Позитивная культура безопасности Количественная оценка отражающая соответствующие уровни зрелости культуры безопасности движения.
Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД
Первый уровень зрелости культуры безопасности в РЖД — это осознание. Высокий уровень Культуры безопасности является индикатором зрелости компании и работников в отношении охраны труда. Уровни зрелости культуры безопасности можно разделить на несколько категорий. Описаны пять уровней зрелости культуры безопасности ОАО «РЖД». Он показывает зависимость уровня травматизма от уровня зрелости компании в области культуры безопасности. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. (рис.1).
Культура охраны труда и безопасности на производстве уровни
Пятый уровень зрелости — уровень оптимизации. На этом этапе организация достигает высочайшего уровня зрелости культуры безопасности. Внедряются передовые технологии и инновационные подходы к обеспечению безопасности информации. Организация создает цикл непрерывного улучшения системы безопасности и динамично реагирует на новые угрозы и вызовы в области информационной безопасности. Развитие уровней зрелости культуры безопасности является ключевым фактором в достижении устойчивого успеха организации. Подходя к безопасности информации осознанно и системно, организация создает надежную защиту от угроз и рисков, а также повышает свою конкурентоспособность на рынке. Формирование культуры безопасности: первый шаг к успеху Достижение устойчивого успеха в области безопасности требует от организации развития и поддержки культуры безопасности. Формирование такой культуры начинается с принятия первого шага в правильном направлении. Первоначальный шаг заключается в осознании необходимости культуры безопасности и ее важности для всех работников организации, независимо от их должностей и ролей. Этот шаг может быть достигнут путем проведения практических тренингов и семинаров, а также путем распространения информации о политике безопасности и лучших практиках внутри компании. Следующим важным шагом является создание системы мотивации и стимулирования работников для соблюдения политики безопасности.
Это может быть достигнуто путем награды за безаварийную работу, установления четких правил и ответственности, а также обеспечения обратной связи и вознаграждения за инициативу и проактивность в сфере безопасности. Ключевым элементом формирования культуры безопасности является обучение персонала. Это позволяет работникам получить знания и навыки, необходимые для правильного выполнения рабочих процессов и применения безопасных практик. Обучение может быть регулярным и обязательным для всех сотрудников, а также включать практические тренировки и симуляции, чтобы обеспечить практическую применимость полученных знаний.
Наиболее распространенный и сильнее всего влияющий на доход показатель — реактивный, «Коэффициент травматизма». Из проактивных показателей наиболее распространены «Количество проведенных ПАБ диалогов о безопасности » и «Количество представленных улучшений в области безопасности труда». При этом мы видим два противоположных показателя «Барометр безопасности» и «Коэффициент результативности проверок»: одним сотрудникам ставится задача найти больше нарушений, другим — устранить больше нарушений. Правильный баланс этих сил существенно помогает влиять на безопасность на производстве. По сути, это оценка уровня культуры безопасности внешними аудиторами и он зависит от всех — и от проверяющих, и от контролирующих, когда все в одной упряжке. Это показывает, что спрос на качественную внешнюю экспертизу в области ОТиПБ будет только расти. Чем выше уровень должности в структуре управления, тем больше КПЭ по безопасности имеют распространение и влияние на доход см. Именно это становится частой причиной нарастающего по иерархии желания скрыть несчастные случаи: никто не хочется лишаться премиальных из-за происшествий на производстве. Почему реактивные показатели плохи? Чем больше реактивных показателей установлены для сотрудников на высоких должностях, тем выше вероятность сокрытия. Если у рабочего не стоит реактивный показатель, а у руководителя стоит, возможно, рабочий и сообщит об инциденте, но руководитель постарается, чтобы оформили все как бытовую травму. Если же у самого рабочего стоит КПЭ по количеству травм, то он, вероятно, вообще никому ничего не расскажет. В этом смысле и хороши проактивные показатели. Логика их работы в том, что если работнику ничего проактивного делать не надо, он и не делает, а если такие показатели перед сотрудником стоят, он понимает, как может на них повлиять, поэтому старается и делает. Рисунок 5. КПЭ по безопасности по уровню иерархии Ключевые выводы Каждая третья из числа «лучших» компаний использует комбинированные показатели для мотивации персонала: платят и за реактивные показатели то, что уже случилось и на что невозможно повлиять , и за проактивные то, что будет у будущем и на что сотрудник может повлиять. Во всех компаниях реактивные показали пока имеют наибольшее влияние на доход работников. Industry consulting Ecopsy помогает развить вовлеченность персонала в области безопасности труда. Вопрос мотивации — одна из частей вовлеченности персонала. Для того, чтобы вовлечь персонал, мы разработали модель лидерства руководителей. Второй элемент модели лидерства — определение пути, когда компания ставит на все уровни иерархии цели, которых сотрудникам хочется достигать, и начинает за них платить. Систему КПЭ можно разработать как с нуля, так и изменить текущую модель мотивации компании: пересмотреть показатели, которые влияют на доход, мотивируют и повышают безопасность. Вопрос 3. Какие инструменты ОТиПБ оказались самыми полезными по итогам 2019 производственного года? На основе контент-анализа мы сформировали несколько блоков инструментов и расположили в порядке уменьшения их полезности по оценке компаний см. На первом месте оказались всевозможные проверки и контроль. На втором месте — разного рода коммуникации, а на третьем — выявление рисков. Рисунок 6. Самые полезные инструменты ОТиПБ по итогам 2019 производсвенного года по оценке компаний Ключевые выводы Основными инструментами, которые используют компании для повышения эффективности системы ОТиПБ, являются разные практики проверки и контроля поведенческие аудиты, наблюдения за действиями работника через фото, видео, многоступенчатый контроль. Вопрос 4. Как компании относятся к рынку внешних консалтинговых услуг и обучения? Чему учат своих работников компании? Скорее всего, это связано с тем, что во вторых компаниях этап изменения отношения уже пройден, важность безопасности никем не оспаривается и остается тренировать конкретные навыки. Нам как консультантам также было очень интересно узнать отношение компаний к работе внешних провайдеров. Сами участники опроса объясняют это тем, что на рынке не существует единых критериев по оценке качества консалтинговых услуг, консалтингом можно назвать и работу по переписыванию документов неизвестным фрилансером, и большой проект по трансформации культуры безопасности на предприятии с несколькими тысячами сотрудников. Кроме того, часто заказчики не имеют образа результата, поэтому ожидания и реальность могут сильно расходиться. Из-за этого такие разные оценки полезности консалтинга.
Он профессор, автор множества работ в сфере культуры безопасности труда и профилактики, теоретик и большой опытный практик. Свою теорию он опубликовал в 2000 г. Он разработал 5 дискретных этапов уровней организационного управления культурой безопасности производства в бизнес процессах и представил сравнение уровней в виде модели «восходящей лестницы». Вот его видео-презентацию на Ютуб На его «лестнице безопасности» хорошо видны все уровни управления от худшего управления внизу до наилучшего вверху. Уровни выделены цветом — от коричневого до зеленого. Коротко поясню значения уровней — что удалось перевести и понять из статей автора. Уровень управления организацией, в которой беспокойства о безопасности нет, а несчастные случаи, по мнению работодателя, вызваны действиями самого работника. Обязательства руководства низкие. Безопасностью занимаются под давлением со стороны законодательства и надзорных органов. Доверия со стороны работников нет. Информация о травмах искажается. Уровень управления организацией таков, что документы разрабатываются после того, как произошел несчастный случай. Инциденты вызваны плохим контролем. После инцидента все сосредоточены на поиске виновного. Корневые причины не учитываются. Организация боится понести расходы, если проблема будет выявлена. Когда происходит авария, безопасность становится приоритетной и контролируется правилами. Работники рассматривают вопросы безопасности со скептицизмом, информацией об опасностях не делятся, даже если их видят. Уровень управления организацией, где есть документы, разработаны процедуры и имеются технические средства управления на основе риска. Инциденты исследуются. Корневые причины выявляются. Считается, что у компании есть система для управления опасностями. Работники видят большую бумажную работу. У работников растет доверие к менеджменту, пока они видят, что их слушают. Информация собирается и становится более надежной. С этого уровня начинается прогнозирование предвидение систем безопасности, требующее интеллектуального мышления. Проактивная организация выходит за рамки формальных процедур. Вопросы рассматриваются в комплексе.
Уровень управления организацией таков, что документы разрабатываются после того, как произошел несчастный случай. Инциденты вызваны плохим контролем. После инцидента все сосредоточены на поиске виновного. Корневые причины не учитываются. Организация боится понести расходы, если проблема будет выявлена. Когда происходит авария, безопасность становится приоритетной и контролируется правилами. Работники рассматривают вопросы безопасности со скептицизмом, информацией об опасностях не делятся, даже если их видят. Уровень управления организацией, где есть документы, разработаны процедуры и имеются технические средства управления на основе риска. Инциденты исследуются. Корневые причины выявляются. Считается, что у компании есть система для управления опасностями. Работники видят большую бумажную работу. У работников растет доверие к менеджменту, пока они видят, что их слушают. Информация собирается и становится более надежной. С этого уровня начинается прогнозирование предвидение систем безопасности, требующее интеллектуального мышления. Проактивная организация выходит за рамки формальных процедур. Вопросы рассматриваются в комплексе. Безопасность управляется через проблемы, которые есть на производстве и в системе управления. Работники открыты в отношении проблем, которые они видят. Работодатель получает более точную информацию. Работники доверяют руководству, ценят открытость работодателя. Руководство признает свое лидерство в развитии безопасности. Организация на этом уровне характеризуется необходимостью отсутствия инцидентов. Применяется полный диапазон индикаторов. Безопасность не зависит от цифр. Безопасность — часть операции процесса и часть управления бизнесом. Управление безопасностью рассматривается как инвестиции, а не затраты. Работники чувствуют себя комфортно и уверенно, доверяют своей управленческой команде.
Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД
- Культура охраны труда и безопасности на производстве уровни
- Что это значит?
- К орпоративные стандарты в формировании культуры безопасности
- Сколько уровней культуры безопасности труда на производстве понятие охраны
- Критерии уровней зрелости «Культуры безопасности»
Культура безопасности — приоритет производственной деятельности
Реализация культуры безопасности на предприятии начинается с верхнего уровня руководства. Респонденты выделили нижеследующие недостатки, присущие текущему уровню зрелости культуры безопасности в их компаниях. В данном ролике мы разбираем подробно какие бывают уровни культуры ра безопасности организации — важная тема. Оценка проводится по методике, разработанной при поддержке психологов из ВШЭ, и позволяет получить подробный отчет об уровне зрелости культуры безопасности (КБ) в компании, а также разработать для предприятия план развития КБ и обучения персонала необходимым. Сравнивая уровень зрелости культуры безопасности с уровнем корпоративной культуры, мы увидели следующие зависимости.
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА. Модель эволюции мышления.
Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности, признанной на международном уровне, являются «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится ваша организация.
Культура безопасности движения поездов
Увеличивается вовлеченность в безопасность персонала. Созидательный: Высокие стандарты безопасности, постоянное улучшение стандартов с опорой на опыт. Неудачи рассматриваются как возможности, а не упущения. Каждый понимает, что происходит. Каждый обладает информаций, получает и передает информацию о происшествиях. Травмы принимаются, как само собой разумеющееся, как часть ежедневной работы. Зависимый: Необходимость следовать правилам и стандартам, которые установлены. Предполагается, что следование правилам снизит травматизм.
Независимый: Каждый сам принимает на себя ответственность за понимание риска.
Руководители вовлечены в процесс формирования и развития безопасной рабочей культуры, они дают пример исполнения правил и способствуют развитию безопасного поведения. Обучение и повышение квалификации: РЖД предоставляет своим сотрудникам возможность проходить регулярное обучение и повышение квалификации в области безопасности. Это позволяет работникам быть информированными о последних стандартах и требованиях безопасности и улучшает их навыки по управлению рисками. Системный подход: В холдинге РЖД внедрены системы управления безопасностью, которые помогают отслеживать и управлять всеми аспектами безопасности. Это включает анализ рисков, разработку процедур и инструкций, аудиты и оценку производственных процессов. Сообщество: РЖД активно работает с внешними заинтересованными сторонами, включая пассажиров, партнеров и государственные органы, для обмена опытом и взаимного понимания важности безопасности. Это способствует формированию единой культуры безопасности и повышению уровня безопасности на всех участках работы холдинга. В целом, уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД играют ключевую роль в обеспечении безопасности операций и достижении высокого уровня сервиса. Они помогают снизить риски происшествий, повысить осведомленность работников о безопасности и создать положительную безопасную рабочую среду для всех.
Важность уровней зрелости Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД играют важную роль в обеспечении безопасной работы компании. Они помогают создавать условия, при которых сотрудники осознают важность соблюдения правил и процедур безопасности, и делают это не просто ради выполнения формальных требований, но по-настоящему заботятся о своей безопасности и безопасности своих коллег. Высокий уровень зрелости культуры безопасности основывается на развитии четырех ключевых компонентов: навыков, знаний, отношений и убеждений.
Перспективные направления развития культуры безопасности для российских компаний Проанализировав особенности текущего состояния и практики повышения уровня зрелости культуры безопасности в российских производственных компаниях, мы выявили несколько основных зон для развития, оказывающих наибольшее влияние на переход к более зрелой культуре безопасности. Лидерство в сфере производственной безопасности По мнению большинства международных экспертов, лидерство является решающим фактором при внедрении изменений в культуре безопасности организации. Именно лидерство необходимо для изменения мышления работников, являющегося основной преградой для развития культуры безопасности. Для дальнейшего совершенствования культуры безопасности компании должны сосредоточиться на усилении роли своих руководителей в формировании приверженного отношения работников к вопросам безопасности. При этом ключевым моментом является демонстрация лидерства не только высшим руководством, но и руководителями линейного уровня ежедневно и повсеместно. В каждой организации руководители несут ответственность за разработку и реализацию политик и стратегий в области безопасности, установление целевых показателей эффективности и распределение ресурсов. Таким образом руководство контролирует практические механизмы формирования климата в области ОТиПБ.
Это означает, что лидеры обладают способностью влиять на восприятие работниками вопросов безопасности, которое, в свою очередь, создает почву для реализации изменений. Однако еще более важным является факт, что вне зависимости от того, осознают ли это руководители, они постоянно влияют на атмосферу безопасности путем принятия управленческих решений как в области ОТиПБ, так и в общепроизводственной сфере. Джон Шерри Партнер Deloitte Австралия , лидер практики в области охраны труда и промышленной безопасности Инициативный подход к вовлечению работников Согласно ответам респондентов, низкий уровень осознанности и недостаточное вовлечение работников в решение вопросов безопасности является распространенной ситуацией, характерной для множества компаний. Эксперты сходятся во мнении, что уровень вовлечения персонала играет существенную роль в построении зрелой культуры безопасности. Например, исследование SHRM Foundation на заводе крупного производителя напитков Molson Coors показало, что у вовлеченных работников в пять раз меньше шансов стать жертвой происшествия. Для перехода к более зрелой культуре безопасности работодателям необходимо внедрять практики, направленные на повышение приверженности и ответственности персонала в вопросах безопасности. Хорошими примерами могут служить включение работников в комитеты по безопасности, запрос обратной связи, наделение работников возможностями для реализации собственных предложений. Внесение инициатив через систему Кайдзен как инструмент вовлечения работников Истоки системы Кайдзен непрерывного совершенствования производственных процессов лежат в области методик бережливого производства. Однако сегодня разнообразные практики Кайдзен к примеру, стандартизация рабочего места на основе принципов 5S находят применение и в области производственной безопасности. Инструмент предполагает, что каждый работник может внести предложение, направленное на повышение безопасности условий труда, получить материальное вознаграждение и обратную связь, а также принимать участие в реализации своей инициативы или следить за ходом этого процесса.
Подобный инструмент способен значительно повысить вовлеченность работников в решение вопросов безопасности, так как, с одной стороны, дает реальную возможность повлиять на процессы ОТиПБ в компании, а с другой — позволяет демонстрировать работникам ценность вопросов безопасности с помощью материальной денежное вознаграждение и нематериальной обратная связь, участие в реализации инициативы мотивации. Переход от культуры обвинения к культуре справедливости Культура обвинения, по мнению большинства респондентов, препятствует выявлению корневых причин происшествий и недостатков в системе управления ОТиПБ. Наличие такой культуры значительно сдерживает внедрение инноваций и изменений в организациях, вместо этого акцентируя внимание на поиске виновных. Для раскрытия потенциала зрелой культуры безопасности компании должны стремиться к развитию культуры обучения, то есть такой культуры, в которой ошибка воспринимается как недостаток системы управления ОТиПБ, смещая внимание с вопроса: «Кто виноват? Организации с высокой культурой безопасности характеризуются коммуникациями, основанными на взаимном доверии, общих представлениях о важности безопасности и уверенности в эффективности профилактических мер. Что такое культура безопасности? Где можно внедрять культуру безопасности? Какие симптомы плохих культурных факторов? Как достичь эффективной культуры? Культура безопасности организации — комплекс индивидуальных и групповых ценностей, отношения, восприятия, компетенции и модели поведения, которые определяют стиль, мастерство и приверженность сотрудников здоровью и безопасности.
Культура безопасности — важная тема, требующая больших временных ресурсов для внедрения и восприятия. Если мы сталкиваемся с компанией, где существуют значительные проблемы такие как отрицательная тенденция по несчастным случаям , то, как правило, в таких компаниях уровень культуры безопасности крайне низкий, и требуется максимально быстро внедрять мероприятия, направленные на развитие культуры безопасного труда. Стоит отметить, что эффективное внедрение возможно только в компаниях, которые будут восприимчивы к советам и нацелены на безопасность. В целом корпоративная культура может иметь колоссальное влияние на результаты показателей безопасности. Культура безопасности — это лишь часть корпоративной культуры компании. Многие компании говорят о культуре безопасности, когда ссылаются на склонность своих сотрудников соблюдать правила или действовать безопасно либо небезопасно. Однако мы обнаруживаем, что культура и стиль управления высшего менеджмента еще более значительны например, приоритетность безопасности перед финансовыми показателями или, как негативный фактор, тенденция к краткосрочной выгоде и реактивный подход к проблемам безопасности. Приведем симптомы плохих культурных факторов рис. Симптомы плохих культурных факторов Данные о состоянии культуры можно собрать в рамках аудита культуры безопасности и это потребует довольно широкой репрезентативной выборки людей на всех уровнях управления. Эффективная культура безопасности Культура безопасности не может быть построена в компаниях, которые обращают внимание на вопросы безопасности только в рамках общего расследования инцидентов например, в компаниях, которые безуспешно полагаются на процедурный контроль во избежание несчастных случаев и обеспечивают контроль через жесткую иерархию и наказания.
В компаниях с хорошей культурой вы обнаружите, что сотрудники и руководство придерживаются похожего мнения о важности безопасности.
Она должна учитывать особенности организации, ее бизнес-процессы и персонал, а также учитывать внешние факторы, такие как законодательство и требования рынка. Стратегия разработки культуры безопасности может включать такие компоненты как образование и обучение персонала, создание эффективной системы контроля и анализа безопасности, внедрение технических средств защиты, а также совершенствование организационной культуры и стимулирование сотрудников к безопасному поведению.
Правильное определение целей и стратегии является фундаментом успешного развития культуры безопасности. Это позволяет организации наладить систематическую работу по повышению безопасности, создавать условия для предотвращения несчастных случаев и повышения эффективности работы в целом. Обучение персонала и создание культуры безопасности Организации могут предлагать различные виды обучения, включая тренинги, семинары, вебинары и онлайн-курсы.
Важно выбирать методы обучения, которые наиболее эффективно отвечают потребностям сотрудников и способствуют их активному участию. Создание культуры безопасности также является неотъемлемой частью обучения персонала. Культура безопасности — это набор ценностей, поведения и практик, которые разработываются и поддерживаются в организации.
Она помогает сотрудникам осознавать важность безопасности и принимать активное участие в обеспечении безопасной рабочей среды.