В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Как таковая вотчина включала в себя территорию, на которой находились постройки/имущество самого различного назначения, сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, мосты и дороги. Вотчина — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси – земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Главная» Новости» Что такое вотчина кратко.
Вотчинный уклад Московского государства
Вотчина включала в себя три составляющие: непосредственно хозяйство владельца, хозяйства крепостных крестьян, которым были выделены земельные наделы, а также, через сдачу земель в аренду, реализовывалось право собственности. Значение слова вотчина в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. 1) в России - древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. Что такое вотчина кратко. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте.
Вотчина и поместье
Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В....
Термин происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к 10 веку. Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов.
В 11—12 веках права вотчинников закрепляются в своде законов — Русской правде. В период раздробленности, в 13—15 веках, вотчина стала господствующей формой землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. Количество и размеры вотчин увеличивались путем захвата общинных крестьянских земель, пожалования, купли, обмена. Помимо общих вотчинных прав, вотчинники владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов, уплате торговых пошлин. С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства.
Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали все более ограничиваться. В 1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин.
Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем. Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству. С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели. Две формы землевладения Вотчина и поместье - это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия - ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения. Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе; не допустить переход «служебных» земель в частные руки. Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи. Развитие частного землевладения Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву. В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель - точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство. Вотчина - это старинное правовое землевладение, на тот момент оно значительно уступало поместному. Такое количество земель нуждалась не только в правовом, но и в административном аппарате управления. Типичным местным органом защиты землевладельцев стали уездные дворянские собрания. Уездные общества Развитие поместного землевладения вызвало рождение уездных дворянских обществ. К 16 веку такие собрания были уже достаточно организованны и выступали весомой силой местного самоуправления. За ними закреплялись и некоторые политические права - например, складывались коллективные челобитные государю, формировалось местное ополчение, писались ходатайства царским властям о нуждах таких обществ. Имение В 1714 году вышел царский указ о единонаследии, согласно которому вся земельная собственность подчинялась единым правам наследования. Возникновение этого вида земельной собственности окончательно объединило понятия «поместье» и «вотчина». Это новое правовое образование пришло в Россию из Западной Европы, где на тот момент давно уже существовала развитая система землеустройства. Новая форма землевладения получила название «имение». С этого момента вся земельная собственность становилась недвижимым имуществом и подчинялась единым законам. Вотчина — важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи. Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри. Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, и т.
Крестьяне обязаны были работать на земле вотчинника, платить налоги и повинности. Вотчина была формой феодального землевладения и являлась одной из основных форм экономического устройства Древней Руси. По мере развития экономики и образования новых социальных классов, вотчина стала уступать место другим формам землевладения, таким как общинная и государственная. Однако, вотчина оказала большое влияние на формирование культуры и образа жизни крестьянского класса в России. Вотчина стала символом свободы и независимости крестьян от государства. Она дала возможность крестьянам образовывать свои собственные общины и формировать свои традиции и обычаи. Преимущества вотчины: Надежность владения, так как земля принадлежала в одних руках; Возможность селиться на земле владельца и получения иных преимуществ. Недостатки вотчины: Отсутствие права на свободное перемещение; Обязательство работать на земле владельца; Высокая степень эксплуатации крестьян. Центры власти в Российском государстве В России существовали различные центры власти, отображающие актуальную политическую ситуацию и влияние в ней определенных лидеров и регионов. Данные центры меняли свое расположение и значение в зависимости от периода истории государства. Самым древним центром власти Российского государства является Киевская Русь, где в 862 году был создан первый значимый политический центр — Киев. Наряду со столицами важным центром власти являлась церковь. В средние века церковь была сильным и влиятельным институтом, чье мнение и рекомендации учитывались государством. Также в государстве существовали различные дворы — княжеский двор, боярский двор, царский двор и т. Они играли свою важную роль в жизни государства и обладали определенными политическими и экономическими привилегиями. Киевская Русь — древнейший центр власти в России Москва — новый центр силы и притяжения в XII веке Санкт-Петербург — созданный в XVIII веке новый центр государства Таким образом, центры власти представляют собой важный элемент любой политической системы. Именно они определяют ход исторического развития государства, его экономические и культурные черты, а также влияют на формирование общественного мнения и политики. Роль вотчины в общественном развитии Вотчина — это земельный участок, который принадлежал определенному лицу и был передаваемым по наследству. Она играла важную роль в общественном развитии, влияя на экономику и социальную структуру средневековой Европы. Владельцы вотчин имели привилегии, которых не было у других людей. Они были аристократами и помогали поддерживать монархию, феодализм и другие социальные и политические институты. Вотчина, как правило, была отдельным участком земли, на котором существовали деревни и города. Это включало в себя территорию, на которой жили крестьяне, которые платили за использование земли.
Понятие вотчины
- Что такое вотчина?
- Термины. Вотчина
- Вотчина и поместье
- Значение слова вотчина. Что такое вотчина?
Исторический обзор вотчины
- Связанных вопросов не найдено
- Понятие вотчина
- Какова история вотчины в средневековой России
- Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор
- что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
- Вотчина на Руси
Значение слова вотчина кратко
История24: Вотчина | Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, по. |
Владенья милые мои: Вотчина и Поместье - в чем разница? 🏠 | сеньорами Виды вотчины Родовая Купленная Выслуженная До XVIII века вотчина и поместье были разными понятиями. |
Вотчина (СИЭ, 1963) | истор. земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения Декабря 12-го, 1796 года, пожалована Алексею Аракчееву грузинская вотчина, 2000 душ. |
Значение слова вотчина. Что такое вотчина?
В 15-17 веках различали вотчины родовые, купленные, жалованные и княжеские; права их владельцев были различны. В 17 веке вотчинное землевладение вновь стало расти. Правительство, награждая дворян за верную службу, широко раздавало земли в вотчины. В результате развития товарно-денежных отношений, а также консолидации господствующего класса происходило фактически слияние поместья с вотчиной. Значительный шаг в сторону юридического сближения вотчины с поместьем сделало Соборное уложение 1649 года. В конце 17 века в центральных областях государства вотчинное землевладение значительно превосходило поместное. Указ 23 марта 1714 года о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья. Термин «вотчина» употреблялся в 18-19 веках в смысле дворянской земельной собственности.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах.
А в 1618 г. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять ибо все делается, в конечном счете, во имя детей. Разрешается обмен поместий на вотчины с согласия правительства , а в конце XVII в. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника. Понравилась статья?
Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены или переселены в иные регионы. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью « служба по отечеству ». Царское правительство издавала указы регламентирующие пользование и наследование вотчинами: Указ 15 января 1581 года: «…. Отчинникам отчин своих по душам в монастыри не отдавать, а давать деньги, которые отчина чего стоит» [2]. Указ 27 ноября 1613 года: «О даче вымороченных и отписных поместий и вотчин иноземцев, только иноземцам». Указ 03 декабря 1627 года: «О наследовании выслуженных и родовых вотчин по каноническим правилам» указ предусматривал переход по купчим и закладным кабалам вдов к покупателям и заимодавцам. Указ 05 февраля 1632 года: «О пожизненных правах вдов на выслуженные вотчины с запретом их отчуждения» и возврате конфискованных по указу 1627 года вотчин [3]. В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение.
Какую роль играла вотчина в экономике России Вотчина была важной экономической единицей в средневековой России, и ее значение оставалось достаточно высоким в XVIII веке. Владельцы вотчин занимались разнообразной деятельностью: сельским хозяйством, животноводством, ремеслом и даже торговлей. Они часто были вовлечены в производство соли, которая была одним из главных товаров средневековой России. Она представляла собой комплекс земельного владения, включающий в себя землю, постройки, живой и мертвый инвентарь, а также связанные с ним права на феодально-зависимых крестьян. Наследование вотчины происходило по роду, преимущественно от отца к сыну. Владельцы вотчин занимались разнообразной деятельностью и играли важную роль в экономике России. Указ Петра I в 1722 году закрепил дворянскую собственность на землю и уравнял в правах владельцев поместий и вотчин, что имело большое значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия.
что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Вотчина — это особый вид земельной собственности, который был широко распространен в России в период феодального уклада. 1) в России - древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству.
Вотчина на Руси
Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт (Grundherrschaft), а также поместье в широком смысле этого слова. Вотчина – это собственность одного конкретного человека или организации. началу IX века ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община. Вотчина – это «отцовская собственность», т.е. передаваемый по наследству комплекс собственности (родовой земельный участок и право на заселенные зависимыми людьми). Что такое вотчина кратко. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте. Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Вид феодальной земельной собственности в России; владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность.
что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
Верхний Устюг вотчина Ботанический сад. Ворота в вотчину Деда Мороза и Снегурочки. Вьюга вотчина Деда Мороза коттедж. Феодальная вотчина на Руси. Феодальное землевладение на Руси. Туристы в Великом Устюге.
Великий Устюг горки в вотчине. Великий Устюг аллея чудес. Великий Устюг вотчина фото туристов. Феодальная вотчина в древней Руси. Вотчина 16 век.
Древнерусская вотчина. Наследственное земельное владение называлось. Усадьба феодала в средневековой деревне. Поместье хозяйство феодала. Феодальное поместье в средневековье.
Вотчина это земельное владение. Вотчинная усадьба. Вотчина и поместье общее и различия таблица. Структура вотчины. Структура феодальной вотчины.
Схема вотчины. Вотчина и ее социальная структура. Наследственное земельное держание на Руси называлось. Наследственное держание в древней Руси земельное держание. Вотчинники и помещики.
Вотчинники и помещики разница. Вотчина и поместье определения. Феодальная деревня. Вотчина в средние века. Феодальная вотчина и Крестьянская деревня.
Вотчина Деда Мороза Великий Устюг. Вотчина Деда Мороза Великий Устюг летом. Великий Устюг вотчина Деда Мороза территория. Великий Устюг резиденция. Вотчина феодализм.
Эта система была распространена до конца XVIII века, после чего она постепенно уступила место другим формам владения землей. Что такое вотчина: Феодал, обладающий вотчиной, называется вотчинным помещиком. Он получает вотчину от властелина как награду за свои услуги. В отличие от княжеских владений, вотчина передается по наследству внутри семьи. Это означает, что при смерти вотчинного помещика его земли и имущество переходят к наследникам, которые продолжают владеть их. Вотчина имела несколько особенностей, отличающих ее от других форм землевладения.
Прежде всего, вотчинный помещик имел полный контроль над своей вотчиной и крестьянами, живущими на его землях. Он взимал с них плату в виде пододеяльников или единицы сельскохозяйственной продукции, а также мог владеть крестьянами как собственностью. В отличие от крестьянства, которое жило на территории вотчины, вотчинные помещики были обязаны воевать на защиту своего властелина. Они входили в состав вооруженных сил и принимали участие в битвах и войнах. За свои боевые заслуги вотчинные помещики получали новые земли и повышение своего социального статуса.
Вотчина в Древней Руси - это строения, пашни, леса, луга, домашний скот, инвентарь, а главное, крестьяне, проживающие на вотчинной земле. В те времена крепостного права как такового не существовало, и крестьяне могли свободно переходить с земельных наделов одного вотчинника к другому. Боярская вотчина Наряду с частной и церковной земельной собственностью, существовала и боярская вотчина. Это земля, предоставляемая в качестве награды царем своим личным слугам - боярам. На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси - земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением - вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом. Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель. Платила только земля, а службу несли только люди. Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам. Постепенно вотчинное землевладение стало привилегией служивых лиц, находящихся в подчинении у самого царя. Так формировалась феодальная вотчина. Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее. Возникновение поместий В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками, которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев. Отныне их право владеть и управлять вотчинами было стеснено - унаследовать землю и распоряжаться ею позволялось лишь узкому кругу лиц. В Московии XVI века в гражданской переписке практически не встречается слово «вотчина». Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем. Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству. С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели. Две формы землевладения Вотчина и поместье - это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия - ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения. Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе; не допустить переход «служебных» земель в частные руки. Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи. Развитие частного землевладения Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву. В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель - точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство. Вотчина - это старинное правовое землевладение, на тот момент оно значительно уступало поместному. Такое количество земель нуждалась не только в правовом, но и в административном аппарате управления. Типичным местным органом защиты землевладельцев стали уездные дворянские собрания. Уездные общества Развитие поместного землевладения вызвало рождение уездных дворянских обществ.
Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеется и поместье, и В. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — "не против государева жалованья т. Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь... Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин. Государство старалось об обращении В. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования.
Что такое вотчина
Ефрона Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В.... Возникла в 10 - 11 веков княжеская, боярская, монастырская , в 13...
Определение понятия «вотчина» Владельцы вотчины, или вотчинники, имели право распоряжаться землей, назначать и управлять рабочими и крестьянами, собирать налоги и другие платежи. В феодальном обществе статус владельца вотчины был определяющим для общественного и экономического положения. Вотчина создавала основу для формирования и укрепления феодальных связей, так как вотчинниками могли быть только лица, которые имели личную связь с феодальным лордом. Владение вотчиной было наследуемым, что позволяло сохранять и укреплять родовую власть и богатство. Термин «вотчина» также использовался для обозначения конкретного участка земли или имущества, которые передавались по наследству.
В случае отсутствия наследников вотчина могла быть передана другому владельцу или забрана государством. Важно отметить, что понятие «вотчина» относится к историческому контексту феодализма и не имеет практического применения в современном обществе. Функции вотчины в средние века Функции вотчины в средние века были многообразными и включали: Функция Описание Военная защита Владелец вотчины обязан был предоставлять вооруженные отряды и личную охрану феодалу, которому принадлежала земля, в случае войны или нападения. Административная служба Феодал, владеющий вотчиной, выполнял административные функции, которые включали сбор налогов, поддержание порядка и правопорядка на своей территории, управление владениями и т. Экономическое производство Владельцы вотчины занимались сельскохозяйственным производством, разведением скота, рыболовством и другими видами деятельности, обеспечивая себя и своих подданных продовольствием и товарами первой необходимости.
Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс. Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами «родовыми», купленными, «выслуженными» или поместьями, были обязаны служить государю. Оно определяло связь владения землей вотчинами и поместьями с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска. Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно. В то же время, в XV-XVII веках на Западе постепенно произошло «освобождение» дворянского сословия от обязательной службы, и «освобождение» частной собственности на землю от обусловленности службой. Расширились корпоративные и личные права дворянства. В едином Московском государстве шло прямо противоположное движение — процесс «закрепощения сословий» термин, часто используемый В. Условная форма землевладения в сочетании с принципом постоянной «текучести» земельных владений из рук в руки и «распыленности» семейных дворянских владений по просторам страны дали удивительные результаты. Социальная элита никак не могла консолидироваться в единое средневековое сословие, осознать свои интересы, оформить их в праве и заставить власть учитывать их. Между тем это было естественным следствием вотчинного уклада. Вертикальные связи подчинения монарху служилых людей разных категорий трактовались ими не столько как корпоративные обязанности сословия, сколько осознавались в личностных патроно-клиентских рамках, где патроном выступал государь, а его личными клиентами — отдельные служилые люди. Элита была представлена многочисленными мелкими слоями с размытыми социальными границами и отсутствием четкого осознания связывающего их общественного интереса. Зато все эти слои были намертво привязаны к центральной власти. Это и вело к всесилию монарха и отсутствию на Руси XV-XVII веков условий для возникновения сословий в западноевропейском понимании этого слова. Процесс «закрепощения» служилых людей не мог не отразиться на положении простолюдинов. По мере роста управленческого аппарата и военных сил государство испытывало нужду в земельных ресурсах для раздачи государевым людям, как плату за службу. С XVI века государи начали жаловать служилым людям черносошные государственные земли. Это означало, что монарх-вотчинник вправе распоряжаться не только землей, но и населением своей страны-вотчины. В одночасье ранее свободные черносошные превращались в зависимых владельческих крестьян.
Так, некоторых вотчинников государство обязывало служить именно тому князю, на землях которого находились владения этих собственников. Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая потомственная , запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах. Чем поместье отличалось от вотчины К концу XIV века, когда процесс централизации на Севере и Востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и усилилась. Политические преобразования, введенные Иваном III и продолженные Иваном IV, в первую очередь затронули принципы вотчинного землевладения. Если раньше «вольник» мог в одном уделе быть слугой работать на князя , а в другом — владеть вотчиной, то сейчас служба на княжеском дворе увязывалась с землевладением. Эти кардинальные перемены и послужили своеобразным триггером это как? К чему это привело: Со временем государственная служба, увязанная с землевладением, стала повинностью, а мысль о том, что землей может владеть лишь тот, кто служит царю, стала неписаным правилом.
Вотчинный уклад Московского государства
Узнайте что обозначает Вотчина — что значит, какой имеет смысл и в каких случаях применяется. Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений.