С докладом на данную тему выступил настоятель Успенского храма г. Красногорска протоиерей Константин Островский. «70-летний юбилей отмечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма Красногорска.
«Умереть нам не удастся. 200 советов спасающимся»
Протоиерей Константин Островский. Среди пострадавших от коронавируса священнослужителей один из самых известных — протоиерей Константин Островский. Павел Островский. Протоиерей Константин Островский о судьбе церковной общины в современном мире. Протоиерей Константин Островский Красногорск.
Точка зрения. Протоиерей Константин Островский.
Священный синод Александрийского патриархата в Старом Каире отстранил от служения патриаршего уполномоченного в Африке епископа Константина Зарайского (Островского). Слово архимандрита Константина (Островского) при наречении во епископа Зарайского, викария Московской епархии. Нахабинский священник Павел Островский провел молебен у мемориала в память о погибших при теракте в «Крокус Сити Холле». Новости и политика. В «Ковчеге» нашего монастыря прошла встреча духовенства Минской епархии с протоиереем Константином Островским, преподавателем пастырского богословия Коломенской духовной семинарии.
Протоиерей Константин Островский: благословлять акции Энтео нельзя
Один ест и гордится своим постничеством; другой укоряет себя за то, что не может обойтись без разносолов; третий проклинает авокадо и мечтает поесть варёной картошечки, а четвёртый просто Богу молится. Можно и ещё добавить разных сотрапезников. Если я не выдерживаю без мясного вкуса во рту, поэтому ем сосиски и каюсь в чревоугодии, то могу надеяться на милость Божию. А если я ем их в пост и считаю себя правым, то это можно сравнить с мытарем из притчи, который встал на почётное место и возвещает, что он лучше прочих людей. Этакий мытарь-фарисей — что может быть хуже! Одним из важнейших и, кстати сказать, общим, как для новоначальных, так и для продвинутых христиан смыслов поста является смирение перед Церковью. Раз вся Церковь постится, раз она установила такие правила, то буду стараться их соблюдать, даже если что-то мне в этом непонятно. Если человек так рассуждает, это само по себе добрый залог его будущего духовного преуспеяния.
Владимира» 2015 — митра 2016 — орден прп. Андрея Рублева III ст. Награды светские: Благодарственное письмо Красногорского муниципального района 2001 г. Благодарственное письмо Красногорского муниципального района 2002 г. Знак «Благодарю» 2005 г. Почетная грамота Красногорского муниципального района 2006 г.
Таков лейтмотив всей книги. Как и от чего спасаться современному человеку, окруженному со всех сторон соблазнами, - об этом размышляет протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма.
Уж если сотворены мы Богом бессмертными, то, хорошо ли, плохо ли живем, умереть нам не удастся, даже если кому-то очень хочется. От нас зависит не "жить или не жить вечно", а "вечно мучиться или вечно блаженствовать".
Ну, что ж? Мы, может быть, с соседним капитаном не приятели, может, я любитель поболтать, а он молчун, но мы делаем общее дело; когда нужно, помогаем друг другу, жизнью жертвуем друг за друга — так не всегда бывает, но так должно быть. Братские молебны Иногда на приходах устраивают особые молебны для сотрудников или для духовных чад. Это обычное и доброе дело.
Например, можно устроить молебен с сотрудниками перед началом каких-то важных работ по храму. Если кто-то из духовных чад какого-нибудь батюшки заболел, а друзья болящего тоже духовные чада того же батюшки просят духовного отца отслужить молебен о здравии, очень хорошо. То же касается и других треб. Но у меня был вот какой опыт в девяностые годы. Наша приходская община тогда была большой компанией друзей, и я решил для внесения в компанейскую жизнь дополнительной церковности устраивать раз в неделю «братские молебны», собираясь за час до общей вечерней службы. Однако со временем стало заметно, что многие из нашей компании ходят на «братские молебны» неохотно, зато другие прихожане, прослышав о таких богослужениях, наоборот, постепенно подтягиваются.
Стало ясно, что не молитва в центре наших отношений. И возник вопрос о «других прихожанах»: они для меня что — не свои? Приходская взаимопомощь Один батюшка как-то рассказывал, что на приходе, где он вырос, если кто-то из прихожан тяжко заболевал, то звонил настоятелю, а тот оповещал членов общины и просил по возможности помочь болящему. Это, конечно, прекрасно. Но лучше бывает, если и без звонка батюшке находятся брат или сестра, готовые помочь. Хорошо, когда духовник организует взаимопомощь, но ещё важнее учить людей относиться друг к другу по-христиански, не дожидаясь подсказки.
Лучше, когда люди просто помогают друг другу в случае нужды, а вот, когда братской взаимопомощи не хватает, обращаются к настоятелю, и он решает вопрос. Но лучше, когда до «решает вопрос» дело не доходит. В гости к прихожанам Насколько близко священник должен общаться с прихожанами? Созваниваться, встречаться или всё только в стенах храма? Думаю, что все мы разные — у кого-то это складывается естественно, и люди получают пользу. Знаю одного старенького, очень интеллигентного, обаятельного и благочестивого батюшку, при этом прекрасно светски образованного — художник, архитектор.
Духовные чада часто приглашают его в гости. А у кого-то общение с прихожанами может складываться по-иному, но это не значит, что хуже. Есть вещи, которым вообще невозможно научить, это дары, которые, если есть, человек должен их во славу Божию использовать. А если нет, то нет. Но, значит, есть иные дары. Вот, например, знаю одного священника: доброй нравственности, молитвенник, иконописец, очень тихий человек, друзей у него кроме жены нет — ну и хорошо.
Один батюшка рассказывал, что живёт в обычном многоэтажном доме, и с ним в одном подъезде, несколькими этажами ниже живёт прихожанка, которая у него исповедуется, и в соседнем подъезде тоже живёт прихожанка, которая у него исповедуется, причём, каждую неделю. Но он ни у той, ни у другой никогда не был в гостях. Не очень-то душевно, конечно. А, с другой стороны, если общего дела нет, обязанности общаться нет, серьёзная дружба не сложилась, вести же светские беседы нет привычки, неужели нужно вымучивать из себя общение? Батюшка тот занят по службе каждый день с утра до вечера, любую свободную минуту старается уделять семье. Он своим соседкам служит как духовник и благодарен им, что они не зовут его в гости, а дают отдохнуть.
Отцы приходят и уходят — Отечество пребывает вовек Даже когда общину много лет возглавляет истинный пастырь, с его уходом кончиной, переводом она обычно вскоре исчезает или в корне меняет свой характер. Приход как административная единица может, конечно, сохраниться, но… всё не то. Как избежать этого? А нужно ли избегать? Действительно, именно общины, сложившиеся вокруг духовно и душевно одарённых пастырей, когда по какой бы то ни было причине лишаются этого отца, испытывают тяжёлый кризис и обычно вскоре перестают существовать по крайней мере, в качестве общины духовных чад. Если есть преемник отца, могут продержаться ещё одно, так сказать, поколение.
Тут в качестве примера можно вновь вспомнить приход Николы в Кленниках на Маросейке в Москве. Праведный старец Алексий Мечёв ещё до своего отшествия ко Господу сделал своим преемником протоиерея Сергия Мечёва , своего сына, клирика того же храма, будущего священномученика. И община сохранилась, потому что был всеми признанный преемник духовного отца. А после ареста отца Сергия преемника уже не было, да и храм закрыли, и община, хотя и долго держалась, но, конечно, не смогла сохраниться. Сейчас в храме Николы в Кленниках восстановлен приход, и память о тогдашней Маросейской общине свято чтится, хотя теперь там, естественно, другая община. Но в том, что общины духовных чад, как правило, не сохраняются после кончины духовного отца, нет ничего страшного и даже плохого.
Люди, в том числе святые, приходят и уходят, а Церковь пребывает вовеки. Своих наставников будем почитать, молиться о них, слушаться их. А оставшись без руководителя, не будем унывать, потому что Бог никогда не оставит своим наставлением, тех, кто хочет жить по воле Божией. Фрагмент из книги «Красные врата» Почему разваливаются приходские общины? Совместная деятельность должна сплачивать прихожан или, наоборот, быть плодом их сплоченности? Надо ли настоятелю стремиться к тому, чтобы все прихожане непременно дружили и хорошо друг друга знали?
Что должно быть в основании общины, чтобы приход не развалился в один момент? Когда я стал настоятелем в Красногорске, много молодежи собралось в храме, я пришел в некий восторг… Сейчас со стыдом вспоминаю о том своем восторге. По милости Божией, не развалился приход, а у одного очень уважаемого мной священника, в своё время, все рухнуло, все его бросили. Потому что в основу было положено не духовное, а душевное. Потом новые люди пришли, сейчас у него другая община. У нас до этого не дошло, все как-то само собой подкисло, а потом выправилось.
Потому что изначально община основывалась на дружбе, а не на службе. А дружеские отношения — в духовной жизни непрочный фундамент. Я этого не скрывал — говорил и говорю, что основание общины в служении, а не во взаимоотношениях.
«Путь к священству». Епископ Зарайский Константин
Комментирует протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма г. Красногорска, благочинный церквей Красногорского округа. Протоиерей Константин Островский Протоиерей Константин Островский: Страшный Суд ждёт каждого из нас, а не только террористов. Должен ли священник читать прихожанам лекции и организовывать чаепития, как любовь к общению путают с духовной жизнью и почему не стоит переживать, если люди покидают приход, рассказывает протоиерей Константин Островский.
Протоиерей Константин Островский: Думаю, что мы воспитали сыновей неплохо
Биография Родился 3 августа 1977 года в Москве в семье священника. В 1994 году окончил среднюю школу и детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме города Красногорска. В 1990—1995 годы исполнял различные послушания в Успенском храме города Красногорска. В 1995—1999 годы обучался в Московской духовной семинарии. В 1999 году поступил в Московскую духовную академию , которую окончил в 2003 году.
В 1997—2002 годы исполнял иподиаконское послушание у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Пояркова. В 2002 году назначен проректором Коломенской духовной семинарии по воспитательной работе. С 2003 года руководил хором Коломенской духовной семинарии.
Выгодная стоимость доставки при заказе от 3000 рублей! Умереть нам не удастся. Записки и проповеди. Протоиерей Константин Островский В книгу протоиерея Константина Островского «Умереть нам не удастся» включены его записки и проповеди, объединённые темой подготовки к Царству Небесному. Эта книга — размышление о временной и вечной жизни, о Страшном Суде, о том, как и от чего спасаться современному человеку, окружённому со всех сторон соблазнами, а внутри связанному своими страстями.
Многая лета! Протоиерей Константин Островский родился в 1951 году в Москве.
В 1974 году окончил Московский институт электронного машиностроения. Работал программистом.
А в отношении темы выгорания — тема серьезная, тема, касающаяся меня уже и в моем нынешнем статусе, потому что общаюсь с большим количеством духовенства. Тема выгорания очень связана с темой духовной жизни. Большая проблема современных православных мирян и не только мирян, но и даже священнослужителей, что какие-то вехи внешние церковные достигнуты, вот и многое знаешь, и многое умеешь, и признание имеешь... Лаврентьева — И тупик. Епископ Константин — А духовно собой не занялся, и происходит этот разрыв. Потому что внешнее вдруг неожиданно начинает надоедать, и все это, естественно, надоедает, как любое дело может надоедать, а основы нет.
Поэтому эта тема связана для меня. У меня выгорания никакого никогда не было. Правда, духовные проблемы всегда были и могли быть, это у любого человека, естественно. Но для меня всегда была важно хотя бы уже на уровне, не говорю уж дела, на уровне мысли — тема духовной жизни — молитвы и подготовки к вечности. Хотя это, конечно, трудно. Это легко говорить, но очень трудно делать. Ну об этом хотя бы надо говорить. Лаврентьева — А что такое духовная жизнь и как ее правильно вести — да, такой вопрос прямо, которым занимаются все святые отцы после пришествия Господа Иисуса Христа.
Но на самом деле ведь, действительно, в наше время что это такое, есть ли какой-то минимум, который надо выполнять, чтобы не стоять на месте, не буксовать колесом в песке? Епископ Константин — Ну понимаете, вот тебя выбросили в океан, какой минимум? Надо доплыть до берега. Кому доска, кому авианосец — это уже, понимаете, ну хотя бы доску-то найти надо бы. Понимаете, есть понятие церковного Предания — ну это богочеловеческого опыта Церкви, опыта спасения. И нужно быть хоть в какой-то мере стать причастником этого Предания. А для этого надо найти человека, в идеале, конечно, который тоже является причастником этого Предания, вот в высоком понимании значения слова — Предание, — который сам по этому пути идет, ну хотя бы хоть какой-то опыт имеет, чтобы прицепиться, сказать: я хочу быть рядом с тобой и как ты. Ну или уже идти от книг, или уж со своей совестью.
Но в идеале, конечно, хорошо иметь этого наставника. Но, знаете, важно в первую очередь пожелать. Знаете, как прежде, чем жениться, надо сначала хотя бы захотеть жениться. Прежде, чем вступить на этот путь, надо сначала сказать себе: я хочу идти по этому пути, я хочу узнать, что это такое. А где об этом написано, а кто это знает? И тогда есть движение. Мацан — Ну вот очень болезненная, мне кажется, тема. Болезненная — я имею в виду, что трепетная очень такая, касающаяся самого-самого сердца — о духовной жизни.
Вот даже у Киры неслучайно прозвучали слова «какой-то минимум, который нужно выполнять». А не получается ли так, что мы, сколько бы ни говорили о духовной глубине, о молитве, о том, что важно обрести встречу с Богом Живым, что Бог живой, живее нас и живее, чем мы себе обычно представляем, мы волей-неволей соскальзываем в какую-то этическую рамку, что вот над выполнить — вот это сделать, вот этому соответствовать, какой-то внешней мерке, и вот тогда что-то о духовной жизни мы можем сказать. Вот вы эту видите проблему? Епископ Константин — Да, конечно. Сторговаться с Богом, чтобы Господь сообщил, сколько. Это колоссальная проблема, я конечно, полностью с вами согласен. Но здесь, вы сами знаете, как в любви, понимаете, пока ты не любил то, так сказать, ничего нет. Когда ты полюбил, и ты приходишь к девушке, значит, знакомиться, ты ей хочешь отдать свое сердце, а она тебе выкатывает прейскурант — сразу любовь теряется.
Протоиерей Константин Островский: Поститься нужно по правилам, не можешь – кайся
В 1990 - 1995 годах исполнял различные послушания в Успенском храме города Красногорска Московской области. В 1994 году окончил среднюю школу и детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме города Красногорска. В 1997 - 2002 годах был иподиаконом у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Пояркова. В 2002 году назначен проректором Коломенской духовной семинарии по воспитательной работе.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал www. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
Конечно, мало, и всегда было и будет мало, как редки гении в музыке, хотя хороших музыкантов, как и честных священников, множество. Ставить перед собой задачу создать духовную общину, «покаяльную семью», как на Маросейке, — это безумная гордость или, в лучшем случае, отсутствие духовного опыта. Сам праведный Алексий Мечёв , кстати, отнюдь не ставил перед собой задачи создать «покаяльную семью»; он, вообще, первые восемь лет служил в пустой церкви, потом люди стали собираться. Главное — наладить службу И это для нас как раз образец: главное дело настоятеля — наладить в храме богослужение. В том числе требы. К ним иногда относятся с каким-то пренебрежением, но ведь требы состоят из молитв и священнодействий. Помню, когда я служил на Дальнем Востоке, священников было очень мало, а требования начальства большие, порой служили по нескольку недель вообще без выходных. Конечно, я очень уставал, поначалу внутренне роптал, но потом как-то подумал: «Что плохого, послужу ещё один молебен или панихиду, ведь это же молитва Богу».
Слишком сухо — тоже плохо Но ограничиваться уставной сухостью тоже как-то не хочется. Ведь под первое уставное определение общины подходит и ситуация, когда настоятель приезжает на службу пару раз в неделю, выполняет некие обязательные действия и уезжает; с прихожанами вне Литургии, треб и поверхностной исповеди перед причастием не общается; сотрудники между собой не дружат, прихожане друг друга не знают. Так быть не должно. Хочется, чтобы отношения духовенства с сотрудниками и прихожанами, и всех их между собой были неформальными, глубокими, искренними. Именно такой приход мы согласны называть настоящей общиной. Это третий тип после уставного и старческого. Я хочу создать общину. Если я хочу создать общину, то полезно подумать: зачем и почему? Может быть, из решимости исполнить в этом Божью волю.
А может быть, из гордости: «Я создал настоящую общину». Может быть, из любви к большим компаниям, потому что одному или в семье тоскливо. Может быть, из жалости, из желания помочь скучающим или огорчённым людям православно и духовно провести время. Пусть каждый из нас смотрит, на каком основании он строит. И ещё вопрос: если я стремлюсь духовно руководить людьми, не получается ли, что я как бы говорю им словами Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» Мф. Ведь это уже напоминает антихриста. И ещё на ту же тему. В эпиграфе к «Властелину колец» Толкиена говорится: «Чтобы всех отыскать, воедино созвать и единою чёрною волей сковать…» Не бывает ли и такого в благом, по-видимому, пастырском намерении? Думаю, что зачастую складывается так.
Людям одиноко на работе, одиноко в семье, одиноко без Бога в душе, и они хотят избавиться от одиночества — на приходе. И священнику, к сожалению, тоже бывает одиноко и пусто, и ему тоже хочется избавиться от этого чувства, создав вокруг себя единодушное и единомысленное сообщество с собой, кстати, во главе. Так между двух электродов одиночества может загореться дуга общинности добрый, умный, обаятельный батюшка светит своим духовным чадам , и всем тогда становится тепло. Само по себе это неплохо, важно только знать и помнить, что эта теплота — душевная, плод нашей активности — душевной, добродетелей — душевных. Душевность в общении людей необходима, как необходим хлеб для поддержания земной жизни, но для вечной жизни нужен иной — Небесный Хлеб. Конечно, приятно, когда на приходе царит атмосфера любви: все доброжелательны, приветливы, помогают друг другу. Так и должно быть. Но не будем обольщаться и называть наши милые душевные переживания и отношения исполнением заповеди Христовой о любви к ближнему. Только исполнив первую заповедь о любви к Богу нам до этого, как от земли до неба , человек может поистине любить ближнего по второй заповеди.
Наша любовь Наша любовь друг к другу, даже самая пылкая, искренняя, жертвенная, пока мы не исполнились благодати Святого Духа, всего лишь человеческая привязанность. И это хорошо, это образ любви, но не следует путать образ с прообразом. А пример исполнения второй заповеди у нас есть, всем известен, это Христос, распятый на кресте. Он не был в нас влюблён, не был ни к кому и ни к чему привязан, у Него не было от нас зависимости. И, кстати сказать, Он не получил взаимности от нас. Но ради нашего спасения от вечной безлюбовной пустоты, ради того, чтобы мы могли соединиться с Ним в Божественной любви, Христос принял на себя мучительную смерть. Это и было исполнением второй заповеди — любить ближнего, как самого себя, а не то, что мы склонны искать, а то и приписывать себе в наших общинах. А возможна ли община в Церкви, но не приходская? С одной стороны — да, конечно.
Православные люди всегда общались между собой и собирались в самые разные общности иногда официально, а зачастую неофициально. Если говорить о монашестве, то, как раз, монастыри в прошлом, бывало, вырастали из неофициальных общин духовно настроенных и стремящихся к монашескому подвигу мирян, да и в наше время такие случаи известны. Но это настолько редко и уникально, что нет смысла обсуждать. Если же имеется в виду устроение в миру церковной общины, но не тяготеющей к монашеству и не приходской, то возникает вопрос о целях. Если цели внешние например, благотворительность или помощь наркозависимым , то это довольно обычное дело. Ну, и хорошо. Если предполагается совместная религиозная деятельность, но не организованная, тоже не вопрос. Ну, собрались, поговорили, почитали что-нибудь духовное, помолились перед едой, чаю попили… Ну, вместе с батюшкой… Ну, батюшка для всех участников чаепития — духовник… Дело доброе: и полезно, и утешительно. Если же кто-то хочет именно организовать религиозную деятельность, но вне церковной иерархии, то вопрос: почему?
Не хочется склонять свою выю под иго церковного начальства? Конечно, иерархия — это некое иго. И святого-то батюшку или архиерея, бывает, слушаться тяжело, да и неохота, а тем более — не святого. И поруководить хочется, а сам, хотя и священник, но не настоятель и не дождёшься, бывает, настоятельства. Или поруководить хочется, а принимать сан значит, самому встраиваться в иерархию и подчиняться ей не хочется. Или канонические препятствия не позволяют принять сан. Или желает духовно «порулить» женщина тоже путь к священству закрыт. Пусть человек, который предался помыслам о создании общины в миру, но не приходской, а какой-то особенной, подумает об истинных мотивах своего намерения.
Владыка напомнил духовенству о том, что еще в 1998 году Священный Синод нашей Церкви в своем постановлении призвал пастырей «помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина». Каждому священнику, по мысли владыки, следует помнить, что он призван помогать пасомым, а не становиться для них начальником, которого нужно беспрекословно слушаться или, что также очень опасно, — другом семьи, знающим слишком многое о частной жизни людей. Но нужно помнить о том, что чрезмерное сближение пастыря с прихожанами может иметь и свои негативные стороны», — отметил владыка, обратив внимание на необходимость соблюдения золотой середины в этой деликатной сфере. С докладом на данную тему выступил настоятель Успенского храма г. Красногорска протоиерей Константин Островский. Выступающий в своем докладе отметил ряд опасностей, которые возникают при общении священника с паствой, в первую очередь при возникновении стремления играть в духовность, уклоняться в псевдостарчество, что бывает свойственно не только пожилым, но и молодым священнослужителям. По мнению отца Константина, священник призван соблюдать дистанцию в общении с мирянами и не злоупотреблять своей властью «вязать и решить». В особенности, когда идет речь о житейских вопросах, а не об очевидных нарушениях человеком заповедей, священник не должен настаивать на своем мнении, но ограничиваться пастырским советом при необходимости. П мнению отца Константина, идеалом устроения приходской жизни может служить община святого праведного Алексия Мечева, но необходимо учитывать особые духовные дарования святого Алексия и не пытаться слепо копировать его опыт.
В «Ковчеге» прошло мероприятие для духовенства Минской епархии
Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие. Встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу, и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за Родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но Иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда, погубив свою душу, и телом понес исключительное наказание еще здесь на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и Каиновой участи на земле.
Именно поэтому цитата протоиерея Константина Островского становится особенно актуальной для людей, которые в старости оказались не нужными. Источник фото: Фото редакции В жизни каждого человека есть моменты, когда ему кажется, что он не нужен никому и ничего не может изменить.
Но это совершенно не так. Важно понять, что не все закрытые двери стоит стучать, а не все открытые стоит заходить. Не всегда то, что кажется лучшим вариантом, действительно таковым является.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Константин Островский протоиерей «Умереть нам не удастся» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы. Книжный интернет-магазин «Читай-город» «Читай-город» — сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России. А ещё это — крупный интернет-магазин книг.
Наворовали и ушли. Не верующие люди в сане! Войной не взяли , революциями так с другого бока грызть начали. А батюшек это раньше из поколения в поколениеосуждать не нужно, они тоже из людей особенно молодые, user-dt8wq6lr1v Господь вам в помощь, но где Гундяев он же богач? Ни малейшего возражения.
Разные смыслы
- Комментарии:
- Поделиться
- Почему священники уходят из церкви? Протоиерей Константин Островский — о том, как это пережить
- Приходская семья. Протоиерей Константин Островский
- Священников РПЦ могут лишить сана за антивоенную позицию
Протоиерей Константин Островский Скачать mp3
И в истории Церкви такие браки известны - в Римской империи христианки выходили замуж за язычников, их никто и не спрашивал. А в царской России династические браки с иноверцами были в порядке вещей. Великого князя Сергея Александровича никто не осуждает, что он женился на лютеранке, будущей преподобномученице Елисавете. А если Бог не послал и люди духовника сами выбирают, то пусть поступают, как им удобнее. Пусть между собой посоветуются.
Если один духовник, то не будет споров, когда одному его «батюшка благословил» отдыхать в Крыму, а другому его «батюшка благословил» отдыхать на Кавказе. Но, на мой взгляд, супругам нужно стремиться к единству между собой, ведь они — одна плоть. И священники должны поощрять их к единству во всём добром и к уступчивости в безразличном Крым ли, Кавказ ли, главное — в любви и согласии! Можно ли менять духовника, чтобы иметь общего с женой или мужем?
Если не было с духовником глубоких отношений, то можно и поменять. Но если у кого-то из супругов глубокие отношения со священником, если это не просто общепринятая исповедь перед причастием и благословение на дорожку, а нечто большее, если Бог через конкретного священника ведёт человека духовным путём, то хорошо ли отвергать Божий дар ради внешних соображений? Впрочем, бывает всякое, на суть надо смотреть и во всем искать духовной пользы. Ведь в церковных семьях тоже бывают конфликты и даже разводы.
Допустим, у мужа и жены разные духовники. Возник конфликт, каждый пошел советоваться со своим, и получили разные советы. Мы уже говорили, что полное послушание духовному отцу, какое было, скажем, у преподобного Досифея авве Дорофею, нехарактерно для спасения в миру. Советоваться с духовным отцом можно и полезно, если он действительно духовно и житейски опытен, но супруги не должны использовать благословение в качестве колотушки при домашних потасовках.
Если я вижу, что буквальное исполнение совета моего батюшки приводит к скандалу или даже угрожает разрушением семьи, нужно посоветоваться ещё раз и, может быть, в конкретном случае не послушаться, чтобы не разрушать семью. А если духовник настаивает на своём мнении и требует, чтобы жена шла на конфликт с мужем «за послушание», то стоит подумать о смене духовника. Мы, священники, даже обязаны требовать исполнения заповедей Божиих, но не имеем морального права требовать выполнения наших указаний по другим вопросам. Да и никакой опытный духовник об особых Божиих избранниках, пророках речь сейчас не идёт не будет настаивать.
Я в этом смысле — опытный духовник: часто ошибаюсь и благодарен людям, что они не ловят каждое моё слово на лету. Лучше пусть переспросят. Как говорится, живой собаке лучше, чем мёртвому льву. Лучше, не имея дара полного послушания старцу, идти более скромным путём терпения скорбей, прибегая при этом за советами к доброму и опытному духовному отцу, чем губить свою душу фальшивым послушничеством лжестарцу.
Каждому священнику надо понимать, к чему он призван, что ему даровано, а что нет. Всякому иерею дарован священный сан, он возглавляет молитвенные собрания, совершает таинства, через него Господь дает людям Свое благословение, он проповедует Христа, учит людей вере. Кроме того, у нас в России уже много веков такая традиция, и вряд ли есть смысл ее менять, что все приходские священники с первого дня служения принимают у мирян исповедь. А раз так, надеюсь, Господь пошлёт мне слово, которое пойдёт слушающим на пользу.
Будь то проповедь с амвона или частная беседа. Если же не знаешь, что посоветовать тому, кто просит совета, так честно и скажи: не знаю. Не только с нравственностью блудные грехи, воровство, пьянство , но и с простой верой в Бога. В таких случаях я, бывает, прямо подростку говорю: «Ты прав, что не хочешь причащаться, раз не веришь в Бога, и если разрешишь, могу папе и маме то же самое сказать».
Недавно с одним папой поругался. Приходит на исповедь девочка лет двенадцати, говорит всё вроде грамотно, видно, девочка церковная, а в конце беседы выясняется, что она не верит во Христа. Живёт она с мамой, к папе приезжает на выходные. Папа церковный, похоже, что он из-за этого маму бросил.
Я ему говорю: «Нельзя девочке причащаться, потому что она во Христа не верит». Он: «Как же так? Мы же с ней правило прочитали». Объясняю, что нельзя насильно.
Не убедил, он ушел рассерженный. Но это не только его ошибка. Многие из нас стремятся, чтобы дети всё делали внешне правильно, а их внутренним миром даже не интересуются - Это, как я понимаю, был не ваш прихожанин? А своим удается объяснить такие вещи?
Стараюсь объяснять, что главное не потерять с ребенком контакт. Главное — сохранить отношения. Это само по себе, конечно, ничего не гарантирует, но, потеряв контакт, мы теряем и всякую возможность помочь своему ребёнку. Да это не только детей, а и взрослых касается.
Не причащение неверующих, конечно, а вообще польза от родительского давления. Чем больше я живу в Церкви, тем больше убеждаюсь, что мы сами по себе копошимся, а ведет человека Бог. На примере и собственной семьи, и других семей заметил, что детям полезно, когда они терпят от родителей, особенно от отца, давление даже в духовном отношении. И мои сыновья не исключение.
Поскольку у нас хорошие отношения с сыновьями, они не стесняются сказать правду. Но тут, видите, какой парадокс: они моим воспитанием остались недовольны, а я, наоборот, доволен - выросли сильные, самостоятельные, добрые мужчины. В «Откровенных рассказах странника духовному своему отцу» есть и такой рассказ. Один барин заинтересовался Иисусовой молитвой и посадил крепостного мальчика ее читать.
Мальчик был шаловливый, но барин пригрозил ему розгами, и он со страху сидел и по указанию барина читал молитву вслух. Дочитался до великой меры святости. Конечно, это не метод, и не значит, что всех мальчиков надо посадить под розгами читать Иисусову молитву, и они все станут святыми. Но мне кажется, что хотя длинные молитвенные правила, выстаивания служб детям часто не нравятся и могут даже отталкивать их от церковного быта, сама молитва действует положительно.
Стоит ли вообще священнику быть духовником своих детей, матушки? Побуждать к этому детей точно не надо, но и отгонять нехорошо, если ребенок искренне тянется к папе как к духовнику. Мои сыновья у меня исповедовались, но матушка — она в нашей семье выступала моим агентом — говорила им, что это совсем не обязательно, что они могут, если хотят, обратиться к другому священнику и папа на них за это не обидится. Свободно это должно быть.
Есть определенные опасности в таком духовничестве, поэтому ни в коем случае нельзя его поощрять, можно только допускать. Что касается матушки, то там сугубая опасность. Знаю случай, когда распалась многодетная семья священника, а началось всё с того, что жена исповедала мужу блудный помысл. Он этого понести не смог, в семье начался разлад, и закончилось всё разводом.
В таких вопросах матушке надо быть очень осторожной и лучше не искушать мужа, а обратиться к другому священнику. В то же время я знаю, что отец Георгий Бреев многим своим чадам стал не только духовником, но и другом. Если отношения действительно духовные, дружба может этому мешать. Когда я был алтарником на Пресне, много общался с отцом Георгием, у нас сложились близкие отношения, он и материально мне помогал.
Я знал, что некоторые его чада с ним дружат, но сам не только не был его другом, но и не стремился к этому. Не стремился, так как считал, что если возникнут дружеские отношения, духовные пропадут. Отец Георгий никогда и не провоцировал на дружбу, относился он ко мне очень хорошо, прямо по-отечески, но без фамильярности, и я ему за это благодарен, а сам старался, чтобы в центре отношений было послушание. Христос в некоторых случаях называл апостолов Своими друзьями.
Понятно, что это была не дружеская пирушка, не пение под гитару, не рассказы о своих переживаниях. Речь шла о том, что Он открыл им тайны, исполнил благодатью, наставил на спасительный путь, вошел с ними в глубочайшее единство. Вот такую дружбу, когда Христос посреди нас, дай Бог всем нам. Если же имеется в виду дружба как глубокая откровенность, возникают проблемы не со священством, а с христианством.
Люди нецерковные о себе и о своих друзьях бывают завышенного мнения, поэтому предполагают в отношениях полную откровенность, когда рассказывают друг другу всё. Но человек, имеющий маломальский духовный опыт, понимает, что в каждом из нас есть не только хорошее, но и много плохого, чего я, кстати, когда был неверующим, в себе не видел. Мне даже до недавнего времени было странно, как можно, зная за собой явные недостатки это мягко говоря , быть о своей нравственности очень высокого мнения. Потом понял: недуховный человек почти не видит глубины своей души, видит только моральную плоскость, и ему кажется, что достаточно тряпкой по ней провести то есть что-то подправить или даже клеёнкой самооправдания прикрыть, и всё чисто.
В Церкви же мы видим хоть и не всю, но всё же глубину своей греховности. И греховность эту не нужно другим показывать — не из лицемерия не нужно, а чтобы не смущать. Вспоминаю, как в 90-е на Комиссии по канонизации обсуждали дело одного новомученика.
Книга адресована семинаристам, молодым священникам и всем христианам, вставшим на путь ко спасению. Книга духовника Московской епархии, протоиерея Константина Островского, который так намечает ее структуру: «начнем мы с цели духовного пути — с любви. Потом обсудим вопросы становления на духовный путь, поговорим о молитве, которая в совершенной мере есть богообщение, а в меньших мерах — постепенное приобщение к богообщению.
Туда и приходится к ним идти. Отец Павел: Мой папа стал священником, когда мне было всего четыре года. А как мы знаем, у священников не особо много времени, чтобы возить детей на рыбалку. Но одно я помню точно: мои детство и юность были пронизаны ощущением доброты и света. Отец всегда хорошо относился ко мне, ко всей семье, всегда показывал пример щедрости и любви. Поэтому любое связанное с ним воспоминание всегда теплое. Чему самому важному вы научили друг друга? Отец Константин: Ну, чему меня научил отец Павел, я уже сказал. А чего я хотел для своих детей? После обращения ко Христу и крещения мне было тогда 27 лет у меня как будто открылись глаза: Бог вручает родителям детей — для подготовки к Царству Небесному. Конечно, не всегда всё получалось так, как хотелось, и результат откроется на Страшном Суде, но цель была верная. Отец Павел: Самое важное, чему научил меня отец, — это читать Священное Писание. Каждый вечер перед сном он читал нам по три главы из Библии, и хотя я в детстве мало что запомнил, но со мной осталось ощущение радости, спокойствия и… красоты текста — он даже визуально очень меня привлекал: эти два столбика на странице для меня были абсолютно прекрасны. Что самое трудное в том, чтобы быть по-настоящему отцом своему сыну и сыном — отцу? Отец Павел: Когда я уже стал настоятелем храма, меня в силу определенных обстоятельств сняли с этой должности, но в другое место не перевели, а отправили под начало к моему отцу. Представляете: два взрослых человека — у каждого свой опыт, своя паства — и под одной крышей! Естественно, в какой-то момент нам стало тесно вдвоем. Острых конфликтов не было, но мы чувствовали некоторое напряжение, а поскольку очень любили друг друга, хотели этот вопрос как-то решить: много разговаривали, пытались что-то придумать... Трудность была не в том, что два священника не могут ужиться вместе, а в отношениях между отцом и сыном. Задача отца —взрастить сына и, как птенца, выпустить из родного гнезда. И возвращаться обратно для взрослой птицы противоестественно. Но это произошло, и, когда мой отец как настоятель храма воспитывал меня как священнослужителя, казалось, что это папа учит взрослого сына жизни.
Протоиерей Константин Островский. Тв Не угаси курящегося льна.