Новости осада доростола

Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола. Героическая оборона Доростола Великий князь Святослав Храбрый. Осада Доростола закончилась в июне, что заставило Святослава зимовать в Олешье? "Осада Доростола длилась около трех месяцев, после чего Святослав предложил византийскому императору Цимисхию пойти на переговоры.

Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли

Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. В открытом бою у Доростола рать Святослава держалась стойко. Да, болгары начали предавать будущих русских ещё с момента Святослава, когда большенство болгар, до осады Доростола переметнулась к грекам.

Походы Святослава, взлет язычества, Византия и Киевская Русь

На Доме работников дивизии установлена театральная польская поэзия осада крепости арифарна картинки. Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы. 22 июля 971 года у византийской крепости Доростол, расположенной на территории современной Болгарии, произошло сражение между войском великого князя Святослава. В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. Осада Доростола закончилась в июне, что заставило Святослава зимовать в Олешье?

Оборона Доростола (KQkjkug :kjkvmklg)

Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. Битва при Доростоле (971 г.) В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию походов на Балканы, против Болгарии. То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие.

100 великих битв Средневековой Руси

Произведение искусства «Святослав у стен Доростола в 971 году» Автор. То, что русы не были готовы к войне, видно и из того, какой голод они испытывали в период осады Доростола. Том I. Глава VII. Святослав. Осада Доростола. Отрывок из сочинения Николая Карамзина «История государства Российского» читает народный артист России Валерий Баринов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, Святослав смог прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Осада Доростола. Кульминацией войны была осада Доростола на протяжении 3 месяцев.

Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли

Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти. То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. 23 апреля византийское войско подошло к Доростолу, где находились главные силы Святослава с ладейным флотом. Уповая на честность императора Цимисхия, он разместил главные силы в городе Доростоле, даже не перекрыв горные перевалы Балкан. 3.3 Осада Доростола.

КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА

Ромеи перекопали рвами все дороги, везде была выставлена стража. К Иоанну почти ежедневно подходили подкрепления. Русы не были готовы к длительной осаде. Запасы продовольствия в Доростоле скоро истощились, и русам приходилось устраивать вылазки, чтобы добыть себе пищу. Скилица сообщает, что одну из таких вылазок в двадцатых числах июля возглавил сам Святослав. Темной ночью, под проливным дождем, две тысячи русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если русские ладьи еще раз покажутся на Дунае.

Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 метра без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император.

Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ромеи также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали». По сведениям Скилицы, среди убитых русов было несколько женщин, переодетых в мужское платье. Ночью русы «вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов.

Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра [Дуная]». Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. На рассвете Святослав держал совет со старейшей дружиной о том, что делать дальше. По Льву Диакону, мнения разделились. Одни настаивали на том, чтобы ночью погрузиться в ладьи и попробовать тайком проскользнуть мимо ромейских кораблей, «потому что невозможно сражаться с покрытыми железными доспехами всадниками, потеряв лучших бойцов».

Другие опасались греческого огня и советовали предварительно помириться с ромеями, взяв с них клятву не препятствовать уходу русской флотилии. Скилица пишет, что все высказались за то, чтобы так или иначе прекратить войну. Речи сторонников мира Повесть временных лет передает так: «аще не сотворим мира со царем, а увесть [узнает] царь, яко мало нас есть, пришедшие оступят ны во граде. А Русска земля далече… а кто ны поможеть? Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Очень похожую речь князя, обращенную к его воинам, читаем в Повести временных лет где она, правда, предваряет некую небывало победоносную битву Святослава с греками : «Уже нам некамо ся дети [некуда деться], волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжемы костью ту, мертвы бо сорома не имаеть; аще ли побегнем, то срам нам.

Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами поиду: аще моя голова ляжеть, то промыслите собою».

Население, насчитывавшее в 1893 году 11710 человек, состояло наполовину из турок ; в состав другой половины входили болгары , румыны , греки , армяне и евреи. Столетия османского владычества насадили в городе мусульманство и в конце XIX века, после присоединения города ко вновь возрожденной Болгарии, в городе значилось 12 мечетей и несколько церквей. В 1913 году Силистра была присоединена к Румынии. Болгария вернула город - вначале на краткий срок в 1918 - 1919 годах, и снова в 1940 году. Религия Христианская проповедь пришла в город не позднее конца III века. В городском захоронении начала IV века был найден золотой перстень с выгравированным христианским символом. В середине того века житель город, раб Емилиан , принял мученичество за сокрушение идолов.

Ко второй половине IV века относятся первые известия о местной епископской кафедре , город стал центром христианской жизни региона. В городе были возведены внушительные базилика и архиерейский двор, известные по раскопкам фундаментов. В период с конца VII по начало IX века о христианской жизни города известно мало, но христианская община здесь сохранилась. В конце IX -начале X века значение местной архиерейской кафедры было столь велико, что, согласно одной гипотезе, ставший первым Болгарским патриархом Дамиан был до этого здешним владыкой, что на время сделало город центром Болгарской Церкви.

Лев Диакон сообщает о 60-тыс. Он явно врет. Русская летопись сообщает, что у Святослава было лишь 10 тыс. Кроме того, русов поддерживало некоторое количество болгар. С 60-тыс. Кроме того, Лев Диакон сообщил, что в битве за Преслав ромеи перебили 15-16 тыс.

Но и здесь мы видим сильное преувеличение. Такое войско смогло бы продержаться до подхода основных сил Святослава. В Преславе стоял небольшой отряд, который не мог обеспечить плотную оборону укреплений болгарской столицы. Достаточно сравнить оборону Преславы и Доростола. Имея в Доростоле, видимо, около 20 тыс. Если бы в Преславе было около 15 тыс. Необходимо также учесть, что войско Святослава постоянно сокращалось. Венгерские и печенежские союзники не успевали прийти к нему на помощь. А Русь, по словам самого русского князя, «далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им». Византийская же армия имела возможность постоянно пополняться, её хорошо снабжали продовольствием и фуражом.

Её могли усилить экипажи кораблей. Перед городом простиралась равнина, удобная для битвы. Впереди армии шли сильные дозоры, осматривавшие местность. Греки опасались засад, которыми славились славяне. Однако первую схватку ромеи проиграли, один из их отрядов попал в засаду и был полностью уничтожен. Когда византийская армия вышла к городу, русы выстроили «стену» и изготовились к сече. Святослав знал, что ударная сила византийской армии — тяжеловооруженная конница. Он противопоставил ей плотный строй пехоты: русичи сомкнули щиты и ощетинились копьями. Император также построил пехоту в фалангу, лучников и пращников расположил позади, конницу — на флангах. Воины двух армий сошлись врукопашную, завязалась яростная битва.

Обе стороны долго сражались с одинаковым упорством. Святослав бился вместе со своими воинами. Руководивший боем с ближайшего холма Цимисхий посылал своих лучших воинов, чтобы они пробились к русскому вождю и убили его. Но они все были убиты либо самим Святославом, либо воинами его ближней дружины. Ромеев же «одолевали стыд и злоба» за то, что они, опытные воины, могут отступить, как новички. Поэтому оба войска «сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев Лев Диакон старается принизить «варваров», но на самом деле описывает элемент боевой психотехники русов. Бой шел с переменным успехом до самого вечера. Ромеи не могли реализовать свое численное преимущество. Под вечер басилевс собрал в кулак конницу и бросил её в атаку. Однако и эта атака не увенчалась успехом.

Разорвать строй русской пехоты ромейские «рыцари» не смогли. После этого Святослав Игоревич отвел войска за стены. Сражение завершилось без решительного успеха ромеев или русов. Святослав не смог в решительном сражении разбить врага, а ромеи не смогли реализовать свое преимущество в численности и коннице. Началась осада крепости. Греки неподалеку от Доростола на холме возвели укрепленный лагерь. Вырыли вокруг холма ров, соорудили вал, его укрепили частоколом. В конце дня за ворота выехала конная русская дружина. Лев Диакон в «Истории» сам себе противоречит. Он утверждал, что русы не умели сражаться в конном строю.

Катафракты тяжелая кавалерия атаковали русов, но успеха не имели. После жаркой схватки стороны разошлись. В этот же день со стороны Дуная к Доростолу подошёл византийский флот и блокировал крепость по другим данным, он прибыл 25 или 28 апреля. Однако русы смогли спасти свои ладьи, на руках перенесли их к стенам, под защиту стрелков. Ромеи не решились пойти в атаку по берегу реки и сжечь или разрушить русские суда. Ситуация для гарнизона крепости ухудшилась, ромейские корабли блокировали реку, чтобы русы не могли отступить по реке. Резко сузились возможности по снабжению войск провиантом. Князь Святослав Игоревич снова вывел войска в поле и навязал сражение врагу. Обе стороны яростно сражались, попеременно тесня друг друга. В этот день, по словам Льва Диакона, пал доблестный, огромный ростом воевода Сфенкел.

По сообщению Диакона, после гибели своего героя, русы отошли в город. Однако по данным византийского историка Георгия Кедрина, русские воины сохранили за собой поле боя и остались на нём всю ночь с 26 на 27 апреля. Только к полудню, когда Цимисхий развернул все свои силы, русские воины спокойно свернули строй и ушли в город. Ромейские мастера стали налаживать многочисленные машины, баллисты, катапульты, метавшие камни, горшки с «греческим огнем», бревна, огромные стрелы. Обстрел метательных машин вызывал огромные потери у защитников крепостей, подавлял их боевой дух, так как они не могли ответить.

Эти материалы с объяснениями Сизова ныне хранятся в Национальном музее в Кракове. Большой интерес вызывает эскизный и этюдный материал к диптиху Исторического музея, рассеянный ныне по различным музейным и частным собраниям. Два экспрессивных, необычайно свободных, вероятно первоначальных, живописных эскиза находятся в Третьяковской галерее.

Эскизы расширяют представления о творческом диапазоне Семирадского, показывают возможности иного развития, заложенные в таланте и темпераменте художника. Художник К. Вениг в воспоминаниях о Семирадском писал: «… его эскизы всегда награждались первыми премиями. Сам он, бывало, еще учеником говаривал мне, что эскизы — его стихия, что при компоновке их он чувствует себя как рыба в воде». В собрании Третьяковской галереи находятся также два графических этюда к картине «Похороны Руса в Булгаре»: «Группа из трех мужчин» и «Плачущая женщина». Сюжет происходит из хроник византийского писателя и историка конца Х века Льва Диакона, повествующих о сожжении воинов киевского князя Святослава, погибших под крепостью Доростол на реке Дунай в июле 971 года в неудачном сражении с Иоанном Цимисхием.

Битва при Доростоле - кратко

Поэтому оба войска «сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев Лев Диакон старается принизить «варваров», но на самом деле описывает элемент боевой психотехники русов. Бой шел с переменным успехом до самого вечера. Ромеи не могли реализовать свое численное преимущество. Под вечер басилевс собрал в кулак конницу и бросил её в атаку. Однако и эта атака не увенчалась успехом. Разорвать строй русской пехоты ромейские «рыцари» не смогли. После этого Святослав Игоревич отвел войска за стены. Сражение завершилось без решительного успеха ромеев или русов. Святослав не смог в решительном сражении разбить врага, а ромеи не смогли реализовать свое преимущество в численности и коннице.

Началась осада крепости. Греки неподалеку от Доростола на холме возвели укрепленный лагерь. Вырыли вокруг холма ров, соорудили вал, его укрепили частоколом. В конце дня за ворота выехала конная русская дружина. Лев Диакон в «Истории» сам себе противоречит. Он утверждал, что русы не умели сражаться в конном строю. Катафракты тяжелая кавалерия атаковали русов, но успеха не имели. После жаркой схватки стороны разошлись.

В этот же день со стороны Дуная к Доростолу подошёл византийский флот и блокировал крепость по другим данным, он прибыл 25 или 28 апреля. Однако русы смогли спасти свои ладьи, на руках перенесли их к стенам, под защиту стрелков. Ромеи не решились пойти в атаку по берегу реки и сжечь или разрушить русские суда. Ситуация для гарнизона крепости ухудшилась, ромейские корабли блокировали реку, чтобы русы не могли отступить по реке. Резко сузились возможности по снабжению войск провиантом. Князь Святослав Игоревич снова вывел войска в поле и навязал сражение врагу. Обе стороны яростно сражались, попеременно тесня друг друга. В этот день, по словам Льва Диакона, пал доблестный, огромный ростом воевода Сфенкел.

По сообщению Диакона, после гибели своего героя, русы отошли в город. Однако по данным византийского историка Георгия Кедрина, русские воины сохранили за собой поле боя и остались на нём всю ночь с 26 на 27 апреля. Только к полудню, когда Цимисхий развернул все свои силы, русские воины спокойно свернули строй и ушли в город. Ромейские мастера стали налаживать многочисленные машины, баллисты, катапульты, метавшие камни, горшки с «греческим огнем», бревна, огромные стрелы. Обстрел метательных машин вызывал огромные потери у защитников крепостей, подавлял их боевой дух, так как они не могли ответить. Басилевс хотел подвинуть машины к стенам. Однако русский полководец смог упредить противника. В ночь на 29 апреля русские воины вырыли поодаль от крепости глубокий и широкий ров, чтобы враг не мог вплотную подойти к стенам и установить осадные машины.

Обе стороны в это день вели жаркую перестрелку, но сколько-нибудь заметных результатов не достигли. Святослав своими задумками попортил врагу немало крови. В эту же ночь русам удалась ещё одна затея. Воспользовавшись темнотой, русские воины на ладьях незаметно для противника прошли по мелководью между берегом и вражеским флотом. Они добыли для войска продовольствие и на обратном пути разогнали отряд византийских фуражиров, ударили по вражеским обозам. В ночной резне было перебито много византийцев. Осада крепости затянулась. Ни Цимисхий, ни Святослав не могли добиться решительного успеха.

Святослав не смог в серии сражений разбить византийскую армию, представлявшую собой первоклассную боевую машину. Сказывались недостаток в воинах и почти полное отсутствие кавалерии. Цимисхию не удалось разгромить русскую армию, вынудить Святослава капитулировать перед лицом превосходящих сил. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. Греки смогли преодолеть ров и приблизить свои машины к крепости. Русы понесли большие потери. Тысячи людей потеряли и греки. И все же Доростол держался.

Греки находили среди убитых русов и болгар, которые дрались вместе с воинами Святослава, женщин. Эта древняя скифско-русская традиция участия женщин в войнах сохранится вплоть до XX столетия, до Великой Отечественной войны. Русские женщины вместе с мужчинами встречали врага и бились с ним до последнего. Воины Святослава совершали чудеса стойкости и героизма, обороняя город в течение трех месяцев. Византийские хронисты также отмечали обычай русов не сдаваться врагу даже побежденными. Они предпочитали убить себя, нежели попасть в плен или дать себя зарезать, как скот на бойне. Византийцы усилили дозоры, перекопали глубокими рвами все дороги и тропы. С помощью стенобитных и метательных орудий греки разрушали укрепления города.

Гарнизон редел, появилось много раненых. Большой проблемой стал голод. Однако ситуация была сложной не только для русов, но и ромеев. Иоанн I Цимисхий не мог уйти от Доростола, так как это стало бы признанием военного поражения, и он мог потерять трон.

Катафракты атаковали их, но успеха не имел. После равного боя противники разъехались.

В этот день по Дунаю поднялся к Доростолу большой византийский флот, но русы сумели спасти свои легкие лад перенесли их к крепостным стенам под защиту лучников 26 апреля произошел второй большой бой. Русы снова в шли в пешем строю, и снова была равная битва. Они да не ушли вечером в город, а простояли на равнине всю ночь и утро, и катафракты не решились идти в бой. Только к полудню 27 апреля, когда император выступил со все своими силами, русские воины неторопливо свернули свой стан и ушли в Доростол, оставив грекам лишь догорающие костры. Закрыть Как отключить рекламу? Многочисленные баллисты и катапульты [9] были поставлены возле византийского лагеря, мастера возились вокруг них, приводя в боевое состояние.

Император хотел завтра же придвинуть осадную технику к стенам Доростола и начать обстрел. Но русы за одну ночь вырыли поодаль от стен глубокий и широкий ров, преградивши! Князь Святослав отыскал единственно возможное средство защиты от камнеметных машин, не применявшееся ранее полководцами. Весь день 29 апреля прошел в перестрелке русских и византийских лучников через ров, не причинившей ни той, ни другой стороне сколько-нибудь существенных потерь. Ночью, воспользовавшись непогодой, русы на ладьях незаметно проплыли по мелководью между берегом и стоящими на якорях большими византийскими кораблям» и неожиданно напали на византийские обозы. Много византийцев погибло в ночной резне, были уничтожены запасы продовольствия и оружия.

Осада явно затягивалась. Недели незаметно складывались в месяцы. Прошел июнь, на вторую половину покатился июль а над воротными башнями Доростола по-прежнему развевались русские стяги. Император Иоанн Цимисхий не мог уйти от Доростола, это было равносильно поражению, которое могло стоить трона. А на что надеялся князь Святослав, креп ко запертый в дунайской крепости?

Еще Василий Никитич Татищев - один из первых русских историков 1686-1750 выразил сомнение в том, что "Басня об испытании вер" в "Повести временных лет" не сочинена монахом Нестором. Согласно Татищеву, монах Нестор был подделан и вставлен автором, находящимся под сильным греческим влиянием. Так думали и Август Людвиг Шлетцер 1735-1808 , П. Новоструев, барон Розенкампф, Измаил Иванович Срезневский и другие. Михаил Петрович Погодин видит в Повести "много странного и невероятного"... Но чьего авторства является упомянутая «Повесть»? Само его содержание говорит нам, кто он такой. Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев. Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством. И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период». Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"! Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами. В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши». Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится. Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами. Почему эту тенденцию подтолкнули? Чтобы обмануть читателей и слушателей «Повест временных лет», что болгары вообще исповедуют ненавистную, нечестивую веру: надо было вычеркнуть из сознания киевских русских людей, имевших не мало контактов с болгарскими славянами , всякая мысль о независимом славянском государстве типа дунайских болгар, о независимой от Византии славянской церкви, типа Преслава или Охрида, а также забыть и упомянуть о том, что христианство пришло в Киевскую Русь от некогда живых отношений между болгарами и русские, и много священнослужителей, и большая литература! Это единственное объяснение той необузданной удочки, с которой византийский интерполятор бросается на болгар в своем произведении. А если к этому добавить, что именно в этот период царь Симеон подверг Византию в лице ее императора и патриарха величайшему унижению и беспокойству, то традиционная византийская ненависть к болгарам станет несколько яснее, дойдя до того, что император Никифор Фока 963-969 называл гонцов царя Петра по Льву Диакону "посланцами беднейшего и грязнейшего скифского народа", а самого Петра называл "кожекусом, одетым в овечью шкуру"! Не буду описывать оскорбительного отношения Иоанна Цимишия к болгарскому царю Борису II, поведения Василия Болгароубийцы по отношению к воинам Самуила, или даже не напоминать Феофилакту высказывания Охридского о болгарах, что они «вонючие жабы», "обезглавленные трупы... На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие. По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны! Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках. А тут - и это доказательство позднего происхождения вставки в Повести. Однако интересно еще и то, что болгары всегда на первом месте: сначала они приходят к князю Владимиру, сначала князь Владимир отправляет к ним посольство для изучения их веры и так далее. А волжские болгары, которые были магометанами, по сравнению с дунайскими болгарами, были слишком далеко от Киева. Наоборот - киевские славяне в одной из своих частей, юго-западной части, так называемых угличах и тверцах, по выражению Бориса Александровича Рыбакова, были даже "политически зависимы от Болгарии"! Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян. Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св. Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа. И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св. Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы? И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью. Самые древние книги, привезенные на Русь и сохранившиеся там, были не греческие, а болгарские. Преобразование Киевской Руси шло снизу вверх, а не сверху вниз, как это было в Болгарии. Христианство, уже принятое большей частью славянских масс, стихийно и отовсюду вторгалось в варяжскую группу и проникало в нее различными путями.

Заросшие, как библейский Самсон, военные разведчики впоследствии стали героями телерепортажей. Особой храбростью в боях с террористами отличались бойцы одного из местных бедуинских племен Аль-Шайтат. В ответ те начали истреблять непокорных бедуинов. В итоге бойцы Аль-Шайтат влились в ряды защитников города. Они предпочитали погибнуть, но не сдаться в плен. От солдат сирийской армии их отличали длинные до плеч волосы, а также обычай отрубать головы трупам погибших врагов. Так они мстили террористам за убитых близких. Из-за нехватки бронетехники бойцы сирийской армии поставили стационарные орудия на шасси грузовых автомобилей, мобильно перебрасывая их с одного участка фронта на другой. В условиях окружения обычный для арабских вооруженных сил организационный бардак сходил на нет. Тем более что бойцы занимали одни и те же позиции на протяжении нескольких месяцев. Например, бойцы подразделений охраны авиабазы Дейр-эз-Зор после деблокады города даже не могли вспомнить, сколько штурмов они отбили. Как минимум сто. Российские ВКС начали наносить удары по позициям террористов в окрестностях города. Но возможностей деблокировать город все еще не было. Любой марш через пустыню был обречен, поскольку наступающие войска могли получать снабжение под одной-единственной трассе. Однако планы броска на Дейр-эз-Зор уже разрабатывались. И тогда боевики решили пойти на решающий штурм, а поддержку с воздуха им оказали... Впоследствии министерства обороны двух европейских стран открещивались от участия в налете. В Пентагоне же заявили, что перепутали сирийскую армию с боевиками. В результате налета погибли как минимум 106 сирийских военных. Неизвестно, было ли это частью глобального плана или случайностью, но сразу вслед за налетом натовской авиации на позиции защитников города обрушились силы террористов. Только ценой тяжелых потерь их наступление удалось сдержать. Однако с этого момента боевики почти не прекращали попыток завладеть городом. Ситуация стала по-настоящему критической, когда 16 января 2017 года террористам удалось отрезать город Дейр-эз-Зор от авиабазы. Гарнизон аэродрома остался без еды и воды. Тяжелее всего приходилось во время песчаных бурь. Под прикрытием непогоды боевики могли использовать свое численное преимущество, не боясь сирийской авиации. Самые успешные атаки террористов были совершены именно в таких погодных условиях. По признанию бойцов, влагу получали из крови пустынных змей. Но даже в таких условиях они не прекращали сражаться. Тем более что помощь уже была близка. Позиции сирийских войск послужили своего рода наковальней: боевики согнали к линии фронта крупные силы, забыв об угрозе с воздуха.

Откройте свой Мир!

After the eventual defeat of the Rus, the Byzantines were astonished at finding the bodies of armed women among the fallen warriors. The siege is described in detail by John Skylitzes and Leo the Deacon , although some of their assertions e. Characteristically, Leo the Deacon attributes the victory to Saint Theodore Stratelates , who purportedly led the Byzantine army under the walls of Dorostolon.

По знаку своих полководцев ромеи и русы бросились друг на друга. В бою Святослав был тяжело ранен. Согласно Льву Диакону, это случилось так: «Вот уже завязалась битва, и скифы с силой напали на ромеев, пронзали их копьями, ранили стрелами коней и валили на землю всадников. Видя, с какой неистовой яростью бросался Сфендослав на ромеев и воодушевлял к бою ряды своих, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед делать это вошло у него в обычай, и таким путем он уже поразил множество скифов , опустив поводья, устремился на предводителя росов и, ударив его мечом по ключице [373] , поверг вниз головою наземь, но не убил. Сфендослава спасла кольчужная рубаха и щит, которыми он вооружился, опасаясь ромейских копий.

Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам... Гибель Анемаса воодушевила русов. Издав победный клич для ушей ромеев это были «дикие, пронзительные вопли» , они начали теснить дрогнувшую фалангу ромеев. Тогда Цимисхий, дабы спасти положение, «созвал приближенных к себе воинов, изо всех сил сжал копье и сам помчался на врагов... Стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов». Русы, по словам Скилицы, «достойно приняли» возглавленную самим императором атаку, и сражение продолжалось с равным успехом. Не имея возможности добыть победу силой, император решил прибегнуть к воинской хитрости. Как свидетельствует Лев Диакон, Иоанн заметил, что «место битвы очень тесно» и «что по этой причине скифы теснят ромеев.

Приказание было исполнено, и росы, считая отступление ромеев настоящим бегством, с военным кличем устремились за ними, подбадривая друг друга. Но когда ромеи достигли назначенного места, они повернулись и отважно ринулись на врагов. Там завязалась жестокая битва, и случилось, что стратиг Феодор из Мисфии, конь которого был сражен пикой, упал на землю. В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его. Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности». По-видимому, русы совсем уж сильно прижали ромеев, ибо им срочно понадобилась помощь свыше. По церковному календарю это был день мучеников Феодора и Георгия.

Можно сказать, что вничью, но с преимуществом Византии, они ведь выполнили свою задачу - восстановили контроль над Балканами и Болгарией. Однако ни уничтожить, ни заставить русскую армию капитулировать не получилось. А на обратном пути князя Святослава убили печенеги. Есть версия, что это Цимисхий заплатил им за это, но это натяжка. Византийцам это было уже не надо и есть свидетельства, что наоборот - император отправил людей к печенегам с просьбой пропустить Святослава. Хотя никто ничего достоверно не знает и уже не узнает. Вот так встретились, пообщались, подрались и разошлись два великих правителя и полководца. Он подчинил княжество вятичей. В 964г. Пройдя через окско-волжские леса,землю вятичей,Святослав обрушился на Волжскую Булгарию. Разгромив её Святослав подошёл к Хазарии. Удар был стремительным. Огнём и мечом прошёл Святослав по Хазарии. Цель была достигнута. Святослав захватил огромные территории от окских лесов до Северного Кавказа. Византийская Империя при этом хранила молчание:действовал русско-византийский договор. Но теперь,когда Русь начала оказывать давление на византийские владения в Крыму,в Константинополе забеспокоились. Святослав разработал план вторжения в Подунавье. Святослав заручился нейтралитетом Византии во время похода на Дунай. В 967г. Святослав разбил войско болгарского Царя. Болгария уступила Руси нижнее течение Дуная с крепостью Переяславец. Святослав переносит сюда свою резиденцию. Появление Святослава на Дунае и поражение Болгарии встревожило Византию. Подкупив печенегов,Византия организовала их поход на Киев. Святослав отогнав печенегов в 969г. Он посадил своих сыновей в русских княжествах. В Византии пришёл к власти талантливый полководец и государственный деятель,Император Иоанн 925-976 Цимисхий. Византия потребовала ухода Руси из Подунавья. Святослав за оставление здешних городов запросил выкуп. Византия отказалась. Иоанн Цимисхий для борьбы со Святославом создал отряд "бессмертных". Святослав привлек к противоборству с Византией венгров,печенегов.

Тогда Цимисхий, дабы спасти положение, «созвал приближенных к себе воинов, изо всех сил сжал копье и сам помчался на врагов... Стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов». Русы, по словам Скилицы, «достойно приняли» возглавленную самим императором атаку, и сражение продолжалось с равным успехом. Не имея возможности добыть победу силой, император решил прибегнуть к воинской хитрости. Как свидетельствует Лев Диакон, Иоанн заметил, что «место битвы очень тесно» и «что по этой причине скифы теснят ромеев. Приказание было исполнено, и росы, считая отступление ромеев настоящим бегством, с военным кличем устремились за ними, подбадривая друг друга. Но когда ромеи достигли назначенного места, они повернулись и отважно ринулись на врагов. Там завязалась жестокая битва, и случилось, что стратиг Феодор из Мисфии, конь которого был сражен пикой, упал на землю. В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его. Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности». По-видимому, русы совсем уж сильно прижали ромеев, ибо им срочно понадобилась помощь свыше. По церковному календарю это был день мучеников Феодора и Георгия. И Лев Диакон повествует, как с неба внезапно спустился белый всадник, который стал направо и налево поражать русов. Не узнать святого Феодора было, конечно, невозможно. Правда, русы ничего такого не узрели, а заметили только, как «вдруг разразился ураган вперемежку с дождем; устремившись с неба, он заслонил неприятелей; к тому же поднялась пыль, которая забила им глаза». Сказание о небесной помощи, скорее всего, свидетельствует о том, что победа далась ромеям поистине чудом. В «горячей битве», пишет Лев Диакон, «скифы не выдержали натиска конной фаланги. Окруженные магистром Вардой, по прозванию Склир, который со множеством воинов обошел их с тыла, они обратились в бегство. Ромеи преследовали их до самой стены, и они бесславно погибали. Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи».

КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА

Стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов». Русы, по словам Скилицы, «достойно приняли» возглавленную самим императором атаку, и сражение продолжалось с равным успехом. Не имея возможности добыть победу силой, император решил прибегнуть к воинской хитрости. Как свидетельствует Лев Диакон, Иоанн заметил, что «место битвы очень тесно» и «что по этой причине скифы теснят ромеев. Приказание было исполнено, и росы, считая отступление ромеев настоящим бегством, с военным кличем устремились за ними, подбадривая друг друга. Но когда ромеи достигли назначенного места, они повернулись и отважно ринулись на врагов. Там завязалась жестокая битва, и случилось, что стратиг Феодор из Мисфии, конь которого был сражен пикой, упал на землю.

В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его. Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности». По-видимому, русы совсем уж сильно прижали ромеев, ибо им срочно понадобилась помощь свыше. По церковному календарю это был день мучеников Феодора и Георгия. И Лев Диакон повествует, как с неба внезапно спустился белый всадник, который стал направо и налево поражать русов. Не узнать святого Феодора было, конечно, невозможно.

Правда, русы ничего такого не узрели, а заметили только, как «вдруг разразился ураган вперемежку с дождем; устремившись с неба, он заслонил неприятелей; к тому же поднялась пыль, которая забила им глаза». Сказание о небесной помощи, скорее всего, свидетельствует о том, что победа далась ромеям поистине чудом. В «горячей битве», пишет Лев Диакон, «скифы не выдержали натиска конной фаланги. Окруженные магистром Вардой, по прозванию Склир, который со множеством воинов обошел их с тыла, они обратились в бегство. Ромеи преследовали их до самой стены, и они бесславно погибали. Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Императору пришлось перейти к осаде. Утром 24 апреля он приказал строить напротив Доростола укрепленный лагерь, готовить осадные машины. Военная хроника последующих дней вместила боль драматических событий, чем иные недели или даже месяцы войны. Катафракты атаковали их, но успеха не имел. После равного боя противники разъехались. В этот день по Дунаю поднялся к Доростолу большой византийский флот, но русы сумели спасти свои легкие лад перенесли их к крепостным стенам под защиту лучников 26 апреля произошел второй большой бой. Русы снова в шли в пешем строю, и снова была равная битва. Они да не ушли вечером в город, а простояли на равнине всю ночь и утро, и катафракты не решились идти в бой. Только к полудню 27 апреля, когда император выступил со все своими силами, русские воины неторопливо свернули свой стан и ушли в Доростол, оставив грекам лишь догорающие костры.

Закрыть Как отключить рекламу? Многочисленные баллисты и катапульты [9] были поставлены возле византийского лагеря, мастера возились вокруг них, приводя в боевое состояние. Император хотел завтра же придвинуть осадную технику к стенам Доростола и начать обстрел. Но русы за одну ночь вырыли поодаль от стен глубокий и широкий ров, преградивши! Князь Святослав отыскал единственно возможное средство защиты от камнеметных машин, не применявшееся ранее полководцами. Весь день 29 апреля прошел в перестрелке русских и византийских лучников через ров, не причинившей ни той, ни другой стороне сколько-нибудь существенных потерь. Ночью, воспользовавшись непогодой, русы на ладьях незаметно проплыли по мелководью между берегом и стоящими на якорях большими византийскими кораблям» и неожиданно напали на византийские обозы. Много византийцев погибло в ночной резне, были уничтожены запасы продовольствия и оружия. Осада явно затягивалась. Недели незаметно складывались в месяцы.

После этого Святослав вернулся в Переяславец. Апрель 971 года. К ноябрю 970 года мятеж Варда Фоки в Малой Азии был подавлен. Войско Варда Склира переправилось обратно в Македонию и Фракию, где расположилось на зимних квартирах.

Подготавливая поход на Святослава, Иоанн Цимисхий приказал свезти много хлеба и прочих припасов в Адрианополь совр. Эдирне , а также снарядить флот из 300 кораблей. В апреле 971 года Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию. Флот блокировал Дунай, сухопутное войско около 10 апреля беспрепятственно перевалило через горные проходы и вышло к болгарской столице Преславу.

Лев Диакон называет силы Цимисхия в 15 тыс. Скилица сообщает, что Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. Несмотря на фактор неожиданности, русы «тавроскифы» успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов.

Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. Скилица оценивает общую численность русов в 8500 воинов, а Лев Диакон в такое же число оценивает их потери в этом бою. На следующий день к грекам подтянули осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. По археологическим раскопкам высота стен крепости составляла около 3.

Вскоре византийцы ворвались в город, а русы отступили в царский дворец с оградой. Был захвачен болгарский царь Борис, которого император Цимисхий принял с подобающим почётом. Потеряв при штурме царского дворца до 150 воинов, греки подожгли его, выкуривая засевших там русов числом до 7—8 тыс. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и почти всех перекололи.

Однако воевода Сфенкел с немногим числом воинов сумел уйти к Святославу. По сообщению Диакона «в этой битве погибло также множество мисян [болгар], сражавшихся на стороне врагов против ромеев». После празднования Пасхи византийское войско двинулось на Доростол, опорный город Святослава в Болгарии. Осада Доростола.

Апрель—июль 971 года. Часть болгарских городов добровольно подчинилась грекам, другие отдавались на разграбление. Святослав, согласно византийским авторам, пытался подавить провизантийские настроения среди болгар террором: «Поняв по зрелом размышлении, что, если мисяне склонятся к ромеям, дела его закончатся плохо, он созвал около трехсот наиболее родовитых и влиятельных из их числа и с бесчеловечной дикостью расправился с ними — всех их он обезглавил, а многих других заключил в оковы и бросил в тюрьму. Силу Святослава Лев Диакон оценил в 60 тыс.

Армии противников сошлись на поле в 12 км от Доростола. Сражение состоялось 23 апреля 971 года. Диспозицию войск описал Диакон: «Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой.

На следующий день греки разбили укреплённый лагерь возле стен Доростола. Так началась осадная война, растянувшаяся на почти 3 месяца. Доростол представлял собой сильную крепость на правом берегу Дуная, которую греки не рисковали штурмовать, но только подвергали обстрелу из камнемётных орудий. В ходе осады русы часто делали вылазки против греков, в стычках гибли как знатные византийские военачальники Иоанн Куркуас, отличившийся ещё при разгроме флота князя Игоря в 941 , так и вожди русов Икмор и Сфенкел.

В 20-х числах июня 2 тыс. Скилица заметил, что «снимая доспехи с убитых варваров, ромеи находили между ними мёртвых женщин в мужской одежде, которые сражались вместе с мужчинами против ромеев. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет.

Художник Игорь Дзысь, реконструкция Михаила Горелика. Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Боевой порядок византийского войска состоял из двух линий: в первой линии в центре стояла пехота, а по флангам конные латники, составлявшие два крыла; во второй линии построились непрерывно стреляющие лучники и пращники. Юрий Лазарев.

Росы, которыми руководила их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя, как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство». Бой шел с переменным успехом. Но когда солнце стало клониться к закату, Цимисхий отправил против русов конницу. Русы не выдержали ее натиска и укрылись за стенами Доростола. Началась осада города Иоанном I Цимисхием, в распоряжении которого было около 40 тысяч солдат и 300 кораблей. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. Сергей Покотилов. Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, щиты и выставив копья.

Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. На утро бой возобновился. К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд. Опасаясь оказаться отрезанной от города, дружина Святослава отступила за крепостные стены. Но его остановили византийцы. Битва продолжалась несколько часов, но в результате Святослав был вынужден отойти обратно в город. Генрих Семирадский. Лев Диакон писал: «Русские похоронили убитых по своему обряду и, желая умилостивить своих богов, принесли им языческие жертвы: «Они нагромоздили их [мертвых] перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, много пленных, мужчин и женщин.

Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их вводах Истра».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий