБП, а также идеологических аспектов, стал съезд тридцати региональных организаций в августе 2006 г. Их представители решились на отделение и создание конкурентной организации - Национал-большевистского фронта. Официально входя в состав Евразийского союза молодежи, управляемого Александром Дугиным который вышел из партии еще в 90-е гг.
Идеология национал-большевизма. Национал-большевизм как синтез экстремумов Национал-большевизм представляет собой компиляцию мыслей и лозунгов, обычно характерных для правых и традиционно ассоциируемых с левыми. Он часто определяется как синтез крайне правых идей в области политики и радикально левых - в сфере экономики. Национал-большевизм не является при этом простой суммой вышеуказанных элементов: при их взаимодействии возникает совершенно новое, самостоятельное качество. Национал-большевистская символика позволяет заметить, что соединение правых и левых акцентов - отличительная черта идеологии, с которой она связана. Флаг НБП на первый взгляд напоминает флаг Третьего рейха - черная эмблема в белом круге на красном фоне. В качестве этой эмблемы выступает, однако, не свастика, а символ советского государства - серп и молот. Нацболы тожеприветствуют друг друга с помощью выпрямленной протянутой вперед руки, что порождает ассоциации с жестами, типичными для крайне правых движений, однако открытую ладонь заменяет в этом случае сжатый кулак, который в свою очередь используется как символ левыми активистами разных течений.
В контексте разделения на правых и левых, существующего как в общественных науках, так и в политической жизни и повседневном мышлении, отдельные элементы национал-большевизма кажутся совершенно несовместимыми. Однако, как убеждает главный теоретик нацболов Александр Дугин, их смесь является вполне правомочной, а необходимость ее сотворения - глубоко обоснованной. Линия идеологического деления располагается сегодня, во время триумфа либерально-демократических ценностей и капиталистической системы, как бы поперек традиционной дихотомии правые - левые. На одной стороне - взгляды главного течения, на другой - все оппозиционные им. Таким образом, возникает пространство для согласия и сотрудничества между крайне левыми и крайне правыми, на почве которых может вырасти такая идеология, как современный национал-большевизм. Дугин в своем анализе обращается к взглядам Карла Поппера, изложенным в работе «Открытое общество и его враги». Поппер на ее страницах делит все общества на два типа. Общества, «враждебные открытым», называемые Поппером «тоталитарными», опираются на веру в какой-то вид Абсолюта, что, по его мнению, обязательно ведет к сокращению свободы человеческих действий, закрытию некоторых возможностей развития и отказу от путей эволюции, не совпадающих с теми, которые определяются абсолютными ценностями.
Для Поппера, подчеркивает Дугин, не имеет значения, какой политический лагерь представляют или какого мировоззрения придерживаются «враги открытого общества», - они могут принадлежать либо к левым, либо к правым кругам. Различия между ними несущественны перед соединяющей их верой в трансценденцию, телеологию, метафизику Popper 2007. Дугин, принимая и развивая взгляды Поппера, толкует их как будто наоборот. Если Поппер определяет себя как сторонника «открытых обществ», то симпатии Дугина - на стороне их врагов. Национал-большевизм, по его мнению, должен стать почвой для объединения всех, кто в «открытых обществах» видит угрозу естественному порядку вещей, согласно которому только вера в Абсолют способна стать настоящей опорой для существования человечества. Продолжение или новое качество? Среди персонажей, признаваемых важными для современного национал-большевизма, особое место занимают исторические творцы его идеологии. Считается, что идеология коренится в первых годах межвоенного периода, когда она родилась параллельно в двух интеллектуальных кругах.
Авторство самого термина приписывают Эрнсту Некишу, одному из тех, вокруг которых в период существования немецкой Веймарской республики сосредоточивалась так называемая «черная», или революционно-консервативная, оппозиция. Другое сообщество, в котором расцвела в 1920-е гг. Оно сосредоточивалось вокруг Николая Устрялова и сначала использовало для определения развиваемого идейно-политического течения название сменовеховство, которое происходило от альманаха «Смена вех», изданного в 1921 г. Это название в свою очередь имело отношение к сборнику статей «Вехи», опубликованному в 1909 г. Пользуясь определением сменовеховцы, члены этого течения выражали мнение, что изменение исторических обстоятельств требует покончить с неприязнью к большевикам и предоставить им поддержку. Со взятием ими власти сменовеховцы связывали большие надежды по преодолению отсталости России, сохранению ею имперского статуса и усилению ее позиции на международной арене. Сменовеховцы относительно быстро приспособили термин «национал-большевизм» для описания совокупности выражаемых ими мнений. Современный национал-большевизм на самом деле имеет очень мало общего с его историческими эманациями.
Несмотря на то, что нацболы позиционируются как идеологические преемники Устрялова и Некиша, последние с трудом могут быть действительно ими признаны. Всякие их ссылки на прошлое - инструментального характера. После более глубокого анализа взглядов Устрялова на экономическую жизнь оказывается, что он являлся сторонником капитализма, хотя с национальным, «подлинно русским», оттенком. С энтузиазмом он приветствовал объявление нэпа как шанс на образование в России слоя буржуазии и укрепление права на частную собственность Краус 1997: 104-105, 113. Такие мнения не совпадают с идеологической линией современных национал-большевиков. Это один из показателей того, что Устрялов исполняет в основном роль этикетки и символа для его официальных наследников, не обязательно являясь для них источником вдохновения. Сам Лимонов высказывался, что то, что партию назвали национал-большевистской, - своего рода случайность. Дугин в своих текстах толковал понятие национал-большевизма очень широко, описывая его как «сверхидеологию, общую для всех врагов открытого общества» Дугин б.
Ее эклектизм вытекает из того, что она соединяет всякие идейные течения, мысли и проекты антикапиталистического и антилиберального толка. Впоследствии она может быть охарактеризована как истинно постмодернистское явление, как дитя постидеологической эпохи. Ленин в начале ХХ в. Из этой дефиниции вытекает, что большевизм - это явление темпорального характера, возникшее в особом историческом времени и лишенное признаков универсалистской идеологии. Похожие размышления тоже можно отнести к устряловскому национал-большевизму, в случае которого обстоятельства возникновения настолько существенны для процесса интерпретации, что, не учитывая их, трудно вообще начинать этот процесс. То же касается и идеологии, выступающей сегодня под названием национал-большевизма: ее основы - это реакция на конкретную историческую ситуацию, на систему идеологических координат, характерных для современного исторического периода. Эти координаты, естественно, находят свое отражение в общественной, политической и экономической действительности, на которую сфера идей оказывает всегда более или менее явное влияние. Речь идет о доминировании рационалистически-либерального дискурса во всех областях жизни.
С точки зрения России, где отечественная традиция либерализма слаба, эта ситуация воспринимается с большой долей неприязни и скептицизма. В восприятии россиян этот дискурс - что-то «снаружи», что-то навязанное, импортируемое с Запада в период постсоветской трансформации. А поскольку он был принят «в пакете» с новой экономической политикой и политическими решениями, которые подавляющему большинству населения принесли обеднение, разочарование и ожесточение, естественным образом появились тенденции возложить на него ответственность за ряд отрицательных явлений, возникших в России после 1991 г. Специфику современного национал-большевизма нельзя понять без соотнесения его с либерализмом, в оппозиции к которому формулируется его основа. Не сильно преувеличивая, можно определить национал-большевизм в постсоветской России как идеологию протеста против того, что предлагает либерализм, сочетаемый с демократией и капитализмом. Эти три идеологии воспринимаются как интегральным образом связанные и через этот союз учреждающие некую систему, или некий холистический проект, содержащий определенную картину устройства мира, существования личности и развития человечества. Исключительно эта картина, функционирующая по крайней мере в нескольких незначительно отличающихся друг от друга вариантах, разница между которыми не влияет на ее суть, помещается в узких рамках политкорректности; само это понятие, впрочем, из словаря терминов, свойственных только либерально-демократическому дискурсу. Все конкурентные идеи насчет обустройства мира и общественной действительности выбрасываются из спектра взглядов, считаемых одобряемыми и допускаемыми в дискуссии.
В итоге требуемые национал-большевизмом изменения тоже имеют холистический и глубокий характер. Их цель - преобразование прежде всего способа мышления о мире, парадигм интерпретации происходящих в нем явлений и процессов. Текущей политической борьбе придается второстепенное значение. Сначала следует сосредоточиться на существенной модификации идеологического статус-кво, который оказывает свое влияние на принципы и условия реализации каждой политической, общественной или художественной действительности Дугин 1994. Жижек прямо пишет о «запрете мышления», не позволяющем создавать и артикулировать каких-нибудь целостных сценариев перестройки мира, что в большей степени объяснимо памятью о трагических последствиях общественной инженерии, которые мы могли наблюдать в ХХ в. Нацболы в значительной мере и делают то, что предлагает словенский философ, - проблематизируют не только капитализм, что все чаще бывает сегодня проявлением хорошего тона, но и либеральную демократию и ее роль в содержании капиталистической системы. В свою очередь взгляды Муфф - сопротивление исключению из политики всяких чувств и страстей и пренебрежению ее аффективным измерением, убеждение в необходимости повторного узаконивания их влияния на решения и поведение в области политики - сходятся с национал-большевистской критикой рационализма. Как говорил Дугин, «рефлексия Запада все раскладывает на детали и одновременно все истощает и засушивает, как экспонаты в цветнике.
Зато наша рефлексия не лишает нас аромата жизни, прямо эротического восторга от наших идей, мы ей напиваемся, мы пьяны Евразией... Российский национал-большевизм скорее должен тогда считаться не продолжением идейных течений, которые возникли девяносто лет тому назад и теперь возрождаются в модифицированном обстоятельствами виде, но проектом, задуманным непосредственно как ответ на вызовы современности и с этой точки зрения творчески эти течения эксплуатирующим. Его идеология совпадает больше с новейшей левой философской мыслью, чем с историческими проектами, на которые он ссылается в своем названии. Общественный резонанс национал-большевистского движения Все идеологические тонкости часто имеют второстепенное значение для тех, кто вступает в ряды национал-большевистских организаций. Хотя, конечно, чтение книг Дугина и почитаемых движением философов поощряется, большая часть нацболов не уделяет этому занятию особого внимания. Причины, по которым они попадают в НБП, а сейчас и в НБФ, часто не имеют много общего с интеллектуальными увлечениями или четко определенными политическими взглядами. Участие в национал-большевистском движении, как правило, накладывает отпечаток на все стороны жизни его активистов. Слово нацбол еще до возникновения в составе движения внутренних споров и впоследствии его расщепления на неприязненные друг к другу лагеря обозначало на самом деле намного больше, чем член Национал-большевистской партии.
Быть нацболом - этовыбор конкретного жизненного пути и определенного холистического мировоззрения. Непреодолимое влияние, которое движение оказывает на жизнь своих членов, обусловливается в большой степени тем фактом, что НБП, а теперь и НБФ, - это намного больше, чем типичная политическая организация. Их долгосрочная цель - не победа в политической борьбе, а революционное преображение общественной действительности в каждом ее аспекте. Учитывая эти стремления, а также роль музыки, искусства, стиля и эстетики в деятельности национал-большевиков, можно предположить, что создаваемое ими движение получило форму субкультуры; это утверждение тем более обоснованно, что большинство его членов и сторонников составляют молодые люди, средний возраст которых не превышает 22 лет Савельев 2006: 166. В СССР воспитание молодежи в духе советских идеалов являлось предметом особой заботы со стороны государства. Этот процесс совершался главным образом в рядах пионерских и комсомольских организаций, принадлежность к которым имела массовый характер. В сегодняшней России ситуация представляется совершенно иной. Государство, уходя из многих сфер прежней активности, большую часть обязанностей в сфере воспитания сбросило со своих плеч.
Семья, которая прежде всего должна перенять основную часть этих обязанностей, оказывается часто дисфункциональной в ситуации, когда ей надо в ускоренном темпе приспособиться к новым условиям функционирования в капиталистическом хозяйстве. Авторитет школы и учителей постепенно снижается. При слабости гражданского общества, высоком уровне инерции и общественной индифферентности процент молодежи, объединенной в какие-нибудь организации, является ничтожным. Наступающая индивидуализация жизненных позиций, нарушение коллективной системы ценностей и падение общих авторитетов - процессы, характерные для постсоветских обществ, - сильно влияют на молодых людей, усложняя определение ими иерархии жизненных приоритетов, целей и стремлений. Описанные выше обстоятельства значимо способствовали популяризации Национал-большевистской партии в кругах молодежи. Лидеры НБП с самого начала ориентировались на молодежь, а своей деятельности в большой степени придали образовательно-воспитательный характер. Пожалуй, ни одна из непосредственномолодежных организаций не обращала так много внимания на формирование ума и характера молодого человека, как НБП. Будучи еще ее членом, Александр Дугин говорил о себе и своих сотрудниках: «В общем, мы единственная партия, которая занимается мыслями молодежи.
Мы учим их думать и жить. Мы занимаемся индоктринацией будущей генерации» Czekam… 1998: 144. Эта индоктринация проводилась в разных плоскостях. С одной стороны, на интеллектуальном уровне, через ознакомление молодежи с литературой, организацию семинаров и лекций, издание журналов и книг, с другой - через формирование художественных вкусов, путем распространения и рекламирования творчества авангардных артистов, вовлеченных в сотрудничество с НБП, и, наконец, с третьей - через организацию и участие подростков в пикетах, шествиях, акциях, что должно стимулировать развитие личности будущего революционера. Симптоматично, что, как пишет польский исследователь феномена национал-большевизма Пшемыслав Серадзан, в московской штаб-квартире партии «создали библиотеку экстремистской литературы и провизорный тренажерный зал» Sieradzan 2008: 75. Обращение Национал-большевистской партии в сторону молодежи обусловлено несколькими факторами. Во-первых, естественной склонностью молодежи симпатизировать максималистским, радикальным идеалам. Во-вторых, убеждением НБП о необходимости создания нового человека и нового общества.
Для достижения этой цели надо, как выразился Лимонов в «Моей политической биографии», «испортить им обществу. К такому выводу писатель пришел на основании опыта своей избирательной кампании, которая велась в 1993 г. Личный контакт с жителями провинции произвел на Лимонова очень плохое впечатление и породил пессимистические размышления о состоянии российского общества, требующем глубокого и радикального обновления. Особенно неблагосклонно Лимонов высказывался тогда о тверских пенсионерах. Их менталитет он считал результатом все еще непреодолимых остатков влияния крепостной системы на психологию человека Лимонов 2002. В итоге будущий председатель НБП принял решение, что организация, которую он создаст, должна опираться на молодежь как на группу, которая в наименьшей степени обременена прошлым и является самой податливой к мировоззренческим переменам. Свое послание национал-большевистские лидеры направили главным образом к общественно неприспособленной молодежи, так называемым маргиналам. Под этим термином понимаются отчужденные личности, аутсайдеры, в обществе помещающиеся на границе между разными группами , культурами, системами норм и ценностей, и ощущающие на себе их часто взаимно противоречивые влияния Вергазов 2004.
Так как они не идентифицируются полностью ни с каким социальным или культурным сообществом, их характеризует большая податливость к укоренению в новом, только что возникающем. Определение маргинал часто используется также в отношении к людям общественных низов - бездомным, наркоманам, хулиганам. Их худший статус в социальной иерархии - это, по мнению партии, фактор, стимулирующий их участие в организациях, стремящихся к свержению власти, и гарантирующий их преданность делу революции, которая является для них шансом на радикальную смену своего положения. Презрение, испытываемое маргиналами к мещанским ценностям, нонконформизм и тот факт, что им нечего терять, делают из них идеальных воинов за новый, лучший мир. По словам Эдуарда Лимонова, это доказала уже Октябрьская революция, в которой ведущую роль сыграли не рабочие и крестьяне, а всякие чудаки, бомжи, бродяги Sieradzan 2008: 93-94. Действительность частично модифицирует задуманный архетип члена Национал-большевистской партии. Средний ее деятель -это либо подросток, учащийся в ПТУ, выходец из пролетарской семьи, проживающий в одном из спальных районов большого города, либо студент. Как правило, у него уже есть «субкультурный» опыт, приобретенный среди панков, хиппи, экологов, баркашовцев Топорова 1999.
Несмотря на то, что материальное положение большинства достаточно трудное, а прошлое - нередко полукриминальное, часть активистов происходит из привилегированных социальных слоев, имеет перспективу успешного будущего, и вроде бы никаких поводов для демонстрации неудовлетворенности общественным статус-кво у нее нет. Мотивацию их вступления в ряды партии выражают слова одного из нацболов - студента Московского университета, который высказался на эту тему от своего имени и имени своих друзей: «У нас просто не было другого выхода. Не надо думать, что мы не можем устроиться - можем… но не хотим, не это для нас жизнь. Мы хотим многое изменить. А Партия дает нам эту возможность, вне Партии мы обречены» Вергазов 2004. В НБП «приходят художники, филологи, историки, студенты, представители творческой интеллигенции из провинции», - утверждает Алена Полунина, автор документального фильма о нацболах « Да, смерть! Существуют два основных сценария, по которым ряды партии пополняются новыми членами. Попасть в них можно либо заполнив анкету, которая печатается в каждом номере партийной газеты «Лимонки», и отослав ее в Москву, после чего нацболы должны выйти на связь, либо благодаря знакомым.
Иногда целые группы молодых людей вступают в НБП одновременно. Романтически-революционный стиль и риторика партии привлекают к ней многих бунтующих и заинтересованных в конспиративной деятельности молодых людей, которые хотят необычного опыта; однако большая их часть быстро уходит разочарованной, когда оказывается, что подготовка к революции - это, между прочим, продажа «Лимонки» и другая прозаическая и монотонная деятельность Топорова 1999. Становясь членами субкультуры нацболов , молодые люди получают главным образом чувство принадлежности к конкретному сообществу, поддержку в группе, некий морально-этический кодекс поведения. Обычно большинство свободного от науки или работы времени они проводят с товарищами из организации, вместе отмечают праздники. Членство в национал-большевистской организации действительно напоминает участие в религиозном движении. Самый хороший пример - «Молитва нацбола»,декламируемая или выкрикиваемая во время демонстраций; в ней речь идет об объединении в борьбе и жертвовании жизнью Савельев 2006: 168; Sieradzan 2008: 78. На это объединение с «партийными товарищами», как обращаются друг к другу национал-большевики, или «братьями», как возвещает текст «Молитвы», доктрина НБП делает большой упор. Члены организации должны избавиться от мышления индивидуалистическими категориями, стать одной, послушной и дисциплинированной силой.
В партии запрещаются фракционность и всякие проявления неподчинения Вергазов 2004. Среди нацболов распространен единый стиль одежды: черные кожаные куртки, тяжелые ботинки, милитаристский стиль. Многие из них бреют голову или делают партийную татуировку: рисунок гранаты Ф-1 называемой в народе «лимонкой» на левом предплечье Топорова 1999. Национал-большевистская молодежь часто не сторонится алкоголя, зато наркотики в партии запрещены, и часто те, кто принимал их до вступления в НБП, потом от этого отказываются. Нацболы обвиняют российское государство в том, что оно пренебрегает проблемой наркомании или даже способствует ее развитию, потому что тех, у кого есть данная зависимость, легче контролировать и подвергать разным манипуляциям. Сами они предлагают молодежи для борьбы с системой альтернативу, которая, как пишет одна из деятельниц, «дает все: цель, целый набор средств для ее достижения, отличных товарищей, недозированный адреналин и ощущение того, что ты живешь не зря» Далила б. Национал-большевизм как контркультура Несмотря на выражаемые с самого начала стремления к участию в политике, Национал-большевистская партия в первые годы своего существования напоминала скорее общество творцов и любителей андеграундного искусства. На протяжении разных периодов времени с ней были связаны представители разных областей культуры, которых объединяла неполиткорректность, характеризующая как их политические взгляды, так и художественную деятельность.
Принадлежность к НБП означала сопротивление широко понимаемому статус-квои была равнозначна акту бунта против окружающей действительности в разных ее измерениях, не только политическом. Со временем вопросы, связанные с текущей политикой, получили приоритет в рамках партийной деятельности, но оригинальность принимаемых методов активности и экстравагантные сценарии проводимых «акций прямого действия», из которых многие напоминают артистический перформанс, показывают, что эстетический аспект по-прежнему играет в ней большую роль; политический протест должен иметь соответствующую форму и соответственно выражаться. Культура, как это отмечено в первой программе НБП, должна, по мнению ее членов, расти, как дикое дерево, артисты - обладать полной творческой свободой Программа… 2003. Всякая цензура в области искусства считается недопустимой. Демократический строй, правда, исключает функционирование цензуры, но все-таки не способствует развитию творческой деятельности, потому что ориентируется на рядовую личность, которой не свойственен интерес к искусству. Национал-большевики считают, что настоящие артисты в демократическом обществе всегда останутся отчужденными и ненужными Райков 2004. Зато существование тотального государства с сильной властью, обеспечивающей железную дисциплину и порядок, не создает угроз творческой свободе. В таком государстве ограниченной исключительно через принуждение с его стороны может быть внешняя свобода, которая на самом деле в любых условиях неустанно, по самой природе мира и общества, подвергается ограничениям.
То, на чем надо сосредоточиться, - это защита внутренней свободы человека, его творческой воли, возможности самореализации Бондаренко 1994. Национал-большевики предпочитают прогрессивное искусство, которое по-современному эксплуатирует и преобразовывает специфически русские сюжеты и мотивы, черпает в традициях народа и выражает его дух.
Как нацболы воевали в Донбассе: не выдерживали даже прошедшие Чечню
Так что тем, кто пытается по-настоящему противостоять сомнительным религиозным организациям, нацболы своим митингом попросту подложили свинью. Нацбола Рамазана Сулейманова задержали на концерте «Коррозии металла» (18+) в Нижнем Новгороде. кто такие нацболы и за что они боряться? я читаю статьи, везде это нацболы, нациолисты большевики, непонятки одни, или они националисты то большевики я точьно знаю они против нынешнего государства в россии, но это всё что я знаю. НАЦБОЛЫ ВСТУПАЮТ В ДВИЖЕНИЕ «НАШИ», или КТО ТАКИЕ НАЦБОЛЫ-2.