Военный поход на столицу Волжской Булгарии – «Великий город серебряных булгар» (Биляр), располагавшийся в верховьях реки Черемшан, организовал и принял в нём участие Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо. Предпосылки, хронология и итоги похода киевского князя Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 году. Главная» Новости» Поход на волжскую булгарию в 1376 году.
Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376
Однако, по словам летописца, русские«…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них». Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение. Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло. Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. Последствия В Булгаре был посажен русский таможенник.
Владимир 1 поход на Волжскую Булгарию.
Владимир Святославич прозвище. Походы на Волжскую Булгарию Святослава 966. Святослав Игоревич Волжская Булгария. Святослав Хазарский поход. Хазары разгром Святослав Игоревич. Андрей Боголюбский похо.
Поход на Волжскую Булгарию Андрей Боголюбский. Юрий Долгорукий с дружиной. Походы на волжских Булгар Андрей Боголюбский. Поход Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию. Миниатюры Радзивилловской летописи Андрей Боголюбский. Поход Андрея Боголюбского на Киев 1169.
Древнерусское государство арта. Древнерусское государство 9-11 века карта. Древнерусское государство в 11 веке карта. Поход Святослава на Хазарский каганат. Походы князя Святослава карта. Походы Всеволода большое гнездо карта.
Походы Всеволода большое гнездо на Рязань. Походы Всеволода большое гнездо на Волжскую Булгарию. Всеволод большое гнездо карта поход на Булгар 1183. Поход Владимира на Волжскую Булгарию 985. Булгарский поход Владимира Святославича. Князь Владимир Волжская Булгария.
Волжская Булгария и Хазарский каганат на карте. Тюркский каганат Хазарский каганат Великая Булгария на карте. Карта древней Руси 7 век. Первый Дунайский поход Святослава. Внешняя политика князя Владимира. Внешняя политика Владимира Святославовича карта.
Внешняя политика Владимира красное солнышко. Поход Святослава на Итиль. Поход Святослава на вятичей карта. Волжский поход Святослава. Червень и Перемышль поход Владимира. Поход Владимира на Червенские города.
Поход на Червенские города Ярослава Мудрого. Владимир присоединил к Руси Червенские города. Территория Волжской Булгарии. Город Сувар Волжская Булгария на современной карте. Поход на Волжскую Булгарию карта. Волжская Булгария альтернативная история.
Завоевание Волжской Булгарии монголами карта. Разгром монголами Волжской Булгарии. Захват Волжской Булгарии монголами. Походы Владимиро Суздальского войска на Волжскую Булгарию год. Поход против волжских Булгар. Поход на Волжскую Булгарию 1120.
Ошель Волжская Булгария. Волжская Булгария проект. Флаг Волжской Булгарии. Карта древней Руси Волжская Болгария.
Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. Последствия В Булгаре был посажен русский таможенник. Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю. Пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша. Мамай, препятствуя усилению Москвы, которая уже длительное время не выплачивала ему дань, послал на Нижний Новгород Араб-шаха Муззаффара в русских летописях — Арапша. Последний 2 августа 1377 года застал врасплох объединённое русское войско на берегу реки Пьяны и, окружив, полностью его уничтожил, после чего 5 августа разграбил Нижегородское княжество, сжёг Нижний Новгород, а затем и Засурье.
Не однозначно стоял вопрос в плане этимологического определения болгар, на которых был предпринят поход. Были утверждения, что «низовские болгары» они же «чёрные болгары» это «дунайские» ввиду того что они жили в низовьях Днепра [69] или то, что они были «внизу» от Киева как Киев внизу от Новгорода и Смоленска [64]. Также высказывалось мнение, что «низовские» — означает «поволжские» [67] или, что определение булгар как «низовские» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [70]. Указывалось на предполагаемые ошибки переписчиков «Памяти…» Мниха Иакова, из чего следует, что «сребреныя» следует толковать как «сербяны» т. В то же время ряд же других исследователей, такие как Ч. Френ В. Григорьев , Д. Иловайский , С. Шпилевский , П. Голубовский , Н. Загоскин , С. Толстов , Г. Вернадский , Д. Лихачёв , П. Смирнов , Б. Греков , Л. Мюллер [de] , М. Артамонов , М. Левченко и др. Кроме того, по мнению С. Толстова , предположение дунайского направления похода недопустимо, так как этому противоречит контекст летописи, где вслед за описанием похода появляются «болгаре веры бохъмиче» ислам [10]. Вопреки утверждению о низком благосостоянии Волжской Булгарии, ряд исследователей отмечали, что волжские булгары, проживавшие на важном участке торгового пути, в то время были достаточно промышленным и зажиточным народом, находившимся на достаточно высоком для того времени экономическом уровне [13] [14] [73] [74]. Рыбаков , ранее высказывавший мнение о дунайском направлении похода [69] , позднее всё-таки согласился с тем, что это были именно волжские только нижневолжские, или низовские булгары [75] [72]. Новейшие исследования[ править править код ] Вследствие появления новейших исторических и археологических результатов исследований у современных историков фактически не осталось сомнений в том, что поход был совершён именно на волжских булгар [29] [16] [76] [77] [24] [26] [78] [79] [80]. В зарубежной же литературе версия о походе на дунайских болгар практически не рассматривается [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87]. Фахрутдинов [29] , Ф. Гарипова [88] , Л. Макаров [89] , Р.
Хазары и булгары
- Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)
- Падение Волжской Булгарии. Краткая хроника
- Волжская Булгария - дата образования, история, города
- Русский поход на Булгар в 1399 г.: rossica_antiqua — LiveJournal
- Комментарии
Волжская Булгария
С переменным успехом Москва и Казань соперничали примерно сто лет. Летописцы писали: «Лета 6995 июля в 9 день воеводы же великого князя... Примечательный факт: после подчинения Казани первым делом Иван III присвоил себе титул князя булгарского. Не татарского, а булгарского. Все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль — стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский. А взял Казань — стал называться еще и булгарским. Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства. Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел.
И одна из них — князь булгарский. Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом. С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть. После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее. Но Булгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию.
Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских. Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами. Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов». В XIX веке татар в России не было.
Откуда же взялись татары после XIX века? История волжских булгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до XVIII века полны примерно таких сообщений: «булгаре окаянные опять восстали». И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Булгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства, и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг: возрождение независимой Волжской Булгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание булгар 1753-55 гг.
Он призывал возродить Булгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии. Эта организация первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления» была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию.
Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом. Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г.
Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло? Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма.
Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом.
Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня? Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской.
В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С.
В рамках праздника будет организован коллективный намаз на площади у Соборной мечети и представлена яркая культурно-просветительская программа, презентована интерактивная площадка «История письменности», где расскажут о технологии производства средневековых чернил, арабской каллиграфии и других интересных фактах, будет организован праздничный концерт, а также выставка-продажа изделий мастеров народных художественных промыслов Республики Татарстан, турнир по борьбе на поясах, мастер-классы и многое другое. Показать полностью.
Прежде чем ответить на этот вопрос, позвольте выяснить, когда и как оно образовалось. Достоверно известно, что в VII веке умер балтавар Кубрат — правитель Великой Булгарии балтавар означает «царь, хан, султан» и т. Могила балтавара Кубрата найдена на Украине, близ деревни Перещепино Полтавской области. Нашел ее мальчик-пастух, который в один прекрасный день в 1902г, выгуливая скот, провалился в яму, где обнаружил золотой кувшин. Этот кувшин он принес матери, а та, испугавшись, что это может быть краденая вещь, отнесла властям. Были произведены раскопки, в результате которых нашли много золотых предметов, и, в частности, золотое кольцо с гравировкой имени Кубрата. Сегодня все эти предметы, предназначенные в свое время для жизни балтавара на том свете, хранятся в Эрмитаже. Они являются важным археологическим материалом, подтверждающим достоверность писаных исторических источников, в частности Византийских. Как известно, Великая Булгария поддерживала тесные связи с Византией. В 1997г. Эрмитаж и правительство Республики Татарстан организовали выставку этих золотых предметов в городе Казани. После смерти балтавара Кубрата его империя распалась. Один сын его, Аспарух, со своими людьми ушел на Дунай и создал Дунайскую Булгарию, которая существует и сегодня. Другой сын, Котраг, ушел на Волгу и создал Волжскую Булгарию. Столицей ее был город Булгар, который сохранился, расположен на берегу реки Волги вниз по течению примерно в 120 км от Казани, и сегодня является центром Спасского района Республики Татарстан. Официальной датой образования государства Волжская Булгария считается 922г. Именно в том году Багдадский халиф прислал в город Булгар большое посольство, в составе которого были мусульманские проповедники и строители. Царь Алмуш — тогдашний правитель Волжской Булгарии — принял ислам и стал верноподданным Багдадского халифа. Это описано секретарем посольства Ахмедом ибн Фазланом. Его записи сохранились, переведены и изданы отдельной книгой под названием «Путешествие Ахмеда ибн Фазлана на Волгу». Волжская Булгария достигла больших успехов в своем развитии. Письменные источники тех времен называют ее страной тысячи городов, Великой Булгарией. И не ради красного словца так писали, а с целью точно выразить ее суть. К слову сказать, Дунайскую Булгарию называли Малой Булгарией. И действительно, велика была Волжская Булгария. Например, столица ее была раза в три больше по площади, чем Париж тех времен. В центре города возвышались царский дворец и Соборная мечеть. В городе чеканились монеты, были общественные бани с водопроводом, канализацией и центральным отоплением. Еще Волжскую Булгарию называли царством разума, и опять же не просто так, а потому, что здесь большого развития достигли такие науки, как история, медицина, астрономия, математика. Известно стихотворение поэта Сайфи Сараи аль Булгари, который как об обычном явлении пишет о вращении Земли вокруг Солнца. И это лет за 300 до Коперника! Многочисленные надписи на керамике, на ювелирных изделиях, на камне и бересте показывают широкое распространение грамотности среди населения. Авторитет писаного слова был высок. До сих пор бытует у «казанских татар» поговорка: «Тузга язмаганны сойлэмэ», что в переводе означает «Не говори то, что не написано на бересте». В Волжской Булгарии хорошо были развиты черная и цветная металлургия, металлообработка, гончарное, ювелирное, кожевенное ремесла, а также резьба по дереву, камню и кости. Об уровне развития черной металлургии свидетельствует, например, тот факт, что волжские булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун! А хорошо обработанная кожа среди тюркоязычных народов Азии до сих нор называется «булгари». Сельское хозяйство тоже было сильно развито. Например, русские летописи свидетельствуют о том, что в неурожайные годы русские князья ездили в Булгар и покупали хлеб. И, конечно же, такое прогрессивное развитие было возможно только при наличии торгового центра: в столице Булгарии был большой рынок. Он назывался Ага базар. Здесь проводилась большая ежегодная международная ярмарка. Туда съезжались купцы со всех концов света. Денежной единицей волжских булгар была беличья шкурка. И сегодня «казанские татары» копейку называют тиен, что в переводе на русский язык означает «белка». Булгары были сильны и в военном искусстве. Это можно смело утверждать, зная, что они — единственный народ в Европе, разбивший войска Чингисхана. Это было в 1223г. Войска Чингисхана, покорив всю Среднюю Азию, прошли через Кавказский хребет и вышли в половецкие степи. Здесь произошла битва на реке Калка, в результате которой объединенные русско-половецкие войска были разбиты, и монголы взяли Киев. Затем они пошли на восток, на Волжскую Булгарию. Волжские булгары хорошо подготовились к встрече. Они построили специальные фортификационные сооружения, куда заманили врага и дали бой. Летопись пишет, что немногие спаслись бегством. Булгары взяли огромное количество пленных, называется цифра в четыре тысячи воинов. Этих пленных булгары не убили и не продали, а обменяли на баранов. На позорном для Чингисхана условии: одного барана за одного воина. Наверное, этого позора и не вынесла душа «сотрясателя вселенной» — вскоре Чингисхан умер. Битву эту назвали бараньей битвой. Тринадцать лет после этого татаро-монголы штурмовали Волжскую Булгарию. Известны большие походы 1229, 1232 и 1235 гг. И только в 1236г, собрав несметные полчища, сумели одолеть ее и прорваться через Волгу на запад, в русские земли. Очень дорого обошлась Волжской Булгарии эта историческая миссия: Великие города Булгар и Биляр были разрушены, многие города лежали в руинах. Булгария стала провинцией Золотой Орды и как все платила дань. Но жизнь потихоньку восстанавливалась, город Булгар был отстроен заново, по-прежнему зашумел Ага-базар разноязыкой речью. И вот наступает 1396г. В этом году правитель Золотой Орды Аксак Тимер под предлогом, что в Булгарии завелась ересь, предпринимает карательный поход и предает ее огню и мечу. Град Великий Булгар, как именуют его русские летописи, был разрушен до основания. Правитель Булгарии Абдулла-паша убит. Удается спасти его сыновей Галим-бека и Алтын-бека. Их увозят на север и прячут в маленьком булгарском городе-крепости под названием Казань. Город Булгар больше не восстанавливается. Казань становится столицей Волжской Булгарии. Символ величия Волжской Булгарии и источник ее экономической мощи — Ага базар — переносится вверх по Волге на Гостиный остров, расположенный около Казани. Казань полностью приняла эстафету города Булгар. Начался новый, казанский период Волжской Булгарии. Булгарская государственность не прерывалась, булгарский народ как жил здесь, так и продолжал жить. Русские летописи называли это государство Булгарским царством и вообще не знали и не употребляли термин «Казанское ханство». Так же поступали и летописцы всех других стран. Например, в географических картах тех лет, составленных в Европе, Казань и ее земли обозначаются термином Bulgaria Magna, то есть Булгария, и не просто Булгария, а Великая Булгария. А вот как характеризуют Казань документы из Турции. Обратите внимание, это сказано в 1550г, за два года до покорения ее Иваном Грозным. В XV веке Москва начала заявлять свои претензии на булгарские земли. С переменным успехом Москва и Казань соперничали примерно сто лет.
Барсов , И. Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А. Шахматов , В. Мавродин , Б. Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др. Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60]. Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68]. Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60]. Не однозначно стоял вопрос в плане этимологического определения болгар, на которых был предпринят поход. Были утверждения, что «низовские болгары» они же «чёрные болгары» это «дунайские» ввиду того что они жили в низовьях Днепра [69] или то, что они были «внизу» от Киева как Киев внизу от Новгорода и Смоленска [64]. Также высказывалось мнение, что «низовские» — означает «поволжские» [67] или, что определение булгар как «низовские» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [70]. Указывалось на предполагаемые ошибки переписчиков «Памяти…» Мниха Иакова, из чего следует, что «сребреныя» следует толковать как «сербяны» т. В то же время ряд же других исследователей, такие как Ч. Френ В. Григорьев , Д. Иловайский , С. Шпилевский , П. Голубовский , Н. Загоскин , С. Толстов , Г. Вернадский , Д.
Поход на волжскую булгарию
Для охраны судов, на Исадах был оставлен крупный отряд под командованием воевод Фомы Назариевича и Дорожая. Мордва на это время заключили с Всеволодом мир и привозили к Исадам «всякие запасы продавать». Гора Вышка-Арбуга, протока Чувича Цевца и место, где в 1183 году располагался остров Исады, — на карте штюрмана Василия Киприанова 1765 год На пути к Великому городу русскому войску встретился половецкий отряд во главе с мятежным булгарским князем, которые выразили желание идти совместно против булгар — «общих неприятелей». Объединённая армия перешла реку Черемисан и подошла к Великому городу. Всеволод рассчитывал, что булгарское войско примет сражение в открытом поле, однако булгары, увидев огромную армию, укрылись в городе за крепостными стенами. Всеволод построил свои полки и начал «думати с дружиною» о дальнейших действиях. Молодой князь Изяслав Глебович решил «первый опыт учинить» и устремился со своей дружиной к городским воротам на штурм. После ухода армии Всеволода к Великому городу, на Исады высадились булгарские отряды с целью захватить русские суда и отрезать путь к отступлению русскому войску.
Собекуляне, кусяне, челмата, темтюзи прибыли на судах. Конный отряд пришёл из города Торцьского. Однако не успевшие построится в боевые порядки булгары, были атакованы русскими и сброшены в Волгу. В результате этого сражения по сообщениям русских летописей было убито и утонуло около 1500 булгарских воинов. Безуспешно простояв у стен Великого города 10 дней, и видя, что его племянник Изяслав Глебович изнемогает от тяжёлой раны, князь Всеволод принял предложение булгар о мире. Русское войско отправилось обратно к Волге, к своим ладьям на остров Исады. Здесь на острове умер раненный князь Изяслав.
Полки погрузились на суда и пошли вверх по Волге. От устья Суры конные отряды были пущены на Мордву и разорили их села вплоть до Цевцы в отместку за нападения на русскую конницу. Тело погибшего князя Изяслава, «вложиша в лодью», привезли во Владимир и погребли у церкви Святой Богородицы Золотоверхой. Для бальзамирования тела, скорее всего, использовали мёд, который купили или взяли у окрестной мордвы, — бортевое пчеловодство в Сенгилеевских горах существовало с давних времён. Вислая свинцовая печать Всеволода Большое Гнездо, найденная археологами в 1976 году на Билярском городище. Возможно, имеет отношение к событиям 1183 года.
В 1221 году между Волжской Булгарией и Владимиром был подписан мирный договор на 6 лет. Впоследствии, в 1229 году ещё на 6 лет.
После победы над русичами в 1223 году монгольская армия вторглась в земли Волжской Булгарии. К удивлению монголов, они оказались наголову разгромлены местными силами. Это поражение было настолько недопустимым, что многие военачальники Золотой Орды дорого за это заплатили. Лишь к 1230-м годам Булгария уже оказалась на грани уничтожения. Монголы разгромили булгаров и половцев в нескольких сражениях и продвинулись в самый центр великой державы. В 1240-х годах Булгария была полностью ликвидирована, как независимое государство, и стала частью монгольского улуса Джучи.
Шпилевский , П. Голубовский , Н. Загоскин , С. Толстов , Г.
Вернадский , Д. Лихачёв , П. Смирнов , Б. Греков , Л. Мюллер [de] , М. Артамонов , М. Левченко и др. Кроме того, по мнению С. Толстова , предположение дунайского направления похода недопустимо, так как этому противоречит контекст летописи, где вслед за описанием похода появляются «болгаре веры бохъмиче» ислам [10]. Вопреки утверждению о низком благосостоянии Волжской Булгарии, ряд исследователей отмечали, что волжские булгары, проживавшие на важном участке торгового пути, в то время были достаточно промышленным и зажиточным народом, находившимся на достаточно высоком для того времени экономическом уровне [13] [14] [73] [74].
Рыбаков , ранее высказывавший мнение о дунайском направлении похода [69] , позднее всё-таки согласился с тем, что это были именно волжские только нижневолжские, или низовские булгары [75] [72]. Новейшие исследования[ править править код ] Вследствие появления новейших исторических и археологических результатов исследований у современных историков фактически не осталось сомнений в том, что поход был совершён именно на волжских булгар [29] [16] [76] [77] [24] [26] [78] [79] [80]. В зарубежной же литературе версия о походе на дунайских болгар практически не рассматривается [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87]. Фахрутдинов [29] , Ф. Гарипова [88] , Л. Макаров [89] , Р. Бариев [90] и другие исследователи всецело подтверждают результаты исследований лексических материалов восточных языков востоковеда В. Григорьева , опубликованные в 1876 году, согласно которым этноним «серебряные» в то время относился к нукратским булгарам , населявшим Прикамье , предположительно близ серебряных рудников, от которых и получили своё имя «нукрат», в переводе с арабского — серебро [91] [72]. Что касается экономического состояния Волжской Булгарии, то в то время у неё уже была сложившаяся система пашенного земледелия, ремёсел и торговли. Весьма важное значение для определения направления похода имеет упоминание летописями о хмеле и обуви.
В Поволжье издревле было известно о свойствах хмеля, где и по нынешнее время хмелеводство составляет одну из важных отраслей экономического развития региона. На гербе Чувашской республики присутствуют листья и шишки хмеля [92]. В то время как хмелеводство очень развито в Центральной Европе в частности Германии и Чехии , в Болгарии оно практически не развивается [47]. Также у поволжских татар до нынешнего времени сохранилась традиция видеть в растении хмеля символ дружбы [5] [75].
Расцвет государства приходится на XI в. Строятся города, развивается ремесленное производство, расцветает торговля вплоть до Скандинавии. Болгары активно контактируют с соседями буртасы, кыпчаки, башкиры.
Их основным торговым партнером остается Русь. От военных походов до походов на футбол В отличие от хазар, болгары проводили более взвешенную и осмотрительную внешнюю политику. Русь то воевала со своим восточным соседом, то предпочитала мир — многое зависело от позиции князя. Походы Святослава Игоревича 964 — 969 нанесли серьёзный урон Волжской Болгарии. А князь Владимир предпочёл мир 985 г. На следующий год посольство из Волжской Болгарии посетило Киев с миссионерской деятельностью: поволжские мусульмане предлагали Владимиру принять ислам, тот обещал подумать, но в итоге сделал свой выбор в пользу православия. Чуть позднее был заключён торговый договор 1006 г.
Военные столкновения, конечно, тоже имели место быть. Болгары ненадолго овладевали Муромом 1088 г. В 1120 г. Юрий Долгорукий участвовал вместе с половцами в походе на Волжскую Болгарию. Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский и, «по совместительству», наполовину половец, нанёс визит болгарам в 1172 г. Двенадцать лет спустя Всеволод Большое Гнездо также пару раз ходил на болгар. В 1220-х гг.
Владимирское княжество и Волжская Болгария подписывают два соглашения о мире, и между сторонами устанавливается внешнеполитический консенсус. Однако новая угроза из монгольских степей меняет восторжествовавшую было дружелюбную атмосферу. Боевые кочевники Золотой Орды наносят ряд болезненных поражений болгарам и быстро захватывают их территории. После этого Волжская Болгария перестаёт существовать как самостоятельное государство. В дальнейшем болгары не раз поднимали восстания, но ордынцы методично и жестоко их подавляли. Цифрами обозначены: 1 — провинция Ура; 2 —провинция Байгул; 3 — Провинция Тубджак; 4 — центральная территория Болгарии с европейскими провинциями.
Поход на Волжскую Булгарию
Походы на Волжскую Булгарию и в Северо-Восточную Русь: Курултай 1235 года как начало Западного похода монголов. Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Поход Владимира На волжскую булгарию в 985 г.: комментарий к летописной статье. Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария.
Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства
Карамзин в своей « Истории государства Российского » писал, что Владимир с новгородцами и Добрыней отправился на судах вниз по Волге конные торки шли берегом , однозначно утверждая, что его целью было завладение «Камскою Болгариею» [55]. Соловьёв , избегая определённых выводов, предполагал, что князь Владимир совершал походы и на волжских и на дунайских болгар, а после в летописях они были перемешаны «по одинаковости народного имени» [56]. Относительно данного похода, который С. Соловьёв датировал 987 годом, он полагал, что «низовые» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [57]. Барсов , И.
Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А. Шахматов , В.
Мавродин , Б. Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др.
Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60].
Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68]. Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60]. Не однозначно стоял вопрос в плане этимологического определения болгар, на которых был предпринят поход. Были утверждения, что «низовские болгары» они же «чёрные болгары» это «дунайские» ввиду того что они жили в низовьях Днепра [69] или то, что они были «внизу» от Киева как Киев внизу от Новгорода и Смоленска [64].
Также высказывалось мнение, что «низовские» — означает «поволжские» [67] или, что определение булгар как «низовские» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [70]. Указывалось на предполагаемые ошибки переписчиков «Памяти…» Мниха Иакова, из чего следует, что «сребреныя» следует толковать как «сербяны» т. В то же время ряд же других исследователей, такие как Ч. Френ В.
Григорьев , Д. Иловайский , С. Шпилевский , П.
Нестор отмечал, что те «суть все в сапозех» и приказал искать дани с лапотников, то есть финских народов. Даже помощь огузов-торков в походе ничем не помогла.
Нужно отметить, что внутренние булгары указаны у Ибн Хаукаля как христиане и мусульмане. Дунайские болгары в большинстве случаев были известны арабам как бурджаны и к ним редко применяли термин булгар. Касательно же Черных Булгар, то у них как у других народов Хазарского каганата население могло исповедовать разные религии. Традиции христианства в регионе были достаточно развиты. В составе Готской митрополии находилась Оногурская епископия обслуживающая булгар.
Также существовали Ретегская, Астилийская и Хотцирская епархия среди хазар. Ислам же должен был приходить с арабскими, персидскими и хорезмийскими народами, проникавшими на Северный Кавказ через порты Каспийского моря. В Кембриджском документе упомянут загадочный народ BM, который воевал против хазар и алан. Определенно часть булгар оставалась на Северном Кавказе во время существования Хазарского каганата. С упадком Хазарского каганата земли Черных Булгар должны были оказаться под властью огузов-турков, которые были союзниками Руси против хазар.
Внутренними булгарами должны были быть только Черные булгары. Реплика Ибн Хаукаля требует исправления. Не с Русью, а с огузами они столкнулись. В мусульманских источниках информация о этой войне закамуфлировано в сведениях о нападениях тюрков на Хазарию. Живший в правление халифа ал-Мамуна правитель булгар бургар у ан-Надима просил объяснить детали исламского вероучения, и халиф написал ему письмо в более ста страниц.
Отмечалось, что народы бургар, хазар, алан, бургаз не имеют письменности. Археологические находки в Восточной Европе демонстрируют ошибочность этих суждений, так как у булгар была зафиксирована тюркская руническая письменность. Араб просто не ставил ее наравнее с латынью, ивритом, арабским и греческим. Ал-Бируни упоминал о городах Савар и Булгар. Ал-Масуди отметил, что бургары и буртасы отомстили руссам за единоверцев.
Отмечалось, что бургарский правитель принял ислам во время Муктаддира би-л-лаха. Сын правителя совершил путешествие в Багдад. Отмечалось, что в 943 г. Самих булгар ал-Масуди причислял к сакалиба. Болгарское городище.
Фото wikipedia. Города были укреплены против врагов и находились на берегах рек. Отмечено, что страна булгар находится в лесах и они воюют с буртасами. Булгария лежит между западом и севером по направлению к полюсу. Она находилась в 3 месяцах пути от Хорезма.
В их лесах живут животные, меха которых были очень ценны. Булгары воевали против враждебных тюрок, которые окружали их со всех сторон.
Из них мы выясняем, что Георгий организовал масштабную военную операцию, направив Святослава Всеволодовича на булгар «волжских и камских, и с ним послал полки свои, а воеводство поручил Еремею Глебовичу. А брат его, князь Ярослав Всеволодович, своего воеводу послал со своим воинством в помощь, а племянник его, князь Василько Константинович, послал воеводу своего со своими ростовцами и с устюжанами в помощь. Послал же князь великий Юрий Всеволодович и к муромским князьям, велев им послать сынов своих. И послал Давид сына своего Святослава, а Юрий Олега, с дружинами своими в помощь. И встретились все на Волге, в устье Оки, на насадах и в ладьях».
То есть пунктом сбора войск стало как раз то место, где и расположится Нижний Новгород. Подробный перечень полков, князей и воевод, маршрутов движения свидетельствует о хорошей осведомленности составителя летописной статьи. На это же указывает и обилие подробностей в описании взятия Святославом булгарского города Ошел». Кузнецов считает, что «замысел комбинированного удара по Булгарии, возможно, строился на опыте похода 1183 года». Летописец продолжал повествование: «И оттуда пошли вниз, и были они на Исадах против Ошлы, и вышли на берег». А теперь предложим немного рассказать об этом походе Святослава Всеволодовича летописям и нашим прославленным историкам прошлого. Начнет Соловьев: «Святослав выстроил войско: ростовский полк поставил по правую руку, переяславский — по левую, а сам стал с муромскими князьями посередине и в таком порядке двинулся к лесу, оставив один полк у лодок.
Прошедши лес, русские полки вышли на поле к городу; здесь были они встречены болгарскою конницею, которая, постоявши немного, пустила в наших по стреле и помчалась к городу; Святослав двинулся за нею и осадил Ошел. Около города был сделан острог, огороженный крепким дубовым тыном, за острогом были еще два укрепления и между ними вал: по этому валу бегали осажденные и бились с русскими». Усилия по обороне города были напрасными. И посекли тын, рассекли оплоты, и зажгли их, и они побежали в город, и гнали их, и секли до города. Потом окружили город отовсюду и зажгли его, и был дым силен. И потянул ветер с города на полки Святослава, и не было видно людей в дыму, и нельзя было терпеть дыма и зноя, особенно же — безволия, тогда отступили от города и сели отдохнуть от многого труда. Святослав сказал: - Пойдем с подветренной стороны на другую сторону города.
И они, встав, пошли на ту сторону города, и, придя, встали против ворот города. И сказал им князь: - Братья и дружина! Сегодня нам одно предстоит — или добро, или зло, двинемся быстрее. И пошел сам князь впереди всех к городу. Видевшие это его воины все устремились быстро к городу. Посекли тын и оплоты и с той стороны его зажгли, а болгары побежали в город, они же погнали их, секуще». Историю разорения Ошела, которое летописи датируют 15 июня 1220 года, доверим перу Карамзина: «Зрелище было ужасно: целые улицы пылали; огонь, раздуваемый бурею, лился быстрою рекою; отчаянные жители с воплем бежали из города и не могли уйти от меча Россиян; только Князь Болгарский и некоторые его всадники спаслися бегством.
Другие, не требуя пощады, убивали жен, детей своих и самых себя или сделались жертвою пламени, вместе со многими Россиянами, искавшими добычи в городе. Святослав, видя там наконец одни кучи дымящегося пепла, удалился, провождаемый толпами пленников, большею частию жен и младенцев». В летописи еще можно прочесть: «Некоторые из воинов Святослава дерзнули войти в город корысти ради и едва бежали от пламени, а иные там и сгорели. Князь же Святослав стоял тут, пока весь город не сгорел». И вновь продолжит Соловьев: «Пожегши город, Святослав пошел назад к лодкам; когда он пришел к ним, то поднялась сильная буря с дождем, так что с трудом можно было удержать лодки у берега; потом буря начала стихать, и Святослав, переночевавши тут и пообедавши на другой день, поплыл назад вверх по Волге. Между тем болгары из Великого и других городов, услыхавши об истреблении Ошела, собрались с князьями своими и пришли к берегу; Святослав знал о приближении врагов и велел своим приготовиться к битве: пошли полк за полком, били в бубны, играли в трубы и сопели, а князь шел сзади всех.
Как кочевники стали оседлыми и построили страну городов О становлении государственности непосредственно у волжских болгар достоверно можно говорить с VII-IX вв. В первой четверти VII в. Великая Болгария занимала территорию между Азовским и Каспийским морями.
А столицей был город Фанагория. Однако после смерти Кубрата Великая Болгария раскололась на две части — два союза племён западную и восточную. Теснимые хазарами, западные болгары во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство. Часть восточных болгар т. А затем в Среднее Поволжье. Остальные остались на месте и подчинились хазарам. Письменные источники не дают точной информации о границах Волжской Болгарии. Советский ученый Р. Фахрутдинов, картографировавший археологические памятники X-XIV вв.
Населяло тогда эти территории примерно полтора-два миллиона человек. Некоторые ученые мужи доказывают, что территория Волжской Болгарии гораздо больше обозначенных границ, а время основания государства — VII в. Однако, учитывая, что история волжских болгар неоднократно подвергалась попыткам политизации особенно в период «парада суверенитетов» в 1990-е гг. Придя на Волгу, болгары, вероятно, вытеснили или подчинили племена балто-славянской родовой группы именьковская археологическая культура. Вполне возможно, территория Среднего Поволжья была освоена огурскими племенами ещё ранее. В любом случае, оседлый характер хозяйствования волжских болгар свидетельствует об интенсивных контактах с земледельцами Евразии. Персидские и арабские хронисты Х в. Неизвестный персоязычный автор географического трактата «Худуд ал-Алам» так описывает отношения внутри государства: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями». Непонятно, являются ли эти этнические компоненты «племенами», или «союзами племён».
Скорее всего, болгары вышли победителями в вышеупомянутой борьбе, а остальные племена попали в зависимое от них положение. Сами же болгары сформировали политическую и военную элиту молодого государства.
Русский поход на Булгар в 1399 г.
В Ширяеве установили памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. Покорив Волжскую Булгарию, Бату вынужден был продолжать поход далее на Запад и потому не имел времени раниться укреплением своих позиций в новом улусе. Степные районы Волжской Булгарии были заселены кочевыми племенами кипчаков и монголов, и развитие сельского хозяйства вследствие этого резко сократились. Походы в Волжскую Булгарию В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Поход Владимира На волжскую булгарию в 985 г.: комментарий к летописной статье.
Поход на волжских булгар в 1376 году
В X веке существовал сухопутный торговый путь из Волжской Булгарии в Киев, частично пролегавший по Тамбовскому краю. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах нового. Походы в Волжскую Булгарию В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием.
Так называемое «монгольское» нашествие на волжских булгар, половцев и других соседей Руси
Война и мир с Булгарией | То есть поход на Орду Волжская Булгария была частью Золотой Орды не был спланирован русскими заранее. |
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ | БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ (Болгария Волжско-Камская), государство в Среднем Поволжье и Прикамье. |
Выпуск - Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства | Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах. |
Поход князя Святослава на Булгар | Лига историков, Волжская Булгария, История (наука), Длиннопост. |
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии. Неудача похода показала русским князьям бесперспективность попыток ведения религиозных войн против булгар и надолго похоронила идею завоевания Булгарии. В течение X столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали. Пали главные города Волжской Булгарии – Булгар и Биляр. Большинство булгарских аристократов после этого признали власть монголов и прекратили сопротивление. Поход Святослава на волжских булгар и буртасов — это исторический фантом созданный Ибн Хаукалем.