Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — голландский художник, свои первые картины писавший в стилистике барокко — резкие светотени, динамика и напряжённость происходящих на них событий, эмоциональность персонажей, часто переживающих критические чувства. Два ранее неизвестных портрета голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта были обнаружены в Великобритании. Затем Рембрандт возвращается в Лейден, открывает мастерскую с коллегой Яном Ливенсом и набирает первых учеников.
Пылающий цвет любви: 9 загадок картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Картина «Поклонение королей», работа, ошибочно отнесенная к «Кругу Рембрандта», поскольку на самом деле она была написана самим голландским мастером Рембрандтом ван Рейном, как ожидается, будет продана на аукционе Sotheby's в Лондоне за 12–18 миллионов долларов. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt; 1606-1669 гг.) — художник с непростой жизнью, один из самых ярких голландских живописцев XVII века, влиявших на художников последующих столетий. Вы найдете в нашей статье подробную информацию, кто такой Рембрандт, где и. Знаменитого художника Рембрандта Харменса ван Рейна вдохновляли три женщины. Три совершенно разных истории, которые способны как растрогать, так и оттолкнуть почитателей великого голландца. Рембрандт ХАРМЕНС ВАН РЕЙН Поклонение волхвов. Свою картину «Возвращение блудного сына» Рембрандт Харменс ван Рейн (1606−1669 гг) писал незадолго до.
FT: в Великобритании обнаружены две неизвестные картины Рембрандта
Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Осталось только удерживать в памяти виденное. Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу сыну от первого брака с Саскией , его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери и за это была отлучена от церкви. Чахотка поразила любимого сына Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок.
Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем. От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел.
Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке, или брал мастихин. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой.
Продолжал творить, как будто живопись для него была живительным источником, из которого он никак не мог напиться. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Они темные. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут к нам спиной.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мы не знаем, что выражает его лицо. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении.
Саския в образе Флоры Флора. Саския в образе Флоры Но вот с детьми супругам не везло катастрофически — трое первенцев умерли в раннем возрасте. В те времена детская смертность приобрела катастрофические масштабы, и рождение ребёнка зачастую напоминало чудовищную лотерею — выживет — не выживет, а Рембрандту в неё отчаянно не везло. Рембрандт пытался забыться в работе, и это ему неплохо удавалось. Спрос на его картины был стабильно высоким, самые богатые и влиятельные амстердамские семейства заказывали свои портреты и картины на мифологические и исторические темы, а Рембрандт их с удовольствием писал, причём на очень высоком уровне, иногда создавая истинные шедевры как полотно «Пир Валтасара». Пир Валтасара. В то время он всерьёз вдохновлялся картинами Караваджо , но привносил и свои художественные наработки, например, сложную светотень на человеческих лицах, что придавало им глубину и задумчивость, позволяло точнее передавать эмоции, причём не всегда пограничные, как часто писал Караваджо.
Девушка в окне Девушка в окне А главное — он стал писать людей на групповых портретах не напыщенно позирующих, а занимающихся каким-нибудь делом или просто увлечённых интересным разговором. Это уже чем-то напоминало, появившихся намного позже, картины импрессионистов, то есть Рембрандт запечатлел момент здесь и сейчас, словно бы кто-то сфотографировал собрание всех этих людей на фотокамеру, а они об этом даже не подозревали. Для того времени это было истинным новаторством. Урок анатомии доктора Тульпа Урок анатомии доктора Тульпа А в 1641 году у 35-летнего Рембрандта и его супруги наконец-то родился сын — до этого были дочки. Но к сожалению, эти роды окончательно подкосили здоровье Саскии — она стала увядать буквально на глазах.
Но здесь они одухотворены и ожиданием чуда, и горячим сочувствием самого художника к их страданиям. Из серого пятна прилегающего к правому краю изображения далекого прямоугольного проема в высоком каменном своде они приближаются к Христу, ковыляя и спотыкаясь, стеная и плача, отчаянно жестикулируя и умоляя об исцелении.
На земле перед возвышением, где стоит Христос, на импровизированном ложе из прикрытой тряпьем соломы лежит обращенная к нам босыми ногами и пытающаяся привстать больная нищенка средних лет с обвязанной белой тряпкой головою. Вскинутая было правая рука расслабленно падает, направленный вверх и влево от нас взгляд меркнет - силы женщины иссякают. Справа за ней приподнимается с колен отчаянно сжимающая протянутые к Христу иссохшие руки старуха, о которой мы уже говорили. Она частично загорожена упавшей на колени восточной девушкой в причудливом головном уборе, с которого свисают на спину кисти из грубого полотна. Эта застывшая в немом преклонении фигура, находящаяся на первом плане ближе всех остальных, хорошо освещенная, оказалась по отношению к нам в сложном трехчетвертном повороте со спины. Мы видим все складки ее покрывала и грубые стоптанные подметки башмаков, но лицо и руки ее скрыты. Однако слегка запрокинутая голова говорит о молитвенном взгляде, обращенном на Христа, а положение плеч - о перекрещенных на груди руках.
С описанной нами группы из трех женщин между зрителем и Христом начинается шествие печальных фигур. Мы угадываем, с какими усилиями пытается продвинуться поближе к исцелителю, еще не видя его, безногий калека, в спину которого упираются босые ноги лежащего на спине и завернутого в тряпье положенного на самодельную тачку умирающего. Голова его скрыта во тьме, но над ней хорошо видна по пояс старуха в черном, катящая тачку левой рукой. Правой указывая на неподвижное тело, она умоляет загородивших ей путь старых супругов пропустить ее вперед. Это видная нам по колена супружеская чета, еле ковыляющая в глубине, заставляет звучать в нашей душе все новые ноты чувства - старая женщина в надвинутом на голову сером капюшоне, сама еле двигаясь, поддерживает за правый рукав старого изношенного пальто слепого старика-мужа в пестрой восточной шапке. Он, наклонившись вперед, почти не может идти, и кажется, что сейчас он выронит из дрожащей левой руки тонкий посох, на который он пытается опереться. Всего справа от Христа в полумраке вылеплено не больше двадцати понурых, дрожащих, старающихся не упасть человеческих фигур.
Их болезненные лица с выражением бессилия и упрямой надежды обращены к Христу, а одежды освещены таинственным, почти не дающим теней на земле светом. Поток людей кажется бесконечным. Вся болящая и страждущая часть человечества, казалось бы, движется из глубины справа, пытаясь испытать на себе всемогущую, добрую силу чуда, возвращающего жизнь и здоровье. Хилость и нужда проступают в каждой из этих разноосвещенных, медленно перемещающихся справа налево жалких живых статуй, и каждая молит об исцелении от недуга. Замученные ужасными болезнями и голодом, нищетой и бесправием, обреченные рабовладельцами на гибель, люди эти верят в свершение удивительного чуда.
Его образ полон глубокой внутренней значительности. У него продолговатое, узкое лицо, невидящий взгляд затуманенных глаз направлен куда-то влево от зрителя, рот полуоткрыт, кудри локонами падают на скошенные плечи, одежда на груди светится ярче, чем в других местах. Устало подогнув левое колено, он стоит, опершись локтем левой руки о прямоугольный каменный выступ стены. Одежда падает каким-то свободным броском, с тонким, почти неровным изломом под широкими рукавами и у почвы. Движения Христа обладают округлостью - руки не растопырены, но раздвинуты изогнуто и легко, и каждая как бы продолжает до локтя линию плеча. Он чередует движения: правая, протянутая к людям рука, опускается; левая, согнутая в локте - выгибается пальцами вверх, ладонью вперед. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Стоит только представить себе, что протягиваешь кому-либо руки для сердечной встречи, как сейчас же почувствуешь, что обе руки простираются вперед подобным же образом. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Справа от каменного выступа, на который опирается Христос, в центре офорта, на втором плане, запрокинув голову в круглой шапочке, обращает свое показанное в профиль иссохшее лицо к Христу несчастная старушка в лохмотьях. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. И эти руки, как и вся ее фигура, бросают на нижнюю половину одежды Христа с силой падающую тень. Таким образом, мы догадываемся о направлении на еще один источник яркого света, помимо фигуры Христа - он находится перед изобразительной поверхностью, справа от зрителя. Невидимый конусообразный сноп лучей этого источника по мере продвижения в пространство офорта расширяется во все стороны, оставляя в тени далекие фигуры слева, резко выделяя пластику персонажей в центре и заливая сиянием больше двадцати человек на втором и третьем плане слева, которые к тому же купаются в свете, исходящем от лица, рук и одежды Христа. Там, слева, светотени почти нет, и мы видим лишь очень тонкие, порой прерывающиеся, но четкие контуры фигур и лиц, все время заслоняющих друг друга. В противоположность этим многочисленным группам, все пространство между фигурой Христа и правым краем офорта затенено, и на черном фоне мы видим множество больных, увечных, калек и страждущих, бедняков и нищих. В этих мастерски вылепленных посредством чередования светлых и темных тональных пятен фигурах мы без труда узнаем бродяг и нищих ранних офортов. Но здесь они одухотворены и ожиданием чуда, и горячим сочувствием самого художника к их страданиям. Из серого пятна прилегающего к правому краю изображения далекого прямоугольного проема в высоком каменном своде они приближаются к Христу, ковыляя и спотыкаясь, стеная и плача, отчаянно жестикулируя и умоляя об исцелении. На земле перед возвышением, где стоит Христос, на импровизированном ложе из прикрытой тряпьем соломы лежит обращенная к нам босыми ногами и пытающаяся привстать больная нищенка средних лет с обвязанной белой тряпкой головою. Вскинутая было правая рука расслабленно падает, направленный вверх и влево от нас взгляд меркнет - силы женщины иссякают.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Обнаружены два ранее неизвестных портрета Рембрандта | 1669) обнаружили в частной коллекции британской семьи. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на газету Financial Times. |
Воскрешение смердящего Лазаря: зачем устроили праздник Лазарева суббота - Российская газета | одна из вершин мировой реалистической живописи. |
Рембрандт — «блудный сын» голландского искусства
Воскрешение смердящего Лазаря: зачем устроили праздник Лазарева суббота - Российская газета | В частной коллекции семьи из Британии нашли два неизвестных ранее портрета, созданных нидерландским художником Рембрандтом Харменс Ван Рейном, жившим в 1606-1669 годах. |
Две неизвестные картины Рембрандта обнаружили после двухсот лет хранения в частной коллекции | Рембрандт Харменс ван Рейн «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях», 1635 © Галерея старых мастеров, Дрезден. |
Рембрандт — Википедия | 1669) обнаружили спустя 200 лет хранения в частной коллекции РИА Новости, 15.05.2023. |
Куратор Лейденской коллекции о Рембрандте, его учениках и коллегах - Афиша Daily | Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене 15 июля 1606 года в семье мельника и все свои 63 года прожил в Голландии. |
«Гений света и высунутый язык»: в Калининграде открывается выставка графики Рембрандта | Затем Рембрандт возвращается в Лейден, открывает мастерскую с коллегой Яном Ливенсом и набирает первых учеников. |
Рембрандт Харменс ван Рейн — художник с непростой жизнью
Спустя 200 лет в частной коллекции обнаружили два неизвестных портрета Рембрандта | 1669) обнаружили в частной коллекции британской семьи. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на газету Financial Times. |
Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) | Поэтому начну с небольшого откровения: Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) − мой любимый художник, и я узнавал его очень долго. |
Харменс Рембрандт
Как сообщает Financial Times, его сын Доминик вышел замуж за племянницу Рембрандта.
В Британии нашли две неизвестные картины Рембрандта Фото: Shutterstock В частной коллекции семьи из Британии нашли два неизвестных ранее портрета, созданных нидерландским художником Рембрандтом Харменс Ван Рейном, жившим в 1606-1669 годах. Об этом пишет газета Financial Times. Они отсутствовали в литературе о Рембрандте", - рассказал представитель аукционного дома Генри Петтифер.
К тому, что картины подлинные, пришли как представители аукционного дома, так и художественного музея в Амстердаме, специализирующемся на творчестве Рембрандта.
Рембрандт Харменс ван Рейн 1606-1669 10 произведений Рембрандт Харменс ван Рейн — нидерландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников.
Сайт Art Daily напоминает, что последняя гравюра известна у коллекционеров как "Лист в сто гульденов". Торги гравюрами "старых мастеров" пройдут 2 декабря 2008 года в Лондоне. Аутентификацию подтвердили несколько ведущих экспертов, в том числе из Noortman Master Paintings и Rembrandt Research Project, сообщает агентство Associated Press.
Неизвестные портреты Рембрандта обнаружены в частной коллекции британской семьи
Интересная не длинная статья про жизненный путь известного художника Рембрандта Харменса ван Рейна. Интересная не длинная статья про жизненный путь известного художника Рембрандта Харменса ван Рейна. Изучаем историю коллекции Рембрандта в Эрмитаже вместе с "Правым полушарием Инт. биография и история жизни голландского художника, рисовальщика и гравера.
В Калининграде показали гравюры Рембрандта
Рембрандт Харменс ван Рейн. 1644, 102.3×88.5 см. Недавний анализ показал, что изначально задумал и написал портрет всё же Рембрандт, но впоследствии изображение радикально переработал один из его подмастерьев. Рембрандт Харменс ван Рейн – прославленный голландский художник, гравер, величайший из мастеров светотени. Свое название коллекция получила в честь родного города Рембрандта Харменса ван Рейна, в котором начиналась его художественная карьера и где находилась его первая мастерская. Можно сказать, что голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн, ныне известный просто как Рембрандт, стал пионером группового селфи. Великий художник Харменс ван Рейн Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon Van Rijn) родился в Нидерландах, в Лейдене, 15 июля 1606 года.
Две ранее неизвестные картины Рембрандта случайно нашли спустя 200 лет
Подлинность картин подтвердили эксперты, в том числе в Рейксмузеуме — художественном музее в Амстердаме, специализирующемся на творчестве Рембрандта. На портретах изображена пара, «связанная семейными узами с художником»: Ян Виллемс ван дер Плуйм и его жена Яапген Карелс. Обретённые картины покажут в Нью-Йорке и Амстердаме, а после выставят на продажу в Лондоне.
В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет. Он изображает старшин амстердамского цеха суконщиков, выступающих с докладом перед собранием цеха. Портрет вошел в историю искусства под названием «Синдики». Здесь ему удалось достичь психологической общности, единства настроения всех персонажей и выполнить задачу, поставленную, но не решенную им ни в «Уроке анатомии», ни в «Ночном дозоре». В середине 1660-х годов Рембрандт завершает «Возвращение блудного сына» — свое самое проникновенное произведение, ставшее как бы итогом мудрых раздумий художника о мире и людях. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и как воплощение опыта Рембрандта-художника. Пессимистическое отношение к действительности в последние годы жизни художника — с одной стороны, и ничем не сломленная вера в человека, в нравственную высоту его — с другой, с равной силой звучат в этом последнем произведении гениального живописца.
В ней Рембрандт органически соединил выразительную силу большого пятна с бесконечно изменяющимся цветом. Никто ни до, ни после этой картины не смог этого сделать. Картина говорит с нами о жизни и смерти, о страдании и великой любви, о том вечном, что волновало и всегда будет волновать людей. Весь этот необычный мир живописи мог быть вызван Рембрандтом только благодаря всей его судьбе человека и художника, для которого каждый мазок был не формальным упражнением, а глубоко выстраданным размышлением о жизни. В последние годы жизни Рембрандта продолжают преследовать семейные несчастья. В 1663 году умерла Хендрикье, ставшая для него самоотверженным другом и опорой, оставив на руках отца их юную четырнадцатилетнюю дочь Корнелию. А чуть позже, в1668 году в возрасте всего двадцати семи лет, спустя несколько месяцев после свадьбы умирает его горячо любимый сын Титус, единомышленник и подающий надежды художник. Дочь Титуса Тития родилась уже после его смерти. Вполне возможно, что на картине, условно названной «Еврейская невеста» как раз и изображен Титус со своей женой.
Последнее горе надломило художника, силы которого были и без того на исходе. Осенью 1669 года Рембрандт умирает на руках своей дочери Корнелии. Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками. Только скромная запись в церковной книге амстердамского собора Вестернкерк сообщает нам дату похорон художника 8 октября 1669 года. Автопортрет 1669 год Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя. Его наследие было оценено по достоинству и стало предметом всестороннего и глубокого изучения. В течение многих десятилетий художники и искусствоведы, писатели и ученые, люди самых разных профессий говорят о высоком эстетическом наслаждении, которые доставляют им творения великого мастера. Подчеркивая общечеловеческое значение творчества художника-гуманиста, чьи симпатии неизменно были на стороне простых людей, знаменитый бельгийский поэт, драматург и критик Эмиль Верхарн в своей книге о нем отмечал, что «Рембрандт стоит на тех предельных вершинах, которые господствуют над эпохами, над расами и над странами». Потрясающий русский живописец Илья Репин так определял важнейшие особенности мастерства Рембрандта: «он более всего любил «гармонию общего», и до сих пор ни один художник в мире не сравнялся с ним в этой музыке тональностей, в этом изяществе и законченности целого… С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ним всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».
Титаническая фигура великого Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства, а его гениальные бессмертные творения продолжают духовно обогащать всё новые поколения людей. Описать непростой жизненный путь художника, рассказать обо всех его гениальных творениях в одном небольшом обзоре невозможно. На помощь нам приходят книги и замечательные альбомы , хранящиеся в фондах Центральной библиотеки им. Биография Рембрандта, полная событий, хорошо описана в книге американской писательницы Гледис Шмитт «Рембрандт». Книга, основанная на исторических фактах и документальном материале, показывает эпоху, в которой жил и творил художник, рассказывает об известных событиях жизни гениального мастера и раскрывает его внутренний мир, перед нами предстает Человек и Мастер. В книге много репродукций. Альбом «Рембрандт» М. Во вступительной статье рассказывается о формировании этой коллекции и об основных проблемах творчества Рембрандта. Приходите, читайте, наслаждайтесь и приобщайтесь к великому искусству великого мастера Рембрандта Харменса ван Рейна.
Использованная литература: Андронов С. О социальной сущности творчества художника. Егорова К.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.
Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия. Еврейская невеста 1665 Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей.
Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других... То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа.
Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни.
Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение.
Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной. Флора Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер.
Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы. Фредерик Ригел на коне 1663 Перед нами типичный парадный портрет. Ригел был преуспевающим купцом, производил бумагу и печатал книги.
Богатый типограф сопровождал принца Оранского в 1660 году в Амстердам, и, возможно, портрет был заказан в память об этом событии. С темного холста на нас смотрит человек, восседающий на лошади. Он в дорогой, но не вычурно роскошной одежде. Его лицо излучает ум, властность и чувство собственного достоинства.
Христос и грешница На полотне изображена встреча Христа и грешницы на заполненном людьми обширном пространстве, безбрежность которого усиливают арочные участки стен, возносящих потолок ввысь. Все погружено в темноту, освещены только фигура Христа и молодой женщины. В этом полотне Рембрандт впервые подошел к нетрадиционному решению библейской сцены, чему с удивительной последовательностью будут подражать другие художники. Иаков борется с ангелом 1659 Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете.
Когда Иаков остается один, появляется Некто принято считать его ангелом и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков". Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.
Картина была написана по заказу Стрелкового общества - отряда гражданского ополчения Нидерландов. В 18 веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале музея. Больше всех пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Даже после обрезания картина - одна из самых больших в музее.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Художник изобразил мушкетеров, которые выходят из темного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Мастерски передана игра света и тени, характерная для стиля великого Рембрандта. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу, и все пришло в движение.
Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, убегает мальчик. На картине движутся даже детали одежды стрелков. Кроме 18 заказчиков картины, художник художник заполнил полотно еще шестнадцатью персонажами. Значение этих персонажей, а также множество символов в картине известны только самому Рембрандту.
Ослепление Самсона Самсон - герой ветхозаветных преданий, наделенный невероятной физической силой. Всю жизнь он мстил филистимлянам за предательство его невесты в свадебный день. Она была филистимлянкой, однако и теперь любовница его - филистимлянка Далила. Филистимлянские властители подкупили ее, чтобы она выведала источник силы Самсона и узнала, где его слабое место.
Далила трижды пыталась это выведать у Самсона, и трижды он обманывал ее, понимая, чего она добивается. Но все-таки в конце концов с помощью женских уловок Далила убедила его в своей любви и преданности, и он открыл ей, что сила его покинет, если остричь его волосы. Она рассказала об этом своим соотечественникам и ночью, когда Самсон спал, они остригли ему волосы. Проснувшись на крик Далилы "Филистимляне на тебя, Самсон!
Тогда враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы. Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его...
Из мрака выделяется еще лицо Богоматери и подсвеченная тусклым светом свечи плащаница, в которую должны завернуть тело Христа.
На этом полотне Рембрандт впервые применил прием, который в последние годы жизни стал основным в его творчестве. И вот мы видим, как человек, идеально владевший техникой письма, в мельчайших деталях выписал все центральные фигуры на полотне, но, по мере удаления от света, лица людей становились все более размытыми, почти неразличимыми. Все очень просто — таинство происходящего прошло мимо них.
Впрочем, на этом полотне есть и еще один персонаж, который не заметен с первого взгляда. Несмотря на то, что он находится в тени, Рембрандт изображает его очень четко. В правом нижнем углу полотна, из самого темного места, скрываясь за стеблями чертополоха, смотрит на вас Дьявол в образе собаки и как будто задает вам вопрос: «А ты приобщился к происходящему?
Но именно это желание и низвергло его с вершин славы в пучину векового забвения. Несчастье и забвение приходят столь же стремительно, как удача и слава. Рембрандт Харменс ван Рейн ощутил это на себе в 1642 году.
Конечно, огорчения были и до этого: его дети умерли во младенчестве. Выжил только один сын, Титус, рожденный в 1641 году. Но год спустя покинула этот мир его любимая жена Саския, с которой он прожил долгие годы.
А вместе с этой утратой от художника отвернулась и удача, отвернулась в тот момент, когда он создал одну из величайших своих картин. О «Ночном Дозоре» Рембрандта можно говорить бесконечно. Это полотно настолько масштабно по своему содержанию, настолько уникально по выстроенной композиции, что история его создания вполне достойна отдельной книги, а не статьи.
Но, как часто бывает в жизни, именно это творение, впоследствии в корне изменившее все развитие мировой живописи, было отвергнуто современниками. Заказчикам не понравилось, как они были изображены, и многие из них отказались оплачивать работу художника. Такого унижения самый известный живописец Нидерландов не испытывал никогда.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Заказов становилось все меньше в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов , и вскоре имущество художника распродали за долги.
Из огромного особняка в самом центре Амстердама он был вынужден перебраться на окраину города, в Еврейский квартал, где снимал несколько комнат со своим любимым сыном Титусом. Самое интересное, что Рембрандт легко бы мог приспособиться под последние модные тенденции в искусстве и вновь получать большие деньги за свои полотна. Но живописец был убежден в том, что должен создать абсолютно новый стиль.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 - 1669)
В противоположность этим многочисленным группам, все пространство между фигурой Христа и правым краем офорта затенено, и на черном фоне мы видим множество больных, увечных, калек и страждущих, бедняков и нищих. В этих мастерски вылепленных посредством чередования светлых и темных тональных пятен фигурах мы без труда узнаем бродяг и нищих ранних офортов. Но здесь они одухотворены и ожиданием чуда, и горячим сочувствием самого художника к их страданиям. Из серого пятна прилегающего к правому краю изображения далекого прямоугольного проема в высоком каменном своде они приближаются к Христу, ковыляя и спотыкаясь, стеная и плача, отчаянно жестикулируя и умоляя об исцелении. На земле перед возвышением, где стоит Христос, на импровизированном ложе из прикрытой тряпьем соломы лежит обращенная к нам босыми ногами и пытающаяся привстать больная нищенка средних лет с обвязанной белой тряпкой головою. Вскинутая было правая рука расслабленно падает, направленный вверх и влево от нас взгляд меркнет - силы женщины иссякают. Справа за ней приподнимается с колен отчаянно сжимающая протянутые к Христу иссохшие руки старуха, о которой мы уже говорили. Она частично загорожена упавшей на колени восточной девушкой в причудливом головном уборе, с которого свисают на спину кисти из грубого полотна. Эта застывшая в немом преклонении фигура, находящаяся на первом плане ближе всех остальных, хорошо освещенная, оказалась по отношению к нам в сложном трехчетвертном повороте со спины.
Мы видим все складки ее покрывала и грубые стоптанные подметки башмаков, но лицо и руки ее скрыты. Однако слегка запрокинутая голова говорит о молитвенном взгляде, обращенном на Христа, а положение плеч - о перекрещенных на груди руках. С описанной нами группы из трех женщин между зрителем и Христом начинается шествие печальных фигур. Мы угадываем, с какими усилиями пытается продвинуться поближе к исцелителю, еще не видя его, безногий калека, в спину которого упираются босые ноги лежащего на спине и завернутого в тряпье положенного на самодельную тачку умирающего. Голова его скрыта во тьме, но над ней хорошо видна по пояс старуха в черном, катящая тачку левой рукой. Правой указывая на неподвижное тело, она умоляет загородивших ей путь старых супругов пропустить ее вперед. Это видная нам по колена супружеская чета, еле ковыляющая в глубине, заставляет звучать в нашей душе все новые ноты чувства - старая женщина в надвинутом на голову сером капюшоне, сама еле двигаясь, поддерживает за правый рукав старого изношенного пальто слепого старика-мужа в пестрой восточной шапке. Он, наклонившись вперед, почти не может идти, и кажется, что сейчас он выронит из дрожащей левой руки тонкий посох, на который он пытается опереться.
Всего справа от Христа в полумраке вылеплено не больше двадцати понурых, дрожащих, старающихся не упасть человеческих фигур. Их болезненные лица с выражением бессилия и упрямой надежды обращены к Христу, а одежды освещены таинственным, почти не дающим теней на земле светом. Поток людей кажется бесконечным. Вся болящая и страждущая часть человечества, казалось бы, движется из глубины справа, пытаясь испытать на себе всемогущую, добрую силу чуда, возвращающего жизнь и здоровье.
Ведь факсимиле - это максимально приближенная к оригиналу копия, которая в полной мере передает технику художника. Еще сто лет после него более никто подобного повторить не мог. Для выставки отобрали самые разные работы - пейзажи, портреты, уличные сценки, библейские сюжеты… Какие-то из них были эскизами к будущим знаменитым живописным полотнам, как, например, "Возвращение блудного сына", но бывало и наоборот, когда Рембрандт сначала рисовал большую картину, потом повторял сюжет в графике. Здесь и его знаменитые автопортреты - их в калининградской коллекции всего два, хотя у художника это был один из излюбленных жанров.
Парадный, известный как "Рембрандт, облокотившийся о барьер" - в бархате, с завитыми локонами, щегольской бородкой, это 1639 год, время его самого большого успеха.
Перед этим их покажут в Амстердаме и Нью-Йорке. По оценкам, стоимость двух картин составит 5-8 миллионов фунтов стерлингов.
Между тем, 15 мая исполняется 175 лет со дня рождения одного из самых знаменитых русских художников. Сайт KP.
Голландские живописцы впервые увидели человека и окружающий его мир такими, каковы они есть в реальности. Наследие голландских живописцев достаточно известно — это великолепные портреты Франса Хальса, чудесные полотна Вермеера и Андриана ван Остаде, неотразимые пейзажи Яна ван Гойена и притягательные натюрморты Виллема Хеды. Некоторые из художников подошли к решению даже более сложной задачи — к тому, чтобы отразить красоту и значительность духовного мира обычного человека.
Наиболее полно, многогранно и глубоко это сделал величайший Рембрандт ван Рейн. Художник, коммерсант, коллекционер, фанатик и скандалист, надменный и дерзкий, любимый многими и многими ненавидимый, он первым увидел ценность человеческой индивидуальности в полноте её духовно эмоционального существования. Пристальное наблюдение и изучение человека в процессе его бытия было основой революционного по тем временам реалистического метода Рембрандта. Диапазон его искусства невероятно широк. Он работал почти во всех жанрах: исторической, мифологической и библейской композиции, портрете, пейзаже и натюрморте.
В каждый из этих жанров он внес много принципиально новых идей. Больше, чем кто-либо из его предшественников, Рембрандт стремился выразить свое личное отношение к изображаемому, открывая в этом субъективном переживании возможность более экспрессивного воздействия образа и усиления контакта со зрителем. Наследие Рембрандта огромно. Не считая рисунков, сохранилось более восьмисот картин и трехсот офортов, что является, несомненно, результатом гигантского труда, напряженнейшей творческой самоотдачи. Сын мельника Харменса Герритса ван Рейна и Нелтье Виллемсдохтер ван Зейдтбраук, Рембрандт родился в городе Лейдене 15 июля 1606 года на отцовской мельнице, расположенной рядом с рекой Рейн, откуда и прозвище «ван Рейн».
Он был шестым а по некоторым источникам — восьмым ребенком в семье. Отмечу, что Лейден издавна был центром высокой духовной культуры, а после войны с испанскими угнетателями к иным его культурным учреждениям добавился и университет, дарованный городу за проявленный героизм в национально-освободительной борьбе против иноземных захватчиков. Торговля и ремесла в послевоенном городе бурно развивались, и дела мельника Харменса ван Рейна шли весьма неплохо. Видимо, особая одаренность мальчика, проявившаяся достаточно рано, вызвала решение родителей дать ему наилучшее по тем временам образование, в отличие от других сыновей, которым они предназначили удел ремесленника. В семь лет Рембрандта определили в латинскую школу.
Затем, в1620 году Рембрандт поступает в Лейденский университет, но тяга юноши к искусству была так велика, что он вскоре оставляет его и начинает учиться живописи. Кстати, знакомство с основами гуманитарного образования оказалось весьма полезным для будущего художника. Лейденский университет. Библиотека Университет с его волшебным миром классической древности и ужасающая бедность и нищета городских низов Лейдена даже по официальным данным половина населения влачила жизнь на грани голода были наиболее стойкими впечатлениями юности художника. То и другое уже в ближайшие годы найдет отражение в искусстве: первое в живописи — в картинах на темы античной истории и мифологии, поднимающих вопросы непреходящих общечеловеческих ценностей, второе — в графике — в известной серии нищих.
Пробудившаяся склонность к искусству привела молодого Рембрандта в мастерскую местного художника Якоба ван Сваненбурга, мастера ограниченного таланта, но большого фантаста, у которого юноша учился в течение трех лет, основательно усвоив уроки живописного ремесла. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного исторического живописца Питера Ластмана. Рембрандт в молодости Обогащенный знанием тенденций современной ему голландской живописи, Рембрандт возвратился в Лейден и открыл вместе со своим другом Яном Ливенсом мастерскую. Короткий срок обучения и ранняя творческая самостоятельность свидетельствуют не просто о пробуждении мощного самобытного таланта, но также о сильной индивидуальности с её жаждой независимого свободного развития. Неукротимый дух бунтарства оказывается присущим самой натуре художника.
В это время Рембрандт еще далек от вершины своих достижений, он еще не освободился окончательно от влияния старших современников, но его творческая оригинальность уже сказывается в ранних работах лейденского периода. Внимание художника целиком сосредоточено на человеке. В любых проявлениях человеческого он находит особую выразительность. Кроме того, в лейденском периоде Рембрандта можно отметить его портретное творчество. Он подчеркивает не столько индивидуальные черты внутреннего мира изображаемых людей, его внимание сосредоточено широких и разнородных проявлениях духовной сущности человека вообще.
Модель привлекает художника особой сложностью реакции на мир, приобретаемой человеком лишь на склоне лет. Обратите внимание на известный портрет — «Портрет старика воина» 1629 , хранящийся в Эрмитажном собрании Санкт-Петербурга. Это законченный целостный образ мужественного человека, героя былых времен. Живописная манера отличается внимательно подробным воспроизведением деталей.
Как Россия собрала и потеряла величайшую коллекцию Рембрандта
В частной семейной коллекции обнаружили ранее неизвестные картины голландского художника Рембрандта Харменс ван Рейна. Реставрацию картины Рембрандта "Ночной дозор" будут транслировать в прямом эфире. «Джоконду» нашли два года спустя при попытке продажи: новость о пропаже картины широко освещала пресса, а репродукции работы были напечатаны в европейских газетах. «Ночной дозор», Рембрандт Харменс ван Рейн, Рейксмузеум.