Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (ст. ст.) 1834 года в Тобольске, он был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Так что отец Дмитрия Ивановича Менделеева родом из тверских краев, из деревни Тихомандрицы, учился он в Тверской семинарии, а уже оттуда уехал сначала в Петербург, в педагогический институт, а затем в Тобольск, где стал работать учителем. Биография Дмитрия Менделеева. Дмитрий Иванович Менделеев – выдающийся ученый, автор фундаментальных трудов в сфере естествознания, инициатор создания метрологического центра «Главная палата мер и весов», профессор, трижды номинант на Нобелевскую премию. учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки.
Потомки Менделеева жили по-черному
Он устроился работать в университет Гейдельберга. В лаборатории учёный провёл ряд экспериментов: исследовал капиллярные жидкости, о которых затем написал несколько статей; открыл явление критической температуры; создал пикнометр прибор, позволявший определить плотность жидкости. В 1861 г. Дмитрий Иванович вернулся в Петербург. Он выпустил учебник «Органическая химия», за который получил Демидовскую премию.
Через 3 года Менделеев стал профессором, а ещё через пару лет возглавил кафедру. В 1865—1887 годах учёный предложил гидратную теорию растворов. Кроме того, он развивал идеи о существовании соединений с переменным составом. В 1869 году Менделеев открыл периодический закон.
Он доказал связь свойств веществ с их атомным объёмом. Затем химик представил периодическую систему элементов, которую совершенствовал до конца жизни. В 1872 г. С этой же датой связано создание схемы подробной перегонки нефтепродуктов.
Благодаря деятельности учёного работники нефтяных компаний узнали, что для перевозки нефти удобнее использовать цистерны, а не бурдюки. В 1879 г. Дмитрий Иванович участвовал в разработке технологий первого российского завода по изготовлению машинных масел. Позже он подключился к созданию Энциклопедического словаря.
Менделеев проводил немало исследований и в области географии. Главные достижения учёного: Дифференциальный барометр-высотомер. Был представлен на Международном географическом конгрессе в Париже в 1875 году. Управляемый аэростат.
В 1887 году учёный путешествовал на этом аппарате, чтобы наблюдать солнечное затмение. В 1890 г. Менделеев ушёл из университета после ссоры с высокопоставленным чиновником. Через два года учёный разработал метод получения бездымного пороха.
Вскоре Дмитрия Ивановича назначают хранителем Депо образцовых гирь и весов. Сегодня оно называется Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии им. С 1905 года учёного три раза выдвигали кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906 г.
Личная жизнь В молодости Дмитрий встречался с девушкой по имени Соня.
Его мать сделала все, чтобы сына зачислили на первый курс этого учебного заведения. Семья и дети Менделеев был женат дважды. Первая жена, Физа Лещева, была падчерицей П. Ершова, а вторая, Анна Попова, была младше ученого на 26 лет. От двух браков родилось 7 детей. Одна из его дочерей, Любовь Менделеева, была женой известного русского поэта Серебряного века А. Научная деятельность В 1855 году Менделеев закончил институт с золотой медалью и начал преподавать. Сначала он работал в Симферопольской гимназии где познакомился с Н.
Пироговым , потом в Ришельевском лицее в Одессе. В 1856 году он защитил диссертацию и получил степень магистра химии. С 1857 по 1890 работал в Императорском Санкт-Петербургском университете на кафедре химии. С 1859 по 1860 год преподавал и работал в Германии, в Гейдельбергском университете, где познакомился с такими учеными, как Р.
Его отец — Иван Павлович работал в гимназии учителем философии, после чего стал её директором.
В год рождения Дмитрия, Иван Павлович ослеп и был вынужден оставить работу. Мать — Мария Дмитриевна была из сибирской купеческой семьи меценатов, книгопечатников, библиофилов и просветителей. Образования она не имела, но курс гимназии закончила самостоятельно. Когда Дмитрию было 13 лет, его отца не стало. Мария Дмитриевна взяла на себя управление фабрикой, обеспечив семье безбедное существование.
Именно Мария Дмитриевна приложила все усилия, чтобы Дмитрий получил высшее образование. Дмитрий поступил в Главный педагогический институт Санкт-Петербурга, где и раскрывал свои таланты, увлекшись научной работой и написав выдающуюся статью «Об изоморфизме». Окончив физико-математический факультет с золотой медалью, стал старшим учителем и преподавал в Симферопольской мужской гимназии. Затем работал в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях. В 1856 г.
В 1861 г.
Пущиным, А. Муравьевым, П. Свистуновым, М.
На формирование жизненных взглядов Дмитрия Ивановича оказал влияние и дядя, брат матери, Василий Дмитриевич Корнильев, который был знаком с выдающимися представителями мира искусства и науки своего времени. Возможно, в доме дяди Дмитрий Иванович мог встречать Н. Гоголя , Ф. Глинку, М.
Сохранились сведения, что одним из учителей Дмитрия Ивановича в гимназии был известный впоследствии поэт П. Ершов автор знаменитого «Конька-Горбунька». Высшее образование будущий ученый получил в Санкт-Петербурге, в Главном педагогическом институте. Его мать сделала все, чтобы сына зачислили на первый курс этого учебного заведения.
Семья и дети Менделеев был женат дважды.
Дмитрий Менделеев - биография
Менделеев был избран почетным членом ведущих российских и многих зарубежных академий и университетов. А на стене висело генеалогическое древо рода Менделеевых. В 1892 году Менделеев организовал его производство. Менделеев изучал происхождение нефти и пришел к выводу, что углеводороды абиогенны и образуются глубоко в недрах земли – см. Абиогенное происхождение нефти. С 1867 года Менделеев являлся членом Комитета Общества для содействия русской промышленности и торговли – первого всероссийского объединения предпринимателей. Родители Менделеева: Мария Дмитриевна Менделеева и Иван Павлович Менделеев.
Navigation menu
- Во имя отца, сына и C2H5OH. Тверские предки Менделеева были священниками
- Тверские корни отца Периодической системы
- Родом из детства
- Детские годы и воспитание
- Тверские корни отца Периодической системы
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
Но это только часть заслуг и достижений великого ученого. Он был физиком, занимался исследованиями в области геологии, гидродинамики, метрологии. Этого человека современники называли глубоким знатоком промышленности, приборостроения, экономики, воздухоплавания. Несмотря на свою занятость наукой, Менделеев много времени уделял общественной деятельности. Этот великий человек обладал нестандартным мышлением, был настоящим трудоголиком.
Детство Дмитрий Иванович родился в Тобольске 8 февраля 1834 года. Он был последним, семнадцатым или четырнадцатым по счету, ребенком своих родителей. О точном количестве детей в семействе Менделеевых источники информации дают разные сведения. Достоверно известно только то, что восьмерым младенцам не удалось прожить и года, а некоторые из них были так слабы и нежизнеспособны, что родители не успели даже дать им имени.
Еще одна сестра великого химика, Мария, скончалась в 15 лет. Отец семейства, Иван Павлович, имел чин надворного советника, был директором окружных училищ, директором Тобольской гимназии. Он происходил из рода священнослужителей, в свое время окончил Тверскую семинарию, Главный педагогический институт. Многие исследователи биографии великого химика задаются вопросом, каким образом сын священника Павла Соколова стал называться Иваном Менделеевым.
Нужно сказать, что это было обычной практикой того времени. По окончанию семинарии выпускники получали другие фамилии, отличные от тех, которые были даны им при рождении. Семинарист Иван Соколов во время учебы прославился способностью совершать удачные обмены материальными благами в среде своих сверстников. По этой причине он и получил говорящую фамилию — умеющий «мену делать», Менделеев.
Мать будущего ученого, Мария Дмитриевна, в девичестве носила фамилию Корнильевой. Эта женщина была представительницей старинного рода сибирских купцов и промышленников. Родители даже не пытались дать ей образование, но девушка, пользуясь тем, что ее братья учились в гимназии, самостоятельно прошла курс обучения. Учебники братьев, их поддержка дали возможность девушке стать образованной, расширили ее кругозор.
Дмитрий Менделеев в молодости Эта дама умело вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей. Среди своих родных и знакомых она слыла очень умной и интеллигентной женщиной. Дмитрию было только 10 лет, когда его отец скончался. Сначала он полностью потерял зрение.
После перенесенного стресса его здоровье сильно пошатнулось, и он умер. Потеря единственного кормильца стала большой трагедией для огромной семьи. Несмотря на горе, Мария Дмитриевна продолжала твердой рукой вести хозяйство и воспитывать детей. Эта женщина с сильным характером оказывала большое влияние на своего младшего сына.
Еще до кончины отца семье Менделеевых пришлось переехать в село Аремзянское, где у брата Марии Дмитриевны, который жил в Москве, был небольшой стекольный заводик. Энергичная женщина стала управляющей этого предприятия. Небольшой пенсии супруга и жалования, которое получала Мария Дмитриевна, было достаточно для содержания огромного семейства. Когда младший Менделеев стал гимназистом, Мария Дмитриевна выслушивала немало претензий от педагогов по поводу отсутствия способностей к учебе у ее сына.
Он не проявлял интереса ни к одному из предметов, особенно тяжело давалась мальчику латынь. Зато ему нравилось наблюдать за стекольным заводом. Здесь подросток получал первые впечатления от организации работ на промышленном предприятии.
В работах, посвящённых проблемам организации системы образования в России, указывал на необходимость доступности образования для всех сословий, его ориентации на практическую Основатели Русского химического общества. Основатели Русского химического общества. Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров; был талантливым лектором. Учениками или последователями Менделеева были Г. Густавсон, В. Кистяковский , В.
Комаров , Д. Коновалов , Н. Курнаков , К. Тимирязев , В. Тищенко и другие российские учёные. Менделеев принимал участие в издании ряда энциклопедий и справочников в том числе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Один из основателей Русского химического общества 1868 , преобразованного в 1878 г. Награды В 1876 г. Член и почётный член многих АН и научных обществ в том числе Лондонского королевского общества с 1892, Национальной академии деи Линчеи с 1893, Национальной АН США с 1903 , почётный профессор многих университетов.
Награждён орденом Святого Александра Невского , орденом Святого Владимира 1-й степени, орденом Почётного легиона и многими другими наградами. Лондонское королевское общество присудило Менделееву в 1882 г. Золотую медаль Г. Дэви в знак признания работ по периодическому закону, одновременно с Ю. Мейером , в 1905 г. Копли, Лондонское химическое общество в 1889 г. Признание В честь Менделеева названы элемент 101 менделевий и минерал менделеевит. Имя Менделеева носят Российское химическое общество, Российский химико-технологический университет , Тобольский государственный педагогический институт, Всероссийский НИИ метрологии , подводный хребет в Северном Ледовитом океане, вулкан, ряд населённых пунктов и географических объектов и др. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии.
Труды первого Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. Санкт-Петербург, 1909. В память Менделеева с 1907 г. Музей-архив Д. Левченков Сергей Иванович. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2011.
Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование. В 1850 году он поступает в Главный педагогический институт в Москве, где когда-то учился его отец. В возрасте 21 года Менделеев блестяще выдержал выпускные экзамены, а его дипломная работа о явлении изоморфизма была признана кандидатской диссертацией. В 1857 году Менделеев стал приват-доцентом при Петербургском Университете. В 1859 году он сконструировал пикнометр — прибор для определения плотности жидкости, в 1860 году открыл критическую температуру абсолютного кипения жидкостей.
Значение открытия Дмитрия Ивановича трудно недооценить. Периодическая система элементов Д. Менделеева дала зеленый свет развитию современной химии, сделала ее единой и целостной наукой. На ее базе началось стремительное развитие учения об атоме и вселенских связей в природе. Кроме того, открытая Д. Менделеевым система придала ускорение в предсказании и открытии новых химических элементов. Химия перестала быть наукой описательного характера, а стала наукой с возможностью научного предвидения. А что же с Нобелевской премией? Всем известно, что эта премия присуждается за самые выдающиеся открытия с 1901 года, а кандидатуры лауреатов утверждаются членами Императорской академии наук в Стокгольме в соответствии с четким регламентом. Ее отклонили, как и Толстого, Чехова и Горького, в связи с чем появился даже отказ от СССР о выдвижении ученых на соискание премии, которую посчитали даже не международной. Скандал не разгорелся, но в чем же его причина? Версий несколько. Первая — как оказалось, Дмитрия Ивановича уже трижды номинировали на эту премию, в 1905, 1906 и 1907 годах. Но кандидатура была отклонена на тайном голосовании Императорской академии наук. Причина — подавали кандидатуру исключительно иностранцы. Вот так, может из зависти, может из-за тяжелого характера ученого среди тех, кто отстаивал открытие и его изобретателя, не оказалось соотечественников. Может и потому, что Менделеев еще в 1880 году поссорился с министром просвещения, который отказался принимать от него петицию студенчества, и был выгнан из университета. И всю свою жизнь этот ученый был патриотом и очень неугодным элементом для власти. Это версия вторая. Версия третья — конфликт с семьей Нобеля. Нефтяной магнат и брат Альфреда Нобеля, учредителя премии, Людвиг в свое время был очень не удовлетворен трудами Менделеева о хищениях бакинской нефти и монополии на ее добычу и перегонку.
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
Однако вскоре из-за начавшейся Крымской войны перевёлся в Одессу, где работал учителем в Ришельевском лицее. В 1856 году Менделеев возвратился в Петербург и в университете защитил диссертацию на степень магистра химии. Там же он начал работать и читать курс органической химии. В 1864-м Менделеев был избран профессором химии Петербургского технологического института, а годом позже, в 1865-м, защитил докторскую диссертацию. Через два года он уже возглавил кафедру неорганической химии Петербургского университета. Сохранились сведения, что учителем литературы Дмитрия Ивановича в Тобольской гимназии был известный впоследствии поэт Пётр Павлович Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбунка». Весной 1862 года в Петербурге падчерица Ершова, Феозва Лещева, которая была старше Менделеева на шесть лет, стала его первой женой. Но отношения между супругами не складывались, и этот брак в 1881 году завершился разводом. Вторая жена, Анна Ивановна Попова, была моложе своего супруга на 26 лет. Она училась в консерватории по классу фортепиано, посещала школу рисования в Санкт-Петербурге.
С 1876 по 1880 год Анна училась в Академии художеств. Опуская многие подробности этого романа, упомяну лишь, что Менделеев по крайней мере два раза прерывал свою работу в университете и ездил к ней в Италию. В 1881 году, давая согласие на развод, церковь тем не менее наложила на Менделеева шестилетнее покаяние; в течение этого срока он не мог венчаться вновь. Однако в апреле 1882 года, вопреки этому решению, священник Адмиралтейской церкви по фамилии Куткевич за десять тысяч рублей обвенчал Менделеева и Попову. За нарушение запрета Куткевич был лишён духовного звания. От двух браков родилось семеро детей. Одна из его дочерей, старшая от второго брака, Любовь Менделеева, стала женой великого поэта Серебряного века Александра Блока. В Петербургском университете Дмитрий Иванович Менделеев работал вплоть до 1890 года, и именно с этим периодом связано самое важное его открытие — создание Периодической таблицы химических элементов. Готовя лекционный курс под названием «Основы химии», Менделеев заметил определённую периодичность в свойствах химических элементов.
Эта закономерность особенно ярко проявилась, когда он расположил элементы в соответствии с их атомными массами, даже несмотря на то что некоторые эти значения нуждались в корректировке. Кроме того, именно на основе этого подхода стало обоснованным предсказание некоторых, тогда ещё неизвестных, химических элементов. История не даёт однозначного ответа на ряд вопросов, связанных с окончанием работы над первой версией Периодической таблицы. Известно, что в понедельник, 17 февраля 1869 года, Менделеев завершил разработку рукописной версии таблицы «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Необходимая дополнительная информация содержалась в статье, которая была написана в последней декаде февраля и опубликована также в 1869 году в «Журнале Русского химического общества». С самого начала Менделеев отчётливо сознавал, что для его открытия необходимо международное признание. Поэтому ещё в феврале он разослал свою таблицу западноевропейским коллегам. Кроме того, 6 18 марта 1869 года знаменитый доклад Менделеева с тем же названием, что и статья, был прочитан первым редактором журнала РХО профессором Николаем Александровичем Меншуткиным на заседании Русского химического общества. Вот как об этом писал Дмитрий Иванович в 1905 году: «В начале 1869 г.
В этой фразе не уточняется, почему сам автор не выступил со своим докладом. По некоторым сведениям, ещё 17 февраля он должен был отправиться в поездку для обследования артельных сыроварен в Тверской губернии. Отъезд не состоялся потому, что этот день стал днём «открытия Периодического закона», и поездку перенесли на начало марта. Менделеев предполагал попутно заехать в свою усадьбу Боблово, где в это время шла работа по реконструкции его дома. В других записях того времени отмечается, что доклад был прочитан лично Д. Но все эти детали отступают на второй план по сравнению с самой завершённой работой. Развитием учения о периодичности Менделеев занимался вплоть до конца 1871 года, шаг за шагом разрабатывая «естественную систему химических элементов». В тот год он лично посетил ряд высококлассных химических центров, где выступил с рассказом о своей работе, постоянно улучшая её первую версию. Возможно, что открытие Периодического закона стало одним из примеров, позволившим нобелевскому лауреату 1963 года, американскому физику венгерского происхождения Юджину Вигнеру в своей нобелевской лекции, посвящённой структуре атомных ядер, сформулировать философию научного поиска.
По его словам, «наука начинается тогда, когда среди доступных природных явлений выявляются логика, согласованность и закономерность, позволяющие предложить их объяснение путём создания концепции или дать их интерпретацию естественным образом». Как это часто бывает с важными открытиями, для которых настало время, ряд учёных в разных странах примерно в этот же период также пришли к выводу о периодичности в системе химических элементов. Наиболее известны среди них Лотар Мейер 1830—1895 , работавший в Германии, и английский химик Джон Ньюлендс 1837—1898. О них я расскажу чуть позже, а сейчас особо следует упомянуть итальянского химика Станислао Канниццаро 1828—1910. Его судьба очень непроста. Получив образование в университетах Палермо и Пизы, он принял участие в народном восстании на Сицилии, после подавления которого был осуждён на смертную казнь. Некоторое время Канниццаро прожил в эмиграции и только после этого начал работу в ряде итальянских университетов. В 1871 году он был избран в итальянский Сенат, позднее стал его вице-президентом. Как член совета народного просвещения, курировал научное образование в Италии.
Главной научной заслугой Канниццаро стала предложенная им система основных химических понятий. Именно он установил наиболее точные для того времени величины атомных весов, что в дальнейшем, очевидно, способствовало открытию Периодического закона химических элементов. Свою теорию Канниццаро изложил в брошюре, которую лично раздал участникам Международного химического конгресса в Карлсруэ в 1860 году, среди которых были Д.
В своем отечестве Труды в области химии сделали Менделеева почетным членом многих научных академий: Парижской, Прусской, Римской, Шведской, Американской. В России же выдвижение в академики забаллотировали, из-за чего в 1880 году разразился большой общественный скандал, ведь Менделеев был популярной фигурой.
Среди прочего обсуждался вопрос о засилье в Императорской академии «иноземцев», которые, мол, не дают дорогу русским ученым. Иноземцы иноземцами, но президент академии, а по совместительству министр внутренних дел граф Дмитрий Толстой, говорят, даже на смертном одре шептал: «Менделеева в академию ни под каким видом». Еще один пример «теплого» отношения к великому ученому со стороны российского официоза: Менделеева трижды выдвигали на Нобелевскую премию, и все три раза это делали зарубежные ученые, отечественные — никогда. Как неоднократно указывалось, то, что его часто посылали за границу, было на самом деле плохо замаскированными попытками держать его на приличном расстоянии от дома», — полагал английский химик Томас Торп. Другим примечательным сюжетом, до боли напоминающим «Левшу» Лескова, стала печальная история о бездымном порохе для тяжелой артиллерии.
Просьбу разработать это вещество Менделеев в начале 1890-х получил от морского министерства и, изучив зарубежный опыт, блестяще справился с задачей, создав порох, который он назвал пироколлодием. Испытания, проведенные вице-адмиралом Макаровым, показали его высокую эффективность. Однако вместо быстрой реализации проекта началась волокита, вызванная, как говорят, ревностью одного ведомства к успехам другого. Шли годы, пироколлодий в России никто применять не собирался, зато находившийся в Санкт-Петербурге американский моряк и по совместительству разведчик Джон Бернанду внезапно «изобрел» и запатентовал менделеевский порох у себя в стране. И в годы Первой мировой войны Российская империя исправно закупала у американцев «коллодийную взрывчатку», которую уже 20 лет как должна была производить и продавать сама.
И дело не только в зависти и невежестве некоторых современников, но и в неуравновешенном характере самого ученого. Он мог, вспылив, наговорить резкостей, накричать как на своих домашних, так и на начальство. Что, конечно, не шло на пользу ни его семейной жизни, ни карьере. При этом, как замечает работавший с Менделеевым химик Владимир Рюмин, ученый общался с младшими коллегами на равных «и сам сносил ответы не всегда почтительные и корректные, отвечая на них остроумными и меткими шутками». Обратной стороной вспыльчивости ученого были эмоциональная искренность, открытость и ранимость, хорошо известные близким друзьям Менделеева.
Порой им приходилось заботиться о нем, как о ребенке. Так, однажды профессорам ботанику Андрею Бекетову деду поэта Блока , геологу Александру Иностранцеву и физику Константину Краевичу довелось спасать Менделеева от самоубийства, которое тот задумал, решив, что его личную жизнь постигла катастрофа. Великовозрастный гений науки пылко влюбился в 16-летнюю художницу Анну Попову, но его жена Феозва Никитична, с которой Менделеев к тому времени прожил в браке почти 20 лет, наотрез отказывалась дать развод. В обход Синода Отношения с Феозвой были непростыми. Старше супруга на шесть лет, до замужества она, тобольская землячка и падчерица автора «Конька-Горбунка» Ершова, была Дмитрию доброй подругой и собеседницей.
А вот семейная жизн ь не заладилась, и вскоре они, имея двоих детей, фактически жили порознь: Менделеев в Санкт-Петербурге, а Физа, как ее звали близкие, — в имении Боблово под Клином, где ученый одно время занимался сельскохозяйственными экспериментами. Бекетов все-таки уговорил Физу дать развод, за который она получила большие откупные. Но для Менделеева возможность быть с любимым человеком была куд а важнее любых денег. Потратиться пришлось и на оформление союза. Священный Синод запретил Менделееву вступать в новый брак сразу же после развода.
Священника, готового преступить этот запрет, найти удалось, но повенчать Дмитрия и Анну он согласился только за очень круглую сумму. На следую щий же день после свадьбы его запретили в служении. Но полученных денег хватило на то, чтобы купить целую усадьбу, так что, очевидно, священник внакладе не остался. Во втором браке у Менделеева родились четверо детей. Были среди потомков великого ученого и японцы: его старший сын Владимир, морской офицер, во время японской экспедиции сошелся с местной жительницей по имени Таки, и та родила ему дочь, которую он никогда не видел, поскольку умер вскоре после возвращения домой.
А Менделеев-старший о внучке знал и до смерти посылал ей деньги. Считается, что японские «родственники» русского химика погибли во время Великого землетрясения 1923 года. Отважный аэронавт В 25-томном собрании сочинений Менделеева работы по химии занимают лишь около трети. Интересы ученого простирались от спиритизма который он разоблачал до модернизации промышленности Урала и разработки Северного морского пути. Вообще-то лететь должна была целая команда, в том числе аэронавт Александр Кованько, будущий генерал-лейтенант.
Но воздухоплавательный аппарат так отяжелел, намокнув под дождем, что Менделееву пришлось избавляться не только от лишнего груза, но и от попутчиков. Когда аэростат скрылся за облаками, все присутствовавшие при взлете словно очнулись от гипноза, осознав, что отпустили в небо неопытного пожилого ученого и что, скорее всего, он обречен на гибель.
Бунзен был не прав: американский институт, занимающийся изучением новых материалов, опубликовал составленный международными экспертами список самых важных открытий для человечества. На самом первом месте — периодический закон химических элементов, открытый Менделеевым. Это один из фундаментальных научных законов. Дмитрий Иванович был членом десятка академий и доктором десятка университетов. Он отказывался от полного перечисления всех его титулов в подписи к научным трудам — выходило длиннее, чем у царя.
Звания академика в этом перечне нет. Немецкое большинство Санкт-Петербургской академии забаллотировало его кандидатуру. Это вызвало возмущение общественности, но академиком Менделеев так и стал. Не получил Менделеев и Нобелевскую премию. Его трижды выдвигали иностранные коллеги, и Нобелевский комитет однажды даже присудил престижную награду, но Шведская академия наук отказалась утвердить решение. Считают, что главную роль в этом сыграли научные разногласия со шведским академиком Сванте Аррениусом. Да и с братьями Нобель Менделеев конфликтовал.
Вклад Менделеева в науку не ограничился открытием важнейшего для человечества закона. Его работы посвящены лесному делу, сельскому хозяйству, воспитанию, проблемам народонаселения, географии, экономике, метрологии, обществоведению и, конечно, разнообразным естественным и техническим наукам. Дмитрий Менделеев писал: «Первая моя служба — родине, вторая — просвещению, третья — промышленности». Дед Менделеева служил священником в селе Тихомандрицы Тверской губернии. Отец учёного тоже учился в семинарии и, обычно для того времени, получил по окончании новую фамилию. Дмитрий Иванович объяснял фамилию Менделеев так: «…дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей».
Данному обстоятельству посвящены различные публикации во многих изданиях. Эта статья воскрешает образ великого химика и гражданина, но мы должны понимать, что личность Д. Менделеева неисчерпаема и всегда будет служить примером величия человека, всего себя посвятившего служению науке, Отчизне, прогрессу. Ч то мы знаем о Менделееве, кроме того, что им открыт периодический закон и создана периодическая система химических элементов?
Каким был в жизни Дмитрий Иванович? По воспоминаниям современников, трудам, письмам, документам Менделеев предстает перед нами как целостная, неординарная, интересная личность. Памятник Д. Менделееву на родине великого русского ученого в с. Верхние Аремзяны вблизи г. Тобольска скульптор Н. Распопов, 2004 г. Менделеев был ученым-энциклопедистом. Все, кто его знал, отмечают многогранность его натуры, многоплановость его деятельности, которая выходила далеко за рамки чистой науки. Чугаев 1873—1922 , выдающийся русский химик, писал: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др.
С одной стороны, разносторонность научных интересов, а с другой — глубокое проникновение в любую область исследования. Ученик Менделеева Г. Густавсон 1842—1908 в докладе, прочитанном в декабре 1907 г. Менделеев работал страстно, вдохновенно, не щадя себя, ибо работа, по его словам, приносила ему «радость и полноту жизни». Он сосредотачивал свои знания и волю на чем-то одном и упорно шел к цели. Образец такого подхода он проиллюстрировал еще в 1861 г. С таким же увлечением он взялся за разработку бездымного пироколлодийного пороха и взрывчатых веществ. Работал с утра и до вечера, изучая процесс нитрования клетчатки а это органическая химия, которой он активно не занимался около 30 лет! С задачей Менделеев справился быстро и блестяще: уже через год в 1892 г. Младенцев 1872—1941 , один из ближайших помощников Дмитрия Ивановича, работавший вначале лаборантом, а затем — секретарем Главной палаты мер и весов, свидетельствует, что интерес к делу заставлял Менделеева работать круглосуточно, забывая о сне; порой он засыпал с пером в руке.
Менделеева часто называли гением, но он этого не любил и, как правило, сердился: «Ну какой же я гений? Трудился всю жизнь, вот и стал гением». Он любил и уважал физический труд. В первое время, когда ученый приобрел имение в Боблово Клинский уезд в 1865 г. Менделеева дачей, он сам занимался сельскохозяйственными работами. Привычка трудиться с полной самоотдачей, неутолимая жажда знаний, любовь к науке проявились у него еще в студенческие годы. Был даже случай, когда Менделеев, прикованный к лазаретной койке, готовился к экзамену. Он мог сдавать этот экзамен и осенью, но предпочел и в болезненном состоянии своевременно сдать его — и сдал блестяще. Мы знаем, что Менделеев был человеком эрудированным, разносторонним, знатоком самых различных областей знаний. На своих лекциях по неорганической химии, которые всегда собирали полную аудиторию, он часто углублялся в область физики, механики, астрономии, астрофизики, геологии, агрономии, физиологии, техники, истории химии...
Любил он при этом и пофантазировать, помечтать на химические или общественно важные темы, отмечая, что «эти отношения к философии и жизни придают нашей науке легкую усвояемость и определяют ее общественное значение». Но он видит и обратную связь: «В настоящее время уже вполне поняли всё значение естественных наук как твердой опоры философских воззрений, как средства для улучшения внешнего быта, без чего не может развиваться образованность». А вот что пишет Менделеев применительно к конкретной науке, с которой была связана вся его жизнь: «Химия уже своим учением о самостоятельности химических элементов, очевидно, занимает серединное положение, оправдывающее тот интерес, который она представляет для философской мысли». Склонность Менделеева к философскому осмыслению обсуждаемых вопросов прослеживается из следующих слов: «Без определенного философского воззрения на науку… весьма трудно или даже невозможно составить... В учебнике... Вся масса предлагаемых сведений должна связываться немногими ясными идеями; иначе не привыкнет ум учащихся к обобщениям... Чугаев тоже подметил эту черту педагогического творчества Менделеева: «Он умел быть философом в химии, в физике и в других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии. Он умел внести свет науки в задачи чисто практического характера и приблизить к жизни теорию, находя для нее возможность использования и различных приложений». Менделеев учил глубине мышления и своих учеников: «Химик должен во всем сомневаться, пока не убедится всеми способами в верности своего мнения». Грум-Гржимайло 1864—1928 , слушая лекции Менделеева, восхищался его умением формировать у студентов химическое мышление.
А лекции Менделеева были всегда глубокие, содержательные, яркие, убедительные, оригинальные, более обстоятельные, чем материал, данный в «Основах химии». Читались они страстно и проникновенно. Комаров 1869—1945 назвал «творческим процессом, ибо на лекциях Менделеев часто просто думал вслух, решая близкие ему научные задачи». Счастливы были те, кому довелось прослушать полный курс теоретической химии в интерпретации и изложении Д. Потребность этого ученого в постоянном поиске, постоянной работе мысли была сопряжена с его стремлением к полной научной самостоятельности, причем самостоятельность он любил во всем и приучал к ней своих лаборантов, студентов, детей. Своему сыну Ивану Дмитриевичу 1883—1936 уже в детстве предоставлял полную самостоятельность, давая возможность обращаться с химическими реактивами, электрической аппаратурой, что заставляло его изучать наблюдаемое по учебникам. Менделеев же только осуществлял общее руководство. Не любил он втолковывать своим сотрудникам, что и как надо делать: чем объяснять, так проще самому сделать. Он требовал от сотрудников понятливости, самостоятельности и инициативы. В нешний облик Менделеева в различные периоды его жизни донесли до нас многочисленные фотографии, портреты и скульптуры.
Портреты Менделеева писали И. Репин, М. Врубель, И. Крамской, Н. Длинные, ниспадающие до самих плеч серебристо-пушистые волосы, напоминающие львиную гриву, большая борода, высокий лоб, делающие голову Менделеева очень красивой и выразительной, сосредоточенно сдвинутые брови, густые ресницы, проникновенный взгляд синих, чистых и ясных глаз, могучая, широкоплечая, немного сутуловатая рослая фигура придавали внешнему облику Менделеева черты неповторимости, выразительности, сравнимые разве что с мифическими героями далекого прошлого. Яковлев , Гарибальди итальянский профессор Назини. Портрет Д. Менделеева Обращал внимание на себя и его голос. Баритон — тембр его голоса, «звучный, приятный, металлический». Выразительной была и его жестикуляция — внушительная, энергичная.
Речь Менделеева не была гладкой, легкой. Начинал он всегда вяло, тяжело, запинался, делал паузы, подбирая нужные слова; его мысли опережали темп речи, в результате чего шло нагромождение фраз, грамматически не всегда правильных. Чешихин 1866—1923. Но в его речи всегда была уверенность, убежденность, страсть, строгая аргументация — логикой, фактами, экспериментом, расчетами, плодами аналитической работы. По напору и глубине мысли, по богатству содержания, по способности увлечь и захватить аудиторию кто-то даже сказал, что на лекциях Менделеева стены потеют , по умению убедить и воодушевить слушателей, сделать их своими единомышленниками, по образности и меткости речи, по умению «вырубить сравнение» можно утверждать, что Менделеев был блестящим, хотя и своеобразным, оратором. М енделеев и Россия. Эти два слова в сознании современников Менделеева были символами одного и того же. Россию Дмитрий Иванович любил беспредельно: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств». Узнав, что на английском языке вышло очередное издание «Основ химии», он написал в предисловии к русскому изданию 1906 г. Менделеев верил в будущее России, призывал разрабатывать ее богатства — в научных трудах, исследуя экономику России, в статьях, лекциях.
Переживал, что за границей мы закупаем костный клей, соду... Хорошо зная русскую бюрократическую машину, он предсказывал, что пироколлодийный порох «так или иначе проникнет на Запад, и его ученые проведут этот совершеннейший порох в жизнь, прибавляя новую славу к своим именам, и заставят нас принять то, что делается теперь в самой России». Так оно и случилось. Дмитрий Иванович приложил много усилий к тому, чтобы отстоять приоритет русской науки в деле открытия периодического закона. Широкая приложимость периодического закона, при отсутствии понимания его причины, — писал он, — есть один из указателей того, что он очень нов и глубоко проникает в природу химических явлений, и я, как русский, горжусь тем, что участвовал в его установлении». Он всячески защищал на различных уровнях власти идею о необходимости индустриализации сельского хозяйства. А как переживал и плакал Менделеев, когда в январе 1904 г. Не о своем 70-летии думал Дмитрий Иванович, а о судьбе России.
От ледоколов до периодической системы: Главархив — о достижениях Дмитрия Менделеева
Любил он при этом и пофантазировать, помечтать на химические или общественно важные темы, отмечая, что «эти отношения к философии и жизни придают нашей науке легкую усвояемость и определяют ее общественное значение». Но он видит и обратную связь: «В настоящее время уже вполне поняли всё значение естественных наук как твердой опоры философских воззрений, как средства для улучшения внешнего быта, без чего не может развиваться образованность». А вот что пишет Менделеев применительно к конкретной науке, с которой была связана вся его жизнь: «Химия уже своим учением о самостоятельности химических элементов, очевидно, занимает серединное положение, оправдывающее тот интерес, который она представляет для философской мысли». Склонность Менделеева к философскому осмыслению обсуждаемых вопросов прослеживается из следующих слов: «Без определенного философского воззрения на науку… весьма трудно или даже невозможно составить...
В учебнике... Вся масса предлагаемых сведений должна связываться немногими ясными идеями; иначе не привыкнет ум учащихся к обобщениям... Чугаев тоже подметил эту черту педагогического творчества Менделеева: «Он умел быть философом в химии, в физике и в других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии.
Он умел внести свет науки в задачи чисто практического характера и приблизить к жизни теорию, находя для нее возможность использования и различных приложений». Менделеев учил глубине мышления и своих учеников: «Химик должен во всем сомневаться, пока не убедится всеми способами в верности своего мнения». Грум-Гржимайло 1864—1928 , слушая лекции Менделеева, восхищался его умением формировать у студентов химическое мышление.
А лекции Менделеева были всегда глубокие, содержательные, яркие, убедительные, оригинальные, более обстоятельные, чем материал, данный в «Основах химии». Читались они страстно и проникновенно. Комаров 1869—1945 назвал «творческим процессом, ибо на лекциях Менделеев часто просто думал вслух, решая близкие ему научные задачи».
Счастливы были те, кому довелось прослушать полный курс теоретической химии в интерпретации и изложении Д. Потребность этого ученого в постоянном поиске, постоянной работе мысли была сопряжена с его стремлением к полной научной самостоятельности, причем самостоятельность он любил во всем и приучал к ней своих лаборантов, студентов, детей. Своему сыну Ивану Дмитриевичу 1883—1936 уже в детстве предоставлял полную самостоятельность, давая возможность обращаться с химическими реактивами, электрической аппаратурой, что заставляло его изучать наблюдаемое по учебникам.
Менделеев же только осуществлял общее руководство. Не любил он втолковывать своим сотрудникам, что и как надо делать: чем объяснять, так проще самому сделать. Он требовал от сотрудников понятливости, самостоятельности и инициативы.
В нешний облик Менделеева в различные периоды его жизни донесли до нас многочисленные фотографии, портреты и скульптуры. Портреты Менделеева писали И. Репин, М.
Врубель, И. Крамской, Н. Длинные, ниспадающие до самих плеч серебристо-пушистые волосы, напоминающие львиную гриву, большая борода, высокий лоб, делающие голову Менделеева очень красивой и выразительной, сосредоточенно сдвинутые брови, густые ресницы, проникновенный взгляд синих, чистых и ясных глаз, могучая, широкоплечая, немного сутуловатая рослая фигура придавали внешнему облику Менделеева черты неповторимости, выразительности, сравнимые разве что с мифическими героями далекого прошлого.
Яковлев , Гарибальди итальянский профессор Назини. Портрет Д. Менделеева Обращал внимание на себя и его голос.
Баритон — тембр его голоса, «звучный, приятный, металлический». Выразительной была и его жестикуляция — внушительная, энергичная. Речь Менделеева не была гладкой, легкой.
Начинал он всегда вяло, тяжело, запинался, делал паузы, подбирая нужные слова; его мысли опережали темп речи, в результате чего шло нагромождение фраз, грамматически не всегда правильных. Чешихин 1866—1923. Но в его речи всегда была уверенность, убежденность, страсть, строгая аргументация — логикой, фактами, экспериментом, расчетами, плодами аналитической работы.
По напору и глубине мысли, по богатству содержания, по способности увлечь и захватить аудиторию кто-то даже сказал, что на лекциях Менделеева стены потеют , по умению убедить и воодушевить слушателей, сделать их своими единомышленниками, по образности и меткости речи, по умению «вырубить сравнение» можно утверждать, что Менделеев был блестящим, хотя и своеобразным, оратором. М енделеев и Россия. Эти два слова в сознании современников Менделеева были символами одного и того же.
Россию Дмитрий Иванович любил беспредельно: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств». Узнав, что на английском языке вышло очередное издание «Основ химии», он написал в предисловии к русскому изданию 1906 г. Менделеев верил в будущее России, призывал разрабатывать ее богатства — в научных трудах, исследуя экономику России, в статьях, лекциях.
Переживал, что за границей мы закупаем костный клей, соду... Хорошо зная русскую бюрократическую машину, он предсказывал, что пироколлодийный порох «так или иначе проникнет на Запад, и его ученые проведут этот совершеннейший порох в жизнь, прибавляя новую славу к своим именам, и заставят нас принять то, что делается теперь в самой России». Так оно и случилось.
Дмитрий Иванович приложил много усилий к тому, чтобы отстоять приоритет русской науки в деле открытия периодического закона. Широкая приложимость периодического закона, при отсутствии понимания его причины, — писал он, — есть один из указателей того, что он очень нов и глубоко проникает в природу химических явлений, и я, как русский, горжусь тем, что участвовал в его установлении». Он всячески защищал на различных уровнях власти идею о необходимости индустриализации сельского хозяйства.
А как переживал и плакал Менделеев, когда в январе 1904 г. Не о своем 70-летии думал Дмитрий Иванович, а о судьбе России. Капустина-Губкина 1855—1922 — племянница Менделеева.
В Менделееве сочеталось два заметных начала — доброта и крутой нрав. Вспыльчивость, вспышки возбуждения, граничащего с гневом, признавались всеми, кто его знал. Однако Дмитрий Иванович был отходчивым: покричит-покричит без зла!
У Менделеева было на этот счет оправдание: «Ругайся себе направо-налево и будешь здоров. Вот Владиславлев не умел ругаться, все держал в себе и скоро помер». Но есть один нюанс, на который обратил внимание его сын Иван: «Я не помню, чтобы он, горячий и часто несдержанный по отношению к взрослым и сильным человек, возвысил когда-нибудь на нас голос, сказал жесткое слово.
Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал, но мы чувствовали, как он был огорчен всякой нашей слабостью — и это действовало сильнее уговоров и приказаний». Менделеев всегда твердо стоял на своем, проводил свою линию, был последовательным и непреклонным в своих решениях. Он, например, был согласен с адмиралом С.
Макаровым 1848—1904 на «Ермаке» «прорезать Северный полюс», но только по тому плану, который он предлагает. Или такой характерный пример. Менделеев решил послать на Всемирную выставку в Париже всех служащих, механика и столяра, но получил отказ.
На что Дмитрий Иванович спокойно сказал: «Подам в отставку, уйду. Денег у них не прошу, посылаю за счет сбережений от личного состава. Распоряжаюсь деньгами я».
И вот результат: командировали всех! Просто знали решительность и твердую волю Менделеева. Независимость в суждениях, взглядах проявлялась и в том, что он не признавал рангов, чинов, что иных шокировало, а сановников возмущало.
Он как-то сказал: «Я ведь не из этих, нынешних, которые мягко стелют». Это неумение кривить душой проявлялось во всем. Он терпеть не мог, когда в его присутствии о ком-то говорили дурно или когда кичились своей «белой костью».
Однажды один из студентов на экзамене представился так: «Князь В. Реакция Менделеева была мгновенной: «На букву К я экзаменую завтра». Добрым советом, ходатайством, материально, он был всегда готов оказать помощь людям еще раз подчеркнем: Менделеев был человеком влиятельным!
Зачастую инициатива шла прямо от него. А это требовало и времени, и душевного беспокойства, и средств, а то и просто мужества. Его просьбы, как правило, имели успех.
Младшим служащим установил обязательную прибавку к жалованью по случаю рождения ребенка, обеспечил их бесплатным помещением с отоплением и освещением , добился ассигнования на строительство квартир для служащих Главной палаты мер и весов. Он даже пригрозил отставкой, если Государственный совет не утвердит кредиты на строительство квартир для сотрудников. Интересен факт, связанный с именем В.
Патрухина 1865—1942 , сотрудника Главной палаты мер и весов, который помогал Менделееву, когда тот создавал «Заветные мысли», «Попытки к пониманию мирового эфира», «Проект училища наставников», «К познанию России». По происхождению он был крестьянин, а это не давало ему права поступать на государственную службу. Менделеев выхлопотал ему это право очень трудное дело!
В 1856 году вернулся в Петербург, где защитил диссертацию магистра в университете. В 1857 г. С 1859 года по 1861 Дмитрий Иванович находился в командировке город Гейдельберг. В эти годы он сблизился со многими известными учёными, среди них были А. Бородин, И. Там он создал свою небольшую лабораторию и работал в химических лабораториях Р. Бунзена, располагавшихся в Гейдельбергском университете.
Итогом этих трудов стал учебник «Органическая химия», за который Петербургская Академия Наук присудила ему Демидовскую премию. Семейная жизнь В юности Дмитрий страстно любил девушку по имени Соня, но после помолвки капризная особа отказалась выходить замуж. Женился же Менделеев в 28-летнем возрасте. Это событие произошло в 1862 году. Супругой учёного стала падчерица Петра Ершова, известного поэта, написавшего сказку «Конёк-Горбунок». Лещёва была уроженка города Тобольска. Трое детей родились в первом браке, но одна из дочек умерла в младенческом возрасте.
В году 1865 покупка собственного имения в селе Боблово около Москвы позволила учёному заниматься в свободное время сельскохозяйственной деятельностью и агрохимией. Жена с детьми обосновалась в имении и проживала там практически постоянно. Но всю жизнь молодой химик посвящал научной деятельности. На детей почти не оставалось времени. Этот брак не был счастливым и распался В 70-х годах Дмитрий Менделеев полюбил казачку из Урюпинска Анну Ивановну Попову, которая стала его второй женой. Результатом этого брака стало рождение четверых детей. Одна из дочерей Любовь Дмитриевна, выйдя замуж за Александра Блока, породнила две известных фамилии.
Талантливый русский поэт стал зятем гениального учёного. Любовь к живописи сдружила Дмитрия Ивановича со многими талантливыми художниками: И. Репиным, И. Крамским, А. Куинджи, И. Шишкиным, Н. Вагнером и другими.
С 1864 по 1866 год Менделеев занимал должность профессора Петербургского технологического института, в это время он активно работал над докторской диссертацией «О соединении спирта с водой». Успешная её защита в 1865 г.
Проработав год учителем в Одессе и защитив сразу две диссертации: магистерскую и pro venia legendi — на право читать лекции, Менделеев с 1857 года начал преподавать химию в Санкт-Петербургском императорском университете.
Со временем поле его педагогической деятельности расширилось: он читал курсы во Втором кадетском корпусе, Институте Корпуса инженеров путей сообщения, Николаевских инженерных академии и училище, руководил химической лабораторией Санкт-Петербургского практического технологического института. На склоне лет Дмитрий Иванович сформулировал три свои «службы Родине», которыми он гордился. Под первой службой Менделеев понимал научные открытия, а под второй — педагогику.
Среди прочего он стал автором первых в России учебников «Органическая химия» и «Основы химии». О третьей «службе» речь пойдет ниже. Менделеев - второй справа во втором ряду Русские в Германии Будучи 25 лет от роду, Менделеев отправился в двухгодичную европейскую командировку «для усовершенствования в науках».
Он выбрал университет Гейдельберга, где знаменитый немецкий химик Роберт Бунзен согласился стать его формальным руководителем, оценив способности Менделеева, но не разделяя его интереса к физической химии. Менделеев любил подчеркивать, что в науке всегда действовал самостоятельно. В Гейдельберге он оборудовал собственную лабораторию, опыты в которой среди прочего привели его к открытию «температуры абсолютного кипения» — индивидуальной для каждого вещества характеристики, при которой жидкость превращается в пар.
Оно прошло незамеченным, а по сути, предвосхитило понятие «критическая температура», введенное 10 лет спустя ирландцем Томасом Эндрюсом. В Гейдельберге Менделеев влился в компанию талантливых ровесников-соотечественников: химика и композитора Александра Бородина, физиологов Ивана Сеченова и Сергея Боткина, также прибывших в Германию на стажировку. С Бородиным Менделеев много путешествовал по Европе и участвовал в эпохальном Международном химическом конгрессе в Карлсруэ, целью которого было создать общую для химиков всего мира систему координат и терминов.
Но кругом русских общение Менделеева не ограничивалось. Отношения с немецкой ак трисой Агнессой Вой тман зашли та к далеко, что она родила ему дочь Розамунду, которую он много лет материально поддерживал. Периодический закон Вернувшись на родину, Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водой» — эта история трансформировалась позже в легенду об изобретении им эталонной водки.
Он измерял плотность и тепловое расширение смеси этилового спирта и воды в разных пропорциях, но к 40-градусной водке эти опыты отношения не имели. Начав в конце 1860-х работать над учебником «Общая химия», Менделеев задумался о том, как лучше и нагляднее систематизировать не только научную информацию, но и 63 известных в то время химических элемента. Он знал о попытках других ученых создать такую систему.
Ближайшей из них по времени и по замыслу была «теория октав» 1866 англичанина Джона Ньюлендса, который, расположив элементы в порядке возрастания их атомных масс, заметил сходство в каждом восьмом элементе ряда, что напомнило ему нотную октаву. Однако стройная система сбивалась, когда доходила до тяжелых элементов. Она учитывала атомную массу и свойство каждого элемента.
Таблица со временем совершенствовалась, но базовая форма осталась прежней: горизонтальные строки-периоды, в которых элементы расположены по возрастанию массы атома, и вертикальные группы, объединяющие элементы со схожими характеристиками. Менделеев был так уверен в верности своей системы, что позволил себе исправить атомные массы некоторых элементов. Его «дерзость» оправдала себя: теоретический расчет оказался точнее опытных измерений той поры.
Вдобавок система Менделеева предсказывала еще не известные науке элементы и их атомную массу. И в течение нескольких лет после публикации первого варианта таблицы европейские ученые открыли три элемента, предсказанные Менделеевым: галлий, скандий и германий. Вопреки мифам периодическая таблица не явилась Менделееву во сне.
Уже при его жизни ходили слухи о некоем внезапном озарении, посетившем его в 1869-м, но самого химика они возмущали: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово», — ворчал он, имея в виду таблицу. В своем отечестве Труды в области химии сделали Менделеева почетным членом многих научных академий: Парижской, Прусской, Римской, Шведской, Американской. В России же выдвижение в академики забаллотировали, из-за чего в 1880 году разразился большой общественный скандал, ведь Менделеев был популярной фигурой.
Среди прочего обсуждался вопрос о засилье в Императорской академии «иноземцев», которые, мол, не дают дорогу русским ученым. Иноземцы иноземцами, но президент академии, а по совместительству министр внутренних дел граф Дмитрий Толстой, говорят, даже на смертном одре шептал: «Менделеева в академию ни под каким видом». Еще один пример «теплого» отношения к великому ученому со стороны российского официоза: Менделеева трижды выдвигали на Нобелевскую премию, и все три раза это делали зарубежные ученые, отечественные — никогда.
Как неоднократно указывалось, то, что его часто посылали за границу, было на самом деле плохо замаскированными попытками держать его на приличном расстоянии от дома», — полагал английский химик Томас Торп. Другим примечательным сюжетом, до боли напоминающим «Левшу» Лескова, стала печальная история о бездымном порохе для тяжелой артиллерии. Просьбу разработать это вещество Менделеев в начале 1890-х получил от морского министерства и, изучив зарубежный опыт, блестяще справился с задачей, создав порох, который он назвал пироколлодием.
Испытания, проведенные вице-адмиралом Макаровым, показали его высокую эффективность. Однако вместо быстрой реализации проекта началась волокита, вызванная, как говорят, ревностью одного ведомства к успехам другого.
Сложнейшей таблицей он занимался всего год. Вечером 1 марта 1869 г. В 1887 г. Менделеев самостоятельно поднялся на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение. Стартовав возле Клина, он приземлился в Тверской губернии. Этот полет обсуждался во всем мире, а Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила ему диплом «За проявленное мужество при полете для наблюдения солнечного затмения». В 1892 г.
Менделеев принял предложение премьер-министра Витте занять должность «ученого хранителя» при депо образцовых мер и весов. Свою деятельность он начал с воссоздания новых «прототипов» основных мер длины и веса и их копий, а также тщательной их сверки с уже существовавшими европейскими эталонами. В результате в 1899 г. Менделеев настоял также на включении в этот закон пункта, разрешающего факультативное применение международных метрических мер — килограмма и метра. Состояние Круг интересов его был настолько широк, что не ограничивался исключительно химией. К примеру, в 1863 г. Разработка этой идеи имела огромное значение для российской промышленности, в которой стала стремительно развиваться нефтяная отрасль.
Дмитрий Иванович Менделеев и его путешествия во времени
Будучи 25 лет от роду, Менделеев отправился в двухгодичную европейскую командировку «для усовершенствования в науках». Он выбрал университет Гейдельберга, где знаменитый немецкий химик Роберт Бунзен согласился стать его формальным руководителем, оценив способности. С лета 1823 по ноябрь 1827 года семья Менделеевых жила в Саратове, а затем возвратилась в Тобольск, где Иван Менделеев получил место директора Тобольской классической гимназии. учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки.
Дмитрий Менделеев – создатель периодической системы
Центральный — отвечает группе ранних работ Д. И. Менделеева, откуда берут начало исследования в различных областях. Родился Дмитрий Менделеев 8 февраля 1834 года в старинном городе Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Корнильевой. Мать Д. И. Менделеева происходила из старинного рода сибирских купцов ипромышленников.
Дмитрий Иванович Менделеев – талантливый человек талантлив во всем
Центральный — отвечает группе ранних работ Д. И. Менделеева, откуда берут начало исследования в различных областях. Пархатый Мендель. «Дмитрий Менделеев» родился в Тобольске 8 февраля 1834 года у Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Корнилиевой. Поэтому неудивительно, что Менделеев, всю жизнь окруженный братьями, сестрами и соседскими детьми, обожал общаться с малышами уже будучи взрослым. С лета 1823 по ноябрь 1827 года семья Менделеевых жила в Саратове, а затем возвратилась в Тобольск, где Иван Менделеев получил место директора Тобольской классической гимназии. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель.
Во имя отца, сына и C2H5OH. Тверские предки Менделеева были священниками
Менделеева назван аэропорт города Тюмени. История Дмитрий Менделеев был последним, семнадцатым ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Но к моменту, когда его крестили, в живых осталось только пять сестер и два брата, остальные младенцы умерли, не дожив до крещения. В семье Менделеевых было два культа — книги и труд. Детство Дмитрий провел в Тобольске, здесь он окончил гимназию и увлекся естественными науками. Большая часть жизни Дмитрия Ивановича прошла в Санкт-Петербурге. Здесь он с золотой медалью окончил институт, с 1957-1890 гг. В Петербурге он умер 20 января 2 февраля 1907 года и похоронен на Волковском кладбище. Вокруг Менделеева всегда ходило множество легенд. Вопреки одной из них, водку он вовсе не изобретал — она существовала задолго до него.
Он лишь рассчитал идеальное соотношение спирта с водой, то есть, ее крепость — 38 градусов, но для упрощения расчетов налога на алкоголь чиновники округлили ее до 40. Другую легенду, будто бы Периодическая таблица приснилась ему во сне, он придумал сам, специально для настырных поклонников, не понимающих, что такое озарение. А его просто озарило, осенило, и он сразу же понял, в каком порядке надо разложить карточки, чтобы каждый элемент занял подобающее ему место, оставляя пропуски в таблице для еще не открытых элементов которые были действительно открыты, но значительно позже. Сложнейшей таблицей он занимался всего год.
Он спроектировал стратостат для полетов в стратосферу первый такой аппарат построит Огюст Пикар и только спустя полвека и управляемый аэростат — прообраз дирижаблей. Мало того, Менделеев сам поднимался в воздух на воздушном шаре: сначала в 1878 году в Париже, а в 1887 году уже в России. В этот полет, предназначенный для изучения Солнца во время затмения, ученый отправился в одиночку — намокший шар не смог поднять второго человека. Менделеева привлек проект самолета Можайского. А со знаменитым адмиралом Макаровым он работал над конструкциями ледоколов.
Дмитрий Иванович входил в комиссию по постройке легендарного ледокола «Ермак». Великий химик был и автором российского бездымного, пироколлодийного пороха. Порох Менделеева превосходил по своим возможностям иностранный, мог применяться в снарядах любого калибра. Существует легенда, что состав французского прототипа своего пороха Менделеев вычислил, подсчитывая вагоны с сырьем разного рода, поступающие на завод, и с готовой продукцией, отгружаемой оттуда. На самом деле ученому хватило двух граммов, презентованных ему французскими коллегами, чтобы определить состав французского бездымного пороха. Еще одна легенда об ученом — собственноручное изготовление им чемоданов и высокая оценка их профессионалами-чемоданщиками. Увы, но эта легенда подтверждается лишь одним историческим анекдотом. Но папки и коробки для бумаг Менделеев делал весьма хорошие. И картонная скамеечка из-под его рук сохранилась до наших времен.
В холодную ночь 1920 года конторку, за которой Менделеев записал свое гениальное творение, сжег в печке поэт Александр Блок. Что связывало его с великим химиком? Любовь с большой буквы, - Любовь Дмитриевна Менделеева, на которой был женат Блок.
Данному обстоятельству посвящены различные публикации во многих изданиях. Эта статья воскрешает образ великого химика и гражданина, но мы должны понимать, что личность Д. Менделеева неисчерпаема и всегда будет служить примером величия человека, всего себя посвятившего служению науке, Отчизне, прогрессу. Ч то мы знаем о Менделееве, кроме того, что им открыт периодический закон и создана периодическая система химических элементов?
Каким был в жизни Дмитрий Иванович? По воспоминаниям современников, трудам, письмам, документам Менделеев предстает перед нами как целостная, неординарная, интересная личность. Памятник Д. Менделееву на родине великого русского ученого в с. Верхние Аремзяны вблизи г. Тобольска скульптор Н. Распопов, 2004 г. Менделеев был ученым-энциклопедистом.
Все, кто его знал, отмечают многогранность его натуры, многоплановость его деятельности, которая выходила далеко за рамки чистой науки. Чугаев 1873—1922 , выдающийся русский химик, писал: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др. С одной стороны, разносторонность научных интересов, а с другой — глубокое проникновение в любую область исследования. Ученик Менделеева Г. Густавсон 1842—1908 в докладе, прочитанном в декабре 1907 г. Менделеев работал страстно, вдохновенно, не щадя себя, ибо работа, по его словам, приносила ему «радость и полноту жизни». Он сосредотачивал свои знания и волю на чем-то одном и упорно шел к цели. Образец такого подхода он проиллюстрировал еще в 1861 г.
С таким же увлечением он взялся за разработку бездымного пироколлодийного пороха и взрывчатых веществ. Работал с утра и до вечера, изучая процесс нитрования клетчатки а это органическая химия, которой он активно не занимался около 30 лет! С задачей Менделеев справился быстро и блестяще: уже через год в 1892 г. Младенцев 1872—1941 , один из ближайших помощников Дмитрия Ивановича, работавший вначале лаборантом, а затем — секретарем Главной палаты мер и весов, свидетельствует, что интерес к делу заставлял Менделеева работать круглосуточно, забывая о сне; порой он засыпал с пером в руке. Менделеева часто называли гением, но он этого не любил и, как правило, сердился: «Ну какой же я гений? Трудился всю жизнь, вот и стал гением». Он любил и уважал физический труд. В первое время, когда ученый приобрел имение в Боблово Клинский уезд в 1865 г.
Менделеева дачей, он сам занимался сельскохозяйственными работами. Привычка трудиться с полной самоотдачей, неутолимая жажда знаний, любовь к науке проявились у него еще в студенческие годы. Был даже случай, когда Менделеев, прикованный к лазаретной койке, готовился к экзамену. Он мог сдавать этот экзамен и осенью, но предпочел и в болезненном состоянии своевременно сдать его — и сдал блестяще. Мы знаем, что Менделеев был человеком эрудированным, разносторонним, знатоком самых различных областей знаний. На своих лекциях по неорганической химии, которые всегда собирали полную аудиторию, он часто углублялся в область физики, механики, астрономии, астрофизики, геологии, агрономии, физиологии, техники, истории химии... Любил он при этом и пофантазировать, помечтать на химические или общественно важные темы, отмечая, что «эти отношения к философии и жизни придают нашей науке легкую усвояемость и определяют ее общественное значение». Но он видит и обратную связь: «В настоящее время уже вполне поняли всё значение естественных наук как твердой опоры философских воззрений, как средства для улучшения внешнего быта, без чего не может развиваться образованность».
А вот что пишет Менделеев применительно к конкретной науке, с которой была связана вся его жизнь: «Химия уже своим учением о самостоятельности химических элементов, очевидно, занимает серединное положение, оправдывающее тот интерес, который она представляет для философской мысли». Склонность Менделеева к философскому осмыслению обсуждаемых вопросов прослеживается из следующих слов: «Без определенного философского воззрения на науку… весьма трудно или даже невозможно составить... В учебнике... Вся масса предлагаемых сведений должна связываться немногими ясными идеями; иначе не привыкнет ум учащихся к обобщениям... Чугаев тоже подметил эту черту педагогического творчества Менделеева: «Он умел быть философом в химии, в физике и в других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии. Он умел внести свет науки в задачи чисто практического характера и приблизить к жизни теорию, находя для нее возможность использования и различных приложений». Менделеев учил глубине мышления и своих учеников: «Химик должен во всем сомневаться, пока не убедится всеми способами в верности своего мнения». Грум-Гржимайло 1864—1928 , слушая лекции Менделеева, восхищался его умением формировать у студентов химическое мышление.
А лекции Менделеева были всегда глубокие, содержательные, яркие, убедительные, оригинальные, более обстоятельные, чем материал, данный в «Основах химии». Читались они страстно и проникновенно. Комаров 1869—1945 назвал «творческим процессом, ибо на лекциях Менделеев часто просто думал вслух, решая близкие ему научные задачи». Счастливы были те, кому довелось прослушать полный курс теоретической химии в интерпретации и изложении Д. Потребность этого ученого в постоянном поиске, постоянной работе мысли была сопряжена с его стремлением к полной научной самостоятельности, причем самостоятельность он любил во всем и приучал к ней своих лаборантов, студентов, детей. Своему сыну Ивану Дмитриевичу 1883—1936 уже в детстве предоставлял полную самостоятельность, давая возможность обращаться с химическими реактивами, электрической аппаратурой, что заставляло его изучать наблюдаемое по учебникам. Менделеев же только осуществлял общее руководство. Не любил он втолковывать своим сотрудникам, что и как надо делать: чем объяснять, так проще самому сделать.
Он требовал от сотрудников понятливости, самостоятельности и инициативы. В нешний облик Менделеева в различные периоды его жизни донесли до нас многочисленные фотографии, портреты и скульптуры. Портреты Менделеева писали И. Репин, М. Врубель, И. Крамской, Н. Длинные, ниспадающие до самих плеч серебристо-пушистые волосы, напоминающие львиную гриву, большая борода, высокий лоб, делающие голову Менделеева очень красивой и выразительной, сосредоточенно сдвинутые брови, густые ресницы, проникновенный взгляд синих, чистых и ясных глаз, могучая, широкоплечая, немного сутуловатая рослая фигура придавали внешнему облику Менделеева черты неповторимости, выразительности, сравнимые разве что с мифическими героями далекого прошлого. Яковлев , Гарибальди итальянский профессор Назини.
Портрет Д. Менделеева Обращал внимание на себя и его голос. Баритон — тембр его голоса, «звучный, приятный, металлический». Выразительной была и его жестикуляция — внушительная, энергичная. Речь Менделеева не была гладкой, легкой. Начинал он всегда вяло, тяжело, запинался, делал паузы, подбирая нужные слова; его мысли опережали темп речи, в результате чего шло нагромождение фраз, грамматически не всегда правильных. Чешихин 1866—1923. Но в его речи всегда была уверенность, убежденность, страсть, строгая аргументация — логикой, фактами, экспериментом, расчетами, плодами аналитической работы.
По напору и глубине мысли, по богатству содержания, по способности увлечь и захватить аудиторию кто-то даже сказал, что на лекциях Менделеева стены потеют , по умению убедить и воодушевить слушателей, сделать их своими единомышленниками, по образности и меткости речи, по умению «вырубить сравнение» можно утверждать, что Менделеев был блестящим, хотя и своеобразным, оратором. М енделеев и Россия. Эти два слова в сознании современников Менделеева были символами одного и того же. Россию Дмитрий Иванович любил беспредельно: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств». Узнав, что на английском языке вышло очередное издание «Основ химии», он написал в предисловии к русскому изданию 1906 г. Менделеев верил в будущее России, призывал разрабатывать ее богатства — в научных трудах, исследуя экономику России, в статьях, лекциях. Переживал, что за границей мы закупаем костный клей, соду... Хорошо зная русскую бюрократическую машину, он предсказывал, что пироколлодийный порох «так или иначе проникнет на Запад, и его ученые проведут этот совершеннейший порох в жизнь, прибавляя новую славу к своим именам, и заставят нас принять то, что делается теперь в самой России».
Так оно и случилось. Дмитрий Иванович приложил много усилий к тому, чтобы отстоять приоритет русской науки в деле открытия периодического закона. Широкая приложимость периодического закона, при отсутствии понимания его причины, — писал он, — есть один из указателей того, что он очень нов и глубоко проникает в природу химических явлений, и я, как русский, горжусь тем, что участвовал в его установлении». Он всячески защищал на различных уровнях власти идею о необходимости индустриализации сельского хозяйства. А как переживал и плакал Менделеев, когда в январе 1904 г. Не о своем 70-летии думал Дмитрий Иванович, а о судьбе России.
Только Тимофею оставили его исконную фамилию. Так что отец Дмитрия Ивановича Менделеева родом из тверских краев, из деревни Тихомандрицы, учился он в Тверской семинарии, а уже оттуда уехал сначала в Петербург, в педагогический институт, а затем в Тобольск, где стал работать учителем. Там-то и родился его сын Дмитрий. Надо сказать, Дмитрий Иванович Менделеев часто навещал родину своего отца. Летом 1852 года, когда он был студентом педагогического института, гостил в селе Млево Вышневолоцкого уезда. Сейчас это Удомельский район Тверской области. Здесь жила его двоюродная сестра Елизавета Тимофеевна Георгиевская. Летом 1854 года он вновь приехал в эти края. Здесь он собирал гербарий, часть которого даже сохранилась до настоящего времени. Связан с тверской землей и еще один любопытный эпизод в жизни Менделеева.
Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
Дмитрий Иванович Менделеев. Многообразие интересов великого учёного | Биография. Дмитрий Иванович Менделеев — русский ученый с широким кругом научных интересов, от химии до гидродинамики, геологии, экономики и воздухоплавания. |
Тверские корни отца Периодической системы | Твериград | Пожалуй, эта комиссия – единственный официальный, в некотором роде «географический» орган при департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов, полноправным членом которого был Менделеев. |
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни | Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (ст. ст.) 1834 года в Тобольске, он был в семье последним, семнадцатым ребёнком. |
Биография - Менделеев – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Юрий Кудрявцев | Дмитрий Менделеев (Dmitri Mendeleev) родился 8 февраля 1834 года в Тобольске. Его отца, происходившего из рода священников, звали Иваном Павловичем. |
Менделеев Дмитрий Иванович: семья, биография, творчество | Менделеев был профессором Императорского Санкт-Петербургского университета; член-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Дмитрий Иванович родился в большой семье 8 февраля в 1834 году в Тобольске. |
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
Потомки Менделеева жили по-черному - МК | В 1892 году Менделеев организовал его производство. Менделеев изучал происхождение нефти и пришел к выводу, что углеводороды абиогенны и образуются глубоко в недрах земли – см. Абиогенное происхождение нефти. |
Дмитрий Иванович Менделеев | Менделеев был профессором Императорского Санкт-Петербургского университета; член-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Дмитрий Иванович родился в большой семье 8 февраля в 1834 году в Тобольске. |
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни | Дмитрий Менделеев — Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Соколов Д. И. Менделеев в своём кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт-Петербург). |
Биография Менделеева
биография и история жизни русского ученого-энциклопедиста. Здесь же родился величайший русский учёный — Дмитрий Менделеев. Дмитрий Менделеев (Dmitri Mendeleev) родился 8 февраля 1834 года в Тобольске. Его отца, происходившего из рода священников, звали Иваном Павловичем. Менделеев придумал использовать трубопровод для перекачки нефти. Дмитрием Менделеевым была создана схема дробной перегонки нефти и сформулирована теория неорганического происхождения нефти.