Свидетельство о Крещении Иисуса Христа есть у всех евангелистов. Апостол Матфей говорит о Богоявлении так: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Смысл праздника Крещения Господня
- Крещение Господне: краткая история
- Российский этнографический музей
- Также рекомендуем
- Крещение Иисуса Христа
- Православные верующие отмечают Крещение Господне // Новости НТВ
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лк. Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого так называют диавола.
Крещение Господне — история праздника Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века в разных местностях по-разному Крещение Господне стало отдельным праздником.
Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.
Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Иконография Крещения Господня На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.
Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу правую руку на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте. Особенности богослужения Крещения Господня Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы.
Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой.
И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.
Конечно, Христос не имел нужды в покаянии, Ему не надо было очищаться, войдя в Иорданские воды. Но Он сошел в реку, чтобы очистить водное естество и сделать его живоносным. С этого момента Спаситель вышел на общественное служение. Установление праздника Богоявления восходит к апостольским временам. До IV века этот праздник не разделялся с праздником Рождества Христова и отмечался с ним в один день — 6 января Тропарь праздника, глас 1-й Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, Возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Кондак праздника, глас 4-й Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
По данным МЧС России, в этом году количество официальных мест для крещенских купаний превысит 3 тысячи. Представители Русской православной церкви призвали, по возможности, отказаться от массовых крещенских купаний в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. Напомним, ритуалы освящения воды и массовые крещенские купания начались еще накануне, в Крещенский сочельник. В Москве организованы 56 купелей в девяти городских округах.
И пункты обогрева, что особенно актуально для жителей Якутии, там сегодня -55, но люди все равно идут. Не стали нарушать традицию и жители новых регионов. В Луганске купания на территории храма святого апостола Андрея Первозванного.
Что еще почитать
- Крещение Господне 2023: история и традиции праздника
- Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы
- Рождество Христово
- Крещение: история праздника и чудо Великой агиасмы
- Крещение-2023: что стоит знать о церковном празднике и как правильно набирать святую воду
- Курсы валюты:
Крещение-2023: что стоит знать о церковном празднике и как правильно набирать святую воду
После Крещения Иисус Христос удаляется в пустыню, где пребывает, подобно ветхозаветным пророкам, сорок дней и ночей, претерпевая искушение от диавола. В этот день христиане всего мира вспоминают одно из евангельских событий, — а именно крещение Иисуса Христа в реке Иордан. 19 января 2023 года в четверг седмицы 32-й по Пятидесятнице, в Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Крещение Христа
Верующие вспоминают о крещении Христа в водах Иордана. Считается, что в это время вся вода приобретает особые свойства. По данным МЧС России, в этом году количество официальных мест для крещенских купаний превысит 3 тысячи. Представители Русской православной церкви призвали, по возможности, отказаться от массовых крещенских купаний в связи со сложной эпидемиологической ситуацией.
Иоанну Предтече, чтобы принять крещение. Иоанн, проповедовавший среди народа покаяние и крещение во оставление грехов, узнал Спасителя мира и сам хотел просить у Него крещения: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Христос ответствовал, что Ему необходимо «исполнить всякую правду» Мф. Тем самым Он не только освятил воду и подал миру образ и пример Крещения, но подтвердил святость и величие самого таинства, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. Посему Крещение Господне именуется также праздником Богоявления.
Накануне праздника Крещения Господня Крещенский сочельник установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия , литии , утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. История праздника Один из древнейших праздников христианского календаря, праздник Богоявления возник не позднее III века. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым это отражено, например, в проповедях святителей Григория Неокесарийского , Григория Богослова , в древних Лекционариях и проч. В IV веке сначала на Западе, а в конце века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне.
Духа, но и явление огня и света как элементов теофании при К. Огонь и свет - одни из распространенных образов теофании в ВЗ. Возможно, прибавление этих элементов к описанию К. Одно из наиболее ранних свидетельств этой традиции встречается у мч. В арм. In Ev. В «Пасхальной хронике» также отмечается, что Св. В некоторых старолатинских рукописях чтение Мф 3. В сир. Наиболее частые отсылки к явлению света огня в К. De fide. De Nativitate. Эта тематика сохраняется и у более поздних сир. Pars 1: Ab Adventu ad Quadragesimam. Традиция явления света в К. Несторианский экзегет IX в. Ишодад Мервский приводит свидетельство «Диатессарона» Татиана в ином варианте: «И внезапно, как сказано в «Диатессароне», там воссиял свет сильный… И Иордан остановился в своем течении... Gibson; Introd. Свидетельства явления именно «сильного света» и остановки течения Иордана во время К. Однако они получили широкое распространение в литургических текстах. Петров Происхождение праздника К. Первые свидетельства о праздновании К. Востока - из Египта, Сирии и М. В традиции Церквей этих регионов 6 янв. В этот день было принято освящать воду Ioan. В некоторых Церквах праздник К. Однако с кон. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 янв. В визант. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников. XII в. Екатерины на Синае О дате праздника К. Согласно первой, которая известна как гипотеза «Школы истории религий», христ. Ефрема Сирина сообщается, что Христос родился в 8-й день до январских ид и спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, т. Епифаний сообщает, что в Александрии, Петре и идумейской Элусе 6 янв. Если допустить, что египетская дата 11 тобе изначально при старом подвижном календаре - в 27 г. Эта гипотеза была выдвинута Г. Узенером и поддержана Х. Лицманном, К. Баумштарком и в особенности Б. Боттом см. По поводу 6 янв. Епифаний Кипрский упоминает также другой егип. В связи с этим Епифаний отмечает, что 6 янв. Литургическое чтение, посвященное чуду в Кане, зафиксировано в егип. Лекционарии V в. Феномен обретения водой в источниках вкуса вина засвидетельствован также Плинием Старшим в «Естественной истории» Plin. II 106 , но он не сообщает, в какой именно день это происходило. Но Плиний ссылается на Гая Лициния Муциана, который писал, что в январские ноны 5 янв. Эти данные можно соотнести со следующим свидетельством Павсания Pausan. Согласно гипотезе «Школы истории религий», языческие обычаи, связанные с водой, и феномен обретения водой вкуса вина повлияли на установление христианами 6 янв. Однако критики данной гипотезы отмечали, что: 1 описываемый Епифанием праздник в честь Эона едва ли можно с уверенностью отождествить с Сатурналиями и Крониями - праздниками, приуроченными ко дню зимнего солнцестояния, т. Другая, т. Прецедент был найден в раввинистических источниках, где в отношении ветхозаветных патриархов прослеживается совпадение дней их рождения и смерти. Хотя традиционно датой зачатия в древней Церкви считалось 25 марта см. Благовещение Пресв. Богородицы , в М. Азии 14 нисана иудейского лунного календаря было привязано к 6 апр. Эту гипотезу выдвинул Л. Дюшен ; усилить его аргументацию впосл. Гипотеза подверглась критике в работах Ботта и О. Критика в основном сводилась к тому, что 6 апр. Калькулятивную гипотезу также разрабатывал Т. Толли см. Климент Александрийский, сообщая о дате К. Если считать от смерти имп. Октавиана Августа, 15-й год правления Тиберия длился с 20 авг. Однако Климент считал весну 29 г. Кузенкова, вероятно, связано со стремлением приурочить К. Именно дата 11 тобе «александрийского» юлианского года неподвижный календарь , к-рая в переводе на рим. При этом важно учитывать, что К. Климент Александрийский в своей хронологической системе помещал Рождество Христово на 6 янв. Епифаний Кипрский. При этом егип. Кроме того, в Римской империи 25 дек. Описанные же в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского языческие праздники, выпадавшие приблизительно на те же дни, что и праздник К. Винклер, основываясь на письменных источниках преимущественно сирийских и армянских , выдвинула гипотезу, что в Сирии и Египте изначально центральной темой праздника 6 янв. Эволюция праздника 6 янв. В Риме праздник К. Дамаса I 366-384. Августина и свт. Льва Великого. Вероятно, причиной этого послужил канонический запрет совершать таинство Крещения в иные дни, кроме Пасхи и Пятидесятницы впервые упом. Сириция к еп. Имерию Тарраконскому. В наст. Проповеди на праздник К. Одной из самых ранних проповедей на тему праздника считается гомилия свт. Василия Великого «Побудительная к принятию св. Подлинность др. Ряд бесед свт. Иоанна Златоуста посвящены празднику К. В указателе CPG под именем свт.
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. Крещение Господне По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. 19 января (6 января по ) Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святое Богоявление). Крещение Господне имеет свои корни в евангельских событиях, связанных с жизнью Иисуса Христа. Праздничные богослужения начинаются накануне вечером, верующие вспоминают о крещении Иисуса Христа, которое совершил Иоанн Предтеча в водах Иордана. 19 янв. н. с.), посвященный воспоминанию одного из центральных событий новозаветной истории - Крещению Иисуса Христа Иоанном.
Крещение Господне в 2023 году: вся ли вода святая и когда ее набирать
Крещение Господне имеет постоянную дату – 19 января. Вроде ж Христа крестили на сороковой день после рождения". Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Иисус Христос, которому на тот момент исполнилось 30 лет, принял крещение от Иоанна.
19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Продукты питания будут явлены их воздуха, из окружающей материальной среды, и тем не менее, при всём при том, земное человечество, в лице Иудеев, а иудеи те осудят на смерть и выведут Иисуса Христа, Сына Божия, из числа живых. Причём, совершенно напрасно, не зная того, что это есть напрасный труд, и, что прежде, чем был Авраам, был Иисус Христос. Что смерти нет для Богоподобных. Что Сын Божий бессмертен. Что весь этот трагический спектакль с распятием и взятием грехов на себя, нужен лишь для того, чтобы показать сынам земли, что Боги сильнее смерти.
И, что люди, тоже — Боги, что они потомки Сыновей Человеческих. Вот причина и смысл явления Христа народу! Иисус Христос бессмертен, ибо, он праведен и человеколюбив, милосерд и всемогущ, потому совершает чудеса в мире людей. В Святых благовествованиях евангелистов, только и речи о могуществе небесных сил и Царства Небесного, что Бог Аврааму детей создаст и из камней.
Итак, евангелист Марк говорит кратко, чётко, основное и конкретно, свидетельствуя: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимская. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, ел акриды и дикий мёд.
И проповедуя, говоря: « идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви. Его, я крестил водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». И был 29-й год новой эры! И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него».
Должно быть, надо понимать глас с небес как напутствие и благословение Отца Сыну, как воодушевление Сыну принять страсти земные с тем, чтобы, поправ и саму смерть, подвигнуть человечество к большей гуманности и любви к ближнему. Так, через 46 лет со Дня Рождения Иисус Христос получил права и полномочия и Силу Сына Божия творить чудеса: излечивать безнадёжно больных людей, воскрешать из мёртвых, воду превращать в вино, пятью хлебами насыщать тысячи людей, и, всё остальное и прочее, о чём так тщательно выписывают евангелисты, дословно повторяя друг друга. Не продолжая хронологию жизни иудея Иисуса Христа до его 46-ти лет, можно предположить, что он жил обычной земной жизнью, считался сыном столяра Иосифа, вероятно, столярничал, чем зарабатывал себе на жизнь и пропитание. Вероятно, имел семью и потомство.
Вероятно, его женой была Мария Магдалина. Но христианские иерархи и евангелисты об этом не проронили ни слова, чтобы не открывать истинную суть земной жизни Иисуса Христа. Для разрешения стоящей перед нами задачи вопроса хронологии жизни Иисуса Христа, - Сына Божия, обратимся к Святому Благовествованию от евангелиста Иоанна, свидетеля и очевидца, более того, любимого ученика, о котором Иисус говорит: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду». С креста ли!?
Или вторым пришествием?! И, знаем, что истинно Свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Вот свидетельства от Иоанна, которые мы считаем подлинными, как ближайшего ученика Великого Учителя: «Приближалась Пасха Иудейская» 29-го года новой эры.
Только тот, кто раскаивается во грехе, то есть, во-первых, приходит на исповедь и, во-вторых, прилагает все силы, чтобы больше не грешить, получает прощение. Он также отмечает, что традиция окунаться в прорубь может быть символом «желания засвидетельствовать свою веру». Человек может погрузиться в крещенскую воду, если чувствует себя здоровым. Но церковь к этому не призывает и не побуждает. Погружение в купель может быть только добровольным и должно происходить только там, где соблюдаются все меры предосторожности. Вся ли вода святая и когда ее набирать.
Архимандрит Спиридон Ходанич советует обратиться к чинопоследованию великого освящения воды Святых Богоявлений и вникнуть в смысл слов: «В первом же тропаре мы увидим, что Церковь призывает нас прийти и принять Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явившегося Христа. Можно ли получить эти дары, не желая посетить Церковь и оправдывая свою лень тем, что вода святая и в водопроводе? Думаю, ответ очевиден. В чинопоследовании также есть слова, которые многие интерпретируют на свой лад, а именно, что в этот день освящается вод естество, но нигде, заметьте, не говорится, что освящается всех вод естество. Если же допустить, что освящаются все воды и везде, в том числе в местах скверных и нечистых, то возникает вопрос: разве Дух Святой действует в нечистотах? Он также отмечает, что, если вникнуть во все молитвы и особые прошения в чине освящения воды на Крещение, становится ясным, что святой, точнее освященной, становится только та вода, которую освятили с молитвословиями в Церкви или на реке.
Набирать же воду можно как 18, так и 19 января. Раздавать агиасму начинают после утренней литургии и великого освящения воды, а вот во время богослужений ее, как правило, не разливают. Лучше всего заранее узнать, как организовывается этот процесс в храме, который планируется посетить.
Его история восходит ко второму столетию. В этот день Спаситель в возрасте 30-ти лет прибыл к реке Иордан. Здесь он познал таинство крещения.
Обряд провел Иоанн Креститель Предтечи. При жизни Спасителя крещению подвергались только взрослые люди, умеющие определять значение религии и веру в Великого Господа Бога. Второе название праздника — Богоявление.
О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византии написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, водами погребсти человеческий грех, исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить водное естество и подать нам образ и пример Крещения. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся Гал. О святой воде.
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят — купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой — доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман. Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке Системное моржевание способствует оздоровлению организма, а вот погружение в прорубь один раз в году - сильнейший стресс для организма. МЧС России напоминает правила купания в проруби на Крещение: - Окунаться купаться следует в специально оборудованных прорубях у берега под присмотром спасателей.
Лучше использовать ботинки или шерстяные носки для того, чтобы дойти до проруби. Возможно использование специальных резиновых тапочек, которые также защищают ноги от острых камней и соли, а также не дадут Вам скользить на льду. Идя к проруби, помните, что дорожка может быть скользкой.
Идите медленно и внимательно. По крайней мере, для подстраховки необходимо опустить в воду край прочной толстой веревки с узлами, с тем, чтобы пловцы могли с ее помощью выйти из воды. Противоположный конец веревки должен быть надежно закреплен на берегу.
Прыжки в воду и погружение в воду с головой не рекомендуются, так как это увеличивает потерю температуры и может привести шоку от холода. Помните, что холодная вода может вызвать совершенно нормальное безопасное учащенное дыхание. Как только Ваше тело приспособилось к холоду.
При опускании на дно в небольшой проруби опасность состоит еще и в следующем. Не все умеют опускаться вертикально. Многие опускаются под углом, смещаясь в сторону кромки льда.
При глубине 4 м смещение от начальной точки может достигнуть 1 — 1. При всплытии с закрытыми глазами в малой проруби можно «промахнуться» и удариться головой об лед. Испугавшийся ребенок может легко забыть, что он умеет плавать.
При выходе не держитесь непосредственно за поручни, используйте сухое полотенце, горсть снега с бровки проруби, можно зачерпнуть в пригоршни больше воды и опершись о поручни, быстро и энергично подняться. Сорвавшись, можно уйти под лед. Необходима страховка и взаимопомощь.
Многие празднуют праздники и названия им знают, но повода, по которому они установлены, не знают. Так, о том, что настоящий праздник называется Богоявлением, все знают, а какое это - Богоявление, и одно ли оно или два, этого не знают. А это постыдно - каждый год праздновать праздник и не знать его повода.
Поэтому прежде всего необходимо сказать, что не одно Богоявление, но два: одно настоящее, которое уже произошло, а другое будущее, которое произойдет со славой при кончине мира. О том и другом вы слышали сегодня от Павла, который, беседуя с Титом, говорит так о настоящем: "Явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце" - а о будущем: "ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа" Тит. Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод.
Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу.
А что народ не знал Его и не разумел. Кто Он, об этом послушай Иоанна Крестителя, который говорит: "посреде вас стоит, Его же вы не весте" Ин. Итак, отсюда видно, что - два Богоявления, а почему Христос приходит на крещение и на какое крещение Он приходит, об этом необходимо сказать: ибо и это необходимо знать, равно как и то.
И наперед надобно сказать вашей любви о последнем: ибо из этого мы узнаем и первое. Было крещение иудейское, которое очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Так, кто совершал прелюбодеяние, или кто решался на воровство, или кто сделал какое-нибудь другое преступление, того оно не освобождало от вины.
Но кто касался костей умершего, кто вкушал пищу, запрещенную законом, кто приходил от зараженного, кто общался с прокаженными, тот омывался, и до вечера был нечист, а потом очищался. Итак, иудейское омовение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, ибо оно освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа.
И крещение Иоанново было гораздо выше иудейского, но ниже нашего: оно было как бы мостом между обоими крещениями, ведущими через себя от первого к последнему. Ибо Иоанн руководил не к соблюдению телесных очищений, но вместо них увещевал и советовал переходить от порока к добродетели и полагать надежду спасения в совершении добрых дел, а не в разных омовениях и очищениях водой. Иоанн не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист, но что?
Поэтому Иоанн и говорил: "аз крещаю вы водою... Той же вы крестит Духом Святым и огнем" Мф. Что же значит: "Духом Святым и огнем?
А что крещение Иоанново не сообщало Духа и отпущения грехов, видно из следующего: Павел, "обрет некия ученики, рече к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже, аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо креститеся?
Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния", - покаяния, но не отпущения грехов; для чего же он крестил? Ибо, если бы оно не было несовершенно, то Павел не крестил бы их снова, не возлагал бы на них рук; исполнив же то и другое, он показал превосходство апостольского Крещения и то, что крещение Иоанново гораздо ниже его.
Итак, из этого мы узнали различие крещений; теперь необходимо сказать, для чего Христос крестился и каким крещением? Ни прежним - иудейским, ни последующим - нашим; ибо Он не имел нужды в отпущении грехов; как это возможно для Того, Кто не имел никакого греха? Итак, если и плоть Его не была непричастна Духу Святому, и Он не был подвержен грехам, то для чего Он крестился?
Но прежде нам нужно узнать, каким крещением крестился Он, тогда и то будет ясным для нас. Каким же крещением Он крестился? Для чего?
Для того, чтобы ты из самого свойства крещения познал, что Он крестился не по причине греха и не имея нужды в даре Духа; ибо, как мы показали, это крещение было чуждо того и другого. Отсюда видно, что Он приходил на Иордан не для отпущения грехов и не для получения дара Духа. Но чтобы кто-нибудь из присутствовавших тогда не подумал, что Он приходил для покаяния, подобно прочим, послушай, как Иоанн предупредил и это.
Тогда как другим он говорил: "Сотворите плод достоин покаяния", послушай, что он говорит Ему: "Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне" Мф. Для чего же Он крестился, если сделал это ни для покаяния, ни для отпущения грехов, ни для получения дара Духа? По другим двум причинам, из которых об одной говорит ученик, а о другой Он Сам сказал Иоанну.
Какую же причину этого крещения высказал Иоанн? Ту, чтобы Христос стал известным народу, как и Павел говорил: "Иоанн убо крести крещением покаяния, да во Грядущаго по нем веруют" Деян. Если бы Иоанн подходил к дому каждого и, становясь у дверей, вызывал на улицу и, держа Христа, говорил: "Он есть Сын Божий", то такое свидетельство было бы подозрительно, и это дело было бы весьма затруднительно; также, если бы он, взяв Христа, вошел в синагогу и показал Его, то и это опять сделало бы свидетельство его подозрительным; но когда весь народ стекался из всех городов к Иордану и оставался на берегах реки, когда и Сам Он пришел креститься и получил свидетельство свыше гласом Отца и наитием Духа в виде голубя, то свидетельство о Нем Иоанна сделалось несомненным.
Поэтому он и говорит: "и аз не видех Его", представляя свидетельство свое достоверным Ин. Поэтому, так как они были родственниками, то, чтобы не показалось, будто Иоанн свидетельствует о Христе по родству, благодать Духа устроила так, что Иоанн провел всё прежнее время свое в пустыне, чтобы не показалось, будто свидетельство высказывается по дружбе или по какой-либо подобной причине. Но Иоанн, как был научен от Бога, так и возвестил о Нем; поэтому он и говорит: "и аз не видех Его" Откуда же ты узнал?
Что Он сказал тебе? По этой причине Он пришел на крещение. Была и другая причина, о которой Он Сам говорит; какая же именно?
Верующим рекомендуется посетить утреннее и вечернее богослужения 18 января и праздничную литургию в день самого праздника. В старину подготовка к празднику вне Церкви начиналась тоже накануне. После утреннего богослужения избы тщательно убирали и вымывали, выметали весь сор, в котором, как верили раньше, может спрятаться чертенок. Вечером люди шли на службу в церковь, в конце которой совершалось великое водосвятие. Это событие считалось особенно важным. После возвращения со службы начинались очистительные обряды: всей семьей люди пили святую воду, окропляли избу, скотину и хозяйственные постройки. Также было принято собирать крещенский снег и добавлять в корм лошадям, считалось, что так они будут меньше болеть, и курам, чтобы они раньше неслись.
Также со службы в Крещенский сочельник приносили свечу и бережно ее хранили. Считалось, что, если зажигать ее во время грозы, она убережет дом от пожара. А для защиты скота от нечистых сил кусочек свечи крепили под гриву или между рогов в первый день выгона. Интересной традицией было оставлять кусочки хлеба и ржаные лепешки с Рождества Христова для Крещения. В день праздника их раскладывали на заготовленное для корма сено, выпускали скотину и пока она ела — окропляли ее святой водой. При этом человек, делавший это, надевал шубу мехом наружу. Считалось, что после этого домашний скот будет всегда сыт и принесет хороший приплод.
Двенадцать праздничных дней между Рождеством 7 января по новому стилю и Крещением 19 января называются святками. По народным поверьям, с началом святок открывается дверь в потусторонний мир, откуда возвращаются души умерших.
История праздника Крещение, или по-другому Богоявление, Феофания, берет свое начало в Священном писании, где описана следующая сцена. Иисус Христос пришел к реке Иордан и принял крещение от Иоанна Предтечи. В момент свершения таинства сошел Святой дух в виде голубя и послышался голос Бога: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение". Кстати, этому событию посвящена известная картина художника Александра Иванова "Явление Христа народу".
Дата По словам протоиерея, руководителя отдела по связям с общественностью Православной Церкви Казахстана Александра Суворова, в стародавние времена Рождество и Крещение праздновались в один день: "Потому что и в первом, и во втором случае имеется богоявление. В первом случае бог явился плотью в мир, а во втором — бог показал себя, как троица. По старому стилю Крещение празднуется 6 января, по новому — 19-го". Обязательно ли окунаться в ледяную воду Как отметил Суворов, купание к проруби — скорее, народная традиция, вроде рождественской елки. Она не является ни канонической, ни догматической, поэтому необязательна к исполнению. Более того, детям, старикам и людям со слабым здоровьем крайне не рекомендуется нырять в ледяную воду.
Святая вода Великое освящение воды совершается дважды — в сочельник Крещения, то есть 18 января, и в сам день Крещения. Эта вода считается святой, особой и называется Великая агиасма. Мы задали протоиерею вопрос, можно ли набирать святую воду из-под крана, как это делают многие верующие. Оказывается, можно, но есть один нюанс: "Все зависит от глубины веры. Господь освящает все естество. Кто-то может набрать воды после полуночи и дома, кто-то решит пойти за ней в храм.
В любом случае, крещенская вода хранится в течение года, не портится. Но важно помнить: святая вода — не магическая панацея, она имеет силу, только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: "...
Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день рождения явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне.
Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание.
Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св.
Содержание
- Искусство празднования
- Крещение Господа нашего Иисуса Христа » Севастопольское Благочиние
- Подать записку
- Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Бузулукская епархия
Крещение Господне в 2023 году: вся ли вода святая и когда ее набирать
Сводка новостей со словами "Крещение", "крещенские купели", "крещенские купания" в 2022 году пестрит сообщениями об отмене традиции. Иисус Христос принял Крещение в возрасте 30 лет от Ионана Крестителя в водах реки Иордан, тем самым продемонстрировав. ДАТА КРЕЩЕНИЯ. Крещение в 2023 году, как и всегда, отмечается 19 января. Согласно Евангелию именно в этот день пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан. посвящён Крещению Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Первый, кто прошел обновленный обряд Крещения был ни кто иной, как Иисус Христос. Евангелист Лука, описав крещение Иисуса написал: " Иисусу, когда он приступил к своему делу, было около тридцати лет" (Луки 3: 23).
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
Событие было установлено в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Сводка новостей со словами "Крещение", "крещенские купели", "крещенские купания" в 2022 году пестрит сообщениями об отмене традиции. Один из двенадцати главных христианских праздников ― Крещение Господне или Богоявление ― установлен Церковью в память о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет наш Господь Иисус Христос крестился от пророка Иоанна Предтечи в водах Иордана. Первый, кто прошел обновленный обряд Крещения был ни кто иной, как Иисус Христос. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества.