Дом в Новосибирске, в котором жили оперная певица Надежда Дезидериева-Буда и рок-певица Янка Дягилева, вошел в государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. Янка Дягилева помогала многим известным музыкантам выйти из творческого кризиса. Яна Станиславовна Дягилева родилась в Новосибирске 4 сентября 1966 года.
Утонувшая новосибирская рок-певица Янка Дягилева стала героиней комикса в Москве
По крайней мере причин для депрессии, которая обычно и толкает людей к суициду, на тот момент у девушки было предостаточно. За 3 года до гибели девушки выбросился из окна рок-музыкант Александр Башлачев, с которым Дягилева была очень дружна. В последнее время он испытывал творческий кризис и находился не в самом лучшем расположении духа. Если же взять на веру утверждение современных ученых о том, что депрессия заразна, то Янка вполне могла заразиться ею именно от Башлачева. Впрочем, в ее жизни и без того хватало трагических событий. По словам близких, Дягилева долго и тяжело переживала смерть матери, которая скончалась от рака поджелудочной железы.
Янка очень ее любила. Спустя какое-то время отец снова женился, и у Янки появился сводный брат Сергей. С ним у девушки сложили очень теплые отношения. Но 23 апреля 1991 года жизнь Сергея тоже оборвалась. Некоторые из них утверждали, что при вскрытии трупа в легких девушки не оказалось воды.
При этом до сих пор живы многие свидетели, и есть даже выписка из школьной документации. Заявил эксперт и об отсутствии доказанной связи Янки с домом «в период активной творческой деятельности». В конце 80-х Янка действительно много ездила с концертами по стране. Однако новосибирские рокеры говорят, что в доме выступал с квартирником Александр Башлачев. Бывал здесь и Егор Летов.
Сейчас эксперты Новосибирска — филологи, архитекторы, искусствоведы — направили ряд заключений по поводу данной экспертизы в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Новосибирской области. Специалисты говорят, что в экспертизе много ошибок, а приведенные там доводы не составить труда опровергнуть. Кстати, возможно, и архитектурная ценность у дома есть: на месте срезанного угла, где сейчас висит мемориальная доска, раньше был вход в задние — и домов с подобной конструкцией в Новосибирске больше нет. Так или иначе, дом до сих пор остается «выявленным объектом культурного наследия» — и каким бы ни был финансовый вопрос, сейчас это — уже признанный памятник, считает Поздняков. К нынешнему времени появился еще ряд идей , что можно сделать с домом.
Прежде всего, совсем не обязательно его сносить. Даже в случае застройки, можно установить над ним саркофаг, уверен архитектор Игорь Поповский.
Но Васю такая ситуация возмутила, и 16 октября 2017 года он опубликовал большой пост о доме Янки Дягилевой. Получился очень мощный выхлоп, которого ни я, ни Василий не ожидали. Мы создали петицию, под которой подписались 7757 человек.
И я остановил сбор подписей с пометкой «Победа», потом что дому был придан статус выявленного объекта культурного наследия. При поддержке управления по охране памятников культуры и возглавлявшего его тогда Александра Кошелева я собрал все документы, чтобы доказать, что Янка — значимая персона в русской культуре. Затем была экспертиза, которая должна была определить, является ли дом памятником культурного наследия. Так есть ли ценность в самом доме? Есть и другие фишки: один из его углов как бы срезан — здесь до 1917 года была скобяная лавка, а на этом углу размещался вход в нее — такой конструкции в городе больше нет.
После войны беженцы вернулись домой, а сарай разобрали. Так появилась пропавшая квартира. В соседней квартире жила оперная певица Надежда Дезидериева-Буда. В этой же школе какое-то время училась соседка Дезидериевой-Буда — Янка Дягилева. Признан ли дом памятником культурного наследия?
Потом состоялась экспертиза, которая имела положительную оценку. Все шло по плану. Но весной этого года оказалось, что земельный участок, где расположена одна из квартир дома, куплен неким инвестором. И представитель инвестора начал собирать предложения, что делать с этим домом. Мы организовали общественные обсуждения.
Там не менее одни из самых знаменитых строчек песни "По трамвайным рельсам" посвящены именно ему. А также считается, что самоубийство Башлачева стало отправной точкой для Янкиной депрессии. Взаимоотношения поэтессы с Летовым были специфическими. Сам он говорил, что они друг другу как муж и жена, но со свободной жизнью. Возможно, так и было, только характеры обоих не позволили им ужиться. Оба они были сложными людьми с радикальными мыслями. Однако все радикальное в Егоре шло от его всепоглощающей ненависти, а в Янке — от большой любви. Так, в конце концов, девушка совершенно перестала мириться с несовпадением точек зрения и ушла от Летова. Несмотря на это, музыканты остались друзьями, Янка продолжала записывать свой материал на студии "Обороны" и гастролировать с группой по стране.
Смерть Янки Дягилевой Весна 1991 года затянула Дягилеву в непрекращающуюся депрессию. Она оборвала все контакты, перестала давать концерты. Последний раз встретилась с друзьями в марте, а уже в апреле перестала общаться со всеми близкими.
Янка Дягилева: тайна смерти самой известной панк-певицы СССР
Янка Дягилева Янка 17. Зимой 1991 года друзья в Томске договорились об организации концерта Янки. 9 мая 1991 года известная рок-певица Яна Дягилева пошла в лес, чтобы покурить. 9 мая 1991 года известная рок-певица Яна Дягилева пошла в лес, чтобы покурить. Яна Дягилева, архивные съемки 1990Скачать. Поэтому поклонники Янки Дягилевой, Егора Летова и сибирского панка, скорее всего, будут разочарованы этим фильмом — как будто бы в нем больше Игоря Поплаухина. Слушай музыку от Янка Дягилева, похожую на Особый резон, На чёрный день и не только.
ДЯГИЛЕВА Яна Станиславовна
Но навсегда останется неполные 26. В память о Янке мы с любезного разрешения «Кушнир Продакшн» публикуем главу из книги «Над пропастью весны. Жизнь и смерть Янки Дягилевой» известного музыкального журналиста Сергея Гурьева, в которой, в частности, речь идёт о том, как появилась песня «По трамвайным рельсам», ставшая визитной карточкой Янки. Книга выходит в 2022 году в издательстве «Выргород».
Флэт на фабричной С «макаронным королём» Костей Рублёвым Янка дружила ещё с тех пор, когда он пригласил её на тусовку с «Нау» во время Первого Новосибирского рок-фестиваля в ДК Чкалова. Так как «каскадовцы» относились к ВПК, общага у них была богатая, тёплая, и в тот вечер там собралось греться, пить и говорить о жизни много Валериных друзей. Поговорить тогда можно было о многом: как раз незадолго до того в СССР один за другим упали самолёты под Красноводском и Нижневартовском.
Из Афганистана возвращались участники кровавой битвы за высоту 3234 близ города Хост, по мотивам которой годы спустя Фёдор Бондарчук снимет фильм «9 рота». На Украине в спецпсихушке томился Ник Рок-н-Ролл, подвергшийся репрессиям из-за приснопамятной статьи «За ширмой фирмы» в «Крымском комсомольце», о которой в Сибири откуда-то знали. Во всяком случае, Николай Францевич узнал о ней не в Питере, где находился, когда она вышла, не в Москве, куда поехал потом, а именно в Новосибирске.
Янка тогда, как мы знаем, имела более камерные проблемы — с жильем. И их ненавязчиво обозначила: «Где бы пожить? Группу создал, "Начальник Партии" называлась».
В этой группе, игравшей своеобразный пост-панк, он был вокалистом. На гитаре там играл Володя Филоненко, который в дальнейшем будет помогать Янке с техобеспечением ее последних записей в общаге «Каскада». А за ударной установкой сидел аж Павел Перетолчин, будущий последний барабанщик «Гражданской обороны»...
Позднее отчасти на основе данного коллектива возникнет известная зубодробительно-индустриальная формации «Nuclear Losь» — или, по-нашему, «Ядерный Лось». А тогда Плотников вполне дружелюбно сообщил: «Да у меня сейчас вообще квартира стоит пустая — хочешь, ключ привезу? Договорились встретиться с Плотниковым прямо у этого жилища — однушки на первом этаже пятиэтажки на Фабричной улице, что на берегу Оби.
Когда-то, стоя на этом самом берегу, Хрущёв, по легенде, сказал окружавшим его новосибирцам: «У вас даже город к реке стоит ж…!
Незадолго до гибели Янка рассталась с Егором. Труп в реке В мае 1991 года Янка вместе с членами своей семьи находилась на даче неподалеку от Новосибирска. В День Победы 9 числа она вышла прогуляться и не вернулась. Отец девушки не сразу забил в колокола.
По словам многих знакомых, Янка была очень импульсивной, поэтому могла запросто, никого не предупредив, уехать куда-нибудь. Так подумал тогда и ее отец. Мол, наверное, решила вернуться в город. Эксперты тщательно изучили тело погибшей, но никаких признаков насильственной смерти не обнаружили. Поэтому официальной причиной гибели был назван банальный несчастный случай.
Несмотря на то, что круг знакомств Яны Дягилевой был достаточно широк, по-настоящему близких друзей у нее оказалось немного. Она жила замкнуто, редко делилась с кем-либо своими проблемами и никогда не давала интервью. Эти обстоятельства породили множество слухов вокруг ее смерти.
В то время Егор и Янка и на концертах выступали вместе — с одними и теми же музыкантами, причем Егор по возможности предпочитал играть первым, перед Янкой. С использованием питерских сессий тогда же были записаны Янкины альбомы «Домой» и «Ангедония». Егор Летов: «Первые «нормальные» электрические альбомы. Оба записаны вместе с четырьмя «Оборонскими», поэтому на них лежит как бы некое звуковое подобие. Я задействован в качестве продюсера, аранжировщика, звукотехника и — в ряде случаев, в качестве музыканта бас, гитары, шумы.
Раздражающую меня этакую весьма скорбную, пассивную и жалкую констатацию мировой несправедливости, так заметно присутствующую в Янкином материале и исполнении, я решил компенсировать собственной агрессией, что мне в той или иной степени, как мне кажется, и удалось. Возможно, в результате возникло не совсем ей свойственное а может быть, и совсем несвойственное , зато получилось нечто ОБЩЕЕ, грозное и печальное, что в моем понимании — выше, глубже, дальше и несказанно чудесней изначального замысла. Я крайне доволен тем, что все-таки родилось путём сложения наших, может быть и противоположных, векторов. И я ещё раз повторюсь: всё громче и чаще раздающиеся в последнее время многомассовые нарекания в мой тщедушный адрес — что, мол, я изгадил Янкины песни, чересчур ужесточив и испачкав «аккомпанемент» и общее звучание, — я думаю, правомерны и сугубо справедливы. Да, я внёс в её песни несвойственную ей жестокость. Но посмотрите, что же все-таки из этого вышло — какой залихватский, вопиющий и нежданно-негаданный результат!
Через тексты своих песен Янка Дягилева часто выражала протест и критику власти, что делало их особенно актуальными в эпоху Советского Союза и последующие годы. Группа "Гражданская оборона" с Янкой Дягилевой в составе с 1988 по 1990 год стала сильным и ярким символом независимости и протеста. Ее тексты сформировали образ группы и тематику их творчества того времени.
Благодаря сотрудничеству с Янкой, "Гражданская оборона" стала одной из наиболее влиятельных и популярных групп не только на панк-рок-сцене, но и в российской рок-культуре в целом.
В рамках фестиваля «Окно в Европу» прошла премьера фильма об Янке Дягилевой
Событию предшествовали долгий сбор денежных средств и два года гневных споров с местными властями, несогласными с культовым статусом Дягилевой. — Многие говорят о том, что в этом доме Яна Дягилева не жила в тот период, когда создавала свои хиты. Несмотря на то, что круг знакомств Яны Дягилевой был достаточно широк, по-настоящему близких друзей у нее оказалось немного. 4 сентября 1966 года родилась Яна Станиславовна Дягилева, скорее всего, более известная вам, как Янка Дягилева.
Яна Дягилева
Янка Дягилевой умерла 9.05.1991 г. в возрасте 24 лет, причина смерти утопление в результате несчастного случая, похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище. Янка Дягилевой умерла 9.05.1991 г. в возрасте 24 лет, причина смерти утопление в результате несчастного случая, похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище. Янка (урожденная Яна) Дягилева родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске, СССР, в семье инженеров Станислава Дягилева и Галины Дягилевой. Поэтому поклонники Янки Дягилевой, Егора Летова и сибирского панка, скорее всего, будут разочарованы этим фильмом — как будто бы в нем больше Игоря Поплаухина.
Янка Дягилева: «И думаю, что не такая я вовсе…»
Очень радуемся: комикс о Егоре Летове и Янке Дягилевой «Егор и Яна: Печаль моя светла» поступил в продажу. Яна Дягилева появилась на свет 4 сентября 1966 года в Новосибирске. А краевед Константин Голодяев, отметив важность сегодняшнего события, напомнил присутствующим, что за дом Янки Дягилевой, который сегодня оказался никому не нужен. 4 сентября 1966 года родилась Яна Станиславовна Дягилева.
Смерть брата и короткий роман с Летовым: трагедии, которые утянули в бездну Янку Дягилеву
Самая распространенная ошибка: Елена Свирипа, песня «Дети». В этом случае дело осложняется еще и тем, что Елена никак себя в сети не продвигает, никогда авторство не отстаивает. Вообще ни одного упоминания, что это она - кто-то оцифровал кассетку, и сразу написали: Янка! А теперь представим, каково приходится молодому автору, когда он выходит на сцену, едет на гастроли, начинает петь свою песню, а ему кричат: «Это не твоя, не надо врать — Янкина!
В Интернете все написано! У этого феномена немало версий… Вот что рассказала нашему питерскому корреспонденту поэт, писатель Анастасии Мурзич: - При жизни Янка находилась в значительной степени в тени Егора Летова он умер в возрасте 43 лет в феврале 2008 года. С момента ее гибели прошло уже 22 года, и совсем молодые люди а именно они являются основной публикой на рок-концертах , которые не представляют себе ни обстоятельств, в которых жила Янка, ни вообще той страны, делают из нее кумира уже своего, современного мира.
А это, как известно, признак гения… Парадокс: сейчас индустрия рок-музыки в нашей стране развитая, а кумиров все равно ищут в прошлом. Отчасти это связанно с нашим «поэтизированным менталитетом», который, скорее, воспримет сыро ограненные стихи, чем рок как именно музыку. Более того, мне иногда кажется, что любая аранжировка нашим людям мешает воспринимать песню.
Как была у нас в почете былина под гусли, так и осталась песней под гитару… И все-таки, чем именно взяла слушателей Янка, что в ней есть такого, чего уже «не догнать» последующим рок-музыкантам? На этот вопрос нашему корреспонденту ответила Зина Охтинская, петербургская певица, лидер группы «Дорога ДО», организатор концертов памяти Александр Башлачева и Янки Дягилевой: - В Янке есть какое-то невероятно пронзительное сочетание стихов и музыки. Мало кто из музыкантов настолько владеет словом.
Аналога из женщин в нашем роке я не вижу, по этому умению ее можно сравнить разве что с Башлачевым или Летовым.
Многие жители России и, в частности, Сибири знают о таком исполнителе как Егор Летов. Однако мало кто помнит его жену Яну Дягилеву, которую часто называли просто Янкой. Что случилось с 24-летней девушкой, которой сегодня могло исполниться 56?
С самого детства Янка занимались изучением музыки и даже закончилась музыкальную школу. В итоге девушка умела и играть как на фортепиано, так и на гитаре, однако саму школу Яна не закончила. Яна Дягилева в детстве. Фото: личный архив Кроме любви к музыке, у Яны была любовь к литературе.
Она читала многих российских авторов. Более того, Яна и сама писала стихотворения. Сам институт Яна бросает уже на втором курсе. За этот период сохранилось множество стихов Яны.
В 1987 году девушка знакомится с известным сегодня Егором Летовым.
А мы ничего не можем дать. Дом Янки хоть и защищен законом, но никому не нужен.
Нужно исправить это! Сказали несколько слов — отец, друзья, автор эскиза памятника и зам. Звучали песни Янки, и все прошло человечно и без казёнщины.
Говорили от сердца и с большим уважением. Собралось человек 30 — музыканты, знакомые, друзья, кто застал начало восхождения Яны. День светлый и печальный, и много у всех слов, чувств и эмоций.
Мы любим и благодарны Яне, за короткую, но очень пронзительную жизнь, за поэзию, за песни, за человечность и веру в светлое начало людей…» Автор: Ася Малютина, фото и видео Елены Волжанкиной «Gorsite.
Стихи Дягилевой стали основой для музыки "Гражданской обороны", а ее неповторимый голос и живой стиль исполнения — отличительными чертами группы. Тексты Янки Дягилевой не были просто проходящими стихами, они были сильными литературными произведениями, которые отражали ее мысли о свободе, искусстве, неравенстве и жизненной философии. Ее слова поражали своей проникновенностью, откровенностью и индивидуальным подходом к социальным проблемам. Через тексты своих песен Янка Дягилева часто выражала протест и критику власти, что делало их особенно актуальными в эпоху Советского Союза и последующие годы.
WordPress › Ошибка
В ее строчках была поэзия безобразного и простота святого: подгоревшая еда, отходы производства бессонных ночей, крылья, выменянные на рога, рай без веры и ад без страха. Ее мрачные песни все так же стремительно прорываются к опредмеченной душе и воскрешают, как свежесть родниковой воды. Льются ее слова по просторам, по узким улочкам, залетают в печные трубы, черным дымом по красавице-земле. У нас в Новосибирске, на родине отечественного панка, Янку ценят исключительно, отстаивая ее величину и самобытность.
В 2014 году на ветхом, деревянном доме, где когда-то жил сибирский рокер, установлена мемориальная доска. Событию предшествовали долгий сбор денежных средств и два года гневных споров с местными властями, несогласными с культовым статусом Дягилевой.
Так и случается. До своей смерти Янка играет только акустику. Конечно, музыкант оказал большое влияние на творческий путь Дягилевой, произвел на нее огромное и незабываемое впечатление. Ходили слухи, что Александр был влюблен, но взаимности не получил.
Там не менее одни из самых знаменитых строчек песни "По трамвайным рельсам" посвящены именно ему. А также считается, что самоубийство Башлачева стало отправной точкой для Янкиной депрессии. Взаимоотношения поэтессы с Летовым были специфическими. Сам он говорил, что они друг другу как муж и жена, но со свободной жизнью. Возможно, так и было, только характеры обоих не позволили им ужиться. Оба они были сложными людьми с радикальными мыслями.
Однако все радикальное в Егоре шло от его всепоглощающей ненависти, а в Янке — от большой любви. Так, в конце концов, девушка совершенно перестала мириться с несовпадением точек зрения и ушла от Летова.
Герои знакомятся на концерте группы «Гражданская оборона», а дальше события охватывают период от первого Новосибирского рок-фестиваля в ДК им. Чкалова до обретения ими всесоюзной славы. Янка Дягилева утонула в Ине. Официальным днем ее смерти принято считать 9 мая 1991 года.
Летов любит жизнь в абстрактном понимании, безотносительно к конкретным людям и конкретной стране , но не показывает этого; кроме того, он не боится её и глумится над ней. Башлачёв любит жизнь в конкретном понимании: страну, людей… и показывает это. Он, конечно же, не боится жизни, но и не смеет глумиться над тем, что он любит, скорее молится за здравие, но никогда за упокой. С Дягилевой всё сложнее. Страх и неуверенность стоят здесь на первом месте, а любовь — уже на втором, и любовь эта проговаривается только через страх и крик об отверженности. Янка не просто боится жизни — она усиленно маскирует свой ужас нелюбовью. Она заговаривает этот хтонический, поистине животный страх долгими камланиями, рефренами и трансформированными фразами, взятыми из русского народного, городского, детского фольклора. Глумиться над жизнью у неё не хватает сил не из-за природной слабости, а из-за того, что имеётся другой объект глумления. И этот объект — она сама, или, если хотите — лирический герой, которому приходится «собирать на себя, чтоб хватило на всех». От большого ума лишь сума да тюрьма, От лихой головы лишь канавы и рвы, От красивой души только струпья и вши, От вселенской любви только морды в крови В качестве мантры может подойти что угодно, в том числе элементы советского идеологического плаката, благо при многочисленных повторах смысл их совершенно теряется. Время вперёд» — песня «Стаи летят»; и т. В песне «От большого ума» встречается даже слово «плакат», но на своём плакате Янка иронически размещает дурацкий призыв: «Эх, заводи самокат! Любопытно также взаимное расположение отдельных цитат и образов. К примеру, графическая близость время от времени появляющегося в текстах Янки образа козла или чёрта — оба рогаты к элементам советской символики: «Знамя на штык, козёл в огоpод» — песня «Стаи летят». В этой близости содержится ирония, она является ещё одной стороной поэтики Янки Дягилевой, работая как контрапункт трагедии. Янкина ирония не является элементом позитивного комического. Ирония здесь всегда негатив, порой близкий к сарказму — это способ выразить ненависть, боль, страх и ее способ бороться с собственным кошмаром. Сарказм — это агрессивный выпад в сторону слушающего, и именно приближаясь к сарказму, Янка встаёт на активную позицию борца — на ту позицию, к которой её так усиленно подталкивал Летов. Вот только удержаться на этой позиции Дягилевой удавалось недолго; в большинстве текстов ирония заново сменяется трагизмом и лирическая героиня опять встаёт на позицию побежденного. Можно даже составить конкретный образный ряд, из настойчивого повторения которого складывается характерный Янкин ужас — не картонная страшилка, а сеттинг реального триллера, постоянно включавшегося в голове у Дягилевой-человека. Например, такой: дом — утро — запертые двери ключи от этих дверей или потерянные ключи — стены — лес — река вода в любом проявлении, в том числе дождь, лужи — дорога — дорожная грязь — сапоги — огонь и все, что с ним связано, в том числе пожар и дым — война и любое сопротивление, а также насилие — сон. Символам навязчивого кошмара Янка противопоставляет некоторое небольшое количество символов, связанных с надеждой и светом, которые можно разделить всего лишь на две категории: относящиеся к солнцу, образ которого так часто встречается в русском фольклоре, а также характерные христианские символы: крест, свеча, образа, поклон, тема прощения — впрочем, прощения неочевидного «может, простят» — песня «Стаи летят». Неочевидность прощения добавляет тревожности в поэтическое высказывание, акцентирует пассивное положение лирического героя, дистанцированного от социума. Подделать невозможно Постмодернистский приём монтажа центонов прочитал бы это Летов — наверно, убил бы меня! Веселовскому Янкины цитаты новым звучанием. Даже если предположить, что этот монтаж не обоснован логикой языкового контекста, он может быть обусловлен фонетико-мелодической логикой звучания еще раз возвращаюсь к тому, что речь идёт именно о песенных текстах , логикой новой эмоции, которая появляется после якобы случайного сочетания «рассыпалось слово на иглы и тонкую жесть» — эмоция распада, противопоставление бесчувственного и болевого. Обилие неожиданных метафор в песнях Янки создаёт эффект нагнетающей поэтики, которая призывает к уходу от «человеческого» — картонного, к надчеловеческому, медитативному, и в итоге признаёт невозможность этого перехода. Человек, осознавший эту невозможность, становится частью некоего страшного сна, разъятого, расщеплённого пространства. Раскрутили — разворотили — разболтали в стакане Рассеяли — развеяли зелёным дымом В бездну через дым — боль 1988 Совершенно цветаевская просодия: обилие тире, построение стихотворения методом монтажа отдельных обрывков, кадров кинохроники. И это не ученическое подражанием поэту, которым юная Янка Дягилева зачитывалась в школе. Мозаичная конструкция неявно прописанного сюжета, отлично встроена в музыкальную и ритмическую решётку, задающую для Янки основные правила игры. Эта решётка — идеальный каркас для соприродного ей способа передать и одновременно замаскировать конкретное переживание одиночества, неустроенности и потерянности. Янкины юношеские стихи демонстрируют те же самые приёмы. Порой умирают боги — и права нет больше верить Порой заметает дороги, крестом забивают двери И сохнут ключи в пустыне, а взрыв потрясает сушу, Когда умирает богиня, когда оставляет души 1985 Это одно из самых ранних стихотворений, доказанно принадлежащих Янке Дягилевой, датированное 1985 годом поэту 18 или 19 лет , и здесь уже присутствует ряд характерных сквозных Янкиных образов.