Новости богиня морана в славянской мифологии

Термины и определения славянской мифологии. Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

Марена – славянская богиня смерти, связанные ритуалы и традиции

Морена богиня славян.В других славянских легендах у россиян говорится, что Морана живёт в зеркальном дворце, к которому можно добраться только через Калиновый мост. В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя. Мара относится к одним из самых неоднозначных богинь в славянской мифологии.

МОРАНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЛАВЯНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ МИФОЛОГИИ И НEKOTOРЫХ СЛАВЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Велес разрубил Своей Двузубой Секирой имеющей равную силу как в Яви, так и в Нави плоть Кощея, и с тех пор Чернобог более не может надолго покидать пределы Подземного мира и странствовать по Небесным Чертогам, где живут Светлые Сварожичи. В мире же людей кончился Золотой век... О различных уровнях понимания Традиции 1. Чернобог есть Тёмный Лик Всебожья Родова, от Него происходит разрушение и погибель всего сущего — как великого, так и малого. Тот, кто связан невежеством своим да маятой мирскою ослеплён, — страшится всеразрушающей силы Чернобога, проклиная её как воплощение чёрного «зла»; очи его зрят лишь сиюминутное, и жизнь его побеждена смертью, которую он носит в себе, разум его вовлечён в бессмысленную суету, а Сердце сковано страхом и унынием. Поистине, такой человек — верный раб Чернобога, даже если сам не подозревает об этом, ибо жизнь его подобна смерти, а свет разума — тьме непроглядной... Мудрые о сём рекут: кто в безумии суетном смерти страшится, тот сим Чернобогу славу творит. Мудрые и у смерти жить учатся, сквозь маяту переходящего Вечное прозревая; глупцам же, от Лада Всемирья отчуждённым, порой и жизнь не в прок.

Иные рекут: следование Чернобогу — стезя наискорейшего изменения, а также преодоления собственной слабости и глупости. Действительно, путь к новому всегда лежит через смерть отжившего, поэтому всякое преодоление себя прежнего есть, в той или иной степени, форма смерти. Потому неслучайно, что Предки наши называли дваждырождённым того, кто ещё при жизни в Яви земной прошёл через смерть и воскрешение от древнерус. Но для тех, кто не в состоянии отличить Истинного Себя АЗ ЕСМЬ от собственных представлений о себе, такая смерть может оказаться не прозрением, но погибелью! Традиция учит понимать и принимать оба Лика Рода: и Тёмный Чернобога , и Светлый Белобога , ибо один не существует без другого. Мы славим Чернобога за Дар смерти — за дерзание превзойти всё отжившее, обветшавшее, остывшее, но не останавливаемся на этом, а идём дальше — от смерти к возрождению в Нетленном, от небытия смерти в Яви Земной к Приснобытию Жизни в Вышнем... Необходимо особо отметить, что существует несколько уровней понимания Традиции: один уровень — мифологический — позволяет рассматривать архетипы определённых Богов, сущих во Всебожьи Родовом, как продолжения архетипов вышестоящих по иерархии Богов, то есть, как Их «сыновей», «дочерей», «внуков» и т.

Первый уровень понимания Традиции является, условно говоря, несколько приземлённым, земным, человеческим; тогда как второй уровень — высшим, жреческим. С нашей точки зрения, приоритетным в познании и чувствовании Родных Богов, Всебожья Родова, является именно концептуальный — жреческий уровень понимания Традиции. Поэтому здесь мы не будем подробно рассматривать, как нечто необходимое для постижения сути мира Богов, Их родословные и прочие «социально-бытовые» взаимоотношения друг с другом, считая, что понимание интегрального единства Богомирья является более целостным и, соответственно, более верным, поскольку, помимо прочего, включает в себя все остальные возможные уровни понимания Традиции. Слава Роду!

Эти божества якобы олицетворяют молодость и смерть, и именно та- кая и подобные оппозиции в будущем будут сильно укрепляться. Но вклад Ганки в утверждение Мораны как богини чехов-язычников тут не заканчивается. Средневековая энциклопедическая рукопись на латинском языке была пoдарена в 1818 году библиотеке чешского Народного музея.

В рукописи су- ществовали глоссы древнечешского языка, но к ним Вацлав Ганка добавил не- сколько сотень подделанных чешских глосс якобы монаха Вацерада и опубли- ковал под заглавием Mater Verborum в 1833 году. Отсутствие критических оценок ведущих чешских славистов, включая Павла Шафарика, которых тогда очень уважали, закрепило старые и новые якобы открытия библиотекаря, поэта и филолога. Во второй половине XIX века патриотические фантазии Ганки были разоблачены и филологиче- скими и химическими доказательствами. Очевидно, что в Ганкиных подделках польская форма Марцана, Мажана уступает место названиям Мора, Морана. В русских исследованиях славянской мифологии идеи Ганки влиятельно за- крепились. Историк Михаил Касторский пребывал в Германии и у Шафарика в Праге познакомился с тогда новейшими взглядами о славянских древностях. В конце тридцатых и в начале сороковых годов он в Санкт-Петербургском уни- верситете читал лекции по славянской филологии.

Касторский набрасывает ряд данных, связанных со смертью, считая что и без аргументации понятно, что они потверждают существование богини Марены. Он указывает, что возле Грюнвальда найден женский кумир из глины с лицом покойника. Переходя на польские края, автор связывает фрагмент их хроники Кромера о бросании идолов Марзании и Зевонии на четвертой неде- ле поста в болота Касторский 1841: 113. В поиске подобных представлений у восточных славян, автор ссылается на изгнание смерти девушками в орловской губернии и неубедительно добавляет разнородный этнографический материал о посещении родительских могил с едой радуница , сжигании чучел Морены в слободско-украинской губернии, и верованиях о летающей душе, о дзядах, тризне. Измаил Срезневский, который лично знал и уважал Ганку, в книге Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам совре- менным и преданиям 1848 приводит глоссы из Mater verborum по изданию Ф. Палацкого и П. Шафарика, включая название богини Мораны Срезневский 1848: 6.

В книге о славянской мифологии относительно забытого историка, этногра- фа и археолога Дмитрия Шеппинга 1849 одна глава посвящена богиням жизни и смерти — Живе и Море. Имена Живы — Дзева, Дева, Дидолада, Дидилия — ав- тор необоснованно считает подлинными и толкует как плодородную силу мо- лодости, любви и брака, развития растительной силы природы, созревания пло- дов. Упоминание Живы из верований полабских славян потом повторяли многие компиляторы. Дмитрий Шеппинг пишет, что Мору называют Хорст, Хора, Морена, Кродо и что она оли- цетворяет бесплодие, болезнь, дряхлость и конец жизни. Автор пишет: Корень мор, смрд, мрж, мрз находим мы во многих славянских словах: мор — в значении смерть, морить, умора, мароз, мрак, мерзость, маркотно и пр. В прусско-славян- ском мифе мы встречаем Мароса, или Мара, в литовско-прусском — Маркоттов и Маркополов, которых Гануш находит у славян под именем Маркотов. В древней римской теогонии встречаем мы богиню mors или Морту богиню смерти и брата ее Морфея, бога снов.

Наконец персидский Мортихорас — бог зла и эманация Аримана, как будто соединяющий в своем имени оба корня мор и хор, может служить нам намеком на их восточное происхождение. То же самое двойственное значение получает она под именем Марцаны, как богиня смерти животных. В этом от- ношении она, доставляя человеку богатые плоды звероловства, уподобляет- ся благодетельной Диане. Однако же Морена как богиня осени и зимы, удер- жала свое первоначальное значение временной смерти природы, что ясно видно из уцелевших еще обычаев хоронить изображение Моры при насту- плении весны, олицетворяя в этой церемонии не только окончание зимних холодов, но и смерть прошедшего года. Александр Афанасьев в трехтомной книге Поэтические воззрения славян на природу 1865—1869: 556 упоминает поджигание чучела на масленицу, с интер- претацией что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Этнолингвист Анатолий Журавлев в исчерпывающем анализе веро- ваний и заблуждений Афанасьева пишет об отличиях чучел западных славян — чехов Марена, Маржена, Морана , словаков Морена , поляков Мажена , ко- торых как олицетворение смерти сжигали либо топили, в обычаях, связанных с куклой масленица [Журавлев 2005]. Обрядовое уничтожение чучел которое у западных славян может носить имена с корнями мар- или мор- описанo этно- графами и фольклористами и представляет собой отбрасывание и прощание с зимой как неплодородной частью года.

Вода, как мы уже заме- чали, есть стихия и благодетельная, и убийственная; она оживляет, освежа- ет, поддерживает бытие и прекращает его; и дает плодородие, и разрушает его; сообразно этому двойственному характеру в природе и в поэтической символике народа вода имеет как светлое, веселое, так равно и мрачное, пе- чальное значение. Близость моря и смерти заметна во многих чертах народ- ной поэзии Костомаров 1994: 270. Труды восточнославянских мифологов, которые очень любили общеславян- ские обобщения, распространялись между славянофилами в средине и конце XIX века. Уже в конце века существующие более критические тексты Сумцова, А. Веселовского, Н. Нодила еще не получили огласки в тени менее критических предшественников. В художественной литературе На переломе XIX и XX веков, на волне возвращения мифологии славянского язычества в стиле модернизма-сецесcии, в разных точках Австро-Венгерской монархии, в стихах некоторых поэтов встречаются Славянские боги.

Хорватский поэт Владимир Назор и украинец Василь Пачовский в свои поэтические циклы включают и богиню Морану. Назор в своей первой книге Славянские легенды Slavenske legende 1900 г. Морана пугает и угрожает девушкам, которые вступают во взрослую жизнь, а Лада, как их защитница, требует от них, чтобы любовь, которой они предадут- ся, принесла плод, рождение новой жизни. Лада и Марена противоставляются как любовь и смерть. Василь Левицкий в критике 1913 г. Левицкий 1913. В прозе Поляка Владислава Оркана Drzewiej мир природы переплетается с любовью героев и существами низшей и высшей славянской мифологии, оли- цетворяющих психологические состояния и желания.

Czy to Przywida zjawy? Czy krwi oczu bolesnych. Мара-Марена в сказочном Посолонье является символом преодоления смерти.

При этом использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Есть очень интересный взгляд на то, что делает Мара: Прекрасная Мара не приносит смерти, — поднял глаза на богиню Середин. Впитывает, испивает, принимает в себя, дабы даровать умершим возможность существовать в ином, лучшем мире. В Золотом царстве Мары. Забирает из небытия и отводит куда-то за ледяную стену.

Прозоров, Воин Мрака Ведун-18 Правда, надо учитывать, что так считает человек, по уши в эту Мару влюбленный. Мара, Худ. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем.

После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие.

Говорят, именно так она и продлевала долгую жизнь своему сыну Богумиру , посылая ему змея с маленькими живыми яблоками. Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.

После того как обряд был произведен, все, что было в этом месте — камни, алтарь, сам идол, сжигалось или топилось в воде.

О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги. В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей и пакостить главным героям.

Но неизменно добро побеждает зло, и Морана оказывается проигравшей. Мара — вовсе не антипод Ладе, и по красоте она ей не уступает, Мара не противостоит Живе, хотя воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в восприятии как другими богами, так и людьми.

Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила во дворце из чистого, искристого небесного льда, и ей подчинялись все духи воды и холода.

Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над стихиями и энергиями.

Мара. Мифология

  • Богиня Марена, или Мара – Женская Санга
  • Слайды и текст этой презентации
  • Морана – богиня смерти
  • Богиня Мара в славянской мифологии
  • Сфера влияния

Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона.

Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи морав. Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» kralovna , и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья см. Деревце обрядовое. Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko словац. На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара призрак. Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами.

Другую похищает и ведет к реке Смородине — та же ситуация. И среди мертвецов души девушек не успокаиваются, рыдают о возлюбленном. Интересно стало богине, что же это за мужчина такой, если смог до безумия очаровать крестьянок. Решила Мара посмеяться над Прокофием и проучить молодого повесу. Надела она простую, но красивую одежку, забрала пышную черную косу, перекинула через плечо. С раннего утра ходила хитрая богиня по базару. Раз пройдет мимо красавца, другой, а на него внимания не обращает. Разозлился Прокофий, как так его очарование не влияет на незнакомку. Решил сам познакомиться с девушкой. Этого-то Мара и дожидалась. Переодетая богиня назначила красавцу свидание недалеко от реки Смородины. Как только пришёл Прокофий, скинула с себя ведьма простую одежду, предстала в своем истинном обличие и утащила молодого человека в свое царство. Так бы и погиб крестьянский сын в потустороннем мире, но упросили девушки у Мары, чтобы отпустила она возлюбленного. Устала богиня от плача, отпустила Прокофия. Все в деревне диву дались, когда молодой человек из мертвых восстал. Рассказал он о Маре и ее проделке, а впредь больше не очаровывал девушек, опасаясь повторной кары ведьмы. Вместо того, начал он прилежное поклонение могущественной повелительнице смерти, благодаря чему дожил до преклонного возраста. Древние люди верили, что божество может и наказать любого человека, а может и помочь Как изображали богиню Образ Мораны так же, как и ее сущность, был не однозначен. Славяне изображали ее по-разному, в зависимости от времени года. Осенней порой это белокожая красавица с черными волосами и карими глазами, одетая в прекрасные одежды. Она радуется богатому урожаю смертей. Ведь в прежние времена множество людей погибали во время зимней стужи. А в конце зимы, когда заканчивался срок ее правления над людьми, Морена — это старуха в лохмотьях.

Мара-Морена — одна из самых древних, таинственных и загадочных Богинь в Славянских традиционных верованиях. Иногда Она предстаёт в обличье высокой Женщины или, напротив, сгорбленной Старухи с длинными распущенными волосами. Иногда — в облике красивой Девушки в белом, иногда — Женщины, одетой в чёрные одежды или рваную ветошь, с растрёпанными, косматыми волосами[33]. Тем не менее, Мара в русских поверьях не столько образ ночного кошмара, сколько воплощённая Судьба, ведающая о грядущих переменах в жизни обитателей дома Она как призрак часто появляется в доме. Слово «Мара» также означает и «туман», «мгла», «марево». В этом Мара схожа с «Белой Женщиной», повсеместно означающей смерть и предвещающей несчастья. Мара-Морена — это не только Владычица ночи, но также и Полудница, красивая Девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов в жарком летнем мареве. Время Мары — полдень либо полночь дня или года — «переломные» сроки, сочетающиеся также с переломами судьбы человеческой. В образе Мары видят сочетание как рождения и плодородия, так и смерти, необходимой для обновления и продолжения жизни на Земле. Мара-Морена — Великая Мать всего сущего и одновременно воплощённая Смерть, женское лоно и одновременно погребальная Крада. Она подобна морю — материнской стихии, породившей всё живое, чьи воды, тем не менее, непригодны для жизни людей и животных, обитателей этого мира. Таким образом, в мифологическом мышлении Мара может представляться как Сверхличная сила, действующая во Всемирьи, и одновременно как отдельное существо. Сопровождают Морену многочисленные и безымянные мары — бестелесные навии или навки — вестницы смерти. Время года, которому покровительствует Морена — конец осени и зима, сторона света — запад где умирает Солнце , а также холодный север, время суток — ночь лучшее время для Тёмного колдовства... Чернобог — Навий Владыка 1. Реконструированный Славянский миф, весьма популярный ныне в среде двоеверов, повествует, что давным-давно, когда на Земле царил Золотой век — век Прави, Даждьбог Сварожич был женат на прекрасной черноокой Морене. Вскоре Кощей выкрал Её из Небесных Чертогов, а отправившегося за ним в погоню Даждьбога заманил в ловушку и поверг наземь, разбив Солнечную колесницу Светлого Сварожича. И предложил Чернобог-Кощей выбор Даждьбогу: либо навсегда исчезнуть ему в Нави, лишив Явленный мир Солнечного света, либо быть распятым на Мировом Древе, чтобы кровь его животворящая стекала по стволу в Подземный мир, укрепляя силы тамошних обитателей — навий бестелесных. В этом случае Кощей обещал починить Солнечную колесницу и, прикрепив к ней Щит Даждьбога то есть Солнечный диск , пустить её по небу.

В культуре древних славян его называют «навью». С конца осени и до начала весны богиня властвует в нашем мире, который именуют «явью». Способности Кроме вышесказанного Морена связана с болезнями и их исцелением. К ней часто обращались с просьбами о выздоровлении, особенно — от сезонных зимних заболеваний. Также, эта богиня способна остановить заморозить любой процесс. Когда негативная ситуация набирала обороты и беды сыпались снежной лавиной, Морану просили это прекратить. Иногда ее именем закрепляли обещания и сделки. Покровительство В культуре древних славян Морена считалась покровительницей ведовства и целительства. Она помогала любознательным людям получать ответы из мира нави. Богиня благоволит смелым и целеустремленным — оказывает помощь в достижении успеха, а также способствует исцелению от излишней гордости. Обереги Самый известный оберег, связанный с Мореной — это символ косого креста. Его особенность — в четырех дополнительных черточках, которые пересекают концы основных лучей. Иногда эти окончания стилизовано изображают в виде трилистников. Перечеркивающие линии символизируют запрет и остановку процесса — они не дают лучикам расходиться в бесконечность. С помощью данного знака Морана может «заморозить» любую ситуацию. В качестве оберега его использовали от колдовства, наведения порчи и другой темной магии. Кроме того, он укреплял и стабилизировал энергетику владельца, придавая уверенности и сил.

Морана: Славянский гороскоп

Один из них — заговенье, то есть обильная еда перед наступающим постом. Исстари этот обед проводился в память об умерших и для их душ, которые, согласно поверьям, приходили на него. Второй — обрядовый ритуал проводов-похорон зимы-Мораны, переименованной в Масленицу. Празднование Масленицы было связующим звеном зимы и весны и границей между ними, а соломенное чучело, олицетворявшее старуху-зиму, являлось отзвуком архаичных мифов об умирающем и воскресающем божестве. Сожжение зимы — богини мрака и смерти — в духе древних поверий знаменовало встречу весны, несущей тепло и свет. Мара в славянском фольклоре Образ Мораны сохранился во многих фольклорных жанрах. Северные былички объясняют, почему Мара ушла в царство мертвых. Ее с двумя сестрами — Живой и Лелей — похитил Скипер-Змей и превратил в чудовищ.

Боги: Перун, Хорс, Велес и Стрибог погубили его, освободили и расколдовали сестер, но душа Мары осталась тёмной, и она ушла в Навь. В сказках и былинах Мара всегда изображается злодейкой: принимает облик других девушек, испытывает богатырей, вредит главным героям и всегда проигрывает, потому что по законам сказки зло должно быть наказано. Существуют сказки, в которых Мара хранит магические предметы: живую и мертвую воду, шапку-невидимку, молодильные яблоки. В преданиях богиня смерти предстает в облике двойника или женщины с распущенными волосами. Появление Мары знаменует увидевшему ее скорый конец земной жизни. Легенды рассказывают, как Морана каждое утро караулит солнце, чтобы погубить его, но каждый раз отступает перед его лучистой торжествующей мощью. Существовали древние поверья в добрую силу Марены.

Ее ликом или идолом славяне-язычники защищались от болезней, от нападения врагов. На русском севере до сих пор сохранились заговоры, в которых упоминается имя Марены. Их читают, чтобы остановить хвори, ослабить лютые зимние морозы. Богиня смерти Мара — символ магических сил Вера древних славян в колдовские силы, в то, что окружающее можно изменить магией, сделала образ Мары неотъемлемой частью гаданий и магических ритуалов ведунов, магов, ворожей. Ипостась Мары, закрепленная в гаданиях, — могущественная богиня смерти, в чьей власти остановить течение времени. Колдуны признают Мару покровительницей ночи и зимы, колдовства и справедливости, злых духов. Для них она — божество ночных видений, через которые предупреждает людей об их будущем, властительница навьего загробного мира, проводник в мире вечности, где даруется бессмертие.

Богиню Морену просят о помощи, когда хотят остановить, избежать чего-то в жизни, обращаются к ней в обрядах на здоровье. Люди, связанные с магией, придумали для нее символы и атрибуты, которые, одновременно устрашая и вселяя надежду, призваны подчеркивать ее мифологическую двойственность. Символы богини смерти Мары — серп и лёд. Серп, связанный с утверждениями «богатый укос» и «смерть выкашивает», означает одновременно и смерть, и плодородие. Им Мара жнет жизни, обрезая нити судеб. Лёд является символом моста между мирами — теплым миром живых и холодным миром усопших. Атрибуты магических действий тоже говорят о двойственности богини, не столько дополняя друг друга, сколько взаимоисключая.

Два соприкасающиеся вершинами треугольника означают неустойчивое равновесие, подчеркивая судьбоносность деяний Марены: с одной стороны, она — божество смерти и магии, с другой — богиня созидательности, которая уравновешивает все, к чему имеет отношение. Равносторонний крест, концы которого завершаются дополнительными крестами, называют амулетом Мары. Он символизирует четвертичность сторон света, стихий, времён года. Основной его смысл — устойчивое равновесие. Амулет с таким знаком предначертан для сохранения жизненных сил владельца. Защитный символ помогает обретению гармонии, сохранению равновесия, покоя, жизненных сил. В целом каждый атрибут соответствует языческой картине мира древних славян.

И поэтому, о какой бы ипостаси богини Мары мы ни говорили, она остается символом мудрой, человечной, стремящейся к свету славянской души. Источники: Агапкина Т. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. Белова О. Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии. Пропп В.

Я Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. Левкиевская Е. Мифы русского народа. Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам.

Если человек давал обещание, зарок, клятву и при этом не держал слово, то Мара могла забрать душу. Физическим выражением лютой богини была зима. Древние предки верили, что покровительница сил тьмы приходит 25 ноября 4 декабря. В этот переходный день из осени в зиму погода портилась, крепчали морозы и бушевал ветер. Запрещено было славить любых богов, так как все жертвы забирала Мара — Морена. Укрывая землю снегами, она обеспечивала плодородие, за что почиталась земледельцами. Оккультные источники утверждают, что владычице зимы принадлежала вся темная половина годового круга, начиная с ночи 31 октября — 1 ноября. В холодное темное время Мара собирала жатву из замерзших человеческих душ. У Мары есть своя свита. В соответствии с народными поверьями, сон считался младшим братом или сыном богини смерти. А духи обмана, заблуждений, злобы, ночные кошмары могут склонять человека к силам зла, вызывая помрачения ума. Но они же дают мудрость и силу, если оказываются низвергнуты. Кроме прочего, славянская богиня Мара считалась покровительницей чародейства, колдовства и темного знания. Она вела души живых существ через врата смерти к перерождению, открывала перед мудрыми выход из круга Жизни-Смерти. К Маре — Морене обращались и за устройством свадеб, о чем есть сведения в найденных берестяных грамотах. Праздники почтения у древних славян Морану привечают осенью — в последней декаде ноября, когда холода становятся ощутимыми. Дни почитания — 22,23 и 24-е числа. Масленица — символическое расставание с Мареной путем проведения специального ритуала сжигание соломенного чучела. Происхождение В литературе есть несколько версий происхождения славянской богини Мары: Часть исследователей считают ее самой старшей из всех богов, одной из ипостасей богини Матери, первозданной богиней Тьмы, откуда и зародился свет. Эту версию косвенно подтверждают ведические источники, в которых фигурирует космический бог Мара, разрушитель, демон тьмы. Другие знатоки славянской культуры полагают, что богиня смерти является дочерью бога Кощея. Но учитывая, что в сказаниях есть сведения об их браке, эта версия неправдоподобна, так как инцест у славян не поощрялся. Вариант о том, что Мара — дочь Сварога и Лады, подвергается критике из-за обладания ею сверхсилой, противоречащей устройству языческого пантеона. Считается, что повелительница тьмы, управляя мощными энергиями, не могла бы занимать средние или нижние ступени божественной иерархии. Тем не менее, исследователи родословной славянских богов ставят Морену в ряд сварожичей. Знатоки славяно-арийских вед и мифологии придерживаются версии, что Мара — дочь Черного Змея и внучка Ящера, повелителя подземного мира. Особенности имени Имя божества — Марена — может иметь и отличающиеся формы. Это происходит из-за обилия однокоренных слов, которые влияют непосредственно на имя. Помимо основного, встречаются и такие: Мара; Морана; Морена. Также в легендах славян можно встретить и много других ее названий: Ледяная Богиня, Темная Божиня, Кащеевна, Хозяйка смерти и др. Причиной такого разнообразия является большое количество обязанностей, которые возложены на нее.

Несмотря на то, что Морана приносила беду и несчастье, древние славяне понимали, что без нее жизнь в этом мире была бы невозможна, ведь она является важнейшей частью процесса поддержания равновесия. Они воспринимали смерть как положительное явление, в некоторой степени, ведь это не завершение путешествия для души, а всего лишь его продолжение. С помощью смерти люди обретали свободу в другой реальности. Предки понимали, что Морана совершает немаловажное дело и позволяет душе очиститься и начать все заново. Она также может приостановить течение времени, как во всем мире, так и в определенной местности. Богиня обладает властью над жизнью не только людей, но и богов, чем и вызывала трепет и благоговение у древних славян. Она — невероятная волшебница, которая может, хоть и ненадолго, но все же изменить окружающий нас мир. Древние славяне даже придумали праздник в честь Мораны — богини смерти, который сохранился и по сей день. В Масленицу чучело богини Зимы в виде соломенной бабы сжигали на костре, но если весной и летом богиня покидала людей, на земле всегда оставались ее преданные слуги — духи Мары, одушевляющие болезни и смерть. Согласно поверьям, Мары держат свою голову под мышкой и стоя под окошками домов, нашептывают имена членов семьи, и если кто-то услышит этот тихий шепот, значит, вскоре заболеет и, возможно, умрет. Самым известным духом среди Мар считается Кикимора.

В древнегреческих мифах похожая ситуация произошла с Персефоной — образы этих богинь также взаимосвязаны. Дочерей Мараны называют Лихоманками или Марями — их считают духами болезней и тьмы. Ночью они бродят под окнами домов и шепчут имена обитателей и те, кто отзываются на шепот, вскоре заболевают. Одна из них гласит, что богиня вышла замуж за подземного царя по расчету — в обмен на темную силу и исполнение некоторых желаний. Но потом сама же заколдовала мужа и стала искать приключений на стороне. Ей понравился Даждьбог и она не жалела попыток женить его на себе. В результате брак состоялся, но длительного счастья никому не принес: Мара осталась в одиночестве и с тех пор «окунулась в работу» — регулярно посылала в мир лютую зиму, а навь до отказа наполняла душами умерших людей. По другой версии оба кавалера сватались к Морене одновременно, но Кощеющка был более знатным и выгодным женихом. Даждьбога же она околдовала ради забавы, но потом не устояла перед уговорами влюбленного и вышла за него замуж. Однако прямо на свадьбе ее похитил подземный царь причем, Марена была не против. Обманутый муж решил отомстить — добыл и расколол золотое яйцо, в котором находилась смерть Кощея. Беглецы погибли, но мир лишился равновесия и верховному богу Роду пришлось наслать катаклизмы — огонь и воду, чтобы восстановить баланс Яви, Прави и Нави. Атрибуты Широко известный атрибут Мораны — серп или его вариации — к примеру, коса , которым она обрезает нити жизни; кроме того, данный элемент обозначает жатву и плодородие. Еще один символ смерти — череп или целая гора черепов. Черная луна — символизирует Мару как властительницу темной стороны мира. Подобное значение имеет и черный лебедь — антипод белого или противоположность света. Символика Мораны — это также зима, холод, стужа.

Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?

Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Мара (Морена, Марена, Моржана или Морана) у славянина считалась богиней зимы, царицей смерти и ночи. В славянской мифологии богиня, связанная с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Мара, Морана, Марена по разному называют эту безмятежную богиню жатвы. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы.

Морена - богиня смерти и вечного холода у славян

С помощью смерти люди обретали свободу в другой реальности. Предки понимали, что Морана совершает немаловажное дело и позволяет душе очиститься и начать все заново. Она также может приостановить течение времени, как во всем мире, так и в определенной местности. Богиня обладает властью над жизнью не только людей, но и богов, чем и вызывала трепет и благоговение у древних славян. Она — невероятная волшебница, которая может, хоть и ненадолго, но все же изменить окружающий нас мир. Древние славяне даже придумали праздник в честь Мораны — богини смерти, который сохранился и по сей день.

В Масленицу чучело богини Зимы в виде соломенной бабы сжигали на костре, но если весной и летом богиня покидала людей, на земле всегда оставались ее преданные слуги — духи Мары, одушевляющие болезни и смерть. Согласно поверьям, Мары держат свою голову под мышкой и стоя под окошками домов, нашептывают имена членов семьи, и если кто-то услышит этот тихий шепот, значит, вскоре заболеет и, возможно, умрет. Самым известным духом среди Мар считается Кикимора. У множества различных народов были свои прототипы Мар, к примеру, германцы считали, что Маруты являются духами злых убитых воинов, болгары боялись душ младенцев, которые покинули этот мир, так и не познав его, а шведы и датчане говорили о душах умерших. В средневековых письменах чешскую Морану отождествляют с греческой богиней мрака Гекатой, которая навевала на людей ночные кошмары и охотилась в ночное время среди могил на мертвецов и призраков, дабы сделать их своими слугами.

Именно поэтому с Мореной связывают не только холод, смерть, разрушение и тьму, но и жатву, удачный урожай и хорошую погоду летом. Символ Мары — поток замерзшей воды. Он обозначает энергию, которая находится в состоянии покоя, будто скованная цепями, но стоит растаять льду и она вырвется наружу. Интересно, что не существовало храмов Мары. Ей поклонялись тайно. Если же необходимо было провести обряд для ублажения этой славянской Богини например, во время войны или эпидемии , то всю необходимую атрибутику делали непосредственно перед ритуалом, а потом все сжигали. Днем Богини Мары считается 15 февраля. Ей в дар преподносят солому, цветы и фрукты. Жертвоприношения были очень редкими.

По одной из легенд по Земле ночами ходят слуги Морены — Призраки. Они шепчут имена людей, живущих в доме, и если кто отзовется, значит, скоро умрет.

По преданию, она явилась к нему, чтобы спасти трех девиц из плена.

Однако темное Божество потребовало, чтобы Мара осталась вместо них. Тогда она хитростью заставила Кощея жениться на себе, а через некоторое время опоила его и сбежала. Она долго добивалась его благосклонности, но после создания семьи обрести счастье у них не получилось.

Причина была в недоверии Даждьбога своей супруге. Была Морена также женой Велеса и родила от него 5 детей. По второй версии отцом Мары являлся Кощей, которого приравнивали к Чернобогу.

Она использует для рукоделия нити судьбы. Причем под ее влиянием находятся не только смертные. Мара может не только отнять жизнь, но и даровать бессмертие.

Легенда гласит, что именно таким образом она обеспечила своему сыну Богумиру долгую жизнь. Ее Ледяные Чертоги расположены на крайнем севере Мидгард-Земли. Когда Мара приходит туда, природа отправляется на покой, засыпая на 3 месяца.

В отличие от Чернобога, Морена не является пленницей Нави и может спокойно пересекать границу миров. Также Мара дает наставления ступившим на Золотой Путь. Среди людей Богиня появляется редко.

По преданиям, мары носят собственные головы подмышкой и каждую ночь бродят по улицам. Есть и другая версия, по которой мары живут в домах людей и прячутся за печками.

Всему своё время, а потому лишь гуляния на Масленицу открывали период весенних надежд и ожиданий. Где же жила Морена?

Согласно им, между мирами проходит река Смородина. Через её огненные воды переброшен Калинов мост, что ограняется многоглавым змеем. Далеко за мостом располагаются ледяные чертоги Морены. Находятся они на далёком севере, а прийти ко дворцу богини может далеко не каждый.

Согласитесь, такое описание и колоритная внешность Морены напоминают нам Снежную Королеву из известной сказки. На этот образ верования в богиню зимы оказали непосредственное влияние. Зимняя владычица судеб Морена Но так ли ужасна Морена? В ней достаточно жестокости и коварства, однако богиня исполняет свою миссию.

Одним из важных аспектов деятельности Морены является суд над душами. Лишь она может решить, куда отправится человек после своей смерти — в мир Нави то есть будет забыт или в мир Слави останется прославленным в веках. Как видите, не только зло Морена может творить в разных мирах. Кроме того, у неё есть отличительная черта, которой обладают лишь немногие божества.

Морена может путешествовать между Явью и Навью, а сила её от этих перемещений совсем не уменьшается.

Марена в дохристианские времена

  • Мара | Древнерусский словарик
  • Содержание
  • Богиня Марена, или Мара – Женская Санга
  • Темное перевоплощение

Навьи духи, кто это?

  • Марена в дохристианские времена
  • Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
  • Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
  • Дети мары - Мой Тор

Богиня Морена у славян: важность круговорота жизни и смерти

Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы - Блог Екатерина Попова-Гамаюн Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой.
Богиня Марена, или Мара – Женская Санга Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти.
Богиня Мара в славянской мифологии В славянской мифологии богиня, связанная с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя.
Морана – богиня смерти в славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. славянская богиня, связанная с сезонными аграрными обрядами, основанными на идее смерти и возрождения природы.
Морена и Чернобог — Властители Нави славянская богиня, связанная с сезонными аграрными обрядами, основанными на идее смерти и возрождения природы.

Морана – богиня смерти

Марена | Mythological Creations | Fandom Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Мара-Морена издревле почиталась как Тёмный Лик Великой Богини — Матери всего сущего.
Морена – богиня тьмы с прекрасным ликом Марена (иначе – Мара, Морена, Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы.
Мара — кто она? - Славянская Традиция В славянской мифологии богиня почиталась как покровительница зимы.
Славянская богиня зимы, ночи и смерти Морана Ещё одна ипостась Моры – Морана, упоминается в «славянских мифах» как владычицу «тёмного (подземного) мира», действующая на пару с Чернобогом, взрастившие своего питомца змея-Волоса.
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти В славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы, могучая и грозная Богиня Зимы, жена Кощея и дочь Лады и Сварога, сестра Живы и Лели.

Мара — богиня Смерти в славянской мифологии

Морана – богиня смерти В славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. Морана же считалась богиней отвечающий за зиму и смерть, ее боялись и почитали все славянские племена, и в тоже время ее также ненавидели. славянская богиня, олицетворяет смерть и зиму. Морена богиня славян.В других славянских легендах у россиян говорится, что Морана живёт в зеркальном дворце, к которому можно добраться только через Калиновый мост. Мара, Марена в славянской мифологии богиня смерти, отвечающая с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя.

Славянская богиня зимы, ночи и смерти Морана

Славянская богиня смерти и зимы Морана — это могущественное и важное божество славянской мифологии. Она напоминает нам о цикличности жизни, о неизбежности смерти и о возможности начать всё сначала. Где живёт Морана? Согласно славянской мифологии, Морана обитает в подземном царстве Навь, где царит вечная тьма и холод.

Её дом расположен в глубинах земли, где она правит над миром мёртвых. В период зимнего солнцестояния Морана усиливает своё влияние на мир живых, принося холод, мрак и увядание природы.

Очищение льдом и пламенем, так сказать. В день богини Мары, веровали древние славяне, что богиня проведёт их по Калинову мосту, что мир Явий и Навий соединяет, и между двух берегов бежит река Смородина. И переправа через этот мост, знаменовало переход от зимы к весне, от смерти к жизни. Существовали и народные поверья в связи с праздником богини. Если в полдень выглядывало солнце, то значит весна будет ранней, а если в этот день была метель, то первая половина марта месяца не обещала потепления.

Люди радовались обильному снегопаду, так как верили, что чем больше снега выпадет весной, тем больше урожай у них будет осенью. А если в весенний мороз потели окна, то это означало скорое потепление. С приходом православия на русскую землю, празднование в честь богини Мары, назвали Масленицой. Многие утверждают, что соломенное чучело, которое сжигали в день богини, было не олицетворением самой Мары, а лишь зимы, которая должна была забрать за собой всё самое плохое. Когда чучело сжигали, то пепел развевали над полями, садами и огородами. Верили, что от этого земля станет плодородной. А сама Мара Свароговна, удалялась в свои ледяные чертоги и предавалась сну, до следующей зимы.

Родословная богини Мары и её мужья. Разобраться в хитросплетениях родственных связей славянских богов вообще кажется нереальным. Но всё же давайте попытаемся немного разгрести завалы из доводов и убеждений. Итак, миф первый — Мара дочь Кощея бессмертного. Ну не страшно, подумаешь папа некромант и вообще очень тёмный тип, так и дочурка не лыком шита, вообще богиней смерти заделалась. Продолжает семейное дело, так сказать. А если учитывать, что Кощея отождествляют чаще с Чернобогом, то Мара у нас выходит по батюшке Чернобоговной.

Итак, миф второй — богиня Мара дочь Сварога и приходится любимой сестрой громовержцу Перуну. Ну во всяком случае, то что Мара относится к первому поколению Ясуней бесспорно. Да и Мара Свароговна, звучит как-то более солидно, нежели Мара Кощеевна. Только тогда непонятным становится с какой это вдруг радости, дочь самого светлого бога, выбрала тёмную стезю для себя. Сомневаюсь, что её подначивал Дарт Вейдар перейти на тёмную сторону, ну да ладно. Кстати у этого мифа аж две вариации. В одной, Мара приходится дочерью не только Сварогу, но и Ладе.

Согласно второму варианту, богиня Мара приходится сестрой Ладе, и была подобно ей, рождена от первых искр, которые от Алатыря камня полетели после ударов молота Сварожьего. Итак, миф третий — Мару не рожал никто, ибо она тьма, а тьма вечная и из неё была рождена вселенная. Тут мы имеем дело с наседкой Золотого Яйца мироздания, из которого вышел Великий Род. Итого, Мара у нас матушка всего сущего и несущего, ибо она родила самого Рода. Задаём очень важный вопрос: какая связь тогда между богиней Марой и богом Вышенем, который вроде как первоисток всего. Тут либо Мара женская ипостась этого первобога, либо сама по себе существующая, без всякого начала и равная Вышеню богиня. В пользу этой теории некоторые приводят следующую трактовку имени богини.

Мол Ма-Ра — это мать огня первозданного, то есть Ра. Судите сами. Дальнейшее обсуждение выходит за грань земной орбиты, поэтому на этом мы, пожалуй, прервёмся и перейдём к личной жизни богини Мары. Тут у нас кандидатов на руку, сердце и всё остальные конечности и органы богини, предостаточно. Первым кандидатом в мужья богине Маре приписывают небезызвестного Кощея. То ли инцестом попахивает, то ли тёмный владыка посватался к самому Сварогу. Одним словом, неважно.

Есть даже легенда, как хитрая Мара одолела Кощея и сковала его заговорёнными цепями в Навьем мире. Согласно легенде, дело было так: похитил однажды Кощей Бессмертный трёх прекрасных царевн ну видать скучно было ему в царстве своём тёмном.

Позволь мне пригубить питье из чаши. Прозоров, О. Уморить, замараться Морена, Худ. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь. Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования. Есть очень интересный взгляд на то, что делает Мара: Прекрасная Мара не приносит смерти, — поднял глаза на богиню Середин. Впитывает, испивает, принимает в себя, дабы даровать умершим возможность существовать в ином, лучшем мире.

В Золотом царстве Мары. Забирает из небытия и отводит куда-то за ледяную стену. Прозоров, Воин Мрака Ведун-18 Правда, надо учитывать, что так считает человек, по уши в эту Мару влюбленный. Мара, Худ. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

Мара, Морена, Марена, Морана… У разных народов Земли есть богини с похожими именами, несущие смерть и или отвечающие за правосудие. Поляки называют владычицу тьмы Моржаной, чехи — Мораной, мексиканцы — Муэртой, в буддизме Мара — демон смерти. У древних кельтов богиня Морригана забирала души погибших воинов. В скандинавской мифологии Мара — это ночной демон. Все эти имена объединяет общий корень «мор» «мар». Считается, что он имеет праславянское происхождение. Мор — означает смерть, увядание. Родственные слова — морока, хмарь, помереть, смерть, мрак, кошмар. На санскрите «мара» — уничтожающий, убивающий, «мритью» — смерть. Так, имя Мара несомненно связано с мором, мраком, смертью. У богини смерти в подчинении были духи — мары, кикиморы, прочая однокоренная нечисть. Они могли испугать, наслать болезнь, погубить. Удивляет тот факт, что во славу богини Смерти славяне иногда называли девочек Марья, Марина, Маруся. Считается, что таким образом пытались задобрить повелительницу тьмы и правосудия, отогнать болезни и хвори. А она могла подарить новую жизнь, бессмертие. Сама Мара, кстати, любила маленьких детей, наделенных необычными способностями. Она благословляла их путь и вырастали они колдунами и ведуньями. Способности Морена способна останавливать течение времени как в глобальных масштабах, так и в локальных. Она повелевает жизнью и смертью. С помощью волшебного оружия она может обрывать нити жизни как у простых людей, так и у бессмертных существ. Однако существуют придания, согласно которым Мара могла не только забирать, но и наделять бессмертием. В древней легенде она продлевала жизнь своему сыну Богумиру, давая ему волшебные яблоки. Как и остальные боги, Морена наделена большой волшебной силой. Она может полностью изменять окружающий мир, превращаться в зверей и птиц, а также наделять колдовскими способностями понравившихся ей людей. Атрибуты, знаки, символы Одним из главных атрибутов богини смерти является серебряный лунный серп. Им она косит, срезает нити человеческих судеб. Также Мара может быть с железной косой, ножницами или вилами, трезубье которых обращено к земле, вниз, как корни Мирового дерева. Разбитые черепа, черный лебедь или ворон также сопровождали образ Мары. Стихия Мары — вода, море. Любые «неживые» водоемы со стоячей водой, такие как пруд, болото, заводь, омут, были обиталищем ее слуг — злых духов. Сама богиня властвовала за черными водами речки Смородины.

Кощей и Морена – боги смерти и подземного царства у славян

Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора.
Мара — кто она? Морана – богиня смерти В славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством.
Мара – славянская богиня смерти Морена богиня славян.В других славянских легендах у россиян говорится, что Морана живёт в зеркальном дворце, к которому можно добраться только через Калиновый мост.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий