В самом сердце Южного полюса, на станции «Восток» продолжается возведение нового зимовочного комплекса для Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. © Форпост Северо-Запад / На фото: строительство нового зимовочного комплекса станции Восток.
Зимовочный комплекс станции «Восток» в Антарктиде планируют запустить в 2025 году
И насколько они совпали с реальностью? Я прекрасно понимал, что участвую в большом и очень важном для всего человечества деле. Например, одна из задач, которая перед нами стояла, - отбор кернов льда из скважины над озером Восток. Они были сформированы в разные периоды геологической истории нашей планеты, поэтому, изучив их, можно узнать, какие климатические изменения происходили в различные эпохи, каковы были их причины и сделать прогнозы на будущее. Его строительство запланировано на ближайшие годы. Но для того, чтобы сделать шаг наверх нужно быть устойчивым к стрессовым ситуациям, уметь держать себя в руках, создавать вокруг себя позитивную среду. В принципе, мои ожидания оправдались. Мы выполнили все задачи, поставленные ректором Владимиром Литвиненко, закалились в непростых условиях Антарктиды и поддержали имидж Санкт-Петербургского горного университета как мирового лидера в области бурения во льдах. Что было самым сложным? Мороз, низкое давления, замкнутое пространство? Некоторым понадобилась медицинская помощь, а кто-то справился самостоятельно.
Но в любом случае это было непросто. Мы находились на высоте почти 4 тысячи метров над уровнем моря. Давление там вдвое ниже обычного, воздух разряженный. Из-за этого на первых порах тебе очень трудно дышать, ты быстро устаёшь, голова у многих болит, даже кровь идёт из носа. По правилам безопасности в связи со всем вышесказанным приступать к работе рекомендуется спустя 3 дня после заезда на станцию. Но мы из-за сложных метеоусловий прибыли на Восток позже, чем планировалось, поэтому пришлось этими предписаниями пренебречь. Кто-то приступил к работе сразу же, в первый день, а мы — на второй. Мы прилетели на станцию 28 декабря, а уже 4 января отобрали первый керн с глубины около 3300 метров. То есть с момента заезда на Восток до поднятия керна прошло меньше недели, это исторический рекорд. В первые полмесяца, несмотря на трудности с акклиматизацией, производительность была очень высокая, а потом начались сбои в работе оборудования, небольшие поломки, которые приходилось тут же на месте устранять.
Тем не менее, мы всё успели и в последний перед консервацией буровой день даже провели там генеральную уборку. Ты знаешь, что тебя ожидает, что сильно радоваться и бегать не нужно, поскольку это неизбежно приведёт к сильному переутомлению. Ходить следует очень медленно, особенно на первых порах. Когда сморишь на гляциологов с большим стажем пребывания в Антарктиде, то понимаешь, что их размеренная походка выработана годами, именно такая модель поведения позволяет работать на Востоке с максимальным КПД. Конечно, чем чаще ты бываешь на высокогорье, тем проще адаптироваться к местным условиям. Если же ты попал туда впервые, даже богатырское здоровье или отменная физическая форма не дадут никаких гарантий. На Востоке в должности радиста с нами был десантник, мастер парашютного спорта международного класса, у которого за плечами более пяти тысяч прыжков. Так вот, ему было очень плохо. Ну, а мы, наверное, благодаря молодости, перенесли акклиматизацию более-менее нормально.
Весь комплекс весит почти 6,8 тыс. По словам руководителя Росгидромета Игоря Шумакова. Полностью монтаж нового зимовочного комплекса завершится через четыре года. Доставка модулей на станцию «Восток» будет проходить санно-гусеничными походами со станции «Прогресс». Первый транспортный поход планируется выполнить в середине декабря текущего года. Остальная часть комплекса останется на площадке временного хранения в районе станции Прогресс до следующего года.
Станция Восток — одна из старейших, основана в 1957 году. Также она одна из самых удаленных, до ближайшего берега почти полторы тысячи километров льда. А теперь она и самая современная. Комплекс построили за три года.
Будет установлена и дополнительная электрическая система отопления — тёплые полы и конвекторы. Жилые и служебные модули станции «Восток» будут подняты на опорах на высоту около трёх метров. В дальнейшем комплекс будет разобран на 133 модуля и погружен на атомное ледокольно-транспортное судно «Севморпуть», которое доставит его на антарктическую станцию «Прогресс». Оттуда модули на санно-гусеничных поездах будут доставлены на станцию «Восток», которая находится примерно в 1400 километрах от побережья. Причиной срыва операции стала неожиданная и пока необъяснимая поломка лопасти винта атомного лихтеровоза «Севморпуть» в океане рядом с Анголой. Попытка ремонта в море не увенчалась успехом, и в любом случае время для операции уже упущено, поскольку припай начал разрушаться. Инцидент может отсрочить модернизацию станции на год. Ключевой причиной срыва операции стала поломка атомного лихтеровоза «Севморпуть», который больше месяца стоит у берегов Анголы в заливе Луанды, поскольку у него сломалась одна из четырех лопастей единственного ходового винта. ФГУП «Атомфлот» сообщило, что лихтеровоз находится в Атлантическом океане у побережья Анголы и на судне проводятся ремонтные работы винто-рулевого комплекса, 18 ноября. Там заверили, что судно при этом «обладает всеми мореходными качествами, ядерная энергетическая установка работает в штатном режиме, жизням и здоровью членов экипажа контейнеровоза ничего не угрожало и не угрожает». Причины поломки, по его словам, прояснятся после докового осмотра. Господин Рукша уточнил, что для приема лихтеровоза подходит только док на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге. Владимир Путин, президент РФ, отвечая на вопрос о финансировании научной программы станции «Восток», 23 октября Я видел это, мне приносили эти керны, эту воду в свое время. Для ее устранения было принято решение силами водолазов снять еще одну лопасть, чтобы восстановить симметрию. Упростить ремонт мог бы заход в территориальные воды Анголы. Однако, поскольку речь идет о судне с ядерной энергетической установкой, для этого требуются «сложные согласования с властями страны». Также ситуацию осложняют жесткие ограничения в Анголе в связи с коронавирусом. Они называют ситуацию форс-мажором — судно в январе завершило доковый ремонт и «получило все освидетельствования». Как в принципе возможно сломать лопасть, рассчитанную на работу во льдах, находясь в чистой воде и открытом море на расстоянии 500 миль от берега, где глубины в среднем составляют 2 тыс. Маршрут «Севморпути» за трое суток. Источник: MarineTraffic Эта поломка может на год отсрочить обновление единственной внутриконтинентальной российской научной станции в Антарктиде «Восток». В этом году к 200-летию открытия Антарктиды государство решило построить для «Востока» новый зимовочный комплекс стоимостью около 7 млрд руб. Частным инвестором проекта стал Леонид Михельсон, вложивший 4 млрд руб. Комплекс состоит из пяти модулей, которые в рамках логистической операции разбиты на 133 транспортные единицы, большинство из которых 40-футовые контейнеры. Длина комплекса — 140 м, ширина — 13,5 м, высота — до 17,5 м, общая площадь помещений около 2 тыс. В сентябре—октябре в Петербурге модули были погружены на «Севморпуть». Доставить 98 человек спецперсонала — строителей и механизаторов для возведения зимовочного комплекса — должен был ледокол «Капитан Драницын» Росморпорта. Судно дошло до Антарктиды еще в конце октября и около месяца ожидало подхода «Севморпути». Там же должны были высадить строителей и выгрузить топливо с танкера «Георгий Победоносец». Завершить операцию планировалось в середине ноября, то есть в середине весны в Южном полушарии, чтобы затем начать транспортировку модулей на мотосанях в период антарктического лета на расстояние более 1,4 тыс. В Росморпорте тему не комментируют. Как устроена русская полярная станция Много водки, борьба с суровым климатом и запах карамельной ванили — в таких условиях живут русские полярники в Антарктиде. На станции «Восток», которая расположена неподалеку от южного полюса Земли, ученые изучают доисторическое озеро, которое законсервировалось тут с древних времен. О том, как устроена сама станция, как работают и развлекаются полярники в отсутствии цивилизации — в нашем материале. Краткая история полярных станций Считаете, что условия на Антарктиде настолько невыносимы, что нужны серьезные технологии? Можно обойтись и подручными средствами, главное, хватило бы духу!
Для антарктической станции "Восток" создали новый зимовочный комплекс
Новый зимовочный комплекс Восток будет включать пять модулей общей площадью около 2 тысяч кв. метров. Длина возводимой станции составит 140 метров, максимальная высота – 17,5 метров. "Запсибгазпром" транспортирует и установит зимовочный комплекс на станции "Восток". «Зимовочный комплекс станции “Восток” — первое современное здание в мире, построенное на полюсе холода Земли. На легендарной станции «Восток» в Антарктиде Россия открыла новый зимовочный комплекс. Это первое современное здание, построенное на полюсе холода. Российская антарктическая станция «Восток», получившая новый зимовочный комплекс, станет открытой площадкой для работы исследователей из многих стран мира. самое современное сооружение на континенте, которое позволит нам в буквальном смысле до.
В новом зимовочном комплексе «Восток» в Антарктиде появится операционная и стоматология
Строительство зимовочного комплекса в Гатчине. Тут стоит заметить, что разработка и строительство комплекса в России — это самый легкий этап всей этой грандиозной операции. Пока в Гатчине шло строительство, уже тогда на месте будущей новой станции «Восток» начались работы, которые проходили в течение трех сезонов 2019—2020, 2020—2021, 2021—2022 годов. Они заключались в послойном уплотнении снежной поверхности для создания качественного фундамента.
Вы только представьте, что такое «создание фундамента» в жутких условиях Антарктики. Но эти работы были выполнены превосходно: Перепад высот на поверхности несущей плиты, определенный по окончании работ с помощью геодезической съемки, составил меньше десяти сантиметров. Но это было только начало.
Предстоял сложнейший этап — доставка модулей через большую часть планеты в центр Антарктиды. Сначала планировали, что модули станции доставит в Антарктиду единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». Модули были разобраны и погружены на борт в 2020 году.
Но случилось непредвиденное — у берегов Западной Африки у него сломалась винторулевая группа, после чего судну пришлось вернуться в Санкт-Петербург. Это сильно задержало и усложнило операцию. В итоге первая часть модулей отправилась к Антарктиде лишь 7 сентября 2021 года на контейнеровозе «Мыс Дежнев».
Монтаж новой станции уже идет. На подготовленном фундаменте строители установили с помощью крана 36 опор станции, высота которых составляет три метра. Они позволят зимовочному комплексу оставаться незанесенным снегом в течение многих лет.
К тому же это изолирует станцию от основания, и тепло от станции не будет плавить лед под ней.
На станции ведутся работы по исследованию климата и магнитного поля Земли, метеорологические, геофизические, гляциологические наблюдения, изучаются свойства материалов в условиях низких температур.
Новейший жилой комплекс для станции «Восток» прибыл в Антарктиду 2 декабря 2021 6 Контейнеровоз «Мыс Дежнева» доставил к побережью Антарктиды новый зимовочный комплекс для российской станции «Восток». Сообщается, что разгрузка судна идет в бухте Талая недалеко от антарктической станции «Прогресс». В операции по доставке нового зимовочного комплекса участвуют также контейнеровоз «Андрей Осипов», танкер «Ярослав Мудрый», а также ледокол «Капитан Хлебников». После разгрузки «Мыса Дежнева» ценный груз для полярной станции будет по частям перевезен непосредственно до места его окончательной сборки.
На российской станции «Восток», расположенной ближе всего к южному полюсу Земли, начал работу новый зимовочный комплекс. Уникальную конструкцию собрали на заводе в Гатчине. Она включает в себя лаборатории, спортзал, медицинский блок.
Зачем Россия построила новейшую станцию "Восток" в Антарктиде
Новый зимовочный комплекс на станции "Восток" будет полностью готов через два с небольшим года. Зимовочный комплекс в Антарктиде построит тюменская компания за 1,7 миллиардов рублей. «В полную мощь — все пять модулей зимовочного комплекса – заработают в начале 2025 года», — сообщил министр в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства. Новый зимовочный комплекс Восток будет включать пять модулей общей площадью около 2 тысяч кв. метров. Длина возводимой станции составит 140 метров, максимальная высота – 17,5 метров. «В полную мощь — все пять модулей зимовочного комплекса – заработают в начале 2025 года», — сообщил министр в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства. На российскую станцию Восток в Центральной Антарктиде прибыла команда специалистов и первый санно-гусеничный поход, доставивший около 190 тонн грузов для завершения работ по возведению нового зимовочного комплекса (НЗК) | Читайте на
Новейший жилой комплекс для станции «Восток» прибыл в Антарктиду
В Антарктиде введён в эксплуатацию новый зимовочный комплекс станции «Восток». Новый зимовочный комплекс станции «Восток» поможет в освоении Антарктиды. Интерфакс: Строящийся в Антарктиде новый зимовочный комплекс "Восток" находится в высокой степени готовности, заявил глава министерства природных ресурсов и экологии Александр Козлов в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с правительством. "Запсибгазпром" транспортирует и установит зимовочный комплекс на станции "Восток". Ещё на станции «Восток» обновили медблок — с операционной и стоматологическим кабинетом. Президент РФ Владимир Путин: «Возможности станции значительно выросли, она в Антарктиде одна из самых современных и хорошо оснащенных.
В Центральной Антарктиде стартовал финальный этап строительства нового зимовочного комплекса Восток
Лента новостей Тюмени. Экономика. Тюменская компания "Запсибгазпром" установит зимовочный комплекс на станции "Восток". Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей. Строительство нового зимовочного комплекса российской научной антарктической станции «Восток» планируется завершить досрочно. «Зимовочный комплекс станции “Восток” — первое современное здание в мире, построенное на полюсе холода Земли. Модули нового зимовочного комплекса станции «Восток» были доставлены в Антарктиду на контейнеровозах «Мыс Дежнёва» и «Андрей Осипов» в сопровождении ледокола «Капитан Хлебников» и танкера «Ярослав Мудрый». Все работы по разгрузке успешно завершены.
Путин: Комплекс России в Антарктиде будет открытой площадкой для мировых учёных
Она включает в себя лаборатории, спортзал, медицинский блок. И позволит ученым комфортно жить и работать в условиях экстремально низких температур. Корреспондент «Известий» Игорь Балдин — о том, какие тайны до сих пор таят в себе льды Антарктики.
Появление новой посадочной площадки обеспечило возможность быстро доставить на континент строительно-монтажную группу. Оперативно было организовано сразу пять санно-гусеничных походов по трассе Прогресс — Восток для доставки специалистов и грузов. Три таких похода уже состоялись, два еще впереди. До конца 2023 года строителям также предстоит произвести монтаж субкаркаса, утеплить его, смонтировать внешнюю обшивку и приступить к пуско-наладке систем отопления и вентиляции. Завершить строительство НЗК Восток планируется в 2025 году. В канун православного Рождества на станцию Прогресс прибыло научно-исследовательское судно ААНИИ «Академик Федоров» с полярниками и грузом на борту, рассказал «Стимулу» геофизик и магнитолог 68-й Российской антарктической экспедиции Андрей Тепляков. Он рассчитывает прибыть на Восток с санно-гусеничным поездом в конце января — начале февраля.
В среднем рейс занимает около трех недель. Это экстремально сложный поход, Три с половиной километра гора. В балке на шесть человек двигаешься по языкам ледника, по колее. Мягкости особой нет, не как в поезде, скорее как в детстве на санках — трясет, причем непрерывно, две — две с половиной недели нужно провести в таком режиме» «Пойдем походом наверх, на купол антарктического ледника. И потом, после зимовки, тоже походом с Востока вниз. Я спускался уже однажды. В балке жилой вагончик в составе санно-гусеничного поезда. Мягкости особой нет, не как в поезде, скорее как в детстве на санках — трясет, причем непрерывно, две — две с половиной недели нужно провести в таком режиме. Конечно, бывают остановки в пути — завтрак часа полтора, потом в обед тоже часок, можно поразмяться, и ужин.
У водителей во время остановок пересменки». Андрей видит и плюсы в таком способе прибытия в Центральную Антарктиду: «Если медленно забираешься на гору, адаптация проходит лучше, чем если прилететь на самолете». Действующая сейчас конструкция на станции Восток, по словам Андрея Теплякова, представляет собой дом коридорного типа, 50 м в длину на 15 м в ширину. Вся конструкция под снегом», — уточнил ученый. Одна из причин — колоссальный научный потенциал Востока. Боярского В 1980-е годы здесь был передний край физики, рассказал «Стимулу» Виктор Боярский, ученый, путешественник, в прошлом директор Музея Арктики и Антарктики. По энергии неуловимой частицы нейтрино ученые готовились судить о состоянии нашей Вселенной. На станции Восток планировалось создать детектор, способный уловить нейтрино. Поэтому, если засечь эмиссию, можно выйти на энергию нейтрино.
Для этого надо поместить аппаратуру в большой объем однородной малопоглощающей среды, например в воду, — говорит Виктор Боярский. Антарктида была хорошей моделью: в районе станции Восток лед холодный, спокойный, малошумящий — и поглощение маленькое, и объем гигантский. Мы бурили там скважины и измеряли шум ледника в радиодиапазоне, проверяя, можно ли в этом шуме что-то уловить». Дальше предварительных работ дело не пошло, проект остановили из-за недостатка финансирования. Уже хорошо изучены образцы льда со станции Восток в возрасте около 400 тыс. Эти частицы, по мнению заведующего лабораторией криоастробиологии ПИЯФ Сергея Булата, имеют возраст около 4,6 млрд лет и могут содержать органические молекулы, аминокислоты и азотистые основания, которые называют «блоками жизни» или «семенами жизни».
Соответствующее решение принято на заседании правительства, список решений опубликован на сайте кабмина 20 мая. Минприроды России совместно с федеральными органами исполнительной власти поручено до 15 июня этого года внести в правительство РФ проект распоряжения по этому вопросу.
Рабочий режим Третий строительный сезон на «Востоке» стартовал в ноябре.
Они возведут два оставшихся модуля. Это будут вспомогательные помещения для хранения запасов топлива и дубликатов оборудования. Можно констатировать, что на данный момент комплекс находится в высокой степени готовности; научный и технический персонал может в нем непрерывно жить и работать. Планируется, что уже в этом году шесть сотрудников из Института Арктики и Антарктики и 30 техников останутся там на зимовку, чтобы протестировать все системы в рабочем режиме. В полную мощь все пять модулей зимовочного комплекса заработают в начале 2025 года. В конце октября в Антарктиде также начала работу посадочная площадка на станции Новолазаревская. Научные исследования Исследования на станции «Восток» все это время не прекращались. Так, в прошлом году из глубины более чем 3,5 км ученые подняли керн льда возрастом около 1,2 млн лет. Главным же объектом исследования для ученых, работающих на станции, остается подледниковое озеро.
Взятие его проб десять лет назад стало сенсацией в научном мире. Теперь задача — проникнуть в само озеро.
«Восток» – наш. Полярникам Антарктики построили новый комфортный дом для зимовки
Президент России ввёл в эксплуатацию зимовочный комплекс станции «Восток» в Антарктиде: самый современный из всех Площадь нового комплекса составляет более 3 тысяч квадратных метров. Данный зимовочный комплекс представляет собой модульную конструкцию, состоящую из пяти различных блоков с общей площадью свыше 3 000 квадратных метров. Передовой комплекс позволяет комфортно разместить до 15 человек в период зимовки и до 35 человек в сезонный период — возведение конструкции было завершено ещё в 2020 году, а теперь пришло время ввести его в эксплуатацию. Telegram-канал создателя Трешбокса про технологии Президент страны отметил, что станция «Восток» является самой южной научной станцией и в определённые периоды времени температура там достигает отметки в -80 С, но даже в таких погодных условиях российские полярники, учёные и специалисты самых разных профессий выполняют поставленные задачи.
Она включает в себя лаборатории, спортзал, медицинский блок. И позволит ученым комфортно жить и работать в условиях экстремально низких температур.
Корреспондент «Известий» Игорь Балдин — о том, какие тайны до сих пор таят в себе льды Антарктики.
Его срок службы превышает 50 лет, и в течение этого времени каменная вата сохраняет свою форму и исходные теплотехнические характеристики. Это чрезвычайно важно в условиях столь отдаленной эксплуатации станции — в случае проявления строительных дефектов, у компаний не будет возможности оперативно эвакуировать людей и пересмотреть принятые решения», — поясняет Андрей Петров, ведущий инженер компании ROCKWOOL. Рисунок 3. Сборка модулей зимовочного комплекса станции «Восток» Снаружи слои утеплителя защищены фасадными панелями, а изнутри — негорючими стекломагниевыми листами. Суммарная толщина наружных стен достигает 650 мм. Такое решение не просто помогает создать и поддержать комфортную для полярников температуру, но и обеспечивает их максимальную безопасность. К сожалению, ранее действовавшая станция «Восток» известна печальным событием — в апреле 1982 года из-за короткого замыкания случился пожар, унесший за собой жизнь одного из полярников. Строение станции — домик из деревянных щитов, обшитый снаружи алюминием, а изнутри пенопластом для звукоизоляции сгорел всего за 15 минут.
Полностью вышли из строя основные и резервные дизель-генераторы, пропал свет, обесточились научные приборы, остыли батареи. Экспедицию спасли усилия геофизиков, которым удалось запустить найденный на свалке дизель-генератор. Зимовщики не просто выжили, но и продолжили свои эксперименты. Рисунок 4. Контрольная сборка в г. Фасад нового зимовочного комплекса станции «Восток». Они заслуживают отдельного внимания, ведь большинство существующих программ подбора оборудования просто не рассчитаны на крайне низкие температуры внешнего воздуха, а барометрическое давление в них задано постоянно равным 101,325 кПа.
Включает в себя шесть резервуаров хранения дизельного топлива, аварийный генератор и насосную станцию.
Блок В: жилые, медицинские, общественные и административные помещения на отметках 0. Блок-модуль состоит из шести резервуаров для хранения дизельного топлива, помещения аварийного генератора, насосной станции, а также трех холодных и двух теплоизолированных складов. Блок Е: технические помещения и гараж. Помимо основного здания, в непосредственной близости находятся два блок-модуля, соединенных трубопроводами с основным зданием для питания генераторов на станции. Энергетический центр станции «Восток» В главном энергоцентре зимовочного комплекса антарктической станции «Восток» установлены четыре дизель-генераторных установки ДГУ мощностью 200 кВт каждый. Предусмотрено еще два резервных дизель-генератора аналогичной мощности. Все оборудование выпущено российской компанией КамАЗ и Баранчинским заводом. Предполагаемая расчетная станции составит 146 кВт.
Энергоцентр рассчитан на 25-30 лет безаварийной работы, но тем не менее, на станции сделали резервный, полностью идентичный основному, комплекс оборудования. Если что-то пойдет не по плану, полярники точно будут снабжены электроэнергией и теплом в течение всей зимовки. В инженерных системах особое место занимают решения по утилизации тепла. При проектировании был выполнен расчет годового потребления топлива, учитывающий абсолютно всех потребителей энергии на станции», — дополняет Маргарита Выборнова, руководитель группы ОВ и ВК проектного подразделения ЗАО «Запсибгазпром». Тепло и безопасность на новой станции Несмотря на экстремальные климатические условия, в которых предстоит работать зимовочному комплексу, внутри станции поддерживается комфортная для проживающих температура — в помещениях можно ходить в футболках. Все инженерные системы станции автономны и компьютеризированы.