13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода "Челюскин", который позже назовут советским Титаником. Статья автора «Документалистика РЕН ТВ» в Дзене: 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул советский ледокольный пароход "Челюскин". История парохода «Челюскин», его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Пароход «Лена» (позже «Челюскин») был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене.
90 лет катастрофе "Челюскина": как полярники выживали во льдах
В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин» | 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. |
Эпопея парохода «Челюскин» | Когда-то история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру. |
Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия | «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. |
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода | В 1980 году подводная лодка ВМС якобы посетила ориентировочную точку нахождения затонувшего парохода «Челюскин». |
В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин» | Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу. |
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах. Страшная тайна что же за тайна кроется в знаменитом походе парохода «Челюскин» из Мурманска во Владивосток, и что скрывается за странностями. Она участница героической челюскинской эпопеи, ведь пассажиров и экипаж парохода «Челюскин» пришлось спасать, по Северному морскому пути «Челюскин» так до конца и не прошел.
Самое интересное в виде мозаики
- Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»? | Аргументы времени
- Судьба парохода «Челюскин»
- Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»
- Трагедия «Челюскина»
- Мифы и легенды «Челюскина»
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков». До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё у мыса Челюскин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом. Эвакуация Через два дня после крушения судна 15 февраля в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев.
Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта , лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Во время второго рейса у самолета Ляпидевского на взлете отказал двигатель.
С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд.
В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Их фамилии выучил наизусть весь Союз.
Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет. Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени.
По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Из альбома "Героический поход Челюскина". Фото: "Родина" А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев - первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода "Ставрополь"?
Из-за поломки он застрял в Анадыре и на лед не летал, зато позже вывозил челюскинцев уже из Ванкарема в Провидения - к пароходу. Те же задачи выполнял Борис Пивенштейн, которому на пути в Ванкарем пришлось отдать свой исправный самолет командиру - Каманину - и заняться ремонтом забарахлившей машины последнего. Галышева и Пивенштейна отметили "Красной Звездой" как "летчиков резерва". Тот же орден получили все участники зимовки, кроме детей. Судьбы челюскинцев сложились по-разному. Вторым пилотом у Водопьянова был Бабушкин за этот полет его отметили званием Героя , радистом папанинской четверки - Кренкель, сопровождающим до полюса - Шмидт.
В 1938 году Бабушкин погиб в авиакатастрофе, а обоих заместителей Шмидта по челюскинскому походу Алексея Боброва и Илью Баевского расстреляли. Капитан Воронин в 1952 году умер в Арктике - у него случился инсульт прямо на мостике ледокола "Иосиф Сталин". Каманин, самый молодой из первых Героев, в звании генерала и должности помощника главкома ВВС готовил к полетам первых космонавтов, включая Юрия Гагарина, родившегося в дни челюскинской эпопеи. В августе 2023 года отметила 90-летие петербурженка Карина Васильева - та самая девочка, появившаяся на свет в Карском море и названная в честь него же. Именно она - последний челюскинец, живущий среди нас... Жертва во славу Арктики Хотя задачи экспедиции выполнить не удалось, из ледового лагеря спасли всех единственной жертвой остался завхоз Могилевич, погибший вместе с пароходом.
Все же в том, что эвакуация обошлась без жертв, есть огромная доля везения", - справедливо заключает Николай Велигжанин, анализируя ход спасательной операции.
Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море. Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне.
Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости. Судно во льдах. СС0 Паники во время эвакуации с судна не было, говорится в книге "100 знаменитых катастроф". Челюскинцы успели выгрузить на льдину практически все, что могло понадобиться для зимовки — продовольствие, одежду, горючее, палатки, спальные мешки, научную аппаратуру, говорится в книге "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко.
Экипаж обустроил на льдине лагерь, изучал суровые условия Арктики, слушал лекции по математике, космологии, сочинял стихи и даже выпускал стенгазету. Спасение экипажа парохода "Челюскин" Цитата из книги "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко: "Лагерь Шмидта верил, что Родина не оставит их в беде, и их надежды оправдались. К организации спасательной операции на Большой земле приступили уже на следующий день.
Воронину , который был на судне пассажиром. Тем не менее в Мурманске Биезайс сошёл с корабля, и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина» [4]. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар.
При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода « Александр Сибиряков ». До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б.
Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом.
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Например, о романе Шмидта и уборщицы Александры Горской, у которой в сентябре 1934 года родится сын Александр. Обсудив различные варианты спасения собаки, дирижабли, ледоколы , комиссия во главе с членом Политбюро ЦК ВКП б Валерианом Куйбышевым высказалась за авиацию. Имелся хороший пример: в октябре-ноябре 1933 года, когда "Челюскин" уже начал свой дрейф, летчик Федор Куканов эвакуировал с вмерзших в льды пароходов "Анадырь", "Хабаровск" и "Север" свыше 90 человек. Национальным героем он не стал потому, что это были возвращавшиеся домой ссыльные, - история для пропаганды неподходящая... Предлагали помощь американцы - на Аляске имелись десятки самолетов, но Москва ответила отказом.
Белые пятна челюскинской эпопеи". Вместе с уполномоченным от правительства Георгием Ушаковым они отправились в Штаты - пароходом через Атлантику. Тем временем в тундру завозили на собаках бензин, а челюскинцы готовили аэродром. Лед ломало, змеились трещины, громоздились торосы - то и дело площадку приходилось готовить заново.
Куканов и Ляпидевский пытались долететь до лагеря Шмидта, но безрезультатно. Лишь 5 марта Ляпидевский достиг лагеря и эвакуировал оттуда 10 женщин и двух детей - дочь Васильевых Карину и полуторагодовалую Аллу, дочку другого зимовщика, радиста Петра Буйко. Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца. Мешали то непогода, то капризы техники.
Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще кукановская машина вышла из строя еще раньше. К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе "Смоленск" с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев. Фото: "Родина" Даже просто добраться до Чукотки было подвигом.
Не было ни баз, ни навигации, ни точных карт. Мы находились на краю земли, лежащей за пределами цивилизации. Никаких аэродромов, никаких радиомаяков. Мы знали только, что в Анадыре и бухте Провидения должно быть для наших машин горючее, но и это не наверняка", - вспоминал Каманин.
Из записок летчика Михаила Водопьянова, летевшего с Галышевым: "Путь... Никто еще не летал в этих местах зимней порой". До села Ванкарем, где расположился штаб спасательной операции около 150 км от лагеря Шмидта , добраться удалось не всем летчикам: пурга, поломки, вынужденные посадки... Счастливая развязка Второй успешный рейс на льдину совершил 7 апреля Слепнев, доставивший челюскинцам ящик американского пива и собак - возить багаж от лагеря к аэродрому при посадке на лед он повредил шасси, чиниться пришлось на месте.
В тот же день в лагерь прилетели, ориентируясь на столб дыма, Каманин и Василий Молоков. Большую часть челюскинцев - свыше 80 человек - эвакуировали всего за четыре дня 10-13 апреля Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев и Иван Доронин. Шмидта, слегшего с воспалением легких, увезли в больницу на Аляску. Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "...
Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана.
Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут.
Ряд авторитетных комиссий, осмfтриваших судно, пришли к заключению о его слабой пригодности к ледовому плаванию. Старший помощник капитана С.
Экспедиция 1933 год, 16 июля — «Челюскин» отправился из Ленинграда в сквозной рейс по трассе Северного морского пути, имея на борту 112 человек 53 — экипаж, 29 — участники экспедиции, 18 — зимовщики, следующие на остров Врангеля, 12 строителей , а также 800 т груза для доставки на остров Врангеля и 3500 т угля. Руководителем экспедиции был профессор О. Шмидт, капитаном назначили опытнейшего моряка В.
Воронина оба они возглавили плавание парохода «Александр Сибиряков», который в 1932 году прошел по трассе Северного морского пути с запада на восток за одну навигацию. Воронин в течении долгого времени не соглашался принимать должность капитана «Челюскина», формально ссылаясь на неважное здоровье. На самом деле причиной тому были непростые взаимоотношения с начальником экспедиции О.
Кроме этого, опытный капитан полагал, что идти в Арктику на обычном грузовом пароходе без сопровождения ледокола довольно рискованно. По пути на Север «Челюскин» сделал заход в Копенгаген, где специалисты верфи-строителя на протяжении шести дней устраняли разные дефекты. Потом пароход перешел в Мурманск, который покинул 10 августа.
Хроника событий 13 августа — пароход «Челюскин» вышел из пролива Маточкин Шар в Карское море и сразу же попало в тяжелый лед; двигаться вперед удавалось с большим трудом. С «Челюскина» на подошедший ледокол «Красин» было перегружено около 800 т угля, и 20 августа вечером ледокол начал проводку судна. К 8 утра следующего дня «Красин» вывел «Челюскин» на свободную воду и взял курс на Диксон.
В Чукотском море снова встретили сплошные льды. В ноябре помощь «Челюскину» безуспешно пытался оказать ледорез «Ф. В скором времени руководству экспедиции стало понятным, что следует готовиться к неизбежному дрейфу.
Действие сериала идет в феврале 1934 года. Прохождение морского пути Арктики за одну навигацию было слишком амбициозной целью и имело огромное значение для СССР. Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу.
Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он придавлен бревном и увлечён в воду. Начальник экспедиции Шмидт». Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск».
Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся! Ничто не могло сломить этот сплоченный коллектив. Лагерь О. Шмидта 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял со льдины всех женщин и детей.
Судьба парохода «Челюскин»
Челюскин-70 - Официальный сайт подводной археологической экспедиции | Самая дерзкая из которых, что пароход «Челюскин» ушел в Арктику не один, а в сопровождении корабля-двойника. |
Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин» | Однако история экспедиции "Челюскина" продолжает привлекать к себе внимание. |
Трагедия и подвиг парохода «Челюскин» | Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. |
PavelCV • Почти забытая история. Экспедиция "Челюскина". | В первой ноте речь идет о пароходе «Челюскин». |
В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин» | Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека. |
Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"
13 апреля 1934 года закончилась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин», за которой следила вся страна. Пароход, названный в честь Семёна Челюскина, открывшего в 1742 году самый северный мыс Евразии, был последним словом техники. Оригинал взят у aloban75 в Битва за Арктику: Челюскин (82 ФОТО) История парохода Челюскин, его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Она участница героической челюскинской эпопеи, ведь пассажиров и экипаж парохода «Челюскин» пришлось спасать, по Северному морскому пути «Челюскин» так до конца и не прошел. Отряд комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества в Арктику обследовал пароход "Челюскин", раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море.
«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин»
Спустя несколько недель "Лену" переименовали в "Челюскин", и именно этот толком не испытанный во льдах пароход назначили в сверхдальний арктический переход от Мурманска до порта приписки Владивосток. Пароход «Челюскин» построили в Дании и спустили на воду в марте 1933-го. Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека. Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин на мостике. Фото: РИА Новости. Капитаном «Челюскина» стал полярный исследователь Владимир Воронин, который низко оценивал ледовые качества нового судна. Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.
Трагедия «Челюскина»
Из опытных летчиков была сформирована эскадрилья. В ее состав вошли А. В Ляпидевский, Салеваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М.
Слепнев, М. Водопьянов, И. Они в невероятно трудных условиях в марте — апреле совершили десятки вылетов на взлетно-посадочную ледовую полосу, подготовленную полярниками, и благополучно вывезли всех пленников, одних в Уэлен, других на мыс Ванкарем, где были оборудованы базы летчиков. Последняя партия была вывезена 13 апреля 1934 г.
Страна рукоплескала авиаторам.
Бауман и Конслер составляют детальный план подъема со всеми необходимыми расчетами. Но плану «Челюскин» будет поднят целиком.
Метод подъема смешанный. Основное - это подача воздуха внутрь судна для сжатия воды, если только палуба парохода обеспечит непроницаемость, при которой подача воздуха будет превышать его утечку. Во все трюмы будут введены и продуты мягкие 70 — 100 тонные понтоны, что также даст плавучесть судна на 1500 тонн.
По обоим бортам парохода будут проведены понтоны особой конструкции. Дли полной гарантии и успешности поддержания судна будут проведены шесть 200-тонных жестких понтонов, которые по своей конструкции и крепости вполне поддержат пароход на поверхности воды во время буксировки в порт-убежище, если заделка пробоин на месте подъема будет невозможна. Заделку пробоин, люков и отверстий предполагается провести путем замораживания способ, примененный при подъеме затонувших германских кораблей.
Для буксировки парохода до Владивостока заделка пробоин будет проведена путем заварки, с накладной жестких стальных пластырей и подводной бетонировки. Подъем «Челюскина» будет проведен в 1936 году.
Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, выглядела, примерно, вот так по габаритам. И весит она около 100 килограммов. Но, до наших дней не сохранилась. Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям. Зато, в музее имени Эрнеста Кренкеля вот такой интересный экспонат.
Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц. Ориентировка по местности. Все это белое, лед. Можно не увидеть эти торосы. Лететь там, конечно, я не представляю, как это можно лететь», — рассказывает внук советского летчика Михаила Водопьянова, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» Михаил Болдырев. Первым рейсом из лагеря Шмидта вывезли женщин и детей.
Прям такие очень большие. А когда уже прилетели, они стали раздеваться, столько шуб на них было одето, казалось, что очень-очень большие.
Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул. Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г.
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
Вскоре началась спасательная операция, ставшая одним из самых ярких сюжетов в истории покорения Арктики. До сих пор идут споры: было ли произошедшее ровно 90 лет назад стечением обстоятельств или результатом непродуманных действий руководителя экспедиции Отто Шмидта? Данный материал является сокращенным вариантом доклада, прочитанного автором на одном из заседаний Полярной комиссии РГО. Поход парохода «Челюскин» по Северному морскому пути СМП в 1933 году, его гибель и последующая спасательная операция, несомненно, являются одной из самых известных и часто упоминаемых в прессе тем в истории отечественных полярных исследований. Однако если в прежнее время пресса уделяла наибольшее внимание заключительной части челюскинской эпопеи, то в наши дни значительно больший интерес проявляется к самому походу «Челюскина» по СМП, а также причинам его гибели. При этом ряд современных публикаций содержат негативные и зачастую уничижительные оценки этой экспедиции.
Рисуется примерно такая картина. Одинокое судно, совершенно неприспособленное для полярного мореплавания, движется по безмолвным просторам Арктики навстречу неотвратимой гибели. Начальник экспедиции Отто Шмидт преследует какие-то свои, далекие от полярных исследований, цели, экипаж и пассажиры играют роль их заложников. Экспедиция безапелляционно квалифицируется как авантюра, а то и преступление. Ледокол «Челюскин», затертый льдами.
На льду шеренга людей, более 100 человек. Немного истории Задача освоения СМП как единой внутренней транспортной магистрали, не только соединяющей запад и восток России, но и объединяющей транспортные системы великих сибирских рек, была сформулирована в конце XIX века и выражена известной формулировкой адмирала Макарова о том, что Россия — здание, обращенное фасадом к северу. К выполнению этой задачи наша страна приступила в начале ХХ века, и первым решительным и важным шагом стала Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана ГЭСЛО 1910—1915 годов. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Фотография мыса «Челюскина».
Здесь следует отметить, что приписывать освоение CМП той или иной политической системе, с моей точки зрения, не слишком корректно. Стратегическая и геополитическая значимость этого пути ставила задачу скорейшего его освоения перед страной в целом, то есть перед любой политической системой власти и перед любой идеологией. Главсевморпуть: задачи и ресурсы В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина впервые в истории преодолел СМП в одну навигацию. Руководил экспедицией Отто Шмидт.
В конце этого же года, а точнее 17 декабря, в СССР было образовано новое ведомство — Главное управление Северного морского пути Главсевморпуть, ГУСМП , приоритетной задачей которого стало «превращение Северного морского пути в постоянно действующую транспортную магистраль». Новому ведомству была передана большая часть арктического флота, в него влился ряд уже существующих к тому времени организаций, в том числе акционерное общество «Комсеверпуть» со своей немногочисленной полярной авиацией. Отто Шмидт. Два ледокола: «Ленин» бывший «Александр Невский» и «Красин».
Пароход быстро погружался под лед. Высоко поднялась корма, показались руль, винт, и все заволокло завесой из водяных брызг и пара. Когда она рассеялась, то на месте, где только что был пароход, чернела громадная полынья. Мы остались на огромной дрейфующей льдине. Паники не было. Во-первых, нас было много.
Во-вторых, большинство были в Арктике не новичками. Сразу же занялись устройством лагеря. А Отто Юльевич приказал не прерывать наблюдений. Как только заработала радиостанция, метеорологи сразу стали передавать в гидрометцентр данные своих наблюдений. Гидрологи продолжали колдовать у лунок и лебедок, а я вернулся к своим магнитным теодолитам. К тому же в мои обязанности входило и такое приятное занятие, как наблюдение за полярными сияниями. И у четко очерченного, переливающегося фантастическими красками, огромного - во все небо - занавеса, который через миг сворачивался в веер, я должен был зафиксировать основные формы - занавес, полосы, тип свечения, яркость и другие необходимые науке сведения. Тем временем Москва соображала, как можно вызволить нас. Вся нагрузка легла на дальневосточников. Для того чтобы подготовить его к походу, в три смены, без выходных работали судоремонтники.
Если бы дрейф придвинул льдину к проливу, то ледокол должен был войти во льды и забрать нас. Но это был резервный вариант. Провести нашу эвакуацию поручили дальневосточным авиаторам - летчикам полка имени Ленина. Отряд, направленный нам на выручку, возглавил Николай Каманин. А на льдине шла обычная полярная жизнь. Вели наблюдения, обустраивали быт, нянчили Карину, в свободное время играли в футбол. Но главной задачей была подготовка посадочной полосы. Ее тщательно расчистил и по возможности обустроил аэродромный отряд под руководством Петра Ширшова. Ведь летчикам предстояло вывезти 104 человека. Эту работу поручили полку морской авиации, что базировался под Владивостоком.
Ровно через два месяца после кораблекрушения нас доставили на материк самолетами каманинского отряда. Как нас встречали! Кажется, все население вышло на причалы. Гремели оркестры, салютовали орудия.
Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Благодаря оперативной работе челюскинцев все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказались 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев.
Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год. Отто Шмидт. Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года. Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек. Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола. Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю. Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив. Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад. Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике. Его вынужденный дрейф продолжался ещё три месяца суровой полярной зимы.
Проекты по теме:
- Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
- Ледокол "Челюскин": история и судьба
- Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?
- Ледокол "Челюскин": история и судьба
- Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?
- Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
Раздавлен льдами
- Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить
- Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"
- Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»
- 17 февраля / Лекция «Трагедия в Чукотском море. История спасения экипажа парохода "Челюскин"»
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
Скот взяли, чтобы обеспечить участников свежим мясом. Неожиданный дрейф Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" шел четко по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, славившееся дурным нравом, на судне появились деформация корпуса и пробоина. В команде стали обсуждать возможность возврата экспедиции, но решено было ее продолжать. Там же, в Карском море, случилось и приятное событие: в семье геодезиста Васильева родилась дочь, названная по месту рождения Кариной. В сентябре, когда "Челюскин" был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам.
Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней.
В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло. Гибель "Челюскина" К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей. Летчики Ляпидевский, Конкин и Петров стали отрабатывать на самолетах спасение людей в ледовой обстановке. Полярный радист Эрнст Кренкель отправил в Москву радиограмму, в которой сообщалось о гибели судна. На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей.
Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка. Это была единственная гибель среди членов экспедиции. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка".
По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом.
Месть «хозяина Арктики» «Начнем с самого корабля, по имени которого получила название эта арктическая страда, вошедшая яркой страницей в историю СССР. Первоначальное его имя «Лена». Пароход водоизмещением 7500 тонн построили в Дании по советскому заказу, — рассказывал Юрий Бурлаков. Но по ходу строительства пришлось внести целый ряд изменений, упрощений.
В итоге получился фактически не ледокольный, а обычный пароход. Тем не менее именно его выбрали для выполнения сложнейшей задачи: преодоления Северного морского пути за одну навигацию. Недавно спущенный на воду корабль даже переименовали ради большего соответствия поставленной цели. Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина. Пароход, построенный скандинавами, имел неплохую машину, современное навигационное оборудование. Привыкшие к спартанской простоте большинства других советских «торговцев» моряки восхищались интерьерами кают — дубовыми панелями, мягкой мебелью из красного дерева с кожаной обивкой… Начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт вполне разделял похвалы в адрес «иностранца». А вот у назначенного капитаном Владимира Воронина было иное мнение.
Несчастливый будет корабль! Смущало Владимира Ивановича и то, что из-за возникших организационных и технических проблем например, чтобы устранить некоторые выявленные неполадки, пришлось на пути из Ленинграда в Мурманск сделать остановку в Копенгагене выход в столь непростой рейс задерживался, и «Челюскину» явно не удалось бы пройти самые сложные участки пути в оптимальное для этого время. С учетом таких обстоятельств Воронин хотел даже отказаться от назначения на должность капитана, однако Шмидт уговорил его остаться. А сколько же их было, челюскинцев? Отвечая на такой вопрос, Юрий Сальников улыбнулся: «Интересная арифметика получается. Согласно официальным документам, на борту при выходе в дальний рейс находилось 112 человек: 53 члена экипажа, 29 научных сотрудников, 18 зимовщиков их планировали высадить на острове Врангеля и 12 строителей — плотников, печников, — которым предстояло возвести для «врангелевцев» на месте зимовки новые дома. Но уже через два дня после того как покинули порт, на судне случилось «прибавление».
В угольном бункере обнаружили спрятавшегося там человека — Михаила Субботина. Оказалось, юноша очень хотел стать участником уникального морского рейса и решил отправиться по Севморпути нелегалом. Субботину повезло: в Мурманске ухитрился незамеченным пробраться на корабль. Однако влиться в ряды челюскинцев парню все-таки не удалось: капитан Воронин заявил, что сверхнормативный пассажир ему не нужен. Когда при выходе из Карского моря «Челюскин» встретился с лесовозом «Аркос», на него переправили зайца. Фото: goskatalog. Супруга одного из полярников, геодезиста Василия Васильева, которая собиралась зимовать с ним на острове Врангеля, родила дочку.
Поскольку пароход в это время находился в Карском море, малышку назвали Кариной. Следующие коррективы в списки пришлось внести 5 октября. Чуть раньше того «Челюскин», достигший уже Чукотского моря, оказался зажат льдами. С находящегося неподалеку берега до парохода добралось на собачьих упряжках несколько местных жителей. Воспользовавшись такой оказией, на Большую землю отправили восьмерых участников рейда — в том числе тех, чье состояние здоровья вызывало опасения. К моменту гибели «Челюскина» на нем было 105 человек. Во время кораблекрушения один из них погиб — завхоз экспедиции Борис Могилевич.
Таким образом, в ледовом лагере оказалось 104 человека. Среди них два ребенка: уже упомянутая Карина Васильева и другая малышка — дочь начальника зимовки на острове Врангеля П. Буйко, а также 10 женщин — члены команды 4 уборщицы , жены зимовщиков, научные сотрудники». Бурлаков: «С единственной жертвой среди челюскинцев связана воистину конспирологическая история. Еще в августе 1933-го, когда пароход вошел в зону крупных ледяных полей, состоялось первое «свидание» с белыми медведями. Могилевич застрелил одного из них. Но этот его охотничий подвиг вызвал неодобрение у бывалых полярников.
Многие из них считали, что подобное неуважение, проявленное к «хозяевам Арктики», чревато неприятностями: «Швед Мальмгрен из команды дирижабля «Италия» убил медведя, а потом сам погиб! Однако, как оказалось, напрасно. Именно экспедиционный завхоз, любитель охоты, во время эвакуации не смог спастись с тонущего парохода. Остальные члены команды и пассажиры благополучно пережили всю ледовую эпопею». Нож в изголовье «До какого-то времени Арктика относилась к «Челюскину» благосклонно. Он, хотя и не без проблем, продвигался вперед, — пояснил Юрий Бурлаков. До чистой воды осталось всего несколько миль, однако поднявшийся штормовой ветер увлек льдины, среди которых пробивался «Челюскин», назад, в Чукотское море.
В этот критический момент пришла радиограмма с ледокола «Литке», находившегося в бухте Провидения, с предложением оказать помощь. Шмидт отказался, желая «сохранить чистоту эксперимента».
Монумент в итоге так и не соорудили, а на месте, которое под него было зарезервировано в середине 1930-х, позднее появилась громада памятника Петру I. Встреча арктических героев в Москве. Фото: pastvu. Власти поощряли такую идеологически правильную кампанию. Повсеместно проводились митинги, вечера, посвященные челюскинской эпопее. Ее участники особенно летчики были нарасхват: их приглашали выступить перед публикой, избирали в почетные президиумы собраний… Впрочем, нашлись у полярных кумиров и «оппоненты» — сотрудники «органов».
Судя по всему, проведенное чекистами по горячим следам расследование не обнаружило в ситуации с гибелью «Челюскина» какого-либо заведомого вредительства. Однако у бдительных товарищей с Лубянки, как говорится, осадочек остался. Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам. Например, известно, что в январе 1938-го Военная коллегия приговорила к расстрелу «за участие в контрреволюционной организации» двоих бывших участников экспедиции, занявших к тому времени руководящие должности в Главном управлении Севморпути. Один из них — Илья Баевский, который в экспедиции был заместителем О. О другом будет сказано ниже. В челюскинской эпопее имелся и еще весьма примечательный персонаж, однако на протяжении долгих десятилетий он оставался в тени. Речь идет о заведующем факторией Севморпути в поселке Ванкарем Георгии Кривдуне.
Про него с теплотой вспоминали многие вывезенные со льдины челюскинцы. Ведь их непростой путь на Большую землю проходил как раз через это заполярное поселение. А Кривдун сумел организовать там максимально удобные бытовые условия для людей, только что чудом спасенных из ледяных арктических объятий. Именно Георгий Терентьевич хлопотал, чтобы разместить эвакуируемых, накормить их, защитить от холода, помочь с отправкой на следующий пункт эвакуационной цепочки. Фамилию Кривдуна можно обнаружить в уже упомянутой выше «парадной» книге «Как мы спасали челюскинцев»: «…перебрались в Ванкарем. Заведующий факторией коммунист т. Кривдун, старейший работник на Чукотке, очень помог нам в дальнейшей работе…» На самом деле все обстояло с точностью до наоборот. Георгий был сыном казака из селения, расположенного неподалеку от Владикавказа.
В 1930-м во время проведения кампании по раскулачиванию и расказачиванию, проводимой в стране, зажиточного жителя терской станицы Терентия Кривдуна вместе с семьей отправили в ссылку за Урал — в суровые северные края. Через некоторое время старший сын Терентия там выбился в люди — получил должность заведующего ванкаремской факторией. Каких-то значимых наград за свое участие в эвакуации челюскинцев Георгий Терентьевич от властей не получил. Зато два с небольшим года спустя «старейшего работника» «отблагодарили» по-другому. К тому времени Кривдун сменил место работы — он заведовал факторией на мысе Шмидта. Там его в октябре 1936-го и «повязали» нагрянувшие чекисты. Арестованному «заполярному казаку» вменили «участие в контрреволюционной организации» и отправили в лагерь. Дальнейшая судьба этого человека неизвестна.
Бурлаков: «Увы, пресловутая «гулаговская» тема довольно плотно «прилепилась» к истории с «Челюскиным». В начале 2000-х вдруг всплыла сенсация: мол, в кильватер знаменитому пароходу шло еще одно судно — «Пижма», которое везло 2000 зэков для чукотских оловянных рудников. С подачи некоего «историка» утверждалось, что вскоре после гибели головного корабля «Пижма» также затонула, утащив на дно своих подневольных пассажиров... Доводилось слышать и о том, что якобы на самом «Челюскине» везли партию заключенных. Все это выдумки. Однако, как удалось выяснить уже в наше время, среди челюскинцев было несколько человек, которые до отправки в знаменитый арктический рейс подвергались репрессиям. В их числе заместитель Шмидта по политической части Алексей Бобров — фактически второе лицо в экспедиции. После эвакуации со льдины заболевшего Отто Юльевича именно Боброву Москва поручила быть начальником лагеря челюскинцев.
Так вот, оказывается, Алексея Николаевича в январе 1931 года арестовали, предъявив обвинение по пресловутой 58-й статье. Он провел в тюрьме 14 с лишним месяцев, но затем был освобожден и некоторое время спустя направлен на «Челюскин». Впрочем, судьба улыбалась ему недолго. Осенью 1937-го Бобров, работавший тогда в Управлении Севморпути, был вновь арестован «за участие в террористической организации», а 3 января «кремлевские товарищи» подписали очередной «расстрельный список», в котором среди других значилась фамилия Боброва». Дотошные исследователи смогли раскопать сведения и еще об одном челюскинце с «зэковской» биографией. Дмитрий Березин, числившийся плотником в бригаде строителей, плывших на пароходе, оказался... Еще осенью 1932-го крестьянин из глухой новгородской деревушки был арестован по обвинению в саботаже и участии в контрреволюционной группировке. Дмитрия Ильича приговорили к 10 годам лагерей.
Но он ухитрился бежать во время перевозки этапа заключенных на вокзале железной дороги. Более того, Березин смог с помощью неких благодетелей выправить себе справку, заменяющую паспорт, и завербовался в строительную бригаду на «Челюскин».
Удалось рассмотреть носовую и среднюю части парохода.
По словам исследователей, видеокадры позволяют идентифицировать «Челюскин», хорошо просматриваются прямоугольные иллюминаторы. Название парохода, нанесённое на носу судна, почти за 90 лет нахождения в воде стёрлось.