Новости неделя мытаря и фарисея толкование

Смиряяй же себе вознесетсяНеделя о мытаре и фарисее. Ведь Христос в притче о мытаре и фарисее дает оценку нашим молитвам. А мытарь вел себя совершенно наоборот. Он стал вдали и очень был далек от фарисея не только по расстоянию места, но и по одежде, по словам и по сокрушению сердца. Поэтому в церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: “Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению”.

Неделя «О мытаре и фарисее». Камертон всего Великого поста

И вот последним чтением, - в котором речь шла о мытаре Закхее, который был растроган вниманием к нему со стороны Христа и принес покаяние, - этим чтением в церковном календаре закончился перечень недель после святой Пятидесятницы. Закончился второй богослужебный период евангельских зачал. С сегодняшнего дня мы с вами вступаем в третий период, в особый круг богослужений, которые содержатся в книге, именуемой Триодь постная. Она станет нашим основным молитвенным кормчим вплоть до дня Великой Субботы. Этот новый этап начинается с евангельских чтений четырех предпостовых Недель: это будет неделя о мытаре и фарисее, далее неделя о блудном сыне, затем неделя о Страшном суде, и, наконец, неделя, в которую мы горестно вспоминаем изгнание Адамово из рая, именуя ее Прощенным воскресением.

Все чтения этих недель, этих воскресных дней распределяются между евангелистами Матфеем и Лукой. И все они посвящены подготовке к достойному прохождению постного подвига.

Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту.

Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы — «до зрака раба» Флп. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного. Неделя о Мытаре и Фарисее — в православном церковном календаре относится к Сплошным Седмицам — пост отменяется даже в среду и пятницу.

Таким образом даже церковные правила напоминают нам о недостаточности соблюдения правил. Кондак Недели о мытаре и фарисее глас 3 Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся.

Ибо он не сказал: благодарю Тебя, что Ты удалил меня от неправды, от грабительства, но как? Совершенство приписал себе и собственной своей силе. А осуждать других, как это свойственно человеку, знающему, что все, что ни есть, он имеет от Бога? Ибо если бы он был уверен, что он по благодати имеет чужие блага, то без сомнения не стал бы уничижать других, представляя себе в уме, что и он, по отношению к собственной его силе, равно наг, а по милости облечен даром. Поэтому фарисей, как приписывающий совершенные дела собственной силе, высокомерен, а отсюда дошел и до осуждения других. Господь обозначает высокомерие и отсутствие смиренномудрия в фарисее и словом: "став". Ибо у смиренномудрого и вид смиренномудрый, а фарисей и во внешнем поведении обнаруживал тщеславие. Правда, и о мытаре сказано: "стоя", но смотри, что далее прибавлено: "не смел даже поднять глаз на небо".

Поэтому стояние его было вместе и преклонением, а у фарисея и глаза, и сердце поднимались к небу. Посмотри и на порядок, какой представляется в молитве фарисея. Сначала он сказал, каков он не есть, а потом перечислил и то, каков он есть. Сказав, я не таков-то, как прочие люди, он выставляет и разные добродетели: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Ибо должно не только уклоняться от зла, но и творить добро Пс. И прежде должно удалиться от зла, а потом приступить к добродетели, подобно тому, как желая из мутного источника почерпнуть чистой воды, ты должен прежде вычистить грязь, а потом уже можешь черпать чистую воду. Приметь и то, что фарисей не сказал в единственном числе: я не грабитель, не прелюбодей, как прочие. Он не позволил даже просто на словах приложить поносное имя единственно к своему лицу, но употребил сии названия во множественном числе, о прочих. Сказав, я не таков как прочие, он противопоставил сему: "пощусь два раза в неделю", то есть два дня в неделю. Речь фарисея могла иметь глубокий смысл.

Вопреки страсти прелюбодеяния он хвалится постом.

Но ведь смысл в том, что мы должны подражать делами не мытарю, а скорее, стараться выполнять установленное, подобно фарисею. Следует любить закон Божий так, как чтил его фарисей, но уже закон в новом, Христовом, евангельском духе. Фарисей был очень неправ в одном — он гордился своей праведностью. А сейчас бы мы сказали: он привык быть праведным, воспринимал это как данность. Да, к сожалению, бывает так, и довольно часто, что христианство становится привычкой, а не живой верой и духовным горением. Ощущение, что одно и то же повторяется каждую неделю, из года в год ничего не меняя в душе, сближает нас с состоянием фарисея.

Привычки быть христианином необходимо избегать, следует бороться с ней. Мы должны быть подобны фарисею в делах праведности, не гордясь этим и не допуская привычки к христианской жизни — как будто механически молиться, ходить в храм, исполнять закон. Все это должно быть живой верой. Как приобрести живую веру? Прежде всего, надо желать ее. Желать, чтобы Господь был рядом со мной в этой жизни.

5 февраля – Неделя о мытаре и фарисее. Первый зов великопостной весны

Свое название Неделя о мытаре и фарисее получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией. Этому есть два объяснения, одно так сказать народное звучит так: раз фарисей из притчи Господней говорит, что постится дважды в неделю, мы именно в эту неделю не постимся вообще. «Притча о мытаре и фарисее на фреске церкви Святой Троицы в Никитниках в Москве (расписана ок.

Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?

Оно появляется с началом пения Постной триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной вечернее богослужение в субботу вечером вплоть до пятого Воскресения Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее Лк. Эта притча задает тон на весь Пост.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» Флп.

Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться.

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено. Будь, говорит, неизменен и «не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» Пс. Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя Быт.

Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания. Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это то же, что и от Христа; второе — то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей.

Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете. Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.

Господь не перестает истреблять страсть высокомерия сильнейшими доводами. Поскольку она более всех страстей смущает умы людей, постольку Господь и учит о ней часто и много. Так и теперь Он врачует худший вид ее. Ибо много отраслей самолюбия.

От него рождаются: самомнение, хвастовство, тщеславие и пагубнейшее всех высокомерие. Высокомерие есть отвержение Бога. Ибо когда кто совершенства приписывает не Богу, а себе, тот что иное делает, как не отрицает Бога и восстает против Него? Сию-то богопротивную страсть, против которой Господь вооружается, как неприятель против неприятеля, Господь обещает уврачевать настоящей притчей.

Ибо Он говорит ее к тем, кои уверены были о себе и не приписывали всего Богу, а поэтому и других уничижали, и показывает, что праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую степень и уподобляет его бесу, иногда принимающему на себя вид равного Богу. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже!

Ведь тот, который ушёл из храма менее оправданным, он явно, если подумать, взвесить на весах, гораздо благочестивее того, второго. Второй — совершенно очевидно — явный грешник. Для современного читателя, который не знает, которому трудно понять, который считает, что вся грешность этого мытаря заключается в его собственном признании, в его словах «Господи, будь милостив ко мне, грешному». Ну раз «грешному», значит он грешник. Но на самом деле, кто знает, что такое мытарь, знает, что он очень грешен. По тем временам, по тем представлениям, более грешен только убийца с большой дороги. Потому что это люди, которые служили оккупационной власти, которые занимались тем, что обирали своих соотечественников.

Они собирали налоги, собирали всякие таможенные пошлины, и так далее, и при этом они сами очень здорово наживались. Две недели назад мы говорили о Закхее, начальнике мытарей, человеке богатом. А этот, может быть, простой мытарь, не начальник, этот человек из сегодняшней притчи. Но тоже очевидно грешник. А фарисей — посмотрите, как он благочестив: он не согрешал, он не прелюбодействовал, он постится два раза в неделю, прямо как мы с вами. Он даёт десятину со всего, этому мы ещё не научились, а он это уже умеет. Он всё умеет, он всего достиг. Ему и просить-то у Бога нечего, и он благодарит Бога — казалось бы, самая бескорыстная, самая замечательная молитва благодарения. Наше таинство, которое мы совершаем, так и называется — евхаристия, в переводе на русский язык «благодарение».

Разве не так нужно молиться, разве не так нужно предстоять перед Богом?

Человек не о душе заботится, а именно о шкуре, об оболочке души, ему нужно продлить жизнь своего тела. Для чего? Ну продлили еще на десять, ну на сто лет. Многие ученые мужи, целые коллективы ученых во всем мире бьются над этой проблемой: как продлить. Продлить что? Вот это безобразие, которое почему-то называется жизнью, когда человек служит самому себе. Разве это жизнь?

Ну даже если двести, триста, тысячу лет проживешь, все равно придет момент, когда все, что ты строил без Бога, рухнет. Потому что человек, ставя в своем сердце вместо Бога самого себя, превращается в фарисея. Почему Христа распяли? Почему вдруг такие грамотные, умные, постящиеся и знающие закон люди не увидели во Христе Сына Божия, а кричали: «Распни, распни Его»? Как же так? Ведь вы же знаете закон, знаете книги пророков, почему же вы не увидели, что все пророчества на Нем исполнились? А потому, что гордость ослепляет полностью. Любому человеку скажи: «Ты горд» — и вот первое движение его души, он скажет: «Нет».

Лучшее доказательство гордости эти слова. Потому что, если человек имеет гордость, она его ослепляет. Почему нам часто на исповеди не в чем каяться? Почему мы не умираем под тяжестью собственных грехов? Почему мы не седеем от ужаса из-за того, как проводим свою жизнь? Почему мы беспечны? Почему рвемся вперед? Да потому, что не видим, как лезем на эти острые шипы грехов.

Гордость делает нас полностью слепыми, мы совершенно не понимаем, что мы делаем, что творим, куда идем. И только тогда, когда в человеке начнется процесс истинного покаяния, когда он увидит, как мытарь, море своего безумия, море своих грехов, своей бесполезности поедания кислорода на этой земле, никчемного, ненужного, гнусного существования, когда человек ужаснется — он поймет, что не может сам выйти из этого состояния. И он сразу будет нуждаться в Спасителе, сразу обратится к Нему, будет бить себя в грудь и говорить: «Боже, милостив буди мне, грешному». И вот это и есть начало выздоровления. С этой молитвы мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному» — начинаются утренние молитвы православного христианина, чтобы ввести нас в чувство покаяния, потому что покаяние есть оживление души, это есть начало видения истины. А истина эта очень неприглядна. Она заключается в том, что вдруг мы видим, что мы гораздо хуже каждого из тех, кто нас окружает. Мы сами себе прощаем, сами себе позволяем делать маленькие гнусности, которые постепенно в процессе нашей жизни превращаются в большие.

Мы сами постепенно, час от часа, усыпляем собственную совесть и в результате превращаемся в фарисеев. И приходим в храм, как к себе домой, с наглым видом, покупаем здесь все, что нам нужно: хочу это куплю, хочу это, это я закажу, здесь я поставлю. Но это пустая трата времени, денег и сил. Все это бесполезно до тех пор, пока не начнется в нас процесс выздоровления души. А он начинается со слов: «Боже, милостив буди мне, грешному». Но нас ужасает не груз грехов, нас ужасают болезни тела. Нас больше всего беспокоит этот дискомфорт, что где-то что-то болит. И нам не страшно, что у нас душа не только болит, а, может быть, она давно уже умерла и мы духовно гнием заживо.

Жизнь есть общение с Богом, и если этого общения не происходит, то человек не живет. Жизнь человека отличается от жизни животных тем, что он способен познать Бога. Потому что человек носит отпечаток Божества, человеку дан Божественный разум, человек носит образ Божий, чтобы через этот образ, который в нем заложен, познать Создавшего его. А мы, будучи в грехе, забыв Бога, превратились в муравьев, которые все тащат себе, рассматривая все окружающее только для себя. И так мы и детей воспитываем, и так мы относимся к родственникам.

Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer

Избегайте фарисейской гордости, которая искушает и низвергает людей в погибель, делает их слепыми. Ведь слепой не видит путей и спотыкается. Не образ ли это нам и современной нашей жизни? Слепота наша в том, что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы, и грех остается в нас! Фарисейство — наша слепота губительная. Всякий фарисей, оставь свою гордость, приди со смирением мытаревым ко Христу, и в Нем найдешь просвещение".

Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» Флп. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее полностью доминирует основная идея: восхваляется только одна добродетель — смирение, и осуждается преимущественно одна страсть — гордыня. Многократно эта мысль выражается призывами «ненавидеть» гордыню фарисея и «ревновать» смирению мытаря: «мытаревым ревнуй добрым, и фарисейскую злобу возненавиждь» 1-я песнь канона, 2-й тропарь; см. Понятно, что «ненависть» к гордыне должна выражаться в ее патологическом неприятии, тогда как ревность к стяжанию смирения означает, что все усилия души должны быть подчинены этому стремлению. Что интересно, однажды звучит призыв подражать фарисею естественно, не в гордыне, а в ревности к исполнению обрядовых предписаний : «Фарисеевы добродетели потщимся подражати» 5-я песнь, 1-й тропарь. Хотя эта мысль выражается всего один раз и такой краткой фразой, этим утверждается тезис о том, что соблюдение человеком обрядовой стороны религии — также нравственно благое дело. При этом своими «успехами» в исполнении обрядов ни в коем случае не следует гордиться тем более что любые добрые дела и успехи человека лишь в меньшей степени являются плодами его усилий, но в большей степени становятся возможными благодаря содействию благодати Божией. Отмена поста в седмицу после недели о мытаре и фарисее. В седмицу после недели о мытаре и фарисее Церковь отменяет пост в среду и пятницу поэтому она называется « сплошной седмицей ».

Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!

Фарисей в своей молитве не обращается с благодарностью Богу, а просто любуется самим собой. Когда они окончили молитву, мытарь был более оправдан Богом, чем фарисей. В конце притчи сказано, что всякий возносящий себя смирится, а смиряющий — вознесется. Через эту притчу Господь обращается к нам с вами, он ждет, чтобы мы пробудились от сна нечувствия и посмотрели в свою душу и сердце. Мытаря и фарисея можно рассмотреть как два разных устроения души человеческой, одно — приятное Богу смиренное сердце, а другое — противное Богу, гордое и надменное сердце. Устроение фарисея таково, что внешне он старается быть безупречным, хорошим, соблюдать все церковные предписания и обряды, и в этом нет ничего плохого, а даже похвально. Беда фарисея в том, что он делает все это напоказ, гордится своими добрыми делами, и самое страшное — он превозносится и осуждает ближних. За это гордое сердце он теряет свою награду и отпадает от Бога. Устроение мытаря такое, что он осознает свои грехи, свою внутреннюю нечистоту и плачет пред Богом, надеясь получить прощение не за какие-нибудь добрые дела и заслуги, но только в надежде на любовь и милость Божию. Жак-Жозеф Джеймс Тиссо. Графит, акварель Вот пред нами на примере притчи показаны страсть гордости фарисея и добродетель мытаря — смирение.

Главное меню

А мытарь вел себя совершенно наоборот. Он стал вдали и очень был далек от фарисея не только по расстоянию места, но и по одежде, по словам и по сокрушению сердца. Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: «Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению». О подготовительном периоде к Великому посту, который начался сегодня, в Неделю о мытаре и фарисее, рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин. Евангелие первой подготовительной недели — притчу о мытаре и фарисее — читала вместе с «Фомой» Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. Горького РАН. Темой всенощной первого воскресения, готовящего нас ко вступлению в Великий пост, будет притча о мытаре и фарисее. В православном церковном календаре Неделя о мытаре и фарисее (наряду с Неделей о блудном сыне, мясопустной и сыропустной неделями) является одной из четырёх подготовительных к Великому посту.

Притча о мытаре и фарисее: толкование, неделя 2023

Недаром неделей «мытаря и фарисея» начинается подготовка к Великому посту, который начнётся через три недели. Святые и подвижники благочестия о молитве мытаря (Из слов и проповедей в Неделю о мытаре и фарисее): архим. Накануне Великого поста Церковь вспоминает притчу Христову о мытаре и фарисее. Это квинтэссенция, это основная суть всего, что Лекционарий желает сказать своим слушателям в Неделю о Мытаре и фарисеи.

Неделя о мытаре и фарисее: чем опасны святоши?

В результате, человек теряет любовь к ближнему и грешит против заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Поэтому тем, кто поступает правильно, безукоризненно следуя христианским заповедям, важно пересмотреть свое отношение к вере. Осуждение, гнев, обсуждение тех, кто поступает неправильно и грешит, — явные признаки гордыни, которая считается сатанинским грехом. Христос не раз обличал фарисеев, которые в сердце не имели любви, хотя правильно исполняли все законы. Впоследствии, не без их участия, Иисус был распят. Поэтому в Неделю о мытаре и фарисее важно иначе посмотреть на собственные добродетели и задуматься о том, нет ли в нас гнева, осуждения и стремления возвыситься за счет унижения других людей, даже если они поступают неправильно. Как появилась Неделя о мытаре и фарисее, и что происходит во время богослужений Константинопольская традиция закрепила Неделю о мытаре и фарисее как третью перед Великим постом. Богослужения , проводимые в это воскресенье, имеют следующие особенности: читается Притча о мытаре и фарисее; на утренней службе читают покаянные тропари; читаются кондаки Триоди и Минеи; поют песнопения Постной Триоди. С Недели о мытаре и фарисее на церковных службах звучит особое покаянное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Оно посвящается покаянию, которое помогает человеку следовать примеру не фарисея, который считал себя правильным, а мытаря. Кроме того, в богослужениях звучат заповеди блаженства из Октоиха, которые напоминают о том, кто наследует Царствие Божье и призывает каяться в грехах.

На утренней службе к богослужениям добавляются: «Кондак Триоди», глас 4; «2-е Послание апостола Павла к Тимофею»; «Евангелие от Луки», зачало 89; «Причастен». В остальном, воскресное богослужение ничем не отличается от остальных. Самое важное, вслушиваясь в слова молитвы , не забывать о том, что презрение к ближним тоже является грехом, которому особенно подвержены те, кто делает все по их мнению правильно. Протопресвитер Александр Шмеман о мытаре и фарисее Говоря о причте, Александр упоминает о том, что фарисейство и гордость настолько завладели сердцами людей, что они просто не замечают их. Причем, это происходит не только на уровне единого человека, но и мышления целых государств и стран. В современном мире не обойтись без саморекламы, невольного возвышения над теми, кому нечем гордиться.

Фарисей встал и молился про себя так: «Боже!

Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — корыстолюбцы, беззаконники, прелюбодеи, или хотя бы как вот этот мытарь. Нет, я соблюдаю пост дважды в неделю и жертвую десятую часть всего моего прибытка! Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен. Молитва мытаря.

Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы Закона Моисея. При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощренными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Горы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мертвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея «тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение но всему миру имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет. Песнопение недели о мытаре и фарисее В Неделю мытаря и фарисея на Всенощной в Церкви начинают петь особое песнопение. Эта молитва коленопреклоненная — когда ее поют, все в храме опускаются на колени. Перевод со старославянского: Жизнодавец! Открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен: но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости. Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда: но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости. Стихира о мытаре и фарисее поется на Всенощном бдении Автор: Ведьмочка.

Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба». Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу поэтому она называется «сплошной седмицей» , показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления — запрещение вкушать мясную пищу. Подать Записку Дорогие братия и сестры!

ПЕРВАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СЕДМИЦА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ.

Одним словом — фискал и доносчик. Итак, перед нами парадокс. Христос приводит своим слушателям в пример не многословную молитву почтенного и всеми искренне уважаемого хранителя традиций и общественных устоев. Господь указывает на особую энергию именно безыскусных бормотаний и подавленных стонов «полицая». Именно они приятны Богу. В чем же источник их силы? Все очень просто. В сердце мытаря живет глубокое осознание того, что он проиграл.

Это конец. Ненавидят люди. Презирают собственные дети. Да и сам он себя ненавидит и презирает. Он никому не нужен. Он словно испорченная деталь. Ненужный элемент.

Ему нет места в этой жизни. И вся его стабильность держится лишь на милости работодателей-оккупантов, для которых он просто прихвостень и холуй и которые больше уважают тех, кто с ними сражается, чем такое ничтожества, как он. Все идеи, как что-то изменить в своей жизни, как выйти из этой круговой поруки, давно закончились. А потому и бормочет он: «Боже! Нечем похвастаться. Нет ни заслуг, ни добродетелей. Состояние полного фиаско.

Мытарь всем своим существом перестает ощущать в себе опору. Он словно висит в пустоте над бездной. Только одна теперь надежда — Бог.

По идее мы этому должны учиться весь церковный год и всю нашу оставшуюся жизнь.

Но как-то не получается — то времени нет, то быт заедает, то суета затягивает, то очень устали, а то и депрессия и ещё что-то. И церковь знает эту нашу слабость, знает нашу духовную немощь и выделяет это время, чтобы мы хотя бы в это время как-то немножко собрались, раз уж не можем быть всегда собранными, всегда настроенными на Царство Божие. Чего-то попробовать добиться, чему-то научиться. И это, конечно, опять же особое время молитвы.

Но что есть молитва, кому мы должны молиться, о чём мы должны молиться? Сегодняшняя притча, она в какой-то степени уже готовит нас к этому времени и показывает, как надо и как не надо молиться. Два человека пришли в храм помолиться. Они оба пришли с благой целью.

Они оба пришли, чтобы предстать пред Богом. Они оба пришли, чтобы помолиться. Но один из них ушёл из храма более оправданным, чем другой. И это вызывает недоумение — как, почему?

Ведь тот, который ушёл из храма менее оправданным, он явно, если подумать, взвесить на весах, гораздо благочестивее того, второго. Второй — совершенно очевидно — явный грешник. Для современного читателя, который не знает, которому трудно понять, который считает, что вся грешность этого мытаря заключается в его собственном признании, в его словах «Господи, будь милостив ко мне, грешному». Ну раз «грешному», значит он грешник.

И до сих пор в армянской церкви этот пост существует. У этого поста есть еще одно название — пост ниневитян. События Ветхого Завета здесь выступают как прообраз, как ниневитяне покаялись от проповеди пророка Ионы и наложили на себя пост, так и пост, который держали жители Армении, был связан с покаянием и подготовкой ко крещению всей страны. Есть и другая версия происхождения этого краткого поста, связанная с именем Византийского императора Ираклия. Будучи этническим армянином, император Византийской империи Ираклий принял империю на грани гибели, когда казалось, что судьба государства висит на волоске от полного уничтожения, и только помощь Господа и Пресвятой Богородицы позволили миновать печальные события. При Ираклии в 626 г. Его соблюдение отделяло людей разных государств друг от друга. Ввиду такого значения этого поста, а он обладал большой нравственной силой, его соблюдение вызвало ответную реакцию Церкви Православной.

Итак, цель восхождения у обоих была тождественна, но направление в молитвенном устроении было противоположное. Ибо один взошел сокрушенным и смирившимся, научившись у Псалмопевца-Пророка, что «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит». А фарисей взошел весьма надмеваясь и кичась и выставляя себя праведником, и то — пред лицом Бога, перед Которым вся наша праведность не больше драных рубищ. Григорий Палама.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий