30 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В холодной воде мы провели около часа и 20 минут». 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. Новости Подробности Фото Видео. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы.
Утечка радиации на атомной подлодке. Ученые исследовали затонувший «Комсомолец»
Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник". 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР.
В ПАМЯТЬ О ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ АПЛ «КОМСОМОЛЕЦ»
В России 7 апреля вспоминают трагическое событие — аварию на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» в 1989 году. На Серафимовском кладбище Петербурга могилы сразу трех членов экипажа «Комсомольца»: командира подлодки Евгения Ванина, старшего лейтенанта Сергея Маркова и капитана 2-го ранга Олега Аванесова. атомная подводная лодка, К-278 «Комсомолец», радиация, СССР, авария, взрыв, Норвегия. Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В холодной воде мы провели около часа и 20 минут».
НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
- Посетить музей
- Гибель ПЛА «Комсомолец»
- Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время
- Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки
- Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
- День памяти погибших подводников 7 апреля — традиции
Боевой атом
- День памяти погибших подводников 7 апреля — традиции
- Боевой атом
- Обсуждение (1)
- «Золотая рыбка»
Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке
Первый сигнал об аварии АПЛ передала в 11:37. По всей видимости, из-за уже имеющихся проблем с оборудованием на суше он был принят и расшифрован только через 40 с лишним минут. На помощь подлодке вылетели несколько противолодочных самолетов Ил-38, к месту аварии пошла плавбаза "Алексей Хлобыстов". Все это время экипаж боролся за живучесть "Комсомольца", командир был на связи с летчиками самолетов, находившихся в районе аварии. Через несколько часов лодка стала оседать на корму, моряки услышали приказ готовиться к эвакуации и покинуть отсеки. Были развернуты спасательные плоты, два из которых спустили на воду. Один из плотов перевернулся, второй отнесло в сторону. Часть подводников, находившихся внутри подлодки, успела попасть во всплывающую спасательную камеру, но из-за разницы давлений после всплытия у нее сорвало люк: выбраться наружу живым смог лишь один моряк. Остальные, включая командира Ванина, погибли.
Построенная на легендарном Северодвинском Северном машиностроительном предприятии, по сути, эта лодка со сверхпрочным титановым корпусом была опытным кораблем, способным вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок. В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка возвращалась из автономного плавания и находилась на глубине 157 метров, в 7-м отсеке возник пожар. Экипаж под командованием командира капитана 1 ранга Евгения Ванина вступил в 5-часовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Примерно в 12 часов Е. Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. Однако надежды на получение своевременной помощи от аварийно-спасательных сил не оправдались. Пожар усиливался, и в 17 часов с лодки были спущены спасательные плоты, и началась эвакуация экипажа.
Атомная подлодка Комсомолец. Фото rg. В то время, как и после взрыва на Чернобыльской АЭС, руководство страны отделывалось скупыми сводками: «произошел пожар», «благодаря героизму», «реактор надежно заглушен, опасности радиационного загрязнения нет, семьям погибших и выжившим морякам оказана материальная помощь»... Это породило самые разные версии произошедшего, которые и ныне живут в Интернете. Но у нас имеется уникальное интервью, которое взял наш коллега спустя месяц после трагедии. Звонок другу В середине мая 1989 года мне позвонил Толик Некрасов. Он был самым близким моим школьным другом, парень из удивительной семьи моряков. Отец, Никандр Ильич, подполковник в отставке, во время войны служил в военной разведке, после Победы работал против западных спецслужб в советской оккупационной зоне в Германии. Не успел - умер за год до этой даты... Старшие братья Толи служили на флоте: Валерий - на надводных кораблях Тихоокеанского, а Юрий - на подлодках Северного флота - да на каких… От друга я знал, что Юра был в экипаже первой советской атомной субмарины "Ленинский комсомол", вступившей в строй в 1961 году. Через год стал участником первого всплытия подлодки на Северном полюсе, в 1967 году спасал ее во время первого крупного пожара в истории отечественного атомного флота, был награжден орденом Красной звезды. С Толиком мы вместе занимались парусным спортом, гоняли на швертботах по Онего, а после школы пути разошлись: он поступил в "Дзержинку" - Ленинградское военно-морское инженерное училище, носившее почему-то имя главного чекиста - а после его окончания выбрал Северный флот. Интернета тогда не было, мы переписывались, и почтовый адрес у него был мудреный - "Мурманск-150". Анатолий был инженером по эксплуатации силовых установок АПЛ, много плавал на подводных лодках, затем был переведен в электромеханическую службу соединения подлодок, как он говорил для секретности. Уже имел звание капитана II ранга, по сухопутному - подполковника. И вот он позвонил. Я слышал, что в Петрозаводске есть такой архитектор - Евгений Карманов, можешь его разыскать? С этим человеком я не был знаком, но найти его было несложно. И уже вскоре я сел в поезд с архитекторами Евгением Алексеевичем Кармановым и Николаем Николаевичем Овчинниковым, а вышел на мурманский перрон с умными и обаятельными друзьями Женей и Колей. От смерти до славы К нам подошел каплей - капитан-лейтенант: "Вы к капитану второго ранга Некрасову в Западную Лицу? Моряк усадил нас в черную "Волгу" ГАЗ-24, с уважением отметив: командира, мол, машина - почет вам и всяческий респект! По дороге наш сопровождающий раскрыл секрет конечной точки маршрута: Название Мурманск-150 - это плод буйной фантазии военной цензуры, пытавшейся ввести в заблуждение западных супостатов.
С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы. Экипаж капитана 1 ранга Зеленского. Старший на борту заместитель командира 6-й дивизии А. Богатырёв В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация. АПЛ К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль с первым экипажем на борту, успешно выполнил задачи второй боевой службы. За достижения в боевой подготовке 31 января 1989 года подводная лодка получила название «Комсомолец». Но, к сожалению, переименование « Плавник» в «Комсомолец» оказалось фатальным. Через 67 дней после переименования, при возвращении с третьей боевой службы АПЛ К-278 затонула в Норвежском море, а большая часть ее экипажа трагически погибла К этому времени в СССР уже шла «Перестройка», открывшая стране «Гласность», и, в многочисленных статьях, опубликованных в ряде газет и журналов, началось бурное обсуждение причин гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец Представителями Военно-морского флота высказаны различные предположения о причинах трагедии. Смысл их сводился к множеству технических несовершенств в различных системах подводной лодки. Их наличие полностью относилось на счет недоработок конструкторов, судостроителей, а также недопустимого либерализма при приемке корабля. И делался главный вывод: «Несмотря на самоотверженные и технически грамотные действия личного состава, спасти подводную лодку было невозможно». Смысл их сводится к тому, что основная причина гибели АПЛ К-278 состоит в недостатках организации специальной подготовки и подготовке по борьбе за живучесть второго экипажа подводной лодки. Прежде всего, игнорирование требований руководящих документов по БП и недопустимое снижение требовательности командования соединений к подготовленности экипажа, в условиях, когда выход в море завизирован вышестоящим командованием. Как обычно бывает, истина лежит между этими крайними мнениями заинтересованных лиц, а установить её можно, только скрупулезно исследуя факты, установленной правительственной комиссией по результатам изучения обстоятельств катастрофы. А они таковы: На третью боевую службу АПЛ «Комсомолец» ушла со вторым экипажем, под командованием капитана 1 ранга Ванина. В 1988 году экипаж прошел переподготовку в учебном центре и в сентябре был аттестован с неудовлетворительной оценкой по борьбе за живучесть корабля. Средний балл, полученный экипажем при сдаче задач по борьбе за живучесть, составил всего лишь 2,7 по пятибалльной шкале. К началу похода экипаж состоял из 64 человек: 30 офицеров, 22 мичманов и 12 старшин и матросов срочной службы. При этом восемь офицеров были в звании лейтенантов, т е. Экипаж лодку практически не держал, так как весь срок опытной эксплуатации и две предыдущие боевые службы корабль обслуживался первым экипажем. Для лодки «Комсомолец» не было разработано «Руководство по боевому использованию технических средств» РБИТС , хотя исходные данные для этой цели бюро-проектант выдало еще в 1983 году. РБИТС входит в комплект обязательной документации по живучести подводной лодки, и при отсутствии этого документа, вышестоящее руководство не имело права принимать у экипажа зачет по борьбе за живучесть корабля, а подводную лодку, по окончанию опытной эксплуатации, выпускать в море. В отсутствии РБИТС, экипаж капитана 1-го ранга Ванина не знал всего набора конкретных действий, применяемых в процессе борьбы за живучесть, а мог только, в отсутствие навыков, с той или иной степенью успешности, импровизировать. Комиссией установлено, что АПЛ вышла на боевое дежурство с неисправными газоанализаторами на кислород в 5-м и 7-м отсеках. Функции прибора заключаются в осуществлении постоянного контроля процентного содержания кислорода в атмосфере отсека и управлении автоматическим включением и выключением раздатчика кислорода. В 5-м и 7-м отсеках клапаны автоматической подачи кислорода были постоянно открыты, хотя такой режим подачи кислорода в отсеки не предусмотрен инструкцией по эксплуатации системы электрохимической регенерации воздуха. Неисправность газоанализатора стала первой объективной предпосылкой к созданию пожароопасной обстановки в отсеке. Второй предпосылкой стало размещение в 7-м отсеке, рядом с банками регенерации, запаса хлеба, консервированного спиртом, хотя проектной документацией его хранение здесь не предусмотрено. Как говорит начальник химслужбы капитан-лейтенант В. Лишь по чистой случайности, заспиртованный хлеб ёщё не загрузили в нем не возник пожар. Аварийная ситуация, перешедшая в катастрофу начала развиваться на 37 сутки боевой службы, когда АПЛ К-278 шла под ГТЗА со скоростью 8 узлов на глубине 380 метров, находясь в нейтральных водах, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья. По свидетельству мичмана Геращенко, выжившего после катастрофы, за 10 минут до 11 часов стал мигать свет. Это могло свидетельствовать о колебании напряжения в общекорабельной сети. Есть предположение, что это были первые проявления начавшегося пожара, произошедшего не позднее 10 часов 55 минут, ещё до того, когда вахтенные отсеков начали докладывать об осмотре. Колебания напряжения, объясняемые, неисправной работой АРН турбогенератора, могли вызвать искрение в станции управления электродвигателем системы гидравлики в 7-м отсеке. Искры, в условиях повышенного содержания кислорода, вызвали возгорание паров спирта, консервирующего хлеб. При высоком содержании кислорода очаг возгорания мог возникнуть из-за любой, самой безобидной, причины нагрев какого-либо оборудования, промасленная ветошь, статическое электричество. В таком случае зафиксированные мигания ламп освещения были вызваны повреждением электрооборудования в ходе пожара. С этого места начинаются несоответствия в показаниях свидетелей выживших после аварии. Лейтенанты Дворов и а Федотко утверждают, что они лично слышали доклад вахтенного об осмотре 7-го отсека Из показаний к 1р Коляда: …«Предположительно, матрос Бухникашвили доложил без одной минуты 11, что 7-й осмотрен, замечаний нет…. А буквально через 3 минуты, из 7-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога, пожар в 7-м отсеке…». Вызывает сомнение, что был доклад об успешном осмотре отсека. Скорей всего вахтенный 7-го отсека, сразу после начала пожара, обнаружил возгорание и начал его тушить, используя систему ВПЛ. Около 11 часов, не имея доклада об осмотре 7-го отсека, командир дивизиона живучести связался с вахтенным отсека и получил сообщение о пожаре. Хотя не исключено, что вахтенный обнаружил разгорающийся пожар после своего доклада, когда выгорели пары спирта, и пошел черный дым от горящего полиэтилена. В центральном посту, узнав о пожаре, отдали команду вахтенному 7-го отсека о включении системы ЛОХ «на себя» и о переходе в 6-й отсек — эта команда зафиксирована в вахтенном журнале в 11 часов 3 минуты. Вахтенный 7-го отсека выполнить ее не смог и погиб в борьбе с огнем. На пультах управления появились сигналы о высокой температуре в 7-м отсеке и о низком сопротивлении электрической изоляции сети. Была объявлена аварийная тревога, и отдан приказ о всплытии лодки на глубину 50 метров. Личный состав начал занимать места по аварийной тревоге. Моряки 6-го и 7-го отсеков ждали своих командиров в 5-м отсеке, пока капитан-лейтенанты Дворов и Волков получали в центральном посту задание попытаться эвакуировать тело вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили. Прибывший в центральный пост Заместитель командира 6-й дивизии капитан 1-го ранга Коляда посоветовал дать ЛОХ в 7-й отсек. Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста. Однако совместным решением Министерства судостроительной промышленности СССР и Военно-морского флота в 1975 году, из-за якобы недостаточной надежности дистанционно управляемых электромагнитных клапанов, было предписано, на всех подводных лодках, перейти на ручное управление системой ЛОХ. ЦП стал вызывать вахтенного энергетических отсеков мичмана Колотилина, чтобы дать ему указание о включении ЛОХ на 7-й отсек из 6-го. На связь Колотилин вышел в 11. Все объективные данные говорят о том, что фреон в 7-й отсек не подавался. Нет об этом и записей в вахтенном журнале. При всплытии на рулях, на глубине 150 м сработала аварийная защита паротурбинной установки, лодка потеряла ход, и так как была тяжела, начала тонуть. От пожара в 7-м отсеке лопнула труба ВВД, идущая через отсек к ЦГБ, и воздух с давлением 400атм стал поступать в 7-й отсек, активизируя бушующее пламя. Температура в отсеке приблизилась к температуре мартеновской печи, когда горит то, что обычно гореть не может. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной турбины, расположенную в соседнем, 6 отсеке. Избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Начался объёмный пожар в 6-м отсеке, погубивший мичмана Колотилина. По этой же причине капитан-лейтенанты Дворов и Волков не успели эвакуировать тело погибшего вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили. Лодка всплыла на поверхность при нулевом крене и дифференте. Сработала аварийная защита ЯР. Остановились турбогенераторы, энергообеспечение производилось от аккумуляторной батареи, имеющей ограниченную ёмкость. Отдана команда на запуск аварийного дизель-генератора. Но из-за недостатков в специальной подготовке и отсутствия навыков обслуживания ДГ, его смогли ввести в действие лишь через два с половиной часа. Так как горячие газы из 7-го отсека, через разорванный трубопровод, непрерывно продували цистерну главного балласта правого борта, возник крен на левый борт до 6 градусов.
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
- Комментарии
- Несостоявшийся Герой
- Судьба команды и самой подводной лодки «Комсомолец» - Общение - Yworld Community
- Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке
- АПЛ «Комсомолец» сейчас
«Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец»
К 278 подводная лодка комсомолец | 27 лет назад в результате пожара на борту затонула атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278, ранее совершившая рекордное погружение на глубину 1027 метров. |
Новости и события ВУЦ | 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
7 апреля - День памяти всех погибших подводников. | 7 апреля 1985 года в Норвежском море в результате аварии затонула АПЛ «Комсомолец». |
Неразгаданные тайны «Комсомольца» | 26. Памяти подводников к-278 "комсомолец". |
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий. |
Огонь и безысходность. Трагедия на подводной лодке К-278 «Комсомолец»
Над лодкой подымалась струйка белого дыма. Ил наводил на место действия советские корабли, бывшие поблизости. К месту катастрофы спешила плавбаза «Алексей Хлобыстов», но ей оставалось плыть еще несколько часов. Капитан первого ранга Евгений Ванин. Через трещины в поврежденном огнём корпусе в эти отсеки стала поступать забортная вода. Корма «Комсомольца» начала погружаться. Капитан Ванин приказал экипажу готовиться к эвакуации. На борту имелись два самонадувающихся спасательных плота. При аварии достаточно было провернуть специальную рукоять, чтобы контейнеры с плотами сами упали в море.
Затем после рывка за особый шнур, плоты сами развернулись бы и надулись сжатым воздухом. На всё это по инструкции отводилось несколько минут. Не готовая к нештатной ситуации команда зачем-то начала вытаскивать плоты на палубу через люк, предназначенный для обслуживания спасательных плавсредств в спокойных условиях военно-морской базы. Уходили драгоценные минуты. С грехом пополам сбросили в воду один плот, времени на извлечение второго просто не осталось. Те, кто смог, попрыгали с палубы в воду, температура которой была всего два градуса. Большинство из моряков оказались в ледяной воде без спасательных костюмов, жилетов и нагрудников. Но в опускавшейся на полуторакилометровую глубину лодки еще оставались люди.
Для подобных ситуаций конструкторы предусмотрели всплывающую спасательную камеру. В неё забрались пятеро моряков, в том числе командир лодки Ванин. О событиях внутри этой камеры рассказал мичман Виктор Слюсаренко. По его словам, моряки не знали как отсоединить камеру от опускавшейся всё глубже лодки. Инструкции они принялись изучать, только уже находясь на волосок от смерти. Лишь разрушение «Комсомольца», на котором начали взрываться аккумуляторные батареи, отбросило камеру от корпуса. Началось стремительное всплытие. По чьему-то приказу моряки надели индивидуальные дыхательные аппараты.
Во время пути наверх, занявшего всего несколько секунд, от перепада давления погибли Ванин и еще двое моряков. Камера выскочила на поверхность моря, плохо закрытый верхний люк, удерживавшийся массой воды, самопроизвольно распахнулся. Мичман Черников вылетел из люка на высоту 25 метров и кислород из дыхательного аппарата разорвал ему легкие. Самого Слюсаренко спасло лишь то, что свой аппарат он надел не по инструкции. Благодаря этому он смог выбраться из наполнявшейся водой и погружавшейся в море спасательной камеры. Оказавшись среди ледяных высоких волн, мичман поплыл, не зная куда. Вскоре он увидел подходившего к месту катастрофы «Алексея Хлобыстова».
Председатель комитета по законодательству и государственному строительству Мурманской областной Думы, член фракции «Единая Россия» Владимир Мищенко, принимавший участие в митинге, отметил, что истинное мужество, героизм, преданность воинскому долгу во все времена остаются неизменными качествами наших подводников. Трагедия на АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море острой болью отозвалась в сердцах всех жителей страны, потрясла и стала общей. Имена погибших моряков навсегда останутся в нашей памяти, а их подвиг — ярким примером верности лучшим традициям флота. Их стойкостью и силой духа будут восхищаться новые поколения наших мальчишек, и так же, как они, мечтать о море, о подводном флоте», - подчеркнул депутат.
Даже кормовой стабилизатор скрылся под водой. В это время Ванин поднялся наверх и своими глазами мог оценить ситуацию. И он должен был заметить, что все члены команды, собравшиеся на верхней палубе, грубо нарушив инструкции, не взяли с собой индивидуальных средств спасения. Он обязан был дать команду их приготовить. Ведь Ванин и Коляда знали то, о чем не догадывалось большинство на борту гибнущей подлодки. Что атомный крейсер «Киров», спасательное судно «Карабах», идущие на помощь, подойдут очень не скоро. Ближайшее к месту катастрофы судно — тихоходная плавбаза «Алексей Хлобыстов» к тонущей лодке подоспеет не раньше 18 часов. Что эвакуироваться придется в ледяную воду. И держаться в ней нужно будет больше часа. Именно в этот роковой момент — в 16 часов 42 минуты Ванин отдал приказ: «Приготовиться к эвакуации. Исполнителям сдать секретную литературу. Приготовить секретную литературу к эвакуации». Об индивидуальных средствах спасения — ни слова. А еще через 8 минут он бодро отрапортовал в ответ на запрос штаба флота: «Обстановка в 5-м отсеке нормальная, газогенераторы не использовались, борьба за живучесть продолжается». По его команде весь личный состав, имевший дело с секретной литературой, разбежался по отсекам. В системе ценностей, которыми тогда жила страна и ВМФ, цена человеческой жизни была ноль целых ноль десятых. А бумажка с грифом — была все! Одни успели вытащить ящики с секретной литературой, другие так и не смогли с ними выбраться и бросили в отсеках. На трапах было столпотворение. Наверх выскочили кто в чем был. Там на скользкой накренившейся палубе их сбивали с ног волны. Температура морской воды была плюс три. У некоторых началась истерика. Молодые матросы кричали: «Помогите, не умею плавать! Так и ушли в воду вместе. Это «товарищи» адмиралы, вравшие потом на всю страну о великолепной выучке экипажа. В какой реестр занести, кому счет предъявлять? Лодка уходила на дно, и ее командир вместе с мичманом Виктором Слюсаренко, капитаном третьего ранга Вячеславом Юдиным, мичманами Александром Краснобаевым и Сергеем Черниковым пытались спастись во всплывающей камере ВСК. Она предназначена для спасения экипажа, когда лодка находится на грунте. Командир «Комсомольца» услышал от Юдина, что у работающего дизель-генератора на боевом посту в тонущей лодке остался капитан-лейтенант Анатолий Испенков. Возле грохочущей машины он просто не мог услышать приказа об эвакуации. Когда лодка уже стремительно шла ко дну, Испенков стал стучаться в нижний люк ВСК. Но было поздно, вскоре раздались удары: это разрушались давлением воды переборки. Все, оказавшиеся в ВСК, плохо знали ее устройство, хотя обязаны были знать назубок. Спастись, да и то по чистой случайности, удалось только мичману Слюсаренко. Мичман Сергей Замогильный из-за ожогов и отравления угарным газом не смог, когда лодка ушла на дно, выбраться из ограждения выдвижных устройств. Не смог доплыть до плотика лейтенант Вадим Зимин. Единственным, успевшим надеть спасательный жилет, был мичман Юрий Капуста. Он оказался в стороне от полузатопленного плота. К нему подплыли капитан-лейтенант Александр Верезгов, а потом мичман Сергей Нахалов. Юрий снял жилет, и они держались за него втроем. Вскоре от переохлаждения погиб Нахалов, потом Капуста. Лишь один Верезгов из последних сил продолжал держаться за жилет. На днище полузатопленного плота и возле него оказалось 47 мокрых, измученных моряков. Тех, кто замерзал, смывали волны. Метрах в пятидесяти был второй плот. С самолетов сбрасывали спасательные контейнеры. Но вплавь к ним было не добраться. А спасательная лодка ЛАС-5 ушла на дно вместе с «Комсомольцем». О ней просто никто не вспомнил. Упокой, Господи, их невинные души! Только в 18. Увидев его, уцелевшие, из тех, что были в сознании, запели «Варяга». К этому времени в живых осталось только 30 подводников. На следующий день, 8 апреля, в 13. Через несколько лет после гибели «Комсомольца» на пресс-конференции мать одного из погибших, обращаясь к журналистам, сказала: — Помните, что каждое ваше неосторожное слово о погибших больно ранит нас — оставшихся жить и лить слезы. Я понимаю, что приношу боль родным и близким погибших, и прошу: если можете, простите. Никогда бы не посмел тревожить их память. Если бы не мысль: не напишу, и трагедия опять повторится. Только в еще более ужасной форме. Но даже она могла успеть к тонущему «Комсомольцу» до его погружения. И большинство подводников были бы спасены. Ведь рыбаки находились в 50 милях от горящей лодки. Слишком поздно сообщил оперативный дежурный флота об аварии К-278 в объединение «Севрыба». И это промедление — на час с лишним — на совести бывшего командующего Северным флотом Феликса Громова. Не оказалось у ВМФ ни гидросамолетов, способных приводниться при таких волнах, ни катера, который можно было сбросить с самолета в районе бедствия. Ну не можете спасти сами, обратились бы к Норвегии. Ведь в 1988 году СССР и Норвегия подписали межправительственное соглашение о помощи гражданам обеих стран, терпящим бедствие на море. Благодаря этой договоренности в норвежском городе Будё и в Мурманске были созданы специальные штабы. Но штаб в Будё узнал о случившемся лишь через 6 часов 50 минут после гибели лодки. И не от советской стороны, а из средств массовой информации.
Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом. Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки. Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты! Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления. Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца». Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно. Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине. Последнее пристанище С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Эти минуты оказались роковыми для большинства членов экипажа. Ещё трое скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало опасений. Медики потом пояснили — пребывание в холодной воде уже запустило в их организмах необратимые изменения, и спасти их было невозможно. В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. С 1989 по 1998 годы с помощью глубоководных аппаратов «Мир» проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушён надёжно, и она в настоящее время не представляет угрозы для окружающей среды. В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется.
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка
В 17 часов 8 минут - официальное время гибели подводной лодки "Комсомолец" - корабли и суда приспустили Андреевские флаги. Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Затем в Храме Святителя Николая Чудотворца, расположенном в городе Заозёрске, прошла поминальная литургия. Напомним, АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года.
Об этом сообщает пресс-служба Росгидромета. Основной целью ученых будет сбор данных о состоянии морской среды и анализ ее на предмет наличия радиоактивных продуктов.
Исследователям предстоит собрать пробы воды на разных уровнях, пробы донных отложений и по итогам работы дать оценку уровню загрязнения окружающей среды. Вернуться в Архангельск судно планирует к 5 июня.
Он не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия — 18 часов. Её командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход. Видимо, опасаясь последствий пожара на нем, заглушили реактор. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество. С этого момента события стали развиваться стремительно.
Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер. В воде оказались 59 человек. Пятеро, включая командира К-278 Ванина Е. Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 оставшихся в живых и 16 погибших моряков. В дальнейшем проводились обследование корпуса, который показали, что реактор лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето-торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием.
В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Источники: А. Тарас Атомный подводный флот 1955—2005. Головко «Вместе с флотом». Рассказ мичмана Виктора Слюсаренко — одного из непосредственных участников тех трагических событий. На «Комсомольце» я служил пять лет — с 1984 по 1989 год. Это была самая современная, экспериментальная модель атомной подлодки на то время построена в 1983 году. По некоторым параметрам она остаётся уникальной до сегодняшнего дня.
Лодка не была предназначена для массового уничтожения противника, а служила морским щитом против субмарин с ядерным оружием, которые могли угрожать нашим городам. Её технические характеристики поражали воображение: глубина погружения — более одной тысячи метров ни одна подлодка в мире не могла опуститься так глубоко , причём в нижней точке погружения её прочнейший титановый корпус «обжимало» огромной массой воды с такой силой, что он уменьшался примерно на полметра; скорость достигала 55 километров в час и это под неимоверно плотным давлением моря! На борту находились две ядерных ракеты для уничтожения кораблей или подлодок возможного агрессора. На такой чудо-лодке служить было интересно, но очень нелегко, напряжённо. Она могла находиться под водой без всплытия 90 суток. Три месяца мы должны были нести боевую вахту без всплытия. За несколько дней до этого подлодка получила название «Комсомолец» прежде она носила имя «Плавник». Атомная подводная лодка Начало похода складывалось удачно. Как известно, в те годы противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерями было довольно напряжённым, и в пограничных морях было много разведывательных и боевых кораблей. Мы обнаружили несколько иностранных подлодок, вели за ними слежение.
Трагедия началась 7 апреля, в пятницу, на 37-ые сутки похода. Совершенно неожиданно центральный пульт управления сообщил, что в седьмом отсеке их всего было семь, соединённых узкими переходами сильный пожар, большая температура. Дежуривший там матрос на запросы по рации не отвечал. Как потом выяснилось, он погиб. На обследование отправился один из мичманов. Задыхаясь в дыму, он успел сообщить обстановку и тоже погиб. Первые две потери, хотя и вызвали тревогу, но не посеяли паники среди плавсостава, который был тщательно подобран и обучен действовать в любых экстремальных ситуациях.
Климова и Ю.
Построенная на легендарном Северодвинском Северном машиностроительном предприятии, по сути, эта лодка со сверхпрочным титановым корпусом была опытным кораблем, способным вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок. В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка возвращалась из автономного плавания и находилась на глубине 157 метров, в 7-м отсеке возник пожар. Экипаж под командованием командира капитана 1 ранга Евгения Ванина вступил в 5-часовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Примерно в 12 часов Е. Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. Однако надежды на получение своевременной помощи от аварийно-спасательных сил не оправдались.
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец», что произошло на самом деле
1989 год 31 января Получила почетное наименование «Комсомолец». Как от пожара погиб атомный подводный торпедоносец К-278 «Комсомолец», вы узнаете, прочитав данную статью. К-278 «Комсомолец» / ©TV2. Ранее ученые уже брали пробы рядом с атомной субмариной К-278, однако они не показали существенного превышения допустимых норм. В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости, что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не.
Судьба команды и самой подводной лодки «Комсомолец»
Эта скорбная дата сама вошла в нашу жизнь без каких-либо указов и постановлений после того как 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла наша атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара, затонула атомная подводная лодка Северного флота К-278 "Комсомолец". атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране.
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец
Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение | 06 апреля 2023 Установлен Приказом ГК ВМФ от 19 декабря 1995 года в память о 42 погибших в этот день на АПЛ К-278 «Комсомолец». |
«Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец» | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий. |
К 278 подводная лодка комсомолец
К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» была спущена на воду в 1983 году. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. АПЛ К‑278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после возникшего на борту пожара. Кроме того, К-278 могла в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, при этом оставаясь недосягаемой для их снарядов. Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В холодной воде мы провели около часа и 20 минут».
КосмоСториз: ЧТО НЕ ТАК С ЗАТОНУВШЕЙ СОВЕТСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ? (К-278 «Комсомолец»)
Адмирала флота Советского союза Н. Кузнецова капитан 1 ранга в отставке иеромонах Вениамин Ковтун. В конце мероприятия гости возложили цветы к мемориальной доске, установленной в память о Сергее Маркове и экипаже АПЛ "Комсомолец".
Это был прапорщик Подгорный. Мне помогли взобраться на плот. А многие плавали рядом, держались за наши руки, за леера. Нас то и дело накрывала волна.
Люди умирали от переохлаждения, на моих глазах уходили на тот свет. И я для себя решил — никогда этого командованию не прощу. Они, мертвые, уже не могут ничего сказать. Мы — оставшиеся — выжили чудом. Но кто-то же должен рассказать, как мы погибали, почему. Когда начинаешь об этом говорить, наживаешь себе врагов.
Это страшная трагедия не только нашего совдепа, но и людей, служащих сейчас на лодках. То, что происходит вокруг «Комсомольца», страшно. Мое личное дело сначала украли, и я не мог ни перевестись, ни уволиться. Потом оказалось, что в нем нет записи, что я был на К-278. Сделано это было для того, чтобы дать понять: не высовывайся, говори так, как мы тебе скажем. Два раза грабили квартиру, искали дневники, разбивали машину.
Почти шесть часов К-278 находилась в надводном положении. Шесть часов продолжался пожар. Лодка все больше и больше погружалась кормой в воду. Через прогоревшие сальники в прочный корпус стала поступать вода. Об этом знал капитан первого ранга Ванин, знал старший на борту, заместитель командира дивизии капитан первого Борис Коляда. У «Комсомольца» была связь со штабом флота, с самолетом Ил-38.
Тот с 14 часов 40 минут кружил над тонущей лодкой, и его экипаж видел, как нарастал дифферент на корму. Почему за это время Ванин и Коляда не отдали приказ приготовить и спустить на воду спасательную лодку, которая была в первом отсеке? Почему не приказали надеть теплое белье, гидрокомбинезоны, спасжилеты? Уже через полчаса после начала пожара по приказу Ванина почти весь экипаж находился на верхней палубе, чтобы отдышаться. Все они были исключены из борьбы за живучесть. А тем временем внизу, в задымленных отсеках, немногочисленные спасательные партии пытались справиться с пожаром.
После того как отцы-командиры совершили очередную ошибку и продули две цистерны главного балласта одного борта, подводная лодка получила мощную встряску и резко осела на корму. Даже кормовой стабилизатор скрылся под водой. В это время Ванин поднялся наверх и своими глазами мог оценить ситуацию. И он должен был заметить, что все члены команды, собравшиеся на верхней палубе, грубо нарушив инструкции, не взяли с собой индивидуальных средств спасения. Он обязан был дать команду их приготовить. Ведь Ванин и Коляда знали то, о чем не догадывалось большинство на борту гибнущей подлодки.
Что атомный крейсер «Киров», спасательное судно «Карабах», идущие на помощь, подойдут очень не скоро. Ближайшее к месту катастрофы судно — тихоходная плавбаза «Алексей Хлобыстов» к тонущей лодке подоспеет не раньше 18 часов. Что эвакуироваться придется в ледяную воду. И держаться в ней нужно будет больше часа. Именно в этот роковой момент — в 16 часов 42 минуты Ванин отдал приказ: «Приготовиться к эвакуации. Исполнителям сдать секретную литературу.
Приготовить секретную литературу к эвакуации». Об индивидуальных средствах спасения — ни слова. А еще через 8 минут он бодро отрапортовал в ответ на запрос штаба флота: «Обстановка в 5-м отсеке нормальная, газогенераторы не использовались, борьба за живучесть продолжается». По его команде весь личный состав, имевший дело с секретной литературой, разбежался по отсекам. В системе ценностей, которыми тогда жила страна и ВМФ, цена человеческой жизни была ноль целых ноль десятых. А бумажка с грифом — была все!
Одни успели вытащить ящики с секретной литературой, другие так и не смогли с ними выбраться и бросили в отсеках. На трапах было столпотворение. Наверх выскочили кто в чем был. Там на скользкой накренившейся палубе их сбивали с ног волны. Температура морской воды была плюс три. У некоторых началась истерика.
Молодые матросы кричали: «Помогите, не умею плавать! Так и ушли в воду вместе. Это «товарищи» адмиралы, вравшие потом на всю страну о великолепной выучке экипажа. В какой реестр занести, кому счет предъявлять? Лодка уходила на дно, и ее командир вместе с мичманом Виктором Слюсаренко, капитаном третьего ранга Вячеславом Юдиным, мичманами Александром Краснобаевым и Сергеем Черниковым пытались спастись во всплывающей камере ВСК. Она предназначена для спасения экипажа, когда лодка находится на грунте.
Командир «Комсомольца» услышал от Юдина, что у работающего дизель-генератора на боевом посту в тонущей лодке остался капитан-лейтенант Анатолий Испенков. Возле грохочущей машины он просто не мог услышать приказа об эвакуации. Когда лодка уже стремительно шла ко дну, Испенков стал стучаться в нижний люк ВСК. Но было поздно, вскоре раздались удары: это разрушались давлением воды переборки. Все, оказавшиеся в ВСК, плохо знали ее устройство, хотя обязаны были знать назубок. Спастись, да и то по чистой случайности, удалось только мичману Слюсаренко.
Мичман Сергей Замогильный из-за ожогов и отравления угарным газом не смог, когда лодка ушла на дно, выбраться из ограждения выдвижных устройств. Не смог доплыть до плотика лейтенант Вадим Зимин. Единственным, успевшим надеть спасательный жилет, был мичман Юрий Капуста. Он оказался в стороне от полузатопленного плота. К нему подплыли капитан-лейтенант Александр Верезгов, а потом мичман Сергей Нахалов. Юрий снял жилет, и они держались за него втроем.
Вскоре от переохлаждения погиб Нахалов, потом Капуста.
Система пожаротушения с огнем не справлялась. На поверхности "Комсомолец" был уже в 11:16. В это время пространство внутри подлодки наполнялось ядовитым дымом, температура в некоторых отсеках была такой, что плавился металл. Сработала аварийная защита реактора, подключилась аккумуляторная батарея, экипаж попытался запустить дизель-генератор.
Первый сигнал об аварии АПЛ передала в 11:37. По всей видимости, из-за уже имеющихся проблем с оборудованием на суше он был принят и расшифрован только через 40 с лишним минут. На помощь подлодке вылетели несколько противолодочных самолетов Ил-38, к месту аварии пошла плавбаза "Алексей Хлобыстов". Все это время экипаж боролся за живучесть "Комсомольца", командир был на связи с летчиками самолетов, находившихся в районе аварии. Через несколько часов лодка стала оседать на корму, моряки услышали приказ готовиться к эвакуации и покинуть отсеки.
В 11:14 командир уже поднимал перископ в надводное положение — это говорит о том, что командир практически сразу же принял решение всплывать. Лодка начала всплывать. Где-то к 14:00 — 15:00 ситуация на подлодке была уже стабильная, экипаж смог погасить пожар в 3, 4, 5 отсеках, а 6 и 7 горели - мы пытались тушить пожар методом герметизации. Казалось бы, обстановка более или менее стабилизировалась, и мы начали выносить раненых. Но, к большому сожалению, в районе 17:00 лодка начала тонуть. Было два плотика, предназначенных для аварийного спасения - один затонул сразу, второй удалось спасти.
Спасшийся экипаж сплотился вокруг перевернувшегося плотика и большая часть людей возле него выжила. У командира была возможность спастись вместе с нами, но учитывая то, что в подлодке оставались люди, он принял решение спустится вниз. Плавающие рядом ребята помогли защелкнуть ему люк. Лодка начала тонуть, большая часть экипажа осталась на воде. В дальнейшем мы какое-то время находились на воде, приблизительно полтора часа, после этого прибыли рыбаки. Во время аварии погибли 42 человека и 27 остались в живых.
КосмоСториз: ЧТО НЕ ТАК С ЗАТОНУВШЕЙ СОВЕТСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ? (К-278 «Комсомолец»)
Подводная лодка «Комсомолец» 🔥 причины трагедии, тайна гибели | 7 апреля 1989 года погиб «Комсомолец» — атомная субмарина К-278. |
Памяти погибших подводников | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий. |
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец" | 7 апреля 1989 г. в Норвежском море погибла советская атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". |
7 апреля - День памяти всех погибших подводников. | 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака | Именно в этот день атомная подводная лодка К-278, ставшая через пять лет печально известной как Комсомолец, совершила небывалое в истории мирового военного мореплавания погружение. |